Главная

Разъяснение законодательства

О полномочиях органов полиции при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий

30. 09.2015

В соответствии с действующим законодательством сотрудники органов внутренних дел наделены правомочиями по осуществлению уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности.

Для выполнения возложенных на них обязанностей оперуполномоченным названного ведомства в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) предоставлено право обследовать помещения, здания, сооружения, участки местности и транспортные средства. При этом сотрудники полиции вправе производить изъятие документов, предметов, материалов и сообщений и осуществлять иные предусмотренные федеральным законом действия.

Обследование заключается в непосредственном или опосредованном (с использованием технических средств) осмотре и изучении указанных объектов в целях обнаружения следов преступной деятельности, орудий совершения преступления, похищенного имущества, разыскиваемых лиц, а также получения иной информации, необходимой для решения задач оперативно-розыскной деятельности.

Рассматриваемый вид ОРМ не носит процессуального характера, для его производства не требуется возбужденного уголовного дела или зарегистрированного сообщения о преступлении. В данном случае сотрудникам органов внутренних дел достаточно располагать сведениями о влекущем уголовную ответственность нарушении законодательства РФ.

Приказом МВД РФ от 01.04.2014 № 199 утверждена Инструкция о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

Названный документ издан на основании требований ст. 15 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» в целях обеспечения законности и обоснованности проводимых сотрудниками органов внутренних дел оперативно-розыскных мероприятий и исключения нарушений прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе субъектов предпринимательской деятельности.

В ряде случаев сотрудники полиции могут осуществлять следственные действия (например, обыск или выемку) по поручению следователя, направленному в рамках находящегося в его производстве уголовного дела или материала процессуальной проверки.

В этих случаях действия оперуполномоченных регламентируются уголовно-процессуальным законодательством.   

На практике у представителей юридических лиц часто возникают вопросы о правомерности действий сотрудников полиции по изъятию офисных компьютеров при наличии документов об установленном легальном программном обеспечении у их владельца. Вместе с тем, факты использования лицензионной либо контрафактной продукции, иные значимые обстоятельства могут быть установлены лишь соответствующим исследованием, проводимом специалистами ЭКЦ ГУ МВД России по Воронежской области. Необходимая для функционирования организации информация может быть на месте скопирована с изымаемой техники на другие электронные носители ее обладателя.

Стоит упомянуть, что в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами. Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Такая ответственность предусмотрена как законодательством об административных правонарушениях (ст. 19.3 КоАП РФ), устанавливающим наказание за неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции в виде административного ареста сроком до 15 суток, так и уголовным законом (ст. ст. 294, 295, 317, 318, 319 УК РФ), санкции которого в ряде случаев предусматривают пожизненное лишение свободы.    

Решая широкий спектр задач, полиция в современных условиях, призвана не только обеспечить государственные интересы, но и защитить общество от преступных посягательств.

Надзор за названной деятельностью остается одним из приоритетных направлений в работе органов прокуратуры.  

 

(отдел по надзору за оперативно-розыскной деятельностью управления по надзору за уголовно-процессуальной

и оперативно-розыскной деятельностью)

Прокуратура Воронежской области
Версия сайта до 21.05.2020
© 2007-2020 Прокуратура Воронежской области Все права защищены