Цифровая образовательная среда
Содержание:
Основные компоненты[править]
Исходя из экономической целесообразности, а также во исполнение указа президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 г. № 204, можно сделать вывод о том, что в основу функционирования цифровой образовательной среды образовательной организации следует положить работу со свободно-распространяемым и отечественным программным обеспечением.
На основе требований федеральных государственных образовательных стандартов и учета специфики работы образовательных организаций можно выделить следующие основные компоненты ЦОС:
Реестр онлайн-курсов
Подсистема «Реестр онлайн-курсов» собирает и отображает актуальную
информацию об онлайн-курсах, размещенных на различных платформах
онлайн-обучения, их основные свойства и параметры (название и
описание онлайн-курса, ссылку на платформу обучения, где расположен
данный курс и список формируемых компетенций). Реестр обеспечивает
возможность категоризации онлайн-курсов и поддержки их версионности
с целью хранения истории изменений онлайн-курса. Одной из важных
функций Реестра является автоматизированный обмен информацией с
информационными системами образовательных организаций, платформами
онлайн-обучения и иными информационными системами о доступных для
освоения онлайн-курсах.
Основные термины и определения[править]
Цифровая образовательная среда (ЦОС)– это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса.
Слово «открытая» означает возможность и право любого пользователя использовать разные информационные системы в составе ЦОС, заменять их или добавлять новые. Для этого в логике ЦОС должны быть предусмотрены условия и открыто опубликованные правила.
Среда принципиально отличается от системы тем, что она включает в себя совершенно разные элементы: как согласованные между собой, так и дублирующие, конкурирующие и даже антагонистичные. Это позволяет среде более динамично развиваться. Никогда невозможно предугадать, какие из элементов среды окажутся более живучими, какие отомрут, какие с какими образуют новые согласованные альянсы, а какие, наоборот, разделятся.
Система, в отличие от среды, создается под конкретные цели и в согласованном единстве. Ее живучесть определяется диапазоном соответствия реальных внешних условий предусмотренным в проекте изначально. Чем быстрее меняются условия, тем короче жизнь систем.
Чтобы справиться со стремительными изменениями, в сфере информационных технологий сначала переходили на «платформы», а теперь все больше говорят об экосистемах.
Платформа – такое построение информационной системы, которое позволяет сторонним разработчиками, используя предусмотренные платформой открытые инструменты, строить собственные продукты, которые смогут работать и взаимодействовать с другими продуктами на той же платформе.
Экосистема – такое построение информационных систем, которое не требует от сторонних разработчиков использовать специфические инструменты для своих продуктов: достаточно реализовать согласованный протокол обмена данными. Это позволяет обеспечить взаимодействие любых информационных систем в случае реализации этого протокола.
Всем нужны МООКи
Онлайн-курсы и видео-лекции, появившиеся в 90-х годах прошлого века, не обеспечивали обратной связи с преподавателем, а, следовательно – не давали возможности контролировать и оценивать знания. Такая возможность появилась менее десяти лет назад. Интерактивная связь преподавателей и студентов гарантирует качество обучения и обеспечивает образовательные организации нормативно-правовой базой для его сертификации.
Необходимость в сочетании всех перечисленных факторов привела к идее создания МООК – «Массового открытого онлайн-курса».
Созданная система МООК позволяет решить наиболее значимые задачи:
- Массовость обучения;
- Доступность;
- Получение сертификата или диплома любого учебного заведения, в любой точке мира без необходимости личного присутствия, без отрыва от работы, основного места учебы, временного переезда и т. д.
Кроме того, система МООК дает возможность решить вопрос с замещением преподавателей, который возник вследствие недостатка кадров, и желания студентов обучаться в самых престижных ВУЗах страны, без необходимости переезда в другой город.
Отметим, что цифровая образовательная среда, за которой с легкой руки аналитиков отраслевого портала Inside Higher Ed закрепилось название «эпоха EdTech-оптимизма», произвела настоящий переворот в консервативной системе обучения. Сегодня она является необходимым элементом образования, обеспечивающим должный уровень в современном развитом государстве. Поэтому цифровое обучение указом Президента РФ стало приоритетной задачей и для государственных учреждений, в первую очередь. Интерес государства к новой форме образования – абсолютная гарантия его поддержки и успеха.
Цифровое портфолио
На портале «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» каждый пользователь имеет возможность создать собственное цифровое портфолио,
которым он может обмениваться с работодателями и образовательными организациями.
Цифровое портфолио интегрировано с различными платформами онлайн-обучения,
информационными системами университетов,
работодателей и обеспечивает возможность просмотра своих результатов по онлайн-курсам,
результатов олимпиад, выполненных проектов, фиксации полных данных об образовании,
формирования резюме с включением в него результатов обучения по онлайн-курсам, сертификатов,
личных достижений, информации об образовании.
Также каждый пользователь может указать и подтвердить информацию о своей трудовой деятельности и карьерных достижениях,
просмотреть полученные сертификаты и информацию о пройденных активностях,
а также получить рекомендации по развитию личности, возможностях карьерного роста и прохождению активностей.
Что происходит с цифровыми средами сейчас
Планы меняются на ходу, но работа уже кипит. Вот что сделано.
Цифровая среда для школ
По декабрьскому постановлению правительства об экспериментальном внедрении ЦОС, школы в ряде пилотных регионов должны быть обеспечены высокоскоростным доступом к интернету и всем необходимым оборудованием, чтобы использовать дистанционные образовательные технологии. Так, к утверждению готовится «цифровой школы» — список технических требований к её инфраструктуре. Эту работу Минпросвещения ведёт совместно с Минцифры: помимо ЦОС, задачи по оснащению школ входят в нацпроект «Цифровая экономика».
Как мы помним, кроме «железа», в пилотных регионах министерства вместе с местными властями будут в экспериментальном порядке запускать информационные системы для доступа к образовательным сервисам. Основной точкой входа станет платформа «Моя школа». Её уже разрабатывает подведомственный Минпросвещения Институт цифровой трансформации в сфере образования.
Пока нет ясности, будет ли она создана на базе уже существующей платформы с похожим названием («Моя школа онлайн») или речь идёт о совершенно новой платформе. «Моя школа онлайн» была экстренно запущена весной 2020 года издательствами школьных учебников во главе с «Просвещением».
Эта платформа содержит учебные материалы в электронном формате. Но очевидно, что функции, предполагающиеся у «Моей школы» в рамках ЦОС, должны быть гораздо шире. На новой платформе ученики будут изучать учебные темы, выполнять задания и получать обратную связь.
Система, основанная на технологии искусственного интеллекта и учёта «цифровых следов» пользователей, будет выявлять пробелы в знаниях школьников и их образовательные интересы. Это поможет выстраивать индивидуальную траекторию обучения, то есть рекомендовать учебные материалы именно по тем темам, которые важны для конкретного ребёнка.
Из всех технических решений ЦОС ближе всего к запуску сейчас «Сферум» — система видео-конференц-связи (отечественный аналог Zoom и других подобных сервисов). К концу 2021 года её планируют распространить на все школы в 15 регионах страны.
Первоначально, судя по постановления, эксперимент в полном объёме, включая и «Мою школу», и другие созданные в рамках ЦОС сервисы, планировалось распространить на 14 регионов: Алтайский и Пермский края, Астраханскую, Калининградскую, Калужскую, Кемеровскую, Московскую, Нижегородскую, Новгородскую, Новосибирскую, Сахалинскую, Тюменскую и Челябинскую области, Ямало-Ненецкий автономный округ. Но в подписанном документе Минпросвещения поручено выбрать регионы для участия. Пока министерство утвердило порядок отбора.
Цифровая среда для вузов
Платформа «Современная цифровая образовательная среда» уже действует как единая точка доступа к ресурсам разных провайдеров. В прошлом году на ней появилась функция авторизации по профилю на Госуслугах и расширились функции личного кабинета.
Теперь пользователь СЦОС может вести своё цифровое портфолио пройденных курсов, полученных сертификатов и приобретённых навыков. Массовое подключение вузов к платформе, о котором недавно заявил замминистра науки и высшего образования Александр Нарукавников, означает, что они смогут добавлять в реестр СЦОС свои курсы
Причём неважно, где эти курсы опубликованы: на внутренних сервисах университета или на Coursera
Документы:
Федеральные:
— О проекте в России
— Паспорт федерального проекта «Цифровая образовательная среда»
— Приказ Минпросвещения Росии от 02.12.2019 № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды»
— Проект постановления Правительства Российской Федерации «О проведении в 2020-2022 годах эксперимента по апробации федеральной информационно-сервисной цифровой образовательной среды»
— Письмо Минпросвещения России от 19 марта 2019 г. № МР-315/02 «О перечне оборудования»
— Распоряжение Минпросвещения России от 15.11.2019 № Р-116 «Об утверждении методических рекомендаций по реализации мероприятий по развитию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры объектов общеобразовательных организаций и обеспечивающих достижение результата федерального проекта в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»
— Распоряжение Минпросвещения России от 17.12.2019 N Р-135 «Об утверждении методических рекомендаций по приобретению средств обучения и воспитания для обновления материально-технической базы общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций в целях внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование»
Региональные:
О реализации региональной составляющей национальных проектов
Дата |
Вид документа |
Ссылка для просмотра / на скачивание |
20.05.2019 |
Презентация (pdf) |
|
21.08.2019 |
Презентация (pdf) |
Образование Республики Хакасия 2020 – проектирование будущего— Текстовое сопровождение слайдов |
27.09.2019 |
Презентация (pdf) |
О реализации приоритетного национального проекта «Образование» в Республике Хакасия в 2019-2024 годах— Текстовое сопровождение слайдов |
27.09.2019 |
Презентация (pdf) |
|
11.10.2019 |
Текст |
|
26.10.2019 |
Презентация (pdf) |
Основные термины и определения:
Цифровая образовательная среда (ЦОС)– это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса.
Слово «открытая» означает возможность и право любого пользователя использовать разные информационные системы в составе ЦОС, заменять их или добавлять новые. Для этого в логике ЦОС должны быть предусмотрены условия и открыто опубликованные правила.
Среда принципиально отличается от системы тем, что она включает в себя совершенно разные элементы: как согласованные между собой, так и дублирующие, конкурирующие и даже антагонистичные. Это позволяет среде более динамично развиваться. Никогда невозможно предугадать, какие из элементов среды окажутся более живучими, какие отомрут, какие с какими образуют новые согласованные альянсы, а какие, наоборот, разделятся.
Система, в отличие от среды, создается под конкретные цели и в согласованном единстве. Ее живучесть определяется диапазоном соответствия реальных внешних условий предусмотренным в проекте изначально. Чем быстрее меняются условия, тем короче жизнь систем.
Главная проблема современных информационных систем в образовании именно в том, что их, избегая согласований, создают централизованно в виде единых универсальных продуктов, подавляя инициативу образовательных организаций по использованию своих систем. Стремительное изменение внешних условий и самих технологий приводит к крайне низкой эффективности вложений в создание этих систем. Поскольку оправдание бюджетных затрат демонстрируется практикой использования, образовательные организации заставляют использовать эти системы. Это приводит к отторжению педагогов от использования навязанных систем и пассивному противодействию. В результате новые информационные системы не только не улучшают образовательный процесс, но и приводят к повышению бюрократической нагрузки, вместо, казалось бы, ожидаемого облегчения ее.
Чтобы справиться со стремительными изменениями, в сфере информационных технологий сначала переходили на «платформы», а теперь все больше говорят об экосистемах.
Платформа– такое построение информационной системы, которое позволяет сторонним разработчиками, используя предусмотренные платформой открытые инструменты, строить собственные продукты, которые смогут работать и взаимодействовать с другими продуктами на той же платформе.
Эксперимент по внедрению в России «Цифровой образовательной среды»
Изначально Министерство просвещения анонсировало внедрение «Цифровой образовательной среды» в 14 регионах России:
- края: Алтайский и Пермский;
- области: Астраханская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Сахалинская, Тюменская и Челябинская;
- Ямало-Ненецкий автономный округ.
Однако в Постановлении Правительства, которое было принято 7 декабря 2020 года, перечня регионов нет. Возможно, этот список появится позже.
-
Создание и запуск платформы ЦОС и тестирование ее функционала. Для достижения этой цели во время экспериментального периода будет необходимо:
- автоматизировать образовательный процесс и сделать его более унифицированным;
- усовершенствовать независимую диагностику качества образования;
- организовать процесс обучения с использованием дистанционных технологий и электронного обучения;
- отработать технологию обработки большого количества информации.
- Оснащение образовательных учреждений необходимыми техническими средствами: быстрым интернетом, компьютерами, программным обеспечением, системами контроля, камерами видеонаблюдения и так далее.
- Интеграция ЦОС и портала «Госуслуг». Планируется, что в течение года после начала эксперимента на «Госуслугах» появится вкладка «Мое образование». Через этот сервис родители и ученики в режиме одного окна смогут пользоваться образовательными ресурсами.
- Создание и запуск региональных информационных ресурсов, с помощью которых можно будет обеспечить электронный документооборот, учет достижений учеников, планирование финансово-хозяйственной деятельности школы и многое другое.
Эксперимент поможет определить пошаговый алгоритм внедрения во всех школах России «Цифровой образовательной среды».
Участники семинара[править]
Уважаемые коллеги!
Для получения сертификата участникам семинара необходимо:
1. Зарегистрироваться на семинаре (заполнить регистрационную форму).
ВАЖНО: Регистрационная форма заполняется ОДИН раз
2. Заполнить таблицу .
3. Изучить материалы семинара.
4. Присоединиться к любому сообществу:
а) «Сетевое образовательное сообщество работников системы СПО Саратовской области» (необходимо зарегистрироваться на сайте «Открытый класс», присоединиться с нашему сообществу (см. памятку в форуме «Как найти сообщество и присоединиться к нему?»)
б) Кафедра профессионально образования. СОИРО. (необходимо зарегистрироваться на сайте «ВКонтакте», присоединиться к нашему сообществу)
в) Кафедра профессионально образования. СОИРО. (необходимо зарегистрироваться на сайте «Одноклассники», присоединиться к нашему сообществу)
г) Кафедра профессионально образования. СОИРО. (необходимо зарегистрироваться на сайте «Facebook», присоединиться к нашему сообществу)
д) Кафедра профессионально образования. СОИРО. (необходимо зарегистрироваться на сайте «Twitter», присоединиться к нашему сообществу)
5. Принять участие в опросе «Использование ИКТ-технологий»
6. Принять участие в опросе «Цифровая образовательная среда СПО»
7. Принять участие в форуме:
а) «Цифровая образовательная среда образовательной организации» (на портале «Открытый класс»)
б)
8. Написать комментарий о данном семинаре на онлайн-доске (см. ниже «Отзывы, пожелания, замечания»)
Уважаемые коллеги!
Цифровая образовательная среда в школе — что это такое?
Под «Цифровой образовательной средой» понимается единая информационная система, объединяющая всех участников образовательного процесса — учеников, учителей, родителей и администрацию школы. Система включает в себя:
- Информационные образовательные ресурсы.
- Технологические средства: компьютеры, средства связи (смартфоны, планшеты), иное информационно-коммуникационное оборудование.
- Систему педагогических технологий.
«Цифровая образовательная среда» должна была появиться в России уже с 01.09.2020, однако внедрении системы было отложено на более поздний срок. Согласно Постановлению Правительства РФ № 2040 от 07.12.2020 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды» программа заработала с 10 декабря 2020 и продолжит свое действие до 31 декабря 2022 года. Система появилась в России в рамках национального проекта «Образование».
Изображение с сайта Министерства просвещения РФ
Основная задача ЦОС — создать современную и безопасную электронную образовательную среду, которая обеспечит доступность и высокое качество обучения всех видов и уровней. Планируется, что к 2024 году современные цифровые технологии будут внедрены в 75 субъектах РФ для как минимум 500 тысяч детей.
В рамках ЦОС также будут функционировать центры цифрового образования детей «IT-Куб» (см. Распоряжение Минпросвещения РФ № Р-138 от 17.12.2019). Организации будут обучать учеников по дополнительным общеразвивающим программам в сфере информационных технологий.
Предполагается, что проект послужит стимулом для обновления содержательной базы образования, а также даст школьникам и учителям возможность ориентироваться в цифровом пространстве. При помощи ЦОС улучшится качество образования, так как педагоги смогут эффективнее повышать квалификацию, а в школах появится необходимая инфраструктура для совершенствования учебного процесса.
Материалы:
— Цифровая образовательная среда
— Методическими рекомендации по вопросам внедрения Целевой модели цифровой образовательной среды в субъектах Российской Федерации(письмо Минпросвещения России от 14.01.2020 № МР-5/02 «О направлении методических рекомендаций»)
— Методические рекомендации об организации повышения квалификации педагогических работников, привлекаемых к осуществлению образовательной деятельности в области современных информационно-коммуникационных и цифровых технологий-Методические рекомендации по обновлению информационного наполнения и функциональных возможностей открытых и общедоступных информационных ресурсов образовательных организаций, в том числе официальных сайтов в информационной коммуникационной сети «Интернет»
— Методические рекомендации по обновлению информационного наполнения и функциональных возможностей открытых и общедоступных информационных ресурсов образовательных организаций, в том числе официальных сайтов в информационной коммуникационной сети «Интернет»
Введут ли в России дистанционное обучение?
С весны 2020 и до конца прошлого учебного года российские школы работали в режиме дистанционного обучения. В новом учебном году учебные заведения также время от времени переходят на дистанционку в связи со сложной эпидемиологической обстановкой. При этом ученики, родители и учителя нередко сталкиваются с различными сложностями: нехватка оборудования, отсутствие технологических средств для проведения онлайн-уроков, нехватка методических разработок для дистанционных занятий. Из-за этого в обществе возникло негативное отношение к дистанционному образованию.
Кроме того, в интернете начала появляться информация о том, что в России планируется полностью перейти к дистанционному обучению — такие сообщения также вызывают много вопросов как у учителей, так и у учеников и их родителей.
На самом деле перед ЦОС никогда не стояла задача полностью отказаться от традиционной системы обучения и упразднить необходимость посещения детьми школы — речь шла лишь о внедрении различных электронных и технических средств для повышения качества образования.
Также оживленную дискуссию вызвал законопроект № 957354-7. Его название — «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «Об образовании в РФ» в части определения полномочий по установлению порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Многие подумали, что цель этой инициативы — перевести все школы на дистанционное обучение.
Однако один из авторов законопроекта, глава Комитета Совфеда по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова объяснила, что перевод образовательных учреждений на дистанционный режим работы стал вынужденной неотложной мерой на период коронавируса. При этом выяснилось, что в российском законодательстве не описаны многие вопросы, касающиеся проведения онлайн-уроков. Новый законопроект направлен именно на восполнение ряда пробелов в действующих законах.
В частности, поправки уточнят полномочия Минпросвещения и Минобрнауки при реализации онлайн-программ в образовании. В результате министерства смогут прописать подробный регламент дистанционного обучения, а в случае чрезвычайной ситуации, когда обучение в школах нужно будет перевести в онлайн-формат, каждое образовательное учреждение будет иметь четкую и подробную инструкцию. По состоянию на январь 2021 этот законопроект не был рассмотрен даже в первом чтении.
Также на рассмотрении Госдумы находится законопроект № 963511-7, в котором предлагается сделать дистанционный формат обучения добровольным, за исключением случаев введения в регионе или стране режимов ЧС, ЧП или повышенной готовности. То есть переводить весь процесс обучения в онлайн-формат на постоянной основе в ближайшее время не планируется.
Дистанционное обучение в 2020-2021 учебном году
С 1 сентября 2020 года о внедрении всероссийского дистанционного формата работы школ объявлено не было. Руководства отдельных регионов и образовательных организаций принимают решение о целесообразном режиме учебы в зависимости от эпидемиологической обстановки. По состоянию на январь 2021 года возвращать всероссийский дистант (как это было весной 2020) не планируется.
При этом в школах должны соблюдаться все рекомендации по организации работы образовательных учреждений в условиях сохранения рисков распространения коронавирусной инфекции, перечисленные в Постановлении главного государственного санитарного врача РФ № 16 от 30.06.2020.
Описание и оценка эффективности
Речь идет о создании условий для формирования ЦОС на всех уровнях организации образовательного процесса и его управления. Это не требует существенных финансовых вложений. Это невыгодный для подрядчиков проект– в нем нет «железа» и монстроидальной программной разработки, на которые можно запросить космические суммы типа Контингента или РЭШ/МЭШ. Это будничная чиновная работа по подготовке новой нормативной базы. Оценить ее эффективность можно только позже– по происходящим изменениям и повышению активности использования ЦОС, потому что эти нормы должны создать условия для свободного и бурного развития ЦОС всех уровней.
Важнейшим критерием успеха по созданию таких условий считаю последующее