Федеральный проект «цифровая образовательная среда»
Содержание:
Всем нужны МООКи
Онлайн-курсы и видео-лекции, появившиеся в 90-х годах прошлого века, не обеспечивали обратной связи с преподавателем, а, следовательно – не давали возможности контролировать и оценивать знания. Такая возможность появилась менее десяти лет назад. Интерактивная связь преподавателей и студентов гарантирует качество обучения и обеспечивает образовательные организации нормативно-правовой базой для его сертификации.
Необходимость в сочетании всех перечисленных факторов привела к идее создания МООК – «Массового открытого онлайн-курса».
Созданная система МООК позволяет решить наиболее значимые задачи:
- Массовость обучения;
- Доступность;
- Получение сертификата или диплома любого учебного заведения, в любой точке мира без необходимости личного присутствия, без отрыва от работы, основного места учебы, временного переезда и т. д.
Кроме того, система МООК дает возможность решить вопрос с замещением преподавателей, который возник вследствие недостатка кадров, и желания студентов обучаться в самых престижных ВУЗах страны, без необходимости переезда в другой город.
Отметим, что цифровая образовательная среда, за которой с легкой руки аналитиков отраслевого портала Inside Higher Ed закрепилось название «эпоха EdTech-оптимизма», произвела настоящий переворот в консервативной системе обучения. Сегодня она является необходимым элементом образования, обеспечивающим должный уровень в современном развитом государстве. Поэтому цифровое обучение указом Президента РФ стало приоритетной задачей и для государственных учреждений, в первую очередь. Интерес государства к новой форме образования – абсолютная гарантия его поддержки и успеха.
Материалы:
— Цифровая образовательная среда
— Методическими рекомендации по вопросам внедрения Целевой модели цифровой образовательной среды в субъектах Российской Федерации(письмо Минпросвещения России от 14.01.2020 № МР-5/02 «О направлении методических рекомендаций»)
— Методические рекомендации об организации повышения квалификации педагогических работников, привлекаемых к осуществлению образовательной деятельности в области современных информационно-коммуникационных и цифровых технологий-Методические рекомендации по обновлению информационного наполнения и функциональных возможностей открытых и общедоступных информационных ресурсов образовательных организаций, в том числе официальных сайтов в информационной коммуникационной сети «Интернет»
— Методические рекомендации по обновлению информационного наполнения и функциональных возможностей открытых и общедоступных информационных ресурсов образовательных организаций, в том числе официальных сайтов в информационной коммуникационной сети «Интернет»
«Современная школа»
Задача проекта: внедрение в российских школах новых методов обучения и воспитания, современных образовательных технологий, а также обновление
содержания и совершенствование методов обучения предмету «Технология».
Главные цифры проекта (к 2024 году): проведение комплексной оценки
качества общего образования в 85 субъектах России, создание современной материально-технической базы в 16 тысяч школ в сельской местности
и малых городах 80 субъектов Российской Федерации, создание новых мест в общеобразовательных организациях для 230 тысяч детей, участие 70%
школьников в различных формах сопровождения и наставничества, реализация общеобразовательных программ в сетевой форме 70% организаций начального,
основного и среднего общего образования, строительство и введение в эксплуатацию не менее 25 школ с привлечением частных инвестиций.
Общий бюджет проекта: более 295,1 млрд рублей.
Задачи национального проекта РФ «Образование»:
- Внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений. Повышение их мотивации к обучению и вовлечённости в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология».
- Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
- Создание условий для раннего развития детей в возрасте до трёх лет, реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье.
- Создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
- Внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций.
- Модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ.
- Формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими.
- Создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтёрства).
- Увеличение не менее чем в два раза количества иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования и научных организациях. А также реализация комплекса мер по трудоустройству лучших из них в Российской Федерации.
- Формирование системы профессиональных конкурсов в целях предоставления гражданам возможностей для профессионального и карьерного роста.
1.1. СРЕДНЕВЗВЕШЕННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ГРУППЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ КАЧЕСТВА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, СРЕДНЕВЗВЕШЕННОЕ МЕСТО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НЕ НИЖЕ)
В Российской Федерации будет ликвидировано обучение в 3-ю смену к концу 2021 г.
70% обучающихся общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным
общеобразовательным программам, будут вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества к концу 2024 г.
Обучающимся 5-11 классов будут предоставлены возможности освоения основных общеобразовательных программ по индивидуальному
учебному плану, в том числе в сетевой форме, с зачетом результатов освоения ими дополнительных общеобразовательных программ
и программ профессионального обучения, к концу 2024 г.
Будет создана сеть центров цифрового образования детей «IT-куб»
24,5 тыс.
детей будут обучаться на вновь созданных местах в сельских школах и в школах, расположенных в поселках
городского типа, к концу 2023 г. (тыс.)
25 школ
будет построено и введено в эксплуатацию с привлечением частных инвестиций к концу 2024 года
230 тыс. новых мест
в общеобразовательных организациях (продолжение реализации приоритетного проекта «Современная образовательная среда для школьников») будут созданы к концу 2024 г.
В 70%
школ будет работать целевая модель вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в принятии решений
по вопросам управления общеобразовательными организациями, в т.ч. в обновлении образовательных программ, к концу 2024 г.
На 100%
будет введена национальная система учительского роста педагогических работников к концу 2020 г.
70% учителей
в возрасте до 35 лет будут вовлечены в различные формы поддержки и сопровождения в первые три года работы, к концу 2024 г.
Не менее 10%
педагогических работников систем общего образования и дополнительного образования детей пройдут добровольную независимую оценку профессиональной квалификации к концу 2024 г.
50%
педагогических работников системы общего, дополнительного образования детей и профессионального образования повысят уровень профессионального
мастерства в форматах непрерывного образования к концу 2024 г.
Не менее 900 тыс. детей
получат рекомендации по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями
(профессиональными областями деятельности), с учетом реализации проекта «Билет в будущее»
5% обучающихся
по программам основного и среднего общего образования пройдут обучение в созданных в каждом субъекте РФ региональных центрах выявления,
поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, функционирующих с учетом опыта Образовательного фонда «Талант и успех»
В 85 субъектах РФ
будет проведена оценка качества общего образования на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся
в общеобразовательных организациях РФ к концу 2024 г.
1.2. МЕСТО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В МИРЕ ПО ПРИСУТСТВИЮ УНИВЕРСИТЕТОВ В ТОП-500 ГЛОБАЛЬНЫХ РЕЙТИНГОВ УНИВЕРСИТЕТОВ
30 университетов
(не менее 1 в каждом федеральном округе и не менее чем в 10 субъектах Российской Федерации) получат государственную поддержку на
основании конкурсного отбора к концу 2020 г., будут сформированы (актуализированы) их программы развития («дорожные карты») с учетом
национальных целей Российской Федерации до 2024 г.
80 вузов из 40 субъектов РФ
будут включены в перечень образовательных организаций высшего образования, обеспечивающих подготовку кадров для базовых отраслей экономики
и социальной сферы, в том числе в целях предоставления государственной поддержки, к концу 2019 г.
20% студентов
будут осваивать отдельные курсы, дисциплины (модули), в том числе в формате онлайн-курсов, с использованием ресурсов иных организаций,
осуществляющих образовательную деятельность, в том числе университетов, обеспечивающих соответствие качества подготовки обучающихся мировому
уровню, к концу 2024 г.
Обучение по программам непрерывного образования в образовательных организациях высшего образования, реализующих дополнительные образовательные
программы и программы профессионального обучения, пройдут (млн чел.)
Актуальность внедрения цифровой образовательной среды
Статистические данные говорят о том, что из-за глобальной механизации и автоматизации в 20 столетии исчезло около 600 профессий. В 21 веке ситуация не изменилась – цифровые технологии, которые сегодня внедряются практически во все сферы жизнедеятельности человека, продолжает стремительно отправлять в историю целые группы профессий и ремесел. А те профессии, которые не исчезли, претерпели/претерпевают значительные изменения.
Естественно, что цифровые технологии влияют не только на уровень развития экономики государства и его обороноспособности, но и, в конечном счете, на глобальные политические процессы. Поэтому государству и обществу нужны специалисты, способные управлять сложнейшим оборудованием, приборами и роботами, чтобы сохранять конкурентоспособность на мировом уровне.
«Воспитать» таких специалистов, способных «шагать в ногу» с постоянно совершенствующимися современными технологиями, можно только при одном условии: если их обучение с помощью цифровых технологий начнется едва ли не с пеленок, и будет продолжаться на протяжении всей жизни.
Современные подростки и сами уже активно используют цифровые технологии для актуализации полученных знаний и применения их на практике. Но самостоятельное овладение знаниями, к сожалению, не дает возможности получить сертификат и предъявить его работодателю. Да и проверить качество этих знаний без организованной цифровой системы, чтобы выдать соответствующий диплом, тоже сложно (даже если человек усердно занимался самообразованием и его знания могут найти достойное применение).
Еще одна проблема образовательной системы – отсутствие тесной взаимосвязи между профильными ВУЗами/профобразовательными учреждениями и будущими работодателями и научными центрами. Цифровая система способна привести к единому знаменателю все заинтересованные стороны передовой образовательной среды. В свою очередь, такая координация гарантированно обеспечит экономический рост и развитие государства. Значит, интерес к формированию современной цифровой образовательной среды продиктован временем и государственной необходимостью.
Федеральные проекты и программы национального проекта «Образование»:
- Федеральный проект «Современная школа». Паспорт проекта.
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка». Паспорт проекта.
- Федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей». Паспорт проекта.
- Федеральный проект «Цифровая образовательная среда». Паспорт проекта.
- Федеральный проект «Учитель будущего». Паспорт проекта.
- Федеральный проект «Молодые профессионалы». Паспорт проекта.
- Федеральный проект «Новые возможности для каждого». Паспорт проекта.
- Федеральный проект «Социальная активность». Паспорт проекта.
- Федеральный проект «Экспорт образования». О проекте.
- Программа «Социальные лифты для каждого». О программе.
Цифровая образовательная среда в школе — что это такое?
Под «Цифровой образовательной средой» понимается единая информационная система, объединяющая всех участников образовательного процесса — учеников, учителей, родителей и администрацию школы. Система включает в себя:
- Информационные образовательные ресурсы.
- Технологические средства: компьютеры, средства связи (смартфоны, планшеты), иное информационно-коммуникационное оборудование.
- Систему педагогических технологий.
«Цифровая образовательная среда» должна была появиться в России уже с 01.09.2020, однако внедрении системы было отложено на более поздний срок. Согласно Постановлению Правительства РФ № 2040 от 07.12.2020 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды» программа заработала с 10 декабря 2020 и продолжит свое действие до 31 декабря 2022 года. Система появилась в России в рамках национального проекта «Образование».
Изображение с сайта Министерства просвещения РФ
Основная задача ЦОС — создать современную и безопасную электронную образовательную среду, которая обеспечит доступность и высокое качество обучения всех видов и уровней. Планируется, что к 2024 году современные цифровые технологии будут внедрены в 75 субъектах РФ для как минимум 500 тысяч детей.
В рамках ЦОС также будут функционировать центры цифрового образования детей «IT-Куб» (см. Распоряжение Минпросвещения РФ № Р-138 от 17.12.2019). Организации будут обучать учеников по дополнительным общеразвивающим программам в сфере информационных технологий.
Предполагается, что проект послужит стимулом для обновления содержательной базы образования, а также даст школьникам и учителям возможность ориентироваться в цифровом пространстве. При помощи ЦОС улучшится качество образования, так как педагоги смогут эффективнее повышать квалификацию, а в школах появится необходимая инфраструктура для совершенствования учебного процесса.
2019
В эпоху цифровизации вузы сталкиваются с вызовом: складывается система образования, позволяющая учить студентов гораздо более эффективно, массово и гораздо дешевле, чем сегодня это делают российские вузы, заявил спецпредставитель президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков, выступая на конференции EdCrunch 1 октября. Эффективность и онлайн, и оффлайн обучения в российских вузах предельно низкая с точки зрения экономических категорий — соотношения затрат и результатов, считает он.
В сложившихся условиях есть несколько сценариев, по которым может развиваться судьба российских вузов в ближайшие годы, полагает Песков. Один из них — «каннибалистический»: когда несколько ведущих университетов создают онлайн платформы и фактически вымывают ядро региональных университетов. У такого сценария много неприятных социальных последствий, отметил спецпредставитель президента.
Дмитрий Песков обрисовал сценарии развития вузов в условиях изменений в образовании на фоне цифровизации (фото — Кирилл Кухмарь/ТАСС )
Есть также сценарий, при котором университеты пользуются возникающими у них возможностями. Основных таких возможностей — три, и они отражены в нацпроектах, говорит Песков. Первое — это цифровизация, то есть, снижение своих издержек с параллельным повышением эффективности.
Второе — преобразование себя в институты, которые учатся зарабатывать средства и выходят на устойчивую траекторию, в первую очередь, программ дополнительного образования на региональном рынке. И третье — это экспорт образования: обучение зарубежных студентов и конкуренция на мировом уровне.
Все три возможности сегодня открыты, и в ближайшие 5-10 лет основная борьба будет происходить вокруг этих трех сюжетов: кто научится продавать услуги за рубежом, кто превратится в центр дополнительного образования, кто сможет создать эффективную цифровую платформу, — отметил Дмитрий Песков. — То есть фактически, чтобы выжить, средний университет должен размыть свой фокус. |
Чиновник добавил, что в вопросах технологий важно отделять то, чем занимались последние 20 лет в университетах, от цифровизации, потому что появление, например, в вузе бухгалтерского ПО или электронного расписания — это еще не цифровой университет. И даже курсы онлайн — это еще не цифровой университет.
Цифровой университет — это в первую очередь про то, как идет учебный процесс, как он влияет на качество итогового образовательного результата, а этого можно достичь, только глубоко погрузившись в суть того, как учатся студенты, какая у них мотивация, — подчеркнул Песков. |
Песков отметил, что есть много технологий, которые можно перенести из других сфер в сферу образования. Например, речь идет о воронках продаж. Известно, что из тех, кто обучается самостоятельно онлайн, до конца доходят 5-7%, привел статистику он. Любое повышение числа людей, самостоятельно закончивших свои программы, означает повышение образовательного результата. Есть метрики для работы с конечным потребителем, которые надо брать у маркетинга, у бизнеса, рекомендует Дмитрий Песков.
Замминистра высшего образования и науки Денис Солодовников — о цифровизации отрасли
Созданному в 2018 году Министерству науки и высшего образования Российской Федерации предстоит трансформировать отрасль с помощью цифровых платформ. О контурах этих платформ и подходах к их созданию заместитель министра науки и высшего образования Денис Солодовников рассказал в интервью главному редактору TAdviser Александру Левашову в феврале 2019 года.
В сентябре 2019 года Денис Солодовников дал еще одно интервью TAdviser, в котором более детально рассказал о готовящихся цифровых образовательных платформах. К ним относятся, в частности, интеграционная платформа непрерывного образования и вторая — современная цифровая образовательная среда.
Проектировать эти платформы Минобрнауки предстоит совместно с Министерством цифрового развития: определить единое архитектурное пространство существующих и создаваемых решений, разработать концепцию и дорожную карту развития. Задачи по разработке решено выполнять уже после проектирования, а именно в 2020 году.
Основные термины и определения:
Цифровая образовательная среда (ЦОС)– это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса.
Слово «открытая» означает возможность и право любого пользователя использовать разные информационные системы в составе ЦОС, заменять их или добавлять новые. Для этого в логике ЦОС должны быть предусмотрены условия и открыто опубликованные правила.
Среда принципиально отличается от системы тем, что она включает в себя совершенно разные элементы: как согласованные между собой, так и дублирующие, конкурирующие и даже антагонистичные. Это позволяет среде более динамично развиваться. Никогда невозможно предугадать, какие из элементов среды окажутся более живучими, какие отомрут, какие с какими образуют новые согласованные альянсы, а какие, наоборот, разделятся.
Система, в отличие от среды, создается под конкретные цели и в согласованном единстве. Ее живучесть определяется диапазоном соответствия реальных внешних условий предусмотренным в проекте изначально. Чем быстрее меняются условия, тем короче жизнь систем.
Главная проблема современных информационных систем в образовании именно в том, что их, избегая согласований, создают централизованно в виде единых универсальных продуктов, подавляя инициативу образовательных организаций по использованию своих систем. Стремительное изменение внешних условий и самих технологий приводит к крайне низкой эффективности вложений в создание этих систем. Поскольку оправдание бюджетных затрат демонстрируется практикой использования, образовательные организации заставляют использовать эти системы. Это приводит к отторжению педагогов от использования навязанных систем и пассивному противодействию. В результате новые информационные системы не только не улучшают образовательный процесс, но и приводят к повышению бюрократической нагрузки, вместо, казалось бы, ожидаемого облегчения ее.
Чтобы справиться со стремительными изменениями, в сфере информационных технологий сначала переходили на «платформы», а теперь все больше говорят об экосистемах.
Платформа– такое построение информационной системы, которое позволяет сторонним разработчиками, используя предусмотренные платформой открытые инструменты, строить собственные продукты, которые смогут работать и взаимодействовать с другими продуктами на той же платформе.
«Успех каждого ребенка»
Задача проекта: формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на
самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
Главные цифры проекта (к 2024 году): создание в 65 субъектах России региональных
центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, обновление материально-технической базы в сельской местности
для занятий физкультурой и спортом для 935 тысяч детей, создание 245 детских технопарков «Кванториум» и 340 мобильных технопарков «Кванториум» для
2 млн детей, охват дополнительными общеобразовательными программами не менее 70% детей с ограниченными возможностями здоровья.
Общий бюджет проекта: более 80,5 млрд рублей.
«Цифровая образовательная среда»
Задача проекта: создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
Главные цифры проекта (к 2024 году): внедрение целевой модели цифровой образовательной среды по всей стране, внедрение современных цифровых технологий в образовательные
программы 25% общеобразовательных организаций 75 субъектов Российской Федерации для как минимум 500 тысяч детей, обеспечение 100% образовательных организаций в городах
Интернетом со скоростью соединения не менее 100 Мб/с, в сельской местности – 50 Мб/с, создание сети центров цифрового образования, охватывающей в год не менее 136 тысяч
детей.
Общий бюджет проекта: более 79,8 млрд рублей.
2.2. ЧИСЛЕННОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОВЛЕЧЕННЫХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ НА БАЗЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (МЛН ЧЕЛОВЕК) *
В 85 субъектах РФ
будет создана и внедрена система социальной поддержки граждан, систематически участвующих в добровольческих (волонтерских) проектах:
- — обеспечены персонализированный учет волонтеров, организаций, развивающих волонтерскую деятельность;
- — будет повышен уровень мобильности в целях участия в волонтерских мероприятиях и обучающих стажировках, проводимых в субъектах Российской Федерации;
- — будут учреждены награды и звания, стипендиальная поддержка (для обучающихся);
- — нематериальная поддержка граждан, участвующих в добровольческой деятельности
25 тыс. специалистов
по работе в сфере добровольчества и технологий работы с волонтерами пройдут подготовку на базе центров поддержки добровольчества (волонтерства),
НКО, образовательных организаций и иных учреждений, осуществляющих деятельность в сфере добровольчества, к концу 2024 г.
До конца 2024 года будут проведены мероприятия по различным направлениям добровольчества
1100 тыс. человек
будут использовать единую информационную систему в сфере развития добровольчества, для эффективного поиска информации, взаимодействия,
коммуникации и обучения добровольцев, комплексного учета волонтерского опыта и компетенций, объединения запросов и предложений волонтерской
помощи в одном месте, к концу 2024 г.
О проекте:
Разработка и утверждение методик показателей нацпроекта системы образования начнётся в I квартале 2019 года. Подготовительная работа Минпросвещения России и Минобрнауки России по формированию целевых моделей по ключевым мероприятиям нацпроекта будет проведена до 7 мая 2019 года. Об этом заявила министр просвещения РФ Ольга Васильева на Совете при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, который состоялся в декабре 2018 года. В феврале 2019 года Васильева значительно уточнила задачи проекта и указала, в частности, что обновлять нужно не саму систему образования, а её содержание.
Доработанные версии паспортов девяти федеральных проектов системы образования прошли многостороннюю экспертизу, а также процедуру согласования. Они будут внесены в систему электронного мониторинга – подсистему «Электронного бюджета» Минфина России.
Современная цифровая образовательная система в России
Несмотря на то, что первенство в создании цифровой образовательной среды принадлежит Соединенным Штатам Америки, Россия в этой сфере лишь незначительно отстает, и входит в пятерку лидеров. В 2015 году была создана Национальная платформа открытого образования – НПОО, которая функционирует на базе лучших ВУЗов России:
- МГУ;
- Университет ИТМО
- НИТУ «МИСиС»
- МФТИ
- НИУ ВШЭ
- УрФУ
- СПбГУ
На площадках этих ВУЗов сегодня работает более 300 курсов онлайн-обучения самых разных отраслевых направлений.
«Виртуальная академическая мобильность» до сих пор имела один существенный недостаток – отсутствие правовой базы, которую можно организовать и обеспечить при поддержке государства. Проект «Современная цифровая образовательная среда» решает эту проблему практически полностью.
Описание и оценка эффективности
Речь идет о создании условий для формирования ЦОС на всех уровнях организации образовательного процесса и его управления. Это не требует существенных финансовых вложений. Это невыгодный для подрядчиков проект– в нем нет «железа» и монстроидальной программной разработки, на которые можно запросить космические суммы типа Контингента или РЭШ/МЭШ. Это будничная чиновная работа по подготовке новой нормативной базы. Оценить ее эффективность можно только позже– по происходящим изменениям и повышению активности использования ЦОС, потому что эти нормы должны создать условия для свободного и бурного развития ЦОС всех уровней.
Важнейшим критерием успеха по созданию таких условий считаю последующее
Публикации по теме:
- Манифест о цифровой образовательной среде;
- Ролик «Манифест о ЦОС» (9 минут);
- Изменение традиционной практики документооборота, освобождающее школы от большинства обязанностей оператора персональных данных;
- Письмо Минобрнауки РФ от 09.02.2015 №ПГ-МОН-75 о праве образовательной организации на выбор информационных систем;
- Нужен новый Контингент;
- Свой ЭЖ для своей песни;
- Мой ансамбль-Контингент;
- Справка о защите ПДн в ЭЖ;
- Единая и неделимая образовательная среда;
- Представления о региональной ИОС;
- Подборка всех публикаций по ИОС/ЦОС в блоге;
- Информатизация: за или против учителя?