Федеральный проект «цифровая образовательная среда»

Содержание:

Всем нужны МООКи

Онлайн-курсы и видео-лекции, появившиеся в 90-х годах прошлого века, не обеспечивали обратной связи с преподавателем, а, следовательно – не давали возможности контролировать и оценивать знания. Такая возможность появилась менее десяти лет назад. Интерактивная связь преподавателей и студентов гарантирует качество обучения и обеспечивает образовательные организации нормативно-правовой базой для его сертификации.

Необходимость в сочетании всех перечисленных факторов привела к идее создания МООК – «Массового открытого онлайн-курса».

Созданная система МООК позволяет решить наиболее значимые задачи:

  • Массовость обучения;
  • Доступность;
  • Получение сертификата или диплома любого учебного заведения, в любой точке мира без необходимости личного присутствия, без отрыва от работы, основного места учебы, временного переезда и т. д.

Кроме того, система МООК дает возможность решить вопрос с замещением преподавателей, который возник вследствие недостатка кадров, и желания студентов обучаться в самых престижных ВУЗах страны, без необходимости переезда в другой город.

Отметим, что цифровая образовательная среда, за которой с легкой руки аналитиков отраслевого портала Inside Higher Ed закрепилось название «эпоха EdTech-оптимизма», произвела настоящий переворот в консервативной системе обучения. Сегодня она является необходимым элементом образования, обеспечивающим должный уровень в современном развитом государстве. Поэтому цифровое обучение указом Президента РФ стало приоритетной задачей и для государственных учреждений, в первую очередь. Интерес государства к новой форме образования – абсолютная гарантия его поддержки и успеха.

Материалы:

—  Цифровая образовательная среда

—  Методическими рекомендации по вопросам внедрения Целевой модели цифровой образовательной среды в субъектах Российской Федерации(письмо Минпросвещения России от 14.01.2020 № МР-5/02 «О направлении методических рекомендаций»)

—  Методические рекомендации об организации повышения квалификации педагогических работников, привлекаемых к осуществлению образовательной деятельности в области современных информационно-коммуникационных и цифровых технологий-Методические рекомендации по обновлению информационного наполнения и функциональных возможностей открытых и общедоступных информационных ресурсов образовательных организаций, в том числе официальных сайтов в информационной коммуникационной сети «Интернет»

— Методические рекомендации по обновлению информационного наполнения и функциональных возможностей открытых и общедоступных информационных ресурсов образовательных организаций, в том числе официальных сайтов в информационной коммуникационной сети «Интернет»

«Современная школа»

Задача проекта: внедрение в российских школах новых методов обучения и воспитания, современных образовательных технологий, а также обновление
содержания и совершенствование методов обучения предмету «Технология».

Главные цифры проекта (к 2024 году): проведение комплексной оценки
качества общего образования в 85 субъектах России, создание современной материально-технической базы в 16 тысяч школ в сельской местности
и малых городах 80 субъектов Российской Федерации, создание новых мест в общеобразовательных организациях для 230 тысяч детей, участие 70%
школьников в различных формах сопровождения и наставничества, реализация общеобразовательных программ в сетевой форме 70% организаций начального,
основного и среднего общего образования, строительство и введение в эксплуатацию не менее 25 школ с привлечением частных инвестиций.

Общий бюджет проекта: более 295,1 млрд рублей.

Задачи национального проекта РФ «Образование»:

  1. Внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений. Повышение их мотивации к обучению и вовлечённости в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология».
  2. Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
  3. Создание условий для раннего развития детей в возрасте до трёх лет, реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье.
  4. Создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
  5. Внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций.
  6. Модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ.
  7. Формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими.
  8. Создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтёрства).
  9. Увеличение не менее чем в два раза количества иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования и научных организациях. А также реализация комплекса мер по трудоустройству лучших из них в Российской Федерации.
  10. Формирование системы профессиональных конкурсов в целях предоставления гражданам возможностей для профессионального и карьерного роста.

1.1. СРЕДНЕВЗВЕШЕННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ГРУППЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ КАЧЕСТВА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, СРЕДНЕВЗВЕШЕННОЕ МЕСТО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НЕ НИЖЕ)

В Российской Федерации будет ликвидировано обучение в 3-ю смену к концу 2021 г.

70% обучающихся общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным
общеобразовательным программам, будут вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества к концу 2024 г.

Обучающимся 5-11 классов будут предоставлены возможности освоения основных общеобразовательных программ по индивидуальному
учебному плану, в том числе в сетевой форме, с зачетом результатов освоения ими дополнительных общеобразовательных программ
и программ профессионального обучения, к концу 2024 г.

Будет создана сеть центров цифрового образования детей «IT-куб»

24,5 тыс.
детей будут обучаться на вновь созданных местах в сельских школах и в школах, расположенных в поселках
городского типа, к концу 2023 г. (тыс.)

25 школ
будет построено и введено в эксплуатацию с привлечением частных инвестиций к концу 2024 года

230 тыс. новых мест
в общеобразовательных организациях (продолжение реализации приоритетного проекта «Современная образовательная среда для школьников») будут созданы к концу 2024 г.

В 70%
школ будет работать целевая модель вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в принятии решений
по вопросам управления общеобразовательными организациями, в т.ч. в обновлении образовательных программ, к концу 2024 г.

На 100%
будет введена национальная система учительского роста педагогических работников к концу 2020 г.

70% учителей
в возрасте до 35 лет будут вовлечены в различные формы поддержки и сопровождения в первые три года работы, к концу 2024 г.

Не менее 10%
педагогических работников систем общего образования и дополнительного образования детей пройдут добровольную независимую оценку профессиональной квалификации к концу 2024 г.

50%
педагогических работников системы общего, дополнительного образования детей и профессионального образования повысят уровень профессионального
мастерства в форматах непрерывного образования к концу 2024 г.

Не менее 900 тыс. детей
получат рекомендации по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями
(профессиональными областями деятельности), с учетом реализации проекта «Билет в будущее»

5% обучающихся
по программам основного и среднего общего образования пройдут обучение в созданных в каждом субъекте РФ региональных центрах выявления,
поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, функционирующих с учетом опыта Образовательного фонда «Талант и успех»

В 85 субъектах РФ
будет проведена оценка качества общего образования на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся
в общеобразовательных организациях РФ к концу 2024 г.

1.2. МЕСТО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В МИРЕ ПО ПРИСУТСТВИЮ УНИВЕРСИТЕТОВ В ТОП-500 ГЛОБАЛЬНЫХ РЕЙТИНГОВ УНИВЕРСИТЕТОВ

30 университетов
(не менее 1 в каждом федеральном округе и не менее чем в 10 субъектах Российской Федерации) получат государственную поддержку на
основании конкурсного отбора к концу 2020 г., будут сформированы (актуализированы) их программы развития («дорожные карты») с учетом
национальных целей Российской Федерации до 2024 г.

80 вузов из 40 субъектов РФ
будут включены в перечень образовательных организаций высшего образования, обеспечивающих подготовку кадров для базовых отраслей экономики
и социальной сферы, в том числе в целях предоставления государственной поддержки, к концу 2019 г.

20% студентов
будут осваивать отдельные курсы, дисциплины (модули), в том числе в формате онлайн-курсов, с использованием ресурсов иных организаций,
осуществляющих образовательную деятельность, в том числе университетов, обеспечивающих соответствие качества подготовки обучающихся мировому
уровню, к концу 2024 г.

Обучение по программам непрерывного образования в образовательных организациях высшего образования, реализующих дополнительные образовательные
программы и программы профессионального обучения, пройдут (млн чел.)

Актуальность внедрения цифровой образовательной среды

Статистические данные говорят о том, что из-за глобальной механизации и автоматизации в 20 столетии исчезло около 600 профессий. В 21 веке ситуация не изменилась – цифровые технологии, которые сегодня внедряются практически во все сферы жизнедеятельности человека, продолжает стремительно отправлять в историю целые группы профессий и ремесел. А те профессии, которые не исчезли, претерпели/претерпевают значительные изменения.

Естественно, что цифровые технологии влияют не только на уровень развития экономики государства и его обороноспособности, но и, в конечном счете, на глобальные политические процессы. Поэтому государству и обществу нужны специалисты, способные управлять сложнейшим оборудованием, приборами и роботами, чтобы сохранять конкурентоспособность на мировом уровне.

«Воспитать» таких специалистов, способных «шагать в ногу» с постоянно совершенствующимися современными технологиями, можно только при одном условии: если их обучение с помощью цифровых технологий начнется едва ли не с пеленок, и будет продолжаться на протяжении всей жизни.

Современные подростки и сами уже активно используют цифровые технологии для актуализации полученных знаний и применения их на практике. Но самостоятельное овладение знаниями, к сожалению, не дает возможности получить сертификат и предъявить его работодателю. Да и проверить качество этих знаний без организованной цифровой системы, чтобы выдать соответствующий диплом, тоже сложно (даже если человек усердно занимался самообразованием и его знания могут найти достойное применение).

Еще одна проблема образовательной системы – отсутствие тесной взаимосвязи между профильными ВУЗами/профобразовательными учреждениями и будущими работодателями и научными центрами. Цифровая система способна привести к единому знаменателю все заинтересованные стороны передовой образовательной среды. В свою очередь, такая координация гарантированно обеспечит экономический рост и развитие государства. Значит, интерес к формированию современной цифровой образовательной среды продиктован временем и государственной необходимостью.

Федеральные проекты и программы национального проекта «Образование»:

  1. Федеральный проект «Современная школа». Паспорт проекта.
  2. Федеральный проект «Успех каждого ребенка». Паспорт проекта.
  3. Федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей». Паспорт проекта.
  4. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда». Паспорт проекта.
  5. Федеральный проект «Учитель будущего». Паспорт проекта.
  6. Федеральный проект «Молодые профессионалы». Паспорт проекта.
  7. Федеральный проект «Новые возможности для каждого». Паспорт проекта.
  8. Федеральный проект «Социальная активность». Паспорт проекта.
  9. Федеральный проект «Экспорт образования». О проекте.
  10. Программа «Социальные лифты для каждого». О программе.

Цифровая образовательная среда в школе — что это такое?

Под «Цифровой образовательной средой» понимается единая информационная система, объединяющая всех участников образовательного процесса — учеников, учителей, родителей и администрацию школы. Система включает в себя:

  1. Информационные образовательные ресурсы.
  2. Технологические средства: компьютеры, средства связи (смартфоны, планшеты), иное информационно-коммуникационное оборудование.
  3. Систему педагогических технологий.

«Цифровая образовательная среда» должна была появиться в России уже с 01.09.2020, однако внедрении системы было отложено на более поздний срок. Согласно Постановлению Правительства РФ № 2040 от 07.12.2020 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды» программа заработала с 10 декабря 2020 и продолжит свое действие до 31 декабря 2022 года. Система появилась в России в рамках национального проекта «Образование».

Изображение с сайта Министерства просвещения РФ

Основная задача ЦОС — создать современную и безопасную электронную образовательную среду, которая обеспечит доступность и высокое качество обучения всех видов и уровней. Планируется, что к 2024 году современные цифровые технологии будут внедрены в 75 субъектах РФ для как минимум 500 тысяч детей.

В рамках ЦОС также будут функционировать центры цифрового образования детей «IT-Куб» (см. Распоряжение Минпросвещения РФ № Р-138 от 17.12.2019). Организации будут обучать учеников по дополнительным общеразвивающим программам в сфере информационных технологий.

Предполагается, что проект послужит стимулом для обновления содержательной базы образования, а также даст школьникам и учителям возможность ориентироваться в цифровом пространстве. При помощи ЦОС улучшится качество образования, так как педагоги смогут эффективнее повышать квалификацию, а в школах появится необходимая инфраструктура для совершенствования учебного процесса.

2019

В эпоху цифровизации вузы сталкиваются с вызовом: складывается система образования, позволяющая учить студентов гораздо более эффективно, массово и гораздо дешевле, чем сегодня это делают российские вузы, заявил спецпредставитель президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков, выступая на конференции EdCrunch 1 октября. Эффективность и онлайн, и оффлайн обучения в российских вузах предельно низкая с точки зрения экономических категорий — соотношения затрат и результатов, считает он.

В сложившихся условиях есть несколько сценариев, по которым может развиваться судьба российских вузов в ближайшие годы, полагает Песков. Один из них — «каннибалистический»: когда несколько ведущих университетов создают онлайн платформы и фактически вымывают ядро региональных университетов. У такого сценария много неприятных социальных последствий, отметил спецпредставитель президента.

Дмитрий Песков обрисовал сценарии развития вузов в условиях изменений в образовании на фоне цифровизации (фото — Кирилл Кухмарь/ТАСС )

Есть также сценарий, при котором университеты пользуются возникающими у них возможностями. Основных таких возможностей — три, и они отражены в нацпроектах, говорит Песков. Первое — это цифровизация, то есть, снижение своих издержек с параллельным повышением эффективности.

Второе — преобразование себя в институты, которые учатся зарабатывать средства и выходят на устойчивую траекторию, в первую очередь, программ дополнительного образования на региональном рынке. И третье — это экспорт образования: обучение зарубежных студентов и конкуренция на мировом уровне.

Все три возможности сегодня открыты, и в ближайшие 5-10 лет основная борьба будет происходить вокруг этих трех сюжетов: кто научится продавать услуги за рубежом, кто превратится в центр дополнительного образования, кто сможет создать эффективную цифровую платформу, — отметил Дмитрий Песков. — То есть фактически, чтобы выжить, средний университет должен размыть свой фокус.

Чиновник добавил, что в вопросах технологий важно отделять то, чем занимались последние 20 лет в университетах, от цифровизации, потому что появление, например, в вузе бухгалтерского ПО или электронного расписания — это еще не цифровой университет. И даже курсы онлайн — это еще не цифровой университет.

Цифровой университет — это в первую очередь про то, как идет учебный процесс, как он влияет на качество итогового образовательного результата, а этого можно достичь, только глубоко погрузившись в суть того, как учатся студенты, какая у них мотивация, — подчеркнул Песков.

Песков отметил, что есть много технологий, которые можно перенести из других сфер в сферу образования. Например, речь идет о воронках продаж. Известно, что из тех, кто обучается самостоятельно онлайн, до конца доходят 5-7%, привел статистику он. Любое повышение числа людей, самостоятельно закончивших свои программы, означает повышение образовательного результата. Есть метрики для работы с конечным потребителем, которые надо брать у маркетинга, у бизнеса, рекомендует Дмитрий Песков.

Замминистра высшего образования и науки Денис Солодовников — о цифровизации отрасли

Созданному в 2018 году Министерству науки и высшего образования Российской Федерации предстоит трансформировать отрасль с помощью цифровых платформ. О контурах этих платформ и подходах к их созданию заместитель министра науки и высшего образования Денис Солодовников рассказал в интервью главному редактору TAdviser Александру Левашову в феврале 2019 года.

В сентябре 2019 года Денис Солодовников дал еще одно интервью TAdviser, в котором более детально рассказал о готовящихся цифровых образовательных платформах. К ним относятся, в частности, интеграционная платформа непрерывного образования и вторая — современная цифровая образовательная среда.

Проектировать эти платформы Минобрнауки предстоит совместно с Министерством цифрового развития: определить единое архитектурное пространство существующих и создаваемых решений, разработать концепцию и дорожную карту развития. Задачи по разработке решено выполнять уже после проектирования, а именно в 2020 году.

Основные термины и определения:

Цифровая образовательная среда (ЦОС)– это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса.

Слово «открытая» означает возможность и право любого пользователя использовать разные информационные системы в составе ЦОС, заменять их или добавлять новые. Для этого в логике ЦОС должны быть предусмотрены условия и открыто опубликованные правила.

Среда принципиально отличается от системы тем, что она включает в себя совершенно разные элементы: как согласованные между собой, так и дублирующие, конкурирующие и даже антагонистичные. Это позволяет среде более динамично развиваться. Никогда невозможно предугадать, какие из элементов среды окажутся более живучими, какие отомрут, какие с какими образуют новые согласованные альянсы, а какие, наоборот, разделятся.

Система, в отличие от среды, создается под конкретные цели и в согласованном единстве. Ее живучесть определяется диапазоном соответствия реальных внешних условий предусмотренным в проекте изначально. Чем быстрее меняются условия, тем короче жизнь систем.

Главная проблема современных информационных систем в образовании именно в том, что их, избегая согласований, создают централизованно в виде единых универсальных продуктов, подавляя инициативу образовательных организаций по использованию своих систем. Стремительное изменение внешних условий и самих технологий приводит к крайне низкой эффективности вложений в создание этих систем. Поскольку оправдание бюджетных затрат демонстрируется практикой использования, образовательные организации заставляют использовать эти системы. Это приводит к отторжению педагогов от использования навязанных систем и пассивному противодействию. В результате новые информационные системы не только не улучшают образовательный процесс, но и приводят к повышению бюрократической нагрузки, вместо, казалось бы, ожидаемого облегчения ее.

Чтобы справиться со стремительными изменениями, в сфере информационных технологий сначала переходили на «платформы», а теперь все больше говорят об экосистемах.

Платформа– такое построение информационной системы, которое позволяет сторонним разработчиками, используя предусмотренные платформой открытые инструменты, строить собственные продукты, которые смогут работать и взаимодействовать с другими продуктами на той же платформе.

«Успех каждого ребенка»

Задача проекта: формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на
самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.

Главные цифры проекта (к 2024 году): создание в 65 субъектах России региональных
центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, обновление материально-технической базы в сельской местности
для занятий физкультурой и спортом для 935 тысяч детей, создание 245 детских технопарков «Кванториум» и 340 мобильных технопарков «Кванториум» для
2 млн детей, охват дополнительными общеобразовательными программами не менее 70% детей с ограниченными возможностями здоровья.

Общий бюджет проекта: более 80,5 млрд рублей.

«Цифровая образовательная среда»

Задача проекта: создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.

Главные цифры проекта (к 2024 году): внедрение целевой модели цифровой образовательной среды по всей стране, внедрение современных цифровых технологий в образовательные
программы 25% общеобразовательных организаций 75 субъектов Российской Федерации для как минимум 500 тысяч детей, обеспечение 100% образовательных организаций в городах
Интернетом со скоростью соединения не менее 100 Мб/с, в сельской местности – 50 Мб/с, создание сети центров цифрового образования, охватывающей в год не менее 136 тысяч
детей.

Общий бюджет проекта: более 79,8 млрд рублей.

2.2. ЧИСЛЕННОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОВЛЕЧЕННЫХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ НА БАЗЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (МЛН ЧЕЛОВЕК) *

В 85 субъектах РФ
будет создана и внедрена система социальной поддержки граждан, систематически участвующих в добровольческих (волонтерских) проектах:

  • — обеспечены персонализированный учет волонтеров, организаций, развивающих волонтерскую деятельность;
  • — будет повышен уровень мобильности в целях участия в волонтерских мероприятиях и обучающих стажировках, проводимых в субъектах Российской Федерации;
  • — будут учреждены награды и звания, стипендиальная поддержка (для обучающихся);
  • — нематериальная поддержка граждан, участвующих в добровольческой деятельности

25 тыс. специалистов
по работе в сфере добровольчества и технологий работы с волонтерами пройдут подготовку на базе центров поддержки добровольчества (волонтерства),
НКО, образовательных организаций и иных учреждений, осуществляющих деятельность в сфере добровольчества, к концу 2024 г.

До конца 2024 года будут проведены мероприятия по различным направлениям добровольчества

1100 тыс. человек
будут использовать единую информационную систему в сфере развития добровольчества, для эффективного поиска информации, взаимодействия,
коммуникации и обучения добровольцев, комплексного учета волонтерского опыта и компетенций, объединения запросов и предложений волонтерской
помощи в одном месте, к концу 2024 г.

О проекте:

Разработка и утверждение методик показателей нацпроекта системы образования начнётся в I квартале 2019 года. Подготовительная работа Минпросвещения России и Минобрнауки России по формированию целевых моделей по ключевым мероприятиям нацпроекта будет проведена до 7 мая 2019 года. Об этом заявила министр просвещения РФ Ольга Васильева на Совете при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, который состоялся в декабре 2018 года. В феврале 2019 года Васильева значительно уточнила задачи проекта и указала, в частности, что обновлять нужно не саму систему образования, а её содержание. 

Доработанные версии паспортов девяти федеральных проектов системы образования прошли многостороннюю экспертизу, а также процедуру согласования. Они будут внесены в систему электронного мониторинга – подсистему «Электронного бюджета» Минфина России.

Современная цифровая образовательная система в России

Несмотря на то, что первенство в создании цифровой образовательной среды принадлежит Соединенным Штатам Америки, Россия в этой сфере лишь незначительно отстает, и входит в пятерку лидеров. В 2015 году была создана Национальная платформа открытого образования – НПОО, которая функционирует на базе лучших ВУЗов России:

  • МГУ;
  • Университет ИТМО
  • НИТУ «МИСиС»
  • МФТИ
  • НИУ ВШЭ
  • УрФУ
  • СПбГУ

На площадках этих ВУЗов сегодня работает более 300 курсов онлайн-обучения самых разных отраслевых направлений.

«Виртуальная академическая мобильность» до сих пор имела один существенный недостаток – отсутствие правовой базы, которую можно организовать и обеспечить при поддержке государства. Проект «Современная цифровая образовательная среда» решает эту проблему практически полностью.

Описание и оценка эффективности

Речь идет о создании условий для формирования ЦОС на всех уровнях организации образовательного процесса и его управления. Это не требует существенных финансовых вложений. Это невыгодный для подрядчиков проект– в нем нет «железа» и монстроидальной программной разработки, на которые можно запросить космические суммы типа Контингента или РЭШ/МЭШ. Это будничная чиновная работа по подготовке новой нормативной базы. Оценить ее эффективность можно только позже– по происходящим изменениям и повышению активности использования ЦОС, потому что эти нормы должны создать условия для свободного и бурного развития ЦОС всех уровней.

Важнейшим критерием успеха по созданию таких условий считаю последующее

Публикации по теме:

  • Манифест о цифровой образовательной среде;
  • Ролик «Манифест о ЦОС» (9 минут);
  • Изменение традиционной практики документооборота, освобождающее школы от большинства обязанностей оператора персональных данных;
  • Письмо Минобрнауки РФ от 09.02.2015 №ПГ-МОН-75 о праве образовательной организации на выбор информационных систем;
  • Нужен новый Контингент;
  • Свой ЭЖ для своей песни;
  • Мой ансамбль-Контингент;
  • Справка о защите ПДн в ЭЖ;
  • Единая и неделимая образовательная среда;
  • Представления о региональной ИОС;
  • Подборка всех публикаций по ИОС/ЦОС в блоге;
  • Информатизация: за или против учителя?
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector