Комиссии заказчика в рамках 44-фз
Содержание:
Ответственность членов комиссии
6.1. Члены Комиссии, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и настоящего Положения, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6.2. Член Комиссии, допустивший нарушение законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, может быть заменен по решению Заказчика.
6.3. В случае, если члену Комиссии станет известно о нарушении другим членом Комиссии законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и настоящего Положения, он должен письменно сообщить об этом председателю Комиссии и (или) Заказчику в течение одного дня с момента, когда он узнал о таком нарушении.
6.4. Члены Комиссии не вправе распространять сведения, составляющие государственную, служебную или коммерческую тайну, ставшие известными им в ходе осуществления закупки путем проведения конкурса.
Статья 39 44-ФЗ «Комиссия по осуществлению закупок»
1. Для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик создает комиссию по осуществлению закупок.
2. Решение о создании комиссии принимается заказчиком до начала проведения закупки. При этом определяются состав комиссии и порядок ее работы, назначается председатель комиссии.
3. Заказчиком могут создаваться конкурсные, аукционные, котировочные комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений и единые комиссии, осуществляющие функции по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений. Число членов конкурсной, аукционной или единой комиссии должно быть не менее чем пять человек, число членов котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений должно быть не менее чем три человека.
4. При проведении конкурсов для заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности), на финансирование проката или показа национальных фильмов в состав конкурсных комиссий должны включаться лица творческих профессий в соответствующей области литературы или искусства. Число таких лиц должно составлять не менее чем пятьдесят процентов общего числа членов конкурсной комиссии.
5. Заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.
6. Членами комиссии не могут быть физические лица, которые были привлечены в качестве экспертов к проведению экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсе, осуществляемой в ходе проведения предквалификационного отбора, оценки соответствия участников конкурса дополнительным требованиям, либо физические лица, лично заинтересованные в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе физические лица, подавшие заявки на участие в таком определении или состоящие в штате организаций, подавших данные заявки, либо физические лица, на которых способны оказать влияние участники закупки (в том числе физические лица, являющиеся участниками (акционерами) этих организаций, членами их органов управления, кредиторами указанных участников закупки), либо физические лица, состоящие в браке с руководителем участника закупки, либо являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями руководителя или усыновленными руководителем участника закупки, а также непосредственно осуществляющие контроль в сфере закупок должностные лица контрольного органа в сфере закупок. В случае выявления в составе комиссии указанных лиц заказчик, принявший решение о создании комиссии, обязан незамедлительно заменить их другими физическими лицами, которые лично не заинтересованы в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и на которых не способны оказывать влияние участники закупок, а также физическими лицами, которые не являются непосредственно осуществляющими контроль в сфере закупок должностными лицами контрольных органов в сфере закупок.
7. Замена члена комиссии допускается только по решению заказчика, принявшего решение о создании комиссии.
8. Комиссия правомочна осуществлять свои функции, если на заседании присутствуют не менее чем пятьдесят процентов общего числа ее членов. Члены комиссии должны быть своевременно уведомлены председателем комиссии о месте, дате и времени проведения заседания комиссии. Принятие решения членами комиссии путем проведения заочного голосования, а также делегирование ими своих полномочий иным лицам не допускается.
9. Решение комиссии, принятое в нарушение требований настоящего Федерального закона, может быть обжаловано любым участником закупки в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и признано недействительным по решению контрольного органа в сфере закупок.
Замена члена комиссии по осуществлению закупок
Приказ о внесении изменений в состав комиссии по осуществлению закупок
Замена члена комиссии допускается только по решению заказчика, принявшего решение о ее создании (). Необходимость такой замены может возникнуть как по инициативе заказчика, так и в связи с выявлением факта несоответствия лица, входящего в состав комиссии, требованиям к членам комиссии, увольнением такого лица и другими обстоятельствами. Для замены члена комиссии необходимо подобрать подходящую кандидатуру из числа работников заказчика или привлеченных лиц и оформить замену.
Срок: заменить члена комиссии необходимо незамедлительно после выявления его несоответствия требованиям Закона N 44-ФЗ (). Если замена вызвана другими обстоятельствами (увольнением, болезнью, длительным отпуском и т.п.), то произвести замену целесообразно сразу после обнаружения указанных обстоятельств, учитывая, что для работы комиссии необходимо присутствие не менее 50% ее членов (ч. 8 ст. 39 Закона N 44-ФЗ).
Рекомендация. Проверить явку членов комиссии лучше заранее. Дело в том, что оформление решения заказчика о замене членов комиссии требует определенного времени. Если к началу заседания больше половины из них отсутствует, то выполнять свои функции такая комиссия не вправе (). При этом отложить заседание непосредственно перед его началом также нельзя, поскольку законом данная возможность не предусмотрена. Нарушение установленных сроков проведения процедур определения поставщика (например, вскрытия конвертов с заявками на участие) может послужить основанием для признания определения недействительным (ст. 47 Закона N 44-ФЗ).
Приказ о внесении изменений в состав комиссии по осуществлению закупок
Чтобы зафиксировать решение о замене члена комиссии, необходимо издать соответствующий распорядительный документ. Если решение о создании комиссии отражено в приказе, то замену в ее составе целесообразно оформить аналогичным образом.
Форма: произвольная, письменная (на бумаге).
Целесообразно указать:
1) фамилии, имена, отчества, должности членов комиссии, подлежащих исключению из состава комиссии;
2) фамилии, имена, отчества, должности лиц, подлежащих включению в состав комиссии.
Кто составляет: работник контрактной службы (контрактный управляющий).
Кто утверждает: руководитель заказчика или иное уполномоченное лицо.
Дата утверждения: день выявления обстоятельств, препятствующих работе члена комиссии в ее составе ().
Состав заявки
В соответствии с федеральным законом о государственных закупках, обязательной информацией, отраженной в заявке, являются:
- Сведения о поставщике. Для ООО: наименование, юридический адрес, реквизиты банковского счета, данные контактного лица. Для ИП: ФИО, адрес и реквизиты расчетного счета.
- ИНН учредителей и руководителей.
- Согласие Поставщика на исполнение условий контракта, прописанные в котировочной заявке.
- Указание цены за одну единицу и общую стоимость. В нее включены оплата налогов, накладные расходы, связанные с транспортировкой и установкой.
- Документация, подтверждающая соответствие участника закупки, указанным требованиям. Дополнительно требуется приложить декларацию о принадлежности к СМП и СОНКО, если это указано в извещении. Заказчик не имеет оснований запрашивать от участника котировки предоставления иных документов и сведений, кроме ранее перечисленных.
Информативно! При внесении изменений в котировочную документацию, участник, ранее подавший заявку, может ее отозвать. Отказаться от уже начатой процедуры закупки Заказчик может не позднее 2-х дней до конца предоставления предложений.
Важно! Если Победитель уклонился от подписания контракта, то Заказчик заключает его с участником, чье предложение заняло 2 место
Плюсы и минусы запроса котировок на ЭТП
Подача заявки в электронном виде проходит на тех же основаниях, что и в бумажном варианте, но данный способ объявления закупки имеет несколько преимуществ:
- электронный способ передачи данных;
- минимум времени на подготовку заявки;
- отсутствует возможность узнать ценовые предложения от поставщиков раньше срока, тем самым подтасовав результаты;
- нет ограничений в территориальном нахождении участника закупки, т.е. подать ценовое предложение можно из любого региона страны.
К недостаткам можно отнести:
- обязательно наличие усиленной квалифицированной электронно-цифровой подписи и аккредитации на ЭТП;
- высокая конкуренция, так как участники могут быть из других областей.
Заказчики, по-прежнему, предпочитают использовать запрос котировок в бумажном формате.
Как создать
Покупатель должен принять решение о создании такого органа. Здесь же должен быть определен его состав, председатель и порядок работы. Срок — до размещения извещения о торгах в ЕИС.
В законе № 44 названо несколько видов комиссий:
- Конкурсная.
- Аукционная.
- Котировочная.
- По рассмотрению заявок на участие в запросе предложений (в т. ч. окончательных).
- Единая комиссия по осуществлению закупок 44-ФЗ.
Последняя может работать со всеми закупочными процедурами. Выбор здесь стоит делать, исходя из особенностей предмета контракта. Например, для технически сложных или дорогостоящих товаров целесообразно создать отдельную коллегию с привлечением лиц, обладающих необходимыми знаниями. При отсутствии какой-либо специфики закупок удобнее создать единый орган.
От выбранного вида будет зависеть и минимальная численность. Так, число членов единой комиссии заказчика, а также аукционной и конкурсной — 5 человек. Для остальных видов — 3 человека.
Причины отклонения заявки
Несмотря на кажущуюся простоту процедуры участия в запросе котировок по 44 ФЗ, у нее есть ряд обстоятельств, при которых предложение могут отклонить. К обстоятельствам, по которым заявку могут отклонить относится следующее:
- Несоответствие поданной котировочной заявки, требованиям, указанным в извещении.
- Отсутствие указанной информации или документов в составе заявки
- Недостоверность сведений.
- Нарушение срока подачи;
- Котировочная заявка направлена на электронный адрес;
- Цена, предложенная участником закупки, выше НМЦК;
- Поставщик не соответствует требованиям: не является субъектом СМП, а в извещении данное условие указано, как обязательное;
- Участником направлены несколько заявок.
Иные причины не являются обстоятельством для отказа в рассмотрении ценового предложения и документов. Заказчик, отклонив котировочное предложение, обязан предоставить мотивированный отказ со ссылкой на статью 44-ФЗ.
Участник закупки, подавший заявку и считающий ее верной, а отклонение — необоснованным, имеет право обратиться в Федеральную антимонопольную службу, подав жалобу и приложив полный пакет документов
Важно учитывать, что ФАС не всегда становится на сторону Поставщика
Обжаловать результаты котировочной процедуры можно в срок не позднее 10 дней со дня публикации протокола на сайте госзакупок. По требованию ФАС процесс подписания контракта может быть отложен или отменен.
Признание запроса котировок несостоявшимся
Закупочная процедура может быть признана несостоявшейся в следующих случаях:
- По окончании срока подана одна заявка, соответствующая требованиям 44-ФЗ и Заказчика.
- В случае, если подано несколько заявок, но требованиям, указанным в извещении о закупке, соответствует только одна из них.
- Комиссией были отклонены все предложения участников.
- Заказчик продлил срок подачи заявок, так как были внесены изменения и было подано одно ценовое предложение, которое соответствует требованиям заказчика и ФЗ.
- Время на подачу заявок закончилось, ни одного предложения не поступило.
- Котировочная комиссия признала все заявки не соответствующими требованиям документации в извещении.
- В случае, когда ни один поставщик не вышел на котировочную процедуру, Заказчик, внеся изменения в план-график, объявляет повторную процедуру на эти работы/услуги.
- При условии, что заявка подана Поставщиком и соответствует требованиям о документации, контракт заключается с единственным участником.
К сведению: если котировка проводилась на бумажном носителе, то контракт заключается с единственным участником, при условии, что заявка соответствует объявленным требованиям. Если котировка проходила в электронном формате, то продлить подачу предложений можно еще на 4 рабочих дня.
Порядок проведения процедуры
Законом предусмотрены 3 этапа.
- Вскрыть конверты.
Заказчик ведет аудиозапись, озвучивает наименование заказа, место, дату, время вскрытия, наименования и адрес участников и предложенные ими цены контрактов.
- Рассмотреть заявки.
Котировочная комиссия проверяет содержание заявки, ее соответствие требованиям технического задания (при наличии такого, к примеру, при закупке товаров, а также необходимые сертификаты (СТ-1), акты экспертизы, регистрационные удостоверения, а при выполнении работ — согласие выполнить указанные работы), наличие информации об ИНН как участника, так и директора, учредителей, наличие документов на получение преимуществ (организации УИС, инвалидов, СМП) и др.
- Оценить предложения.
Материалы по теме
Заказчиков накажут за нарушение сроков оплаты по госконтрактам
Рассматривается предлагаемая цена контракта, а также учитывается время предоставления конверта в случае одинаковых ценовых предложений. Побеждает тот, кто первый предоставил предложение. При этом цена не должна превышать НМЦК.
Вскрытие, рассмотрение и оценка осуществляются в один день, при этом заказчик оформляет и публикует в Единой информационной системе в этот день лишь 1 протокол.
Как составить протокол о признании процедуры несостоявшейся
Есть несколько оснований для признания электронного запроса котировок несостоявшимся:
- за весь срок подачи заявок подано только одно предложение или не поступило ни одного запроса от поставщиков (ч. 14 ст. 82.3 44-ФЗ);
- после рассмотрения заявок осталось лишь одно действующее (соответствующее) предложение или все отклонены (ч. 9 ст. 82.4);
- победитель уклонился от заключения контракта, а другой участник отказался заключать с заказчиком договорные отношения или уклонился от подписания договора (ч. 15 ст. 83.2).
Заказчик составляет протокол, в котором указывает, что запрос котировок признан несостоявшимся. Комиссия готовит особые протоколирующие документы:
- Если не подано ни одного предложения, то члены комиссии готовят протокол несостоявшихся котировок в электронной форме. В нем указывают название заказчика, место, срок и время рассмотрения, список присутствующих членов комиссии, факт отсутствия предложений от потенциальных поставщиков и признания процедуры несостоявшейся (ч. 14 ст. 82.3). По решению всех членов котировочной комиссии заказчик продлевает срок подачи заявок на четыре рабочих дня (ч. 1 ст. 82.6).
- Если все предложения отклонены. В протокол включаются основные реквизиты (место и дата формирования, перечень членов котировочной комиссии). Исполнитель составляет таблицу, в которой подробно расписываются сведения о поданных заявках — их идентификационные номера, основания для отклонения и решение каждого члена комиссии. Итогом является подтверждение того, что процедура признана несостоявшейся (ч. 9 ст. 82.4) и что срок подачи запросов продлевается на четыре рабочих дня.
- Если соответствующей признали только одну заявку. Документ составляется по аналогии. Члены комиссии утверждают решения о принятии или отклонении, соответствии (несоответствии) предложений в табличной форме. Итог — признание закупки несостоявшейся (ч. 9 ст. 82.4) и пролонгация на четыре рабочих дня.
- Если подана только одна заявка. Протокол заполняется по такому же алгоритму, но с другими ссылками на нормативы. Члены комиссии фиксируют сведения о поданном предложении, указывают на его соответствие, признают электронный запрос котировок несостоявшимся (ч. 14 ст. 82.3) и продлевают закупку на четыре рабочих дня.
Члены комиссии ставят подписи и направляют документ оператору электронной площадки.
Изменение состава
Разрешается и изменение утвержденного состава закупочной группы. Внеплановая замена члена комиссии осуществляется по решению заказчика. Вот основные причины для корректировки состава:
- Сотрудники (половина участников) физически отсутствуют на заседании и не участвуют в принятии решений (ч. 8 ст. 39 44-ФЗ).
- Наличие обстоятельств, не допускающих участие работника в совете (ч. 6 ст. 39 44-ФЗ, решение Курского УФАС России № 180/2015 от 17.08.2015). Это и родственные связи, и заинтересованность, и возможное влияние.
Если есть причины для замены, но заказчик не внес коррективы в состав, решение членов и факт заключения контракта по такому решению признают недействительными (ч. 22 ст. 34, ч. 9 ст. 39 44-ФЗ). Замена оформляется документально (приказ, распоряжение).
Электронный запрос котировок
С 01.07.2018 г. Заказчик вправе организовать запрос котировок посредством размещения заказа на электронной торговой площадке (ЭТП), одобренной Правительством, а с 1 января 2019 года это станет обязательным правилом для всех торговых сессий.
ЭТП, на которых разрешено проводить процедуры определения поставщика, путем запроса котировок:
- Сбербанк – АСТ;
- РТС-тендер;
- Росэлторг;
- Национальная электронная площадка;
- ЗаказРФ;
- РАД;
- ТЭК-Торг;
- Торговая площадка Газпрома;
- АСТ для государственного оборонного заказа.
Для участия на этих площадках Поставщику требуется иметь усиленную квалифицированную электронно-цифровую подпись (ЭЦП), а также пройти аккредитацию на торговой платформе.
Информативно! В силу внесенных изменений в 44-ФЗ, участнику государственной закупки с 01.01.2019 г. необходимо предварительно завести личный кабинет на сайте http://zakupki.gov.ru/, а только после этого на ЭТП. Для тех Поставщиков, кто ранее уже аккредитовался на федеральных торговых площадках, необходима дополнительная регистрация в системе ЕИС. Для этого им выделили весь 2019 год.
Ограничения
Есть и ограничения по членству. По закону о Федеральной контрактной системе, членами комиссии по осуществлению закупок не могут быть (ч. 6 ст. 39 44-ФЗ):
- супруги и близкие родственники руководства участника закупки;
- заинтересованные лица — сотрудники, состоящие в штате участника, или люди, подавшие заявку на участие в конкретном заказе;
- лица, на которых влияют участники закупки;
- должностные лица контрольного органа, которые осуществляют контроль закупочной деятельности;
- эксперты, ранее оценивавшие документы конкурса: документацию, предквалификационные заявки участников, соответствие участников дополнительным требованиям.
Как разработать документы
Для того чтобы провести электронный запрос котировок, необходимо подготовить:
- извещение;
- проект контракта.
Извещение подаётся в установленной форме с обязательным указанием следующей информации:
- адрес той электронной торговой площадки, на которой будут проводиться торги;
- цена контракта и её экономическое обоснование;
- календарная дата, когда прекращается приём заявок на участие;
- календарная дата проведения оценок поданных заявок;
- календарная дата выбора победителя;
- реквизиты предприятия и подробная информация о контрактном управляющем;
- подробное описание объекта предстоящей сделки;
- требования, которые заказчик предъявляет к потенциальным поставщикам, и которым они должны соответствовать.
После того как будет готово извещение, необходимо заняться разработкой проекта контракта. Он должен быть составлен в соответствии с требованиями действующего законодательства (ГК РФ и НК РФ), а также соответствовать требованиям самого заказчика. Он составляется по аналогии с обычным гражданско-правовым договором. Поэтому он должен содержать в себе существенные и дополнительные условия.
К существенным относятся те условия, без которых контракт не может быть исполнен. Отсутствие этих условий приведёт к тому, что он будет признан недействительным. Дополнительные условия могут быть включены в «тело» по договорённости между сторонами. В ст. 34 и ст. 95 Закона № 44-ФЗ сказано, что в проекте госконтракта необходимо отразить:
- порядок его исполнения;
- ответственность каждой стороны за неисполнение взятых на себя обязанностей;
- возможность изменения прописанных ранее условий по договорённости сторон.
Проект контракта должен быть составлен на основании извещения. Поэтому в нём указываются те же данные, что и в первичном документе.
Особенности запроса котировок в электронной форме
К таковым можно отнести:
- начальная цена не может превышать 0,5 млн. рублей;
- весь объём государственных закупок за ГД, который проводится таким способом, не должен превышать 1/10 части от общего ежегодного объёма закупок этого заказчика. При этом 1/10 часть не может превышать лимит в 100 млн. рублей;
- за одну закупочную сессию можно подать только одну котировочную заявку.
С января 2019 года проводится только электронный запрос котировок. С 2017 года и до этой даты заказчики применяли «бумажные» запросы. Заявка на участие в закупках подавалась в бумажном виде в запечатанном конверте.
Зачем создают
Комиссия необходима каждому заказчику, независимо от его уровня и степени подчиненности. Любая закупочная, в том числе и единая комиссия по осуществлению закупок, создается заказчиком при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в конкурентных заказах. Специалисты, входящие в коллегиальный орган, рассматривают заявки участников, допускают или отклоняют их, оценивают предложения, ранжируют участников и выявляют победителя. Рассказываем об основных правилах создания совета по государственным и муниципальным закупкам.
ВАЖНО!
Не путайте закупочный орган с приемочной комиссией заказчика по 44 ФЗ. Подробнее о ней — в статье «Инструкция по оформлению акта приемочной комиссии по 44-ФЗ».
Закупочные комиссии заказчика
Статья 39 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок» за номером 44-ФЗ устанавливает требование для заказчика, а также приравненных к ним лицам создать специальные комиссии, которые будут проводить все предусмотренные законами закупочные процедуры, а также принимать результаты по таким процедурам.
Каждая из специально созданных закупочных комиссий должна принимать поданные заявки на соответствующие процедуры по определению потенциального исполнителя, а также проверять, возможно ли принять поданную тем или иным участником заявку и допустить такого участника до заключения контракта и его последующего исполнения. Для того чтобы такие комиссии работали в полном объеме и без нарушения требований действующего законодательства, их функционирование обязательно сопровождается созданием и подписанием целого ряда специальных документов, которые тщательным образом регламентируют все действия таких комиссий, их председателей, а также самого руководителя организации-заказчика.
Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
- Москва: +7 (499) 110-86-72.
- Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
В настоящее время заказчик обязан создать следующие виды комиссий по осуществлению тех или иных закупочных процедур:
- конкурсную комиссию;
- аукционную комиссию;
- котировочную комиссию;
- комиссию по рассмотрению заявок на участие в запросах предложений.
В том случае, если деятельностью заказчика продиктована невозможностью создания такого количества отдельных комиссий, может быть создана Единая комиссия, которая соединяет в себе все функции других комиссий, предусмотренных законодательством.