Народы севера

Содержание:

ТРАДИЦИОННАЯ ОДЕЖДА Э В Е Н К О В

Традиционная верхняя одежда эвенков — кафтан. Шили его из шкур оленя, а чтобы капли дождя скатывались, не проникая внутрь, в плечевой шов вставляли бахрому из козьего меха. Под кафтан надевали нагрудник из меха. Праздничный нагрудник делали из ровдуги (замши) и украшали узорами из бисера. В более суровых районах, в лесотундре, поверх кафтана носили глухую меховую одежду — соку и. Мужской костюм мало отличался от женского, главным образом некоторыми особенностями кроя и количеством украшений.

Головной убор делали из шкурки с головы оленя. Шкурку вытягивали по форме головы человека и высушивали; отверстия от глаз и рогов зашивали и украшали бисером, края обшивали ровдугой. Эвенки носили также шапки наподобие капора, отороченные мехом. К югу от Нижней Тунгуски мужчины повязывали вокруг лба и затылка сложенные широким жгутом платки. Зимой шею и голову обматывали длинным шарфом из хвостов пушных зверей.

Обувь эвенков так хорошо приспособлена для долгих переходов по тайге, что её заимствовали соседние народы. Шьют унты (так называется этот вид обуви на Крайнем Севере и в Сибири) из ровдуги, сукна, кожи, камусов (шкуры с ноги оленя). Унты могут быть короткими (до щиколотки) и длинными (прикрывают всю ногу). Зимой унты носят с меховыми чулками.

Автор статей: Л.Соловьёва.

Традиции

На российских землях проживает огромное количество народов. Каждый из них отличается собственной культурой, религией, формой хозяйственной деятельности и обычаями, которые передаются из поколения в поколение и бережно хранятся на протяжении веков.

Каждый малый этнос имеет свой национальный костюм, жилище (дом, чум или иные строения) и уникальные обычаи. Многие из них, особенно приверженцы шаманизма, верили, что всем управляют духи, обитающие повсюду: в воде, земле и небе.

По поверьям северных народов, животные (к примеру, медведь или волк) являлись личными тотемами мужчин и женщин, достигающих зрелости.

В сибирских землях существуют коренной народ с очень низкой численностью и практически исчезнувший, культура которого может навсегда затеряться.

В видео рассказывается о традициях коренных народов Сибири.

Чудь заволоцкая

По участку суши между Онежским озером и Белоозером новгородцы тащили волоком свои суда, поэтому северные территории, располагавшиеся за этой местностью, они называли Заволочьем. Территория Заволочья расширялась по мере продвижения славян на север и северо-восток. Поначалу это были земли за ближайшим волоком озерного бассейна, потом область за рекой Онегой, затем за Двиной, по Вычегде, и, наконец, — бассейн Печоры.

Эти обширные пространства населяли финно-угорские племена, которых наши предки называли «чудь заволоцкая». Одни ученые отождествляют их с этносом емь, другие — с югрой. Старинные летописи и договоры отделяют чудь заволоцкую от ее восточных соседей. В бассейнах рек Вычегды и Печоры жили зыряне (нынешние коми), пермяки, вотяки (нынешние удмурты), а также югры, чьи ближайшие родственники ханты и манси сохранились к востоку от Урала.

Преподобный Нестор Летописец в «Повести временных лет» одним из первых перечислил северных соседей: «А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливы, — эти говорят на своих языках, они — от колена Иафета и живут в северных странах».

Интересно, что летописец упоминает чудь отдельно, хотя со временем этот термин в широком понимании стал собирательным и сейчас он часто обозначает все северные финно-угорские племена.

Впрочем, полного единства тут все же нет. Согласно этимологическому словарю Макса Фасмера, «чудь — это название древнего финского населения Псковской, Новгородской. Архангельской, Олонецкой губерний, также в Пермской губернии и Сибири». В то же время другие источники, например толковый словарь Ожегова, определяют «чудь» как «общее название некоторых западно-финских племен». Большой энциклопедический словарь сводит это понятие к древнерусскому названию эстов, а также других финских народностей к востоку от Онежского озера, по рекам Онега и Северная Двина.

Веками значительная часть северных племен вела кочевой образ жизни, постоянно двигаясь по обширным территориям от Кольского полуострова до Западной Сибири. Поэтому в широком понимании под чудью заволоцкой часто подразумеваются все обитатели Заволочья, включая перечисленных восточных соседей, а также самоедов (ненцев), кочевавших вдоль побережья Студеного (то есть Белого) моря от устья Двины до Уральских гор.

В северные края с юга устремились не только мирные переселенцы и христианские миссионеры, но и беглые преступники. У местных жителей был повод ненавидеть всех пришлых гостей прежде всего по одной простой причине: каждый из чужаков, кто пускал корни рядом с ними, кормился в их владениях. Охотился на их зверей, ловил их рыбу, рубил их деревья… К тому же проповедники призывали отречься от идолов и вековых языческих устоев, а многие из ушкуйников не гнушались грабежом и разбоем.

Чудь заволоцкая оказалась на еще более первобытной ступени развития, чем чудь залесская — вепсы, меря, мордва и прочие коренные обитатели низовых земель в междуречье Оки и Волги. Более развитые и сильные славяне заставили платить дань аборигенов. В погосты, построенные на берегах северных рек и озер, стали регулярно наведываться сборщики дани. Поборы стали главной причиной, побудившей коренных жителей Севера поднять топор войны против незваных гостей.

3

Селькупы

В левобережье Енисея в районе устья Нижней Тунгуски на сравнительно небольшой территории проживают селькупы. Раньше до 1930-х годов их повсеместно называли остяками или самоедами. Селькупы издавна делятся на тазовско-туруханских и нарымских. Истоки возникновения отдельного этноса селькупов ученые видят в самобытной кулайской культуре. 

Единственным национальным образованием селькупов на территории нашей страны является Красноселькупский административный район в Колпашевском районе Томской области. Язык селькупов относится к самодийским уральским языкам. Верят селькупы в духов природы, родовых духов, обожествляют силы природы. 

МНОГООБРАЗИЕ НАРОДОВ СЕВЕРА И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Народы, о которых рассказывается в этой статье, все вместе насчитывают не более 300 тыс. человек, а принадлежат они почти к десяти группам языков: саамы, ханты и манси — к финно-угорской; ненцы, селькупы, нганасаны, энцы — к самодийской; долганы — к тюркской; эвенки, эвены, негидальцы, сроки, орочи, нанайцы, удэгейцы и ульчи — к тунгусо-маньчжурской. Чукчи, коряки, ительмены говорят на языках чукотско-камчатской семьи, эскимосы и алеуты — эскимосско-алеутской, а языки юкагиров, кетов, нивхов считаются изолированными, т. е. не входят ни в одну семью.

Ныне многие языки почти забыты. Их помнят в основном люди старшего поколения, а молодёжь говорит по-русски. Однако с 90-х гг. делаются попытки восстановить преподавание родного языка в школе. Это совсем непросто. Не хватает учителей, многие дети почти не слышат родную речь дома (обычно только от дедушки с бабушкой), а потому учат родной язык заново, так же как иностранный.

Тип внешности представителей коренных народов Севера и Дальнего Востока не столь разнообразен, как их языки. Жителей этих регионов можно отнести к северным монголоидам: они небольшого роста, плотного телосложения, со светлой кожей. Волосы прямые и чёрные, глаза чёрные или карие, с узким разрезом, нос небольшой. Недаром приезжих с европейской внешностью насмешливо зовут «носатыми» или «большеносыми».

Когда в XX столетии север Сибири стали осваивать русские, в результате смешанных браков некоторые народы, особенно саамы, манси, часть хантов, приобрели европеоидные черты лица. Разрез глаз у них стал шире, нередко встречаются светлые глаза, русые или каштановые волосы. В ненецких или чукотских сёлах можно увидеть местных жителей с явной европеоидной примесью. Они ведут традиционный образ жизни, в паспортах записана коренная для данного края национальность, но имена и фамилии у них русские, немецкие, даже чеченские: ненец Вагнер (немецкая фамилия) или эскимос Алибек (чеченское имя). Дети от смешанных браков обычно выбирают коренную национальность, во-первых, чтобы не отличаться от одноклассников, а во-вторых, чтобы иметь льготы — право рыбной ловли без разрешения, бесплатные лицензии на профессиональную охоту и др.

В прошлом большинство народов Севера и Дальнего Востока являлись приверженцами шаманизма. В XVI — начале XIX в. они были обращены в православие. В советское время церквей и священников на Севере почти не осталось, но тем не менее часть ненцев, эвенов и некоторых других народов до сих пор хранят иконы и молитвенники, соблюдают христианские обряды. Однако таких меньшинство.

Ещё суровее, чем христианство, преследовали советские власти шаманство, однако оно, будучи традиционной формой религии, всё же сохранилось. Правда, нынешние шаманы обходятся без бубна и без особого костюма, хотя на время совершения обряда по-прежнему надевают подвески и амулеты.

Места традиционного проживания и виды традиционной хозяйственной деятельности

Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и перечень видов традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера утверждены Правительством Российской Федерации. Культурно освоенный ареал с маршрутами кочёвок оленеводов, сезонными маршрутами охотников, собирателей, рыболовов, священными, рекреационными местами и прочее, который обеспечивает их традиционный образ жизни, крайне обширный: от долган и нганасан на полуострове Таймыр до удэгейцев на юге России, от алеутов на Командорских островах до саамов на Кольском полуострове.

Согласно перечню видов традиционной хозяйственной деятельности к ним относятся:

  • Животноводство, в том числе кочевое (оленеводство, коневодство, яководство, овцеводство).
  • Переработка продукции животноводства, включая сбор, заготовку и выделку шкур, шерсти, волоса, окостенелых рогов, копыт, пантов, костей, эндокринных желез, мяса, субпродуктов.
  • Собаководство (разведение оленегонных, ездовых и охотничьих собак).
  • Разведение зверей, переработка и реализация продукции звероводства.
  • Бортничество, пчеловодство.
  • Рыболовство (в том числе морской зверобойный промысел) и реализация водных биологических ресурсов.
  • Промысловая охота, переработка и реализация охотничьей продукции.
  • Земледелие (огородничество), а также разведение и переработка ценных в лекарственном отношении растений.
  • Заготовка древесины и недревесных лесных ресурсов для собственных нужд.
  • Собирательство (заготовка, переработка и реализация пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений).
  • Добыча и переработка общераспространённых полезных ископаемых для собственных нужд.
  • Художественные промыслы и народные ремесла (кузнечное и железоделательное ремесло, изготовление утвари, инвентаря, лодок, нарт, иных традиционных средств передвижения, музыкальных инструментов, берестяных изделий, чучел промысловых зверей и птиц, сувениров из меха оленей и промысловых зверей и птиц, иных материалов, плетение из трав и иных растений, вязание сетей, резьба по кости, резьба по дереву, пошив национальной одежды и другие виды промыслов и ремесел, связанные с обработкой меха, кожи, кости и других материалов).
  • Строительство национальных традиционных жилищ и других построек, необходимых для осуществления традиционных видов хозяйственной деятельности.

Сдерживающие факторы устойчивого развития

Положение малочисленных народов Севера в последние десятилетия осложнено неприспособленностью их традиционного образа жизни к современным экономическим условиям. Низкая конкурентоспособность традиционных видов хозяйственной деятельности обусловлена малыми объёмами производства, высокими транспортными издержками, отсутствием современных предприятий и технологий по комплексной переработке сырья и биологических ресурсов.

Кризисное состояние традиционных видов хозяйственной деятельности привело к обострению социальных проблем. Уровень жизни значительной части граждан из числа малочисленных народов Севера, проживающих в сельской местности или ведущих кочевой образ жизни, ниже среднероссийского. Уровень безработицы в районах Севера, где проживают малочисленные народы Севера, в 1,5—2 раза превышает средний по Российской Федерации.

Интенсивное промышленное освоение природных ресурсов северных территорий Российской Федерации также существенно сократило возможности ведения традиционных видов хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера. Из традиционного хозяйственного оборота изъяты значительные площади оленьих пастбищ и охотничьих угодий. Часть используемых прежде для традиционных промыслов рек и водоёмов в связи с экологическими проблемами потеряли своё рыбохозяйственное значение.

6 ноября 2019 года по требованию Минюста РФ Мосгорсуд ликвидировал правозащитную организацию Центр содействия коренным малочисленным народам Севера (ЦСКМНС). Минюст заявил, что центр «неоднократно нарушал законодательство» об НКО. Глава центра Родион Суляндзига связывает претензии с тем, что представители НКО неоднократно рассказывали «на международных площадках» о проблемах коренных жителей Арктики (включая конфликт между коренными народами Арктики и российскими нефтяниками).

Нарушение традиционного уклада жизни в 1990-е годы привело к развитию целого ряда заболеваний и патологий среди представителей малочисленных народов Севера. Значительно выше среднероссийских показателей среди этих народов показатели младенческой (в 1,8 раза) и детской смертности, заболеваемости инфекционными заболеваниями и алкоголизмом.

Водь (64)

Перепись населения, проведенная в 2010 году, выявила только 64 человека, считающих себя представителями этого народа. Народность «водь» относится к финно-угорской группе и проповедует православие, сами себя представители народа называют «водьялайн». Родной язык их близок и эстонскому. Сформировалась народность еще в первом тысячелетии нашей эры, место ее проживания – южная часть Финского залива. Традиционным промыслом представителей народа являлось земледелие, но они также занимались животноводством, рыболовством и охотой. Изначально люди жили в ригах, очень похожих на эстонские национальные жилища, в более позднее время стали строить избы. Обычаи народа сегодня изучаются, также создан музей культуры води.

Что нужно для того, чтобы оказаться в этом списке?

В первую очередь тебе как народу официально запрещается плодиться и размножаться в том смысле, что, пусть это прозвучит грубо, ты не должен быть более 50 000 человек. Есть ограничение по численности. Ты должен жить на территории своих предков, заниматься традиционным хозяйством, сохранять традиционную культуру и язык. Все на самом деле не так просто, не просто иметь особое самоназвание, а ты должен считать себя самостоятельным народом. Все очень-очень непросто, даже с тем же самоназванием.

Попробуем посмотреть, скажем, на алтайцев. Алтайцы сами по себе не входят в список коренных малочисленных народов. И долгое время в советской этнографии, советской науке считалось, что это единый народ, сформировавшийся, правда, из разных групп, но они сложились в единую социалистическую народность. Когда наступил конец 1980-х – начало 1990-х годов, выяснилось, что те, из кого сложились алтайцы, до сих пор помнят, что они не вполне алтайцы. Так появились на карте Республики Алтай и на этнографической карте новые этнические группы: челканцы, тубалары, кумандинцы, собственно алтайцы, теленгиты. Часть из них попала в список коренных малочисленных народов Севера. Была очень сложная ситуация – перепись 2002 года, когда властные структуры Республики Алтай очень боялись, что за счет того, что значительная часть бывших алтайцев вдруг записалась в коренные малочисленные народы, численность населения республики, то есть титульного народа, существенно уменьшится и тогда у них отберут портфели – не станет республики, и люди лишатся своих должностей. Все оказалось хорошо: в нашей стране нет такой прямой корреляции между титульной этнической группой и статусом того образования, в котором она живет, – это может быть республика, автономный округ или что-то еще.

Но, что касается этнической идентичности, ситуация гораздо сложнее. Мы сказали, что выделилось несколько групп из этих алтайцев. Но если мы возьмем каждую из них, то обнаружится, что каждая из них состоит из 5, 10, а может быть, 20 подразделений. Они называются род, или, по-алтайски, «сьок» (‘кость’), часть из них имеет очень древнее происхождение. В тот же самый 2002 год руководители родов – они называются зайсаны, – когда узнали, что ответ людей никак не скажется на статусе республики, сказали: «Ой, как хорошо. Так, может, сейчас запишемся найманами, кыпчаками (по названию рода)». То есть реально получается так, что человек в общем алтаец, но в то же время он может быть представителем какой-то этнической группы в составе алтайцев. Он может быть представителем своего рода. Если покопаться, то можно обнаружить еще более мелкие.

Водь

В Ленинградской области проживает около 70 человек, называющих себя водью – народом, относящимся к финно-угорской языковой группе. Это не помешало обзавестись им в 2002 году собственной символикой – флагом и гербом. Исследователи ассоциируют сохранившуюся до наших дней водскую народность с древним племенем водь, о котором говорили летописи XI века.
Самое первое упоминание о води найдено в Новгородской летописи и датировано 1069 годом. Великая Отечественная война нанесла огромный урон этому народу, поскольку на ареал его проживания пришлись ожесточённые боевые действия. В конце 1943 года водь, ижорцы и ингерманландские финны были вывезены в Финляндию, откуда большинство води вернулось в СССР, но было принудительно расселено по соседним областям, а позднее в Сибирь и Карелию. Лишь в 1956 году им было разрешено вернуться на родную землю.
При планировании строительства порта Усть-Луга был предусмотрен снос деревни Краколье, в промзоне должна была оказаться деревня Лужицы. С уничтожением мест компактного проживания води неизбежно погибнет её культура и язык. Жителей планируется расселить по Ленинградской области, что не оставляет шансов на сохранение языка и традиций.

Масштабная поддержка

Уже запланировано строительство цехов по переработке оленины и рыбы, приобретение рефрижераторных установок, строительство этнокомплекса с мастерскими для производства изделий из меха, субсидирование вертолетных перевозок, целевое обучение по специальностям, востребованным в компании, издание учебных пособий на родных языках и многое другое.

Статья по теме

Решения, сберегающие природу. Разработан план реабилитации экологии Таймыра

резидент Общероссийской общественной организации «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» Григорий Ледков

языки

Некоторые языки коренных народов русского севера принадлежат к уральской языковой семье , некоторые из них принадлежат к самоедской ветви, а некоторые — к финно-угорским , из которых ханты и манси являются ближайшими языковыми родственниками венгров .

Другая группа принадлежит к тюркской языковой семье , например, берега , телеуты , половцы и алтайцы .

Языки эвенов и эвенков принадлежат к тунгусо-маньчжурской языковой семье .

Языки чукчей , ительменов , коряков и некоторых других народов являются изолированными языками ; ЧАС. для них не могло быть представлено никаких доказательств родства с другими живыми языками. Они сгруппированы как палеоазиатские языки .

Откуда пришли

Согласно изысканиям этнографов, пращуры чукчей появились в описываемой области приблизительно 20 тысяч лет назад, покинув более южные районы Центральной и Восточной Азии, так называемого Саяно-Байкальского региона. Это обстоятельство позволяет считать чукчей своеобразными аборигенами континентальной Чукотки, основой жизни которых была охота на диких зверей.

В течении I тысячелетия нашей эры происходило постепенное разделение единого этноса на две группы – тундровых и береговых чукчей.

Тундровые чукчи обосновались в местности с избыточным, по северным меркам, населением и находились в постоянной борьбе за территорию с юкагирами, принявшими участие в их этногенезе и оттеснившими их вглубь Чукотки.

Береговые чукчи, заняв исконную прибрежную зону эскимосов, заставили их уйти с насиженных мест, а тех, кто остался — ассимилировали, переняв некоторые черты культуры.

Тундровые чукчи для обеспечения себя пропитанием и необходимыми средствами существования стали приручать и разводить оленей, ведя кочевой образ жизни, а береговые предались морскому промыслу, предпочтя оседлость.

Именно поэтому тундровые чукчи называли себя «чаучу», в то время как их приморские родичи именовались «рамаглыт», что означает «жители побережья».

Это внутриэтническое деление сохраняется по сегодняшний день, несмотря на то, что общая численность чукчей в 2010 году составляла чуть меньше 16 000 человек.

КАК ЖИВУТ НАРОДЫ СЕВЕРА

Природа земель, на которых живут народы Севера и Дальнего Востока, сурова: тундра, лесотундра, тайга. Посёлки почти всегда расположены у воды — на берегу залива, озера или реки. И это не случайно. Именно по воде завозят сюда необходимые товары, и прежде всего уголь, бензин. Срок навигации очень короткий, и за него нужно успеть доставить всё необходимое для долгой зимы. В остальное время года в посёлок можно попасть (или выбраться из него) только вертолётом.

Жители работают на звероферме, где разводят норок и песцов, или в пошивочной мастерской — здесь шьют одежду как европейского типа, так и национальную, чаще всего из оленьего меха. В посёлке работают мотористы, механики, продавцы, санитарки. Но всё это — и почта, и магазин, и пошивочная мастерская, и звероферма, и бревенчатые рубленые дома, почти такие же, как в русских посёлках, — лишь современная «надстройка», привнесённая из России «городская цивилизация».

В основе же национального существования малых народов, их самобытности лежит как раз то, что находится не в посёлке, а в окружающих его тундре и тайге. Здесь работает не так много людей, но именно они занимаются традиционными для малых народов России видами хозяйственной деятельности. Это оленеводы, большую часть года всей семьёй живущие в тундре со стадами оленей и лишь пару раз в год заглядывающие в свои сельские дома, обычно стоящие пустыми. Это охотники, которые проводят в тайге или в тундре весь охотничий сезон, возвращаясь домой только время от времени. От одного охотничьего урочища к другому они добираются пешком, на оленях, на собаках, а в наши дни часто на моторных снегоходах. И наконец, рыбаки, в путину (в период активной ловли рыбы) живущие вдали от посёлка, «на песках», т. е. на участках берегов рек и озёр, особенно удобных для рыбной ловли. Береговые чукчи и эскимосы, промышляющие моржей, на много дней выезжают охотиться на дальние острова и мысы.

Здесь, на берегу реки или моря, в тайге и в тундре, идёт настоящая жизнь — жизнь оленеводов, рыбаков, охотников. Она идёт в значительной мере так, как шла и сто, и двести лет назад, — с соблюдением традиционных обычаев, обрядов, правил взаимоотношений между людьми. Впрочем, и тут можно увидеть много примет современности — радиостанцию, радиоприёмник, традиционный очаг иногда заменяют бензиновым примусом, на лодках установлены моторы.

Оленеводством занимаются преимущественно жители Севера (кроме эскимосов, береговых чукчей и алеутов). Саамы, ненцы, оленные чукчи, коряки, северные селькупы и ханты имеют крупные стада, для себя и на продажу получают мясо, шкуры, молоко. У других народов оленей меньше, и используются они в основном как транспортные животные. В этом случае оленей на мясо забивают редко, а питаются таёжной дичью — дикими оленями, лосями, пернатой дичью и т. д. Таков быт эвенков, эвенов, манси. Народы Приморского края — южные селькупы, юкагиры — великолепные охотники.

Охота происходит в течение всего года. Зимой охотник выходит в тайгу на широких лыжах, нехитрое снаряжение погружено на маленькие санки. Тянуть их ему почти всегда помогает собака. Охотятся обычно в одиночку, реже вдвоём или втроём. В тайге и лесотундре на определённом расстоянии друг от друга устроены охотничьи избушки — маленькие домики с печкой, где можно обогреться, переночевать, сварить еду. Уходя из такой избушки, охотник обязательно оставит чай, спички, запас дров — для следующего посетителя.

Основное занятие хантов Приобья и народов Приамурья (негидальцев, нанайцев, нивхов, удэгейцев) — рыболовство. Однако в той или иной мере как подсобным промыслом рыболовством занимаются все народы Севера.

Жилище ненцев

Как и их предки, современные представители ненецких племён строят чумы. Они представляют собой конусообразное строение, основой которого служат жерди (их должно быть ровно сорок штук). Поверх жердей укладываются оленьи шкуры, которые оберегают обитателей чума от мороза и ветра. Для покрытия оного чума в зимнее время потребуются шкуры 65-70 оленей.

Для ненцев чум – не просто жилище, где можно согреться, поесть и отдохнуть. Это – миниатюрная Вселенная, что принадлежит каждой семье. В чуме существует старинный принцип размещения вещей, порядок, который нельзя нарушать. Ненцы верят, что гармония в чуме помогает обрести мир и с окружающей действительностью.

Кроме того, по форме чума можно определить достаток семейства. Если вы увидите остроконечное строение, можете быть уверены: в нём живёт небогатая семья. У самых состоятельных ненецких родов чумы имеют тупоконечную форму.

Внутри чума у ненцев / Роберт Талипов / rgo.ru

Какие древние народы проживают в России

А какие народы, проживающие на территории современной России самые древние? Самым древним народом, проживающим в границах Российской Федерации, по праву считаются юкагиры, отделившиеся от остальных народов в каменном веке, и сохранявшие первородные обычаи вплоть до 20 века. Народ немногочисленный ныне, проживающий в полярных областях Сибири, умеющий выживать в самых суровых условиях Русского Севера, где условия далеко не такие вольготные как в южных странах.  Еще не так давно юкагиры разделялись на многочисленные племена, занимавшие громадные территории. Эпидемии, междоусобные войны и ассимиляция с другими народами, в том числе с русскими, заметно сократила численность юкагиров. Сейчас их насчитывается около 1500 человек.

Вайнахи

Гордый народ вайнахов сегодня знают как чеченцев и ингушей. Если разобраться — это не только один из древнейших народов Кавказа, но и самый «кавказский» народ, знаменитый отвагой своих сынов, зажигательными танцами и суровыми обычаями горного края, следы которого находят в конце четвертого и начале третьего тысячелетия до нашей эры.

Соседи вайнахов — народы Дагестана имеют еще более глубокие корни. Поселения этих народов, лакцев и даргинцев датируют шестым тысячелетием до нашей эры, что фактически означает, что эти народы существуют со времен каменного века.

Саамы

Голубоглазые, светловолосые саамы, или как их называют русские — лопари, пришли на Север из Среднего Поволжья после того, как окончился Ледниковый период. Лопари считаются коренным, дофинским народом России, проживая на территории красивейшей Карелии, от берегов Ладожского озера до Мурманска. Впервые о них упоминается в трудах древнегреческого историка Пифея в 325 году до нашей эры.

Марийцы

Финно-угорский народ марийцы, проживающий на правом берегу Волги у устья реки Суры, упоминался в первом тысячелетии до нашей эры. Отец истории — Геродот писал о них как о легендарных фиссагетах, которые обитали возле земель скифов. После завоевания Иваном Грозным Казанского ханства они стали частью народа России.

Башкиры

Башкиры, которые живут в степях Южного Урала, наверное, самый загадочный, народ России, ставящий в тупик именитых историков. Ярко выраженная азиатская внешность башкир, не мешает относить их по индоиранской версии к дако-массагетским и сако-сарматским племенам, по финно-угорской к венграм, мадьярам и еней, а по арабской теории банкиры считаются тюркским народом. «Загадка истории» ждущая своих исследователей.

Славяне

И наконец — славяне. По самой правдоподобной версии славянский народ выделился в лесном краю, между реками Днепром и Вислой в пятом веке до нашей эры. На «лесное» происхождение славян указывает множество слов для обозначения лесных зарослей, в то время как слово «степь» считается заимствованным из скифского языка. Когда-нибудь все тайное станет явным, и исторические ребусы будут разгаданы пытливыми историками.

Правовая и политическая позиция

Интерес государства к малочисленным этническим группам и их культуре стал особенно очевиден в первые годы существования Советского Союза; В 1926/27 году советские власти попытались получить представление о жителях и культурах севера Сибири . Однако вскоре после этого на первый план вышли меры по сохранению власти в советской системе.

Текущая ситуация такова:

Статья 69 Конституции РФ гласит:

Российский закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 30 апреля 1999 г. определяет народы севера как

Это влияет на четыре различных аспекта:

  1. Район поселения
  2. образ жизни
  3. размер группы и
  4. самооценка

По словам Донахью / Халемба, тот факт, что российская правовая норма определяет коренные народы как исключительно «традиционный» образ жизни без какого-либо определения этого термина, является особенно проблематичным. Таким образом, теоретически человек может потерять свою принадлежность к коренным народам севера, приняв городской образ жизни. Аналогичным образом, эмиграция из традиционной среды обитания может иметь такие же последствия. Явно противоречащим « признанному в Организации Объединенных Наций, числовой верхний предел в 50 000 человек является результатом исторического развития, но более крупные этнические группы, такие как тувинцы , буряты и якуты, произвольно из признания за исключением «коренных народов».

Хотя в российской конституции не уточняются особые права и привилегии коренных народов, существующие федеральные законы предоставляют ряд привилегий для традиционно действующих общин коренных народов:

  • Освобождение от налога на имущество;
  • Право на создание общчины, то есть совместных предприятий, основанных на коренных семьях или племенах;
  • Привилегированный доступ к природным ресурсам (лес, животный мир, рыбные запасы);
  • Возможность компенсации за добычу полезных ископаемых на своих участках;
  • Возможность пройти альтернативную гражданскую службу вместо военной;
  • Возможность досрочного выхода на пенсию.

Однако этим привилегиям угрожают различные недавние законодательные инициативы. Экономически либеральный курс, проводимый министром финансов Германом Грефом, особенно противоречит правам коренных народов . В ревизиях почвенного (земельный кодекс / земельный кодекс), лесного (лесной кодекс / лесной кодекс) и водного кодексов (Водный кодекс / водный кодекс) предусмотрены долгосрочные договоры аренды частных и коллективных хозяйств для частных и естественных хозяйств. до положения, при котором они вынуждены платить государству рыночные цены за использование своих традиционных средств к существованию.

Самым важным политическим представительством коренных народов Сибири является RAIPON , расположенный в Москве. Номинально все представители коренных народов севера являются членами этой организации.

Их политическое влияние ограничено. В то время как еще несколько представителей северных народов можно найти в последнем Верховном Совете в СССР и в первой Государственной Думе в Российской Федерации , так как парламентские выборы в 2004 году не членов этих этнических групп были найдены в любом Совет Федерации или Государственная Дума.

Представители RAIPON призывают к созданию федерального агентства, например, министерства по делам коренных народов. Однако успех их претензии очень сомнительный.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector