Федеральный закон «о материальной ответственности военнослужащих» от 12.07.1999 n 161-фз ст 2 (ред. от 08.06.2020)

Содержание:

Порядок взыскания денежной суммы

При взыскании с виновника средств, необходимых для компенсации нанесённых им убытков, необходимо произвести ряд процессуальных действий. Они прописаны в нормативных актах и выполняются в следующем порядке:

Командованием воинского подразделения издаётся распоряжение о проведении внутреннего расследования. В нём указывается причина проведения проверки. До ответственных лиц доводится информация о порядке и сроках проведения административного разбирательства. Другой способ инициировать расследование – утверждающая резолюция, поставленная командиром в/ч на рапорте ответственного лица.
Назначить должностное лицо, ответственное за произведение всех необходимых следственных мероприятий. В случае необходимости создаётся комиссия из представителей военной специальности, в сферу деятельности которых входит повреждённое имущество.
Производится подробный анализ ситуации, приведшей к выходу из строя или уничтожению боевой техники и оборудования. Комиссия знакомиться с кругом должностных обязанности подозреваемых лиц, выясняет конкретные обстоятельства происшествия

По результатам расследования определяется конкретный виновник или группа лиц, деятельностью которых был нанесён ущерб.
Устанавливается причины совершения произошедшего нарушения – по неосторожности, по халатности, в ходе предумышленного преступного деяния. По итогам этого выносится постановление о привлечении виновника к полному или частичному возмещению последствий проступка

Если виновных в происшествии несколько, следует установить долю вины каждого из участников.
Производится исчисление понесённого армией ущерба. Если техника или оборудование не подлежат восстановлению, определяется их полная стоимость в соответствии с закупочными расценками. При этом из полученной суммы убирается размер амортизационного износа, определяемый в соответствии с действующими нормами для каждого конкретного объекта материальной базы.
Если повреждённая техника подлежит восстановлению, комиссией устанавливается стоимость ремонтных работ и необходимых для этого запчастей и комплектующих. Расчёт необходимых для этого затрат производится финансовым отделом воинского подразделения с составлением соответствующего отчёта.
При невозможности установить собственными силами точную сумму затрат на ремонт, комиссия вправе привлечь к своей работе экспертов. На основании их выводов о характере повреждений, целесообразности и трудоёмкости ремонтных работ, членами комиссии определяется полная сумма затрат.
При выявлении в ходе расследования признаков уголовного преступления, председатель комиссии или ответственное лицо должно незамедлительно уведомить об этом командира части.
Уполномоченные лица берут письменные показания у подозреваемых и свидетелей относительно обстоятельств произошедшего.
По результатам произведённой проверки членами комиссии составляется рапорт на имя командования, к которому прилагается вся необходимая пояснительная документация. Это акты технического обследования, объяснительные записки от фигурантов дела, рапорты должностных лиц, отчёты о проведении эксплуатационных действий с техникой.

В составленном рапорте члены комиссии должны указать:

  • Характеристики произведённого виновниками происшествия деяния – ненадлежащее выполнение обязанностей, непредумышленная порча, преступный умысел. По итогам этого определяется вид материальной ответственности военнослужащего, либо он полностью освобождается от возмещения финансовых потерь.
  • Подробное описание всех обстоятельств разбираемого происшествия, с указанием задействованных в нём лиц.
  • Перечень законодательных актов и армейских уставов, которые были нарушены виновными лицами.

После этого составленный рапорт заверяется всеми членами административной комиссии, и передаётся для ознакомления заместителю командира подразделения, в сферу деятельности которого вменяется курирование произведённого расследования.

Материально ответственное лицо

Помимо того, что должен быть установлен факт наличия убытков воинской части и причастных к содеянному поступку лиц, действия или бездействия, которых стали причиной ущерба, необходимо также определить лицо, которое непосредственно несёт ответственность за материальное состояние данной собственности.

Очень распространённой ошибкой командиров и начальников воинских формирований является взыскание компенсации урона со служащих армии, в официальные обязанности которых не входило обеспечение целостности данного имущества.

Например, из практики можно выделить решение Владивостокского гарнизонного военного суда об отказе привлечения заместителя начальника отдела материально-технического обеспечения к ответственности за выявленный ущерб. Суть дела заключалась в том, что воинской частью был заключён договор на аренду помещения для проживания военнослужащего. В дальнейшем данное деяние было признано неправомерным, а выплаченные суммы классифицированы как убыток.

Но судом было установлено, что решение об аренде помещения принималось коллегиальным образом, при помощи созданной жилищной комиссии, членом которой являлся ответчик. При этом ни комиссия, ни заместитель начальника отдела материально-технического обеспечения не наделялись правом заключать договор на аренду помещения – документ был подписан непосредственно начальником гарнизона. В результате военный суд постановил, что ответчик не совершал каких-либо действий, вследствие которых был нанесён реальный ущерб. А материально ответственным лицом в данной ситуации выступает командир, подписавший договор.

Помимо этого, нередкими бывают случаи отказа в привлечении ответственности служащих армии из-за того, что материалы, направленные командирами в суд, были составлены ненадлежащим образом.

Например, гарнизонный военный суд отказал во взыскании суммы в размере 170 000 рублей с военнослужащего, которому было вверено транспортное средство, принадлежащее воинской части. В результате пренебрежения обязанностями по проверке исправности эксплуатируемой техники, произошло возгорание автомобиля. Но при подаче материалов командир не смог документально подтвердить факт того, что солдат ненадлежащим образом выполнял предписанные обязательства, в связи с чем в финансовом взыскании ущерба было отказано.

Материально ответственное лицо может определяться различными актами и документами, такими как Устав Вооружённых Сил или служебная инструкция.

Но в общем положении действующее законодательство закрепляет ответственность за следующими лицами:

  1. Служащие армии, которые при исполнении совершили действие или бездействие, ставшее причиной ущерба для имущества, находящегося в их непосредственном расположении.
  2. Военнослужащие, которым было передано имущество под отчет для транспортировки, хранения, выдачи, эксплуатации, а также иных целей.
  3. Лица, в должностные обязанности которых входило обеспечение надлежащего исполнения взятых на себя обязательств по обеспечению технической исправности оборудования, уплате налогов или каких-либо других платежей.
  4. Командиры или начальники, давшие неправомерные приказы, выполнение которых стало причиной образования материальных убытков, например, незаконное увольнение или перевод служащего армии, а также гражданской персоны на другую работу.

Статья 9. Возмещение ущерба в случае увольнения военнослужащего с военной службы (убытия (отчисления) с военных сборов, исключения из мобилизационного людского резерва) или перевода его к новому месту службы

1. В случае, если привлеченный к материальной ответственности военнослужащий, уволенный с военной службы (убывший (отчисленный) с военных сборов, исключенный из мобилизационного людского резерва), не возместил ко дню увольнения с военной службы (убытия (отчисления) с военных сборов, исключения из мобилизационного людского резерва) причиненный ущерб, оставшаяся за ним задолженность взыскивается по правилам исполнительного производства, установленным законодательством Российской Федерации.

2. В случае, если причинивший ущерб военнослужащий уволен с военной службы (убыл (отчислен) с военных сборов) и не был привлечен к материальной ответственности, взыскание с него ущерба производится в соответствии с решением суда по иску, предъявленному командиром (начальником) воинской части, в размере, установленном настоящим Федеральным законом. При этом размер оклада месячного денежного содержания военнослужащего и размер ежемесячной надбавки за выслугу лет (размеры оклада по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, и оклада по воинскому званию гражданина, призванного на военные сборы) определяются на день увольнения военнослужащего с военной службы (убытия (отчисления) с военных сборов).

3. В случае перевода к новому месту военной службы возмещение (взыскание) ущерба военнослужащим (с военнослужащего), проходящим (проходящего) военную службу по призыву или контракту, привлеченным (привлеченного) к материальной ответственности и не возместившим (возместившего) причиненный ущерб, производится по новому месту службы в соответствии с документами, являющимися основанием для привлечения военнослужащего к материальной ответственности, а также документами, подтверждающими размер оставшейся задолженности, направленными к новому месту военной службы.

В случае перевода к новому месту военной службы военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, добровольно возмещающего причиненный ущерб, возмещение ущерба указанным военнослужащим производится по новому месту военной службы в соответствии с подписанным им письменным обязательством о добровольном возмещении ущерба, а также документами, подтверждающими размер оставшейся задолженности, направленными к новому месту военной службы.

В отношении военнослужащего, проходящего военную службу по призыву или контракту, причинившего ущерб воинской части и убывшего к новому месту военной службы, размер ущерба определяется в воинской части, имуществу которой причинен ущерб, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Если решение о привлечении причинившего ущерб военнослужащего, проходящего военную службу по призыву или по контракту, к материальной ответственности не было принято до его перевода к новому месту военной службы, взыскание с него ущерба производится в соответствии с решением суда по иску, предъявленному командиром (начальником) воинской части, имуществу которой нанесен ущерб, в размере, установленном настоящим Федеральным законом.

Виды ответственности

Статья 4 и Статья 5 ФЗ регламентируют виды ответственности для военнослужащих.

Ответственность может быть:

  • ограниченная
  • полная

Призывник, принятый по контракту или мобилизованного из запаса, несёт полную материальную ответственность за причинённый ущерб любой государственной собственности, находящейся на балансе органов военного управления, где проходит несение службы.

По определению — под ответственностью подразумевается возлагаемое обязательство безусловного возмещения в денежном эквиваленте нанесённого ущерба.

При этом военный должен компенсировать убыток, независимо от того, привлекается ли за совершённое деяние или бездействие к другим видам ответственности, таким как:

  • административная,
  • дисциплинарная,
  • уголовная.

Ограниченная ответственность

Данный вид ответственности описывает Статья 4 Федерального Закона № 161-ФЗ.

Ограниченная ответственность может применяться к военнослужащим по призыву, контрактникам и командирам.

При ограниченной ответственности возмещение ущерба ограничено определенными суммами.

Если причинение вреда произошло по неосторожности:

  • призывники — в размере причиненного ими ущерба, но не более 2 окладов по воинской должности;
  • контрактники — в размере причиненного ими ущерба, но не более 1 оклада месячного денежного содержания и 1 ежемесячной надбавки за выслугу лет;
  • граждане на военных сборах — в размере причиненного ими ущерба, но не более 1 оклада по воинской должности и 1 оклада по воинскому званию гражданина.

В определенных ситуациях военнослужащие несут отграниченную материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более 2 окладов месячного денежного содержания и 2 ежемесячных надбавок за выслугу лет:

  • за простои контейнеров, вагонов, судов и автомобилей;
  • завышение объемов выполненных работ;
  • несвоевременное внесение в соответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей.

Командиры также несут ограниченную материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более 1 оклада месячного денежного содержания и 1 ежемесячной надбавки за выслугу лет за следующие нарушения:

  • нарушение своими приказами установленный порядок учета, хранения, использования, расходования, перевозки имущества;
  • не принявшие необходимых мер к предотвращению хищения, уничтожения, повреждения, порчи, утраты имущества;
  • излишние денежных выплаты, что повлекло причинение ущерба;
  • не принявшие необходимых мер к возмещению виновными лицами причиненного воинской части ущерба.

Также командиры могут нести ответственность в размере причиненного ущерба, но не более 3 окладов месячного денежного содержания и 3 ежемесячных надбавок за выслугу лет в следующих ситуациях:

  • незаконное увольнении военнослужащего;
  • незаконный перевод лица гражданского персонала на другую работу;
  • незаконное назначении военнослужащего на должность, не предусмотренную штатом воинской части;
  • назначение на должность, оплачиваемую выше фактически занимаемой должности;
  • ущерб, причиненный излишними денежными выплатами, произведенными в результате незаконного увольнения военнослужащего;
  • незаконный перевод лица гражданского персонала на другую работу;
  • незаконное назначение военнослужащего на должность.

Полная ответственность

Статья 5 Федерального Закона 161-ФЗ регламентирует полную материальную ответственность военнослужащего. В данном случае военные несут ответственность в полном размере ущерба.

Ущерб подлежит возмещению в полном размере в следующих ситуациях:

  • при повреждении подотчетной собственности, полученной для транспортировки, использования, раздачи и прочих надобностей;
  • в случае преступления или преступного бездействия, квалифицированного решением судебной инстанции;
  • если собственность похищена, уничтожена, повреждена, испорчена, незаконно израсходована, вне зависимости от наличия преступных признаков, соответствующих нормам уголовного законодательства;
  • при умышленном нанесении физического вреда другим лицам, повлекшим лечение в медицинских учреждениях;
  • если неправомерные действия осуществлялись в нетрезвом виде.

Стоимость поврежденной техники или другой военной собственности определяется соответствующими службами, имеющими полномочия по оценке данного имущества.

ФЗ о материальной ответственности военнослужащих

Рассматриваемая обязанность направлена на то, чтобы сформировать у армейца бережливое отношение к собственности ВЧ. Именно этот тезис можно найти в ФЗ «О статусе военнослужащих», а также в воинском Уставе.

Закон, разъясняющий порядок матотвественности и обеспечивающий её реализацию, называется «О материальной ответственности военнослужащих». Важным моментом этого ФЗ является то, что армейцы должны компенсировать только реальный ущерб, который был причинён имуществу в результате их противоправного поведения.

Закон требует бережного отношения военнослужащих к государственному имуществу и инвентарю, котороые им предоставляется во время службы

Что же такое этот реальный ущерб? Расшифровка этого понятия законодательством сформирована следующим образом:

  1. Повреждения различной степени или уничтожение имущества, закреплённого за ВЧ и находящегося в федеральном владении.
  2. Возникшие расходы на восстановительные мероприятия после повреждений.
  3. Приобретение нового оборудования или элементов имущества в случае невозможности проведения ремонта.
  4. Непредусмотренные расходы, которые несёт ВЧ с целью восстановления испорченного имущества.

Для справки! Под категорию непредусмотренных расходов, согласно ФЗ, отнесены штрафы и различные неустойки, которые возмещались третьим лицам.

Следует отметить, что не весь урон, нанесённый военным лицом, оплачивается им в полной мере. Возможны варианты освобождения от компенсационных выплат. Для этого в ситуации должны быть такие прецеденты:

  • вред причинён вследствие действий, выполняемых по приказу командования;
  • урон является следствием обстоятельств, вызванных непреодолимой силой;
  • ущерб причинен в результате служебного риска, признанного оправданным.

В нормативах наряду с масштабными мерками уронов существует также обязанность беречь личное воинское обмундирование, иметь исправное, готовое к бою оружие.

Объем и порядок применения ответственности армейцев регламентированы такими нормативно-правовыми актами:

  • ФЗ№76 от 27.05.1998 г. «О статусе военнослужащих».
  • ФЗ№161 от 12.07.1999 г.«О материальной ответственности военнослужащих».
  • ФЗ№53 от 28.03.1998 «О военной службе и воинской обязанности».
  • Воинским Уставом вооружённых сил.

Все перечисленные нормативы должны одинаково выполняться. Регламент этих документов сводится к тому, что компенсация причинённого вреда должна состояться только в случае получения его в результате реализации служебных действий. При совершении нарушения с ущербом вне исполнения своих непосредственных обязанностей порядок наказания находится в компетенции Гражданского кодекса РФ.

В случае попадания происшествия под компенсирование потери в полном объёме, согласно законодательству, привлечь к матотвественности можно исключительно на основании иска комчасти, поданного в суд.

При определении ответственности как ограниченной средства возмещения удерживаются из заработка военнослужащего. Основанием для таких удержаний служит приказ командира, изданный после соблюдения определённой процедуры, заключающейся в следующем:

  • После фиксации факта возникновения урона воинскому имуществу назначается админрасследование. Целью этого мероприятия является определение оценки денежного взыскания, степени вины и формы причинённого ущерба.
  • По итогам расследования принимается решение, которое отражается в приказе. Решение также может быть в пользу армейца, то есть в результативной части стоит формулировка об отказе в применении мер матотвественности.
  • В случае возникновения необходимости возмещения, описанного в приказе, оформленный документ передаётся виновному лицу для ознакомления и подписания с последующим исполнением. Срок, который отводится на эти действия, ограничен семью днями.

Законодательством предоставлено право военнослужащему оспорить изданный приказ в случае возражений по существу документа. Спор можно решить через вышестоящего руководителя или судебные органы.

Пояснения

Пленум ВС в Постановлении №9 от 14 февраля 2000 г. в качестве условия наступления материальной ответственности называет нанесение вреда при выполнении служебных обязанностей. Одновременно это не касается процесса, когда индивид только приступает к решению задач. На практике у судов возникают некоторые затруднения при дифференциации обстоятельств. Не все случаи, которые установлены в ФЗ «О воинской обязанности и службе», инстанции считают допустимым относить к выполнению служебных обязанностей.

Например, речь о следовании гражданина к месту выполнения задач и обратно, пребывании в плену, на лечении, безвестном отсутствии и пр

Кроме того, следует принимать во внимание, что, участвуя в походах и учениях кораблей, находясь в командировке, лицо имеет право на отдых. Соответственно, в эти дни он фактически не выполняет свои обязанности

Снятие ответственности

Однако в некоторых случаях военный не подлежит привлечению к материальной ответственности.

Это распространяется на ситуации, связанные со следующими обстоятельствами:

  • если действия военнослужащего осуществлялись в рамках прямого приказа вышестоящих руководителей;
  • в случае причинения вреда в результате форс-мажорных обстоятельств – наводнений, пожаров, горных обвалов, военных действий и других аналогичных происшествий;
  • если служебный риск был оправдан в разумных пределах.

В случае применения одного из перечисленных положений компенсация нанесения материального ущерба не подлежит удержанию с виновного.

Может ли военный оспорить решение о взыскании?

Да, если солдат не согласен с решением, он может обратиться к вышестоящему начальству или в судебные инстанции.

Куда обращаться?

Военный может обжаловать решение о взыскании денежной компенсации. Для этого ему необходимо обратиться к командиру или в суд. Так же солдат имеет право обжалования и предоставления всех материалов расследования.

В случае если жалоба была подана в момент рассмотрения взыскания, то делопроизводство приостанавливается до рассмотрения жалобы.

В случае если решение о взыскании средств уже вступило в силу, то удержание средств будет производиться до того момента пока приказ не признают неправомерным. После сумма вычтенных средств будет перечислена военному.

Районный суд предъявляет иск командира о возмещении в суд, в случае обжалования солдат обращается в военный суд

Какие документы могут понадобиться?

  1. Материалы административного расследования.
  2. Заключение, составленное должностным лицом, которое проводило расследование.
  3. Документы, которые подтверждают факт невиновности армейца.
  4. Свидетельские показания.

Процедура привлечения

Денежные удержания производятся в размере двадцати процентов от месячного оклада в случае частичной ответственности, и пятидесяти процентов при полной.

В случае если законодательно предписывается выплата компенсации в полном объеме, привлечение к обязательствам реализуется только через суд.

В случае если ответственность частичная, то заданная сумма будет удержана из заработной платы армейца по приказу начальства. Однако прежде чем списывать средства необходимо:

  • Установить фактическое причинение ущерба
  • Назначить расследование
  • Определить в чем заключается вещественный ущерб
  • Установить какие законы нарушены
  • Находился ли виновным при исполнении
  • Какие обстоятельства поспособствовали причиненному ущербу
  • Какая степень ответственность солдата

Расследование назначается в день установления ущерба и должно быть закрыто за один месяц. В ходе расследования начальство принимает решение о наказании. Заключение начальства может содержать отказ в привлечении к обязательствам. В этом случае солдат освобождается от нее, и ущерб будет возмещен за счет средств государства.

Приказ о возмещении оформляется за два дня до окончания расследования и должен быть предоставлен для ознакомления военному под подпись

Нужно обратить внимание, что срок исполнения – семь дней

Заключение

Как следует из статьи, назначение материальной ответственности предусматривает частичное или полное возмещение убытков, нанесенных военнослужащими собственности воинского подразделения, с учетом соблюдения требований указанного законодательного акта и других государственных нормативов.

Предусмотрена возможность обжалования изданного приказа вышестоящим руководством или в судебном порядке.

Позитивный результат обжалования не отменяет необходимости удержания назначенной суммы убытков, но она впоследствии возвращается незаслуженно наказанному.

При наличии разницы между стоимостью ущерба и суммой, указанной в приказном документе начальника воинского подразделения или постановлении судебной инстанции, она включается в государственные бюджетные средства, выделенные властной структуре, которой подчиняется данное армейское формирование, по решению руководителя в сфере его полномочий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector