Инструкция и правила проведения закрытого конкурса по 44-фз

Содержание:

Бумажный и электронный конкурс: в чем разница

Ошибочно считать, что открытый конкурс в электронной форме является цифровым братом-близнецом привычный бумажной процедуры.

Различие между ними есть, и заключается оно не только в форме подачи заявок. Разница в следующем:

  1. Сроки (таблица 1).
  2. Состав заявки. В электронном конкурсе она составляется в двух частях + предложение о цене.
  3. Новый этап — переторжка. Участники могут уменьшить цену своих предложений.
  4. Больше протоколов — четыре вместо одного. Три составляет заказчик, один — ЭТП.

Таблица 1. Сравнение сроков открытого бумажного и электронного конкурса

Этап Бумажный конкурс Электронный конкурс
Срок на подачу заявок со дня размещения извещения о закупке Не менее 20 дней Не менее 15 раб. дней
Вскрытие конвертов /

Рассмотрение первых частей заявок

1 раб. день НМЦК < 1 млн — 1 раб. день

НМЦК > 1 млн — 5 раб. дней

наука, культура, искусство — 5 раб. дней

Переторжка 1 раб. день
Рассмотрение и оценка заявок /вторых частей Не более 20 дней (в отдельных случаях+ 10 раб. дней) НМЦК < 1 млн — 1 раб. день

НМЦК > 1 млн — 3 раб. дня

наука, культура, искусство — 5 раб. дней

Размещение протокола в ЕИС 1 раб. день
Заключение контракта Не ранее 10 дней, не позднее 20 дней Не ранее 10 дней

Процедура проведения заказчиком открытого конкурса

Схема проведения открытого конкурса

ЭТАП 1. ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ ОТКРЫТОГО КОНКУРСА

Мероприятия:

Организация проведения открытого конкурса

Создание конкурсной (единой) комиссии и определение порядка ее работы

Привлечение специализированной организации при проведении открытого конкурса

Документы:

Приказ о проведении открытого конкурса

Приказ о создании конкурсной (единой) комиссии

Положение о конкурсной (единой) комиссии

Контракт со специализированной организацией при проведении открытого конкурса

Срок:

Не позднее чем за 20 календарных дней до предполагаемой даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе

ЭТАП 2. ПОДГОТОВКА ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТОГО КОНКУРСА

Мероприятие:

Разработка и утверждение конкурсной документации

Документы:

Общие положения конкурсной документации

Информационная карта открытого конкурса

Форма заявки на участие в открытом конкурсе

Инструкция по заполнению заявки на участие в открытом конкурсе

Техническое задание при проведении открытого конкурса

Обоснование начальной (максимальной) цены контракта при проведении открытого конкурса

Проект контракта для включения его в конкурсную документацию

Срок:

Не позднее чем за 20 календарных дней до установленной в конкурсной документации даты окончания приема заявок на участие в конкурсе

ЭТАП 3. РАЗМЕЩЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОТКРЫТОМ КОНКУРСЕ

Мероприятия:

Регистрация заказчика в ЕИС при проведении открытого конкурса

Оформление усиленной квалифицированной электронной подписи при проведении открытого конкурса

Подготовка и размещение в ЕИС извещения о проведении открытого конкурса

Документ:

Извещение о проведении открытого конкурса

Срок:

Не позднее чем за 20 календарных дней до установленной в конкурсной документации даты окончания приема заявок на участие в конкурсе

ЭТАП 4. ПРИЕМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В ОТКРЫТОМ КОНКУРСЕ

Мероприятие:

Получение и регистрация заявок на участие в открытом конкурсе

Документы:

Журнал регистрации заявок на участие в открытом конкурсе

Расписка в получении заявки на участие в открытом конкурсе

Срок:

До даты и времени, которые установлены в конкурсной документации для вскрытия конвертов

ЭТАП 5. ВСКРЫТИЕ КОНВЕРТОВ С ЗАЯВКАМИ НА УЧАСТИЕ В ОТКРЫТОМ КОНКУРСЕ

Мероприятие:

Вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе

Документ:

Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе

Срок:

В день и время, указанные в конкурсной документации, – вскрытие конвертов;

не позднее следующего рабочего дня – размещение протокола в ЕИС (если предметом конкурса является проведение научно-исследовательских работ с возможностью заключения контрактов с несколькими участниками или проведение двух и более поисковых научно-исследовательских работ, – в течение трех рабочих дней)

ЭТАП 6. ВЫЯВЛЕНИЕ УЧАСТНИКОВ И ПОБЕДИТЕЛЯ ОТКРЫТОГО КОНКУРСА

Мероприятия:

Рассмотрение и оценка заявок на участие в открытом конкурсе

Возврат обеспечения заявки на стадии рассмотрения и оценки заявок при проведении открытого конкурса

Документ:

Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе

Срок:

Не позднее 20 календарных дней с даты вскрытия конвертов – рассмотрение и оценка заявок (при проведении закупки товаров (работ, услуг) в сфере науки, культуры или искусства срок может быть продлен заказчиком не более чем на 10 рабочих дней);

– не позднее следующего рабочего дня после подписания – размещение протокола в ЕИС;

не позднее пяти рабочих дней после подписания протокола рассмотрения и оценки заявок – возврат обеспечения заявок участникам, кроме победителя

ЭТАП 7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОНТРАКТА С ПОБЕДИТЕЛЕМ ОТКРЫТОГО КОНКУРСА

Мероприятия:

Составление и направление проекта контракта победителю открытого конкурса

Проверка обеспечения исполнения контракта, предоставленного победителем открытого конкурса

Подписание контракта с победителем открытого конкурса

Возврат обеспечения заявки на стадии подписания контракта с победителем открытого конкурса

Документ:

Проект контракта для направления его победителю открытого конкурса

Срок:

Не позднее трех рабочих дней с даты подписания протокола рассмотрения и оценки заявок – направление указанного протокола и проекта контракта победителю конкурса или единственному участнику;

не ранее чем через 10 календарных дней и не позднее чем через 20 календарных дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок, а также не позднее 10 календарных дней с даты получения подписанного контракта и обеспечения от победителя – подписание контракта;

не позднее пяти рабочих дней с даты подписания контракта – возврат обеспечения заявки победителю

Документация открытого конкурса

Вместе с извещением заказчиком публикуется документация по конкурсу и проект контракта — в целом и по лотам. Все то же самое публикуется в ЕИС в электронно виде и бесплатно доступно неограниченному кругу лиц.

Кроме информации, предусмотренной в извещении, в конкурсной документации:

  • описывается объект закупки и условия контракта;
  • обосновывается НМЦК;
  • приводятся требования в отношении состава и содержания заявки, включая описание предложения поставщика;
  • приводится инструкция для правильного заполнения заявки;
  • содержится условие об изменении условий контракта (когда это предусмотрено законом);
  • разрешается заключение контрактов по НИОКР с несколькими участниками;
  • приводится порядок и срок отзыва опоздавших заявок, внесение в них изменений;
  • содержатся правила и сроки подачи запроса на разъяснения;
  • приведены критерии, по которым оцениваются заявки (включая величину их значимости) и порядок рассмотрения;
  • определяется размер обеспечения заявки и контракта, в том числе условия банковской гарантии;
  • представляется информация о сотрудниках контрактной службы, ответственных за эту закупку;
  • обозначен срок подписания контракта победителем открытого конкурса, условия признания участника уклоняющимся;
  • представлена информация о расторжении контракта в одностороннем порядке.

Также в документации приводятся дополнительные требования для специфических закупок:

  1. Связанных с услугами депозитариев, управлением пенсионными накоплениями и ипотекой военнослужащих.
  2. Связанных с перевозкой пассажиров и багажа при помощи автомобильного и городского наземного электротранспорта.

Заказчик должен удовлетворить запрос по получению закупочных документов от любого потенциального участника не позднее 2 рабочих дней. За предоставление документации на бумажных или электронных носителях заказчик имеет право установить плату, не превышающую затрат на их изготовление.

На размещение изменений в ЕИС у заказчика есть 1 рабочий день. Для отправки новой информации участникам, которым представлена документация, предусмотрено 2 рабочих дня.

Между публикацией изменений и окончанием срока принятия заявок должно пройти не менее 10 дней. Если это условие не исполняется, прием заявок продлевается. При замене конкурсной документации только по отношению к одному лоту продление срока принятия заявок делается только для него.

Запрос на разъяснение положений документации

Участники могут направлять заказчику запросы относительно конкурсной документации. Это можно сделать в том случае, если до окончания подачи заявок осталось не менее 5 дней. Заказчик отвечает в течение 2 рабочих дней с момента получения запроса в бумажном или электронном виде. Для размещения разъяснений в ЕИС дается 1 рабочий день. Запрещается указывать адресата запроса о разъяснении. Данное по запросу разъяснение не должно менять сущность документации.
О подготовке конкурсной заявки пр 44-ФЗ:

По каким критериям заказчик оценивает заявки

В отличие от большинства других способов проведения закупок, на открытом конкурсе заказчик имеет возможность выбрать победителя исходя не только из цены, но и из других критериев. Правила оценки заявок утверждены постановлением Правительства РФ от 28.11.13 № 1085 (далее — Правила оценки).

Основными критериями, по которым оцениваются заявки, являются:

  • цена контракта;
  • свойства или качественные характеристики товара;
  • качество работ, услуг или квалификация участника;
  • расходы на эксплуатацию товара;
  • расходы на техническое обслуживание товара;
  • любые другие разумные критерии, позволяющие оценить заявку.

Заказчик обязан использовать не меньше двух критериев, одним из которых обязательно должна быть цена контракта. В документации по закупке заказчик перечисляет критерии и указывает значимость каждого критерия. При этом минимально возможная значимость стоимостных критериев и максимально возможная значимость нестоимостных критериев приведена в Правилах оценки. Суммарная значимость всех критериев должна равняться 100%.

Оценивая каждую заявку по тому или иному критерию, заказчик определяет ее рейтинг, то есть выставляет оценку в баллах с учетом значимости данного критерия. Оценка в баллах рассчитывается по формулам, приведенным в Правилах оценки. В частности, оценка по критерию цены контракта определяется так: берется наименьшая из цен, предложенных всеми участниками, и делится на цену, предложенную данным участником. Полученное значение умножается на 100.

Далее оценка в баллах корректируется исходя из значимости критерия. Если значимость равна, например, 10%, то оценку необходимо умножить на 0,1, если значимость равна 20%, то оценку нужно умножить на 0,2 и т.д.

После того, как рейтинги участника по каждому критерию определены, их складывают и выводят итоговую сумму баллов. Участник, набравший больше всех баллов, становится победителем.

Способы проведения закрытых торгов

Есть пять случаев проведения закрытого конкурса 44‑ФЗ:

  • закупка товаров, работ и услуг для обеспечения федеральных нужд, если информация о таких нуждах является государственной тайной
  • закупка товаров, работ и услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта
  • контракты, связанные с охраной, транспортировкой и страхованием предметов торгов, представляющих собой художественное, историческое или иное культурное значение; к таким предметам относятся драгоценности (камни и металлы), музейные коллекции и экспонаты, архивные документы с копиями, обладающие исторической ценностью и передаваемые во временное владение и/или пользование. Целью такой передачи чаще всего является проведение выставок как внутри России, так и за рубежом
  • контракты, касающиеся уборки помещений и услуг водителей для обеспечения деятельности судей и судебных приставов, которые регламентируются ч. 2 ст. 84 Закона 44-ФЗ
  • закупки, проводимые структурами федеральной исполнительной власти и подчиняющихся им госучреждений и унитарных предприятий, разрабатывающих и реализующих политику государства в области обеспечения его безопасности и обороны; перечень структур, ответственных за такие закупки, содержится в постановлении правительства от 27 ноября 2017 № 1428

Процесс участия в открытом конкурсе: общие сведения по электронной форме

До подачи заявки поставщик должен изучить конкурсную документацию.

Если он находит противоречия или неточности, не позже 5 дней до подачи окончания срока подачи заявок отправляет запрос на разъяснение заказчику. Тот ответит в течение двух дней. Ответ разместит в ЕИС. Если заказчик признает ошибку, то вносит изменения и продляет срок подачи заявки на 10 рабочих дней. Если нет, у поставщика есть два варианта: писать жалобу в ФАС или отказываться от участия.

Участник может подать заявку только после аккредитации в ЕИС.

Заявка состоит из двух частей и ценового предложения в свободной форме — всего три документа.

  1. Первая часть заявки: обезличенное предложение участника с эскизами и описанием предлагаемого товара (работ, услуги), согласие на исполнение контракта.
  2. Вторая часть заявки: документы и официальная информация о поставщике.

Все документы нужно одновременно загрузить на площадку.

Участнику разрешается подать только одну заявку. В течение часа оператор электронной площадки присваивает ей номер и высылает подтверждение на электронную почту. Если заявка нарушает правила, описанные в ст. 54.4 44-ФЗ, оператор присылает отказ с обоснованием.

Заявку нужно обеспечить банковской гарантией или перевести деньги на специальный счет поставщика. После перевода туда денег они блокируются банком; требование о блокировке направляет оператор электронной площадки.

После окончания приема заявок следуют этапы:

  1. Заказчик составляет протокол по итогам рассмотрения первых частей заявок и направляет его оператору ЭТП. В свою очередь оператор оповещает участников закупки о допуске к следующим этапам процедуры, а также сообщает им минимальную цену контракта, предложенную одним из участников.
  2. Объявляется переторжка, в ходе которой участники, получившие допуск, могут улучшить свое ценовое предложение или оставить его без изменений.
  3. Заказчик рассматривает вторые части заявок, вновь формирует протокол и направляет оператору. Тот в ответ отправляет протокол переторжки.
  4. Заказчик формирует итоговый протокол. Заявки располагает по уменьшению количества присвоенных баллов согласно критериям оценки заявок. Если в нескольких заявках количество баллов совпадает, заказчик ранжирует такие заявки по срокам их подачи. Чем раньше подана, тем выше место.

Оператор уведомляет участников конкурса о ходе проведения всех этапов.

Закрытый аукцион

Информация о закрытом аукционе распространяется исходя из тех же принципов, что и о закрытом конкурсе. Если секретные сведения содержатся только в документах и проекте контракта, то извещение о закупке публикуется в ЕИС не менее, чем за 30 дней до вскрытия конвертов. Заинтересованные поставщики направляют заказчику запрос на документацию. Ее нужно предоставить в течение 3 дней в письменной форме. Заказчик вправе взимать за это плату (это условие должно быть прописано в документации), но не более, чем стоит создание копий документов.

Если же секретные сведения содержатся в объекте закупки, то публиковать извещение в открытом доступе запрещено. Заказчик должен разослать приглашение к аукциону поставщикам, имеющим нужную квалификацию, не менее, чем за 10 дней до вскрытия конвертов. В приглашении, помимо данных о себе, заказчик должен описать что, в каком объеме и в какие сроки нужно поставить (или какие работы выполнить). А также указать, каким способом поставщик может ознакомиться с аукционной документацией.

Заказчик должен уведомить ФАС за 5 дней до проведения процедуры вскрытия конвертов о том, кому он направил аукционную документацию, а также передать копии всех отправленных им приглашений.

О том, какая информация должна содержаться в документации закрытого аукциона, подробно насписано в статье 87 закон 44-ФЗ.

Подача заявок

Заявка на закрытый аукцион должна содержать:

  • информацию об участнике, включая учредительные и прочие документы;
  • его предложение относительно объекта закупки;
  • документы, которые подтверждают:
    • его соответствие требованиям закрытого аукциона;
    • внесение обеспечения заявки;
    • право на получение преимуществ;
    • происхождения товара (в рамках национального режима).

Подача заявки

Заявки за закрытый аукцион подаются в запечатанном конверте. От одного участника принимается только одна заявка. Если будет больше, то отклонят все. Подавать заявки можно вплоть до момента вскрытия конвертов. Пока этого не произошло, заявку можно отозвать. Обеспечение в этом случае вернется в течение 5 рабочих дней.

Заявки рассматриваются не более 10 дней. В итоге комиссия составляет список участников аукциона и оформляет протокол. Его копию необходимо направить не позже следующего дня в ФАС. Также необходимо уведомить всех участников, подавших заявку, о принятых решениях комиссии.

Всем, кого не допустили к проведению аукциона, в течение 5 рабочих дней после подписания протокола возвращают обеспечение.

Аукционные торги

Аукцион проходит в классическом виде. Все участники собираются, регистрируются и получают нумерованные карточки. Ведущий аукциона (аукционист, выбранный из состава комиссии) объявляет начало торгов, номер лота, объект закупки, начальную максимальную цену контракта, шаг аукциона, а также отсутствующих участников.

Затем аукционист объявляет цену, снижаясь на шаг аукцион, а участники, согласные заключить контракт по этой цене, поднимают карточки. Ведущий называет того, кто первым поднял карточку при объявлении цены.

В течение всей процедуры аукциона ведется протокол. Не позднее следующего дня один экземпляр нужно направить в ФАС. Еще один экземпляр должен быть направлен победителю вместе с проектом контракта. Это нужно сделать не позднее трех рабочих дней с даты подписания протокола. Заключение контракта происходит не ранее, чем через 10 дней с этой же даты.

Аукцион не состоялся, если:

  1. До него был допущен только один участник. В этом случае с ним заключается контракт как с единственным поставщиком, но это нужно предварительно согласовать с ФАС.
  2. До него не был допущен ни один участник. Тогда можно внести изменения в документацию и провести новую процедуру.

Опыт исполнения работ

Остановимся теперь поподробнее на критерии «опыт исполнения работ». Зачастую заказчики требуют доказательства наличия опыта исполнения сопоставимых конкурсов – завершенные договора по 44-ФЗ, поскольку его весовое значение зачастую может достигать 70%. И тут участника могут подстерегать неприятности.

— Если участник только что открыл свою фирму, то у него нет исполненных договоров. В этом случае соваться на конкурс никакого смысла нет.

— У участника могут быть во множестве исполненные договора, но в них всех содержится условие о соблюдении конфиденциальности. Такие договора участник представить не сможет, так что и в этом случае ему нет смысла участвовать в конкурсе.

— У участника могут быть во множестве исполненные договора, но все они заключены с коммерческими структурами – он никогда раньше не обслуживал государственные и муниципальные учреждения, и не поставлял им товары. В этом случае, участник может попытать счастья и принять участие в конкурсе, представив договора по сопоставимым работам, заключенным не по 44-ФЗ, а по ГК РФ.

Согласно статье 51 закона 44-З участник может подтвердить опыт соответствующими документами. Закон 44-ФЗ не запрещает участникам подтверждать опыт предоставлением успешно исполненных контрактов по ГК-РФ.

Какие прикладываются документы?

К грамотно сформированной заявке прикладывается многочисленная документация. К ней относятся следующие документы:

  • выписка из ЕГРЮЛ, которая подтверждает, что участник конкурса представлен официально функционирующей компанией;
  • протокол назначения на должность руководителя компании;
  • решение организации, в котором указывается на одобрение участия в конкурсе и заключения крупной сделки на поставку товаров;
  • декларация соответствия;
  • документация, выступающая доказательством, что участник конкурса является добросовестным, если по разным причинам НМЦ было снижено на 25%;
  • подтверждение внесения обеспечения, причем оно может быть представлено банковским платежным поручением или банковской гарантией, включенной в специальный реестр;
  • описание основных характеристик, которыми обладает предмет закупки;
  • иные документы, которые прикладываются к заявке поставщиком по разным причинам.

Заявка с документами должна отправляться заказчику в строго установленные сроки. По ФЗ №44, открытый конкурс может продлеваться, если вносятся изменения заказчиком в конкурсную документацию. Обо всех поправках оповещаются потенциальные поставщики. Они должны при необходимости внести изменения в свои заявки.

Все документы складываются в один конверт. Листы должны быть прошиты и пронумерованы. Подписанная заявка с другими бумагами запечатывается в конверт, причем выбирается для этого непрозрачный конверт, чтобы невозможно было увидеть содержимое. На самом конверте не прописываются какие-либо сведения о компании.

Изменения в закупках по 44-ФЗ

Квотирование закупок

В декабре 2020 года было принято Постановление Правительства РФ № 2014, которое устанавливает минимальную долю отечественных товаров в процентном отношении к общему объему закупок определенных товаров, осуществленных заказчиком в отчетном году. На текущий момент определено более 100 наименований таких товаров. Для каждого из них установлена доля в объеме закупок на период с 2021 по 2023 г., которая должна приходиться именно на отечественный товар, включая продукцию из стран ЕАЭС. Применительно к лифтам, например, определена норма 90%, у других категорий она варьируется от 50 до 90–100%.

Также ПП РФ № 2014 установлен ряд особенностей определения НМЦК либо цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, для достижения минимальной доли закупки. Контроль за квотированием закупок закреплен за Минпромторгом: министерство будет следить, собирать данные, анализировать и выдавать оценку соблюдения требований по закупке отечественных товаров в необходимой минимальной доле. В случае если установленная норма не будет выполнена, Минпромторг представит отчет, в котором отразит перечень заказчиков и причины, по которым квотирование не выдержано.

Постановление Правительства РФ № 2014 вступило в силу 1 января 2021 года.

Больше подробностей о том, как меняются закупки в рамках контрактной системы, — в видеосовете эксперта Контур.Школы Петра Воронцова.

Электронный запрос котировок

С 1 апреля 2021 года вступает в силу новый порядок электронного запроса котировок.

Основные моменты электронного запроса котировок с апреля 2021 года:

  • НМЦК не более 3 млн руб.;
  • общий годовой объем не более 10% от СГОЗ; 
  • не предусмотрено внесение изменений в извещение о запросе котировок;
  • закупку можно отменить за 1 час до окончания срока подачи заявок; 
  • извещение и проект контракта публикуются в ЕИС не позднее чем за четыре рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок; 
  • после окончания срока подачи заявки рассматриваются в течение одного рабочего дня;
  • контракт заключается не ранее чем через 2 дня после размещения в ЕИС протокола подведения итогов.

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе
Подробнее о курсах

Малые закупки

С 1 апреля 2021 года вступит в силу новое правило осуществления малых закупок. Заказчик получит право осуществлять закупки на сумму 3 млн руб. только в том случае, если они проводятся в электронной форме. Годовой объем таких закупок остался без изменений — 5% СГОЗ и 50 млн руб. для закупок по п. 4 ч. 1
ст. 93 44-ФЗ и 50% от СГОЗ и 30 млн руб. для закупок по п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. То есть в рамках определенных лимитов можно будет закупать как по прямым контрактам, соответственно, в прежних объемах, так и планировать покупку товаров, работ или услуг до 3 млн руб., но при наличии «электронных» особенностей.

В конце статьи вы найдете шпаргалку с описанием порядка проведения малых закупок в 2021 году.

В конце статьи есть

РНП

Изменения, которые коснутся Реестра недобросовестных поставщиков, вступят в силу 1 июля 2021 года. Они обусловлены тем, что закон о контрактной системе в вопросах Реестра недобросовестных поставщиков носит несколько ущемляющий интересы учредителей компаний характер. На сегодняшний день существует норма, согласно которой в РНП включатся сведения не только о самой организации, но и о ее учредителе. Это не всегда правильно, поэтому данное правило пересматривается, и принято решение с 1 июля текущего года внести существенные корректировки. В РНП будут включаться данные об участниках (членах) корпоративного юридического лица, которые могут влиять на его деятельность, только в том случае, если они сами или вместе с аффилированным лицом владеют более чем 25% акций (долей, паев) такого лица. Таким образом, если на момент нарушения учредитель мог оказать влияние на действие провинившегося недобросовестного участника, сведения о нем будут включены в реестр. Если же учредитель по факту является миноритарием, данные о нем в РНП не попадут.

Как выявить участников и определить победителя открытого конкурса в электронной форме по 44-ФЗ

После окончания срока подачи заявок на участие в закупке заказчик получает от оператора электронной площадки первые части заявок участников, которые рассматриваются и оцениваются закупочной комиссией. Результаты их рассмотрения (оценки) фиксируются в протоколе. Его нужно направить оператору электронной площадки не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок (, ч. 6, 7 ст. 54.5 Закона N 44-ФЗ).

Вторые части заявок и другие предусмотренные ч. 11 ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ документы (информацию) заказчик получит только после того, как истечет срок подачи окончательных предложений о цене контракта и оператор электронной площадки сформирует у себя протокол подачи таких предложений (, ч. 1 ст. 54.7 Закона N 44-ФЗ).

До 31.12.2019 включительно часть документов, перечисленных в ч. 11 ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ, заказчик не получит. Это касается участников, которые были аккредитованы на площадке до 01.01.2019. Дело в том, что до конца 2019 г. действует переходный период (ч. 49, 50 ст. 112 Закона N 44-ФЗ). Рассматривайте в таком случае именно те документы, которые включены в реестр участников электронного аукциона (Информационное письмо Минфина России от 28.09.2018 N 24-05-08/69766).

Закупочная комиссия должна рассмотреть вторые части заявок и оформить протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок. Он направляется оператору электронной площадки не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок (ч. 7, 8 ст. 54.7 Закона N 44-ФЗ).

После этого оператор электронной площадки обычно направляет заказчику протокол подачи окончательных предложений. Комиссия на основании всех протоколов проводит ранжирование заявок и составляет протокол подведения итогов (, 11 ст. 54.7 Закона N 44-ФЗ).

Комиссия на любом этапе должна отстранить от участия в конкурсе участника, представившего недостоверную информацию (ч. 5 ст. 54.7 Закона N 44-ФЗ).

Закупочной комиссии необходимо иметь в виду, что общей информацией для протоколов рассмотрения и оценки первых и вторых частей заявок, а также протокола подведения итогов является:

  • информация о решении каждого присутствующего члена закупочной комиссии в отношении каждого участника и (или) его заявки, в том числе о допуске к участию в конкурсе и признании его участником или об отказе в допуске, о присвоении баллов по предусмотренным критериям (п. п. 4, 5 ч. 6 ст. 54.5, п. п. 4, 5 ч. 7, п. п. 3, 5, 6 ч. 12 ст. 54.7 Закона N 44-ФЗ);
  • обоснование решения об отказе в допуске к участию в конкурсе и (или) о несоответствии заявки установленным требованиям (при принятии такого решения). В таком обосновании надо указать не соответствующие друг другу положения заявки и положения законодательства РФ о контрактной системе, документации (п. 3 ч. 6 ст. 54.5, п. 3 ч. 7, п. п. 2, 4 ч. 12 ст. 54.7 Закона N 44-ФЗ).

Конкурс с ограниченным участием

Как и обычный открытый конкурс, процедура с ограниченным участием доступна широкому кругу лиц, то есть является открытой. Разница в том, что в закупочной документации присутствуют не только общие, но и дополнительные требования к участникам. На основании этих требований заказчик проводит пердквалификационный отбор кандидатов, а в дальнейшем уже оценивает прошедшие этот отбор заявки по обычным конкурсным правилам.

Когда проводится

Уже в самом названии процедуры содержится сообщение о дополнительном ограничении. И понятно, что любую закупку таким способом не провести, ведь суть системы госзаказа как раз в том, чтобы не было ограничения конкуренции. Но некоторые работы в рамках обеспечения государственных нужд должны быть произведены лицами, имеющими должный уровень квалификации. Поэтому любой желающий к участию в процедуре допущен быть не может.

Закупаются посредством «ограниченного» конкурса работы и услуги в двух случаях:

  1. Если они входят в перечень из постановления Правительства № 99 от 04.02.2015. В нем девять видов высокотехнологичных, сложных, инновационных и специализированных работ. Вот часть из них:
    • строительные и ремонтные работы в сооружениях, которые являются сложными или опасными, а также федеральных дорог стоимостью более 150 млн рублей и муниципальных — дороже 50 млн рублей;
    • захоронение ядерных отходов;
    • организация детского отдыха;
    • услуги по питанию в школах, больницах и так далее.
  2. Если они связаны с сохранением исторических и культурных памятников, реставрацией ценных документов и коллекций музеев. Также если закупаются работы, для которых нужен доступ к базам музеев, библиотек, архивов и так далее.

Особенности

Итак, главное отличие от простого открытого конкурса — наличие доптребований к участникам и особых оснований для проведения. Дополнительные требования перечислены в части 2 статьи 31 закона 44-ФЗ. В частности, это наличие:

  • опыта исполнения работ;
  • квалифицированных кадров;
  • ресурсов — финансов или оборудования (в том числе владение им на правах аренды).

В заявках участники должны подтвердить документально, что соответствуют дополнительным требованиям.

В первые 10 дней после открытия заявок заказчик проводит предквалификационный отбор. Он подводит итоги, оформляет их протоколом и размещает его в ЕИС в течение 3-х дней.

Далее к участникам, прошедшим отбор, применяются правила отбора, предусмотренные для открытого конкурса. Заявки оцениваются по критериям, установленным в документации. На этом этапе нельзя учитывать дополнительные требования, установленные для предквалификации.

Что касается сроков, то они таковы:

  • протокол оценки заявок должен быть опубликован не позже 10 дней;
  • заключение контракта происходит не раньше 10 дней, но и не позже 20 дней после протокола;
  • на обжалование дается 10 дней с даты появления протокола в ЕИС.

Критерии оценки заявок при проведении открытого конкурса

Определяя, кому в итоге достанется контракт, заказчик ориентируется на 2 группы критериев. Они нужны, чтобы все участники смогли убедиться в объективности принятого решения.

Первая включает в себя всевозможные расценки и затраты.

Например:

  • предложенная цена контракта;
  • издержки на эксплуатацию и ремонт;
  • иные расходы, которые понесёт заказчик.

Вторая группа состоит из не стоимостных критериев.

Часть из них отражает характеристики объекта закупки.

Среди них:

  • функциональные и иные свойства товара;
  • качество поставляемых товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
  • соответствие требованиям безопасности, экологическим нормам.

Другая часть критериев касается самих претендентов. К ним могут также вправе предъявлять объективные требования.

К примеру:

  • необходимая квалификация, опыт;
  • деловая репутация;
  • наличие материально-технических и иных ресурсов.

Правила оценки полученных заявок в рамках ОК представлены в ПП РФ N 1085 от 28.10.2013. Заказчик должен установить не менее 2-х критериев, которые будут использоваться при определении победителя конкурса. Независимо от объекта закупок и требований к исполнителю, обязательным критерием станет «цена контракта».

Двухэтапный конкурса

Этот тип конкурса также является открытым. Ему присущи такие особенности:

  1. К участникам предъявляются единые требования, либо единые и дополнительные вместе.
  2. Характеристики закупаемого товара или услуги можно обсудить с заказчиком.
  3. После первого этапа могут быть уточнены параметры объекта закупки и оценки.

Проводится двухэтапный конкурс на закупку определенных работ, которые связаны с научными изысканиями, исследованиями, проектами, экспериментами, поставкой высокотехнологичной и инновационной продукции, созданием произведений искусства и литературы, а также с реализацией энергосервисных контрактов.

Порядок проведения

Вначале участники подают заявки без указания цены. Они проверяются на соответствие требованиям, в том числе дополнительным, если они установлены (по типу предквалификационного отбора на конкурсе с ограниченным участием). Далее проходит обсуждение поданных предложений в открытом формате, на котором могут присутствовать все желающие участники. Все это составляет первый этап процедуры, длительность которого — не более 20 дней с даты открытия заявок.

В итоге составляется протокол первого этапа, в котором заказчик указывает:

  • сведения об участниках;
  • их предложения;
  • время и место обсуждения этих предложений;
  • итоги обсуждения.

Далее заказчик вправе уточнить параметры объекта закупки и критерии, по которым будут оцениваться заявки. Уточнения отражаются в приглашении прислать окончательные заявки, которое заказчик направляет участникам, и в этот же день публикуются в ЕИС.

Участники подают заявки на второй этап конкурса с учетом уточнений и сообщают заказчику свою цену. В это же время вносится обеспечение заявки. Если участник не желает принимать участие в процедуре после уточнений характеристик объекта закупки и/или параметров оценки заявок, он не направляет заявку.

Поступившие заявки подлежат рассмотрению заказчиком по правилам, установленным для открытого конкурса. Сроки для этого установлены те же.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector