Аттестация на семейном образовании: как, когда и сколько
Содержание:
Неправомерное давление на семью в отношении выбора конкретных учебных программ, учебников и т.п.
Сегодня школы очень часто требуют – «сдавать будете вот по этому конкретному учебнику». Это, фактически, опять ограничивает индивидуальность семейного образования, ставит родителей в неоправданно жесткие рамки. При семейном образовании такие требования недопустимы.Следует отметить, что многие учебники из федеральных списков, к сожалению, вовсе не являются достаточно качественными. Нередко родители стараются учить ребенка дома в том числе и для того, чтобы свободно выбирать качественную учебную литературу и материалы. Вместо этого им предлагают те же учебники, от которых они старались уйти. Автономия учебного процесса нарушается. Это полностью уничтожает специфику семейной формы образования.Мы считаем, что в нормативных актах должна быть закреплена полная свобода родителей при выборе учебников, учебных материалов – обязательными должны оставаться только рамки государственного стандарта. Аттестация по конкретному учебнику, программе должна быть возможна лишь по свободному соглашению родителей со школой.
Нужно ли выбирать программу и где можно увидеть все программы?
Мы можем обучаться по любой программе, а для аттестации имеем право выбирать любую программу из разрешенных. Но фактически, мы выбираем не программу, а учебник.
Нам не нужно беспокоиться о программах, о ФГОСах, потому что любой разрешенный учебник уже соотвествует ФГОС и является частью учебно-методического комплекса (УМК), разработанного в рамках определенной примерной программы.
Пусть школы беспокоятся, как составлять программы, а министерство – как разрабатывать ФГОСы, а наша задача – учить, а как учили – исключительно дело родителя.
Тем не менее, мы расскажем, кто создаёт программы, и где с ними при желании можно познакомиться.
Начнем с того, что программы разрабатывают сами школы на основе примерных.
Выдавать аттестат имеет право только та школа, которая имеет государственную аккредитацию. Когда школа получает государственную аккредитацию, решается вопрос о том, соответствует ли работа школ ФГОСам.
По закону школы разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
То есть в школе детей обучают не по ФГОС, а по программам, соответствующим ФГОС. Именно программы определяют содержание образования (ст. 12 Закона об образовании РФ).
Примерные программы пишутся авторами учебников. Минобр утверждает федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
На каждый класс с 1 по 11 по каждому предмету существует несколько таких разрешенных учебников – и следовательно, несколько программ.
Родителям не нужно писать рабочую программу, как учителям в школе, или предоставлять школе свой ИУП, или каким-либо другим образом подтверждать свое право на обучение своего ребенка.
Можно обучать по любым программам и учебникам или вовсе без учебников, программ и планов.
А чтобы успешно аттестоваться, необходимо знать тот минимум, базовый уровень, который могут (точнее, имеют право) спросить на аттестации. Для этого достаточно прочитать выбранный для аттестации учебник – потому что примерная рабочая программа, которой он соответствует, будет полностью с ним совпадать. Конечно, если вы захотите и программу прочитать, её легко найти в интернете, набрав в поиске «рабочая программа (предмет) (класс) (автор учебника)».
Порядок ПА и ее формы по закону определяет школа, но в соответствии со ФГОСом, программами, нормами санэпиднадзора и особенностями ребенка и интересами семьи. А это означает, что наш индивидуальный учебный план определяет все – нужно только разобраться с тем, что мы можем с его помощью получить. читать подробнее
Родители, взявшие на себя ответственность за образование своего ребенка, должны знать эти требования, с одной стороны, чтобы обеспечить достаточный уровень подготовки, с другой, чтобы оградить ребенка от излишних требований на экзамене со стороны учителя.
Для того чтобы определить, какие предметы в данном году являются обязательными (то есть составить Ваш ИУП) потребуется использовать всего одну табличку в одном из перечисленных документов: Примерный учебный план начального общего образования, Примерную основную образовательную программу начального общего образования, (для 8-11 классов, все еще следующих старому ФГОСу — Базисный учебный план).
Подробно, как это сделать, читайте
Аттестация – право или обязанность?
Вызывают в родительской среде споры и промежуточные аттестации – контроль знаний для перевода ученика в следующий класс. В действующем «Порядке» сказано, что «обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в образовательных организациях». Поэтому «семейники» считают, что дети не обязаны проходить промежуточную аттестацию. Но ведь в следующий класс переводят детей, освоивших образовательную программу учебного года в полном объеме. А как без промежуточной аттестации провести контроль освоенных знаний?
Эксперт Родительского всероссийского сопротивления Александр Коваленин, напротив, считает, что контроль знаний в виде аттестации необходим. Вопрос – не в проведении её, а в единых стандартах.
«Раз в год и необходимо, и достаточно аттестации. Но она не должна зависеть от порядков конкретной школы (в проекте закона сказано, что аттестация осуществляется в соответствии с установленными в школе формами, периодичностью и порядком, — Прим.Ред.). Почему родитель должен зависеть от порядков этой школы? Должны быть единые федеральные требования: “вот что ты должен знать к концу этого класса”. Система построена так, что нет определенного набора знаний, по которому можно контролировать раз в год. Ты должен прикрепиться к школе и проходить аттестацию по программе, по которой обучают именно в этой школе. А если ребенок перешел в другую школу, а там в другом порядке проходят материал? Должна быть синхронизация. Должна быть единая система, простая», – делится мнением Александр Коваленин.
Между тем, директор лицея №22 «Надежда Сибири» Лариса Потеряева рассказала ЧС-ИНФО, что график аттестации сегодня согласуется с родителями.
«График промежуточной аттестации выдает школа. По согласованию с родителями, конечно. Вдруг они ускоренно хотят сдать – они же имеют такое право: ребенок, например, по возрасту – седьмой класс, но они так хорошо обучали его дома, что он за девятый класс хочет сдать. Такие ситуации бывают. Родители пишут заявление, и выставляется им график. Ну и, конечно, есть условия: в июле, например, когда учителя все в отпуске, он не может сдать. А в другие какие-то дни, когда учителя имеют возможность принять аттестацию, они принимают. А график итоговой аттестации – ОГЭ и ЕГЭ – утверждает государство. От школы зависит только зачисление его в базу – надо прикрепить ребенка к базе и выдать ему допуск», – рассказывает Лариса Владимировна.
IV. Финансовое обеспечение семейного образования
4.1. Родителям (лицам, их заменяющим), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном, муниципальном общеобразовательном учреждении, определяемых федеральными нормативами.Выплаты производятся из средств бюджета учредителя государственных, муниципальных общеобразовательных учреждений в порядке, устанавливаемом учредителем в соответствии с законодательством.Сумма указанных выплат не включается в облагаемый подоходным налогом доход граждан.4.2. Дополнительные расходы, произведенные семьей сверх выплаченных денежных средств, покрываются родителями (лицами, их заменяющими) самостоятельно.4.3. Родители (лица, их заменяющие), осуществляющие образование несовершеннолетнего ребенка в семье, не лишаются права на получение компенсаций, установленных государственными и муниципальными органами власти на детей соответствующего возраста.
________________________________________________
До введения федеральных нормативов денежные средства на образование каждого ребенка выплачиваются в соответствии с местными нормативами, исходя из финансово-экономических условий. |
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ, ПОЛУЧАЮЩИХ СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Статья 58. Промежуточная аттестация обучающихся4. Образовательные организации, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.5. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам.6. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз образовательной организацией создается комиссия.7. Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной аттестации.8. Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс или на следующий курс условно.9. Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.10. Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации.
Общие положения
Документ разработан в соответствии с:
- ст. 43 Конституции Российской Федерации,
- ст. 63 Семейного Кодекса Российской Федерации,
- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»»,
- письмом Минобрнауки РФ от 15.11.2013 № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме»,
- письмом Министерства образования Московской области от 20.02.2014 № Исх-1056/07о с методическими рекомендациями по организации освоения программ общего образования вне образовательных организаций.
Таким образом, к вышеуказанным документам (первоисточникам) нужно обращаться в случае каких-либо затруднений в переходе на семейное обучение.
Форма получения образования по основным общеобразовательным программам определяется родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося с учетом мнения ребенка.
Допускается сочетание различных форм получения образования. Это важный момент! Вы можете сами собрать ребёнку тот формат обучения, который ему подходит.
Обучающийся может перейти на семейную форму получения образования на любом уровне образования: начальном общем, основном общем, среднем общем.
Для семейного образования, самообразования, как и для других форм получения начального общего, основного общего, среднего общего образования, действует единый государственный стандарт.
Лица, осваивающие основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования в семейной форме и форме самообразования вправе пройти экстерном промежуточную и (или) государственную итоговую аттестацию в общеобразовательном учреждении бесплатно.
При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.
Обратите внимание на слово «вправе». Аттестации — не обязанность, а право!. При получении образования в формах семейного образования и самообразования возможно ускоренное освоение общеобразовательных программ по отдельным предметам, классам, курсам среднего общего образования в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами общеобразовательного учреждения
При получении образования в формах семейного образования и самообразования возможно ускоренное освоение общеобразовательных программ по отдельным предметам, классам, курсам среднего общего образования в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами общеобразовательного учреждения.
Школы аттестуют по своей программе
По закону у нас образовательную программу создает или выбирает сама школа. Причем всех, и экстернов, и детей на семейном образовании, согласно действующим нормативным актам, школа аттестует по этой своей программе, включающей и конкретные требования по знаниям и навыкам, распределение материала во времени и т.п. Исходя из специфики семейного образования, строить его, выбирать образовательный маршрут в нем должны родители. Однако, на практике они оказываются очень ограничены решениями и требованиями конкретной школы, что уничтожает существенную часть привлекательности домашнего образования
С нашей точки зрения, важно предусмотреть ряд норм, на уровне законодательном или подзаконном, которые бы защитили специфику семейного образования и поставили бы именно семью, а не школу, в его центр. Во-первых, на наш взгляд, промежуточная аттестация детей в школе при семейном образовании вообще не должна быть обязательной
Сохранить стоит лишь обязательность итоговой (государственной) аттестации. Промежуточные аттестации в школе должны проводиться по желанию, но бесплатно, это должно стать правом, а не обязанностью. При этом следует сохранить рамки нормативных сроков освоения программ конкретного уровня. Требования стандартов, государственная итоговая аттестация, рамки нормативных сроков – в качестве обязательных рамок при семейном образовании этого вполне достаточно. Большинство родителей сами все равно обратятся в школы за аттестацией, чтобы себя уверенно чувствовать. Тем же, кто справляется без этого, надо дать свободу. Во-вторых, на наш взгляд, промежуточная аттестация при семейном образовании, экстернате, должна проводиться в рамках требований государственных стандартов, а не программы конкретной школы. И в-третьих, наконец, порядок следования, сроки промежуточных аттестаций должны устанавливаться школами не произвольно, а по согласованию с родителями. При этом семейное образование по умолчанию должно означать индивидуальный учебный план – т.е. индивидуальную последовательность и темпы освоения учебных материалов в рамках нормативных сроков соответствующей ступени образования.При получении образования в семейной форме является нормальным, когда обучающийся осваивает разные предметы учебных программ с разной скоростью. Один и тот же обучающийся может, к примеру, относясь по возрасту к 5 классу школы осваивать материал программ по русскому языку, соответствующий 5 классу, по математике или алгебре – соответствующий 6-7 классам, по истории – соответствующий одновременно 5 и 6 классу и т.п. Учебный материал может быть неравномерно распределен по учебному году (скажем, при модульном методе обучения, методе обучения с последовательным погружением в те или иные предметы). Все это должно учитываться.
Много вариантов – на благо ребенку
В лицее, которым управляет Лариса Потеряева, сейчас девять «семейников». Причем количество их с каждым годом увеличивается как и в целом по стране (об этом ранее писал ЧС-ИНФО).
«Сейчас мобильность населения вырастает, и вместе с тем вырастает мобильность получения образования. Система образования потеряла монополию на образование: если раньше приходили только в школу и там учились, то сейчас говорят «школа на ладошке». Есть дистанционные курсы, учителя выставляют свои уроки, есть ученые, которые с детьми занимаются. Есть очное, заочное очно-заочное обучение, семейное, самообразование. Чем больше вариантов, тем больше возможностей договориться и с родителями, и с детьми. Потому что у каждого ребенка есть какие-то особенности. Поэтому если мы говорим о том, чтобы индивидуализировать этот процесс, то почему бы и нет. Варианты – это всегда хорошо. Это во благо ребенка, – отмечает педагог. – В семейном образовании нет каких-то преимуществ и недостатков. Здесь надо от цели исходить. Если у родителей есть определенные цели и задачи, то соответственно они могут их решить с помощью семейной формы. Причем закон дает даже вариации: семейную форму можно выбрать не в целом, а по отдельным предметам даже. Но таких случаев на моей практике я не помню. Ситуации же разные бывают у людей: кто-то в командировку уезжают за границу, не хотят терять образование российское. У кого-то ребенок может быть болезненным, кто-то в 11-м классе переходит, чтобы лучше подготовиться к экзаменам. У нас в лицее 97% детей имеют индивидуальный учебный план. Решают где-то углубиться, где-то заочно учить, где-то ускоренно: сдал предмет и больше его не изучаешь, при этом оценку ты получил».
Кстати, вопреки другим учителям или общественникам, Лариса Потеряева не считает, что семейное образование способствует отсутствию социализации. В условиях современного мира, когда развита сфера дополнительного образования, проблем с этим у детей нет. Кроме того, семейное обучение не лишает их школьных конкурсов и мероприятий.
«Ребенок по закону не только на промежуточную аттестацию прикреплен к школе. Он может ходить на все наши мероприятия, внеурочную деятельность, участвовать в олимпиадах, конкурсах. Мы обязаны обеспечить его учебниками бесплатно. Они пользуются услугами психолога, социального педагога, каких-то других служб. То есть они пользуются всем, они только не учатся у нас. Поэтому мы не несем ответственность за результат их обучения. Но в плане социализации мы помогаем ребенку, – добавляет Лариса Владимировна. – У нас ребенок, который на семейной форме обучается, дошел до регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Сначала прошел школьный этап, потом муниципальный, теперь – региональный. При этом он участвует во всей внеурочной нашей жизни, он участвует в мероприятиях, конкурсах, олимпиадах. Ребенок увлечен этим. Если бы он ходил в школу, не факт, что он бы этим увлекался. Дома он так организует процесс обучения, что у него есть на это время. И он углубляется по каким-то предметам. До регионального этапа дошел! В нашем лицее в школьном этапе три тысячи человек участвовало, а до регионального дошло только 33. Среди них один “семейник”».
Пока не ясно, станет ли с новым, несколько усложненным бюрократией порядком перехода на семейное образование, меньше «семейников», если в последнее время количество таких семей «растет на 100% и более в год». Но обеспокоенные родители уже начали сбор подписей под обращением Министерству просвещения РФ с громким заголовком: «Не разрушайте семейное образование!»
|
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или обращайтесь по телефону +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и через социальные сети: , Фэйсбук и |
Готовность ребенка к школе
Детей, не готовых к школе в 7 лет, достаточно. Ребенок может быть готов по одной из составляющих, например, познавательно-интеллектуальной: он хорошо читает, знает счет, много разговаривает и рассуждает, зато у него недостаточная эмоционально-волевая зрелость: он не умеет ждать своей очереди, руководствуется только понятием «хочу» и сильно расстраивается при неуспехе и т.д. В 6 лет, по статистике, к школе не готов 51 % детей.
Важной составляющей является и здоровье ребенка: если оно слабое, частые пропуски приведут к еще большим проблемам. Родители часто совершают ошибку, принимая умение считать и читать за готовность к школе, торопятся отдать незрелого в эмоционально-волевом или физическом плане ребенка в школу с 6 или 7 лет
В то время как всего лишь один год в этом возрасте имеет решающее значение: через год этот же ребенок сможет войти в режим школы без серьезных неблагоприятных последствий. А в этом году нарастающее утомление приведет к повышению заболеваемости, отсутствие необходимых организационных навыков — к падению интереса к получению знаний (и не стоит ждать от школы, что она исправит это в дальнейшем), неумение выстраивать отношения — к появлению комплексов, неуверенности в себе — иногда даже у таких многообещающих детей, что заранее невозможно догадаться, что именно этот ребенок может стать неуспешным в школе, что его могут отвергнуть не только дети, но и взрослый и, кажется, разумный учитель
Родители часто совершают ошибку, принимая умение считать и читать за готовность к школе, торопятся отдать незрелого в эмоционально-волевом или физическом плане ребенка в школу с 6 или 7 лет. В то время как всего лишь один год в этом возрасте имеет решающее значение: через год этот же ребенок сможет войти в режим школы без серьезных неблагоприятных последствий. А в этом году нарастающее утомление приведет к повышению заболеваемости, отсутствие необходимых организационных навыков — к падению интереса к получению знаний (и не стоит ждать от школы, что она исправит это в дальнейшем), неумение выстраивать отношения — к появлению комплексов, неуверенности в себе — иногда даже у таких многообещающих детей, что заранее невозможно догадаться, что именно этот ребенок может стать неуспешным в школе, что его могут отвергнуть не только дети, но и взрослый и, кажется, разумный учитель.
Заметнее всего проблемы на так называемых гиперактивных детях. Но ребенок может быть тихим, не доставлять проблем другим; ни родители, ни учителя не склонны бить тревогу, хотя страдает здоровье или успеваемость, или ребенок начинает отдаляться от родителей.