Скоро ли помрет ваш аккумулятор?
Содержание:
От чего зависит срок годности аккумулятора и как его определить
АКБ должна бесперебойно работать в течение всего срока своей годности, только это условие обеспечит надежность и безопасное пользование автомобилем. Некоторые модели АКБ, при правильной их эксплуатации, могут прослужить до 5-6 лет.
Фактически аккумулятор начинает работать еще до начала эксплуатации, с момента своего изготовления, т.к. в нем начинаются необратимые процессы, ведущие к изменению его пользовательских свойств, старению и со временем отказу в работе (выходу из строя). Не следует верить заверениям продавцов, что срок хранения нового аккумулятора неограничен – обычно он составляет 1,5 года. Процессы старения, при постановке АКБ на автомобиль, только ускоряются в условиях тяжелой эксплуатации, и желательно начать эксплуатировать АКБ не позднее 6 месяцев с момента ее изготовления.
Дата изготовления обозначается производителем специальным кодом на упаковке, и расшифровку этого обозначения лучше уточнить у продавца при приобретении батареи. Так, 17П26 Е1 может означать 2017 год изготовления, первый (П) месяц (январь), 26-е число. Если дата выпуска на этикетке не указана, и продавец в вашем присутствии делает там отметку, насторожитесь и задумайтесь, когда на самом деле выпущен этот аккумулятор, и долго ли он вам прослужит.
Срок службы автомобильного аккумулятора определяется множеством факторов, среди которых:
- вид аккумулятора, конструкция и использованные материалы. Наиболее недолговечны АКБ свинцово-кислотные. Их электроемкость падает вполовину за примерно 4 месяца работы, в то время как у гибридных АКБ за 14 месяцев, а кальциевых – за 18-20 месяцев;
- электрические характеристики;
- условия эксплуатации (хранение на складе либо работа в автомобиле);
- температура окружающей среды;
- механические воздействия (толчки, вибрация, удары);
- суммарное количество циклов заряд/разряд;
- электрические характеристики заряда и разряда, зависят от тщательности регулировки бортовой электроники, обеспечиваемого генератором зарядного тока и максимального тока нагрузки (стартером, другими потребителями);
Ряд факторов влияет на срок годности автомобильного аккумулятора отрицательно. К ним относятся:
- длительное пребывание АКБ в разряженном состоянии, неполная его зарядка с последующей эксплуатацией;
- короткое замыкание в одной или нескольких аккумуляторных банках;
- коррозия пластин;
- сульфатация пластин в условиях полной разрядки;
- перезарядка вследствие неисправности автомобильного регулятора напряжения либо подключаемого к сети зарядного устройства;
- экстремальные условия эксплуатации (слишком высокая или низкая температура окружающей среды, удары по корпусу, работа в условиях вибрации).
Необслуживаемые свинцово-кислотные аккумуляторы прослужат дольше обслуживаемого на 10-15% времени.
Правила хранения аккумулятора
Как и обычные батарейки, аккумуляторы имеют свой срок годности и специфику хранения. В зависимости от типа, эти показатели могут существенно различаться:
- Сухозаряженный аккумулятор. По причине отсутствия электролита может долго храниться перед использованием без ущерба качеству (до 5 лет). Удобен высокими эксплуатационными качествами, т.к. способен проработать до 10 лет. Перед использованием не допускается попадание влаги воздуха, а также солнечных лучей. Не рекомендуется оставлять без использования уже заряженный АКБ на срок более 6 месяцев.
- Литий-ионные аккумуляторы (li ion). Срок службы — до 600 циклов (при правильной зарядке), саморазряд — 3% при нормальной температуре. Имеется эффект памяти (в небольших объемах), при неправильной зарядке способный постепенно суммироваться, снижая емкость аккумулятора. Аккумуляторы склонны к старению, в течении двух лет литиевый аккумулятор теряет 20% емкости даже при правильной эксплуатации. Рекомендуется не хранить на холоде или жаре, заряжать поблизости от отопительных систем и радиаторов, не перезаряжать изделие. Оптимальный уровень заряда— 80%, большая зарядка приводит к деградации.
Литиевые аккумуляторы нельзя хранить без заряда, в случае прекращения использования, рекомендуется зарядить изделие перед выключением.
Телефонные аккумуляторы. Срок годности — 1 год. Принципы хранения аналогичны, не хранить в жарких или холодных условиях, не заряжать уже заряженное изделие. При хранении в неподходящих климатических условиях, емкость аккумулятора сократится на 10%-15% за неделю.
Гелевые аккумуляторы. Качественное изделие с высоким сроком службы (до 7-10 лет), саморазряд — 15% в год. Безопасен, не требователен в обслуживании. Не рекомендуется хранение при высоких и низких температурах, перезаряд уже заряженного АКБ.
Никель-кадмиевые аккумуляторы. Срок службы в современных вариантах — до 900 циклов, способен работать от 7 до 20 лет. Саморазряд — 10% в месяц. Обладает выраженным эффектом памяти, частая зарядка до того момента, когда аккумулятор разрядится, приводят к значительному снижению емкости. Недопустимо использовать аккумулятор в системе бесперебойного питания в режиме постоянной подзарядки (например в ноутбуках), это снизит емкость до нуля.
Никель-металлгидридные аккумуляторы (ni mh). Срок службы — до 500 циклов, саморазряд — 100% в год (устаревшие модели). Не имеет эффекта памяти, что позволяет заряжать слабозаряженные аккумуляторы без разрядки. Идеальные условия хранения — невысокая температура не ниже 0 градуса в заряженном состоянии. В отличие от других типов АКБ, не боится низких температур (потеря мощности — всего 12% при -20 градусах, что в два раза меньше чем у никель-кадмиевых аналогов).
Как правильно использовать литий-ионные аккумуляторы? Узнайте об этом из этого ролика:
Виды
Все элементы питания условно можно разделить на 2 вида:
- одноразового использования;
- с возможностью перезарядки (многоразовые).
Они значительно отличаются по стоимости и продолжительности работы. Недорогие одноразовые элементы питания после выработки ресурса следует утилизировать. Делать это следует в соответствии с нормами законодательства. ЛУчше всего отнести отработанные элементы питания в ближайший супермаркет. Там должна быть установлена специальная емкость для таких вещей. Аккумуляторные батарейки многоразового использования можно заряжать посредством специального устройства определенное количество раз Обычно более сотни, но точные данные указывает производитель.
Как продлить срок службы аккумулятора
Чтобы АКБ не подвела в критический момент дорожной ситуации, необходимо тщательно следить за ее состоянием и периодически контролировать работоспособность. Выше были перечислены факторы, сокращающие срок службы АКБ. Но при грамотной эксплуатации возможно и продлить период работоспособности батареи, выполняя простые правила хранения батарей и их безопасной эксплуатации, чтобы не довести до негодного состояния радовавший вас вначале новый аккумулятор. Правила хранения АКБ просты:
- хранить в сухом месте с температурой от 0 °С до 15 °С;
- периодически проверять (мультиметром) напряжение без нагрузки;
- при снижении напряжения без нагрузки ниже 12,5 В подзарядить батарею.
После постановки АКБ на автомобиль правила эксплуатации несколько расширяются:
- необходимо своевременно регулировать бортовую электронику для поддержания оптимального режима зарядки АКБ;
- автомобильный генератор должен быть исправным, и вместе с отрегулированным реле-регулятором выдавать на батарею напряжение 13,8-14,4 В;
- аккумулятор эксплуатируется только при допустимых условиях эксплуатации;
- периодический контроль уровня и плотности электролита, своевременная доливка электролита или дистиллированной воды;
- 1-2 раза в месяц подзаряжайте АКБ небольшим током 1-2 А в течение нескольких часов от зарядного устройства;
- периодическая (раз в 2-3 месяца) полная зарядка АКБ от сетевого зарядного устройства;
- в системе электрооборудования не должно быть утечек;
- стараться не включать электроприборы на стоянке (при неработающем или работающем на холостых оборотах двигателе);
- в случае обнаружения разряда АКБ (забыли выключить ближний свет, утечка в системе электрооборудования) необходимо подзарядить батарею;
- состояние двигателя и топливной системы должно обеспечивать скорый пуск, чтобы не перегружать АКБ работой стартера;
- не допускайте работы стартера свыше 10 секунд, нормальное время 3-5 секунд с перерывами в 1 минуту между повторными попытками пуска;
- в холодное время года «разогрейте» АКБ перед первым стартерным пуском, включив и выключив на 15 секунд дальний свет;
- при длительных перерывах в пользовании автомобилем необходимо отсоединить от аккумулятора клеммы, а еще лучше снять его и унести (зимой) в теплое помещение. Особенно опасно оставлять зимой в автомобиле разряженную батарею, в ней может замерзнуть электролит.
Исправность системы зарядки автомобиля
Здесь хочется выделить два основных аспекта:
Генератор – он прямо влияет на эксплуатацию АКБ. Если он работает в своем штатном режиме, то срок — номинальный. Но вот если он начинает глючить, не давать или недодавать заряд, то батарея начинает больше разряжаться. Это чревато глубокими разрядами и сульфатацией пластин, пару тройку глубоких разрядов и выкидываете свой АКБ.
Реле регулятора – это маленькая, но очень важная микросхема, она уберегает аккумулятор от перезаряда. Ведь генератор не знает меры! Для того чтобы перезаряд не проходил и нужен это маленький элемент, он также продлевает жизнь АКБ (подробнее здесь).
Если все системы работают нормально, вы можете рассчитывать на номинальный срок батареи, то есть, скажем не меньше 5 – 7 лет! А вот если что-то работает не так, это критично снижает срок эксплуатации.
Какими бывают аккумуляторы?
В зависимости от используемых материалов, которые определяют, в том числе, и область применения такой продукции, различают несколько типов аккумуляторов:
- свинцово-кислотный;
- никель-кадмиевый (Ni-Cd);
- никель-железный;
- никель-металлогидридный;
- никель-водородный;
- серебряно-цинковый и серебряно-кадмиевый;
- литий-ионный;
- литий-полимерный.
Свинцово-кислотные
В свинцово-кислотных приборах используется в качестве реагента диоксид свинца или свинец, электролита – раствор серной кислоты.
Эти аккумуляторы бывают:
- стартерными — используются в двигателях внутреннего сгорания;
- стационарными – используются в энергетике, на телефонных и телекоммуникационных станциях, как источник аварийного электроснабжения;
- тяговыми – предназначены для электрокаров и другого электротранспорта, спецтехники, других машин;
- портативными – обеспечивают питание приборов, инструмента, аварийного освещения.
Срок службы такого типа аккумуляторов может достигать 12 лет (до 300 циклов).
Оптимальной температурой для них является +25 оС.
Повышение температуры на +8 оС приведет к сокращению этого периода на 5 лет, а при температуре + 42 оС он прослужит всего один год или чуть больше.
Никель-кадмиевые
Их изготовляют из реагентов никеля и кадмия, а также электролита — раствора КОН.
Различают такие виды аккумуляторов:
- ламельные;
- безламельные;
- герметичные.
Безламельные модели обладают «эффектом памяти».
Так называют явление, когда устройство как бы запоминает, что в предыдущем цикле его емкость использована не полностью, и, разряжаясь, отдает только до границы, которую он запомнил.
Сфера применения никель-кадмиевых аккумуляторов:
- в шахтных электровозах и подъемниках;
- в стационарном оборудовании;
- в портативной технике (телефонах, магнитофонах, компьютерах);
- в бытовой технике;
- в игрушках.
Срок их службы достигает 7 лет, что зависит от модели и режима эксплуатации.
Никель-железные
В этих устройствах вместо токсичного кадмия используют железо.
Такие аккумуляторы производят только в негерметичном виде.
Применяются в основном в качестве тяговой установки на шахтных электровозах, электрических автомобилях, подъемных механизмах, используемых в промышленности.
Срок службы никель-железных аккумуляторов может составлять 10 лет.
Никель-металлогидридные
Для их производства используют интерметаллид, обратимо сорбирующий водород.
Они выпускаются в дисковой, призматической и цилиндрической формах. Ni-MH батареи нашли применение в портативной аппаратуре.
Срок их службы – 200–500 циклов, что несколько ниже, чем у никель-кадмиевых аналогов.
Никель-водородные
Это один из самых дорогих типов аккумуляторов.
Отрицательный электрод в них газодиффузный, дополненный платиновым катализатором.
Это один из самых дорогих источников питания, и устанавливается на ракетно-космической технике и глубоководных аппаратах.
Срок службы таких устройств достигает 10 лет, или 28 000 циклов.
Серебряно-цинковые и серебряно-кадмиевые
В этом типе аккумуляторов на положительный катод наносят серебро, на отрицательный – цинк или кадмий (щелочной аккумулятор).
Они тоже относятся к дорогим изделиям, выпускаются в форме диска или призмы.
Область их применения:
- военная техника;
- авиация;
- часы;
- портативные приборы и аппаратура.
Срок службы серебряно-цинковых аккумуляторов относительно мал – около 100 циклов, в то время как для серебряно-кадмиевых моделей он достигает 6000 циклов.
Литий-ионные
Литий-ионные модели впервые были выпущены в 1991 году компанией Sony.
Они представляют собой комбинацию электродов (анодный материал на медной фольге и катодный – на алюминиевой), разделенных пористыми сепараторами.
Электроды помещены в корпус герметичной конструкции.
Данным аккумуляторам свойственен «эффект памяти».
Ранее считалось, что они не подвержены этому эффекту.
Их применяют:
- в электрокарах;
- в бытовой технике;
- в накопителях энергии;
- в цифровой технике.
Срок службы литий-ионных аккумуляторов достигает 400–600 циклов.
В целом, у литиевых аккумуляторов средний срок службы – примерно 300 циклов
Литий-полимерные
Литий-полимерные аккумуляторы возникли вследствие улучшения предыдущего типа.
В качестве электролита в нем используется полимер, включающий гелеобразный литий-проводящий наполнитель.
Область их применения:
- мобильные телефоны;
- цифровая техника;
- радиоуправляемые модели;
- портативный электроинструмент;
- электромобили.
У них нет эффекта памяти. Срок службы литий-полимерных (li-pol) аккумуляторов — 2000 циклов.
Что влияет на срок службы АКБ
Для начала вкратце остановимся на сроке службы авто аккумулятора, сделанного по классической схеме, на основе свинцовых пластин с использованием электролита (хотя многие из них характерны и для аккумуляторов, сделанных по новым, более совершенным, технологиям). Итак, на срок эксплуатации АКБ влияют следующие факторы:
- Качество изготовления. Тут все просто — известные мировые производители выпускают свои аккумуляторы под брендами со сроком гарантии два-четыре года. На самом же деле такие батареи служат пять-семь лет и даже больше. Дешевые же китайские или отечественные АКБ дают гарантию 6…12 месяцев, и служат такие аккумуляторы от силы года три.
- Температурный режим эксплуатации.Известно, что зимой, при низкой температуре работы, емкость аккумулятора падает и он работает в более тяжелых условиях, чем летом. Однако это компенсируется тем, что двигатель зимой перед поездкой прогревается, и емкость более-менее восстанавливается. Однако для аккумулятора губительны кратковременные поездки зимой. Рекомендуется хотя раз в два-три года выполнять процесс десульфатации (ее вполне можно выполнить своими руками).
- Исполнение батареи. В частности, обслуживаемым или необслуживаемым является аккумулятор. Обычно необслуживаемые служат дольше при условии, что их вовремя подзаряжают. Однако, если в обслуживаемый АКБ вовремя доливать дистилят и также подзаряжать, то его срок эксплуатации может быть даже больше, чем у необслуживаемого.
- Исправность системы зарядки. В частности, это касается генератора и его регулятора напряжения. Так, если в цепи будет слишком высокое значение напряжение, то это чревато перезарядом. Например, для гелевых аккумуляторов это является очень критичным. Если же регулятор выдает слишком низкое напряжение, то аккумулятор недозаряжается, что чревато его «глубокой разрядкой». А пара-тройка таких ситуаций выводит из строя аккумулятор полностью.
- Значение тока утечки. В случае, если стороннее оборудование, которое при выключенном двигателе берет электричество от аккумулятора, подключено неправильно (или выбрана неправильная, слишком большая, его мощность), то оно может значительно разряжать батарею. Это чревато тем, что буквально за неделю может произойти «глубокий разряд» с описанными выше последствиями. Поэтому при постоянных регулярных разряжениях АКБ рекомендуется выполнить измерение тока утечки аккумуляторной батареи. Это позволит увеличить средний срок службы аккумулятора автомобиля.
- Езда в городском цикле. По статистике аккумуляторы автомобилей, которые преимущественно используются для езды в городе, имеют срок эксплуатации меньше. Объясняется это достаточно просто. В таком режиме поездки занимают мало времени. То есть, аккумулятор отдает энергию для запуска двигателя, а поездка занимает короткое время, за которое он не успевает восполнить затраченную энергию. Таким образом получается небольшой недозаряд. Если это повторяется постоянно, то он разряжается значительно, что и приводит к снижению срока его эксплуатации. Однако это не касается ситуаций, когда машина длительное время стоит в пробках с включенным двигателем. В этом случае времени достаточно, чтобы восполнить затраченную энергию. Если же пробок в городе нет, то нужно приблизительно раз в одну-две недели ездить на машине длительное время — около 30…40 минут.
- Крепление аккумуляторной батареи. Она должна быть жестко зафиксирована на своем посадочном месте с тем, чтобы при резких поворотах или езде по неровной дороге обеспечивался нормальный электрический контакт, а клеммы аккумулятора не были сломаны. Даже незначительные вибрации и смещения со временем могут вывести АКБ из строя или попросту снизить срок ее эксплуатации.
Таким образом, ответ на вопрос о том, какой срок службы аккумулятора автомобиля зависит от перечисленных факторов. На большинстве аккумуляторных батарей имеется информация о дате их изготовления. Обычно она специальным образом зашифрована и помещена на наклеенную на их корпус этикетку с другой маркировкой аккумуляторов.
Как продлить срок службы АКБ
Если факторов, определяющих длительность эксплуатации аккумулятора, столь много, может ли автовладелец как-то повлиять на них, чтобы продлить срок службы недешёвого изделия?
Может. Приведём несколько наиболее эффективных рекомендаций, позволяющих существенно увеличить срок работы аккумулятора автомобиля:
- Если аккумулятор «сел», не пытайтесь его эксплуатировать. Работа батареи на слишком низком уровне заряда грозит его глубокой разрядкой, что вредно для всех типов батарей, а особенно – для кальциевых: достаточно двух таких ситуаций, чтобы АКБ можно было сдавать в утиль.
- Периодически выполняйте подзарядку АКБ зарядным устройством: только оно способно восстановить первоначальную ёмкость батареи, генератор лишь поддерживает этот показатель на допустимом уровне. Особенно актуален этот совет в зимнее время, когда батарея вынуждена работать в экстремальных условиях.
- При пуске мотора возьмите за привычку выжимать педаль сцепления, отсоединяя двигатель от механической трансмиссии (в авто с автоматической коробкой педаль сцепления отсутствует). Это облегчит задачу батарее по проворачиванию стартера, а чем меньше на неё нагрузка, тем дольше она прослужит. Не игнорируйте этот совет, ибо основная нагрузка для АКБ – это именно запуск силового агрегата. При этом не нужно забывать, что если авто стоит на склоне, то выжим педали сцепления может привести к непроизвольному началу движения машины, поэтому предварительно нужно зажать стояночный тормоз.
- Ни в коем случае не крутите стартер долго! Даже если вам кажется, что ещё чуть-чуть, и мотор заведётся. Оптимальное время для одной попытки – не более 5 секунд. Не получилось – дайте аккумулятору отдохнуть и повторите попытку. Если после четвёртого раза мотор не завёлся, лучше поищите причину – возможно, она лежит на поверхности.
- В зимнее время эксперты рекомендуют «прогревать» АКБ. Под этим термином подразумевается включение более лёгкой нагрузки. Например, дальнего света фар. Такая процедура поможет стартовать электрохимическим реакциям в охлаждённом электролите. Достаточно 5–8 секунд, и можно приступать к запуску мотора. Поскольку нагрузка на батарею снизится, срок службы, соответственно, увеличится.
- Регулярно следите за уровнем электролита. Если батарея обслуживаемая, то он будет испаряться интенсивнее, что потребует доливки дистиллированной воды или электролита, в зависимости от плотности жидкости. Если допустить снижение уровня электролитической жидкости ниже кромки пластин, они, будучи оголёнными, начнут быстро разрушаться.
- Не забывайте о проведении профилактического обслуживания вашей аккумуляторной батареи. Хотя бы раз в год необходимо снимать батарею с автомобиля, чтобы провести её визуальный осмотр на предмет появления дефектов в виде трещин, вздутий. После осмотра следует очистить поверхность корпуса от загрязнений. При наличии окислов на клеммах – убрать их с помощью подручных средств (наждачная бумага, содовый раствор, магазинное средство для удаления солей металлов). Окисление клемм – процесс, который свидетельствует о неправильной работе аккумулятора. Поэтому желательно выяснить причину окисления. Возможно, это плохо закрученная пробка, или трещина между клеммным выводом и корпусом, через которую и просачивается электролит. После чистки клемм желательно их смазать для предотвращения коррозии в будущем.
- Ревизия дополнительного электрооборудования, установленного в автомобиле. Слишком высокая нагрузка на генератор – частая причина недозаряда АКБ, в результате чего срок службы сокращается вдвое и даже больше. Просуммируйте потребление тока всеми вашими устройствами и сравните с мощностью генератора – если её недостаточно, придётся что-то отключить. Или приобрести более мощную АКБ (максимум на 5–10 А*час), или установить более производительный генератор. Понятно, что проще всего выполнить первое условие.
- Неисправный, заедающий стартер требует больше энергии для прокрутки, что негативным образом скажется на живучести аккумуляторной батареи. Если вы заметили такие проблемы, постарайтесь их как можно быстрее устранить.
Придерживаясь этих несложных рекомендаций, вы сможете существенно продлить ресурс аккумулятора независимо от его типа. Но и его нужно учитывать: скажем, гелевые батареи боятся перезарядки, а кальциевые – глубокого разряда. Если вы допустите работу в таких режимах – заявленного срока службы АКБ не видать.
Наконец, последний совет: если возникла необходимость поставить машину на прикол (от месяца и более), обязательно сбросьте с аккумулятора клеммы, а перед пуском зарядите его до полной ёмкости.
Как продлить ресурс автомобильного аккумулятора
Вне зависимости от марки, модели и даже типа АКБ, его срок службы можно увеличить, если придерживаться следующих рекомендаций:
- если вы точно знаете, что батарея разряжена, не эксплуатируйте её, особенно зимой, когда пуск мотора сильно затруднён – вы рискуете полностью посадить источник питания, а глубокого разряда не любит ни один тип аккумуляторов, особенно – кислотно-свинцовые разновидности;
- не пренебрегайте подзарядкой аккумулятора. Хотя это правило нужно соблюдать в любое время года, особенно актуальным оно является зимой, когда не только мотор, но и аккумулятор вынужден работать в особо тяжёлых условиях. Если вы практикуете длительные поездки (не менее 10 км.), то подзаряжаться батарея должна и во время движения. Но если её ресурс уже порядком исчерпан (ёмкость упала относительно номинальной на 20% и более), то, скорее всего, для восстановления нормального уровня заряда потребуется использование внешнего зарядного устройства;
- во время пуска всегда выжимайте сцепление – это существенно облегчит стартеру задачу прокручивания коленвала, а значит, и нагрузка на аккумулятор будет относительно небольшой. Учитывая, сколько раз вы осуществляете пуск мотора за день, неделю, месяц и год, нетрудно понять, что таким способом вы можете заметно увеличить ресурс батареи.
Совет предназначен только для авто с механической коробкой. Если вы заводите двигатель, когда машина стоит на уклоне, обязательно затяните стояночный тормоз.
привычка долго крутить стартер – весьма вредная. Многие неопытные водители полагают, что если силовой агрегат сразу не завёлся, то стоить покрутить чуть дольше, и он обязательно заведётся. Практика показывает, что это не всегда так. Но в любом случае прокручивать стартер нужно не более 5 секунд. Мотор не завёлся – выждите секунд 30, и повторите попытку, а так не более четырёх раз. Не помогло – ищите проблему в моторном отсеке;
зимой, когда столбик термометра опускается намного ниже нулевой отметки, страдает, как мы уже отмечали, не только мотор. Аккумулятор тоже нуждается в разогреве, чтобы дать старт «замороженным» химическим реакциям. Для этого перед пуском включите дальний свет фар секунд на 20, максимум 30. На ёмкости это скажется минимально, а при пуске батарее потребуется меньше времени;
регулярно проводите профилактический осмотр АКБ. Оценивайте состояние клеммных узлов, оцените, не болтается ли аккумулятор из-за ослабления креплений, не имеется ли на его корпусе трещин, сколов, потёков и следов. Если мелкие проблемы имеются – не затягивайте с их решением. Например, треснутую клемму лучше заменить незамедлительно, если батарея шатается – тут же затяните крепление. Окислившиеся клеммы нужно почистить, и чтобы предотвратить этот процесс в будущем, смазать их специальным составом. Всё это мелочи, которые могут вылиться в преждевременный выход из строя источника питания;
если АКБ обслуживаемого типа – периодически проверяйте уровень электролита. Он должен покрывать пластины на 15-20 мм., и если его меньше – долейте электролит, после чего желательно измерить его плотность и при необходимости поставить батарею на подзарядку. Помните, что если электроды оголятся, немедленно начнётся процесс сульфатации пластин и их разрушения (осыпания). Долго такой аккумулятор не проходит;
если автомобиль эксплуатируется в северных широтах, продлить срок службы аккумулятора поможет термокейс, но только модель с подогревом – иначе пользы от этого девайса не будет;
следите за суммарным энергопотреблением установленного в автомобиле электрооборудования. Бесконтрольное добавление новых потребителей (а у современного автомобилиста соблазн очень велик!) может привести к тому, что мощности генератора будет не хватать для их питания, и тогда часть электроэнергии будет браться от АКБ
А значит, она будет недозаряжаться, что грозит глубоким разрядом;
важно следить за состоянием стартера. Он тоже не вечный, а если этот узел заедает, работает не в полную силу, то и аккумулятору придётся тратить больше энергии, что, конечно же, снижает его ресурс.
И ещё один важный совет. Если вы планируете поставить машину на длительное хранение (свыше недели), желательно отсоединить клеммы от выводов АКБ. А если авто простояло свыше месяца, не поленитесь подзарядить аккумулятор, особенно в холодное время года.
Хотя рекомендаций немало, они просты и для запоминания, и для исполнения. Если вы будете их придерживаться, то сможете гарантированно продлить срок работы аккумулятора автомобиля как минимум до уровня среднего значения для конкретной модели.
Сроки службы: гарантийный, регулируемый, истинный
Гарантийный срок службы АКБ 1-2 года. Этот срок зависит от многих нюансов и недоработок, которые могут возникнуть в процессе производства устройства. Такими причинами могут быть сбои производственных операций, что влечет за собой некоторые последствия в работе источника питания. Как правило, батарея, которая была испорчена еще в процессе производства, начинает плохо работать уже с третьего месяца ее использования в автомобиле. В таком случае ее необходимо заменить на новую по гарантийным условиям. Когда автомобильный аккумулятор попадает в сервисные центры, над ним начинают работать специалисты, которые занимаются выяснением подлинных проблем его неисправности.
В зависимости от эксплуатации транспортного средства и, конечно же, самого источника питания, можно как укоротить его срок службы, так и увеличить, причем на несколько лет. Регулировать продолжительность жизни источника питания вашего авто можно и нужно. Правила и рекомендации относительно регулировки жизнедеятельности устройства описаны выше.
Рекомендуем: Электродвигатель стеклоподъемника — как он устроен?
Истинный срок службы автомобильного аккумулятора отличается от гарантийного срока службы. Дело в том, что на его работу и жизнеспособность влияют множество факторов. Это – погодные условия и халатность самого же водителя. Если производитель дает сто процентную гарантию на эксплуатацию продукта на два года, то в реальной жизни эксплуатация устройства может быть короче.
Если вы хотите, что бы ваш автомобиль никогда вас не подводил, необходимо тщательно следить за работой всех его систем, а особенно за работой аккумулятора. Ведь это устройство намного легче посадить, нежели реанимировать. Его короткая или длительная служба по большому счету во многом зависит от вас.
Срок хранения аккумулятора до начала эксплуатации по ГОСТу
Любой нормативный акт, включая ГОСТ 959-2002, в отношении свинцовых аккумуляторов разрабатывается с учетом конструктивных особенностей и условий эксплуатации. Раздел документа «Требования по надежности» содержит сведения касательно срока годности в зависимости от типа АКБ:
- Если электролит не залит – 3 года.
- С электролитом – 12 месяцев.
Средняя продолжительность аккумулятора автомобиля определяется также в случае снижения его емкости от первоначального параметра на 40 % или менее. Но есть и другие случаи, когда срок службы автомобильной батареи считается оконченным:
- Обслуживаемые аккумуляторы: при пробеге до 90 тыс. км – 24 месяца, до 150 тыс. км – год (3 000 моточасов).
- Необслуживаемые АКБ: при пробеге до 100 тыс. км – 48 месяцев (4 000 моточасов).
Аккумуляторные батареи зарубежного производства имеют маркировку с дополнительной буквой «Т». Какой срок хранения аккумулятора до начала эксплуатации? Как показывает практика, весь рабочий цикл любой аккумуляторной батареи можно условно поделить на несколько видов – гарантийный и реальный.
Многие аккумуляторные батареи относятся к тем товарам, которые портятся с течением времени и теряют свои свойства. Поэтому длительное хранение аккумулятора до начала эксплуатации не рекомендовано.
Основное правило при этом заключается в бережном и осторожном отношении к АКБ. Это означает, что ни в коем случае нельзя бить батарею, бросать и уж тем более совершать действия, которые приводят к разгерметизации аккумулятора
Внутри автомобильной батареи даже в период хранения происходят химические реакции. Но со временем активные вещества становятся менее активными и в конце концов утрачивают свои качества.
Не последнюю роль при этом играет температурный режим:
- Высокие значения приводят к ускорению процессов активности.
- Низкие параметры действуют уже наоборот.
Теперь стоит затронуть вопросы хранения аккумуляторов разного типа, и начнем со срока хранения сухозаряженного аккумулятора до начала эксплуатации. В том случае, когда не предполагается использование сухозаряженной батареи, с нее пока заводская упаковка не снимается. Температурный режим в помещении для хранения батареи должен быть в диапазоне от 0 °C до 35 °C. При этом следует избегать попадания прямых солнечных лучей. Вдобавок само помещение должно хорошо проветриваться.
Если аккумуляторов несколько, то ни в коем случае не «строить» из них «многоэтажки», ставя один на другой. К ним всегда должен быть открытый доступ!
В отличие от срока хранения необслуживаемого аккумулятора до начала эксплуатации, хранить сухозаряженные аналоги рекомендуется не более года. Хотя, как показывает практика, срок этот может превышать 12 месяцев. Сказывается это тем, что впоследствии перед вводом в эксплуатацию аккумулятора его приходятся дольше заряжать.