Особые экономические зоны (оэз) в россии в 2020 году
Содержание:
Список территорий в РФ по состоянию на 2017. Перспективы развития
Постепенно данная концепция экономического развития дает свои заметные результаты. Сегодня подобные зоны размещены по всей территории Дальнего Востока и не только.
Первыми на Дальнем Востоке были основаны ТОЭР «Хабаровск», «Комсомольск» – обе находятся в Хабаровском крае. Кроме этих зон еще 6 проектировались и находятся на разной стадии развития.
В начале 2016 года СМИ сообщили об образовании 2-х новых территорий Сахалинской области. Причем если ТОЭР «Южное» предназначено для изготовления продуктов питания, то «Горный воздух» предназначена для привлечения туристов и развития зон отдыха.
В уже созданные дальневосточные территории опережающего развития планируется перенос большого количества частных и государственных компаний, имеющих китайские корни.
ТОЭР на Курильских островах начали формироваться в 2016 году с выделения почти 70 млрд. рублей. На эти территории возлагалась важная задача – ускорить экономическое развитие региона островов. Для решения поставленной задачи решено использовать комплексное применение природного потенциала, который сочетается с современными технологиями.
На Курилах запланировано создание 22 проектов. Ориентировочная стоимость данных территорий составляет чуть более 19 млрд. рублей. Согласно концепции застройки и развития мощностей этих зон, здесь будет построено 12 фабрик, которые будут заниматься восстановлением численности лосося. Эти предприятия станут основными, вокруг которых будут возводиться прочие компании, занимающиеся хозяйством в условиях моря.
Кроме этого направления, на территории планируется создание перерабатывающих заводов на острове Уруп. Также в состав экономики островов будет входит туристическая составляющая.
В Калининградской области уже существует ОЭЗ. С 2015 года, в соответствии с распоряжением премьер-министра Дмитрия Медведева, начался процесс изменения законодательства для преобразования особых экономических зон в территории опережающего социально-экономического развития. Постепенно система хозяйствования региона будет переведена в данную категорию, что позволит реализовывать крупные инвестиционные проекты.
Особенно полезно применение ТОЭР для так называемых моногородов. В этих объектах ограничена система хозяйствования и большинство населения работает на 1 градообразующем предприятии. Это существенно ограничивает развитие региона и приводит с течением времени к негативным последствиям для экономики.
Присвоение городам статуса ТОЭР началось с городов Юрга и Анжеро-Судженск, который располагаются в Кемеровской области. В каждом из городов были выбраны направления для развития: для Югры инвесторов искали для деревообрабатывающего завода и логистического центра; а в Анжеро-Судженске – для производства пластиковых труб, завода по переработке кварцитов и выпуску пластмассовых изделий.
Из новых территорий следует выделить Краснотурьинск, открытие которой состоялось в 2016 году. В данный момент рассматривается открытие новых зон в Алтайском крае (Алейск, Заринск, Новоалтайск). Также возможно появление подобной экономической зоны в небольшом шахтерском городе Гуково, который расположен в Ростовской области.
В текущем 2017 году статус ТОЭР был присвоен городу Димитровград, который находится в Ульяновской области.
6 марта образована ТОЭР «Дорогобуж». На данный момент эта территория единственная в Центральном ФО.
Закон об особых экономических зонах регламентирует не только правила создания зон, особенности их функционирования и развития. Также предусмотрена программа распространения территорий по определенным регионам страны.
Каждая ОЭЗ ориентирована на региональные проблемы. Так, особая экономическая зона Моглино, которая образована в Псковской области, обеспечивает развитие актуальных для области отраслей – сельскохозяйственное машиностроение, производство электрооборудования и машин для коммунального хозяйства.
На практике ТОЭР доказали свою состоятельность и в ближайшее время можно ждать появления новых подобных территорий.
Свободная экономическая зона: суть определения
Первое упоминание СЭЗ датируется двенадцатым веком. Подобные места впервые появились на территории современной Германии, в таких городах, как Гамбург и Бремен. Довольно интересен тот факт, что комплекс привилегий, представляющийся этими городами, сохранился до настоящего момента. В российских регионах первые экономически самостоятельные зоны появились спустя несколько лет, после распада СССР. Свободная экономическая зона является определенным территориальным участком внутри государства, где действуют финансовые, фискальные и таможенные льготы. Как правило, подобные зоны используются для создания предприятий совместно с соседними государствами и привлечения зарубежного капитала.
Создание экономически свободных зон позволяет увеличить скорость экономики страны и отдельных областей. Их использование позволяет создавать большое количество новых рабочих мест и увеличить долю иностранного капитала в бюджет страны. Развитие СЭЗ мотивирует отечественные производственные компании выпускать более качественный товар, который выходит на мировой рынок. Предприниматели, зарегистрировавшие свой бизнес на данной территории, получают налоговые льготы. Помимо этого, собственники бизнеса получают возможность сэкономить бюджет за счет оплаты таможенных и других пошлин по более низкой ставке.
Работа в экономических зонах позволяет не только минимизировать производственные расходы, но и привлечь высококвалифицированный персонал. Обобщая все вышесказанное можно сделать вывод, что главной целью СЭЗ является активное развитие внутренней экономики. Также следует отметить, что наличие подобных зон на территории государства позволяет ему наладить внешние экономические связи с другими странами.
Список СЭЗ в России
Сейчас в России насчитывается больше двух десятков работающих технопарков, производств, курортов и портов.
Промышленно-производственные, ППТ:
- «Липецк»;
- «Калуга»
- «Моглино»;
- «Алабуга»;
- «Узловая»;
- «Тольятти»;
- «Титановая долина»;
- «Лотос».
Технико-внедренческие, ТВТ:
- «Технополис Москва»;
- «Исток»;
- «Иннополис»
- «Санкт-Петербург»;
- «Дубна»;
- «Томск».
Туристско-рекреационные, ТРТ:
- «Завидово»;
- «Бирюзовая Катунь»;
- «Ворота Байкала»;
- «Байкальская гавань»;
- «Курорты Северного Кавказа».
Прочие:
- ТОСЭР «Хабаровск»;
- ПТ «Мурманск»;
- ПТ «Советская гавань»;
- «Ступино Квадрат».
В Крыму с 2014 года также формально создана ОЭЗ. Интересно, что она появилась дважды: в России (которая включила территорию в свой состав по итогам референдума) и на Украине (которая считает полуостров аннексированным). Со стороны России для инвесторов предусматривается льготное налогообложение в ближайшие 25 лет, со стороны Украины — отсутствие общегосударственных налогов и сборов. Сложная политическая обстановка мешает нормальному развитию полуострова, отталкивает инвесторов и фактически делает статус ОЭЗ бесполезным. Крупный бизнес, отечественный и зарубежный, не рискует вкладывать деньги в спорную территорию, не желая оказаться под санкциями международного сообщества.
Понятие свободной экономической зоны
Все страны заинтересованы в стабильной экономике, независимой от кризисных потрясений. Цель правительств — пополнить бюджет новыми налогами, создать современные рабочие места и решает прочие общественные и экономические проблемы. Однако нередко неблагоприятный инвестиционный климат, отсутствие свободных средств у бизнесменов, высокая налоговая и бюрократическая нагрузка сковывают предпринимателей: они не готовы вкладываться даже в перспективные отрасли. Для преодоления этих трудностей используется множество инструментов, включая наделение некоторых районов, городов и даже регионов особым статусом.
Свободной или особой экономической зоной (СЭЗ или ОЭЗ) называется город, порт, район (или любая другая территория), где установлен особенный режим взимания налогов, снижены таможенные пошлины и созданы более благоприятные условия для производства, оказания услуг или научных исследований. Это наиболее общее и понятное определение. В отечественных законах применяется термин «особая зона», хотя обозначение «свободная» не менее широко применяется и выступает равнозначным.
СЭЗ создают во всем мире для развития технологичных и инновационных отраслей
Например, Калининград — особая экономическая зона. Что это значит? Для инвесторов в этом городе установлены особенные преференции: низкие налоги на 15 лет, упрощённый порядок оформления виз, субсидии и ряд гарантий.
Особая экономическая зона — это возможность бизнеса работать в более выгодных условиях, реализовать проекты с долгой окупаемостью, привлечь квалифицированных специалистов и выйти на новые рынки. Для государства это возможность увеличить налоговые поступления в бюджет, получить новые рабочие места, привлечь иностранных инвесторов, развить обрабатывающие и высокотехнологичные отрасли.
Существуют разные типы СЭЗ, отличающиеся масштабом и условиями работы. Например, ОЭЗ ППТ — это промышленно-производственная территория.
Цели создания СЭЗ
Наделяя территорию статусом СЭЗ, правительство страны преследует несколько целей, но главная — вывод экономики на новый уровень. Сложность в том, что не всегда достаточно снизить на какой-то территории налоги или «включить» таможенные льготы, чтобы привлечь инвесторов и предпринимателей. Понятие СЭЗ несколько сложнее. Она должна обладать определёнными качествами. Например, удачным географическим положением.
Цели создания свободных экономических зон:
- привлечение инвестиций — как от отечественного, так и от иностранного бизнеса;
- обеспечение граждан современными рабочими местами, в том числе высокооплачиваемыми;
- развитие регионов, городов и связей между ними;
- развитие обрабатывающих, производящих, инновационных отраслей;
- наращивание экспортных мощностей;
- увеличение денежных поступлений в бюджет без масштабных вложений на начальном этапе;
- импортозамещение;
- апробация современных методик управления, нового оборудования, способов производства.
Грамотно организованная СЭЗ способствует достижению всех названных целей. Однако на старте любая ОЭЗ выступает венчурным, рискованным начинанием. Нет гарантии, что бизнесмены вложатся в неё.
Инвесторы, которые планируют вложиться в ОЭЗ, рассчитывают на:
- минимальные расходы на налоги и таможенные сборы;
- снятие административных барьеров;
- выход на новые рынки;
- возможность привлечь больше квалифицированных специалистов;
- возможность развивать современные, инновационные проекты с долгой или неочевидной окупаемостью.
Льготы в особых экономических зонах
СЭЗ отличаются между собой списком преференций и преимуществ для бизнеса и инвестирования. Универсального списка нет, но на практике наиболее распространены:
- более выгодная налоговая ставка;
- освобождение от отдельных налогов — на недвижимость, землю и т.д. (постоянное или на несколько лет);
- снижение или снятие таможенных платежей;
- упрощённый порядок отчётности, меньше административных барьеров (например, администрирование по принципу «одно окно»);
- готовая инженерная и транспортно-логистическая инфраструктура;
- упрощённый порядок оформления виз (актуально, есть инвестор — резидент другой страны).
Для каждой СЭЗ выбираются те условия, которые актуальны именно для неё. Этот этап можно назвать наиболее ответственным в создании ОЭЗ, потому что от совокупной выгоды льгот зависит инвестиционная привлекательность.
ОЭЗ “Завидово” работает как современный курорт и привлекает частные инвестиции
Какие льготы по налогам в особых зонах?
Привлекает свободная зона и льготными налоговыми условиями. Какие привилегии дает государство? Рассмотрим на примере свободной зоны, как Крым.
- Сокращен налог на прибыль. В течение первых 3-х лет с момента регистрации, ставка налога составит 2% Затем немного увеличится и в период с 4-8годы составит 6% Последующие годы до окончания льготных лет, установленные государством действует тариф 13,5%
- В течение первых 3 лет владения землей для ведения деятельности, снимаются обязательства по уплате земельного налога.
- Снижены тарифы по обязательным социальным взносам, как в пенсионный фонд -6%, социального страхования-1,5%, медицинского страхования -0,1%
Для другой СЭЗ, как «Алабуга» действуют льготы в отношении имущественного, транспортного, земельного налога, ставка по ним 0% в течении 10 лет. Налог на прибыль тарифицируется по ставкам в течении 5лет по ставке 2%, последующие 5 лет 7%, остальные года до 2055г по ставке 15,5%. Действует ускоренный режим амортизации с повышающим коэф.2%. Также в отношении таможенных сборов, отменены пошлины на импорт и экспорт готовой продукции, сырья, материалов.
В зависимости от расположения, количества инвестиций в экономическую зону будут действовать разные налоговые преференции.
Список особых экономических зон в России
Здесь вы можете увидеть список основных особых экономические зон в России:
- 6 промышленных зон: Алабуга, Тольятти, Липецк, Моглино, Титановая долина, Людиново.
- 5 технологических территорий: Дубна, Санкт-Петербург, Зеленоград, Томск, Иннополис.
- 7 зон туристическо-рекреационной направленности: Алтайская долина, Бирюзовая Катунь, Байкальская гавань, Ворота Байкала, Куршская Коса, Гранд Спа Юца, Остров Русский.
- 3 портовые (логистические) территории: Ульяновск, Советская гавань, Мурманск.
На данный момент этот перечень наиболее актуальный. Хотя есть предпосылки ждать скорого открытия новых территорий.
Юрисдикция прибрежного государства в исключительной экономической зоне.
В соответствии со статьей 56, п.1, пп. b Конвенции 1982 г. прибрежное государство имеет юрисдикцию в отношении:
Искусственные острова, установки и сооружения
Что касается юрисдикции прибрежного государства над искусственными островами, установками и сооружениями в ИЭЗ, то в статье 60 говорится следующее:
В то же время на прибрежное государство возлагаются определенные обязательства. В соответствии со статьей 60, п. 3 государство должно своевременно оповещать о строительстве подобных искусственных островов, установок и сооружений, а также предусмотреть постоянные средства предупреждения об их наличии. Покинутые или неиспользуемые установки или сооружения для безопасности судоходства должны быть полностью демонтированы. Прибрежные государства не должны устанавливать искусственные острова, сооружения и сооружения и зоны безопасности вокруг них, если они создадут препятствие международному судоходству (ст. 60, п.7)
Не вызывает сомнений, что прибрежное государство обладает исключительной юрисдикцией над установками и сооружениями, возведенными в экономических целях. Тем не менее, вопрос, может ли прибрежное государство санкционировать и регулировать строительство и использование установок и сооружений в неэкономических целях, например, военных, остается спорным.
Морские научные исследования.
Статья 56, п. 1, пп. b Конвенции 1982 г. четко указывает, что прибрежное государство обладает юрисдикцией в отношении морских научных исследований в ИЭЗ. В связи с этим в статье 246 п. 1 предусматривается, что:
В Конвенции 1982 г. не дается определения термина «морские научные исследования», тем не менее, в статье 246, п. 2 оговаривается необходимость получения явного согласия прибрежного государства на исследовательские проекты в ИЭЗ, предлагаемые другими государствами или международными организациями. Согласие требуется независимо от того, являются ли исследования прикладными, предназначенными для промышленных и коммерческих целей, или фундаментальными.
Защита и сохранение морской среды.
В статье 56, п.1, пп. b Конвенции 1982 г. указывается, что в эксклюзивной экономической зоне прибрежное государство имеет юрисдикцию в отношении защиты и сохранения морской среды.
Статья 210, п. 1 и п. 2 предоставляют прибрежному государству законодательную и исполнительную юрисдикцию в отношении предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды в результате захоронения.
Кроме того, прибрежные государства для обеспечения выполнения имеют право принимать законы и правила в отношении загрязнения от иностранных судов в своих исключительных экономических зонах, «соответствующие общепринятым международным нормам и стандартам» (ст. 211). Данное положение гарантирует, что национальное законодательство не будет превышать или противоречить международным стандартам (ст. 211, п. 5). Для территориального моря, находящегося под суверенитетом прибрежного государства, подобные требования отсутствуют (ст. 211, п. 4).
Цели создания
Создание ОЭЗ позволяет достигнуть сразу несколько целей как для государства, так и для инвесторов. Особая территория может решать одну или стразу несколько внешнеторговых, экономических, социальных и научно-технических проблем.
Так, создание ОЭЗ дает государству:
- привлечение капитала, ресурсов, новых технологий и высококвалифицированных специалистов;
- новые рабочие места;
- увеличение объема экспорта;
- увеличение производства собственных товаров и сдерживание объема экспортной продукции.
Помимо этого, такие зоны часто используются для испытания новых моделей ведения экономики и менеджмента.
От вложения собственного капитала в развитие ОЭЗ инвесторы получают:
- новый рынок сбыта;
- производство товаров непосредственно внутри рынка сбыта, а значит, возможность экономить на таможенных пошлинах;
- доступ к государственной инфраструктуре;
- ряд льготных налоговых и юридических преференций.
В 2021 году в мире насчитывается около 1200 таких территорий. Их создание выгодно обоим сторонам. Плюс в регионе практически искореняется безработица и развивается инфраструктура.
Где в России находятся свободные зоны?
В России создано 29 свободных экономических зон. Некоторые из них привлекли достаточно много инвестиций, а какие-то совсем не оправдали ожиданий правительства. СЭЗ условно поделены на 4 вида. Деление происходит по отраслевой принадлежности : промышленный кластер, технологический, логистический, туристический. Среди лидеров признаны регионы, развивающие промышленные и технологические отрасли. На третьем месте логистическая отрасль и меньше всего инвестиций в туристических СЭЗ. Какие же регионы удостоены звания СЭЗ?
1. В промышленную зону вошли 6 СЭЗ:
— «Алабуга», расположенный в республике Татарстан в Елабужском районе. — «Моглино» Псковской области — «Тольятти» в Самарской области — «Липецк» в Липецкой области — «Титановая долина» Свердловская область — «Людиново» Калужская область
2. В технологический кластер вошли: — «Дубна» в Московской области — «Санкт-Петербург» — «Зеленоград» Московская область — «Томск» в Томской области.
3. Логистический кластер: — «Ульяновск» в Ульяновская область — «Советская гавань» Хабаровский край
4. Туристический кластер: — «Долина Алтая» — алтайский край — «Байкальская гавань» республика Бурятия — «Бирюзовая Катунь» Алтайский край — «Ворота Байкала» Иркутская область — «Архыз», «Ведучи», «Эльбрус Безенги», «Мамисон», «Цори и Армхи», «Матлас», «Лагонаки», «Каспийский прибрежный сектор», «Бальнеологические курорты» все расположены на Северном Кавказе. — «Иннополис» в республике Татарстан. — Республика Крым
Основным представительством этих СЭЗ, за исключением туристических зон Серверного Кавказа и Крыма, является РОСОЭЗ www.russez.ru
По истечении нескольких лет СЭЗ проявляют себя не всегда заявленным ожиданиям. Например, СЭЗ Северного Кавказа не оправдали себя, т.к. не привлекли к себе инвесторов. Каждая зона, имеет свои условия получения статуса резидента, свои налоговые и льготные преференции.
Права, обязанности и свободы других государств.
Согласно ст. 52, п. 1 Конвенции 1982 г. в эксклюзивной экономической зоне прибрежного государства другие государства пользуются определенными свободами:
Как можно заметить, из шести свобод открытого моря, перечисленных в статье 87 Конвенции 1982 г., в ИЭЗ действует три свободы – свобода судоходства, свобода пролета, а также свобода прокладки подводных кабелей и трубопроводов. Кроме того, статьи 88–115 и другие применимые нормы международного права, касающиеся открытого моря, распространяются на ИЭЗ, если они не противоречат Части V (ст. 58, п. 2).
Однако статья 58, п. 3 требует от государств «должным образом учитывать права и обязанности прибрежного государства и соблюдать законы и правила, принятые прибрежным государством в соответствии с положениями настоящей Конвенции и другими нормами международного права». Таким образом, в отличие от открытого моря, три свободы могут быть квалифицированы как подпадающие под юрисдикцию прибрежного государства в ИЭЗ. Например, нахождение в ИЭЗ может расцениваться как проведение научного исследования, для которого должно быть получено разрешение прибрежного государства.
Иностранные суда в исключительной экономической зоне должны соблюдать законы и правила прибрежного государства, касающиеся загрязнения морской среды. Иностранные суда также должны соблюдать зоны безопасности вокруг искусственных островов, установок и сооружений прибрежного государства. В дополнение к этому судоходство во внутренней двадцатичетырехмильной зоне подпадает под юрисдикцию прибрежного государства над его прилежащей зоной. Хотя режим исключительной экономической зоне предусматривает свободу прокладки подводных кабелей и трубопроводов, трассы трубопроводов на морском дне ИЭЗ должны быть согласованны с прибрежным государством (ст. 79, п. 3). В данном отношении свободы, которыми пользуются иностранные государства в ИЭЗ, не полностью эквивалентны свободам открытого моря.
Европа
(Член Европейского Союза )
- Линц (порт на реке Дунай )
- Вена (порт на реке Дунай )
(Член Европейского Союза )
- Риека , 1723 г.
- Задар , 1922-1947 (Porto Franco della città di Zara)
(Член Европейского Союза )
Свободный порт Копенгагена ( Københavns Frihavn ), Копенгаген
Финляндия
(Член Европейского Союза )
- Свободная зона Лаппеенранты ( Lappeenrannan Vapaa-alue )
- Фрипорт Ханко ( Hangon Vapaasatama )
(Член Европейского Союза )
Свободная зона Ле Вердон — Порт-де- Бордо ( Zone franche du Verdon — Порт-де-Бордо )
Германия
(член Европейского Союза )
- Фрипорт Бремерхафен ( Freihafen Bremerhaven )
- Фрипорт Куксхафен ( Freihafen Cuxhaven ), с 1896 г.
- Фрипорт Деггендорф ( Freihafen Deggendorf ), с 1989 г.
- Свободный порт Дуйсбурга ( Freihafen Duisburg ), с 1989 г.
- Speicherstadt , Гамбург
(Часть Соединенного Королевства)
Порт Гибралтара
Греция
(Член Европейского Союза )
- Свободная зона Эвроса (Дебзос)
- Свободная зона Ираклиона
- Свободная зона Пирей
- Свободная зона Салоников
(Член Европейского Союза )
- Порт Корк Свободный порт
- Свободная зона Шеннон (1959 — 2003)
Италия
(член Европейского Союза )
- Валле-д’Аоста
- Кампионе д’Италия
- Ливиньо
- Ливорно , 1675–1860 гг.
- Порт Триеста
- Свободная зона Венеции ( Порто-Франко-ди-Венеция )
(Член Европейского Союза )
- Свободный порт Риги
- Свободный порт Вентспилс
Литва
- Акменская свободная экономическая зона
- Каунасская свободная экономическая зона
- Кедайняйская свободная экономическая зона
- Клайпедская свободная экономическая зона
- Свободная экономическая зона Мариямполе
- Паневежская свободная экономическая зона
- Шяуляйская свободная экономическая зона
(член Европейского Союза )
Мальта Фрипорт
Португалия
(член Европейского Союза )
- Зона свободной торговли Мадейры , в которую входят следующие налоговые льготы:
- Свободная индустриальная зона Канисал
- Международный бизнес-центр Мадейры
- Международный судовой регистр Мадейры
(член Европейского Союза )
Порт Констанца , январь 2007 г.
Россия
- Находка
- Одесса , Русско-турецкая война, 1768–1774 гг. Во время правления Екатерины Великой ее указом 1794 г. в Черноморском регионе были основаны несколько новых городов, в том числе Одесса. С 1819 по 1858 г. Одесса была свободным торговым портом. Это был также самый важный торговый порт во времена Советского Союза.
- Владивосток , 1861–1909, 2015 ( Свободный порт Владивосток )
Сербия
По состоянию на сентябрь 2017 года в Сербии насчитывается 14 свободных экономических зон; эти:
- Свободная зона Апатин
- Свободная зона FAS — Крагуевац
- Свободная зона Крушевац
- Свободная зона Ниш — Юг
- Свободная зона Нови-Сад
- Свободная зона Пирот
- Свободная зона Прибой
- Свободная зона Шабац
- Свободная зона Смедерево
- Свободная зона Суботица
- Свободная зона Свилайнац
- Свободная зона Ужице
- Свободная зона Вранье
- Свободная зона Зренянин
Испания
(член Европейского Союза )
- Свободная зона Барселоны ( Zona franca de Barcelona )
- Свободная зона Кадиса ( Zona franca de Cádiz )
- Свободная зона Виго ( Zona franca de Vigo )
- Свободная зона Лас-Пальмас-де-Гран-Канария ( Zona franca de Las Palmas de Gran Canaria )
- Свободная зона Санта-Крус-де-Тенерифе ( Zona franca de Tenerife )
- ( Сеута и Мелилья не являются свободными портами или свободными зонами, потому что они являются частью Испании, но не являются частью Европейского союза в отношении таможенных и акцизных сборов)
Швеция
(член Европейского Союза )
- Свободный порт Марстранд , 18 век
- Сен-Бартелеми , 1785–1878 гг.
- Стокгольм фрихамн, 1919–1995
- Фрихамнен, Гетеборг, 1922-
Швейцария
- Женевский фрипорт, Ла-Прай, Женева
-
Свободный порт женевского международного аэропорта Куантрен, Женева
- Magazzini Generali con Punto Franco SA, Кьяссо и Стабио, свободный порт и таможенный склад, Кьяссо
- PESA — Port-Franc et Entrepôts de Lausanne-Chavornay SA, свободный порт и таможенный склад, Chavornay (Vaud)
- SEV — Société des Entrepôts Vevey SA, свободный порт и таможенный склад, Веве
(член Европейского Союза)
- Свободная зона Лимассола
- Свободная зона Ларнаки
Украина
- Свободный порт и свободная экономическая зона Одесса
- 1819–1858
- Одесский морской торговый порт , 1 января 2000 г. на 25 лет.
Великобритания
- Свободная зона Ливерпуля
- Свободная зона аэропорта Прествик
- Свободная зона Саутгемптона
- Свободная зона Тилбери
- Свободная зона Port of Sheerness
- Свободная зона Тиссайд
Льготы
В зависимости от конкретной зоны и поставленных в связи с этим задач, резидентам предоставляется соответствующий набор льгот и послаблений.
- Налоговые. Инвесторы освобождаются от уплаты некоторых налогов на фиксированный процент или в полном объеме. Возможны льготы по налогам на НДС, собственность, имущество. Компании, зарегистрированные в промышленно-производственной зоне и, занимающиеся соответствующей деятельностью, имеют право на частичное освобождение от уплаты налогов на землю, имущество и транспорт, уменьшение процента по налогу на прибыль. В технико-внедренческих зонах вдвое снижается Единый социальный налог.
- Таможенные. Для организаций, которые в производственных целях закупают иностранное сырье или полуфабрикаты, применяются более низкие тарифы таможенных сборов или отменяется пошлина. Товары, произведенные на территории ОЭЗ частично или полностью освобождаются от экспортных пошлин. На самих предприятиях могут быть максимально упрощены процедуры таможенной регистрации и получения разрешений.
- Административные. Упрощение процесса регистрации организаций. Сведение к минимуму списка требований по вопросам охраны труда. Открытие привилегированного доступа к соответствующим отечественным и близко расположенным зарубежным рынкам. Предоставление больших прав и возможностей представителям зарубежных компаний и частным иностранным инвесторам.
- Финансовые. Со стороны государства оказывается финансовая помощь в виде субсидий, кредитов, дотаций на оплату аренды и покупку земельных участков или производственных помещений. Предоставление льготных тарифов на коммунальные услуги, обеспечение необходимой инфраструктурой.