Приостановка в росреестре г. москва или московской области? отказ в росреестре в отношении объектов недвижимости
Содержание:
Приостановление государственной регистрации прав
На вопросы читателей отвечают специалисты Управления Федеральной регистрационной службы по Смоленской области.
Вы получили уведомление о приостановлении государственной регистрации?
В этом нет ничего страшного, поскольку у регистратора есть право приостановить регистрацию, которое не противоречит действующему законодательству, а у вас есть право представить дополнительные доказательства наличия оснований для государственной регистрации прав, а также доказательства подлинности представленных вами документов и достоверности указанных в них сведений.
В новой редакции Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ
(далее — Закон о регистрации) наиболее полно изложены основания и порядок приостановления государственной регистрации прав. Итак, государственная регистрация может быть приостановлена по следующим основаниям:
Перечень документов для регистрации права собственности на квартиру
Список документов для регистрации сделки купли-продажи квартиры зависит от конкретной ситуации – например, регистрируется ли сделка на «первичке» или на «вторичке», какой тип договора является основанием для существующего права собственности Продавца, женат ли Продавец, есть ли в числе собственников несовершеннолетние дети или нет, и т.п.
В связи с этим существует ряд обязательных документов для всех ситуаций, и дополнительные документы – для частных случаев.
Не следует путать регистрацию прав требования на квартиру в строящемся доме на первичном рынке, и регистрацию прав собственности на готовую квартиру (которая может быть как на первичном, так и на вторичном рынке).
Конкретные перечни документов для регистрации сделок покупки и продажи квартир указаны на соответствующих шагах ИНСТРУКЦИИ (по ссылкам – отдельно для каждого случая):
ПЕРВИЧНЫЙ РЫНОК:
- Регистрация прав требования на квартиру в строящемся доме (новостройке) – документы На первичке права требования регистрируются либо при оформлении Договора долевого участия ДДУ (если квартира покупается непосредственно у Застройщика), либо при оформлении Договора уступки прав требования по ДДУ (если квартира покупается у дольщика или соинвестора строительства). В первом случае регистрацией ДДУ может заниматься как Застройщик, так и сам дольщик; как это происходит описано здесь – Документы для регистрации Договора долевого участия. Во втором случае документы собирают сами участники сделки по переуступке прав, а перечень этих документов представлен здесь – Документы для регистрации уступки прав требования.
- Регистрация прав собственности на квартиру в построенном доме (новостройке) – документы Здесь пакет документов, как правило, тоже формирует Застройщик. Он же занимается и регистрацией прав собственности на свежепостроенные квартиры. Но Покупатель может заняться этим и самостоятельно: о том, как это делать рассказано в ИНСТРУКЦИИ для Покупателя здесь – Документы для оформления права собственности на новостройку.
ВТОРИЧНЫЙ РЫНОК:
- Регистрация прав собственности при покупке квартиры на вторичном рынке – документы Здесь состав пакета документов для регистрации отличается от состава пакета документов для проверки «юридической чистоты» квартиры. В первом случае мы имеем документы, необходимые для совершения регистрационных действий, а во втором случае – документы, которые нужны лично Покупателю для подтверждения правовой информации о квартире, о ее собственниках и пользователях. И тот и другой перечень документов можно увидеть на соответствующих шагах ИНСТРУКЦИИ для Покупателя здесь: — Документы для регистрации права собственности на квартиру; — Документы для проверки квартиры при покупке на вторичном рынке.
- Регистрация прав собственности при продаже квартиры на вторичном рынке – документы Здесь перечень документов для регистрации – тот же, что и при покупке квартиры на «вторичке». А вот общий список документов для проверки «юридической чистоты» квартиры может оказаться поменьше. Дело здесь в расстановке акцентов: если Покупатель окажется не очень требовательный, то Продавцу можно обойтись и минимальным набором документов, которые необходимы только для регистрации сделки. Подробнее об этом рассказано в ИНСТРУКЦИИ для Продавца здесь – Документы для продажи квартиры на вторичном рынке.
Непосредственно для регистрации сделки купли-продажи квартиры список документов немного меньше, чем тот, который обычно требуют с Продавца другие участники сделки – Покупатель, риэлторы, нотариус, банк, и т.п. Для регистрации нужен не полный перечень, а только самое необходимое (см. видео об этом ниже).
ВИДЕО: Список документов для купли-продажи квартиры на сайте Росреестра — Актуальный список документов для регистрации сделки купли-продажи квартиры можно увидеть в разделе «Жизненные ситуации» на портале Росреестра.
Сервис Росреестра – «Жизненные ситуации» – здесь. – Интерактивный сервис, формирующий общий перечень документов для регистрации сделки с квартирой (в том числе ипотечной).
Перечень необходимых документов для регистрации прав на недвижимость можно еще посмотреть на сайте Росреестра – здесь. А форму заявления на регистрацию можно увидеть – здесь.
Размер госпошлины за регистрацию права составляет для физлиц 2 000 руб. Актуальные ценники на госпошлину можно проверить на сайте Росреестра – здесь.
Как оценить собственную квартиру для продажи? Факторы оценки и метод расчета цены.
Обжалование решений о приостановлени регистрации прав на объекты недвижимости
Согласно части 9 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета (в тех случаях, когда настоящий Федеральный закон допускает возможность осуществления государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав) или решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 5, 7-10, 19-21, 24-35, 42, 43, 45, 49, 50, 52 части 1 статьи 26 указанного федерального закона, могут быть обжалованы в порядке, установленном статьей 26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности». Статьей 26.1 Федерального закона
Рекомендуем прочесть: Информация о товаре обязательная к указанию на упаковке радиатора отопления
Каковы временные интервалы при отказе в государственном фиксировании
Статья №20 Закона о государственной фиксации постулирует такие действия при вынесении отрицательного вердикта истцу: уведомить гражданина об отказе следует в письменном виде. По истечению пяти дней с момента окончания временного интервала для анализа судом искового заявления истец должен уже быть уведомлен о результатах слушания.
Письменный отказ подписывается специалистом по имущественным вопросам и содержит причины, послужившие поводом для отказа. Также в данном документе должен находиться перечень документальных актов, в оформлении которых была допущена ошибка.
Если оформления государственной регистрации добивался не одно физическое лицо, а несколько – то каждому участнику, заинтересованному в положительном вердикте, высылается индивидуальный письменный указ.
Что можно предпринять после отказа в госрегистрации
Положительный исход судебного дознания обязателен для совершения ряда сделок с имуществом, так как наличие государственной фиксации является одной из гарантий для заключения договоров.
Обратите внимание
В случае отказа в государственной регистрации пошлина не возвращается.
Гражданин имеет абсолютное право обратиться в суд с требованием обжаловать вердикт, но для этого истцу рекомендуется выполнить все замечания суда – исправить ли документы, устранить дефекты и несоответствия. Все замечания будут отображены в уведомлении об отказе в регистрации.
Важно
Гражданин может подавать подобное заявление в суд бесконечное количество раз – обязательно осуществляя оплату государственной пошлины.
В том случае, если замечания, указанные в предоставленном судом уведомлении устранить невозможно, гражданин также имеет ничем не ограниченное право подавать в суд заявления об обжаловании отказа и исковые документы о признании прав на собственность. Такой вариант возможен, если объект судебного разбирательства зарегистрирован на другое лицо или требуемые судом удостоверения не поддаются восстановлению.
Возобновление кадастрового учета
Владельцу земельного участка, учёт которого приостановлен, следует устранить имеющиеся нарушения и обратиться в регистрирующий орган с заявлением о возобновлении, предоставив доказательства исправления недочетов. В случае повторного отказа допускается обжалование действий сотрудников госучреждения в суде (п.12 ст.29, п.9 ст.26 ФЗ N 218 от 13 июля 2015 г.).
Порядок обжалования утвержден ст.26.1 ФЗ N 221 от 24 июля 2007 г., согласно которой первая инстанция обращения — апелляционная комиссия, сформированная в каждом субъекте РФ. Заявление подаётся в течение 30 дней с даты вынесенного решения о приостановке. На рассмотрение прошения комиссией также отводится 30 дней, по прошествии которых выносится постановление о правомерности или необоснованности действий регистрирующего органа.
В последнем случае удовлетворяется просьба заявителя, учёт земельного объекта возобновляется с момента поступления решения апелляционной комиссии в регистрирующий орган (п.11 ст.26.1 ФЗ N 221 от 24 июля 2007 г.). Отклонение заявления сопровождается составлением письменного документа с указанием причин согласно действующим нормативным актам в области кадастровых отношений. Об отказе в удовлетворении прошения заявитель уведомляется в течение 1 рабочего дня с даты вынесения вердикта.
Повторная подача заявки в апелляционную комиссию с просьбой пересмотра постановления, вынесенного в отношении одного и того же участка, не допускается (п.14 ст.26.1 ФЗ N 221 от 24 июля 2007 г.). Далее несогласный владелец земли вправе обратиться в исковым заявлением в суд.
Вверх
Как самостоятельно приостановить кадастровый учет или госрегистрацию прав
Если вам нужно приостановить кадастровый учет и (или) госрегистрацию прав, вы можете это сделать в любой необходимый для вас момент. Например, вы можете инициировать приостановление в следующих случаях:
- если для устранения причин, которые препятствуют проведению этих процедур, недостаточно того срока, на который эти процедуры может приостановить госрегистратор;
- у вас возникла такая необходимость. Так, можно приостановить госрегистрацию перехода права, если вы не получили оплату по договору купли-продажи в установленный срок.
Срок приостановления по вашему заявлению не может превышать шести месяцев ( ч. 1 ст. 30 названного Закона).
При этом обратите внимание, что приостановить кадастровый учет и госрегистрацию вы можете только однократно. Кроме того, учитывайте, что по общему правилу приостановление по вашему заявлению прерывает срок кадастрового учета или госрегистрации прав
Тот срок, который истек до приостановления, не засчитывается в новый срок (ч. 1, 3 ст. 30 указанного Закона). Это означает, что после истечения срока приостановления срок проведения кадастрового учета и (или) госрегистрации прав будет исчисляться заново.
Чтобы приостановить процедуру, вам нужно подать заявление. Его форма не установлена. Поэтому вы можете составить его произвольно. При этом в нем нужно указать причины приостановления и необходимый для их устранения срок, но не более шести месяцев. Если срок вы не укажете, то кадастровый учет или госрегистрация прав будут приостановлены на шесть месяцев (ч. 2 ст. 30 указанного Закона).
Следует учитывать, что в некоторых случаях для приостановления госрегистрации только вашего заявления о приостановлении будет недостаточно ( ч. 4, 5 ст. 30 Закона о госрегистрации недвижимости):
- при регистрации права, если это связано с продажей жилого помещения или его обременением ипотекой и в случае, когда используются кредитные (заемные) средства. В этом случае приостановление возможно только по совместному заявлению сторон сделки с приложением к нему согласия кредитора (заимодавца);
- регистрации ипотеки. Такая сделка может быть приостановлена только по заявлению двух сторон.
Основания для остановки регистрации
Рекомендуется принять во внимание тот факт, что статья №19 подразумевает процедуру приостановки государственной фиксации прав сроком на 31 день. Процедуру приостановки инициирует специалист по фиксации прав на имущество в том случае, если у него имеются сомнения по поводу причин и целей получения государственной фиксации или в том случае, если обнаружены сфальсифицированные удостоверения и документальные акты
Специалист–регистратор обязан совершить действия, направленные на получение недостающих данных, или, к примеру, инициировать расследование в случае фальсификации.
Обнаружив некоторый дефект в документах, специалист–фиксатор уведомляет истца о возникших препятствиях и предлагает ему их исправить в течение 30 дней.
Если истец проигнорировал уведомление от специалиста–регистратора, то последний, в соответствии с действующим законодательством, не имеет права ходатайствовать в суде для принятия положительного для истца решения, а обязан оформить отказ в фиксации прав.
Причины, по которым истец может получить отказ в государственной регистрации
Как и любая иная процедура, правительственная фиксация прав подразумевает прием заявлений, актов и свидетельств и ожидаемо оканчивается вердиктом суда. Положительный вердикт предполагает внесение соответствующей операции или договора в Единую Правительственную Ведомость, нанесением на разрешающую документацию соответствующих надписей и выдачей истцу специального удостоверения о регистрации власти.
Отрицательный вердикт предполагает отказ в государственной фиксации, и, кроме того, подразумевает нелегкие последствия для истца, таких как потеря любых прав собственности на объект. Если истец сможет вовремя устранить все дефекты и решить спорные вопросы, то он имеет право на повторное прошение или обжалование судебного отказа.
Судебный орган может вынести истцу отрицательный вердикт в деле о государственной фиксации прав на собственность в том случае, если:
- Право, которое истец пытается приобрести в суде, не является положением из перечня лицензий статьи №20.
- Заявление на приобретение соответствующего разрешение было подано не лично, а при помощи заместителя или посредника.
- Акты, свидетельства и разрешения, предоставленные суду вместе с заявлением, несодержательны по форме либо оформлены не по стандартам и нормативам современного законодательства.
- Гражданин, предоставивший истцу акт, свидетельство или любой другой документ, поданный для судебного разбирательства, не является уполномоченным лицом.
- Предоставлен неполный пакет документов.
- Имеются несоответствия между подтвержденными правами собственности и теми, которые истец намеревается получить, выиграв судебное заседание.
- При первичном интервью с истцом очевидны несоответствия в устных ответах и предоставленной документации.
Как узнать о приостановлении кадастрового учета и госрегистрации прав
В день приостановления кадастрового учета и госрегистрации прав орган регистрации прав должен выдать (направить) вам соответствующее уведомление. В нем должны быть указаны все причины, которые стали основанием для приостановления процедуры, и ссылки на нормы, в которых эти основания предусмотрены ( ч. 5 ст. 29 Закона о госрегистрации недвижимости).
Уведомление вам выдадут или направят в зависимости от того, каким способом вы подавали документы:
- если лично в орган регистрации прав или МФЦ, то уведомление вы получите тем способом, который вы выбрали в заявлении для получения готовых документов. Вам его либо выдадут на руки при обращении в орган регистрации прав или МФЦ, либо направят по почте;
- если в электронном виде, то его вам направят также в электронном виде одним из предусмотренных способов.
Роль нотариуса в регистрации договоров о переходе права собственности
Несмотря на то, что только договора, связанные с долями на недвижимость, подлежат обязательной нотариальной регистрации, хорошей практикой является любую куплю-продажу недвижимости оформлять нотариально. Это позволяет избежать ряда рисков, а также ускорить и упросить процесс.
- Нотариус проводит первичную правовую экспертизу текста документа, тем самым защищая интересы сторон. Если в договоре имеются положения, нарушающие действующее законодательство, нотариус откажет в регистрации.
- В ходе удостоверения нотариусом проводится дополнительная проверка правильности пакета документов перед государственной регистрацией. Здесь имеется важный нюанс: если сделка заключалась в простой письменной форме, в ходе регистрации предусмотрена дополнительная правовая экспертиза документов. Если же сделка удостоверена нотариально, экспертиза не проводится, а потому сроки регистрации сокращаются.
- Нотариус разъясняет сторонам правовые последствия подписания договора купли-продажи, а также удостоверяется в наличии соответствующих полномочий и дееспособности сторон. Этот этап позволяет защитить сделку от возможного оспаривания в суде и прочих правовых рисков. Многие мошенники проворачивают свои схемы, пользуясь именно договором в простой письменной форме.
- Нотариусы РФ предлагают услугу подачи документов на регистрацию по электронным каналам. Сразу после подписания информация передается нотариусом в Росреестр, что позволяет минимизировать сроки перехода прав.
Поэтому наиболее безопасный и надежный способ распорядиться собственностью – это оформить ее передачу через нотариальную контору.
Как можно обжаловать приостановление кадастрового учета или госрегистрации прав
После получения уведомления ознакомьтесь с указанными в нем причинами приостановления. Если вы с ними не согласны, то вы можете обжаловать приостановление процедуры кадастрового учета и госрегистрации:
в апелляционную комиссию при органе регистрации прав – в случаях, если приостановлен ( ч. 9 ст. 26 названного Закона, ч. 1 ст. 26.1 Закона о кадастровой деятельности):
- кадастровый учет, который проводится без одновременной госрегистрации прав;
- кадастровый учет и госрегистрация прав, если причиной приостановления стали документы, необходимые для проведения кадастрового учета.
Однако в комиссию вы можете обратиться только в случаях, когда учет и (или) госрегистрация приостановлены по основаниям, перечисленным в ч. 9 ст. 26 названного Закона;
в суд ( ч. 12 ст. 29 Закона о госрегистрации недвижимости).
При этом отметим, что в случаях, когда предусмотрено обжалование в апелляционной комиссии, сначала нужно обратиться в эту комиссию и только после этого вы можете обратиться в суд (ч. 1 ст. 26.1 Закона о кадастровой деятельности).
В каких случаях недвижимость нужно снять с кадастрового учета
Организация должна обратиться с заявлением о снятии недвижимости с кадастрового учета в случаях:
1) прекращения существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса (п. 4 ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 15 Закона о госрегистрации недвижимости). Недвижимость перестает существовать, например, при сносе здания, сооружения, их гибели при пожаре.
Недвижимость снимается с кадастрового учета ( п. 3 ч. 3, п. 2 ч. 5 ст. 14 названного Закона):
- без одновременной госрегистрации прекращения права, если права на нее не были зарегистрированы;
- одновременно с госрегистрацией прекращения права, если права зарегистрированы в реестре.
При прекращении существования здания или сооружения необходимо одновременно обратиться ( ч. 7 ст. 40 Закона о госрегистрации недвижимости):
- за снятием с кадастрового учета и (или) госрегистрацией прекращения прав на само здание (сооружение);
- за снятием с учета и госрегистрацией прекращения прав на все помещения и машино-места в них.
При завершении строительства объекта незавершенного строительства организации нужно одновременно обратиться со следующими заявлениями ( ч. 8 ст. 40 Закона о госрегистрации недвижимости):
- о снятии такого объекта с кадастрового учета и госрегистрации прекращения прав на него;
- кадастровом учете и госрегистрации прав на созданную в результате строительства недвижимость.
Это необходимо в случае, если ранее проводились кадастровый учет объекта незавершенного строительства и регистрация прав на него;
2) преобразования объекта недвижимости.
Объект преобразовывается, например, в результате раздела объекта недвижимости или их объединения (раздела и перераспределения для земельных участков). При этом вместо одного или нескольких исходных объектов недвижимости образуются новые. Это следует из ч. 1, 2 ст. 41 Закона о госрегистрации недвижимости, п. п. 46, 63 Порядка ведения ЕГРН.
Одновременно со снятием с учета и регистрацией прекращения прав на исходные объекты необходимо обратиться для кадастрового учета и госрегистрации прав на все образованные объекты ( ч. 3 ст. 41 названного Закона).
Поставить образованные объекты на кадастровый учет и зарегистрировать на них права должны собственники исходного объекта недвижимости ( п. 3 ч. 1 ст. 15 указанного Закона). Поэтому полагаем, что они же одновременно должны подать и заявление о снятии с учета исходного объекта и госрегистрации прекращения прав на него;
3) прекращения существования части объекта недвижимости, которая была ранее поставлена на кадастровый учет и в отношении которой имеются ограничения прав, обременения имущества (п. 5 ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 15 Закона о госрегистрации недвижимости). Например, часть объекта была поставлена на кадастровый учет для передачи ее в аренду или ипотеку.
Часть объекта недвижимости снимается с учета в зависимости от того, зарегистрированы ли ограничения, обременения:
- если зарегистрированы, то организации нужно подать заявление для госрегистрации прекращения ограничения, обременения. С кадастрового учета в таком случае часть объекта снимается автоматически одновременно с прекращением ограничения, обременения, если на нее не зарегистрированы другие обременения (п. 4 ч. 3 ст. 14, ч. 2 ст. 44 Закона о госрегистрации недвижимости);
- если такие ограничения, обременения не регистрируются, то подается заявление о снятии с кадастрового учета части объекта недвижимости ( п. 3 ч. 5 ст. 14 указанного Закона).
Без участия организации снимаются с учета (ч. 1, 3, 3.2, 4 ст. 70 Закона о госрегистрации недвижимости):
1) часть земельного участка, поставленная на кадастровый учет до 1 января 2013 г. в соответствии с Законом о кадастре, в установленных случаях;
2) земельные участки, учтенные до 1 марта 2008 г., если в реестре нет сведений о правообладателе;
3) часть помещения, которая учтена до 1 января 2017 г., в установленных случаях;
4) земельный участок, кадастровый учет которого и (или) госрегистрация прав на который осуществлены до 1 сентября 2018 г., если право постоянного (бессрочного) пользования им или право аренды на него переоформлено на публичный сервитут в соответствии со ст. 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ.
Понятие кадастрового учёта
Отнесение имущества к недвижимым объектам происходит на основании п.1 ст.130 ГК РФ, их учёт регулируется:
- ФЗ о кадастровой деятельности;
- ФЗ о госрегистрации недвижимости;
- прочими нормативными актами, не противоречащими перечисленным, которые вправе принимать региональные органы местного самоуправления.
Кадастровый учёт осуществляется федеральным исполнительным органом власти, назначаемым Правительством РФ, а также его территориальными подразделениями в субъектах РФ. Последние наделяются полномочиями согласно принятым правительственным постановлениям.
Цели кадастрового учёта земельных участков:
- закрепление права собственности граждан на недвижимые объекты;
- предоставление базовых сведений для начисления налога на землю;
- использование данных для государственного управления и включения имущества частных лиц в экономический оборот страны.
Каждый территориальный объект при регистрации получает уникальный кадастровый номер, который служит для его идентификации в реестре.
Деятельность по кадастровому учёту включает:
- сбор сведений об участках земли и внесение их в единую базу;
- изменение информации в госреестре при перемене соответствующих характеристик объекта, его исключение из государственного перечня недвижимости.
Порядок осуществления полномочий регистрирующим органом указан в ст.29 ФЗ N 218 от 13 июля 2015 г.