Внешнее управление неплатежеспособным предприятием
Содержание:
Внешнее управление при банкротстве
Внешнее управление может осуществляться при банкротстве определенных категорий должников.
В остальных случаях эта процедура не осуществляется.
Юридического лица
Внешнее управление применяется к юридическому лицу, если суду была доказана временная финансовая несостоятельность должника, которая может быть устранена после проведения мероприятий по оздоровлению.
В рамках этого этапа могут быть проведены различные меры, в результате чего:
- улучшится денежная ситуация;
- потенциальный банкрот сможет не только вернуть долги, но и продолжить свою деятельность.
Физического лица
Физические лица, в отношении которых было возбуждено дело о банкротстве, не проходят процедуру внешнего управления.
По отношению к ним применяется реструктуризация долгов, по окончании которой происходит:
- реализация имущества;
- погашение оставшихся долгов.
Предприятия
Внешний управляющий назначается на предприятия для проведения мероприятий по оздоровлению финансовой системы компании.
В данном случае срок проведения этого этапа может составлять максимум два года, если кредиторы или управляющий подадут заявление об увеличении периода его реализации (первоначально он рассчитан на восемнадцать месяцев).
По отношению к градообразующим и другим значимым предприятиям процедура внешнего управления может быть назначена Арбитражным судом.
Банка
Согласно закону «О несостоятельности (банкротстве)» в отношении кредитных организаций процедура внешнего управления не применяется.
В данном случае допускаются другие мероприятия для оздоровления финансового положения должника, которые могут быть реализованы в досудебном порядке.
После подачи заявления в Арбитражный суд может быть вынесено решение только о конкурсном производстве с последующим банкротством банка.
Застройщика
В отношении строительных компаний также может быть введено внешнее управление, в результате которого застройщик может:
- завершить проект;
- отдать долги всем кредиторам.
Если даже после реализации данного этапа это невозможно, то в отношении этой компании будет введено конкурсное производство и имеющаяся у нее собственность будет реализована (в том числе и недостроенные объекты).
Права внешнего управляющего
Сразу после назначения внешний управляющий принимает на себя всё управление делами предприятия-банкрота, а руководитель немедленно освобождает должность.
В трёхдневный срок руководящие органы должны передать всю бухгалтерскую и другую требуемую документацию, печати, штампы и материальные ценности в распоряжение арбитражному управляющему. При этом управляющий обязуется принять в своё ведение имеющееся у должника имущество, проведя его инвентаризацию.
Ему нужно также открыть для проведения финансовых операций специальный счёт в банке, вести все виды юридического учёта и предоставлять по ним отчётность.
Деятельность арбитражного управляющего можно разделить на два этапа:
-
Определение причин, которые привели предприятие к банкротству
, в том числе выяснение, не было ли оно преднамеренным. -
Деятельность, направленная на ликвидацию неплатёжеспособности
юридического лица.
На первом этапе внешний управляющий сосредотачивается на возможности аннулирования некоторых невыгодных контрактов, которые были заключены должником в рамках гражданско-правовой деятельности. Для этого ему предоставляется 3 месяца.
Классификация таких сделок проводится по нескольким параметрам:
-
Отменяться могут только договоры
, которые стороны не выполнили частично или полностью. -
Если выполнение условий сделки повлечёт убытки
, а заключенные при схожих обстоятельствах контракты ранее являлись успешными. -
Выгода от договора рассчитана на долгосрочную перспективу
, или он заключён на длительный срок (т. е. более 12 месяцев). -
Учитываются другие условия
, которые не позволяют без отмены договора возобновить платёжеспособность банкрота.
В случае аннулирования какой-либо сделки другая сторона может претендовать на взыскание нанесённого ущерба без учёта упущенной выгоды.
Арбитражный суд также может признать недействительным соглашение, которое согласно выводам арбитражного управляющего причинило убытки кредиторам. Могут быть отменены и сделки повлекшие удовлетворение материальных интересов определённых кредиторов в ущерб другим.
Второй этап своей деятельности внешний управляющий должен начать с составления плана управления. На выполнение этой задачи ему выделено 3 месяца со дня своего назначения.
Данный план должен иметь чёткие временные рамки и быть направлен на ликвидацию признаков банкротства. Понятие и признаки банкротства .
Иными словами юридическое лицо в результате арбитражного управления должно полностью избавиться от долгов и обладать хотя бы некоторым количеством финансов для продолжения хозяйственной деятельности. Именно на достижение таких результатов и направлены права и обязанности внешнего управляющего.
План арбитражного управляющего
План действий управляющего должен состоять из следующих пунктов:
- Перечень мероприятий направленных на восстановление платёжеспособности предприятия-должника. Сюда могут включаться:
- изменение профиля деятельности,
- закрытие убыточных производств,
- продажа некоторой части имущества,
- выпуск дополнительных акций,
- переквалификация персонала,
- увеличение уставного капитала и др.;
- Порядок воплощения в жизнь запланированных действий.
- Как предусмотренные, так и непредвиденные расходы, связанные с реализацией плана.
- Конкретные временные рамки, которые должны соответствовать сроку внешнего управления.
Члены собрания кредиторов могут утвердить или отклонить план, который предложил внешний управляющий. Они вправе ходатайствовать в арбитражный суд о смещении арбитражного управляющего с должности и о его замене другим лицом.
Утверждают или отклоняют план управляющего члены собрания кредиторов.
Кредиторы наделены правом предъявления требований должнику, которые в период арбитражного управления рассматривает внешний управляющий, определяя их как установленные в соответствии с законодательством. Такие требования вносятся в реестр в течение 14 дней. образец реестра требований кредиторов . По прошествии не более 1 месяца со дня получения требования арбитражный управляющий сообщает о результатах их рассмотрения кредитору.
Последствия введения внешнего управления
Введение внешнего управления влечет определенные юридически значимые последствия.
С момента введения внешнего управления происходит отстранение руководителя организации — должника от занимаемой должности и управление делами должника возлагается на внешнего управляющего. Данная норма, с одной стороны, корреспондирует со ст.38 Кодекса законов о труде Российской Федерации (КЗоТ РФ), которая предусматривает возможность отстранения работника от работы (занимаемой должности) с приостановкой выплаты ему заработной платы в тех случаях, когда это предусмотрено действующим законодательством. С другой стороны, последствия отстранения руководителя организации — должника от занимаемой должности, определенные Законом N 6-ФЗ, не соответствуют требованиям КЗоТ РФ.
Так, отстранение работника от работы (занимаемой должности) носит временный характер (на период действия обстоятельств, в связи с которыми работник был отстранен от работы) и не является основанием увольнения работника по инициативе администрации. Отстраненный от работы работник после прекращения действия обстоятельств, послуживших основанием для его отстранения, вновь допускается к работе (занимаемой должности). Увольнение такого работника по инициативе администрации возможно только по основаниям, предусмотренным ст.ст.33, 254 КЗоТ РФ. При этом увольнение работника, отстраненного от работы, в общем никак не связано с отстранением от работы и невозможно без наличия оснований, предусмотренных названными статьями.
Отстранение руководителя организации — должника при введении внешнего управления в соответствии с Законом N 6-ФЗ фактически означает его увольнение, так как после завершения внешнего управления, кроме случая, когда организация — должник признается банкротом, вводится конкурсное производство и соответственно назначается конкурсный управляющий. Полномочия внешнего управляющего прекращаются с момента назначения (избрания) нового руководителя.
В этой связи возникает вопрос, по каким основаниям будет уволен бывший руководитель организации — должника после завершения процедуры внешнего управления, если основания увольнения, предусмотренные ст.ст.33, 254 КЗоТ РФ, отсутствуют. Ни КЗоТ РФ, ни Закон N 6-ФЗ не дают ответа на этот вопрос. На наш взгляд, данная коллизия может быть решена путем внесения соответствующих изменений и дополнений в действующее трудовое законодательство или законодательство о банкротстве.
Другим важным последствием введения внешнего управления является прекращение полномочий органов управления должника (общее собрание акционеров, общее собрание участников, совет директоров, правление и т.д.) и собственника имущества должника — унитарного предприятия. Большинство полномочий указанных органов должника переходят внешнему управляющему, однако некоторые из них (согласование крупных сделок и сделок, в которых имеется заинтересованность) переходят к собранию либо комитету кредиторов.
Органы управления должника обязаны в течение трех дней с момента назначения внешнего управляющего обеспечить передачу ему бухгалтерской и иной документации организации — должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей.
С момента введения внешнего управления также снимаются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов, к числу которых относятся аресты и иные ограничения по распоряжению имуществом организации — должника. Для снятия арестов и иных ограничений по распоряжению имуществом организации — должника не требуется вынесения арбитражным судом или судом общей юрисдикции специального определения о снятии ареста.
После вынесения арбитражным судом определения о введении внешнего управления аресты и иные ограничения организации — должника по распоряжению принадлежащим ей имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве. Это означает, что только арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, может произвести наложение ареста, иных ограничений на имущество организации — должника с соблюдением требований Закона N 6-ФЗ.
Решения любых иных органов и должностных лиц о наложении арестов и иных ограничений организации — должника по распоряжению принадлежащим ей имуществом, вынесенные после введения процедуры внешнего управления, являются незаконными и могут быть обжалованы в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции.
В период всего срока внешнего управления действует мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды.
Порядок назначения
Привлечение со стороны арбитражного руководителя предприятия в такой сложный момент, когда на кону стоит само существование фирмы, должен быть действительно очень грамотным, причем не столько в отношении технологии производственных процессов, а и в юриспруденции, экономике, менеджменте.
Процедура назначения внешнего управляющего начинается после внедрения внешнего управления предприятия и регламентируется ст. 45 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ. Арбитражный суд извещает СРО внешних управляющих и требует предоставить информацию о лице, желающем получить должность временного руководителя разорившейся фирмы. Но одного желания мало, каждый из кандидатов на это место должен обладать рядом качеств, регламентированных арбитражным судом:
• гражданство РФ;
• членство в СРО арбитражных управляющих;
• высшее образование;
• опыт работы на руководящих должностях;
• наличие стажировки в роли внешнего руководителя фирмы-банкрота;
• отсутствие судимостей и запрета на работу в должности руководителя.
К сведению
В течение 2-7 дней с даты признания арбитражным судом предприятия банкротом, сама разорившаяся фирма и местные власти обязаны определиться со степенью и формой допуска к гос. тайне главы фирмы-должника и предоставить эти сведения в арбитражный суд и СРО. Только получив информацию о наличии тайны и степени ее секретности, члены СРО вправе коллегиально решить, кто именно достоин стать временным начальником в фирме-банкроте, и сообщить о своем выборе в арбитражный суд.
В п. 5 ст. 45 указано, что арбитражный суд, рассмотрев кандидатуру, может ее утвердить на должность внешнего управляющего, или же отказать. При отказе СРО арбитражных управляющих должно предоставить иную кандидатуру, а если никто желания не изъявил или нет подходящего специалиста, СРО об этом должно поставить арбитражный суд в известность, после чего суд вынужден отложить вопрос о назначении внешнего управляющего на 30 дней. Теперь сам должник и иные участники процесса о банкротстве юридического лица имеют возможность заявить о назначении внешнего руководителя из иной СРО. При отсутствии поступления ходатайств или в случае отсутствия кандидатуры, суд примет предложения от иных лиц.
Информация
Если на протяжении 3-х месяцев не будет назначен внешний арбитражный управляющий, то вопрос об этом закрывается. В случае, если претендент признан достойным такой ответственной должности, его кандидатура будет утверждена. Новый глава фирмы сразу после своего утверждения занимает кресло прежнего руководителя и начинает внедрять собственную политику возрождения предприятия.
Общие сведения
Признание юридического лица банкротом – многоступенчатый механизм, состоящий из ряда последовательных действий, направленных на восстановление платежеспособности предприятия и возможности его нормального функционирования в будущем. Законодатель, вырабатывая механизм банкротства, в основу закладывал возможность оздоровления юрлица, связывая его неэффективную деятельность, приведшую к неплатежеспособности, с неэффективностью управления.
В силу этого, одной из стадий банкротства является внешнее управление. В этот период бывшее руководство полностью отстраняется от участия в хозяйственной и финансовой деятельности, а функции руководителя переходят в полном объеме к назначаемому арбитражным судом лицу.
Цели и задачи внешнего управления
При введении внешнего управления арбитражный суд, в производстве которого находится дело о банкротстве юридического лица, преследует следующие цели:
- восстановление платежеспособности предприятия;
- погашение по мере возрастания платежеспособности требований кредиторов;
- налаживание эффективного менеджмента, способного в будущем не допустить повторения ситуации.
Для решения этих задач назначенное лицо принимает на себя полномочия руководителя и несет полную ответственность за хозяйственную и финансовую деятельность во весь период своей деятельности, который, по закону, может длиться 18 месяцев. В случае необходимости продлевается решением суда.
Когда вводится внешнее управление
Внешнее управление при банкротстве начинает фактически работать после официальной передачи прав от прежнего руководителя компании новому управляющему. Утверждение кандидатуры внешнего управляющего осуществляется судом путем составления определения (стат. 96 № 127-ФЗ). Чтобы предприятие могло воспользоваться законной возможностью процедуры, необходимо доказать суду, что восстановить полную платежеспособность реально. Целью является не только возврат компании к нормальной жизнедеятельности, но и полное удовлетворение кредиторских требований.
Внешний управляющий – права и обязанности (стат. 99 № 127-ФЗ):
- Распоряжаться активами банкрота согласно плану внешнего управления и с соблюдением законодательных ограничений.
- Заключать мировой договор от имени банкрота.
- Отказываться от исполнения ранее заключенных должником договоров.
- Ходатайствовать в суд о признании ранее заключенных должником сделок недействительными и заявлять о взыскании причиненных убытков вследствие действий/бездействия органов управления банкрота.
- Прочие права.
- Принять по инвентаризации имущество банкрота.
- Включить в федеральный реестр данные о результатах инвентаризационной процедуры в срок до 3 дней (рабочих) с момента ее завершения.
- Составить и представить на утверждение собранию кредиторов план внешнего управления.
- Вести в соответствии с законодательными требованиями финансовый, статистический, бухгалтерский учет и отчетность.
- Заявлять возражения по требованиям кредиторов.
- Принимать все возможные меры для исполнения обязательств перед банкротом.
- Вести данные в реестре кредиторских требований.
- Выполнять мероприятия, предусмотренные разработанным планом управления, и своевременно информировать комитет о предпринимаемых действиях.
- Представлять собранию кредиторов в виде отчета итоговые результаты проводимых мероприятий.
- Прочие обязанности.
Оздоровительные мероприятия: особенности проведения
Внешнее управление как процедура банкротства имеет особенности осуществления оздоровительных мероприятий:
- Период уведомления руководителя организации о внедрении внешнего управления составляет 1 день.
- О процедуре уведомляются учредители.
- В 10-дневный период с момента запуска процедуры направляют заявку на публикацию этой информации.
- Управляющий получает распоряжение по передаче ему всей документации.
- Документы передаются в течение 3 дней после вступления в должность управляющего.
- Собрание кредиторов первый раз назначается в течение 31 дня после начала процедуры.
- Об оздоровительных мероприятиях информируется ФССП, ФНС, банки.
- В органы контроля направляются соответствующие запросы.
- Организуется общее собрание всех работников предприятия.
- К работе организации привлекается бухгалтер и аудитор.
- Организуется инвентаризация.
- Производится анализ финансового положения предприятия.
- Имущество третьих лиц возвращается им.
- Составляется и рассматривается перечень требований кредиторов.
- Организуется собрание кредиторов.
- Составляется промежуточный и итоговый отчет и оглашается на собрании кредиторов.
- В арбитражный суд предоставляют план.
- Реализуются имущественные объекты.
Весь комплекс мероприятий нацелен на получение прибыли и не согласовывается с нынешним руководством компании
Единственное мнение, которое важно, — это мнение кредиторов, и только если речь идёт о финансовых рисках. В рамках плана проведения мероприятий может быть даже увеличен уставной капитал
План внешнего управления подчиняется трём основным правилам:
- Соответствие действующему законодательству РФ.
- Чёткий срок, отведённый на восстановление.
- Обоснование возможностей восстановления в указанный срок.
Типовая структура плана:
- Характеристика предприятия и менеджеров, ответственных за нынешнюю ситуацию;
- Резюме (сроки, необходимая сумма, предполагаемый результат);
- Анализ экономической ситуации юридического лица;
- Таблица со списком запланированных мероприятий;
- Анализ рынка и конкуренции;
- Финансовый план;
- Заключение со сроками и очерёдностью погашения задолженности.
- Дело закрывается, юридическое лицо признаётся несостоятельным либо погасившим долги;
- Заключается мировое соглашение;
- Продлеваются сроки процедуры;
- Отчёт не утверждается, назначается новый управляющий.
Каким будет судебное решение, зависит от достигнутых результатов. Если требования кредиторов выполнены в полном объёме, платёжеспособность и работа восстановлены, компания может вернуться к прежней деятельности. Если процедура не дала успешных результатов, компания ликвидируется или может быть продана.
Дорогие читатели!
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических
вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему —обращайтесь в форму онлайн-консультанта.
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону.Это быстро и бесплатно!
Что такое внешнее управление
Внешнее управление при банкротстве – это совокупность определенных мероприятий, предназначенных для исправления финансовой ситуации, сложившейся на производстве. Начало проведения подобных действий возможно лишь после выдачи постановления арбитражным судом. Согласно ФЗ, такое постановление может быть выдано лишь тем организациям, которые имеет арбитражного управляющего и реальные шансы на изменение положения. Чтобы осуществить намеченный план по возвращении из несостоятельного производства в платежеспособное требуется конкурсный управляющий, имеющий большой опыт в подобных делах.
Согласно законодательству право на реанимацию получают немногие предприятия. Процесс начинается исключительно после решения суда и проведения финансового оздоровления. Существуют дополнительные условия для старта процесса:
- внешнее управление как процедура банкротства имеет реальный шанс вернуть юридическому лицу состоятельность за определенный срок;
- на основе требований кредиторов было направлено ходатайство в уполномоченный орган для старта процедуры;
- после просмотра ходатайства было вынесено решение, на основе закона о банкротстве, что внешнее управление действительно поможет вернуть предприятие к платежеспособному состоянию.
Главный нюанс такого мероприятия – это снятие, согласно закону, всех должностных лиц с занимаемых ими постов и назначение руководителем внешнего управляющего на необходимый для решения вопроса срок. Назначенный управляющий имеет полномочия, на основе статей о внешнем управлении в ФЗ о банкротстве, увольнять с должностей директоров, заместителей, бухгалтеров, изменять политику компании в нужном направлении.
Финансовое оздоровление и внешнее управление: в чем разница
Обе представленные процедуры служат для оздоровления предприятия, помощи юридическому лицу рассчитаться с накопившимися задолженностями и начать новый этап в развитии компании
Важно сходство двух мероприятий – это сохранение рыночной стоимости компании. К еще одному общему критерию можно добавить назначение проведения только по решению суда
Важные отличия начинаются с методов, которыми управляющий будет достигать финансовой независимости, оплаты долгов и выведения корпорации из кризиса. В случае финансового оздоровления управляющий оказывает ограниченное влияние, выступая в качестве антикризисного менеджера. При старте процедуры ВУ все функции ложатся на выбранного арбитражного управляющего.
Финансовое оздоровление выступает как некая рассрочка на определенный срок с гарантиями, а управление – полноценное сочетание мероприятий с изменением стратегии ведения бизнеса, политики предприятия.
Процедуры банкротства
Законом предусмотрено 4 процедуры, которые выделяются отдельными главами в нормативной базе, регулирующей процедуру банкротства, а именно в законе «О несостоятельности (банкротстве).
Для начала обозначим общие цели всех мероприятий для каждой из сторон:
1) Кредиторы: основная задача – вернуть вложенные в компанию средства в полном объеме.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: встречаются и недобросовестные кредиторы, которые стремятся прибегнуть к процедуре банкротства как к инструменту устранения своего конкурента и завладения его активами. 2) Компания-должник: чаще всего собственники фирмы либо хотят сохранить ее, спасти от ликвидации, оздоровить финансово и восстановить платежеспособность, или же прибегают к банкротству для списания заведомо кабальных долгов, на гашение которых нет денег
2) Компания-должник: чаще всего собственники фирмы либо хотят сохранить ее, спасти от ликвидации, оздоровить финансово и восстановить платежеспособность, или же прибегают к банкротству для списания заведомо кабальных долгов, на гашение которых нет денег.
Безусловно, каждая из процедур имеет свою специфику, наполнена различным содержанием и применяется в зависимости от состояния компании.