Как получить медицинский сертификат медработнику в 2021 году?
Содержание:
Что изменилось в порядке аттестации медицинских и фармацевтических работников в 2021 году
Минздрав определился с правилами проведения аттестации в 2021-2022 году. В приказе от 2 февраля 2021 года № 40н указан актуальный порядок проведения оценки уровня знаний и навыков медицинских и фармацевтических работников. Это значит, что приказ Минздрава от 2 июня 2016 года № 334н и Положение об аккредитации специалистов не действует в части определения регламента работы комиссий, подкомиссий, а также проведения первого этапа аттестации и оформления протокола.
Фрагмент приказа от 2 февраля 2021 года № 40н
Обратите внимание! Приказ Минздрава № 40н не отменяет Положение об аккредитации полностью, а лишь вносит коррективы в отдельные пункты.
По сути, сейчас действуют аналогичные правила аттестации медицинских работников, что и в 2020 году. Все, кто решит пройти процедуру, смогут предоставить документы, перечисленные в п. 26-27 Положения, в оцифрованном виде путём их отправки по электронной почте или на бумажном носителе заказным письмом с уведомлением. Если у специалиста есть стаж работы, нужно приложить и копию трудовой книжки. В качестве альтернативного варианта подойдёт справка из ПФР, МФЦ или от работодателя.
Специалисты Минздрава считают, что в случае принятия ЧС в отдельных регионах страны, нужно проводить первый этап аттестации медицинских и фармацевтических работников в 2021 году только в дистанционном формате. При этом сроки проведения процедуры могут изменяться.
Чиновники не только регламентировали порядок аккредитации, но и рекомендовали Координационным советам придерживаться абз. 6 п. 16 Приказа Минздрава РФ от 23 апреля 2013 года № 240н. В нём предусмотрена возможность проведения не только дистанционной аттестации, но и выездных заседаний.
Собственно, новый приказ Минздрава не запрещает проводить оценку медработников в дистанционном формате даже в случае благополучной эпидемиологической ситуации. Поэтому не исключено, что во многих регионах комиссии будут работать так же, как и в пик пандемии.
Действительность сертификатов и ответственность за нарушение моратория
Самый критичный вопрос для медицинских работников — это действительность образовательных документов, а также сертификатов специалистов, выданных по результатам дистанционного обучения в 2020 году.
На сегодняшний день четкого порядка признания или аннулирования таких документов не существует. На первый взгляд, это хорошо, однако, де-факто, отсутствие должной нормативной регламентации, наоборот, дает очень широкий простор для контролирующих органов. В России существует обширная практика, когда документы об образовании из-за нарушения порядка их выдачи аннулируются в суде по иску прокурора. Поэтому, если в будущем по результатам проверки будет выявлено, что медицинский работник получил сертификат специалиста в период моратория дело вполне может закончиться аннулированием документа. Особенно, если обучение и сдача экзамена были организованы в дистанционной форме.
С другой стороны, в сертификате специалиста не указывается форма обучения (очная или дистанционная). Поэтому доказать тот факт, что сертификат был выдан по результатам дистанционного обучения достаточно сложно. Однако нельзя забывать, что в сертификате указывается дата его получения. При этом, возможно, в ближайшем будущем будут внесены изменения в нормативно-правовую базу, которые прямо установят недействительность сертификатов, выданных в период моратория.
Кроме того, факт проведения сертификации в период действия моратория может повлечь для образовательной организации целый ряд негативных последствий.
Например, сейчас у многих возникла ситуация, когда договор на обучение был заключен до введения моратория. В таком случае некоторые образовательные организации переводят обучающихся на дистанционный формат взаимодействия. Однако в договорах, заключенных с обучающимися, а также в образовательных программах может быть не предусмотрено дистанционное обучение. Подобные действия могут быть квалифицированы как оказание услуг ненадлежащего качества (статья 14.4 КоАП РФ), нарушение прав потребителей на информацию (статья 14.8 КоАП РФ), обман потребителей (статья 14.7 КоАП РФ) и т.д. Ответственность по статьям 14.4 и 14.8 относительно невысокая, а вот по части 2 статьи 14.7 размер штрафа на юридических лиц может достигать 500 000 рублей.
Кроме того, многие образовательные организации распространяют информацию о возможности и легальности получения сертификатов специалиста в период моратория, что также может быть квалифицировано по статьям 14.7 и 14.8 КоАП РФ.
На сегодняшний день риски привлечения к ответственности невелики, однако, если в будущем контролирующие органы «возьмутся» за сертификаты специалистов, выданные в 2020 году, риск привлечения к ответственности образовательной организации из гипотетического вполне может превратиться в реальный.
Более того, помимо административной ответственности, образовательная организация может получить вал исков со стороны медицинских работников. Проведение обучения с выдачей недействительных документов вполне можно признать некачественной услугой. В свою очередь, Закон о защите прав потребителей наделяет обучающихся в таком случае целым рядом прав-требований к исполнителю услуги, в том числе, о компенсации морального вреда и уменьшение цены за оказанную услугу. В данном случае – это будет означать обязанность образовательной организации произвести возврат оплаты за обучение.
Есть еще вариант: образовательные организации могут выдать документ «задним» числом, указав ненастоящую дату получения сертификата. Но в таком случае ответственность может быть уже уголовная. Для работника образовательной организации – по статье 292 УК РФ за подлог, то есть внесение в официальные документы заведомо ложных сведений, а для медицинского работника – по части 5 статьи 327 УК РФ за использование заведомо подложного документа.
Таким образом, выдавать сертификаты в период действия моратория мы все-таки не рекомендуем. Неизвестно, как это в дальнейшем будет расцениваться контролирующими и правоохранительными органами.
Вместе с тем, возникает парадоксальная ситуация, когда провести сертификационный экзамен и выдать сертификат нельзя, но требование о прохождении квалификации никто не отменял. Более того, медицинские работники обязаны пройти ПК и за невыполнением данной обязанности также может последовать ряд негативных последствий как для самого медицинского работника, так и для медицинской организации.
Трудовые обязанности
Медсестра обязана перечислять их в собственном отчёте. Желательно делать это по этапам, составляя график действий, которые сотрудница совершает на протяжении дня:
- манипуляции в процедурном кабинете и на сестринском посту;
- подготовка необходимого инструментария и его настройка;
- действия в отношении пациентов;
- дезинфекция, стерилизация и прочие обеззараживающие процедуры;
- заполнение медицинских карт, составление отчётов.
Анестезист может рассказывать, какие препараты были ею использованы, для каких целей. Свои обязанности есть и у специалиста по физиотерапии. Он должен включать перечень своих навыков и проводимую за день работу в рецензию. В физиокабинете осуществляются различные манипуляции, например, массаж, нанесение лечебных грязей и прочее.
Диетсестра имеет отдельный список обязанностей, среди которых выдача пациентам плана диетического питания, консультации пациентов.
Квалификационные требования и квалификационные характеристики должностей
Как мы разобрали выше в разделе «Должности» квалификационных требований приказом Минздрава России от 08.10.2015 N 707н для каждой медицинской специальности указаны наименования должностей, которые может занимать специалист.
Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников утверждена приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н.
Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н.
Приказ 541н является разделом Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.
Согласно п.2 Приказа 541н наименования должностей специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием устанавливаются в соответствии с Квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утверждаемыми в установленном порядке Минздравом России, то есть в соответствии с приказом Минздрава России от 08.10.2015 N 707н. При этом по общему правилу наименование должности соответствует наименованию медицинской специальности.
В соответствии с п.4 Приказа 541н квалификационная характеристика каждой должности содержит три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации». При этом в разделе «Требования к квалификации» определены уровни требуемого профессионального образования работника, необходимого для выполнения возложенных на него должностных обязанностей, а также требуемый стаж работы. Уровни требуемой профессиональной подготовки, указанные в разделе «Требования к квалификации», приведены в соответствии с законом об образовании и иными нормативными правовыми актами.
Таким образом, на наш взгляд, Приказ 541н не устанавливает самостоятельных требований к квалификации, а приводит их для каждой должности медицинского работника в соответствии с иными нормативными правовыми актами. То есть требования к квалификации в Приказе 541н должны соответствовать Квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием, утвержденным приказом Минздрава России от 08.10.2015 N 707н. В случае правовой коллизии между Приказом 541н и Приказом 707н в части требований к квалификации применению, на наш взгляд, подлежит Приказ 707н.
В тоже время п.6 Приказа 541н устанавливает имеющий важное практическое значение правовой механизм занятия должностей медицинских работников в случае неполного соответствия квалификационным требованиям. Так, лица, не имеющие соответствующего дополнительного профессионального образования или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии медицинской организации, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же как и лица, имеющие специальную подготовку и необходимый стаж работы
Работодатель принимает меры по дальнейшей профессиональной подготовке упомянутых лиц.
Стоит отметить, что согласно статье 57 Трудового кодекса РФ существует два вида документов, содержащих квалификационные требования к должностям, профессиям, специальностям, которыми руководствуется работодатель – квалификационные справочники и профессиональные стандарты. Анализ ст.57, 143, 144 Трудового кодекса РФ позволяет говорить о том, что в настоящее время применяются как квалификационные справочники, так и профессиональные стандарты. Однако, несмотря на возможность по-прежнему применять квалификационные справочники, законодатель создает правовую возможность перехода в перспективе именно на профессиональные стандарты, утверждая для этих целей инструменты, позволяющие соотносить положения справочников со стандартами.
Исходя из этого, применение Приказа 541н как квалификационного справочника постепенно сойдет на нет по мере утверждения и внедрения в медицинских организациях профессиональных стандартов. В тоже время, как указывалось выше, квалификационные требования к медицинским работникам с высшим образованием установлены именно приказом Минздрава России от 08.10.2015 N 707н, а профессиональные стандарты дублируют эти требования применительно к определенному виду медицинской деятельности или трудовой функции.
Проблемы в медицинском образовании и риски, связанные с изменениями в медицинском образовании
1. Несовершенство системы подготовки и повышения квалификации врачей в РФ приводит к снижению качества медицинской помощи пациентам.
2. Профессиональные стандарты, в соответствии с которыми должны быть сформированы все остальные нормативные документы, регулирующие кадровую политику и медицинское образование, пока практически не разработаны. Эту работу необходимо ускорить и проводить совместно с работодателями и профессиональными НКО.
3. Отмена обязательного обучения в интернатуре и ординатуре для врачей первичного звена может привести к существенному снижению качества медицинской помощи в первичном звене. В этой связи необходимо принять меры по усиленной практической подготовке студентов старших курсов в медицинских вузах, а работодателям предусмотреть меры, направленные на повышение квалификации молодых врачей и внедрить институт наставничества.
4. Внедрение системы НМО может быть затруднено в связи с отсутствием выделенного времени у медицинских работников для повышения квалификации, с дефицитом средств у работодателей (нет защищенной статьи расходов), а также с недостатком мотивационных механизмов у работодателей для обучения врачей.
Для нивелирования возможных рисков и решения возникающих проблем необходимо учесть приведенные ниже рекомендации, которые были обсуждены на VI международной конференции «РОСМЕДОБР–2015. Инновационные обучающие технологии в медицине» с участием представителей большинства всех профессиональных медицинских обществ и вузов.
Можно ли принять на работу сотрудника, не прошедшего аккредитацию
Ответ простой – нет. Медицинское учреждение не имеет право принимать на работу или допускать к профессиональной деятельности сотрудника, который своевременно не прошел процедуру аккредитацию и не имеет соответствующего сертификата. Но только если дата получения профессионального образования соответствует условиям Приказа Минздрава №1043н.
Например, если выпускник ординатуры (2019 года или позже) пришел трудоустраиваться в медицинское учреждение на должность врача-педиатра и у него нет сертификата, подтверждающего прохождение аккредитации, то его не имею права принять на работу. Если же будущий врач является выпускником ординатуры 2018 года или ранее, то его обязаны принять на работу, если нет других условий для отказа в трудоустройстве.
Новый список медицинских специальностей
Первая категория: основные медицинские специальности
1. Лечебное дело
2. Педиатрия
3. Медико-профилактическое дело
4. Фармация
5. Стоматология
6. Медицинская биофизика
7. Медицинская биохимия
8. Медицинская кибернетика
9. Сестринское дело
Базовые специальности
1. Акушерство и гинекология
2. Аллергология и иммунология
3. Анестезиология-реаниматология
4. Гастроэнтерология
5. Гематология
6. Генетика
7. Дерматовенерология
8. Детская хирургия
9. Инфекционные болезни
10. Кардиология
11. Клиническая лабораторная диагностика
12. Клиническая фармакология
13. Медицинская микробиология
14. Неврология
15. Нейрохирургия
16. Неонатология
17. Нейропсихология
18. Общая врачебная практика (семейная медицина)
19. Общая гигиена
20. Онкология
21. Организация здравоохранения и общественное здоровье
22. Остеопатия
23. Оториноларингология
24. Офтальмология
25. Патологическая анатомия
26. Пластическая хирургия
27. Педиатрия
28. Промышленная фармация
29. Психиатрия
30. Радиология
31. Рентгенология
32. Сердечно-сосудистая хирургия
33. Скорая медицинская помощь
34. Стоматология общей практики
35. Спортивная медицина
36. Судебно-медицинская экспертиза
37. Терапия
38. Торакальная хирургия
39. Травматология и ортопедия
40. Урология
41. Управление и экономика фармации
42. Управление сестринской деятельностью
43. Фармацевтическая химия и фармакогнозия
44. Физическая и реабилитационная медицина
45. Фтизиатрия
46. Хирургия
47. Челюстно-лицевая хирургия
48. Эндокринология
49. Эпидемиология
Перечень медицинских специальностей, по которым можно пройти профессиональную переподготовку, смотрите в памятке «Специальности третей категории»
ИНФОРМАЦИЯ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИМИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Даты и время проведения тестового контроля,даты, время и места заседаний экспертных групп по аттестации врачей:
- представивших документы с 1 по 10 июня 2021 года
- представивших документы с 1 по 10 мая 2021 года
- представивших документы с 1 по 10 апреля 2021 года
- представивших документы с 1 по 10 марта 2021 года
- представивших документы с 1 по 10 февраля 2021 года
- представивших документы с 1 по 10 марта 2020 года
- представивших документы с 1 по 10 февраля 2020 года
- представивших документы с 1 по 10 декабря 2019 года
- представивших документы с 1 по 10 ноября 2019 года
- представивших документы с 1 по 10 октября 2019 года
- представивших документы с 1 по 10 сентября 2019 года
- представивших документы с 1 по 10 августа 2019 года
- представивших документы с 1 по 10 июля 2019 года
- представивших документы с 1 по 10 июня 2019 года
- представивших документы с 1 по 10 мая 2019 года
- представивших документы с 1 по 10 апреля 2019 года
- представивших документы с 1 по 10 марта 2019 года
- представивших документы с 1 по 10 февраля 2019 года
- представивших документы с 1 по 10 декабря 2018 года
- представивших документы с 1 по 10 ноября 2018 года
- представивших документы с 1 по 10 октября 2018 года
- представивших документы с 1 по 10 сентября 2018 года
- представивших документы с 1 по 10 августа 2018 года
- представивших документы с 1 по 10 июля 2018 года
- представивших документы с 1 по 10 июня 2018 года
- представивших документы с 1 по 10 мая 2018 года
- представивших документы с 1 по 10 апреля 2018 года
- представивших документы с 1 по 10 марта 2018 года
- представивших документы с 1 по 10 февраля 2018 года
- представивших документы с 1 по 10 января 2018 года
- представивших документы с 1 по 10 декабря 2017 года
- представивших документы с 1 по 10 ноября 2017 года
- представивших документы с 1 по 10 октября 2017 года
- представивших документы с 1 по 10 сентября 2017 года
- представивших документы с 1 по 10 августа 2017 года
- представивших документы с 1 по 10 июля 2017 года
- представивших документы с 1 по 10 июня 2017 года
- представивших документы с 1 по 10 мая 2017 года
- представивших документы с 1 по 10 апреля 2017 года
Конец сертификации
После выхода приказа № 58н стало очевидно, что Минздрав закрыл вопрос с сертификацией медицинских работников.
Напомним, что до 01 января 2016 года право на осуществление медицинской деятельности в РФ имели лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имевшие сертификат специалиста.
Далее был объявлен поэтапный переходный период к процедуре аккредитации специалистов -с 01.01.2016 по 31.12.2025. При этом сертификация была возможна вплоть до 01.01.2021.
В данный процесс вмешалась коронавирусная инфекция и сертификация фактически была приостановлена. Однако незадолго до окончания 2020 года мораторий был отменен и процесс сертификации возобновился на три месяца (с 29.09.2020 по 31.12.2020).
Ранее Правительство РФ установило обязанность Минздрава РФ принять некоторые решения относительно сертификации: перенести срок прохождения на 12 месяцев либо признать такую процедуру пройденной (п. 2 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 440). К слову, эта норма до сих пор действует. Однако вопрос остался не решенным.
Таким образом, с 01.01.2021 сертификация медицинских специалистов, включая получение сертификата специалиста, более осуществляться не может. Во всяком случае, с учетом действующих норм.
Аккредитация медицинских работников
Согласно ч. 3 ст. 69 Закона № 323-ФЗ:
Аккредитация специалиста — процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности. Аккредитация специалиста проводится аккредитационной комиссией по окончании освоения им профессиональных образовательных программ медицинского образования или фармацевтического образования не реже одного раза в пять лет. Аккредитационная комиссия формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с участием профессиональных некоммерческих организаций, указанных в ст. 76 Закона № 323-ФЗ.
Во исполнение названной нормы Минздравом были утверждены:
- Положение об аккредитации специалистов (утв. Приказом Минздрава России от 02.06.2016 № 334н);
- Порядок выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, формы свидетельства об аккредитации специалиста и технических требований к нему (утв. Приказом Минздрава России от 06.06.2016 № 352н).
Следует отметить, что Приказом Минздрава России от 25.02.2016 № 127н утверждены сроки и этапы аккредитации специалистов, а также категории лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов. С 02.02.2018 данный Приказ утратил силу. Взамен Минздрав России утвердил новые сроки и этапы аккредитации специалистов на основании Приказа от 22.12.2017 № 1043н. Более подробно с данной темой можно ознакомиться в статье «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц подлежащих аккредитации специалистов».
Порядок заседания
Проведение аттестации назначается не позже трех месяцев с момента поступления данных о специалисте в комитет. В случае несовпадения данных с требованиями к последним, поступает отказ в приеме документации (не позднее 2 недель с момента поступления). Секретарь комитета согласовывает с председателем экспертной группы необходимой специализации срок проведения экзамена.
Члены экспертной группы рассматривают аттестационные работы врачей на категорию, оформив на каждую из них рецензию, отображающую следующие данные:
- уровень практических навыков специалиста;
- участие в социальных проектах, связанных с медицинской сферой;
- наличие опубликованных материалов;
- самообразование аттестуемого;
- соответствие знаний и навыков заявленной категории врачей.
Экспертиза должна происходить в двухнедельный срок с момента поступления отчета. Результат рецензии является показателем возможного итога аттестации. Секретарь сообщает специалисту срок заседания, включающего проведение собеседования и тестирования. Более 70% верных ответов позволяют считать тестирование пройденным. Собеседование проходит путем опроса аттестируемого согласно теории и практики, знание которых должно соответствовать запрошенной квалификации.
Заседание сопровождается оформлением протокола, который подписывается членами экспертной группы и председателем. Итоговое решение отмечается в квалификационном листе. Право на пересдачу экзамена специалист получает только через год. В течение 7 дней аттестуемый получает документ, подтверждающий повышение, понижение или отказ в присвоении категории.
Как пройти аккредитацию
Для того чтобы пройти аккредитацию, медик должен подать соответствующее заявление в аккредитационную подкомиссию профессионального образовательного учреждения.
Если специалист собирается проходить первичную или первичную специализированную аккредитацию, то документы необходимо передать лично. Если медицинский работник планирует пройти периодическую аккредитацию, то заявление и пакет документов можно или передать лично, или направить по Почте России (заказным или ценным с описью вложения письмом).
Форма заявления утверждена Приказом Минздрава РФ от 02.07.2016 № 334н (Приложение №2). Форму можно заполнить от руки или на компьютере. Дата и подпись – только собственноручные.
К заявлению необходимо собрать определенный пакет документов. В пакет документов для прохождения первичной аккредитации включены ксерокопии:
- паспорта или другого документа, удостоверяющего личность заявителя;
- диплома об образовании, документа о повышении квалификации с приложениями или выписки из протокола заседания экзаменационной комиссии;
- СНИЛС (для иностранных специалистов — при наличии).
Если заявитель будет проходить первичную специализированную или периодическую аккредитацию, то дополнительно предоставляются:
- портфолио, если медицинский работник будет проходить периодическую аккредитацию;
- ксерокопию сертификата специалиста или свидетельства о ранее пройденной аккредитации при наличии;
- ксерокопию трудовой книжки при наличии.
В портфолио необходимо включить все сведения о достижениях в профессиональной деятельности за последние 5 лет (награды, благодарности, курсы повышения или расширения квалификации, ученые звания, изданная литература). Все достижения должны быть документально подтверждены.
Документы, которые были приняты секретарем аккредитационной подкомиссии, проверяются и передаются на рассмотрение подкомиссии в течение 7 дней. Заявителю выдается расписка о получении заявления и пакета документов.
Не позднее 10 календарных дней после даты регистрации, аккредитационная подкомиссия должна принять решение о допуске заявителя к аккредитации и утвердить сроки ее проведения.
Если в пакете документов или в заявление будут обнаружены неточности или недостоверная информация, то секретарь аккредитационной подкомиссии направляет заявителю отказ в принятии документов с указанием причины отказа. Заявитель может повторно подать заявление после исправления всех неточностей. Прием документов на проведение аккредитации осуществляется не реже 1 раза в квартал.