Краткая инструкция о госзакупках по фз 44 для чайников

Содержание:

Изменения 44-ФЗ 2021

Последняя редакция 44 ФЗ имеет несколько существенных отличий от предыдущей версии:

  1. Главным новшеством является обязанность сторон использования исключительно электронных закупок. Такая мера должна обеспечить улучшения качества приобретаемых государством товаров при снижении затрат на них. Помимо этого, ожидается рост конкуренции на торгах и, как следствие, снижение возможностей сговора участников.
  2. Закрытые процедуры госзакупок также могут проводиться через электронный формат.
  3. Регистрация участников торгов в обязательном порядке в Единой Информационной Системе. Участники, ранее зарегистрированные в ЭТП, имеют возможность в течение года перевести данные в ЕИС.
  4. Изменения 44 ФЗ также коснутся возможности выбора способа обеспечения заявки. Это должно упростить участие в аукционах предприятий, не занимающимися крупными закупками.

ФАС признала пандемию обстоятельством непреодолимой силы

Из этого положения вышли еще несколько важных норм:

  1. Заказчики получили право закупать у единого поставщика товары/услуги, необходимые для профилактики или лечения больных коронавирусом, а также для ликвидации последствий пандемии.
  2. Жалобы и обращения по закупкам, проверкам окружные ФАС анализируют удаленно, исключение — Москва и Московская область. Предполагается, что этот формат будет активно задействован и после снятия ограничений. 
  3. Заказчики получили право организовывать закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ дистанционно, подписывая протоколы электронной квалифицированной подписью. При этом все сроки, указанные в законе о контрактной системе, можно исчислять в календарных днях, а не в рабочих.

Расторгнутый или частично исполненный контракт может подтвердить опыт участника закупки

В качестве подтверждения опыта выполнения работ участники закупки должны представить в составе заявки следующие документы:

  • копию исполненного контракта (договора);
  • копию акта (актов) выполненных работ, подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора);
  • копию разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

Во время проведения аукциона предложение о цене контракта подавали 2 участника закупки.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона, обе заявки были отклонены. По мнению комиссии по закупкам, участники не предоставили в составе заявки документы, подтверждающие опыт выполнения работ.

Один из участников закупки (далее — заявитель) не согласился с мнением комиссии по закупкам и обратился в УФАС с жалобой на действия комиссии.

По мнению заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение о признании заявки заявителя не соответствующей требованиям документации об аукционе и Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

На заседании комиссии УФАС представители заказчика пояснили, что контракт, представленный в составе заявки заявителя, не может использоваться в качестве подтверждения опыта выполнения работ, поскольку такой контракт был расторгнут по соглашению сторон (далее — Соглашение о расторжении).

Однако, по мнению заявителя, в составе заявки представлены необходимые документы и сведения, подтверждающие опыт выполнения работ.

Проводя внеплановую проверку, комиссия УФАС установила следующее:

1) Заявка заявителя, поданная на участие в аукционе, содержит в том числе:

  • копию договора, заключенного между заказчиком и заявителем на выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ по объекту «Строительство новых корпусов школы-интерната» с ценой контракта в размере, превышающем 30% НМЦК;
  • копии актов о приемке выполненных работ по объекту в размере, превышающем 30% НМЦК;
  • копии разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

2) Согласно пункту Соглашения о расторжении заявителем выполнены, а заказчиком оплачены работы на сумму в размере, превышающем 30% НМЦК.

3) Кроме того, по Соглашению о расторжении (цитата), «Генеральный подрядчик гарантирует, что выполненные им на момент подписания настоящего соглашения работы по Объекту соответствуют условиям Контракта, действующим техническим регламентам, строительным нормам и правилам, проектной документации, и с момента подписания настоящего соглашения несет ответственность в соответствии с разделом 14 Контракта за обнаруженные, в том числе в пределах гарантийного срока, недостатки выполненных работ».

Таким образом, комиссия УФАС пришла к выводу, что заявителем в составе заявки представлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающий соответствие заявителя дополнительным требованиям, установленным согласно ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Жалоба заявителя была признана обоснованной (Решение ФАС России от 07.09.2020 по делу № 20/44/105/1521).

Вывод эксперта

Работы по контракту, представленному участником закупки в качестве документа, подтверждающего опыт выполнения работ, выполнены на минимально установленную сумму. Факт выполнения таких работ подтверждают акты выполненных работ и акт ввода объекта в эксплуатацию, которые также представлены в составе заявки на участие в аукционе. Кроме того, такие работы приняты без нареканий и оплачены заказчиком.

Несмотря на то что впоследствии контракт был расторгнут по соглашению сторон, такой контракт подтверждает опыт выполнения работ.

Кроме того, по мнению УФАС России, предоставление копии исполненного, но еще не оплаченного контракта не является основанием для отклонения заявки (Решение ФАС России от 07.09.2020 по делу № 20/44/105/1521). Как указывает УФАС, если участник закупки предоставил копию контракта на минимальную сумму, установленную Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99, и копии актов выполненных работ на соответствующую сумму, такая заявка отклонению не подлежит.

Обзор подготовлен экспертом Службы поддержки пользователей систем «Кодекс»/»Техэксперт»

Акуленко Ольгой Владимировной

Читать весь ответ

Порядок проведения закупки по 223-ФЗ

1. Подготовка извещения (ч.9 ст.4) и документации (ч.10 ст.4) о проведении закупки.

Содержат требования к заявке, которая должна состоять из одной/двух частей и ценового предложения.Заявка в конкурсе, аукционе, запросе предложений состоит из двух частей и ценового предложения.Первая часть заявки содержит описание товара, работы, услуги. Не допускается указание сведений об участнике.  Вторая часть заявки содержит сведения об участнике, информацию о его соответствии единым квалификационным требованиям, об окончательном предложении и др.Заявка в запросе котировок состоит из одной части и ценового предложения.

1.1. Сроки размещения извещения и документации в ЕИС.

  • Конкурс  – не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок.
  • Аукцион — не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок.
  • Запрос котировок — не менее чем за 5 рабочих  дней до дня истечения срока подачи заявок.
  • Запрос предложений — не менее чем за 7 рабочих дней до дня проведения такого запроса.

1.2. Сроки размещения извещения и документации в ЕИС для МСП (ст.3.4)

  • Конкурс – если НМЦК <= 30млн.руб. — не менее чем за 7 дней до даты окончания подачи заявок; если НМЦК > 30 млн.руб — не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок;
  • Аукцион – если НМЦК <= 30млн.руб. — не менее чем за 7 дней до даты окончания подачи заявок; если НМЦК > 30 млн.руб. — не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок;
  • Запрос предложений – НМЦК <= 15млн.руб. — не менее чем за 5 рабочих дней до даты окончания подачи заявок;
  •  Запрос котировок – НМЦК <= 7млн.руб. — не менее чем за 4 рабочих дня до даты окончания подачи заявок.

1.3. Обеспечение заявок

  • Если НМЦК < 5млн.руб. – не требуется;
  • Если НМЦК > 5млн.руб. – согласно положения о закупке.

Возврат обеспечения заявки на участие в закупке не производится в случаях: 1) уклонение или отказ от заключения договора; 2) непредоставление или предоставление с нарушением условий обеспечения исполнения договора.

2. Запрос о даче разъяснений извещения / документации о закупке.

Разъяснение дается в течение 3 рабочих дней, если поступил не позднее чем за 3 рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок, размещение в ЕИС.

3. Отмена конкурентной закупки.

В любое время до окончания срока подачи заявок. Информации об отмене закупки размещается в ЕИС в день принятия решения.

4. Определение поставщика

Заказчик создает комиссию для определения поставщика.

Отмена определения поставщика после истечения времени отмены закупки до заключения договора возможна в случае обстоятельств непреодолимой силы.

По результатам определения поставщика составляются протоколы этапов закупки и итоговый протокол. Последний протокол этапа не составляется – размещается итоговый протокол.

Протокол этапа закупки содержит: 1) дата подписания протокола; 2)количество заявок; 3) результаты рассмотрения заявок – количество отклоненных заявок их основания отклонений; 4) результаты оценки заявок с указанием итогового решения комиссии и присвоении значения по каждому из критериев оценки; 5) причины несостоявшийся закупки; 6) иные сведения согласно положения.

Протокол итоговый содержит: 1) дата подписания протокола; 2) количество заявок;3) дата и время регистрации; 4) порядковые номера заявок в порядке уменьшения степени выгодности + ценовые предложения (при одинаковых- лучшее то, которое поступило ранее); 5) результаты рассмотрения заявок + количество отклоненных заявок  с основаниями отклонения; 6) результаты оценки заявок; 7) причины  несостоявшейся закупки; 8) иные сведения согласно положения.

5. Заключение договора.

Не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола. В случае необходимости одобрения органом управления или обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика договор должен быть заключен не позднее чем через 5 дней с даты одобрения или решения.

Информация о заключении договора должна быть внесена в реестр договора и информации в ЕИС в течение 3 рабочих дней со дня заключения (в т.ч. с ЕП, стоимость которого превышает размеры ч.15 ст.4).

Исполнение, Изменение, Расторжение договора подлежит размещению в ЕИС в течение 10 дней со дня исполнения, изменения или расторжения договора.

Обеспечение исполнения договора в новой редакции 223-ФЗ не предусмотрено. Этот вопрос решается на усмотрение заказчика и  устанавливается положением о закупке. Как правило, размер обеспечения устанавливается в размере от 5 до 30% от начальной максимальной цены. В случае снижения начальной максимальной цены договора размер обеспечения увеличивается в 1,5 раза или требуется предоставление документов о добросовестности участника.

Требования к участнику электронного аукциона

Участник закупки должен соответствовать требованиям законодательства о госзакупках:

  1. Cоответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара (выполнение работы, оказание услуги).
  2. Непроведение ликвидации участника закупки и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки банкротом и об открытии конкурсного производства.
  3. Неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном КоАП, на дату подачи заявки на участие в закупке.
  4. Отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит и пр.) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период и если эта недоимка не обжалована в суде и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято.
  5. Отсутствие у участника закупки — физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица — участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и административного наказания в виде дисквалификации.
  6. Обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
  7. Отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов.
  8. Участник не должен быть офшорной компанией.

Правительство РФ вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:

  • финансовых ресурсов для исполнения контракта;
  • на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
  • опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
  • необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Если товар, работа, услуга, являющиеся объектом конкретной закупки, попадают под такие требования, то заказчик обязан установить соответствующие требования в закупочной документации. 

Заказчик вправе указать в документах закупки требование к участнику не быть включенным в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). 

Во всех указанных случаях участник должен соответствовать дополнительным требованиям. 

Соответствие участника требованиям документации проверяет комиссия заказчика при рассмотрении его заявки.

Проведение закупок по 44-ФЗ

Далее подробнее рассмотрим, как правильно осуществлять все этапы закупочной деятельности. Однако, перед началом работы в этой области, рекомендуется подробнее ознакомиться с данной нишей. Проверьте, насколько ваши товары и услуги востребованы государством. Если наблюдается потенциальный спрос, тогда немедленно приступайте к следующим шагам.

Подготовка необходимых документов

В первую очередь необходимо подготовить все обязательные документы:

  • Уставные документы компании.
  • Если для организации обязательно участие в СРО, то также необходимо Свидетельство СРО.
  • Лицензию на осуществление деятельности, если таковая подлежит лицензированию.
  • Подтвержденное решение об осуществлении крупной сделки.
  • Подтверждающие правомочия генерального директора документы.

Помимо вышеперечисленных документов, будете готовы предоставить документы, подтверждающие отсутствие задолженностей по налогам и сборам. Также могут быть затребованы подтверждение квалификации сотрудников и копии выполненных актов и договоров.

Оформление ЭЦП и аккредитация на торговой площадке

Большинство торгов имеют электронный характер. То есть проводятся на специальных электронных площадках. Соответственно от участника требуется прохождение аккредитации на такой площадки. Для заключения таких договоров необходимо сделать электронную цифровую подпись. На флешке, которая по сути и является подписью, находится особый код-ключ, подтверждающий правомочия лица, заключающего сделку. Выдача их возможна только специальными организациями. Те в свою очередь проходят аккредитацию у Министерства связи и становятся удостоверяющими центрами. Очевидно, что данная услуга не предоставляется бесплатно. Кроме того, ее необходимо приобретать ежегодно. Стоить пользование ЭЦП будет около 5000 рублей. Для получения ключа нужно подать пакет документов в удостоверяющий центр вместе с заявкой и ждать в течение пары дней.

Более подробную инструкцию можно найти на любой из 6 электронных площадок, работающих с 44 ФЗ в 2019 году. Там же представлен список необходимых для конкретной площадки документов и сроки аккредитации. Обычно они не превышают 5 рабочих дней. В этот период платформа проверяет компанию и принимает решение об аккредитации. К слову, получать ее нужно заново каждые 3 года.

Подготовка и подача заявки для участия

Потенциальный участник торгов на госзакупки должен предоставить полный пакет документов, соответствующий всем требованиям. Подать его можно в электронной или бумажной форме. Это и будет считаться заявкой участника торгов. Весь пакет должен содержать актуальную и достоверную информацию. Также понадобится заверение уполномоченного лица участка. При бумажной подаче необходимо сшить документы, пронумеровать и отправить заказчику. Электронная подача осуществляется посредством электронной площадки

Заявки, поданные позже установленного срока, не допускаются к торгам, а значит важно сделать это вовремя. Если заявка предусматривает под собой обеспечение, то участник должен перевести необходимую сумму заказчику, в иных случаях допускается перевод денежных средств оператору площадки

Результаты тендера можно увидеть на ЕИС.

Подписание контракта

Победа в тендере еще не означает конец работы с документацией. После проведения электронных торгов заказчик обязан отправить проект контракта в течение 5 календарных дней. Исполнитель также получает 5 дней после получения проекта на ознакомление с контрактом

Важно изучить все разделы, чтобы не упустить важные детали. Особенно стоит изучить разделы, касающиеся сроков исполнения и оплаты, также изучите раздел штрафных санкций

Бывает, что возникают несогласия сторон по некоторым пунктам договора, тогда формулируются правки. Следующим шагом в данной ситуации является протокол разногласий. Отправить его можно всего один раз, так  что нужно внимательно отнестись к этому вопросу. Однако, не стоит забывать, что на подписание контракта выделяется не более 20 календарных дней, а значит нельзя затягивать. Отсчет идет с момента публикации результатов аукциона на ЕИС.

Профстандарты в сфере закупок

В сфере государственных закупок утверждено два профессиональных стандарта:

В соответствии с этими профессиональными стандартами специалист в сфере закупок должен иметь:

  • среднее профессиональное образование либо высшее профессиональное образование (бакалавриат, магистратура, специалитет);
  • дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в сфере закупок.

Для осуществления закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд специалисту требуется также наличие опыта — не менее трех лет в сфере закупок. При проведении экспертизы результатов закупок или приемки контракта опыт специалиста должен составлять не менее 4 лет.

Для квалификации «Специалист в сфере закупок» профстандартом предусмотрены следующие должности:

  • специалист по закупкам;
  • работник контрактной службы;
  • контрактный управляющий;
  • старший специалист по закупкам;
  • консультант по закупкам;
  • ведущий специалист;
  • заместитель руководителя подразделения;
  • руководитель подразделения;
  • руководитель контрактной службы.

Эксперт должен иметь:

  • высшее образование — бакалавриат, магистратура, специалитет;
  • дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок.

Для эксперта также обязательным является не только наличие соответствующего образования, но и опыта работы:

  •  не менее 3 лет для осуществления функции консультирования в сфере закупок;
  • не менее 4 лет в сфере закупок для проведения экспертизы в сфере закупок;
  • не менее 5 лет в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях не менее 3 лет для организации работ по экспертизе и консультированию в сфере закупок.

При этом профстандарт предусматривает, что лицо, имеющее квалификацию «эксперт», может занимать такие должности, как консультант по закупкам, старший специалист по закупкам, контрактный управляющий, эксперт по закупкам, заместитель руководителя/директора (управления, департамента, организации, руководитель/директор (управления, департамента, организации), руководитель контрактной службы.

Общие положения 44 ФЗ

Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» содержит следующие важные положения:

  • Общие положения действующего законодательства;
  • Планирование госзакупок;
  • Проведение государственных закупок;
  • Анализ проведенных закупок и аудит;
  • Контроль в области покупок;
  • Подача жалобы на заказчика (например, уполномоченного учреждения) и рассмотрения способов подачи жалобы;
  • Нюансы при проведении отдельных видов закупок товаров;
  • Заключительные положения.

ФЗ о службе по контракту читайте здесь:

Ключевые моменты

  • Заказчики обязаны планировать закупки. Для этого они в обязательном порядке должны предоставлять ежегодно планы и графики. В Единой информационной системе публикуются подобные планы;
  • Устанавливаются условия к работам, товарам или услугам. Если госзакупка превышает одного миллиона рублей, то она обсуждается;
  • Контролируются методы размещения заказа: закрытые аукционы, электронные, запросы котировок, конкурсы;
  • В законе прописываются методы борьбы с демпингом.

В чем заключается разница между ФЗ 44 и ФЗ 223?

Отличия ФЗ 44 от ФЗ 223 скрываются в особенностях их использования. Два с виду похожих закона различны своими действиями.

Закон о контрактной системе контролирует все этапы торговой процедуры, в том числе сроки. Законодательство распространяется на все закупки государственных заказчиков, при этом исключений нет. Если требования закупки были нарушены, то государственный заказчик предпишет штрафы. В последующем подобные поставщики будут занесены в журнал учета под названием недобросовестные поставщики. В соответствии с содержанием этого законодательства, заказчику запрещено расторгать или изменять условия контракта.

Закон № 223 описывает процесс госзакупок в общем виде. Здесь не указываются конкретные этапы сделки. Следовательно, торги могут проводиться различными методами, которые предварительно согласовываются. Указываются условия для участников, сроки этапов сделки, а также способы поставщика.

Порядок и условия осуществления закупок по закону

Чтобы правильно осуществить покупку, государственные заказчики действуют согласно порядку и условиям Федерального закона №44 и другим нормативно-правовым актам. Прежде чем осуществить закупку, информация о ней размещается в ЕИС (Единая информационная система) на официальном сайте.

Существует два вида закупок:

  • Покупки первого уровня;
  • Закупки второго уровня.

В первом и во втором случае исполнитель заказа выбирается Департаментом по конкурентной политике. Все документы по осуществлению госзакупок должны быть подписаны электронной подписью.

Приобретать можно как товары, так и услуги, а также работы. После осуществления закупок, государственный орган должен опубликовать информацию об этом на официальном сайте. Решение на проведение госзакупок подтверждаются документами, среди которых есть и годовой план на проведение подобных действий. С момента утверждения плана, заказчик обязан разместить этот план на официальном веб ресурсе в течение пяти дней после утверждения.

Чтобы закупки были проведены правильно, предварительно определяется организатор по их проведению. Покупки государственного уровня могут быть совершены и на конкурсной основе.

Шаг 1. Подготовка необходимых документов

Пошаговая инструкция по участию в тендерах для начинающего ИП (индивидуального предпринимателя) и ООО (общества с ограниченной ответственностью) начинается с подготовки документов. Вот что нужно для участия в госзакупках по 44-ФЗ:

  • уставные документы;
  • документы, подтверждающие правомочия генерального директора;
  • решение об одобрении крупной сделки;
  • лицензии, если деятельность, которую осуществляет организация, подлежит лицензированию;
  • свидетельство СРО, если в соответствии с законодательством участие в СРО является для организации обязательным.

Могут понадобиться копии выполненных договоров и актов к ним, документы о квалификации сотрудников, справки об отсутствии задолженности по налогам и сборам.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector