Какие бывают тендеры и как повысить шансы на победу
Содержание:
Процедура проведения заказчиком открытого конкурса
Схема проведения открытого конкурса
ЭТАП 1. ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ ОТКРЫТОГО КОНКУРСА
Мероприятия:
Организация проведения открытого конкурса
Создание конкурсной (единой) комиссии и определение порядка ее работы
Привлечение специализированной организации при проведении открытого конкурса
Документы:
Приказ о проведении открытого конкурса
Приказ о создании конкурсной (единой) комиссии
Положение о конкурсной (единой) комиссии
Контракт со специализированной организацией при проведении открытого конкурса
Срок:
Не позднее чем за 20 календарных дней до предполагаемой даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе
ЭТАП 2. ПОДГОТОВКА ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТОГО КОНКУРСА
Мероприятие:
Разработка и утверждение конкурсной документации
Документы:
Общие положения конкурсной документации
Информационная карта открытого конкурса
Форма заявки на участие в открытом конкурсе
Инструкция по заполнению заявки на участие в открытом конкурсе
Техническое задание при проведении открытого конкурса
Обоснование начальной (максимальной) цены контракта при проведении открытого конкурса
Проект контракта для включения его в конкурсную документацию
Срок:
Не позднее чем за 20 календарных дней до установленной в конкурсной документации даты окончания приема заявок на участие в конкурсе
ЭТАП 3. РАЗМЕЩЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОТКРЫТОМ КОНКУРСЕ
Мероприятия:
Регистрация заказчика в ЕИС при проведении открытого конкурса
Оформление усиленной квалифицированной электронной подписи при проведении открытого конкурса
Подготовка и размещение в ЕИС извещения о проведении открытого конкурса
Документ:
Извещение о проведении открытого конкурса
Срок:
Не позднее чем за 20 календарных дней до установленной в конкурсной документации даты окончания приема заявок на участие в конкурсе
ЭТАП 4. ПРИЕМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В ОТКРЫТОМ КОНКУРСЕ
Мероприятие:
Получение и регистрация заявок на участие в открытом конкурсе
Документы:
Журнал регистрации заявок на участие в открытом конкурсе
Расписка в получении заявки на участие в открытом конкурсе
Срок:
До даты и времени, которые установлены в конкурсной документации для вскрытия конвертов
ЭТАП 5. ВСКРЫТИЕ КОНВЕРТОВ С ЗАЯВКАМИ НА УЧАСТИЕ В ОТКРЫТОМ КОНКУРСЕ
Мероприятие:
Вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе
Документ:
Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе
Срок:
В день и время, указанные в конкурсной документации, – вскрытие конвертов;
не позднее следующего рабочего дня – размещение протокола в ЕИС (если предметом конкурса является проведение научно-исследовательских работ с возможностью заключения контрактов с несколькими участниками или проведение двух и более поисковых научно-исследовательских работ, – в течение трех рабочих дней)
ЭТАП 6. ВЫЯВЛЕНИЕ УЧАСТНИКОВ И ПОБЕДИТЕЛЯ ОТКРЫТОГО КОНКУРСА
Мероприятия:
Рассмотрение и оценка заявок на участие в открытом конкурсе
Возврат обеспечения заявки на стадии рассмотрения и оценки заявок при проведении открытого конкурса
Документ:
Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе
Срок:
Не позднее 20 календарных дней с даты вскрытия конвертов – рассмотрение и оценка заявок (при проведении закупки товаров (работ, услуг) в сфере науки, культуры или искусства срок может быть продлен заказчиком не более чем на 10 рабочих дней);
– не позднее следующего рабочего дня после подписания – размещение протокола в ЕИС;
не позднее пяти рабочих дней после подписания протокола рассмотрения и оценки заявок – возврат обеспечения заявок участникам, кроме победителя
ЭТАП 7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОНТРАКТА С ПОБЕДИТЕЛЕМ ОТКРЫТОГО КОНКУРСА
Мероприятия:
Составление и направление проекта контракта победителю открытого конкурса
Проверка обеспечения исполнения контракта, предоставленного победителем открытого конкурса
Подписание контракта с победителем открытого конкурса
Возврат обеспечения заявки на стадии подписания контракта с победителем открытого конкурса
Документ:
Проект контракта для направления его победителю открытого конкурса
Срок:
Не позднее трех рабочих дней с даты подписания протокола рассмотрения и оценки заявок – направление указанного протокола и проекта контракта победителю конкурса или единственному участнику;
не ранее чем через 10 календарных дней и не позднее чем через 20 календарных дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок, а также не позднее 10 календарных дней с даты получения подписанного контракта и обеспечения от победителя – подписание контракта;
не позднее пяти рабочих дней с даты подписания контракта – возврат обеспечения заявки победителю
Что представляет собой аукцион?
Под аукционом чаще всего понимается организованная продажа тех или иных товаров, услуг, ценных бумаг и иных активов, которая в большинстве случаев носит открытый характер. Главная особенность аукциона в том, что окончательная цена на товар определяется в ходе торга между участниками соответствующего мероприятия. Ведущий или организатор аукциона обычно озвучивает стартовую цену, после чего потенциальные покупатели начинают торговаться. Тот, который предложит наивысшую цену, получает право на покупку товара.
Таким образом, стоимость изделия, реализуемого на аукционе, определяется главным образом исходя из индивидуальных характеристик спроса. Цена товара формируется в зависимости от того, какова потребность в нем конкретного покупателя.
Современные аукционы могут быть и электронными — в этом случае они проводятся на специализированных сайтах, имеющих инфраструктуру, необходимую для обеспечения эффективного принятия ставок от покупателей, а также осуществления расчетов между победителями аукциона и продавцами.
Особенности законодательного регулирования
Начиная с 2011 г. государственное регулирование взаимоотношений по закупкам у организаций с государственным участием, а также естественных монополий с коммерческими организациями регулируются законом: ФЗ-223 от 08.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Формализуется порядок конкурентной закупки. Вводятся основные понятия форм взаимоотношений заказчика и исполнителя. Из статьи 3.2 указанного закона следуют основные понятия о том, чем отличается «конкурс» от «аукциона», что такое «запрос котировок», чем он отличается от «запроса предложений». Регламентируется деятельность электронных площадок, которые работают в Интернете и предоставляют услуги по осуществлению конкурентных закупок.
В 2013 году принят соответствующий закон — ФЗ-44 от 22.03.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Он регламентирует закупки, если заказчиками выступают органы государственной или муниципальной власти. Вводятся понятия «открытый конкурс», а также «конкурс с ограниченным участием». Получило дальнейшую формализацию разъяснение того, чем отличается электронный аукцион от открытого конкурса.
Используя понятия двух основополагающих законов, электронные площадки разрабатывают собственные регламенты, где подробно описывают технологию взаимодействия заказчика с исполнителем.
Типы процедур
Все типы закупочных процедур формально описываются понятиями:
- Запрос котировок, когда заказчик полностью формализует требования к условиям договора, а исполнитель выбирается только по критерию предложенной цены. Возможность предложить цену исполнителю предоставляется только один раз.
- Запрос предложений.
- Конкурс предусматривает несколько критериев для выбора победителя. При этом по критерию цены заказчик может проходить многоэтапную процедуру. Множественность критериев — это основное, чем отличается конкурс от аукциона.
- Аукцион (для целей ФЗ-44) — под этим понятием осуществляется процедура понижения цены, что несколько отличается от общепринятой торговой практики. Как правило, аукционы коммерческими структурами проводились для повышения предложения по ценам. Для процедуры понижения цен использовалось понятие редукционов. И чем отличаются аукционы от конкурсов, хорошо прописано в самом законе. Для аукциона за основу берется только один показатель – цена.
- Конкурентные переговоры применяются, когда требуется срочное исполнение заказа или проведение конкурса не привело к заключению контракта.
- Закупка у единственного источника.
- Предварительный отбор.
- Комплексная закупка.
- Сбор коммерческих предложений.
- Конкурентный отбор.
Определение совместных торгов
При проведении совместных закупок заказчики должны опираться:
- на статью 25 44-ФЗ;
- на Постановление Правительства от 2013 года №1088 (на основании ч. 5 ст. 25 44-ФЗ полномочия по определению порядка проведения торгов принадлежат Правительству).
Заказчиков стимулируют закупать товары, работы и услуги посредством совместных торгов две основные причины: возможность обеспечить бюджетную экономию и минимизировать затраты. Такие закупки заказчики проводят при наличии потребностей в одинаковых товарах, работах и услугах. Например, несколько медицинских учреждений объединяются для закупок медикаментов, несколько дошкольных образовательных учреждений – для закупок продуктов питания. Именно в сфере здравоохранения совместные закупки проводятся чаще всего.
В основном такие закупки имеют форму аукциона, к совместному конкурсу сторону прибегают крайне редко. Связано это с тем, что в конкурсе заказчики могут предъявлять к поставщикам индивидуальные требования, которые сложно объединить в рамках нескольких закупок. Объединение для совместных торгов является правом, а не обязанностью заказчика.
Условия организации совместных конкурсов и аукционов
Совместные торги могут проводиться в форме конкурентных закупок, а именно: конкурса или аукциона. Особенности проведения данных закупок прописаны в ч. 1 ст. 25 44-ФЗ.
Конкурсы и аукционы в рамках совместных торгов по 44-ФЗ имеют определенные особенности:
- В задачи каждой организации-заказчика по 44-ФЗ входит расчет НМЦК, количества и объемов товаров, работ и услуг, подготовка технических характеристик (техзадания) и конкурсной документации, обоснование объекта закупки. Заказчику следует сделать это до момента подписания многостороннего соглашения.
- Расходы на проведение закупки распределяются между заказчиком пропорционально их доле НМЦК в совокупной начальной цене.
- Каждый участник подписывает контракт самостоятельно по факту определения победителя конкурентной закупки.
Цену лота при закупках среди СМП желательно установить в пределах 20 млн р., хотя этот вопрос законодательно не урегулирован.
Преимущества и недостатки
Основная цель проведения совместных торгов и одновременно их ключевое преимущество – возможность достижения экономии. При закупках существенного объема товара можно получить наиболее выгодное предложение от поставщиков, которые готовы делать хорошие скидки при приобретении товаров в оптовом объеме. Экономию можно достигнуть и на организации закупочного мероприятия, так как затраты делятся с другими заказчиками.
К преимуществам относится и возможность снижения трудозатрат заказчиков на организацию и проведение закупки.
Для поставщиков совместные торги выступают предметом повышенной заинтересованности. Небольшие поставки для поставщиков могут быть нерентабельны из-за высоких затрат на участие в процедуре либо из-за логистических издержек (если поставщик и заказчик находятся в разных городах), а крупные объемы заказа обычно выгодны и интересны поставщикам.
Недостатками при проведении совместных закупок являются определенные организационные сложности. При отсутствии уполномоченного органа для организации закупки такие полномочия придется брать на себя одному из заказчиков. Далеко не все заказчики готовы к дополнительной ответственности и трудозатратам.
Типы процедур
Все типы закупочных процедур формально описываются понятиями:
- Запрос котировок, когда заказчик полностью формализует требования к условиям договора, а исполнитель выбирается только по критерию предложенной цены. Возможность предложить цену исполнителю предоставляется только один раз.
- Запрос предложений.
- Конкурс предусматривает несколько критериев для выбора победителя. При этом по критерию цены заказчик может проходить многоэтапную процедуру. Множественность критериев — это основное, чем отличается конкурс от аукциона.
- Аукцион (для целей ФЗ-44) — под этим понятием осуществляется процедура понижения цены, что несколько отличается от общепринятой торговой практики. Как правило, аукционы коммерческими структурами проводились для повышения предложения по ценам. Для процедуры понижения цен использовалось понятие редукционов. И чем отличаются аукционы от конкурсов, хорошо прописано в самом законе. Для аукциона за основу берется только один показатель – цена.
- Конкурентные переговоры применяются, когда требуется срочное исполнение заказа или проведение конкурса не привело к заключению контракта.
- Закупка у единственного источника.
- Предварительный отбор.
- Комплексная закупка.
- Сбор коммерческих предложений.
- Конкурентный отбор.
Редукцион
При работе с торговыми площадками стоит учитывать, что ФЗ-44 и ФЗ-223 по-разному толкуют понятие аукциона. Для целей государственных закупок допускается только снижение цены для осуществления торгов. При этом ФЗ-223 предусматривает работу с такого вида предложениями, когда требуется повышение начальной цены. Например, проведение предложения к реализации заказчиком товаров и услуг. Для редукциона так же, как для аукциона, требования к квалификации исполнителя выдвигаются только на этапе определения возможности участия в процедуре закупки. Для закупок товаров и услуг используется процедура редукциона. Это основное из того, чем отличается конкурс от аукциона и редукциона в терминах ФЗ-44 и ФЗ-223.
Соглашение о проведении совместных закупочных процедур
Обязательным условием для проведения совместной закупки является то, что в ее рамках объединяющиеся организации подписывают двустороннее соглашение.
Требования к соглашению о проведении совместных торгов приведены в ч. 2 ст. 25 44-ФЗ. Такой документ должен включать в свой состав:
- Сообщение о сторонах договорных отношений.
- Идентификатор закупки (на основании ч. 2 ст. 23 44-ФЗ).
- Объект закупки, количественные и объемные показатели, организационные условия проведения закупки по каждому из участников.
- НМЦК каждого из участников с расчетами и обоснованиями.
- Права, обязанности и меры ответственности сторон.
- Состав закупочной комиссии, сроки ее функционирования и документы, регламентирующие работу комиссии.
- Сведения об организаторе закупке и передаваемых ему полномочиях.
- Временной период проведения закупки.
- Сведения о закупочном извещении, сроках его формирования, согласованиях участия в закупках в закрытом формате, предельные сроки разработки документации по закупке со стороны участников.
- Распределение расходов на проведение закупки между заказчиками.
- Порядок разрешения спорных ситуаций.
- Сроки действия соглашения.
- Прочие положения.
Направление контракта победителю
По итогам торгов и выявления победителя заказчик оформляет протокол по закону № 44-ФЗ и размещает его в Единой информационной системе. С этого момента как у заказчика, так и у победителя закупки возникает обязанность заключить государственный контракт.
В течение 5 дней с даты публикации протокола в ЕИС заказчик должен разместить там же проект контракта, а победитель в течение 5 дней обязан представить документы о внесении обеспечения контракта по закону № 44-ФЗ победителем, а затем подписать договор либо направить протокол разногласий (п. 3 ст. 54 закона № 44-ФЗ). Подробнее процедура подписания контракта по итогам торгов описана нами в статье «Порядок заключения контракта по 44-ФЗ».
Когда можно поводить закрытые процедуры
Суть закрытой закупки в том, что круг участников ограничен. Подать заявку вправе только поставщики, которые смогут исполнить условия контракта и соответствуют определенным требованиям. В том числе имеют допуск к государственной тайне, если закупка содержит секретную информацию.
Закрытым способом можно проводить лишь некоторые закупки, а именно:
- Закупки для нужд федеральных заказчиков, если информация о них содержит гостайну.
- Любые закупки, если в документации или проекте содержится гостайна.
- Закупки услуг по страхованию, перевозке и охране ценностей государственного фонда драгоценных металлов и камней, архивных документов, рукописей и редких коллекций.
- Закупки услуг водители и уборки помещений для судей и судебных приставов.
- Закупки органов исполнительной власти и входящих в их систему структур, которые связаны с безопасностью и обороной (перечень заказчиков утвержден Правительством).
Если закрытая закупка проводится по основаниям из пунктов 1-4, то ее нужно предварительно согласовать в ФАС. Заказчик направляет запрос и в течение 10 рабочих дней получает на него ответ. Разрешение проводить закрытую закупку действует 90 дней.
Способы закупки, которыми проводятся закрытые процедуры, таковы:
- Аукцион.
- Конкурс — обычный, с ограниченным участием и двухэтапный.
Процедура анализа заявок и определение победителя
Процедура рассмотрения заявок и выбора победителя требует обращение в ФАС. Сделать это нужно не позже 20 суток до вскрытия конвертов. Обращение должно содержать список отобранных поставщиков и копии направленных им приглашений.
Вскрытие заявок производится строго в согласованное заранее время. По процедуре вскрытия составляется протокол, который отсылается в ФАС в день вскрытия конвертов или обязательно на следующий день. Видео- и аудиозапись процедуры вскрытия запрещены. В ЕИС или другом открытом доступе не должна быть размещена никакая секретная информация.
Комиссия, определяющая победителя, имеет в своём распоряжении 20 дней для анализа заявок. В некоторых случаях возможно продление этого срока ещё максимум на 10 дней.
Заявка, получившая одобрение комиссии за лучшее предложение, маркируется номером один. Если несколько заявок имеют одинаковые предложения, им присваивается номер в порядке поступления. При полном отсутствии отвечающих условиям конкурса заявок, все они отклоняются, аукцион объявляется несостоявшимся.
Документация открытого конкурса
Вместе с извещением заказчиком публикуется документация по конкурсу и проект контракта — в целом и по лотам. Все то же самое публикуется в ЕИС в электронно виде и бесплатно доступно неограниченному кругу лиц.
Кроме информации, предусмотренной в извещении, в конкурсной документации:
- описывается объект закупки и условия контракта;
- обосновывается НМЦК;
- приводятся требования в отношении состава и содержания заявки, включая описание предложения поставщика;
- приводится инструкция для правильного заполнения заявки;
- содержится условие об изменении условий контракта (когда это предусмотрено законом);
- разрешается заключение контрактов по НИОКР с несколькими участниками;
- приводится порядок и срок отзыва опоздавших заявок, внесение в них изменений;
- содержатся правила и сроки подачи запроса на разъяснения;
- приведены критерии, по которым оцениваются заявки (включая величину их значимости) и порядок рассмотрения;
- определяется размер обеспечения заявки и контракта, в том числе условия банковской гарантии;
- представляется информация о сотрудниках контрактной службы, ответственных за эту закупку;
- обозначен срок подписания контракта победителем открытого конкурса, условия признания участника уклоняющимся;
- представлена информация о расторжении контракта в одностороннем порядке.
Также в документации приводятся дополнительные требования для специфических закупок:
- Связанных с услугами депозитариев, управлением пенсионными накоплениями и ипотекой военнослужащих.
- Связанных с перевозкой пассажиров и багажа при помощи автомобильного и городского наземного электротранспорта.
Заказчик должен удовлетворить запрос по получению закупочных документов от любого потенциального участника не позднее 2 рабочих дней. За предоставление документации на бумажных или электронных носителях заказчик имеет право установить плату, не превышающую затрат на их изготовление.
На размещение изменений в ЕИС у заказчика есть 1 рабочий день. Для отправки новой информации участникам, которым представлена документация, предусмотрено 2 рабочих дня.
Между публикацией изменений и окончанием срока принятия заявок должно пройти не менее 10 дней. Если это условие не исполняется, прием заявок продлевается. При замене конкурсной документации только по отношению к одному лоту продление срока принятия заявок делается только для него.
Запрос на разъяснение положений документации
Участники могут направлять заказчику запросы относительно конкурсной документации. Это можно сделать в том случае, если до окончания подачи заявок осталось не менее 5 дней. Заказчик отвечает в течение 2 рабочих дней с момента получения запроса в бумажном или электронном виде. Для размещения разъяснений в ЕИС дается 1 рабочий день. Запрещается указывать адресата запроса о разъяснении. Данное по запросу разъяснение не должно менять сущность документации.
О подготовке конкурсной заявки пр 44-ФЗ:
Отличия аукциона от открытого конкурса
Отличия аукциона от конкурса существенные:
- В аукционе побеждает участник, предложивший наименьшую стоимость контракта. В конкурсе также учитывается квалификация и опыт поставщика.
- Форма проведения конкурса может быть электронной и бумажной (на сегодняшний день не используется). Аукцион — только электронный.
- Суть аукциона — торг, то есть снижение первоначальной цены. Поэтому ее изменение — часть процесса. В бумажном конкурсе участники не могут изменить первоначальное предложение, указанное в их заявках, в электронном — есть процедура подачи измененного ценового предложения.
- Сроки некоторых этапов. Например, в конкурсе можно внести изменения в документацию за 5 дней до окончания срока подачи заявок, в аукционе за два дня.
Аукцион может выиграть любой поставщик независимо от квалификации, ведь основной фактор для признания победителем — цена
Критерии определения победителя в конкурсах и запросах предложений
Победитель закупок по закону № 44-ФЗ выявляется в процессе оценки заказчиком заявок, поданных участниками. Заказчик оценивает, сравнивая предложение с критериями, указанными в закупочной документации.
Заказчик не абсолютно свободен в установлении критериев, а должен руководствоваться Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 (далее — Правила).
Все критерии можно разделить на 2 группы:
- Стоимостные (цена товара, расходы на ремонт и эксплуатацию, стоимость жизненного цикла, предложение о сумме расходов по энергосервисному контракту).
- Нестоимостные (качество, экологичность объекта закупки, опыт, кадры, деловая репутация поставщика и т. д.). Они имеют свои показатели. Показатели могут устанавливаться самим заказчиком индивидуально для закупки.
Критерии выбора победителя должны формулироваться заказчиком в закупочной документации четко и недвусмысленно. Их должно быть не менее двух, один из которых — цена контракта (п. 8 Правил) или, как вариант для закупок жизненного цикла — стоимость жизненного цикла. Также должна быть указана степень значимости каждого критерия. Она устанавливается по 100-балльной шкале. В общей сложности сумма баллов по критериям должна составлять 100.
Обратите внимание! Есть исключения, когда цена в критериях не указывается:
- цена товара, работы или услуги регламентирована государством;
- закупка для заключения энергосервисного контракта;
- закупка для заключения контракта жизненного цикла.
Правила проведения закупок малого объема по 44-ФЗ
Подробнее
Такой критерий, как расходы на эксплуатацию, может устанавливаться, только если в контракте имеется условие о дальнейшей эксплуатации товара или его ремонте.
Для ряда закупок установлены четкие правила соотношения величин стоимостных и нестоимостных критериев и их предельных значений (приложение к Правилам). Так, в закупках по строительству и ремонту величина стоимостных критериев должна составлять не менее 60%, а нестоимостных — максимум 40%.
Использовать какие-либо другие критерии оценки нельзя. Кроме того, нельзя использовать критерии, не указанные в закупочной документации (п. 13 Правил).
По итогам оценки каждый участник закупки получает свой рейтинг. Победителем конкурса по закону № 44-ФЗ признается участник с наибольшим рейтингом (п. 15 Правил).
Обратите внимание! Победителей закупки по закону № 44-ФЗ может быть несколько, если это предусмотрено закупочной документацией. Это допустимо в таких видах закупок, как поставка средств реабилитации инвалидов, создание литературных и иных произведений, оказание услуг по образованию, оздоровлению, организации отдыха детей (ч
10 ст. 34 закона № 44-ФЗ).
Открытый конкурс
Информация о проведении открытого конкурса, как и электронного аукциона, тоже публикуется на сайте госзакупок. На подачу заявок у участников есть не менее 20 дней. С этого момента начинаются отличия. Например, для участия в конкурсе не нужна ЭЦП и аккредитация на одной из площадок. Победителем становится тот, кто предложил лучшие условия исполнения контракта, цена отнюдь не самый главный фактор
Поэтому участникам следует проявить к документации закупки максимальное внимание — именно понимание нужд заказчика и его требований к товару, услугах, работе, даст наибольший результат и приведет к победе в открытом конкурсе
Чтобы принять участие, необходимо подать заявку на участие и все необходимые документы в бумажном виде, в запечатанных конвертах
Это важно – необходимо, чтобы никто не мог видеть содержимое заявки до начала конкурса
Процедуру проведения торгов заменяет вскрытие конвертов и сравнение заявок с критериями оценки.
На выбор победителя отводится 20 дней со дня вскрытия конвертов. Такой срок отводится на внимательное изучение всех поданных заявок.
Заключение контракта
Однако вернемся к ситуации, когда электронный конкурс состоялся — его итоговый протокол размещен в ЕИС. Пришла пора заключать контракт.
Заказчик должен разместить на ЭТП и в информационной системе проект контракта без своей подписи. Это нужно сделать в течение 5 дней после публикации итогового протокола. Предварительно в проект контракта выносятся данные исполнителя, цена, параметры объекта закупки, условия сделки из заявки победителя.
У победителя есть 5 дней на то, чтобы отреагировать. Он должен либо внести обеспечение и подписать контракт, либо подать протокол разногласий
Обратите внимание, что с недавних пор протокол подавать можно только один раз
В протоколе разногласий исполнитель излагает свои замечания. Заказчик должен рассмотреть их в течение 3 рабочих дней. А если нужно, то в этот же срок внести исправления в контракт. Если замечания не могут быть учтены, следует разместить старый проект контракта, а также документ, содержащий указание на причину этого.
Наглядно заключение контракта показано следующей схеме.
Заказчик публикует итоговый протокол |
|
5 дней | |
Заказчик публикует проект контракта без подписи |
|
5 дней | 5 дней |
Победитель подписывает контракт | Победитель направляет протокол разногласий |
3 рабочих дня | 3 рабочих дня |
Заказчик ставит подпись на контракте и размещает его в ЕИС | Заказчик рассматривает протокол и размещает новый или старый контракт |
3 рабочих дня | |
Победитель ставит подпись на контракте | |
3 рабочих дня | |
Заказчик ставит подпись на контракте и размещает его в ЕИС |
Заключение договора
Проект договора высылается в течение 3 рабочих дней с момента оформления протокола по рассмотрению предложений победителю. Он содержит условия поставки товаров и услуг, указанные поставщиком-победителем в своём предложении. Одним из условий является непревышение указанной поставщиком цены относительно НМЦ, содержащейся в исходной документации на торги.
На подписание контракта отводится строго определённый временной интервал – не раньше 10 и не позже 20 дней с момента составления протокола. Кроме этого, как и в открытых торгах, победителем конкурса до подписания контракта должно быть представлено обеспечение.
Заключение контракта с победителем электронного аукциона
Заказчик обязан разместить в ЕИС проект контракта с включенными условиями его исполнения, предложенными победителем электронного аукциона в течение 5 календарных дней с даты размещения на электронной площадке и в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона.
Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе
Подробнее о курсах
В случае, если победитель электронного аукциона разместит в ЕИС протокол разногласий, заказчик обязан рассмотреть и учесть замечания победителя (или отказаться учесть эти замечания) в течение 3 рабочих дней после размещения в ЕИС (на электронной площадке) протокола разногласий.
Если победитель направит протокол разногласий по истечении 13 дней после размещения в ЕИС протокола подведения итогов, то согласовывать разногласия не требуется. В этом случае победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта.
После размещения в ЕИС (на электронной площадке) подписанного победителем электронного аукциона проекта контракта заказчик обязан подписать его, если победитель предоставил надлежащее обеспечение исполнения контракта.
Проверить предоставленное обеспечение целесообразно сразу после предоставления обеспечения победителем электронного аукциона. Если в качестве обеспечения представлена банковская гарантия, то рассмотреть её заказчик должен в срок не более 3 рабочих дней со дня поступления.
Заказчик обязан подписать контракт в течение 3 рабочих дней с даты размещения в ЕИС (на электронной площадке) проекта контракта, подписанного победителем, но не ранее чем через 10 календарных дней с даты размещения в ЕИС (на электронной площадке) протокола подведения итогов электронного аукциона.
При признании победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта, заказчик обязан направить проект контракта второму участнику в срок не позднее 10 календарных дней с даты признания победителя аукциона уклонившимся, а также в срок не позднее 3 рабочих дней с даты заключения контракта со вторым участником направить сведения о победителе, уклонившемся от заключения контракта.
Для того, чтобы не запутаться в главных сроках, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, предлагаем пользоваться таблицей:
№ п/п | Этап аукциона | Контрольные сроки | Статья в Законе № 44-ФЗ |
---|---|---|---|
Размещение в ЕИС извещения и документации | При НМЦК, ≤ 3 млн руб., – не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок | Часть 2 статьи 63 | |
При НМЦК > 3 млн руб. – не менее чем за 15 дней | Часть 3 статьи 63 | ||
2. | Размещение в ЕИС разъяснений положений документации | В течение 2 дней с даты поступления запроса участника | Часть 4 статьи 65 |
3. | Внесение изменений в извещение и документацию | Не позднее чем за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок | Часть 6 статьи 65 |
4. | Отказ от проведения аукциона | Не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок | Часть 1 статьи 36 |
5. | Рассмотрение первых частей заявок | Не более 7 дней с даты окончания срока подачи заявок | Часть 2 статьи 67 |
6. | Проведение электронного аукциона | Рабочий день, следующий после истечения 2 дней с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе | Части 2, 3 статьи 68 |
Подача ценовых предложений – 10 минут (автоматически продлевается после очередного предложения) | Часть 11 статьи 68 | ||
По истечении основного времени в течение еще 10 минут участник может улучшить своё ценовое предложение | Часть 12 статьи 68 | ||
7. | Рассмотрение вторых частей заявок | Не более 3 рабочих дней с даты размещения протокола проведения электронного аукциона | Часть 5 статьи 69 |
8. | Заключение контракта с победителем | Проект контракта размещается в течение 5 дней с даты размещения протокола подведения итогов электронного аукциона | Часть 2 статьи 70 |
Рассмотрение замечаний победителя — в течение 3 рабочих дней после размещения в ЕИС протокола разногласий | Часть 5 статьи 70 | ||
Проверка обеспечения при предоставлении банковской гарантии – не более 3 рабочих дней со дня поступления | Часть 5 статьи 45 | ||
Подписание контракта Заказчиком — в течение 3 рабочих дней с даты размещения в ЕИС проекта контракта, подписанного победителем, но не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона | Части 7, 9 статьи 70 | ||
Победитель признан уклонившимся — в срок не позднее 10 дней заказчик направляет проект контракта второму участнику | Часть 14 статьи 70 | ||
Подача сведений для включения в РНП — не позднее 3 рабочих дней с даты заключения контракта со вторым участником | Часть 4 статьи 103 |