Что такое тренинг и зачем он нужен? цели и виды тренингов
Содержание:
Академия Развития Личности
ИЗМЕНИТЕ СВОЮ ЖИЗНЬ – СТАНЬТЕ УВЕРЕННОЙ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТЬЮ
Проведение тренингов для женщин и мужчин с 2010 года. Помогаем людям найти выход из трудных жизненных ситуаций, преодолеть проблемы и лучше узнать себя. Курсы и семинары проводят дипломированные психологи, коучи. Специалисты работают на результат: если вы не почувствуйте изменений после прохождения полного курса тренингов – вернем потраченные деньги.
Лучшие коуч-тренера разработали психологические тренинги для женщин. Они помогают справиться с депрессией, открывают двери в новый прекрасный мир, где вы становитесь успешнее, сексуальнее, успешно налаживаете контакт с противоположным полом. Вы поймете, что ваша жизнь в ваших руках. Вы можете добиться всего, чего хотите. Вы избавитесь от комплексов и страхов, победите свои фобии, наполнитесь энергией и силой для достижения своих целей. Вы поймете, насколько мощной силой обладает ваша женская красота.
Как проходят тренинги?
Побывав на различных мероприятиях, пришел к выводу, что качественное обучение возможно только при ограниченном количестве участников. Поэтому меня сложно встретить на масштабных саммитах предпринимателей или выступлениях мировых гуру “успешного успеха” на 5000 человек.
Пусть даже с таким небольшим количеством участников тренер не может обойтись без помощников. Обычно ему помогают 2-3 человека. Чем больше внимания для каждого ученика, тем лучше.
Структура проведения мероприятия у каждого тренера немного отличается, но в целом можно выделить три составляющие:
- Теория. Участников знакомят с новой информацией.
- Демонстрация. Тренер показывает на практике то, что было озвучено в теоретическом блоке
- Практика. Участники разбиваются на подгруппы и повторяют за тренером все действия.
- Обсуждение. После упражнения участники задают дополнительные вопросы, а также делятся своими впечатлениями: что было легко, что сложно.
Иногда малые группы соревнуются между собой кто лучше выполнит то или иное задание. Это еще больше вовлекает участников в процесс обучения. Главное в процессе тренинга — полное погружение в процесс. Без этого результат будет не самым лучшим.
Отдельно стоит сказать о развитии взаимоотношений внутри участников. Казалось бы, что все люди разные и каждый новый коллектив единомышленников формируется по разному сценарию. Но в целом групповая работа проходит несколько шагов на пути своего развития.
Знакомство
На данном этапе команда только формируется и активность участников может быть низкой. Люди начинают друг с другом знакомиться и занимать свои места. Возможно появление лидера внутри группы, к которому будут прислушиваться остальные участники.
Этот человек может задавать общий тон общения на этой стадии. Если лидер открыт и не скрывает свои чувства и недостатки, то группа охотно присоединится к нему и начнет движение вперед. Стоит отметить, что данный этап не очень продолжительный
Шторм
После того, как сообщество освоилось, наступает следующая стадия. В этот период каждый участник команды пытается утвердится в глазах окружающих. В бизнес тренингах эту стадию принято называть “определением ролей и функций”. На простом языке это можно назвать перетягиванием каната.
Это самая ценная стадия для лидера, так как его положение под угрозой. Хороший лидер убеждает каждого из участников взять на себя ответственность, принимает право каждого члена команды на самоутверждение, допускает любые возражения со стороны.
На любом тренинге главным лидером является тот, кто проводит обучение. На многодневных тренингах стадия шторма наступает на второй день. Профессиональные тренеры шутливо называют эту стадию днем убийства тренера.
Но хороший специалист “воскресает” уже на третий день
Важно помнить, что как в общей, так и в малых рабочих группах это неизбежная и необходимая стадия, к которой нужно быть готовым
В реальном мире большинство команд в бизнесе и спорте очень редко проходят данный этап, но если лидер знает как работает динамика группы, то совершить такой переход не сложно
Штиль
Развитие взаимоотношений в группе переходит в стадию сплоченности. Возражений почти нет, все участники группы со всем соглашаются, предлагают свои варианты, быстро преодолеваются любые разногласия. Каждый из участников старается помогать отстающим. Но есть одна опасность.
На этом этапе существует вероятность переоценки возможности группы. Вполне возможно, что стадия спокойного продвижения имеет вторичные выгоды для каждого из участников. Например, быстрее выполнить упражнение и пойти домой.
Обязанность хорошего лидера искусственно поддерживать некое психологическое напряжение внутри коллектива. Если все слишком хорошо, то это не совсем хорошо). Опытный тренер может использовать для повышение динамики работы такие инструменты как фрустрацию и троллинг).
Методы тренинга
Методы, приемы и техники тренинга достаточно разнообразны. К ним относятся:
Групповая дискуссия
— совместное обсуждение и анализ проблемной ситуации, вопроса или задачи. Групповая дискуссия может быть структурированной (то есть управляемой тренером с помощью поставленных вопросов или тем для обсуждения) или неструктурированной (её течение зависит от участников группового обсуждения).
«Игровые методы
— (деловые игры, ролевые игры, дидактические, творческие, имитационные, организационно-деятельностные).Развитие социальной перцепции — вербальные и невербальные методы.Телесная терапия .Медиативные техники «.
В числе специфических методов
, используемых в тренинге, рассматриваются следующие:
- «Аквариум» — Мастерские;
- «Алгоритм-лабиринт» — Метод заданий;
- Брифинг-группы — Метод инцидентов;
- «Папка с входящими документами» — Метод кейсов. Кейс — проблемная ситуация, требующая ответа и нахождения решения. Решение кейса может происходить как индивидуально, так и в составе группы. Основная задача кейса научиться анализировать информацию, выявлять основные проблемы и пути решения, формировать программу действий.;
- Игры-симуляции
- Мозговой штурм — один из наиболее эффективных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путём применения специальных правил — сначала участникам предлагается высказывать как можно больше вариантов и идей, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.;
- Дебаты — Программированные инструкции;
- Демонстрация — Работа в малых группах;
- Дискуссия — Разговор;
- Игры — Решение узкоспециальных вопросов — Игры-разминки — инструмент, используемый для управления групповой динамикой. Игры-разминки представляют собой расслабляющие и позволяющие снять напряжение, групповые задания.
- Кратковременные ротации — Ролевые игры;
- Лекция — Семинар;
- Стратегические креативные сессии.
Выбор оптимальных методических и практических, социально-психологических приёмов и методик в тренинге зависит от цели и содержания тренинга, особенности группы, ситуации, возможностей и специализации тренера. Существует огромное количество разнообразнейших видов обучения, и выбранный метод в значительной степени влияет на то, каким образом будут решаться задачи тренинга, и в течение какого периода времени эффекты тренинга будут сохраняться после его завершения.
Важно понимать, что в распоряжении тренера имеется множество способов подачи материала. Использование различных методов не только способствует сохранению внимания и работоспособности группы, но и отражает реальные жизненные ситуации, в которых может возникнуть необходимость одновременного использования нескольких моделей поведения
Эффективность выполнения тренинговых упражнений и игр зависит от четкости, ясности, лаконичности инструкции, которая должна содержать достаточную и необходимую информацию.
Немного о личностном росте и душевном здоровье
Один из бытовых мифов заключается в том, что к психологам, как к врачам, обращаются больные люди. И если в школе ученик ходит на консультации к психологу, то очень часто дети дразнят его «психом». Этот стереотип нам достался в наследство от «совковой» культуры, когда психология считалась «служанкой буржуазии». Это равносильно тому, что считать больным человека, который делает утреннюю зарядку, обливается холодной водой, и ест здоровую пищу. Внешне действительно очень похожи поведение человека, который просто ведет здоровый образ жизни, и человека после серьезной болезни, который ходит на стадион в группу здоровья и сидит на диете. Разница в том, что один занимается профилактикой, а второй — лечением.
Поскольку сам термин «личность», как и ответ на вопрос «Что такое тренинг?», имеет более 50-ти различных научных определений, то и понятие личностного роста очень расплывчатое, и в различных психологических школах трактуется по-разному. Какое из них истинное, каждый человек выбирает для себя сам. Однако минимальным, необходимым условием возможности личностного роста является психическое (душевное) здоровье. А критерии душевного здоровья, хотя и размыты, но имеют более четкие границы.
Во все времена, у всех народов мира официально признанной, непреходящей ценностью человека и общества являлось и является физическое и психическое здоровье, как минимум об этом официально заявляется вслух (массовая реклама табака и алкоголя как-то мало согласуется с официальным признанием здоровья человека высшей ценностью государства и общества). Еще в древности оно понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства.
Рассматривая человека как био-энерго-информационную систему, характеризующуюся пирамидальным строением подсистем, к которым относятся тело, психика и духовный элемент, понятие здоровья подразумевает гармоничность данной системы. Нарушения на любом уровне отражаются на устойчивости всей системы. Следовательно, если человек гармоничен и гармонично вписывается в социум, то он здоров.
Известно, что уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, а также деятельности системы здравоохранения. Но по данным Всемирной Организации Здравоохранения он лишь на 10–15% связан с последним фактором, на 15–20% — обусловлен генетическими факторами, на 25% его определяют экологические условия и на 50–55% — условия и образ жизни человека. Таким образом, очевидно, что первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением.
Все вышесказанное — красивые теории, но когда дело доходит до практической деятельности, возникает огромное количество вопросов. Например, относительно физического здоровья юношей — критерии пригодности к строевой военной службе в мирное время, которые есть сегодня, сильно отличаются от тех, которые были в 60-е годы. Как вы думаете, уважаемые читатели, какие из критериев более истинны? А понятие психического здоровья — еще более сложно определимая вещь на практике, которая имеет две крайности. Одна — бытовое интуитивное понимание и ощущения в целом, и другая в виде официального медицинского заключения о психическом состоянии человека — болен он или здоров, которое дают психиатры, работающие в соответствующих психиатрических учреждениях. А когда понятие «здоров» или «болен» приобретают принципиальное юридическое значение, то последнее слово остается за судебной медицинской экспертизой, которая является юридической истиной. Парадоксально, но факт.
Какие есть типы тренингов
Их четыре.
Навыковый
Задача такого тренинга – сформировать у вас навык. Навык – это умение выполнять определенную работу, которое доведено до автоматизма.
Например, тренинг по плаванию – навыковый. Его цель – сформировать у вас навык «плавать». То есть обучить вас так двигать руками и ногами в воде, чтобы вы это делали автоматически, не задумываясь.
Использование формул в Excel – это навыковый тренинг. Рекрутирование дистрибьюторов на «холодном» рынке – тоже навыковый тренинг.
Психотерапевтический
Тренинги этого типа проводятся для того, чтобы что-то изменить в сознании человека. Их не стоит путать с психологическими тренингами.
Например, собирается группа людей, которые боятся пауков. И психотерапевт начинает их особым образом «тренировать», чтобы они перестали бояться пауков.
Психологический и социально-психологический
На эти тренинги записываются люди, которые хотят что-то изменить в своей психологии.
Например, люди с заниженной самооценкой, которые хотят ее повысить. Или замкнутые люди, которые хотят научиться общаться с окружающими. Или те, кто боится выступать на публике и хочет побороть свой страх.
Очень часто в психологических тренингах работа идет и над изменениями в сознании, и над формированием определенных навыков. Например, чтобы научиться общаться с окружающими и «жить» в социуме, человеку нужно будет сначала изменить свою самооценку (работа с сознанием), а потом – сформировать определенные навыки – научиться поддерживать разговор, правильно отвечать на оскорбления в свой адрес и пр.
По бизнесу
Это отдельная категория тренингов. Она может включать в себя очень много разных элементов.
Чаще всего в тренингах по бизнесу развиваются навыки двух категорий:
- Soft Skills – навыки типа общения с окружающими, решения конфликтных ситуаций, целеустремленности и пр.
- Hard Skills – профессиональные навыки. Для копирайтера это грамотность и умение «чувствовать» текст, для аналитика – навыки работы с аналитическими инструментами, обобщения результатов и пр.
Бизнес-тренинги – наверное, самые распространенные, они есть в любом бизнесе. Компании намеренно отправляют своих сотрудников на тренинги, чтобы постоянно совершенствовать персонал и добиваться конкурентных преимуществ за счет внутреннего развития.
Вот несколько подтипов бизнес-тренингов, которые вам могут встретиться. Я считаю нужным кратко прокомментировать каждый из них.
Тайм-менеджмент
Дословный перевод – «управление временем». Как максимально эффективно использовать свое рабочее время, чтобы решать много задач и постоянно продвигаться по карьерной лестнице.
Тим-лидинг
Происходит от слов «Team» (команда) и «Lead» (вести). Тим-лидинг – это умение создавать с нуля команды специалистов и эффективно управлять ими. Оно особенно нужно менеджерам и руководителям компаний.
Цель этого типа тренинга – научить каждого участника создавать «дримтим» (dream team) – команду мечты. То есть такой коллектив, в котором все будут хорошо общаться друг с другом, все будут замотивированы, заинтересованы в процветании компании.
Тренинги по корпоративной культуре
Они часто проводятся для «новичков» в компании. Эти тренинги помогают людям стать частью компании и понять, как надо себя в ней вести, как одеваться, как разговаривать с клиентами, реагировать на жалобы и пр.
Например, каждый раз, когда я прихожу в «Магнит Косметик», мне продавцы говорят: «Здравствуйте». В «Пятерочке» и в обычном «Магните» такого нет. Когда прихожу на кассу в Караване, кассир говорит: «Здравствуйте, пакет?»
Почему они так говорят? Потому что их этому научили на тренингах по корпоративной культуре, «привили» им эту культуру, эти правила общения с потребителями.
Профайлинг
Такие тренинги есть далеко не везде. Профайлинг – это умение анализировать мимику и жесты людей. В некоторых компаниях и организациях определенные специалисты обязательно проходят курсы профайлинга и занимаются только тем, что «считывают» лица и жесты клиентов.
Например, в аэропортах среди всей толпы людей есть специалисты по профайлингу. Они посматривают на толпу и пытаются заметить необычные жесты, нервозность и пр. Если специалист замечает что-то странное, он быстро сообщает об этом охране аэропорта и охрана делает проверку.
Пример проведения посттренинга
В качестве примера рассмотрим проведение посттренингового сопровождения:
Мой клиент – крупный холдинг, занимающийся продажей керамической плитки- “Волгоградский керамический завод”. Специализация – B2B. Специалисты холдинга прошли программу тренингов по продажам,коммуникации, работе с возражениями и переговорам. Затем ими был сдан экзамен по наработанным навыкам. После обучения менеджеры линейного состава постоянно проводили необходимый контроль знаний и тренировок. Что же касается меня, проводившего обучение, то я так же контролировал сотрудников, а работа моя заключалась, во-первых, в подготовке менеджеров к ответственным встречам с топовыми заказчиками и проводил встречи совместно.
Беседы с клиентурой проходили следующим образом: я, как тренер, представлялся столичным коллегой, подключался к беседе, если сотрудник несколько уходил в сторону от отработанного сценария или же уклонялся от правильного проведения той или иной части разговора. В результате подобного подхода специалисты холдинга отлично отработали саму технологию продаж, а так же нужный для нее инструментарий. Они почувствовали себя уверенно, так как на собственном примере увидели результативность тренинга и постподдержки. Вместе с тем в это действие были привлечены и работники из руководства, которые так же получили отличный опыт того, как правильно следует проводить встречи и добиваться результата даже в жестких переговорах.Самое интересное – во время такого аспекта контроля сделки были проведены крайне выгодно и приглашение меня, как тренера я сам окупил крупными сделками и конечно получил с них процент.
Что касается контроля после обучения, то педагог имеет возможность проводить его дистанционно – например, что касается вышеуказанного случая, то прошедшие обучение работники отправляют мне тексты своих предложений заказчикам, созданных на основе полученных на занятиях знаний и я даю обратную связь, как эффективнее закрыть сделку с клиентом.
Отзыв клиента о проведении встреч совместных при посттренинговой поддержке
Чуть-чуть истории
В те далекие времена, когда наша матушка земля была еще тепленькой, и по ней бегали мамонты, первобытные Шаманы, отлично уже понимавшие, что такое тренинг, проводили свои тренинги успешной охоты на мамонта. Сам вождь и его соплеменники знали о том, что воздействие на группу людей бывает эффективнее, чем на одного человека в частности. И те племена, в которых шаманская практика ритуальных и обрядовых процедур для воздействия на малые и большие группы людей была более успешной, выживали в процессе естественного отбора гомо-сапиенсов.
Поскольку новое — это хорошо забытое старое, в последнее время на Украине появились современные шаманы-тренеры. Некоторые из них откровенно говорят о том, что в своей работе используют древние шаманские техники, другие утверждают, что их работа строиться на строго научной основе.
Нам мой взгляд, эта научная основа означает разложение по полочкам шаманских техник и навешивание ярлычков на каждый элемент техники. Кто-то, не имея даже понятия о том, что такое тренинг, по жизни эффективно использует техники и не подозревает о том, что он ими пользуется, а кто-то изучает их по книгам или на тренингах.
Для примера. Музыка и песни существовали задолго до того, как появились ноты и музыкальная грамота. Кто-то самостоятельно, пользуясь только собственным слухом и своей интуицией, учится играть на различных музыкальных инструментах,— просто берет и играет. И только гений способен сыграть Штрауса на слух. А много ли вы встречали гениев в своей жизни? А кто-то идет в музыкальную школу, изучает ноты. Сначала играет гаммы и аккорды, а затем у многих из нот рождается настоящая музыка.
Помимо вопроса, что такое тренинг, многих интересует и до сих пор остаётся спорным вопрос о том, когда и как возник сам термин «тренинг». Оставим этот вопрос историкам, а сами рассмотрим два принципиально разных и наиболее вероятных, на мой взгляд, источника возникновения этого понятия.
Первый источник
Групповая психотерапия, выходя из клиник и начиная работать со здоровыми людьми, называла свои групповые занятия «семинар-тренинг», «лабораторный тренинг» или просто «тренинг». Основными целями подобных групп были: личностный рост, актуализация личности, приобретение целостности, просветление, развитие навыков межличностных отношений, и т. д. и т. п. А затем термин постепенно перекочевал в практическую работу психологов и социологов, и вплоть до настоящего времени используется психологами и социологами в сочетании с прилагательными «социально-психологический». (И. Вачков «Основы технологии группового тренинга). Одно из лучших определений, что такое тренинг, в этом подходе: „Тренинг личностного роста — это определенное целенаправленное психологическое воздействие, основанное на активных методах групповой работы“.
Второй источник
Второй источник уходит корнями, вероятнее всего, в спортивную сферу или рабочую среду. Там, где была необходимость добиться от спортсмена или работника быстрого и эффективного выполнения одного или нескольких видов деятельности. И когда тренинг перекочевал в сферу управления производством, его основной задачей стала выработка конкретных навыков и умений по эффективному управлению организацией, продаж, и другие. И соответственно, определение, что такое тренинг, другое: «Групповой тренинг — это любой процесс приобретения знаний, умений или поведенческих навыков, в котором участвуют более двух человек» (Дэвид Ли «Практика группового тренинга»). Еще одно определение: «Тренинг — спланированные и систематические усилия по модификации или развитию знаний (умений) и установок человека посредством обучения, с тем, чтобы добиться эффективного исполнения одного или нескольких видов деятельности. «(Роджер Бакли, Джим Кэйпл „Теория и практика тренинга“).
Эти две основные линии определения, что такое тренинг и тренинговой деятельности в целом существуют и по сегодняшний день.
Первая — в виде тренингов личностного роста и индивидуального развития, которые очень близки к психологическим и психотерапевтическим тренингам. Данные виды тренингов ориентированы на частных (физических лиц) и решают вопросы личностного роста и развития, душевного комфорта и профилактики депрессии, стрессов и других негативных душевных состояний. Так называемый «стадион для души».
Вторая линия — в виде корпоративных тренингов, здесь специализируются на выработке конкретных, заранее оговоренных навыков и умений у участников групп.
Эти два направления тренинговой деятельности, хотя и пересекаются между собой, в то же время очень различаются.
Как сделать итоги бизнес обучения заметными
Работа с результативностью продаж отличается еще одним критерием – созданием и развитием мотивации персонала организации. Здесь на первый план выступает работа с психологией человека – видя действительные результаты своей деятельности, он повышает собственную эффективность.
В качестве примера бизнес-кейс:
Мой клиент крупная розничная сеть по продажа одежды и обуви. Я с руководством этой сети столкнулся с тем, что несколько руководителей розничных сетей бойкотировали введение новых инструментов продаж. Благодаря тому, что я доработал систему оплаты труда по KPI мне удалось изменить настрой с негативного на позитивный и убедить работников что обучение нужно для развития компетенции самих работников и компании. Вместе с тем, руководство обеспечило:
- поддерживающее обучение, проводившееся после основного курса, каждые тридцать дней и мини-экзаменовку сотрудников раз в квартал
- внедрили процентную мотивацию за высокое качество работы, на которой я настоял.
В итоге все оказались довольны, уровень знаний и навыков вырос, показатели качества обслуживания увеличились, а сразу за этим выросли обороты и чистая прибыль сети.
Как правильно мотивировать персонал на прохождение тренинга
Вспомним один из основных моментов: персонал следует мотивировать к действию в плане перемен собственного поведения в работе. Причем мотивационные элементы могут быть и позитивными, и негативными – достаточно вспомнить знаменитого академика Павлова и его собак, доказавшего, что негатив направлен на торможение нерезультативных поведенческих мотивов, а позитив, наоборот, на развитие и закрепление необходимых.
Смотрите видео: “Как проводить тренинги на результат”
Значение руководителей в обучении персонала компании
Во время проведения в жизнь необходимых изменений основным камнем преткновения зачастую становится нежелание персонала изменяться.
Стоит заметить, что часть директоров компаний действительно со временем забывают о тренинге и о той работе, что должна проводиться после него, и все возвращается в прежнее состояние. Значит, если руководство заинтересовано в четких результатах тренинга, следует изначально встать на твердую позицию и проработать все необходимые этапы посттренинговых действий, которые я обычно прописываю в договоре. Либо посттренинговое сопровждение после обучения я сам провожу на протяжении времени, либо это делают руководители. Данный критерий является одним из самых главных для того, чтобы получить нужную эффективность и увеличение числа продаж
Любой бизнес в основе своей появляется, как инструмент получения прибыли поэтому важно дать понять персоналу, что тренинг это инструмент для развития компании
Хорошим помощником руководству для введения нового инструментария в работу станет:
- – создание по итогу тренинга методический материал с техниками и скриптами продаж
- – занесение в книгу продаж итогов обучения;
- – экзаменовка сотрудников по теоретической части, которую лучше проводить через неделю либо десять дней после окончания обучения;
- – введение в работу чек-листов, а так же обучение работников линейного менеджмента пользованию таковыми;
- – каждодневный контроль за итогами обучения и требование от менеджеров линейного звена отчетов согласно чек-листам;
- – отслеживание развития эффективности работы персонала с мотивированием личностного роста каждого из менеджеров;
- – продумывание мотивационных аспектов за самые высокие достижения в продажах, а также систему наказаний за невыполнение новых требований.