Какие дисциплинарные взыскания могут применяться к государственным служащим, и каков срок их действия?
Содержание:
Правила наложения взыскания
При наложении взыскания требуется соблюдать определенный порядок. Без этого наказание юридически будет считаться незаконным, даже если формально его применение справедливо. Процедура регламентирована ст. 58 ФЗ №79 и в целом совпадает с аналогичной процедурой для других категорий сотрудников, описанных в ст. 193 ТК РФ. Однако здесь есть свои специфические нюансы, относящиеся главным образом к расследованию инцидента.
Статья 58 ФЗ №79 — Порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания
- До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
- Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.
- При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
- Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.
- Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
- Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.
- Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.
- Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания, предусмотренного пунктами 1 — 3 части 1 статьи 57 настоящего Федерального закона, и взыскания, предусмотренного статьей 59.1 настоящего Федерального закона, гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.
- Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя.
Когда стало известно о проступке, подпадающем под дисциплинарную ответственность, со служащего требуют письменную объяснительную. Отказ дать пояснения не является препятствием для последующего наложения взыскания, но должен быть зафиксирован отдельным актом.
Объяснительная записка госслужащего (образец)
Далее необходимо провести служебную проверку (ст. 59 ФЗ №79). По ее результатам комиссия составляет заключение, в котором указывается необходимость применения дисциплинарного взыскания.
Комментарий специалиста
Колесникова Анна
Юрист
При наложении дисциплинарного взыскания необходимо учитывать тяжесть проступка и обстоятельства его совершения, степень вины служащего и то, как он раньше выполнял свои обязанности.
Применять санкции можно не позднее месяца со дня обнаружения проступка. В это время не входит период, когда виновный сотрудник находился в отпуске, на больничном или отсутствовал по иным уважительным причинам. Также не учитывается время, необходимое для служебной проверки.
Максимальный период, в течение которого к виновному можно применить дисциплинарные санкции – полгода со дня совершения проступка. Таким образом, если факт правонарушения всплывет через семь месяцев, привлечь к ответственности за него нельзя. Исключение – нарушения, выявленные в результате финансовой или аудиторской проверки. Срок давности по ним – два года. Если по результатам нарушения возбуждено уголовное дело, на время расследования срок давности также приостанавливается.
Характер дисциплинарных взысканий
Анализ видов дисциплинарных взысканий, налагаемых на государственных гражданских служащих, позволяет утверждать, что большинство из них носит моральный характер (замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии), другие (освобождение от замещаемой должности гражданской службы, увольнение по основаниям, предусмотренным Законом N 79-ФЗ) — санкции, задерживающие должностной рост, выгодное перемещение по службе или лишающие возможности продолжать службу в данном органе.
Полагаем, что, руководствуясь принципом целесообразности дисциплинарной ответственности — одним из принципов юридической ответственности, моральными взысканиями не всегда можно добиться желаемой цели. Поэтому в отношении гражданских служащих должны шире применяться меры, связанные с временным ограничением или лишением преимуществ, обусловленных пребыванием на гражданской службе или приобретенных за годы гражданской службы.
Такими взысканиями могут быть: сокращение должностного оклада, частичное сокращение размера или лишение доплаты к пенсии с учетом стажа государственной службы. А.А. Гришковец предлагает ввести в качестве взыскания «вычет из времени службы», введение взыскания в виде «лишения на определенный срок права пользования ведомственным медицинским учреждением» . Возможны и другие виды дисциплинарных взысканий, однако подобные взыскания должны носить материальный, а не моральный или служебный характер.
Так, по опыту демократических государств, большинство из закрепленных в законодательстве взысканий воздействует не только на сознание виновного, но и затрагивает имущественные или служебные интересы государственного служащего. К примеру, в законодательстве Германии установлено семь наказаний: выговор; денежный штраф; уменьшение оклада; перевод на другую должность того же профессионального направления, но с меньшим должностным окладом; увольнение со службы; сокращение пенсионного обеспечения; отказ в выплате пенсионного обеспечения. Аналогичные подходы существовали в законодательстве о государственной службе Российской империи. В частности, Устав о службе по определению от Правительства, входивший в Свод уставов о службе гражданской 1832 г., предусматривал возможность применения к чиновнику таких дисциплинарных взысканий, как вычет из жалования, перемещение с высшей должности на низшую, арест, вычет из времени службы (не мог быть более 1 года) и ряд других. Будет целесообразным законодательно закрепить деление дисциплинарных взысканий на основные и дополнительные, предусмотрев, что за один дисциплинарный проступок может быть назначено основное или основное и дополнительное взыскание.
Виды дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих
Дисциплинарная ответственность включает в себя самый распространенный вид взыскания — замечание (и даже для него может оформляться соответствующий приказ). К нему можно отнести:
- нарушение правил трудового распорядка,
- неисполнение своих трудовых функций государственным служащим.
Основополагающий термин – «соответствие занимаемой должности», к его критериям можно отнести:
- высокий уровень знаний своих служебных обязанностей и их надлежащее исполнение,
- инициативность,
- организованность и ряд других положительных качеств среди коллег,
- способность к руководству,
- высокая самокритичность и самоотдача,
- состояние здоровья должно соответствовать занимаемой должности.
Особым видом взыскания дисциплинарного характера является увольнение с государственной гражданской службы (или отстранение от исполнения обязанностей на определенный срок: детали сроков действия такого взыскания здесь). К нему можно отнести:
- неисполнение служащем своих должностных обязанностей без уважительных причин;
- допущенное служащим грубое нарушение;
- отсутствие на служебном месте более 4 часов без имеющихся уважительных причин;
- несение должностных обязанностей в состоянии алкогольного опьянения;
- разглашение информации относящейся к государственной тайне;
- совершение хищения по месту работы.
Работодатель руководствуясь ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации имеет право привлечь нарушителя к ответственности за совершенную оплошность, при невыполнении работником своих служебных обязанностей без наличия на то уважительных причин.
Чтобы избежать этого, необходимо четко соблюдать свои должностные обязанности и не нарушать распорядок труда. Все это прописано в трудовом договоре сотрудника, поэтому обязанности не указанные в документе, но требуемые начальником могут быть оспорены.
К нарушениям можно отнести: отсутствие на рабочем месте без уважительных причин, нарушение внутреннего распоряжения руководителя. Соответствующие виды дисциплинарных взысканий приведены здесь.
При привлечении к наказанию работодатель обязан соблюдать сроки, прописанные в Трудовом Кодексе. Отмена примененных мер происходит при нарушении сроков привлечения к ответственности.
Нарушения, выявленные в результате ревизии, проверки имеют свой срок давности привлечения виновного лица к наказанию. В таком случае срок составляет 2 года.
В эти сроки нельзя включать:
- отпуск,
- больничный,
- срок о принятии решения по материалам проверки.
Несогласие работника с предъявляемым обвинением оставляет за ним право обратится в суд или трудовую инспекцию. Но нельзя забывать о сроках давности привлечения служащего к наказанию. Следует помнить, что за один проступок наказать несколько раз и вынести несколько приказов нельзы — это тарушение Трудового Кодекса РФ.
Первое, что должен сделать руководитель согласно ст. 193 Трудового кодекса – потребовать нарушителя представить письменное объяснение содеянному. В основном виновный от такой практики отказывается, но это не освобождает его от совершенного деяния.
К ответу возможно привлечь по материалам проведенной служебной проверки в срок одного месяца со дня установления факта дисциплинарного правонарушения и не позже полугода с момента его совершения.
После проверки и установления нарушения, работодатель подписывает указ, согласно которому нарушителю объявляется замечание, выговор или же сразу увольнение, когда речь идет о совершении проступка особо серьезного.
Ели нарушитель отказывается ставить подпись под приказом, от наказания это его не освобождает, так как в момент ознакомления присутствуют свидетели, готовые подтвердить правильность процедуры в суде, если ответчик решить подать жалобу на начальника за незаконное увольнение.
Государственный гражданский служащий как и гражданин отвечает перед законом за деяние административного характера. Наказания за проступки данного характера прописаны в КоАП РФ. Так же в КоАП есть статья 2.4 предусмотренная для государственных служащих совершивших административное нарушение. Законом строго разграничивается ответственность административная и дисциплинарная.
Рассмотрим их отличия:
- Государственный служащий привлекается к дисциплинарному наказанию в порядке служебной подчиненности, исполнение осуществляется исполнительной властью, назначенной Президентом Российской Федерации или судами;
- Административная ответственность имеет несколько иные меры воздействия на нарушителя нежели дисциплинарная: предупреждение, пресечение, взыскание.
Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста
Виды дисциплинарных взысканий для государственных служащих
На основании ст. 192 ТК РФ за совершение работником дисциплинарного проступка работодатель вправе применить к нему дисциплинарное взыскание в виде замечания, выговора или увольнения по соответствующим основаниям.
Однако федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены и другие дисциплинарные взыскания. В частности, к таким категориям относятся государственные служащие.
В силу ст. 57 Закона N 79-ФЗ за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя вправе применить к нему следующие дисциплинарные взыскания:
- замечание;
- выговор;
- предупреждение о неполном должностном соответствии;
- освобождение от замещаемой должности гражданской службы;
- увольнение с гражданской службы (ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ):
- за неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание (п. 2);
- за прогул (отсутствие на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня) (пп. «а» п. 3);
- за появление на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (пп. «б» п. 3);
- за разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей (пп. «в» п. 3);
- за совершение по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях (пп. «г» п. 3);
- за принятие гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «Руководители», необоснованного решения, повлекшего нарушение сохранности имущества, его неправомерное использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа (п. 5);
- за однократное грубое нарушение гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «Руководители», своих должностных обязанностей, повлекшее причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства РФ (п. 6).
Примечание. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
Отметим, что при принятии к гражданскому служащему мер дисциплинарного взыскания в виде освобождения от замещаемой должности он не увольняется со службы, а включается в резерв для замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе.
Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ <1> Закон N 79-ФЗ был дополнен ст. 59.1, которой введена ответственность за несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Законом N 79-ФЗ и Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции». За это гражданскому служащему можно объявить замечание, выговор или предупреждение о неполном должностном соответствии. Кроме того, ст. 59.2 Закона N 79-ФЗ предусмотрена возможность увольнения за утрату доверия, если гражданский служащий, например, не принял мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, или не представил сведений о своих доходах, имуществе. Порядок применения наказания по ст. ст. 59.1 и 59.2 установлен ст. 59.3 Закона N 79-ФЗ.
<1> «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции».
Административная ответственность для госслужащих
Еще один распространенный вид – административная ответственность государственных служащих. Данный тип балансирует между уголовщиной и дисциплинарными наказаниями. Обычно граждане РФ привыкли иметь дело с «административкой» при нарушениях правил дорожного движения, неправильной парковке, курении в неположенных местах и прочих подобных проступках. Но в случае с госслужащими все немного серьезнее.
Читать также: Особенности оплаты больничного в 2021 году
Административная ответственность государственных служащих назначается уже не работодателями, а судьями и другими уполномоченными лицами. И подчинение по долгу службы здесь уже не имеет значения – перед КоАП РФ все равны, и госслужащие несут ответственность так же, как и представители других профессий. Другими словами, за административное нарушение полагается административная ответственность согласно установленным нормам. Причем привлечь к ответу могут не только физические лица, но и юридические.
Различают три метода воздействия:
- Административно-предупредительные;
- Меры пресечения;
- Непосредственно взыскания.
Простыми словами, в случае нарушения вас ждет:
- Предупреждение;
- Денежный штраф;
- Дисквалификация.
Что стоит знать
Штраф может достигать 25 МРОТ, но это касается только физлиц. А вот должностным лицам в случае нарушения придется заплатить до 50 МРОТ. Также существует и минимальная сумма взыскания – символические 0,1 МРОТ.
Как можно избежать наказания? Наиболее эффективный способ – ничего не нарушать. Ваши поступки не должны нарушать административные законы, ваши указы и решения не должны идти в разрез с правилами, и все ваши прямые обязанности должны быть выполнены.
Многих людей сбивает с толку формулировка «должностное лицо». Согласно действующему законодательству, это человек, представляющий власть в соответствующих учреждениях. Этот человек наделен соответствующими полномочиями, и по долгу службы занимается организационными вопросами и выдает распоряжения.
Когда применяется дисциплинарное взыскание в виде замечания
Замечание — наиболее распространенная мера воздействия на сотрудников, не соблюдающих установленные в организации правила. И к тому же самая мягкая: некоторые работодатели даже не уверены, является ли замечание дисциплинарным взысканием, поэтому делают его в устной форме и не оформляют никакими документами. Трудовым кодексом РФ предусмотрено всего три вида дисциплинарных взысканий:
- увольнение;
- выговор;
- замечание.
Увольнение — самая суровая мера, которую работодатель может применить к работнику. Повод для этого должен быть соответствующий: прогул, кража или иное грубое нарушение дисциплины. Также закон позволяет увольнять сотрудников за менее значительные, но при этом регулярные нарушения. В остальных случаях применяются замечание и выговор — как меры дисциплинарного взыскания менее строгие, чем прекращение трудовых отношений по инициативе работодателя.
Что нового появилось в трудовом законодательстве на этой неделе расскажет Валентина Митрофанова. Смотрите новый выпуск «Кадрового обзора». |
На практике наложение дисциплинарного взыскания-замечания имеет смысл, если факт проступка доказан, но его негативные последствия минимальны: никто не пострадал, имуществу компании не нанесен ущерб и возникший конфликт полностью исчерпан.
Пример
Во время совещания в отделе продаж ООО «Дельта» один из менеджеров, Иван Л. грубо общался с коллегами, на все попытки непосредственного руководителя разобраться в сути конфликта реагировал агрессивно, а затем и вовсе покинул кабинет, не дожидаясь, пока закончится совещание. Впоследствии конфликт удалось урегулировать, но начальник отдела не захотел мириться с таким явным демаршем и написал на имя директора ООО «Дельта» докладную записку. Иван Л. отказался давать объяснения. На основании докладной записки и информации об инциденте, полученной от других сотрудников отдела, работодатель издал приказ о дисциплинарном наказании в виде замечания, поскольку Иван Л. нарушил не только корпоративные нормы поведения, но и должностную инструкцию менеджера, в которой прямо прописана его обязанность присутствовать на совещаниях отдела продаж. |
Наложить дисциплинарное взыскание в виде замечания можно только на работника, ознакомленного с правилами внутреннего распорядка, должностной инструкцией и другими локальными документами, устанавливающими нормы поведения на работе.
Если сотрудник нарушил дисциплину впервые и без злого умысла, например, из-за забывчивости задержал на пару дней сдачу отчета или опоздал, возвращаясь с обеденного перерыва, работодатель ограничивается замечанием. Но если такая ситуация часто повторяется — опоздания входят в привычку, отчеты раз за разом не сдаются вовремя — можно применить и более суровые меры, например, выговор.
За что могут наложить взыскание
По закону, дисциплинарное взыскание накладывается за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей
Важно – наказание возможно только если это произошло по его вине. Если вины человека в случившемся нет (например, он не выполнил поручение потому, что это было объективно невозможно), наказать его нельзя
Основные обязанности госслужащих перечислены в ст. 15 ФЗ №79. Кроме требований исполнять поручения руководителей и свои служебные обязанности, предусмотренные должностным регламентом, там есть такие пункты:
- соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;
- исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;
- исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
- соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
- соблюдать служебный распорядок государственного органа;
- поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
- не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
- беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
- представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи;
- сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;
- соблюдать ограничения (ст. 16 ФЗ №79), выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты (ст. 17 ФЗ №79), которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
- сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.
Комментарий специалиста
Горчаков Владимир
Юрист
Таким образом, деятельность государственных служащих регламентирована достаточно жестко, и оснований для наложения дисциплинарного взыскания довольно много.
Принцип применения мер дисциплинарного взыскания
В каждом конкретном случае, в зависимости от тяжести дисциплинарного проступка, данных объяснений, последствий нарушений, допущенных государственным служащим, нанимателем принимается решение о применении от самой безобидной из мер дисциплинарного взыскания – замечания, до увольнения.
Понятно, что за опоздание на 10 – 15 минут один раз, человека не уволят, могут обойтись замечанием или объявить выговор.
В случае же появления в нетрезвом виде в государственном органе, служащего можно уволить и за однократный проступок.
Предупреждение о неполном должностном соответствии выносится обычно при нарушениях, связанных с ненадлежащим исполнением служебных обязанностей.
Дисциплинарная ответственность – это… Определение понятия
Дисциплинарная ответственность работников является одним из видов юридической ответственности, которая предусмотрена законодательством за неправомерное поведение. Дисциплинарная ответственность представляет собой обязанность работника понести наказание, предусмотренное нормами трудового права, за противоправное неисполнение своих трудовых обязанностей.
В юридической литературе и словарях даются следующие определения понятия «дисциплинарная ответственность»:
- Дисциплинарная ответственность — одна из правовых форм воздействия на нарушителей трудовой дисциплины. Вид юридической ответственности (наряду с уголовной, административной, гражданско-правовой). Заключается в наложении дисциплинарных взысканий администрацией предприятия или учреждения, где трудится работник. (Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003.)
- Дисциплинарная ответственность (англ. disciplinary responsibility) — вид юридической ответственности; в трудовом праве ответственность работников за совершенные ими дисциплинарные проступки. Дисциплинарная ответственность заключается в наложении дисциплинарного взыскания администрацией того предприятия или учреждения, где трудится работник, или вышестоящим в порядке подчиненности органом. Дисциплинарная ответственность применяется при совершении дисциплинарных проступков, выразившихся в нарушении правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов администрации, технических правил и др. (Энциклопедия права. 2015.)
- Дисциплинарная ответственность — обязанность работника ответить перед администрацией предприятия (учреждения) за совершенный дисциплинарный проступок и понести те меры воздействия, которые указаны в дисциплинарных санкциях трудового права (Трудовое право: Учебник / Под ред. О.В. Смирнова, И.О. Снигиревой. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2007. С. 458)
- Дисциплинарная ответственность — обязанность работников претерпеть юридически неблагоприятные последствия в форме лишений личностного характера за совершение дисциплинарного проступка в порядке и на условиях, предусмотренных трудовым законодательством (Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс трудового права: Учеб. в 2 т. М., 2004. Т. 2. С. 509 — 510.)
Дисциплинарная ответственность характеризуется тем, что:
- ее основанием является дисциплинарный проступок, т.е. виновное нарушение правил дисциплины, неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, возложенных на лицо в связи с его работой, государственной или муниципальной службой, учебой, отбытием уголовного наказания или иной деятельностью;
- за дисциплинарный проступок предусмотрены меры дисциплинарного взыскания, имеющие характер наказания;
- они применяются уполномоченными на то органами и должностными лицами на основе взаимных обязательств по трудовому договору, в порядке подчиненности, в силу членства в объединении и т.д.;
- порядок применения мер дисциплинарной ответственности (дисциплинарный процесс) регламентирован законами, уставами и другими нормативными актами.
Основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности служит дисциплинарный проступок.
Дисциплинарным проступком называется неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. Конкретные трудовые обязанности работника закрепляются в заключаемом с ним трудовом договоре, правилах внутреннего трудового распорядка или ином локальном акте организации, а также в должностной инструкции, технических правилах и т.д. В этой связи для привлечения работника к ответственности он должен быть ознакомлен со своими обязанностями под расписку.
Дисциплинарный проступок обладает совокупностью признаков. Состав административного проступка включает в себя субъект, субъективную сторону, объективную сторону, объект.
Сроки привлечения к дисциплинарной ответственности
В целях защиты интересов служащих, действующими нормами были установлены определенные временные рамки, в которые подчиненные могут привлекаться к ответственности за ранее совершенные нарушения, например:
- В большинстве случаев срок давности для назначения наказания будет равен одному календарному месяцу. В данный период времени не включаются дни нетрудоспособности гражданина, а также иные случаи его отсутствия на рабочем месте без каких-либо уважительных причин.
- В некоторых ситуациях вышеуказанный срок увеличивается до 6 месяцев. Например, если нарушение, совершенное сотрудником, было выявлено в ходе аудиторской либо иной проверки.
Заключение
Нужно запомнить, что государственные служащие имеют право оспорить наложенное взыскание вышестоящему начальнику, либо в суде, в порядке административного производства.
Государственные служащие имеют особый правовой статус, так как они наделены властными полномочиями и являются представителями органов Федеральных и муниципальных властей. Они привлекаются к общей (на основании норм Трудового кодекса), и специальной (на основании ФЗ № 79 и 58) дисциплинарной ответственности.
Читайте так же: Особенности увольнение муниципального и госслужащего с гражданской службы по собственному желанию