Договор поставки для государственных и муниципальных нужд

Содержание:

Способы отбора поставщиков

Порядок заключения контракта отличается от порядка заключения обычного договора, состоящего в акцепте оферты (п. 2 ст. 432 ГК РФ). Закон о госзакупках (ст. 10) называет несколько способов размещения заказа:

  • путем проведения торгов (в форме конкурса, аукциона);
  • без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика <2>).

<2> Начиная с 1 июля 2009 г. из Закона о госзакупках исключен такой способ, как размещение заказа на товарных биржах.

По общему правилу заказ на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд размещается на торгах (п. 2 ст. 10 Закона о госзакупках). Причем по товарам, включенным в Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 N 236-р (далее — Перечень), контракт заключается только по результатам аукциона (а не конкурса). Торги в форме аукциона отличаются от торгов в форме конкурса количеством критериев, по которым оценивается предложение участников (потенциальных поставщиков). При участии в аукционе критерий один — цена, победителем признается лицо, предложившее наиболее низкую цену (п. 1 ст. 32 Закона о госзакупках) <3>. Если товар можно сравнивать не только по ценам, но и по иным характеристикам (и этот товар не входит в названный выше Перечень), заказчик будет проводить торги в форме конкурса. Победителем конкурса признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения контракта, заявке которого присвоен первый номер (п. 1 ст. 20 Закона о госзакупках). Критериями оценки заявок участников конкурса наряду с ценой могут быть функциональные (потребительские свойства) или качественные характеристики товара, расходы на эксплуатацию, техническое обслуживание товара, сроки (периоды) поставки товара, срок и объем предоставления гарантий качества товара (п. 4 ст. 28 Закона о госзакупках).

<3> Согласно п. 2 ст. 32 Закона о госзакупках заказчик вправе размещать заказ путем проведения открытого аукциона или открытого аукциона в электронной форме. Порядок проведения последнего детально прописан в гл. 3.1 Закона о госзакупках, вступающей в силу 1 июля 2009 г. (Федеральный закон от 08.05.2009 N 93-ФЗ).

Закон о госзакупках разрешает заказчикам размещать заказ и без проведения торгов, но только в установленных случаях. Так, если стоимость одноименных товаров, необходимых заказчику, не превышает в месяц 500 000 руб., заказчик вправе провести запрос котировок цен товара (п. 2 ст. 42 Закона о госзакупках). Участники представляют заказчику заявки со своими ценами (один участник может подать только одну заявку), победителем признается лицо, предложившее наименьшую цену. Отличие от аукциона в том, что участники запроса котировок предлагают цену один раз в своей заявке (заказчик сравнивает предложенные варианты), а на аукционе цена уменьшается постепенно, участники в режиме реального времени предлагают все более низкую цену по сравнению с конкурентами.

Если стоимость одноименных товаров, закупаемых в течение квартала, не превышает 100 000 руб., заказчик вправе вообще не проводить никакие специальные процедуры, а разместить заказ на поставку товаров у единственного поставщика (пп. 14 п. 2 ст. 55 Закона о госзакупках), то есть фактически заключить контракт в общем порядке путем направления и акцепта оферты. Есть и другие случаи, перечисленные в ст. 55 Закона о госзакупках, которые позволяют заказчику заключить госконтракт с единственным поставщиком (например, если торги не состоялись).

Добавим, что обязанность заказчика размещать заказ на поставку товаров, перечисленных в Перечне, только путем проведения аукциона не распространяется на случаи, когда Закон о госзакупках допускает не проводить торги (Письмо Минэкономразвития России от 03.03.2009 N Д05-1079).

Что еще скачать по теме:

  • Каким должен быть правильно составленный трудовой договорТрудовой договор определяет взаимоотношения работодателя и сотрудника. От того, насколько досконально будут учтены условия взаимоотношения сторон, его заключивших, зависит соблюдение сторонами прав и обязательств, им предусмотренных.
  • Как грамотно составить договор займаВзятие денег в заем – явление, достаточно, характерное и распространенное для современного общества. Юридически правильным будет оформить кредитный заем с последующим возвратом средств документально. Для этого стороны составляют и подписывают договор займа.
  • Правила составления и заключения договора арендыНи для кого не секрет, что юридически грамотный подход к составлению договора или контракта является гарантией успешности сделки, ее прозрачности и безопасности для контрагентов. Правоотношения в сфере найма не исключение.
  • Гарантия успешного получения товаров – правильно составленный договор поставкиВ процессе хозяйственной деятельности многих фирм наиболее часто используется договор поставки. Казалось бы, этот простой, по своей сути, документ должен быть абсолютно понятным и однозначным.
  • Все договоры
  • Все бланки
  • Авторский договор, авторский заказ
  • Агентский, субагентский договор и соглашение
  • Договор аренды, субаренды: недвижимости, имущества
  • Договор банковского счета, вклада-депозита, обслуживания
  • Брачный договор, контракт, семья
  • Договор безвозмездного пользования, оказания услуг
  • Договор возмездного оказания услуг
  • Договор гарантии и гарантийного обслуживания
  • Договор дарения, пожертвования
  • Договор доверительного управления
  • Договор займа, беспроцентного займа
  • Договор задатка, аванса
  • Договор залога недвижимости, имущества, прав
  • Договор комиссии, субкомиссии на покупку, продажу
  • Договор концессии, франчайзинга
  • Договор купли-продажи товара, имущества, акций
  • Договор лизинга, сублизинга, финансовой аренды
  • Лицензионный, сублицензионный договор
  • Договор мены, бартера, обмена
  • Договор найма, поднайма жилого помещения
  • Договор на выполнение работ, оказание услуг
  • Договор обучения, стажировки, переподготовки
  • Договор перевода долга
  • Договор подряда, субподряда
  • Договор поручения, договор поручительства
  • Договор поставки товара, продукции, оборудования
  • Договор представительства: юридического, коммерческого
  • Договор о совместной деятельности
  • Договор страхования, перестрахования
  • Договор уступки требований, договор цессии
  • Договор хранения товара, имущества
  • Трудовой договор, контракт, соглашение
  • Удостоверительная надпись
  • Прочие договора
  • Акт
  • Анкета
  • Аренда
  • Белстат
  • Бухучет
  • Бюджет
  • Ведомость
  • Госкомимущество
  • Доверенность
  • Должностная инструкция
  • Жалоба
  • ЖКХ
  • Журнал
  • Зарплата
  • Заявление
  • Здравоохранение
  • Инструкция
  • Исковое заявление
  • Контракт
  • Минздрав
  • Минтранс
  • Минюст
  • МЧС
  • Отчет
  • Отчетность
  • Положение
  • Приказ
  • Протокол
  • Рабочая инструкция
  • Расписка
  • Совмин
  • Соглашение
  • Справка
  • Труд
  • Уведомление
  • Устав
  • Форма
  • Ходатайство
  • Экономика
  • Юрлицо

Другой комментарий к статье 529 ГК РФ

1. В соответствии с государственным (муниципальным) контрактом поставщик должен передать товары непосредственно государственному (муниципальному) заказчику либо получателю, указанному в выдаваемой заказчиком на основании контракта отгрузочной разнарядке. В последней ситуации получатель выступает в качестве третьего лица, управомоченного на принятие исполнения (ст. 312 ГК), и не несет обязанностей (а равно ответственности) перед поставщиком (см. коммент. к ст. 531 ГК).

Однако государственным (муниципальным) контрактом может быть предусмотрено, что поставка товаров должна осуществляться поставщиком покупателю, указанному государственным (муниципальным) заказчиком, на основании заключаемого между поставщиком и покупателем договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд (п. 1 коммент. ст.).

2. Договор поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд заключается на основании и во исполнение государственного (муниципального) контракта, поэтому тесно связан с последним и зависим от него (см. абз. 1 ст. 532, абз. 1 п. 3 ст. 533, абз. 2 ст. 534 ГК).

3. Поскольку договор поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд опосредует отношения по возмездной передаче товаров в собственность другой стороны, указанный договор представляет собой вид купли-продажи и разновидность поставки. Соответственно, положения § 3, а также § 1 гл. 30 ГК применяются к нему в части, не противоречащей правилам § 4 гл. 30 ГК.

Сторонами договора поставки товаров для государственных нужд являются поставщик и покупатель. Поставщиком в договоре поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд выступает поставщик по государственному (муниципальному) контракту (см. ст. 525 ГК и коммент. к ней). Покупателем является лицо, указанное государственным (муниципальным) заказчиком в извещении о прикреплении покупателя к поставщику (п. 1 коммент. ст.). В качестве покупателя может выступать любое лицо, хотя чаще всего в этой роли выступают коммерческие организации.

С учетом того, что договор поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд является разновидностью договора поставки, его существенными условиями должны признаваться условия о предмете и сроке. Кроме того, судебная практика, со ссылкой на ст. 532 ГК (см. коммент. к ней), признает в качестве существенного условие о цене (см. Постановление ФАС Московского округа от 2 апреля 2003 г. N КГ-А40/1683-03).

4. Коммент. ст. регламентирует порядок заключения договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд.

Государственный (муниципальный) заказчик в 30-дневный срок со дня подписания государственного (муниципального) контракта направляет поставщику и покупателю извещение о прикреплении (п. 1 коммент. ст.).

Получив извещение о прикреплении, поставщик обязан в следующие 30 дней направить указанному в нем покупателю проект договора поставки (п. 2 коммент. ст.). Данное правило является диспозитивным и может быть изменено государственным (муниципальным) контрактом. Кроме того, возможно представление проекта договора покупателем.

Сторона, получившая проект договора, обязана в 30-дневный срок либо подписать его, либо при наличии разногласий составить протокол разногласий и передать его контрагенту (п. 3 коммент. ст.). Стороны должны принять меры по урегулированию возникших разногласий. Неурегулированные разногласия могут быть переданы заинтересованной стороной в суд (п. 4 коммент. ст.).

5. Заключение договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд является обязательным для поставщика. Обязанность заключить договор возникает у поставщика, во-первых, перед государственным (муниципальным) заказчиком в силу государственного (муниципального) контракта. Данная обязанность выступает в качестве договорной и последствия ее неисполнения могут устанавливаться государственным (муниципальным) контрактом (иное мнение см.: Гражданское право: Учеб. 4-е изд., перераб. и доп. Т. 2 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. С. 82 (автор главы — И.В. Елисеев)). Во-вторых, указанные в законе (абз. 2 п. 1, п. 5 коммент. ст.) обстоятельства порождают обязанность поставщика заключить договор перед покупателем. Как следствие, при уклонении от заключения договора покупатель праве в судебном порядке требовать понуждения поставщика к заключению договора на условиях разработанного покупателем проекта (п. 5 коммент. ст.).

Покупатель, напротив, не несет перед поставщиком обязанности заключить договор (см. ст. 530 ГК и коммент. к ней), поэтому в случае отказа от заключения в отношении его поставщик не может использовать никаких способов защиты.

Стороны договора

Сторонами договора поставки для государственных и муниципальных нужд являются поставщик и заказчик. Если говорить о госконтракте по закону № 44-ФЗ, то к моменту заключения самого договора стороны уже связаны взаимоотношениями по участию в торгах.

Поставщиком является лицо, победившее в торгах и предложившее наилучшие условия для закупки, заказчиком — государство (РФ или субъекты) или муниципальное образование.

От имени заказчика могут выступать:

  • государственные и муниципальные органы власти;
  • бюджетные учреждения;
  • иные получатели бюджетных средств.

Кроме того, при заключении контракта в данных отношениях может фигурировать еще одно лицо — покупатель. Это происходит в том случае, когда заказчик заключает контракт в интересах третьего лица.

Важнейшей особенностью договора поставки для госнужд является его обязательность для сторон.

Так, заказчик всегда обязан заключить договор с лицом, выигравшим торги, кроме случаев, установленных законом. Поставщик же, напротив, обязан заключить договор только тогда, когда это предусмотрено законом (например, п. 2 ст. 5 закона № 60-ФЗ). При уклонении стороны от заключения контракта противоположная сторона вправе обратиться в суд для понуждения к его заключению (п. 5 ст. 528 ГК РФ).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector