Развитие этики и деонтологии
Содержание:
Чем отличаются медицинская психология, этика и деонтология
Схожими с деонтологией понятиями считаются медицинская психология и медицинская этика. Однако, необходимо понимать, что несмотря на наличие множества сходных черт и особенностей — это все же различные определения, регламентирующие разные сферы медицинской и врачебной деятельности. Именно поэтому часто эти направления науки даже разделяются в качестве учебных дисциплин в медицинских университетах. Стоит рассмотреть особенности и нюансы, отличающие медицинскую психологию, деонтологию и этику:
- Деонтология, как уже было описано ранее — это в первую очередь наука о практическом применении принципов медицинской и врачебной этики непосредственно при ведении своей профессиональной деятельности медицинскими работниками. Она сосредотачивается на создании детализированных и точных инструкций, при помощи которых и исполняются задачи, установленные в рамках медицинской и врачебной этики.
- Медицинская этика — это общий свод моральных и нравственных ориентиров, принятых и установленных для врачей в определенном обществе. При этом следует также отличать глобальную медицинскую этику, рассматривающую здравоохранение в мире в целом, и врачебную этику — которая сосредотачивается на рассмотрении аспектов в первую очередь этичного поведения отдельных медицинских работников при ведении взаимоотношений.
- Медицинская психология является разделом науки, который изучает различные аспекты психологических взаимоотношений медработников друг с другом, с пациентами и иными представителями общества, а также в целом рассматривает специфическую проблематику, с которой приходится сталкиваться медицинским работникам. Множество принципов медицинской психологии находят практическое отражение в деонтологии.
Как можно понять из вышеприведенного описания — все эти понятия являются взаимосвязанными друг с другом. Медицинская этика не могла бы быть реализована без деонтологии, точно так же, как деонтология не имела бы прямых моральных и нравственных ориентиров за отсутствием определенной этики. А без применения достижений и исследований в рамках медицинской психологии, практическое применение деонтологии также было бы осложнено или даже вовсе невозможно.
Моральные и профессиональные качества медсестры
Роль
медсестры в лечении пациента, особенно в больнице, трудно переоценить. Выдача
рецептов, уход за тяжелобольными людьми, проведение множества манипуляций,
некоторые из которых достаточно сложные — все это является прямой обязанностью
медперсонала. Медсестра также занимается осмотром пациента, подготовкой его к
различным хирургическим операциям, работой в операционной в качестве
анестезиолога или медсестры-операционистки и наблюдением за пациентом в
отделениях реанимации и интенсивной терапии. Все это предъявляет высокие
требования не только к знаниям и практическим навыкам медсестры, но и к ее
моральному облику, умению вести себя в коллективе при общении с пациентами и их
родственниками.
В
любое время и при любых обстоятельствах необходимо помнить, что человек обращается
за помощью к медицинскому работнику из-за порой очень серьезной катастрофы,
которая может привести к потере здоровья, инвалидности, а порой и к опасным для
жизни ситуациям. Только с полным сочувствием и пониманием ситуации пациента
может быть установлен реальный контакт между пациентом и медицинским
персоналом, который так необходим для успешного лечения. Пациент нуждается в
чуткости, моральной поддержке и тепле не меньше, а то и больше, чем в
лекарствах. Не случайно в недавнем прошлом сестер милосердия называли
«Сестрами милосердия»: Это отражало не только профессиональную, но и
моральную сторону их работы. Равнодушным, неуравновешенным людям, не способным
сочувствовать страдающему человеку, нельзя разрешать работать в медицинских
учреждениях. В общении с пациентом, в манипуляциях, которые часто бывают
неприятными и болезненными, медсестра должна отвлекать пациента от тяжелых
мыслей, вдохновлять его на то, чтобы быть энергичным и верить в выздоровление.
Пациенты
часто спрашивают у медсестер диагноз и прогноз. Ни при каких обстоятельствах
пациенты не должны быть информированы о наличии неизлечимого заболевания,
особенно злокачественной опухоли. Что касается прогноза, то всегда необходимо
выражать твердую веру в благоприятный исход. Вся информация, предоставляемая
медсестрой пациенту, должна быть согласована с врачом.
Отношения «медсестра — врач»:
- Грубость и неуважение в общении неприемлемы;
- Проводить медицинские приемы своевременно, четко и профессионально;
- Немедленно проинформируйте врача о любых внезапных изменениях в состоянии пациента;
- Если у вас есть сомнения по поводу тактичного исполнения предписаний врача, в отсутствие пациента следует обсудить все нюансы с врачом.
Отношения между медсестрами и медперсоналом:
- Грубое и неуважительное обращение с коллегами недопустимо;
- Комментарии должны быть сделаны с чуткостью и в отсутствие пациента;
- Опытные медсестры должны делиться своим опытом с молодыми людьми;
- В сложных ситуациях они должны помогать друг другу.
Отношения «медсестра — младшая медсестра»:
- Уважение друг к другу;
- Контролируйте медперсонал тактично и незаметно;
- Грубость, знакомство, высокомерие неприемлемы;
- Недопустимо делать комментарии в присутствии больных людей и посетителей.
Направления медицинской деонтологии
Медицинская деонтология — это крайне комплексная дисциплина, охватывающая огромный спектр взаимоотношений в рамках ведения врачебной и медицинской деятельности. Соответственно деонтология может разделяться по нескольким направлениям, с учетом всей их специфики и особенностей. В первую очередь, характерно разделении деонтологии по специальностям. Так, хирурги изучают совершенно иные принципы в сравнении с педиатрами — ведь им приходится прибегать к оперативному лечению, что накладывает свои особенности на порядок взаимодействия с больными и их родственниками. В то же время педиатр тоже имеет свою особую специфику работы — ведь она сопряжена с общением с детьми и их родителями.
Однако, также деонтология разделяется и по характеру изучаемых взаимоотношений. При этом особые деонтологические принципы характерны для различных комбинаций взаимоотношения разных категорий лиц. В частности, в сфере деонтологии рассматриваются следующие категории медработников и иных лиц, связанных с системой здравоохранения:
- Врачебный или старший медицинский персонал. Врачи — это основа медицины и здравоохранения. Они являются специалистами с высшим образованием, которые отвечают за назначение лечения и принятие ответственных решений по его течению.
- Средний медицинский персонал или медсестры. Деонтология медицинских сестер изучает принципы взаимодействия с врачами, пациентами, младшим медицинским персоналом и иными категориями лиц, устанавливая особые принципы и подходы для взаимодействия.
- Младший медицинский персонал. Даже в отношении сотрудников младшего медицинского персонала устанавливаются особые деонтологические принципы, касающиеся их взаимоотношения в рамках своей профессиональной деятельности с другими категориями лиц.
- Пациенты. Контакты медицинских работников с пациентами должны проходить строго согласно установленным в рамках деонтологии правилам, принципам и инструкциям. При этом деонтология не регламентирует поведение пациентов и порядок их действий по взаимодействию с врачами так как является в первую очередь дисциплиной, используемой самими специалистами в своей деятельности.
- Административный и обслуживающий персонал. Деонтология в том числе специализируется и на взаимодействии медработников с административным персоналом учреждения — ведь эти специалисты тоже являются медиками согласно требованиям законодательства. Отдельно рассматриваются вопросы и обращения с обслуживающим персоналом, который не относится к медработникам.
- Государственные органы. Некоторые аспекты деонтологии посвящены необходимости взаимодействия персонала учреждений здравоохранения с различными государственными службами и органами в определенных ситуациях, а также влиянию подобных действий на вопросы этики и морали.
Зачем необходима врачебная этика
Сама по себе профессиональная этика врачей призвана решать как практические задачи, так и моральные и нравственные вопросы, с которыми могут столкнуться медицинские работники и простые люди, обращающиеся за медицинской помощью. Поэтому основные задачи и цели профессиональной врачебной этики стоит рассмотреть как можно более внимательно. Несмотря на то, что конкретные цели могут отличаться в зависимости от страны, территории, культуры, религии и профессиональной специализации врача, в общем случае врачебная этика призвана решать следующие задачи:
- Установление ограничений и особой ответственности врачей. Врачебная этика стремится установить максимально допустимые границы дозволенных действий для врачей, чтобы предотвратить возможные негативные последствия их деятельности для общества и пациентов. При этом она также рассматривает особый статус врача и соответствующую ему дополнительную ответственность, которая налагается на каждого медицинского работника.
- Определение личностных качеств, необходимых для медицинского работника. Любой медицинский работник обязан с точки зрения врачебной этики, обладать как рядом профессиональных навыков, так и определенными личностными качествами, которые следует развивать, культивировать и поощрять в рамках ведения профессиональной деятельности.
- Установление понятий врачебного долга. Само понятие врачебного долга является одним из базовых в рамках врачебной этики и регулирует принципы оказания медицинской помощи и обеспечения свободного доступа к ней у нуждающихся людей.
- Разрешение наиболее распространенных моральных конфликтов. Деятельность врача так или иначе часто может быть связана с различными неоднозначными моральными и этическими конфликтами. Например — необходимость причинения вреда пациенту для спасения его жизни или здоровья. Есть и более сложные вопросы и дилеммы, которые приходится разрешать врачам в экстренных ситуациях, и они также рассматриваются в рамках врачебной этики.
- Обеспечение развития врачебного сообщества и медицинской науки. В рамках профессиональной этики врачей рассматриваются в том числе и вопросы, связанные напрямую с развитием медицинской науки и с взаимодействием медицинских работников друг с другом, что обеспечивает эффективное развитие медицины в целом и структурирует врачебное сообщество в частности.
- Фиксация гарантий равенства, свободы и справедливости. Врачебная этика призвана обеспечить равенство между всеми пациентами, непредвзятость врача при назначении лечения и необходимости совершения выбора, и свободу человека при необходимости проведения каких-либо медицинских манипуляций.
- Поиск оптимальных методов сохранения психического и физического здоровья врачей и пациентов. Значительная часть аспектов врачебной этики посвящена необходимости сохранения психики врачей, как группы риска — медицинским работникам часто приходится находиться в травмирующих ситуациях и методы борьбы с возможными травмами рассматриваются в том числе и с этической и моральной точки зрения. Кроме этого, рассматривает профессиональная этика врача и вопросы его взаимодействия с пациентами в целях обеспечения блага последним.
- Создание позитивного образа врача и медработника в общественном сознании. Еще одной из задач врачебной этики является создание доброго образа врача в общественном сознании, поддержание высокого статуса медицинского работника в обществе, обеспечение уважения и почета профессиям, связанным с медициной.
В каждом специализированном направлении медицины врачебная этика может также решать и дополнительные задачи. Кроме этого, в различных традиционных сообществах с отдельными особенностями культуры и религии, врачебная этика также тщательно исследует механизмы взаимодействия врачей с пациентами таким образом, чтобы они не противоречили нормам и принципам нравственности и общественной морали в таковом обществе.
I. Общие положения
1. На должность младшей
медицинской сестры по уходу за больными назначается лицо, имеющее среднее общее
образование и профессиональное обучение по должности «Младшая медицинская
сестра по уходу за больными» или среднее профессиональное образование по
специальностям «Сестринское дело», «Лечебное дело»,
«Акушерское дело» по программе подготовки квалифицированных рабочих
(служащих) по должности «Младшая медицинская сестра по уходу за
больными»
2. Требования к опыту
практической работы не предъявляются.
3. Дополнительные требования:
— прохождение обязательных
предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских
осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров
(обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
4. Назначение на должность
младшей медицинской сестры по уходу за больными, а также освобождение от нее
производится приказом руководителя организации.
5. Младшая медицинская сестра по
уходу за больными должна знать:
5.1. Правила общения с
пациентами (их родственниками/законными представителями)
5.2. Здоровьесберегающие
технологии при перемещении пациента с недостаточностью самостоятельного ухода
5.3. Порядок
проведения санитарной обработки пациента и гигиенического ухода за пациентом с
недостаточностью самостоятельного ухода
5.4. Методы пособия при физиологических отправлениях пациенту с
недостаточностью самостоятельного ухода
5.5. Правила
информирования об изменениях в состоянии пациента
5.6. Алгоритм
измерения антропометрических показателей
5.7. Показатели
функционального состояния, признаки ухудшения состояния пациента
5.8. Порядок
оказания первой помощи при угрожающих жизни состояниях
5.9. Санитарно-эпидемиологические
требования соблюдения правил личной гигиены пациента
5.10.
Правила кормления пациента с недостаточностью самостоятельного ухода
5.11.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания пациентов
5.12.
Алгоритм смены нательного и постельного белья пациенту с недостаточностью
самостоятельного ухода
5.13.
Правила использования и хранения предметов ухода за пациентом
5.14.
Условия безопасной транспортировки и перемещения пациента с использованием
принципов эргономики
5.15.
Условия конфиденциальности при работе с биологическим материалом и медицинской
документацией
5.16.
Правила безопасной транспортировки биологического материала в лабораторию
медицинской организации, работы с медицинскими отходами
5.17.
Структуру медицинской организации
5.18.
Сроки доставки деловой и медицинской документации
5.19.
Трудовое законодательство Российской Федерации, регулирующее трудовой процесс
младшей медицинской сестры; нормы этики в профессиональной деятельности
5.20.
Правила внутреннего трудового распорядка, лечебно-охранительного,
санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима
5.21.
Способы и средства оказания первой помощи при угрожающих жизни состояниях
5.22.
Требования охраны труда, меры пожарной безопасности, порядок действий при
чрезвычайных
5.23. _____________________________________________________________________
6. Младшая медицинская сестра по
уходу за больными подчиняется непосредственно __________________.
7. На время отсутствия младшей
медицинской сестры по уходу за больными (отпуск, болезнь, пр.) ее обязанности
исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает
соответствующие права и несет ответственность за надлежащее их исполнение.
8.
________________________________________________________________
Общие обязанности санитарки
Так как санитары – это персонал, который не проходил никакой специализированной подготовки, их работа сводится к осуществлению ухода за лежачим больным, содержание чистоты палат, коридоров и кабинетов отделения. Такая работа не требует специальных навыков и знаний, поэтому не требует подготовки кадров. При поступлении лежачего больного в стационар, родственники пациента могут поинтересоваться кто должен ухаживать за лежачими больными в стационаре по закону. Ответом на этот вопрос будут должностные обязанности санитарки, которые имеются на каждом отделении в любой больнице.
В медицинском учреждении санитарки делятся на:
- Уборщиц
- Буфетчиц
- Мойщиц
При этом у каждой имеется своя работа, которую она должна выполнять. Они находятся в непосредственном подчинении у старшей и главной медсестры, а также у дежурных медсестёр.
Все больницы отличаются своими правилами, а также особенностями ухода. Обычно, в отделениях с разными спецификами заболеваний уход за больными сильно отличается от других отделений
У каждой болезни имеются свои особенности и моменты, которым требуется уделить особое внимание. Поэтому, в любом отделении имеются должностные инструкции, которые санитарка или любой другой персонал обязаны соблюдать
Помимо этого, при устройстве на работу сотруднику выдаются общие инструкции, но при знакомстве с работой в конкретном отделении старшая сестра познакомит сотрудника с основными обязанностями, которые ему будет необходимо выполнять.
Должностные инструкции могут составляться непосредственно старшей сестрой, но обязательно должны пройти проверку и одобрение главной медсестры больницы. В такие инструкции могут вноситься обязанности, как постановка клизм или помощь медсестре при разведении зондового питания тяжелым лежачим больным. Поэтому в зависимости от специфики отделения обязанности сотрудников отличаются.
Тем не менее, перестилание и уход за лежачими больными остаётся основной обязанностью санитарки. Если по каким-то причинам сотрудница не справляется со своей работой или не успевает её выполнить – ей могут помочь родственники лежачего больного, если они сами изъявляют желание. Заставлять семью больного помочь санитарка не имеет права и должна выполнять свою работу самостоятельно. При возникновении вопроса о том, кто должен ухаживать за лежачим больным, ответ прост: сами родственники, а также обученный персонал. В большинстве случаев, на каждом отделении в одной смене дежурит две санитарки, которые способны без помощи других выполнить свои обязанности.
Мифы о медицинской этике
Хотя современные технологии все глубже проникаю в медицину, она по-прежнему совмещает в себе науку и искусство. Эта двойственность, а также непосредственная связь со здоровьем и жизнью человека, создает почву для различных мифов.
В медицине есть темы, которые будоражат умы, вызывают горячие дискуссии и иногда трактуются неверно (трансплантация органов). Почки, сердце, легкие и другие органы пересаживают от уже умерших людей. Непосвященный в это человек, если увидит процесс извлечения органа, воспримет все так, что необходимый материал извлекают из все еще живого человека.
Или эвтаназия. Доктора либо прекращают продлевать жизнь пациента, либо применяют специальные меры для безболезненного ухода из жизни. В некоторых цивилизованных эта процедура добровольна, в большинстве стран мира – запрещена. Много споров вызывает эта тема. А споры порождают слухи. Мифы о «врачах-убийцах» тревожат людей.
Особенности медицинской этики и деонтологии во взаимоотношениях медработников
Крайне интересной является деонтология в том числе и в контексте взаимоотношения между различными категориями медицинских работников. Особые принципы деонтологии во взаимоотношениях между медработниками призваны сохранить вежливые, профессиональные и доверительные отношения в коллективе, обеспечивая при этом четкую иерархию больничной структуры и сохранение врачебного авторитета в глазах пациентов.
Поэтому любые конфликтные ситуации и споры между врачами как специалистами из числа высшего медицинского персонала не должны происходить на глазах у пациентов. Спорные ситуации должны рассматриваться коллегиально и со взаимным уважением друг к другу. Врач не должен обвинять другого врача в совершении врачебной ошибки, однако обязан указать на неточность в действиях и решениях коллеги, если таковые были замечены. При этом критика должна быть направлена не на личность другого врача, а на конкретные решения, принятые им и быть конструктивной, а не деструктивной.
Во взаимоотношениях со средним медицинским персоналом — медсестрами и фельдшерами врач должен осознавать свой статус и авторитет, независимо от возраста и стажа работы, однако не должен допускать фамильярности или какой-либо дискриминации других медработников. Контакты врача с младшим медицинским персоналом также должны происходить в уважительной обстановке, и врач не может требовать от таких работников выполнения каких-либо обязанностей за пределами их должностных инструкций.
В общении с административным персоналом врачу необходимо понимать, что он также состоит из медицинских работников, обладающих в том числе и управленческими правами и обязанностями. При этом врач обязан своевременно сообщать о любых конфликтных ситуациях и наличии потребности в определенных ресурсах, если они необходимы для осуществления профессиональной деятельности.
Медсестра и пациент
Профессия медсестры зародилась из женского стремления помочь больному или раненому человеку. В ее основе лежит принцип заботы о каждом пациенте, в независимости от его социального статуса, национальности или вероисповедания. Этот принцип в работе следует ставить превыше всего.
Медицинская сестра призвана ухаживать за пациентами, облегчать страдания или предотвращает их, а также помогать реабилитировать здоровье. Согласно этическому кодексу медсестер, им следует уважать права каждого человека на физическое и психическое здоровье, соблюдать принципы гуманности, качественно выполнять свою работу и соблюдать моральные принципы в отношениях с пациентами и коллегами.
Уважать человеческое достоинство пациента – необходимое условие работы в этой профессии. Согласно этике, медсестра не имеет права проявлять к больным высокомерие, пренебрежение или грубость, а также не должна навязывать им свою точку зрения по какому-либо вопросу. Она должна информировать пациента о его правах, состоянии здоровья, диагнозе и методе лечения.
Причинять боль пациенту допустимо только в одном случае – если это проводится в его интересах. Угрозы, касательно жизни человека недопустимы. Разглашение конфиденциальной информации о пациенте запрещена.
Краткое описание
Санитар — сложная, утомительная и не слишком престижная профессия, сопряженная с физическим трудом. Санитары, как и медсестры, подчиняются врачам, выполняя все их указания и требования. Именно санитары производят уборку помещений, занимаются обработкой и стерилизацией медицинского инструмента.
Круг обязанностей этого сотрудника зависит от отделения, в котором он работает. Наиболее сложно трудиться в хирургических и онкологических отделениях. Санитары не должны быть физически и морально слабыми, брезгливыми, ведь часто им приходится работать с грязным постельным бельем, пятнами крови, капризными пациентами.
Для работы в этой сфере не нужно высшее медицинское образование, ведь достаточно прослушать короткий обучающий курс и получить сертификат. Работа санитаром (санитаркой) становится первой ступенью карьерной лестницы, ведь в перспективе можно получить среднее профессиональное образование, переквалифицировавшись в медбрата (медсестру).
Заключение
Этической
основой профессиональной деятельности медсестры является гуманность и
милосердие. Важнейшими задачами профессиональной деятельности медсестры
являются: всесторонний и всесторонний уход за больными и облегчение их
страданий; восстановление здоровья и реабилитация; пропаганда здорового образа
жизни и профилактика заболеваний. Этический кодекс устанавливает четкие
этические ориентиры профессиональной деятельности медсестер и призван
способствовать консолидации, престижу и авторитету медсестринского дела в
обществе и развитию медсестринского дела в России.