Что делать если ребенка обижают одноклассники? буллинг в школе
Содержание:
Как учителю вести себя, если ученик ведет себя агрессивно и провоцирует конфликты
Агрессия со стороны учеников обычно приводит к конфликтам на уроках или переменах. Учитель становится неотъемлемым участником этого конфликта и его задача – сначала эту ситуацию остановить, после чего помочь ребёнку найти новые способы выражения агрессии. Есть несколько основных рекомендаций, которые мы в фонде «Шалаш» используем в работе с детьми.
Первое, что нужно сделать в случае конфликта – остановить ребёнка. Часто дети в состоянии аффекта не реагируют на слова, и тогда учитель может быть вынужден остановить его физически, но не проявляя встречную агрессию – не нужно хватать ребёнка за руку или плечо, лучше, например, обнять его.
В конфликтных ситуациях сохраняйте спокойствие. Если есть жертва – поддержите ее, даже если конфликт происходит прямо на уроке
Это важно, потому что это создает ощущение безопасности на занятии, и таким образом учитель посылает ученикам сигнал, что заступится за каждого, если кто-то проявит в их адрес агрессию.
Разберитесь в причинах конфликта. Прерывать ход урока в таком случае не стоит – можно найти время на перемене
Для выяснения причин не нужно заставлять детей друг перед другом извиняться. Лучше дать детям высказаться, и выслушать две стороны конфликта, чтобы понять, что заставило учеников вступить в противостояние.
Дети и подростки не знают, как приходить в себя в случае конфликта, поэтому учителю важно предложить им варианты разрядки: попить воды, подышать, что-то сильно сжать, посидеть за задней партой. На ссоры тратится много энергии, поэтому лучше дать возможность детям отдохнуть и предложить вернуться к уроку тогда, когда они будут готовы.
Ребёнок сам не может научиться понимать и называть свои чувства, назовите их за него – «Я вижу, что ты расстроен(а)/злишься». Так ученик научится соотносить свои эмоции с тем, как это называется, и его эмоциональный интеллект будет развиваться.
После урока покажите ребёнку, что существуют никого не задевающие способы выражения злости: что-то крепко сжать, потопать, постучать или сказать что-то, что поможет избежать конфликта – например, «Мне неприятно/Я сейчас разозлюсь/Пожалуйста, отойди».
Отмечайте прогресс ребёнка в освоении этих способов в течение какого-то периода – недели, месяца, четверти. Часто дети, которые проявляют агрессию и которым сложно с ней справляться – это дети с низкой самооценкой, мотивированные скорее на избегание неудачи, а не на достижение успеха. Им важно увидеть связь между усилиями и результатом. Можно или устно сказать ребёнку о том, что у него получается, или передать ему записку.
Последствия школьного буллинга
Издевательства сверстников психологически травмируют ребенка сильнее, чем потеря близких родственников
По официальной статистике фонда ЮНИСЕФ травле со стороны сверстников подвергается 24% школьников. Как отразится буллинг на жизни ребенка, зависит от его реакции, устойчивости психики, от действий родителей и других сопричастных взрослых — педагогов, психологов. Печально, но не многим жертвам травли удается избежать психологической травмы, которая оставляет след на всю жизнь. Последствия издевательств могут быть самыми разными:
- Ребенок теряет веру в себя, перестает сопротивляться. У него появляется установка: я плохой, никчемный и заслуживаю такого отношения. Став взрослым, он вряд ли станет успешным, найдет высокооплачиваемую работу, построит карьеру.
- Теряет способность доверять окружающим, строить близкие отношения. Страх быть осмеянным, униженным заставляет ребенка, а затем взрослого мужчину или женщину держаться на расстоянии от других.
- Перестает верить взрослым, рассчитывать на поддержку родных. Как и Светлана, большинство подростков, подвергающихся травле одноклассников, не могут представить, чем родители способны помочь им. Ребёнку кажется, что обратившись к родителям, он сделает только хуже. Мама или папа устроят разборки с агрессорами, а те в ответ начнут еще сильнее над ним издеваться.
- Потеряв веру в родителей, ребенок ищет поддержку в ком-то другом. Хорошо, если это будет тренер по футболу, художественной гимнастике или рукопашному бою. Но «защитником», а потом и наставником, может оказаться отморозок, торгующий наркотиками.
- Подвергавшиеся издевательствам сверстников дети часто впоследствии сами становятся агрессорами, от которых страдают супруги, дети, слабые, не способные защитить себя люди.
- Самый страшный сценарий — суицид. Статистика детских самоубийств катастрофична: в 2019 году в Украине 111 детей покончили с собой. Причиной большей части из них стала травля в школе.
Слышу ваши вопросы — «Неужели все так мрачно?», «А как же истории известных людей, которым нападки сверстников помогли закалить характер, стать сильнее, добиться успеха?». Действительно, в Сети гуляют десятки таких историй. Да, некоторым жертвам буллинга удается стать внешне успешными людьми. Подчеркиваю — ВНЕШНЕ. Ведь за видимым окружающим лоском обязательно скрывается глубокая душевная травма.
Возможно, многие известные спортсмены, актеры, изобретатели, бизнесмены, политики и не добились бы мировой славы, успехов в карьере, если бы агрессия окружающих не заставила их стать сильными, научиться рассчитывать только на себя. Но все эти достижения несоразмерны с тем, что они потеряли — счастливое детство, трогательные переживания юности, доверие к миру.
И главное — обратить жестокость сверстников в стимул для саморазвития и достижения успеха способен лишь один ребенок из тысячи жертв травли. Остальные 999 страдают и ломаются.
Педагог не имеет права оскорблять ученика
И это не только нравственная, но и законодательная норма.
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ об обязанности и ответственности педагогических работников очень четко определяет, что педагогические работники обязаны уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.
То есть, если вы уверены, что ребенка на самом деле оскорбили или унизили, с этой проблемой нужно разбираться. И в случае, если это будет доказано, педагога ждет наказание, вплоть до увольнения.
А, может, оскорбления и не было?
Так тоже бывает. Дети обидчивы. И безобидное замечание учителя может показаться настоящей трагедией маленькому человеку с большим чувством собственного достоинства.
В данном случае родители сначала должны сами понять, имело ли место оскорбление. Например, маленькая девочка обиделась, когда учительница упрекнула ее в том, что она постоянно опаздывает на уроки: «Вика, ты слишком крепко спишь. У тебя, наверное, очень теплая пижамка и очень мягкая постелька?» Одноклассники засмеялись, а школьница заплакала. Мама, узнав об этом, сначала возмутилась, а потом решила обратить все в шутку. На «семейном совете» пришли к выводу, что нужно выезжать из дома пораньше, и на этом все закончилось. Ребенок успокоился. Инцидент исчерпан.
Другой случай не так безобиден. Школьник пришел в школу после каникул с новой прической и покрашенными волосами. Учитель физкультуры начал отпускать по его поводу сальные шутки насчет того, что он «теперь и не уверен, в какую группу – к девочкам или к мальчикам его ставить. И безопасно ли ему в раздевалке». Это уже вполне можно квалифицировать как оскорбление ученика учителем. В этом случае вмешательство родителей вполне уместно.
Оскорблением считается прилюдное унижение достоинства. Где провести грань между безобидной шуткой и унижением – решать в первую очередь вам. А позже, возможно, и юристам.
Как вы можете узнать, является ли ваш ребенок жертвой издевательств?
Еще в молодом возрасте важно научить своих детей уважению, дружбе, доверию и показать им, что они не реагируют на агрессию, когда им причиняют страдания. Ребенок должен знать, что он может говорить с членами семьи о любых проблемах и выражать свои чувства, сомнения и страхи
Вы должны быть в состоянии открыто поговорить со своим ребенком.
У вас нет хорошего общения со своим ребенком, вам будет очень трудно определить, будут ли издеваться над вашим ребенком?Ваш ребенок может испугаться и не упоминать об этом дома из-за стыда.
Вы также можете наблюдать за поведением, указывающим на то, что у вашего ребенка возникли проблемы с друзьями или в школе.
Поведение, которое может указывать на то, что над вашим ребенком издеваются:
Ваш ребенок не хочет в школу;Дети, над которыми издеваются, могут обманывать, например он заболел, чтобы не ходить в школу, но они совершенно здоровы, если вы идете с ними к врачу;Вы должны поощрять своего ребенка, чтобы объяснить, почему он не хочет в школу, создайте доверие, чтобы ваш ребенок рассказал вам обо всех своих проблемах и заботах, когда он чувствует себя плохо, или почему он пытается избежать школы.
Изменения в поведении:
Это изменения, которые происходят медленно и постепенно и затрагивают личность детей. Например, ваш ребенок может перестать общаться со старшими друзьями или членами семьи, даже если раньше он был очень открытым;Дети, которые страдают от издевательств, нервничают перед школой и их настроение меняется;Они могут страдать от гнева или насилия или быть легко раздражительными;У мальчиков в период полового созревания иногда трудно различить эти поведения и интерпретировать их как предупреждения, так как они могут возникнуть по привычке. Тем не менее, вы должны понимать, что причиной этих поведенческих изменений является запугивание.
Что делать дальше
Для начала можно попытаться поговорить с родителями обидчика. Если они не воспринимают проблему всерьез и считают, что их ребенок — ангел, стоит заручиться поддержкой школы и поговорить с классным руководителем. Делать это нужно вежливо и спокойно, потому что главная цель — решить проблему ребенка, а не выплеснуть свой гнев
В разговоре с учителем важно обговорить стратегию: конкретные шаги и сроки.
Неправильно | Правильно |
Вы вообще в курсе, что у вас в классе происходит?!Как вы такое допустили, какой из вас педагог! Мы доверили вам своего ребенка, а вы что?У меня ребенок не ест, не спит, постоянно плачет, а все потому, что кто-то не может нормально делать свою работу! | Моя дочка сказала, что ее обижает одноклассница, а другие девочки просто смотрят. Вы знали об этом?Что вы делаете для того, чтобы решить проблему?Я видела, что эта девочка создала Вконтакте группу, куда выкладывает фотографии моей дочери со всякими обидными надписями. Фото сделаны на уроке и во время перемен. Что вы планируете делать с этим? |
Если разговоры с учителем ни к чему не привели, можно создать согласительную комиссию. В этом случае родители, администрация школы, медиаторы и психологи собираются, чтобы решить конфликт. В комиссию могут войти и сами ученики. Решение, которое примут на заседании, станет обязательным для исполнения на территории школы.
Обидчиком может быть и учитель, и тогда решить проблему труднее. Для начала нужно понять, действительно ли он ведет себя непрофессионально или ребенок слишком остро реагирует на замечания. Стоит поговорить с родителями одноклассников, узнать, как они видят ситуацию. Если проблема есть — обратиться к директору школы, если это не сработает — в местное управление образования и администрацию.
Иногда родители считают, что легче перевести ребенка в другую школу, потому что гласность и шумиха могут только усилить травлю. Это не всегда так. Травля существует из-за безнаказанности. Обычно проблема решается, как только обидчика привлекают к ответственности. Однако если школа не может помочь, а издевательства продолжаются, главное — обезопасить ребенка. Можно перевести его в другую школу и продолжать решать проблему.
Настя, 19 лет:
— В начальной школе у меня была очень суровая учительница, она могла наорать на нас без причины, сказать что-то грубое, ударить линейкой или кинуть в кого-нибудь мелом. К фамилиям мальчиков она любила добавлять слово «пан». Однажды она вызвала к доске мальчика с фамилией Носов и спросила: «Ну, пан Носов, что вы нам сегодня расскажете?». Класс рассмеялся, и за мальчиком на долгое время закрепилась кличка «понос».
Девочек учительница звала «секретутками», я не понимала, что это значит, и спросила у родителей. Родители были в шоке и стали расспрашивать о том, что происходит в нашем классе. После этого они решили поговорить с учительницей, но директор был на ее стороне и не видел никакой проблемы. Тогда родители сказали, что если учительница начнет кричать или бить кого-то линейкой, я должна записать все это на телефон. Я так и сделала.
С записями родители сразу пошли в городскую администрацию — знали, что от директора помощи ждать бессмысленно. Встал вопрос об увольнении учительницы, но внезапно половина класса оказалась против этого. Многие родители считали, что строгость — это не плохо, и что учитель — сильный педагог, который обеспечит нам хорошее будущее, поэтому можно и потерпеть.
Учительницу в итоге уволили, но стало только хуже. Если раньше у нас с одноклассниками был общий враг — строгая класснуха, то теперь изгоем стали я и моя семья. Родителей игнорировали на собраниях, удалили из общего чата. Надо мной постоянно подшучивали: говорили, что новая классная руководительница ставит мне пятерки только из-за страха, что я и ее сниму на видео. Наверное, дети просто повторяли то, что слышали дома от своих родителей.
Город у нас маленький, и переводиться в другую школу не было смысла. Поэтому мы всей семьей переехали в другой город.
Некоторые родители, которые сталкивались с травлей детей в школе, советуют сразу же забирать ребенка из учебного заведения. Они считают, что бороться с травлей бессмысленно — раз она есть, значит, учителя и администрация не сумели выстроить правильные отношения между учениками. А значит, проблема возникнет снова. Поэтому нужно искать не просто новую школу, а ещё и хорошего классного руководителя. В идеале он способен устанавливать правила жизни в классе и контролировать их, брать на себя ответственность. Определить это сходу практически невозможно. Можно ориентироваться на желание учителя решить проблему — если оно не меньше, чем у родителей, значит, есть шанс, что ситуация не повторится.
Если ребенка обижают в школе — советы психолога
Проблему проще предотвратить, чем решить, когда она уже имеет место:
- Воспитывайте в ребенке самоуважение и уверенность в себе. По статистике дети, у которых есть эти черты характера, крайне редко становятся объектами насмешек, издевок, унижений со стороны сверстников и старшеклассников.
- Выстраивайте доверительные отношения со своим сыном или дочерью. Дайте им понять, что они могут прийти к вам с любой проблемой. Для этого всегда во всех ситуациях будьте на стороне ребенка. Даже если он тысячу раз неправ, найдите способ конструктивно объяснить, что он поступил плохо, но прямо не вините его.
- Учите защищать себя и тех, кто слабее. В этом смысле хороший результат дают занятия спортом, творческие увлечения.
- Научите правильно реагировать на неприятные ситуации: не брать на свой счет обидные высказывания, не выяснять отношения силой и применять её только когда нужно защищаться. Развивайте в нем чувство юмора и с его помощью снимать напряжение в конфликтных ситуациях.
Если ребенок стал жертвой буллинга, покажите ему, что он не один. Не дайте поверить, что он плохой и поэтому его обижают. Посмотрите вместе фильмы, посвященные школьной травле. Например, «Чучело», «Кэрри», «13 причин почему», «Или ты, или тебя», «Клуб «Завтрак»». В них ребенок сможет со стороны увидеть ситуацию, похожую на ту, в которой он оказался, и понять, что проблема не в нем, а в тех, кто инициирует издевательства.
Привлеките психолога. Психологическая работа с проблемой поможет ребенку разобраться в происходящем, найти сильные стороны своего характера, восстановить психическое равновесие, а, возможно, и наладить отношения с одноклассниками.
Издевательства со стороны одноклассников имеют катастрофические последствия для жертв школьного буллинга, но есть еще более разрушительная для детской психика ситуация — травля со стороны учителя. Особенно в начальных классах, где у педагога абсолютная власть над детьми, причем детьми с только формирующейся психикой.
Если в начальной школе учитель унижает ребёнка при классе, открыто его недолюбливает, перевод в другую школу может стать лучшим решением. Даже если родители добьются, чтобы учителя как-то наказали, заставили извиниться, вряд ли это повлияет на его отношение к ребёнку. Он может перестать открыто выражать свою неприязнь, но в его власти настроить против неугодного ученика других детей.
Если учитель невзлюбил ребенка-старшеклассника, нужно попытаться разобраться с ситуацией. Перевод в другую школу это уже крайняя мера. Подросткам психологически сложно адаптироваться в новом коллективе и нет гарантии, что в другой школе все учителя будут лояльными. Но, конечно же, каждая ситуация индивидуальна.
Ответственность за буллинг
Большинство подростков, которые совершают противоправные (в том числе и с моральной точки зрения) действия относительно своих одноклассников, полагают, что не понесут за это ответственность. Но, так не считает Уголовный Кодекс РФ. Начиная с 14 лет, подросток может отвечать уже по таким статьям:
- Статья 111 – умышленное причинение вреда здоровью, в том числе и психологическому.
- Статья 213 часть – хулиганство.
- Статья 112 – причинение вреда здоровью средней тяжести.
- Статья 158 – кража
- Статья 161 – грабеж.
- Статья 162 – разбой.
- Статья 163 – вымогательство.
- Статья 167 часть 2 – умышленное повреждение чужого имущества.
С 16 летнего возраста в силу вступает ответственность и по таким статьям УК РФ:
- Статья 110 – доведение до самоубийства вследствие жесткого обращения, систематического оскорбления, унижения чести и достоинства.
- Статья 282 – , возбуждение ненависти или вражды.
- Статья 116 – нанесение побоев.
- Статья 119 – угроза убийством.
- Статья 128.1 – клевета, распространение заведомо ложных сведений.
- Статья 117 – истязание физическое или психологическое.
Если обидчику меньше 14 лет – за его действия будут отвечать родители, статья 5.35 КоАП РФ.
Ответственность могут понести и учителя, если будет установлено, что они халатно относились к свои должностным обязанностям. Статья за халатность также есть в УК РФ.
Помощь взрослых
Учителя
Учитель должен хорошо знать отношения между детьми в своей группе
Стоит обращать внимание на тех, кто новенький, кто чем-то отличается от других, на особо скромных детей
- Одинаково, не предвзято относиться ко всем. Любимчики, дети из обеспеченных семей, отличники не лучше других детей сами по себе. Разница в успеваемости и достатке была всегда, но не стоит вносить дух соперничества среди одноклассников.
- Больше хвалить. Похвала помогает детям стать позитивнее и счастливее, увидеть друг в друге что-то хорошее.
- Учитель не даёт клички, не вешать ярлыки и не выставляет на позор кого-либо перед всем классом.
- Заметив депрессивный настрой, стоит попробовать поговорить и выяснить причину. Потом сообщить о проблеме родителям (если они не знают) и совместно искать пути решения.
- Если ребёнок подошёл с жалобой, не игнорировать, а выслушать и обсудить ситуацию.
Родители
Родителям нужно избегать двух крайностей:
1. Тотальный контроль
Тотальный контроль не избавит от насмешек, а иногда и будет способствовать неуверенности. Не реагируйте остро на любой синяк и ссадину, на любую потерю вещей и пропуск обеда в школьной столовой слишком остро. Не нужно кричать на учителя и других родителей по любому поводу. Возможно, единичные ссоры и драки провоцирует именно ваш отпрыск.
2. Безразличие.
С другой стороны, безразличие в семье ведёт к депрессии и психологическим травмам. Если признаки травли явны — не думайте, что время лечит и дети просто балуются.
Что делать?
- Будьте уравновешенны. Наблюдайте и анализируйте.
- Поддерживайте дружелюбные отношения с учителем и другими родителями и детьми.
- Имейте телефоны учителей и некоторых родителей. Не стоит звонить часто и по любому поводу.
- Следите за внешним видом вашего чада, чтобы не давать насмешникам обоснованного повода для травли.
- Одежда должна быть чистой, опрятной (не рваной), уместной мероприятию и современной. У детей также бывает сильное потоотделение, поэтому желательна ежедневная смена нательного белья.
- Помогайте малышу с личной гигиеной — напоминайте чистить зубы и мыться.
- Проблемы в ротовой полости являются причиной запаха изо рта. Поэтому вовремя и регулярно проверяйтесь у всех специалистов.
- Если сын или дочь вынуждены носить очки, найдите подходящую форму оправы. Старайтесь улучшить зрение с помощью гимнастики и других методов. Дети также встречают друг друга по одежке
- Спрашивайте:
- «Как прошёл твой день в школе?»,
- «Есть ли у тебя друзья в группе?»,
- «Чем ты обычно занимаешь на переменах?»,
- «Что сегодня давали в столовой?».
- Внимательно слушайте и наблюдайте за ответом.
- Наблюдайте за пищевым поведением малыша, за его сном привычками.
- Посмотрите на него со стороны во время совместных игр
- «Умеет ли он сотрудничать или стремится к первенству?»,
- «Обидчив ли он, остро ли воспринимает проигрыш?»,
- «Способен ли постоять за себя или постоянно уступает и извиняется?» и т.д.
- Объясните что буллинг — это проблема, а не шутки. Заверьте, что он может поделиться с вами своими чувствами в любой момент.
- Обучайте правилам общения с разными людьми. Он должен понимать субординацию со взрослыми и младшими.
- Он должен адекватно воспринимать разнообразие в обществе. Это поможет не стать агрессором или жертвой.
- Хвалите. Здоровая самооценка возможна в здоровой семейной атмосфере любви и заботы. Однако хвалить лучше за усилия, а не за результат и способности.
- Подавайте личный пример. Уберите сарказм, буллинг и газлайтинг у себя.
- Учите сына или дочь отвечать обидчикам не насилием, а силой слова или игнорированием. Объясните, что задира часто выбирает жертву с отзывчивой нервной системой, чтобы увидеть ответную реакцию. Поэтому иногда лучший ответ для хулигана — это игнорирование его насмешек.
- Объясните «что такое хорошо и что такое плохо». Высокие нравственные нормы помогают не поддаваться на провокации, иметь собственный стрежень и уметь отстаивать свою точку зрения.
- Если проблема не решается не смотря на разумные меры, некоторые переходят в другой класс или школу.
Как учителю прекратить травлю в классе
В первую очередь важно понимать, что травля не пройдет сама собой, а со временем будет набирать все больший оборот, создавая негативные психологические последствия не только для жертвы и агрессора, но и свидетелей происходящего. Учителю необходимо вмешаться
Вот несколько советов о том, как справиться с травлей:
Признайте, что проблема существует, и назовите ее. Если в классе систематически один ученик не разговаривает с другим, чьи-то вещи постоянно портятся, о ком-то распускаются слухи, – это не шутки или игра, а явные признаки травли, которую нужно остановить. Травля – это проблема всего класса, а не отдельных детей, поэтому педагогу нужно назвать происходящий процесс всем ученикам, и дать понять, что такого проявления насилия никто не заслуживает. Нужно дать травле однозначную оценку, сказать, что это плохо, и не должно происходить в классе
Важно не переходить на критику отдельных детей и их личных особенностей, иначе дети займут оборонительную позицию. Покажите, что травля – общая проблема, от которой страдают все, и с этой ситуацией нужно бороться вместе.
Сформулируйте правила поведения в группе – скажите детям, как им можно друг с другом общаться, а как нельзя
Перед педагогом не стоит задача сделать участников травли лучшими друзьями, достаточно будет того, чтобы они научились цивилизованно друг с другом сосуществовать, не причиняя друг другу боль и страдания. Не стоит ждать, что дети запомнят эти правила сразу
Но если вы сами будете им следовать, постоянно акцентировать на них внимание и следить за их соблюдением, у детей не будет возможности их забыть. Социальный психолог Альберт Бандура, создатель теории социального научения, говорил о том, что дети следуют за поведением взрослого.
Ситуация травли не прекратится сразу, потому что дети не умеют действовать по-другому
Чем старше дети, тем сложнее им научиться вести себя иначе. Будьте настойчивы и постоянно возвращайтесь к правилам поведения на уроке.
Отслеживайте позитивные изменения в поведении детей, потому что позитивное подкрепление работает лучше, чем негативное. Детям важно знать, что у них что-то получается, и видеть, что учитель замечает их успех и хвалит их даже за небольшие продвижения.