Простыми словами о концессии: что это такое, какие задачи решает в сфере жкх? изучаем условия соглашения

Содержание:

Типы концессии в международном праве

В мире суще­ству­ют пять раз­ных схем кон­цес­сии:

  • Стро­и­тель­ство (Build) Управ­ле­ние (Operate) Пере­да­ча (Transfer) (аббре­ви­а­ту­ра по пер­вым бук­вам ВОТ): кон­цес­си­о­нер стро­ит объ­ект и на вре­мя полу­ча­ет воз­мож­ность управ­лять им на пра­вах соб­ствен­ни­ка, после чего пере­да­ет его обрат­но кон­це­ден­ту.
  • Стро­и­тель­ство (Build) Пере­да­ча (Transfer) Управ­ле­ние (Operate) (ВТО): постро­ив объ­ект, кон­цес­си­о­нер сра­зу пере­да­ет его кон­це­ден­ту, тот реги­стри­ру­ет пра­ва соб­ствен­но­сти и пере­да­ет иму­ще­ство обрат­но инве­сто­ру в управ­ле­ние.
  • Стро­и­тель­ство (Build) Вла­де­ние (Own) Управ­ле­ние (Operate) (ВОО): по завер­ше­нию стр-ва объ­ек­та кон­цес­си­о­нер вла­де­ет им и управ­ля­ет неогра­ни­чен­ный пери­од вре­ме­ни (хотя соб­ствен­ни­ком явля­ет­ся госу­дар­ство).
  • Стро­и­тель­ство (Build) Вла­де­ние (Own) Управ­ле­ние (Operate) Пере­да­ча (Transfer) (ВООТ): то же, что и в схе­ме выше, но пра­во вла­де­ния и управ­ле­ния уста­нав­ли­ва­ет­ся на какой-то срок, после чего про­ис­хо­дит транс­фер объ­ек­та госу­дар­ству.
  • Покуп­ка (Buy) Стро­и­тель­ство (Build) Управ­ле­ние (Operate) (ВВО): част­ное юри­ди­че­ское лицо (кон­цес­си­о­нер) поку­па­ет объ­ект у госу­дар­ства, совер­шен­ству­ет, рекон­стру­и­ру­ет его и затем управ­ля­ет им. Фак­ти­че­ски — это уза­ко­нен­ная фор­ма про­да­жи госу­дар­ствен­ной соб­ствен­но­сти част­ным лицам.

Плюсы и минусы

К плюсам концессионных соглашений для государства можно отнести:

  • возможность усовершенствовать (реконструировать, модернизировать) объекты ЖКХ, не расходуя бюджетные средства;
  • переданное во временное пользование частникам, имущество все же продолжает оставаться в муниципальной или государственной собственности;
  • партнерство оставляет право наблюдать за хозяйствованием частных инвесторов и контролировать этот процесс.

При ближайшем рассмотрении концессия оказывается на практике не настолько радужным партнерством: подготовку проекта, а также документации на организацию конкурса и его проведение, кадастрового учета земель и пр. производить следует на условиях софинансирования (из регионального и местного бюджетов минимум 20% от общей суммы затрат).

Минус концессии также в том, что готового вложить огромные суммы инвестора не так просто найти, чаще всего на партнерство выражают желание представители малого бизнеса или бывшие МУП (унитарные предприятия), не располагающие необходимыми финансами.

Для поддержки концессионных проектов организован Фонд содействия реформированию сферы ЖКХ, направление усилий концессионеров при этом должно концентрироваться на объекты ЖКХ некрупных населенных пунктов (до 250 тыс. жителей).

Обеспечение финансами реализации концессионных проектов по реконструкции или строительству объектов в сфере ЖКХ предполагается на таких условиях: вкладывают средства инвестор, местный и региональный бюджеты в размере не меньше 40% от общей цены мероприятий, при этом доля инвестора должна составлять минимум 20%. Фонд может субсидировать реализацию проекта, но предел его помощи ограничен 300 млн. руб.

Если концессионер не сумел выполнить в обусловленные соглашением сроки запланированный объем мероприятий и допустил существенную задолженность Фонду, то данный проект можно отнести к неудавшимся.

При этом не стоит обвинять во всем только концессионера: многие сети тепло- и водоснабжения настолько изношены, что потери энергоносителей не удается покрыть тарифными ставками, а проводить реконструкцию и получать доход при таких условиях нереально трудно, при этом еще и отдавая долги Фонду и иным кредиторам.

Простыми словами о сложных терминах

С развитием информационно общества и технологий все больше возрастает роль концессии. Концессия включает в себя понятие передачи исключительного права собственника (концендента) концессионеру исключительные права на пользование каким-либо имуществом, природных ресурсов, идей.

Частным случаем концессии является франчайзинг, т. е. передача некого бренда, идеи во временное пользование за арендную плату. Также возможна передача в концессию (приватизация) природных ресурсов.

Какие цели преследует концессионер?

Концессионер стремится получить права на что-то, что может давать ему прибыль в будущем, что на текущий момент он просто не может приобрести в другом виде, в виде его исключительности существования на рынке. Концендент же имеет выгоду в виде разовых платежей (паушальных) либо в виде периодических платежей (роялти) при передаче концессионеру прав, причём концеденту не нужно предпринимать никаких дополнительных действий в виде самостоятельно открытия своих новых отделений.

Таким образом, концессия несёт выгоду обеим сторонам.  Объектами концессий также могут быть критичные объекты. Например: порты, аэродромы, железная дорога, муниципальные сооружения.

Обычно договор концессии заключается определённый срок, в течение которого концессионер вправе пользоваться и получать выгоду с объекта концессии.

Типичным примером концессии является сеть ресторанов быстрого питания «Макдональдс», которая приносит доход как непосредственно американской фирме «Макдональдс» (собственника идеи) так и отечественным предпринимателям, зарабатывающим на это том бизнесе — на использовании исключительных прав на этот бренд.

Основные правила

В целом при концессии бренда должны соблюдаться следующие правила:

  • Уровень качества производимой продукции концессионером должен быть не ниже, чем у правообладателя;
  • запрещается вносить изменения в технологию, логотипы и технологии правообладателя;
  • производить услуги в том же объёме и ассортименте что у правообладателя;
  • хранить коммерческую тайну правообладателя;
  • необходимо сообщать потребителям что деятельность ведётся на основе концессионного договора.

Чтобы заключить договор франчайзинга необходимо чтобы у фирмы правообладателя была разрешение на такую деятельность. Проверкой данного пункта занимается ФНС. В договоре концессии указываются реквизиты обеих стороны, а также условия оплаты, сроков заключения договора. Договор должен составляться профессиональными юристами, т. к. в случае претензий у одной или другой стороны это позволит выигрыш процесс в суде.

Кроме того, если договор будет составлен неграмотно, это приведет к аннулированию его юридической силы и признанию данного бизнеса незаконным.

На практике

После истечения срока концессии правообладатель может не продлить контракт с пользователем концессии, если его что-то не устроит. Отказ в продлении приведет к утрачиванию правообладателем возможности заключать подобные договоры c другим лицом в той же местности. Ограничение действует три года.

Что касается концессионных взаимодействий с государством тот тут возможны многочисленные варианты отношений. Так, например, концессионер может взять в концессию еще несуществующий объект госсобственности, обещая построить его за свой счет. Данные отношений регулируются законом «О концессионных соглашениях», по которому концессионер за свои собственные средства может создать либо реставрировать (реконструировать) объект концессионного отношения и получать большую часть прибыли с него после этого.

Концедент в свою очередь может каким-то образом помогать в реконструкции (реставрации) данного объекта и брать определённые обязательства. Концедентом может выступать как Российская Федерация, так и муниципальное образование или субъект Российской Федерации. Концессионером может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

В международной практике выделяют несколько типов концессионных соглашений:

  • концессионер производит постройку и эксплуатацию, затем данный объект передаётся государству;
  • концессионер передаёт сразу построенный объект государству, далее объект снова передаётся концессионеру на основе договора концессии,
  • концессионер строит и владеет на основе непосредственного права владения объект, который затем становиться собственностью государства,
  • также государство может продать объект концессии навсегда для дальнейшей модернизации его концессионером для более эффективного функционирования, и множество других вариантов.

Значимость концессии в разные исторические периоды

В нынешнее время значимость договоров концессии определенно возросла, по сравнению с прошлым веком. В ХХ веке подобные договоренности использовались лишь в области использованию природных ресурсов, и только с 90-х годов концессия стала охватывать и другие государственные сферы. Первостепенными объектами концессии стали объекты социальной сферы, которые не подвержены приватизации: железнодорожные пути, аэропорты, здания администрации, жилищно-коммунальное хозяйство, больницы, спортивные государственные организации и иная инфраструктура.

Договор концессии является видом договора, который принят на государственном уровне. Если ссылаться на данное утверждение, то концессия берет свое начало из договоров «кормления», который использовался с XII века до времен правления Петра I, и договора «откупа», который позволял отдавать государству права конкретным лицам на сбор налогов и оброков с жителей.

Договор «кормления» представлял собой способ вознаграждения верхних чинов великими господами и князьями, который позволял содержать княжескую систему управления при помощи сборов с местных жителей в течение всего времени работы.

В начале становления данного договора, оно вносилось разово. С принятыми нормами и публикациями в «Русской правде», чиновники, занимающиеся сбором штрафных санкций с населения, строители городских сооружений и т.д. имели право получить конкретную дань с местных жителей. В XII-XIV столетиях данный договор играл роль в становлении структуры городской администрации.

Великие господа назначали в городах и областях своих людей знатного происхождения, которые становились там заместителями, а также направляли чиновников, которые занимались управленческой деятельностью. Местные жители были обязаны «кормить» назначенных господ из собственных запасов. Наиболее сильным «кормление» стало в период с XIV по XV веков.

«Откупом» зовется процесс предоставления государством на договорных условиях за конкретное денежное вознаграждение заниматься сбором налогов и иных доходов, которые поступают в государственный бюджет. Именно от «откупа» концессия взяла больше всего. Сначала «откуп» применялся в начале процесса кредитования (во время, когда данная система была еще не сильно развита), развития хозяйства, коммуникационных объектов и становления финансового развития. Первыми странами, где был распространен «откуп», являлись Древний Рим, Древняя Греция и Древний Иран.

В 20-х годах ХХ века во времена Новой экономической политики в Советской России концессии имели большую популярность. В.И. Ленин в собственных трудах писал, что давать волю развитию капитализма – это не так страшно, как кажется на первый взгляд. Вся власть будет принадлежать рабочим и крестьянам, а имущество капиталистов восстановлению не подлежит. По его словам, концессия – это некий договор аренды, где капиталист играет роль арендатора государственного имущества в течение установленного договором времени, но, не являясь, при этом, хозяином данного имущества – хозяином остается государство.

Стоит сказать, что во времена Первой мировой войны и Гражданской войны экономика в России потерпела колоссальный разгром. Процесс восстановления стал реализовываться путем введения льгот при заключении внешнеэкономических соглашений.

Все, что имела Советская Россия в то время: лесное хозяйство, горные породы, сельскохозяйственные ресурсы и т.д. – все придавалось концессии. Использование данных ресурсов осуществлялось при спонсорской помощи от иностранных инвесторов.

Концессии, как рычаг для поддержки экономики страны, целенаправленно использовались и приносили большую прибыль государственной казне. Реализация концессий может быть эффективной и в современное время, если правильно ими воспользоваться.

При международных соглашениях, где принимаются решения о введении больших инвестиционных проектов в область производства и развития городов, широко используется факт эффективности прямых спонсорских вложений, как концессия. В данном случае, этот процесс не будет являться приватизацией.

Государственный аппарат предлагает партнеру права на владение и использование имущества, а также распределяет соответствующие экономико-управленческие обязанности и правила, которые должны соблюдаться. В подобных соглашениях всегда прописываются возможные риски и их дальнейшее распределение между сторонами договора.

Концессия имеет собственную развитую сеть в разных областях инфраструктуры (электроэнергия, перевозка различных видов сырья, железнодорожная система, муниципалитет и др.).

История[ ]

Концессию можно рассмотреть как форму договора государственно-частного партнерства. При таком подходе её можно поставить в один ряд с «кормлением», сформировавшимся в XII веке и существовавшим вплоть до реформ Петра I и «откупом», который представлял собой передачу государством права сбора частным лицам (откупщикам) налогов и других государственных доходов за определённую плату.

Кормление

Основная статья: Кормление Кормление — вид пожалования великих и удельных князей своим должностным лицам, по которому княжеская администрация содержалась за счёт местного населения в течение периода службы.

Первоначально кормление носило эпизодический характер. В соответствии с нормами Русской правды, сборщики штрафа (виры), строители городов и некоторые другие категории получали с населения определённое натуральное довольствие. В XII—XIV веках кормление сыграло значительную роль в складывании системы местного управления. Князья посылали в города и волости бояр в качестве наместников и волостелей, а других служилых людей —тиунами. Население обязывалось содержать их («кормить») в течение всего периода службы. Наибольшего развития система кормлений достигла в XIV—XV веках.

Откуп

Основная статья: ОткупОткуп

— передача государством за определённую плату на определённых условиях права взимать налоги и другие государственные доходы. Система откупов — по существу прообраз концессий, форма договора государства с предпринимателями.

Изначально откуп применялся в условиях натурального хозяйства, неразвитости кредита, финансовых затруднений государства, слабости коммуникаций. Впервые откупы получили распространение в Древнем Иране (VI век до н. э.), в Древней Греции и Древнем Риме (IV век до н. э.).

В средние века откупы стали одним из важных источников первоначального накопления капитала.

Проводки в бухгалтерии

Объект учитывается в виде нефинансовых активов имущества бюджета у концедента. Это относится к балансовым счетам.

На период подписания соглашения на забалансовом счете, где учитывается сметная стоимость объекта, следует указать сумму инвестиций на возведение или реконструкцию имущества. Затем на втором забалансовом счете указывается реальная величина инвестиций, а смета на первом счете меняется. Указание реальной величины инвестиций и корректировка счета делается один раз в 6 месяцев. К примеру, концедент передает имущество, бухгалтерские проводки осуществляются, согласно установленному порядку. Чтобы все операции проводились вовремя, целесообразно включить в обязательства концессионера обязанность предоставлять необходимую информацию в определенные сроки. Суммы с забалансовых счетов списываются на дату регистрации при строительстве или сдачи объекта в эксплуатацию при реконструкции.

Если объект находится в оперативном управлении или ведении, концедент передает имущество, и бухгалтерские проводки осуществляются на забалансовом счете, где учитывается имущество по балансовой стоимости.

В течение периода действия соглашения амортизация начисляется гос. органом. Причем о того, что выступает от имени концедента.

Перспективы есть

Вопреки всем сложностям, в Минстрое РФ заверяют, что к настоящему моменту сформированы все необходимые условия и приняты решения, в том числе на законодательном уровне, для активного привлечения в отрасль частных инвестиций. При этом продолжается работа по снижению административных барьеров для заключения концессий, что способствует развитию рынка концессионных проектов. «Главное на этом этапе, это желание и возможность муниципальных властей использовать этот институт», – резюмировали в министерстве.

Со своей стороны, Павел Усатый в целом настроен оптимистично относительно перспектив концессий в России: «В настоящее время Минэкономразвития работает над созданием методики отбора наиболее значимых инфраструктурных проектов. Совместно с другими ведомствами готовится план комплексного развития. Речь идет о выходе государственно-частного и муниципально – частного партнерства на новый уровень, что позволит привлечь частные инвестиции, инвестиции пенсионных фондов и других новых участников института концессионных соглашений. Нас ждут глобальные изменения на финансовом рынке института концессий и вектор этих изменений уже сформирован Правительством РФ».

Очевидно, что, несмотря на все сложности, институт концессий в ЖКХ и дальше будет активно развиваться. Ведь альтернатив ему практически нет – в кризисное время у государства денег не так уж и много.

Порядок заключения концессионного соглашения

Сам порядок заключения концессии строго регламентирован нормами действующего законодательства. Не каждый изъявивший желание инвестор может получить предложение о сотрудничестве. Его кандидатура отбирается на основании результатов официального конкурса.

Процедура заключённых концессионного договора состоит из следующих этапов:

  1. После подписания протокола об итогах проведения конкурса концедент в течение 5 рабочих дней направляет концессионеру экземпляр протокола и проект соглашения.
  2. После подписания соглашения концессионером оно публикуется в сообщении об итогах конкурса.

Если лицо, победившее в конкурсе, отказывается от подписания соглашения, ему не возвращается задаток, внесённый им в качестве средства обеспечения исполнения обязательства.

Все сроки и условия соглашения прописываются в документации по конкурсу. Содержание документации носит публичный характер. Вообще вся процедура подписания соглашения публична, требует обязательного представления в СМИ.

Побеждает в конкурсе тот претендент, который предложит самые привлекательные условия соглашения и будет отвечать представленным конкурсом требованиям.

По закону требуется обязательная государственная регистрация концессионного соглашения. Права владения и пользования объектом концессионного соглашения должны быть зарегистрированы в качестве обременения права собственности концедента.

Причём такая регистрация должна быть одновременно проведена с регистрацией права собственности концедента на этот объект.

Заключение соглашения без проведения конкурса

К таким ситуациям относятся, в частности:

  1. Если для участия в конкурсе была подана только одна заявка. Эта ситуация является основанием признания конкурса несостоявшимся. Если претендент отвечает заявленным требованиям и конкурсной документации, его условия сотрудничества удовлетворяют ожидания концедента, они заключают между собой соглашение концессии.
  2. Концессионной договор можно заключить без проведения конкурса с лицом, которое уже владеет данным имуществом по договору аренды.
  3. Заключение соглашения в порядке частной инициативы. Без конкурса заключить концессионное соглашение можно с лицом, которое самостоятельно предложило сотрудничество, но только при условии, что больше никто не изъявил желания претендовать на объект в течение предусмотренного срока.

Законодательством предусмотрен срок в 45 дней, в течение которого ожидается поступление заявок на участие в конкурсе от других субъектов. Срок начинает исчисляться после опубликования предложения лица, проявившего инициативу.

После этого срока у концедента есть еще 30 дней на то, чтобы принять решение о заключении концессионного соглашения. После этого также в течение 5 рабочих дней концедент направляет концессионеру соглашение на подписание.

Права на стадии заключения договора

Сначала поговорим о правах при заключении договора. Согласно ч.6 ст.23 Закона №115-ФЗ, концедент может изменять конкурсную документацию, если срок представления заявок будет продлен минимум на 30 рабочих дней. Согласно ч.6 ст.29 этого же Закона, если конкурс считается несостоявшимся, концедент вправе вскрыть конверт с одной заявкой и рассмотреть ее за 3 дня с момента принятия соответствующего решения.

Концедент может рассмотреть только 1 конкурсное предложение. При его соответствии необходимым критериям он вправе заключить с претендентом соглашение, которое должно соответствовать условиям, имеющимся в конкурсном предложении концедента. Это положение принято с целью обеспечения интересов того, кто предлагает выгодные условия деятельности и подходит по предъявляемым требованиям.

В ч.3.2 ст.36 Закона №115-ФЗ есть одна важная оговорка. Согласно ей, при отказе заключить концессионное соглашение с победителем конкурса, концедент вправе предложить это тому участнику, чье предложение является лучшим после соответствующего предложения победителя конкурса.

Существо договора концессии

Концессионное соглашение является именно смешанным договором в силу прямого указания закона. В нем содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» или существа концессионного соглашения (п. 2 ст. 3 Закона N 115-ФЗ). Данное определение соответствует общей модели смешанного договора, закрепленной в п. 3 ст. 421 ГК РФ.

В силу данной нормы концессионное соглашение является смешанным, и в соответствующих частях к нему применяются правила о договорах, элементы которых в нем содержатся.

Существо концессионного соглашения состоит в том, что концессионер — хозяйствующий субъект — принимает на себя обязательство за свой счет создать или реконструировать объект недвижимости, не получая за это со стороны концедента никакой платы или иного встречного предоставления, а в результате осуществления таких работ, когда определенный концессионным соглашением объект недвижимости будет создан, получить его на определенный срок в аренду от концедента с условием внесения ему арендных платежей (концессионной платы).

Коммерческая ценность и деловая цель для концессионера в таком соглашении состоят в том, что объекты концессионного соглашения, которые он получает в аренду, представляют для него интерес с точки зрения их прибыльности и извлечения дохода от деятельности, связанной с их использованием. К числу таких объектов в соответствии со ст. 4 Закона N 115-ФЗ отнесены сооружения транспортной инфраструктуры, в том числе стоянки автотранспортных средств, пункты их пропуска и взимания платы с владельцев автотранспортных средств, объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии, системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации бытовых отходов.

Условие концессионного соглашения о выполнении концессионером работ по созданию или реконструкции объектов недвижимости позволяет говорить о наличии в концессионном соглашении элементов договора подряда.

Об этом, в частности, свидетельствует то, что по концессионному соглашению концессионер выполняет определенную работу в оговоренный срок с передачей результата работы концеденту, что отвечает признакам договора подряда, указанным в ст. 702 ГК РФ. Тот факт, что сначала такой результат получает сам концессионер в аренду от концедента после завершения работ, не влияет на возникновение прав на него именно у концедента.

Концедент вправе осуществлять контроль за исполнением концессионного соглашения в лице своих представителей, которые имеют право на беспрепятственный доступ на объект концессионного соглашения и к документации, относящейся к осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением. Концедент вправе осуществлять контроль за соблюдением концессионером сроков реконструкции объекта концессионного соглашения или его создания, соответствия его требованиям и технико-экономическим показателям, при этом представители концедента, осуществляющие такой контроль, не вправе вмешиваться в деятельность концессионера.

Указанные положения аналогичны правилам о контроле за ходом выполнения работ со стороны заказчика, который вправе проверять ход и качество такой работы, не вмешиваясь в деятельность подрядчика в соответствии с п. 1 ст. 715 ГК РФ.

Формы выплат по договору коммерческой концессии

Форма выплат в качестве вознаграждения правообладателю может быть различной, как правило, это единовременное вознаграждение. В течение срока действия договора коммерческой концессии выплачивается роялти, которые определяются как процент от продаж, надбавки к оптовой цене.

Статья 1030 Гражданского Кодекса РФ содержит рекомендательное указание на формы оплаты и расчетов между сторонами договора коммерческой концессии. Так, выплаты могут осуществляться в форме фиксированных разовых платежей, либо таковые могут быть периодическими. Также возможна такая форма, как отчисления от выручки, наценки на оптовую стоимость товаров. Данный перечень не является закрытым, форма может быть какой угодно, она определяется сторонами договора коммерческой концессии.

Регулирование концессионного соглашения

Отсутствие возмездности концессионного соглашения в части выполнения работ по созданию или реконструкции объекта недвижимости не исключает возможности применения к нему в соответствующих частях, прямо не урегулированных Законом N 115-ФЗ, норм гражданского законодательства о договоре подряда. Это обусловлено тем, что в силу п. 3 ст. 421 ГК РФ для отнесения договора к числу смешанных и применения к нему правил о входящих в него договорах достаточно наличия в нем не всех элементов тех или иных договоров, а некоторых из них (в данном случае это квалифицирующее обязательство по выполнению работ).

Так, представляется возможным в связи с отсутствием в названном законе специальных правил применение к отношениям сторон по концессионному соглашению норм о приемке заказчиком выполненной работы, об ответственности подрядчика за ненадлежащее качество работы, о сроках обнаружения недостатков и правилах об их устранении.

Нет никаких препятствий в случае необоснованного уклонения заказчика от приемки результата выполненной работы для применения разъяснений, изложенных в п. п. 4, 5, 6, 13, 14 и 15 Обзора судебной практики ФАС ЗСО по спорам, связанным с договором строительного подряда, утвержденного Постановлением Президиума ФАС ЗСО от 15.10.2010 N 10, одностороннее оформление исполняющей стороной документов, свидетельствующих об исполнении ею своих обязательств перед другой стороной, допускается при совокупности таких условий, как получение данного акта другой стороной либо его направление исполняющей стороной, отсутствие возражений по принятому исполнению.

Наличие в концессионном соглашении элементов договора аренды означает необходимость применения в соответствующей части к нему правил, относящихся к договору аренды.

Следует иметь в виду, что объектом концессионного соглашения и последующей аренды по нему выступает недвижимое имущество.

В силу п. 2 ст. 651 ГК РФ договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок более года, подлежит государственной регистрации. Совершенно очевидно, что данное требование подлежит применению ко всему концессионному соглашению, поскольку договор аренды включен в его состав. Правомерность такого вывода можно проиллюстрировать следующим примером из практики ВАС РФ.

В пункте 13 Обзора практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ВАС РФ даны следующие разъяснения. Если для одного из обязательств, входящих в состав смешанного договора, установлена определенная форма или условие для вступления его в силу, то такое требование и условие распространяются на весь смешанный договор, при несоблюдении которого наступают соответствующие правовые последствия (информационное письмо ВАС РФ от 16.02.2001 N 59).

Аналогичной позиции придерживаются и нижестоящие судебные инстанции в системе арбитражных судов (Постановления ФАС УО от 31.05.2005 N Ф09-1500/05-С3, ФАС ВСО от 23.01.2004 по делу N А19-8437/03-14-Ф02-4982/03-С2).

В концессионном соглашении в качестве обязательного условия должны быть указаны способы обеспечения исполнения обязательств концессионера по концессионному соглашению.

Таким образом, анализируя все вышесказанное, полагаем, что нет оснований соглашаться с авторами, считающими, что концессионное соглашение не является смешанным, а носит самостоятельный характер.

К концессионному соглашению в части, которая прямо не урегулирована специальными правилами, предусмотренными Законом N 115-ФЗ, применяются правила о договорах, элементы которых в нем содержатся.

Развитие концессионной деятельности

Восстановлению национальной экономики СССР, разрушенного двумя войнами (Первая мировая война и Гражданский), во многих отношениях предоставили использование советской модели льготных соглашений как главный элемент внешнеэкономических отношений. Гора, лес, сельскохозяйственные и другие сырые концессии были основным во время этого периода. Они были внедрены за счет средств, полностью принадлежащих иностранным концессионерам от кого предложения на некоторых источниках, были больше чем две тысячи и соглашения, почти двести были завершены.

Таким образом, концессии как элемент экономической политики российских и Советских правительств, активно использовались во время вышеизложенного периода и показали высокую эффективность. Использование концессий является фактическим также для современной России с тех пор теперь, возможно ожидать получение положительных результатов использования этого инструмента.

В международном внедрении практики крупных проектов в сфере производственной инфраструктуры часто сопровождается привлекательностью прямых инвестиций в различных формах обычно в государственно-частном партнерстве (концессия), но не приватизация. Государство передает к бизнесу право владеть и использовать собственность, экономические управленческие функции, резервируя правильные порядки, который способствует распределению рисков между всеми главными участниками.

Концессия получила специальное развитие в отраслях инфраструктуры: электроэнергетика, транспортировка гидроуглеродистого сырья, железнодорожного транспорта, дорожной экономики, муниципальные услуги

Сегодня в проектах концессионера Российской Федерации в социальной сфере, развитие транспортной инфраструктуры, в области здравоохранения и образования и т.д. активно понято.

Понятие

Определение концессии. Концессия подразумевает, что государство (концедент) концессионеру передаёт право на эксплуатацию объектов инфраструктуры, природных ресурсов, оборудования, предприятий. Концедент взамен получает вознаграждение, как разовые (паушальные) или периодические (роялти) платежи. Концессионные соглашения реализуют на основании публичного имущества, включая с применением бюджетных средств. При отсутствии вовлечения публичного имущественного ресурса в партнёрство имеет место наделение частного партнёра правом ведения конкретного бизнеса, монопольные или исключительные права на ведение которого принадлежат правовому публичному образованию, к примеру, ведение парковочной деятельности и так далее.

Роль в мировой экономике концессий возрастает. Если в течение XX века концессии применялись преимущественно в недропользовании, то в 1990-е годы в концессию передают многочисленные другие объекты государственной собственности.

В первую очередь объектами концессионного соглашения являются значимые социально объекты, которые нельзя приватизировать, такие как железные дороги, аэродромы, объекты ЖКХ и прочие инфраструктурные сооружения, объекты образования, спорта и культуры, здравоохранения, системы общественного транспорта.

Изменение концессионного соглашения концедентом

На основании правительственного решения, а также предложений концессионера, концедент вправе изменить:

  1. Условия соглашения, касающиеся сроков и очередности предоставления земли для выполнения своей деятельности.
  2. Этапы возведения и реконструкции объекта.
  3. Технические описания каких-то частей и элементов объекта при условии понижения расходов по возведению и реконструкции соответствующих объектов.
  4. Понижение сметы объекта по предложению концессионера.
  5. Уменьшение сроков предоставления документов, которые подтверждают предоставления займа или наличия своих средств в необходимом объеме.
  6. Период предоставления подтверждающих документов в отношении исполнения обязательств концессионера.
  7. Период платы концедента.
  8. Конкурсные предложения, за исключением тех, которые служат соответствующими критериями при проведении конкурса.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector