Особенности работы с государственным контрактом
Содержание:
Письмо Минфина России от 2 июня 2020 г. N 24-03-08/47181 Об особенностях изменения условий контракта
7 августа 2020
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее — Департамент), рассмотрев обращение по вопросу применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) в части изменения условий контракта, в рамках своей компетенции сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Также, Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.
Вместе с тем, в рамках компетенции Департамента полагаем необходимым отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ законодательство о контрактной системе основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно части 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона N 44-ФЗ, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.
Частью 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ установлено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии с частью 4 статьи 33 Закона N 44-ФЗ требований к их предоставлению.
При исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 Закона N 44-ФЗ.
Согласно статье 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Таким образом, Законом N 44-ФЗ установлено, что исполнение контракта должно происходить в соответствии с условиями, предусмотренными извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт. При этом изменение существенных условий контракта возможно только в случаях, предусмотренных статьями 34 и 95 Закона N 44-ФЗ.
На основании изложенного, возможность изменения предмета контракта путем заключения дополнительного соглашения Законом N 44-ФЗ не предусмотрена.
Заместитель директора Департамента | Д.А. Готовцев |
Включение в РНП
Про РНП я уже рассказывала в предыдущих статьях. Это реестр недобросовестных поставщиков. Попасть в него все равно что загреметь в черный список по закупкам. Во-первых, работать с вами госзаказчики попросту не смогут – не положено по закону (отстранение от торгов на 2 года). Во-вторых, само попадание в РНП говорит о снижении доверия к поставщику и падения уровня репутации
В-третьих, реестр открытый, а проверке контрагентов уделяется особое внимание
Попадание в РНП оспаривается через ФАС, но придется запастись железными доказательствами. Ими, кстати, могут стать записи ГИС «Независимый регистратор». Это новая система, позволяющая фиксировать действия пользователя на ЭТП и сайте ЕИС (без дополнительных действий), в т. ч. проводить видеозапись (придется настроить рабочее место).
Обязательные условия контракта
К обязательным условиям контракта, которые вносятся в него на этапе формирования проекта, относятся следующие:
- Условия о неизменности цены, за исключением случаев, когда применяется ориентировочное значение цены или формула ее расчета. Это предусмотрено для агентских услуг, услуг по оценке недвижимости и обязательному страхованию.
- Условия об ответственности сторон за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей по контракту.
- Условия, которые касаются оплаты предмета закупки — порядок, форма и срок оплаты, положения об авансе.
- Условия о приемке результатов исполнения контракта — порядок и срок ее проведения.
- Условия об обеспечении исполнения контракта — его размер, способ, срок предоставления, порядок возврата.
Обратите внимание! Если заказчик предусматривает в контракте возможность его одностороннего расторжения, то эти условия также должны быть отражены в контракте
Сторона уклоняется от подписания контракта: последствия
Победитель признан уклонившимся от заключения контракта по 44-ФЗ — последствия будут следующие:
- Поставщик попадает в реестр недобросовестных поставщиков.
- Заказчик удерживает обеспечение исполнения контракта, если оно было внесено.
- Заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением поставщика.
- Заказчик имеет право согласно ч. 14 ст. 83.2 44-ФЗ на заключение контракта со вторым участником. Проект ГК направляется ему в течение 5 дней с даты подписания протокола о признании победителя уклонившимся. Второй победитель может как согласиться, так и отказаться от подписания ГК.
Обратите внимание! Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий, которое предполагает его недобросовестное поведение (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.06.2019 по делу № А66-15601/2018). ***
***
Итак, процедура заключения контракта по итогам аукциона или конкурса по 44-ФЗ состоит из нескольких этапов, каждый из которых должен быть пройден в определенные сроки. Нарушение порядка, установленного законом, влечет за собой признание поставщика уклонившимся от заключения контракта. Моментом, когда контракт считается заключенным по 44-ФЗ, является подписание контракта заказчиком.
Полезны при заключении госконтракта по 44-ФЗ могут быть также статьи Обеспечение гарантийных обязательств по 44-ФЗ и Какие штрафы предусмотрены для участников закупок по 44-ФЗ.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Что такое соглашение
В российском праве соглашением является любая договоренность между сторонами. Это понятие гораздо шире, чем договор и тем более контракт (как он понимается в сфере закупок). Соглашение может быть и устным, под договором же в большинстве случаев подразумевается бумажный документ.
Вместе с тем рассматриваемый термин фигурирует в выражениях «дополнительное соглашение к договору» и «соглашение о расторжении договора (контракта)». Это устоявшиеся выражения, соответствующие обычаям делового оборота.
Итак, нормы права в целом отождествляют понятие «соглашение», «контракт» и «договор». Однако если речь идет о сфере закупок, то последние два термина имеют явные различия
При этом важно помнить, что как бы ни назывался тип соглашения между сторонами, оно должно соответствовать нормам Гражданского кодекса
О особенностях контракта по 44-ФЗ:
Что такое контракт в закупках
В гражданском праве контрактом считается соглашение, одной из сторон которого выступает государство. Оно может действовать через органы власти или организации определенных типов. Для удовлетворения нужд государства закупки проводятся по закону 44-ФЗ. В рамках этой нормы между заказчиком и исполнителем заключаются контракты. При этом исполнителем может быть любое лицо, удовлетворяющее определенным требованиям, как юридическое, так и физическое. А вот вторая сторона контракты — это всегда государство, то есть:
- орган государственной власти;
- госкорпорация;
- бюджетное учреждение;
- казенное учреждение;
- государственное или муниципальное унитарное предприятие.
Другими словами, контракт заключается на бюджетные деньги. Заказчик объявляет свои нужды, исполнитель их удовлетворяет и получает за это оплату из бюджета соответствующего уровня.
Применение Закупки у единственного поставщика в рамках 44-ФЗ
Возможность осуществления закупки у единственного поставщика предусмотрена законом в первую очередь для того, чтобы дать право заказчикам заключить прямой договор там, где проведение конкурентных процедур невозможно или по каким-либо причинам является нецелесообразным.
Например, данный способ закупок допускается в следующих случаях.
закупка работ и услуг в области капитального строительства и ремонта объектов недвижимости (в том числе авторский контроль на стадиях разработки проектной документации и строительства);
контракты на покупку уникальных культурных ценностей, произведений искусства, музыкальных произведений;
закупка коммунальных услуг, услуг электро- и теплоснабжения;
закупка товаров и услуг у компаний, относящихся в соответствии с действующим законодательством к субъектам естественных монополий;
контракты на покупку земельных участков и объектов недвижимого имущества;
заключение договоров аренды недвижимости для обеспечения государственных нужд;
закупки в области военной сферы и сферы обеспечения обороноспособности страны (в связи с необходимостью соблюдения режима сохранения государственной тайны и отсутствия конкурентной среды в данном сегменте);
закупки в области обеспечение визитов иностранных делегаций и представительств;
некоторые виды закупок в области культуры и спорта;
закупки лекарственных препаратов? предназначенных для назначения пациенту при наличии медицинских показаний.
44-ФЗ для чайников: очень краткая инструкция
Если Вы только начинаете изучать Федеральный закон №44-ФЗ, то эта статья для Вас.
В ней описаны ключевые моменты, на которые надо обратить внимание начинающему контрактному управляющему. Статья постоянно обновляется при внесении изменений в 44-ФЗ
Если Вы добавите страницу в закладки, то с вами всегда будет актуальная краткая инструкция.
ВИДЫ ЗАКУПОК:
Запрос котировок (цен) — Статья 72-79, 82.1-82.6НМЦК не превышает 500 тыс.рублей, годовой объем закупок не должен превышать 10% СГОЗ и не должен составлять более чем 100 млн.руб.
Проведение запроса предложений — Статья 83Заказчик вправе осуществлять закупку путем запроса предложений только в случаях, указанных в статье 83 федерального закона №44-ФЗ.
Совместные конкурсы и аукционы — Статья 25Организатором выступает уполномоченный орган (ст.26) либо один из заказчиков. Закупка осуществляется на основании соглашения.
Аукцион в электронной форме (электронный аукцион) — Статья 59-71
Открытый конкурс — Статья 48-55Особенности проведения конкурса с ограниченным участием — Статья 56Особенности проведения двухэтапного конкурса — Статья 57
Закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя — Статья 93
- Особые закупки, которые отражаются одной строчкой: П.4 ст.93 осуществление закупки на сумму, не превышающую 600 тыс.руб. Годовой объем закупок не должен превышать 2 млн.руб. или не должен превышать 5% СГОЗ, не должен составлять более 50 млн.руб.П.5 ст.93 закупка учреждением культуры, образовательной организацией, научной организацией, организацией для детей-сирот, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую 600 тыс. руб. Годовой объем закупок не должен превышать 5 млн.руб. или 50% СГОЗ, и не более 30 млн.руб.
- Коммунальные услуги:П.8 — оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжениюП.29 – заключения контракта по энергоснабжению или купли-продажи электрической энергии.
ПЛАН-ГРАФИК
План-график утверждается и размещается в течение 10 рабочих дней после утверждения плана ФХД / получения объема денежных прав.
ИЗВЕЩЕНИЕ
Размещение в ЕИС извещения осуществляется через день (не ранее) после внесения изменений в план-график (не позднее, чем за 1 дней до дня размещения в ЕИС извещения).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОНТРАКТА
Заключение контракта с единственным поставщиком осуществляется через день (не ранее) после внесения изменений в план-график (не позднее, чем за 1 дней до дня размещения в ЕИС извещения, направления приглашения принять участие, заключения контракта с ЕП).
Информация о заключении контракта по результатам торгов представлена в статье «44-ФЗ, Шпаргалка по заключению контракта».
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЯВКИ
Заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при условии, что начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 миллион рублей (установлено ст.
44 Федерального закона 44-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2018 г. N 439 «Об утверждении значения начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах».
Обеспечение заявок устанавливается в виде денежных средств или банковской гарантии.
Подтверждение обеспечения: Платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки (копия) либо банковская гарантия.
Размер обеспечения заявки:
- от 0,5 до 1%, если НМЦК до 20 млн.руб;
- от 0,5 до 5%, если НМЦК более 20 млн.руб, кроме участников с преимуществами согласно п.п.28,29;
- от 0,5 до 2%, если НМЦК более 20 млн.руб. и преимущества у участника согласно п.п.28,29.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНТРАКТА
Заказчик обязан установить обеспечениеисполнения контракта при проведении процедур закрытым способом (в соответствии со ст.96 Федерального закона №44-ФЗ).
В других случаях заказчик устанавливает обеспечение исполнения контракта на свое усмотрение, за исключением закупок: у единственного поставщика, у казенного учреждения, запрос котировок до 500 тыс.руб., запрос предложений (согласно ст.83, и 83.1).
Заказчик обязан установить обеспечение исполнения контракта, за исключением:— запрос котировок (НМЦК – не более 500 000 руб.);— запрос предложений — п.п. 2, 7, 9, 10 ч.2 ст.83;— запрос предложений в электронной форме п.п.1,3,4 ч.2 ст.83.1— закупки у ЕП — п.п.
или муниципальным казенным учреждением;— закупки услуги по предоставлению кредита;
— заключения контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии.
Увеличили лимиты для закупок малого объема, изменили размер обеспечения, перенесли изменения в ФЗ-44
Суть изменений | Что это значит |
---|---|
Новые правила для заключения прямых контрактов в результате малых закупок |
Увеличили и процентный годовой лимит таких закупок: он составляет 10% вместо 5% от СГОЗ. В деньгах лимит не изменили — 50 млн руб. |
Новые правила в обеспечении исполнения контракта |
Требование обеспечить гарантийные обязательства — право заказчика, а не обязанность, как раньше. Нижний предел размера обеспечения исполнения контракта снизили из-за коронавируса до 0,5%, а верхний не изменился, он так и составляет 30% от НМЦК. Раньше допустимый минимум составлял 5% НМЦК. |
Новые правила для проверки участников | |
Новые правила вступления в силу «летних» изменений в контрактном законодательстве |
Из-за коронавируса до 01.10.2020 перенесли срок вступления в силу изменений, которые планировалось запустить с 01.07.2020. С новой даты заработает, в частности, новый порядок:
|
Участники закупок получили гарантированный срок, чтобы подготовиться к изменениям в тех случаях, когда изменяют порядок:
Если акт принимают до 1 октября текущего года, он вступает в силу 1 января очередного года. Если после — 1 января года, следующего за текущим |
- Определили, как считать сроки для проведения закупок по 223-ФЗ, в дни, которые объявлены в 2020 году нерабочими в связи с коронавирусом. По этим правилам:
- сроки, которые по 223-ФЗ и подзаконным актам считаются только в рабочих днях, исчисляйте в календарных; в таких расчетах не учитывайте субботу и воскресенье;
- последний день срока, который приходится на этот период, переносят, только если он попадает на субботу, воскресенье или праздничный день.
Раньше такие правила правительство установило из-за коронавируса для проведения госзакупок в период с 4 по 30 апреля 2020 года.
- Ввели новое основание для закрытой конкурентной закупки — закупка в рамках гособоронзаказа в части заказов на создание, модернизацию, поставку, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и спецтехники, на разработку, производство и поставку космической техники и объектов космической инфраструктуры. Сведения о них не размещаются в ЕИС.
ВАЖНО!
Разрешили менять срок исполнения, цену и объем авансирования
ВАЖНО!
Когда меняется только объем авансирования — допрешений правительства, властей субъекта или муниципальной администрации не получают.
Объем этих авансовых платежей по умолчанию не больше 50% цены госконтракта и лимитов бюджетных обязательств, которые доведены для заказчика на год. Иные предельные показатели для авансов могут указывать в федеральных законах, указах президента или иных НПА правительства.
Если в госконтракт вносят изменения, то дополнительное соглашение — основание для внесения корректировок в принятое на учет бюджетное обязательство, возникшее на основании госконтракта.
Признали коронавирус обстоятельством непреодолимой силы
В тех же письмах и ФАС, и Минфин признали коронавирус форс-мажором при госзакупках. Они указали, что распространение коронавируса — обстоятельство непреодолимой силы. Следовательно, участники освобождаются от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение контрактов.
ФАС подчеркнула, что территориальные органы обязаны учитывать обстоятельство коронавируса при рассмотрении жалоб, дел об административных правонарушениях, обращений о включении в РНП и проведении проверок.
На практике и до разъяснений ФАС и Минфина заказчики закупались у единственного поставщика. Например, Роспотребнадзор по Московской области только с начала марта 2020 года уже успел заключить контракты почти на 6 млн руб. с едпоставщиками на закупку масок, респираторов и другой защитной продукции. Вот пример одного из контрактов из-за коронавируса.
Несмотря на то что отчет о невозможности и нецелесообразности использования конкурентных способов определения поставщика по закону не требуется, есть заказчики, которые его составляют. Вот пример.
Скачать образец обоснования закупки по п. 9 ч. 1 ст. 93 из-за коронавируса из ЕИС |
С чего начать?
В Положении предусмотрите несколько разделов:
- Формирование проектов, образцов договоров для различных видов сделок;
- Проверка контрагента, с которым будет заключаться сделка и предоставление собственных подтверждающих документов (что можно и нельзя передавать);
- Согласование;
- Порядок подписи;
- Контроль за сделкой;
- Хранение и архивирование.
По каждому этапу должен быть назначен ответственный, который будет вести учет, координировать работу и следить за исполнением.
Когда вы подготовили регламент, можно переходить к составлению стандартных форм, которые будут универсальны и могут использоваться без специального согласования.
Структура документа
В соответствии с гражданским законодательством страны в соглашении должна содержаться следующая информация:
- Предмет. Документ не может считаться заключенным, если в нем отсутствует описание товара либо услуги, которые должны быть предоставлены заказчику.
-
Существенные условия. К примеру, предоставление залоговой суммы либо имущества. Период исполнения обязательств, обеспеченных залогом.
- Прочие условия, исполнение которых достигается путем переговоров. К примеру, вид транспорта, которым доставляется необходимый товар.
- Меры ответственности участников при неисполнении условий.
- Реквизиты и подписи сторон.
Разработанная структура должна гарантировать сторонам выполнение его условий и предусматривать меры ответственности за некачественное, несвоевременное исполнение обязательств.
Когда победитель считается уклонившимся от заключения контракта
Нарушение установленной процедуры расценивается по 44-ФЗ как уклонение от заключения контракта. Согласно ч. 13 ст. 83.2 закона о закупках победитель признается уклонившимся, если он:
- не направил заказчику подписанный проект договора или протокол разногласий в течение 5 рабочих дней;
- не предоставил обеспечение исполнения контракта, если это было предусмотрено конкурсной документацией;
- не предоставил повышенное обеспечение, когда цена ГК была снижена на 25% по сравнению с начальной (максимальной) ценой.
При наличии одного из вышеназванных обстоятельств заказчик оформляет протокол о признании заказчика уклонившимся от заключения контракта по 44-ФЗ.
Внимание! Данный протокол нужно разместить и в ЕИС, и на электронной площадке торгов. Работаете по 44-ФЗ? Не забывайте об отчетности!
Подробнее
Работаете по 44-ФЗ? Не забывайте об отчетности!
Подробнее
Протокол должен обязательно содержать следующую информацию:
- место и время его составления;
- данные об уклонившемся победителе;
- основания для признания уклонившимся и соответствующие документы.
Зачем создавать регламент?
СЭД — система электронного документооборота, которая переводит в автоматический режим процессы согласования договоров и любой другой документации организации, например, приказов или документов отдела кадров.
Но, прежде чем внедрять электронный документооборот, необходимо разработать регламент о договорной деятельности компании с такими разделами как: порядок согласования договора и сроки исполнения, ответственные лица, учет договоров, контроль соблюдения сроков. После создания подобного положения, можно приступать к выбору СЭД и автоматизации документооборота.
Если все сделано правильно, то в организации:
- Оптимизируются сроки каждой процедуры;
- Юридически договоры будут более грамотно составленными;
- Снизятся риски;
- Повыситься качество претензионной работы;
- Легко выявлять, кто и за какое решение отвечает..
При этом можно поручить подготовку договоров специальному отделу, группе специалистов или по каждой сделке ответственными будут разные лица, например, менеджеры по продажам будут работать каждый со своим кругом клиентов.
Второй вариант более гибкий, т.к. можно дать менеджерам определенные права менять условия доставки, размер скидки и другие параметры, чтобы привлечь клиента.
Какой бы подход вы не выбрали, но в итоге все равно все контракты будут собираться в одном месте, к примеру, в бухгалтерии, или у руководителя подразделения. Их хранение — это тоже часть бизнес-процесса.
Стоит также определить, кто принимает окончательное решение и подписывает договор. Причем можно разделить разные виды сделок — с поставщиками, покупателями, на услуги связи, по командировкам и т.д.
Проще всего собрать все правила в едином документе, например. в Положении по договорной работе.