Закупки по 223‑фз в 2017 году

Осуществление закупок по 44-ФЗ

В соответствии с законодательством, приобретение нужных для работы государственных органов материалов, техники, помещений, различного рода услуг может осуществляться конкурентным способом, когда выбор поставщика происходит из нескольких претендентов, либо у единственного представителя. Осуществление закупок по 44 ФЗ позволяет свести к минимуму злоупотребления и коррупционные проявления в этом процессе.

Способы закупки

Федеральный закон определяет, что основанными на конкуренции являются следующие способы приобретения продукции и услуг:

  • конкурс;
  • аукцион;
  • запрос котировок;
  • запрос предложений.

Закупка у единственного участника осуществляется лишь в том случае, когда нужный товар или услуга монополизированы в силу объективных причин, например, защищены авторским правом.

Виды конкурсов

В ФЗ № 44 предусмотрены следующие разновидности конкурсов:

  • Открытый. Его характерной особенностью является то, что информация о закупке сообщается неограниченному кругу потенциальных поставщиков либо исполнителей, причем ко всем участникам применяются одинаковые критерии отбора. Данные о конкурсе размещаются в единой системе за 20 дней до даты вскрытия конвертов с заявками.
  • С ограниченным участием. Этот конкурс проводится среди неограниченного числа участников, к которым применяются единые и одинаковые критерии, однако перед непосредственным участием в конкурсе участники должны пройти квалификационный отбор.
  • Двухэтапный. На первом этапе вся информация о конкурсе размещается в свободном доступе, чтобы желающие могли принять в нем участие, однако затем к победителям выдвигают дополнительные требования. И участник, который предоставил наилучшие условия на втором этапе, объявляется победителем.
  • Закрытый аукцион – информация о нем не размещается в открытом доступе в интернете либо в средствах массовой информации. На конкурсах такого типа предметом являются объекты, представляющие собой государственную тайну. Выигрывает закрытый аукцион участник, предложивший самую низкую цену за свою продукцию.
  • Закрытый с ограниченным участием. Этот тип конкурса предусматривает ознакомление с его условиями лишь круга лиц, которые занимаются выпуском конкретной продукции. Выигрывает право на осуществление поставок либо проведение работ тот участник, который вначале прошел квалификационный отбор, а затем предложил лучшие условия.
  • Закрытый двухэтапный предусматривает отбор участников в два этапа. Сначала информация о предмете закупки отправляется ограниченному кругу лиц, которые могут выполнить условия контракта, затем по результатам второго тура определяется победитель, представивший лучшее предложение. Аукцион

Аукцион по закупке осуществляется в электронной форме, то есть вся информация об объекте конкурса размещается на доступном для всех сайте. Сами торги проводятся на электронной площадке заранее выбранного оператора, который полностью отвечает за технический аспект их проведения.

Однако покупать на аукционе можно только отдельные категории товаров или работ, услуг. Их перечень утвержден Правительством РФ, и он достаточно объемный. К аукциону предъявляются такие критерии:

  • точное, четкое и подробное описание объекта закупки;
  • выбор победителя должен быть основан только на количественной и денежной оценке.

Запрос котировок

Этот способ определения исполнителя госзаказа осуществляется путем размещения информации об объекте закупки в единой базе данных, причем победителем в конкурсе является тот участник, что предложит самую низкую цену за свою продукцию. Однако стоит учесть, что запрос котировок можно проводить лишь в том случае, если стоимость контракта не превышает 500 тысяч рублей.

Кроме этого, есть еще одно ограничение для заказчика по данному виду торгов – годовой объем закупок, осуществляемый подобным способом, не может превышать 10% от всего годового объема закупок заказчика и при этом не может быть больше, чем 100 млн рублей в год.

Запрос предложений

Победителем такого конкурса становится участник, предложивший заказчику товар или услугу, которая оптимально соответствует параметрам запроса. Проводить выбор поставщика методом запроса предложений можно только в следующих случаях:

  • для обеспечения спортивных команд инвентарем, экипировкой, оборудованием;
  • для лечения россиян за границей;
  • для обеспечения лекарственными препаратами;
  • для закупок предметов народного промысла;
  • при заключении контрактов для защиты интересов граждан или государства в иностранных судебных органах.

Контракт с единственным поставщиком

В части 1 статьи 93 закона 44-ФЗ изложены ситуации, когда заказчик может произвести закупку у единственного поставщика. Во всех прочих случаях делать это запрещено. Чаще всего контракт с единственным поставщиком заключается в закупках до 100 тыс. руб.

Преимущества этого метода очевидны:

  • можно работать с проверенным поставщиком;
  • не нужно проводить конкурентную процедуру и тратить на это время и денежные средства;
  • провести закупку можно очень быстро и просто;
  • нет зависимости от посторонних обстоятельства, например, от работы ЭТП.

Недостатки тоже лежат на поверхности:

  • процедура неконкурентная, поэтому риск внимания со стороны проверяющих органов повышен;
  • не всегда есть возможность получить лучшую цену.

223-ФЗ: электронная подпись

Заказчик вообще не может работать без электронной подписи (ЭП). Потому что нужно публиковать документы и размещать закупки в единой информационной системе. Поставщик может найти и прочитать Положение о закупках, другие документы, и собственно, любые закупки, но без электронной подписи не сможет принять в них участие, если закупки проводятся в электронном виде.Все знают про электронную подпись в госзакупках.

С ЭП по 223-ФЗ все одновременно и проще, и сложней.

  • Проще, потому что нет жестких требований к сертификату электронной подписи (как в госзакупках, где сходятся требования 63-ФЗ и 44-ФЗ, и где существуют разные подписи для заказчиков и для поставщиков). Для участия в закупках по 223-ФЗ и для организации таких закупок нужен просто квалифицированный сертификат.
  • Сложнее, потому что нет жестких требований к сертификату электронной подписи и каждый заказчик, вообще говоря, имеет право создать свою собственную электронную площадку, разработать свои собственные требования к участникам электронных закупок. В том числе и требования к сертификату, с которым можно выходить на эту площадку. И каждая площадка, на которой проходят закупки по 223-ФЗ, тоже имеет право на свое мнение по поводу сертификатов.

Поэтому, обращаясь в удостоверяющий центр за покупкой сертификата электронной подписи, обязательно сообщайте менеджеру, на каких площадках вы собираетесь работать. А потом, купив сертификат для конкретной площадки, узнайте, где еще ваш сертификат примут. Возможно, заодно и новые закупки найдете.

  1. Госкорпорации, государственные компании, субъекты естественных монополий, <…>, а также хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования более 50%. Проще говоря, если государство является собственником более 50% организации, эта организация работает в рамках 223-ФЗ. Заметьте, не 49% и даже не 50%, а более 50%.
  2. Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% принадлежит тем самым организациям, в которых более 50% принадлежит государству. На практике их называют просто «дочки».
  3. Дочерние хозяйственные общества дочерних хозяйственных обществ <…>. А это — уже «внучки».
  4. Бюджетные учреждения: 
    • за счет грантов, субсидий; 
    • в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки ТРУ;
  • Положение о закупках.
  • План закупок.
  • Извещение о закупке.
  • Документация о закупке (техническое задание, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки, инструкция по заполнению заявки участниками закупки и пр.).
  1. Разработать и утвердить Положение о закупке. В нем обязательно должны быть подробно описаны: способы закупки, порядок подготовки и проведения закупок, порядок заключения и исполнения договоров, а также перечень ТРУ, закупаемых у субъектов малого предпринимательства.
  2. новую редакцию положения о закупке;
  3. документ, содержащий перечень внесенных изменений.
  • для юридических лиц — 50 000 — 100 000 руб.;
  • для должностных лиц — 20 000 — 30 000 руб. Под должностными понимаются любые лица, которые осуществляют функцию организации и проведения закупочной процедуры. И заказчик сам для себя должен определить, какие конкретно штатные единицы и должностные лица будут нести ответственность по тому или иному составу КоАП. По большому счету, это лица, утверждающие документацию о проведении закупки либо члены закупочной комиссии.
  • отсутствие сведений об участниках закупки в РНП по 223-ФЗ;
  • отсутствие сведений об участниках закупки в РНП по 44-ФЗ.

Что такое госзакупки?

Государственные закупки — это система размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг для муниципальных или государственных нужд. Госзакупки были введены законом от 21 июля 2005 № 94-ФЗ, который утратил силу с 1 января 2014 года.

Сейчас порядок госзакупок регулируется законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», но на некоторых электронных торговых площадках все еще встречаются ссылки на закон № 94-ФЗ. Такая контрактная система предполагает конкурсный отбор поставщиков товаров и услуг, что позволяет получить государству самые выгодные условия для поставок и снизить коррупцию в сфере госзакупок через систему «откатов», хотя, конечно, о полном ее искоренении в этой сфере говорить еще рано.

Спектр государственных или муниципальных заказов очень широк, среди них есть множество мелких, не превышающих 1 млн. рублей. Это дает возможность участвовать в госзакупках не только крупным поставщикам, но и малому бизнесу, в том числе индивидуальным предпринимателям. Для поставщиков, являющихся субъектами малого бизнеса и социально ориентированными некоммерческими организациями, существует особая квота — не менее 15% совокупного годового объема госзакупок заказчики обязаны делать у них (статья 30 закона № 44-ФЗ). Количество государственных и муниципальных заказчиков на официальных сайтах превышает 250 тысяч, каждый день объявляются сотни новых заказов на сотни 

Принципы отбора участников закупки

Из числа закрепленных в ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ принципов закупки товаров, работ, услуг, ключевыми, имеющими отношение к отбору участников закупки, являются:

  1. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
  2. отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Первый принцип реализуется с помощью следующих положений Закона № 223-ФЗ:

  • во-первых, путем установления практически неограниченного круга субъектов, которые могут выступать участниками закупки (ч. 5 ст. 3);
  • во-вторых, путем запрета на предъявление требований к участникам закупки по критериям, которые не указаны в документации о закупке (ч. 6 ст. 3).
  • в-третьих, путем закрепления в Законе № 223-ФЗ положения, предусматривающего, что требования к участникам закупки, применяются в равной степени ко всем без исключения участникам закупки (ч. 6 ст. 3).

Закупки по 223-ФЗ

Дистанционный курс повышения квалификации «Закупки по 223-ФЗ»
Подробнее

Исключения из принципа равноправия могут быть установлены Правительством Российской Федерации (ч. 8 ст. 3):

  1. приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами. В законодательстве установлены ценовые преференции в торгах для участников, предложивших товары производства российского, белорусского и казахстанского происхождения, по ограниченному перечню товаров;
  2. участие в закупке субъектов малого и среднего предпринимательства. Установлено требование об обязательном размещении заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 15% общего годового объема поставок товаров в соответствии с перечнем, установленным Правительством РФ.

Принцип измеряемости требований реализован следующим образом. В положении и документации о закупке устанавливаются только такие требования, которые позволяют участникам закупки на стадии подачи заявки самостоятельно оценить свое соответствие этим требованиям.

К примеру, требования, сформулированные как «наличие кадровых ресурсов для выполнения работ в необходимом количестве» или «наличие достаточного опыта выполнения работ аналогичного профиля» не будут соответствовать принципу «измеряемости» требований. Почему? Дело в том, что критериев «достаточности» и «необходимого количества» нет, и, к тому же, они носят весьма субъективный характер. При этом, организатор торгов (закупочной комиссии) легко может отклонить заявку на участие в закупке, если, на его взгляд, она не соответствует требованиям.

Поэтому при установлении подобных требований должны быть установлены и конкретные измеряемые параметры определения, а так же точные показатели соответствия участника установленным требованиям в соответствующих единицах измерения.

Например: «наличие в штате участника закупки не менее 20 физических лиц, прошедших обучение по программе профессиональной подготовки частных охранников 5 разряда и сдавших соответствующий квалификационный экзамен» или «оказание участником закупки за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в закупке, услуг по энергосбережению в объеме не менее пяти энергосервисных договоров (контрактов) с ценой каждого энергосервисного договора (контракта) не менее пяти миллионов рублей. Для определения соответствия данному требованию учитываются энергосервисные договоры (контракты), заключенные в течение последних пяти лет, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в закупке, а также энергосервисные договоры (контракты), исполнение которых завершилось в указанный период. Для целей определения соответствия участника закупки установленному требованию не учитываются энергосервисные договоры (контракты), расторгнутые в связи с нарушением участником закупки условий такого договора (контракта)».

Как? С чего начать?

Для того чтобы получить свой первый государственный заказ, необходимо в первую очередь, как минимум, быть Индивидуальным Предпринимателем. Если же обычный гражданин (физическое лицо) изъявил желание участвовать в государственных закупках, ему обязательно необходимо обратиться в Налоговые Органы для регистрации себя в качестве ИП.

Во-вторых, индивидуальному предпринимателю, необходимо будет приобрести ЭЦП (электронную цифровую подпись).

Если потенциальный участок тендера является индивидуальным предпринимателем и уже имеет ЭЦП, он может начать поиск своей первой государственной закупки. Для этого ему необходимо зайти на официальный единый сайт государственных закупок http://zakupki.gov.ru/

При желании, можно начать с мониторинга. Для этого, слева страницы, выбираем вкладку «Закупки». Далее, можно нажать на ссылку «расширенный поиск» и в строку поисковика вбить наименование товара или услуги, которой Вы располагаете. При этом система дает возможность выбрать временной период, за который пользователь желает просмотреть результаты закупок.

Внимание! Все государственные закупки (как действующие, так и завершенные) носят абсолютно прозрачную систему! То есть каждый гражданин может совершенно свободно отслеживать хоть каждую государственную закупку. Для того чтобы новичку вообще понять, сможет ли он осилить свой первый государственный заказ, ему нужно будет проанализировать схожие, уже состоявшиеся закупки

А именно, обратить особое внимание на следующие моменты:

Для того чтобы новичку вообще понять, сможет ли он осилить свой первый государственный заказ, ему нужно будет проанализировать схожие, уже состоявшиеся закупки

А именно, обратить особое внимание на следующие моменты:

  • техническое задание
  • протоколы
  • оценить заявленные сроки
  • рассмотреть критерий оплаты товара (предоплата или постоплата). И соответственно, подумать, устроит ли такая система в будущем.

Совет: самый первый государственный заказ лучше оформлять на небольшую сумму, чтобы точно быть уверенным в его выполнении. А затем, набравшись опыта, переходить на более дорогостоящие закупки.

Оценив все данные в совокупности, новичок сможет реально оценить свою конкурентоспособность по конкретному направлению.

Внимание! Обязательным условием для участия в государственных закупках для индивидуального предпринимателя является отсутствие задолженности или недоимки по налогам!

Следует максимально ответственно отнестись к требованиям для участников. Например, внимательно прочитать условия закупки и оценить всю конкурсную документацию. Если потенциальный участник посчитает, что не успеет подготовить соответствующие документы, то и подавать заявку не стоит. Так как при несоблюдении условий, индивидуальный предприниматель может попасть в черный список, и на этом его деятельность в сфере государственных закупок закончится, так и не успевши начаться.

Во всей тонкостях закупок индивидуальному предпринимателю не сложно разобраться самостоятельно. Однако же, если у него нет на это времени, сил, возможно, желания (что странно), то всегда можно обратиться к посредникам. Существует огромное количество фирм, готовых помочь в работе с государственными закупками. Фирмы – посредники зарабатывают на том, что, фактически, делают всю работу за ИП или ООО. Прайс таких услуг варьируется от 3000 вплоть до 150000 рублей. Конечно, цена устанавливается пропорционально масштабу работы.

Особенности участия в коммерческих закупках

Рассмотрим пошагово основной алгоритм участия в коммерческой закупке.

Выбор закупки и изучение соответствующей документации (если поставщик нашел на одной из площадок интересующего его заказчика и отправил ему извещение, то необходимо понять, что это за компания)

Для этого нужно изучить информацию об организации-заказчике: сферу деятельности компании, сегмент рынка, который она занимает, количество людей в штате и другие особенности, которые необходимо знать, чтобы понимать, кто именно этот заказчик — компания, приобретающая товар для личных целей, либо объект с двойным лицом, который потребует от поставщика обеспечение, а потом исчезнет
При необходимости в компанию можно позвонить и убедиться в наличии актуального правового статуса заказчика, проверить наличие компании-заказчика в реестре закупок на той или иной площадке.Важно: если у заказчика в истории отображается всего две-три закупки, рекомендуется общаться с ней с большой осторожностью.Кроме того, нужно изучить: 

  • требования к поставщикам-участникам;
  • требования к форме подачи заявки (в каком виде она проходит);
  • критерии выбора лучшего предложения;
  • сроки.

Если вы убедились в том, что заказчик реальный и добросовестный, а требования к поставщику у него понятные, следует уточнить все детали и аспекты конкурса. Поставщик вправе обратиться напрямую к заказчику для разъяснения его позиции, условий, целей участия в торгах и т.п. Набор инструментов для этого достаточно широкий: звонки, встречи, переговоры, официальные разъяснения.
Подготовка и подача заявки на участие: формируется правильный комплект документов и форма подачи заявки, которая установлена документацией конкурса. Это может быть электронная форма или бумажная
В случае с электронной формой поставщику следует обратить особое внимание на такой нюанс, как требование электронной подписи: порой можно обойтись обычной подачей документов через площадку либо при помощи электронной почты. Какой это будет пакет, в каком виде его необходимо предоставить и нужно ли его заверять, рекомендуем заранее узнать это у заказчика!
В некоторых случаях заказчики в рамках проведения процедуры просят потенциальных поставщиков о презентации своего предложения и его лучших условий в рамках какого-то совещания: очно, заочно или удаленно по видеосвязи
Заказчики, как правило, хотят посмотреть на поставщика, его продукцию, пощупать образцы, устроить встречу на предприятии и т.д. Такая практика широко используется в коммерческих закупках даже в рамках регламентированной процедуры, поэтому к такому требованию необходимо быть готовым.
Переговоры, направленные на изменение условий заявки. Любой заказчик стремится получить товар, работу или услугу по минимальной цене, а поставщик продать по максимальной, поэтому порой поданное предложение компанию-заказчика может просто не устроить, и она всеми силами будет стараться «продавить» поставщика на заключение контракта на своих условиях. Достигается это при помощи переговоров по снижению цены или переторжки.
Выбор победителя или несколько победителей: в коммерческих закупках можно выбрать больше одного поставщика на определенную номенклатуру

Для заказчика это выгодно, поскольку снижает риски неполучения стратегически важной продукции: в случае если компания нуждается в большом количестве товара на крупную сумму и притом стратегически важного, заказчик вправе заключить договор с несколькими победителями. Поставляемый объем может измениться в процессе исполнения контракта: если кто-то из победителей закупки в силу каких-либо причин не исполнит своих обязательств, это позволит другому поставщику проявить себя, а заказчику — перераспределить объем.
Заключение договора/включение в реестр поставщиков

Не всегда закупка заканчивается заключением договора. Бывает, что такие закупки направлены на выявление самих поставщиков как таковых, в результате чего заказчик формирует некий перечень стратегически важных для него партнеров. Но если речь идет об обычной процедуре, то она заканчивается договором через внутреннюю систему заказчика, площадку или на бумаге — все это непосредственно прописано в условиях проведения закупки.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Отличие коммерческих торгов от регламентированных закупок
141.2 КБ

Что еще стоит изучить, прежде чем участвовать в госзакупках?

Если вы решили побороться за заказы государственных компаний, вам пригодится эта информация:

  • законы №
    и №
    ;
  • на Портале госзакупок;
  • детальные инструкции для начинающих поставщиков — такие есть на всех площадках для торгов. Например, можно прочитать правила
    и посмотреть обучающие ролики;
  • полезная информация на
     — например, раздел, где собраны планы закупок государственных и крупных частных компаний;
  • возможности факторинга (важный инструмент для госзакупок). 

Чтобы изучить все тонкости госзакупок, придется потратить время. Но итогом может стать крупный заказ надежной компании.

Основные преимущества использования госзакупок

Государство является самым крупным потребителем. В его платежеспособности сомневаться не приходится. Даже в самые трудные, с финансовой точки зрения времена, государственный аппарат нуждается в различных исполнителях своих заказов. Индивидуальные предприниматели и различного рода компании могут воспользоваться такой возможность заработка. С помощью госзакупок можно увеличить количество заказов и географию своей деятельности.

Основными преимуществами участия в госзакупках являются:

  • Относительно низкая конкуренция.
  • Нет необходимости в привлечении дополнительного числа людей.
  • Можно участвовать в тендерах в электронном виде
  • Минимальные стартовые затраты на первом этапе.

Рынок государственных закупок в большинстве своем имеет товарный характер. Государство с его помощью пользуется продуктами производителей различных товаров, реже услуг. Этот рынок контролируется федеральным органами исполнительной власти, а также органами местного самоуправления. Они проводят проверку целевого использования бюджетных средств и выявляют необходимость проведения каждой конкретной госзакупки.

В этой статье мы рассказали, что такое госзакупки. Это отличный инструмент продаж товаров и услуг для индивидуальных предпринимателей и юридических фирм. Государство — надежный партнер и этим нужно уметь пользоваться. Чтобы действовать на рынке госзакупок наиболее эффективно, пройдите специальные курсы. Они раскроют для вас все подводные камни и неизвестные нюансы такой деятельности.

Виды государственных закупок

Вообще все торги делятся на 2 категории:

  1. Бумажные торги (к ним относятся запрос котировок, конкурс, запрос предложений).Бумажные торги, судя из названия, проходят «на бумаге».

    Минусом бумажных торгов является то, что потенциальные участники «привязаны» к своей геолокации.

    Если же участник желает участвовать в бумажных торгах в другом городе или же регионе, то ему необходимо будет самостоятельно решать возникающие проблемы логистики.

  2. Электронные торги (электронный аукцион). Электронные торги проходят в интернете. Преимуществом электронных торгов является то, что участвовать в нем можно, не зацикливаясь на своем местонахождении.

    Любой поставщик (индивидуальный предприниматель) имеет право выставить свою кандидатуру и изъявить желание участвовать в государственной закупке (товара, работы или услуги).

Многие новички путаются в классификации понятий.

Итак, тендер – это любая процедура, которая подразумевает под собой выбор заказчиком лучшего поставщика (или лучшего исполнителя).

Электронный аукцион – это торги, которые проводятся на электронной площадке в онлайн – режиме и победителем становится тот, кто «выдаст» лучшую (самую оптимальную – то есть, дешевую, цену).

Котировка – данный вид относится к категории бумажных торгов. Отличительной особенностью таких торгов является то, что цену можно прописывать только 1 раз, то есть, фактически, у претендента на выигрыш не будет возможности торговаться и менять свою заявленную стоимость товара (или услуги), даже если он передумал.

В котировках ни для заказчика, ни для исполнителей не имеет значение ни стаж, ни опыт фирмы поставщика, а только заявленная цена.

А вот в открытом конкурсе или запросе предложений заказчик уже оценивает конкурентов по множеству критериев:

  • цена;
  • качественные характеристики;
  • опыт на рынке;
  • срок поставки;
  • награды, сертификаты и прочие заслуги.

Внимание! Обычно, по правилам, заказчик должен изначально указать все критерии, по которым он будет выбирать претендентов, для того, чтобы последние, могли оценивать свои силы и возможности для участия. Но такие тендеры, как запрос предложений и открытый конкурс, присуще скорее коммерческим заказчикам

Но такие тендеры, как запрос предложений и открытый конкурс, присуще скорее коммерческим заказчикам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector