Конфликт: способы и приемы решения

Содержание:

Что подразумевает полное разрешение конфликта

Разрешение конфликта может быть:

  1. Полным — подразумевает устранение причин, предме­та разногласия и спорной ситуации.
  2. Неполным — происходит тогда, когда устраняются не все причины разногласия. В таком случае спорная ситуация считается незавершенной, однако она может быть этапом на пути к полному разрешению конфликта. 

Предпосылки для окончательного разрешения разногласий:

  1. Субъекты конфликта хотят сохранить дружеские отношения.
  2. Оппоненты хотят разрешить ситуацию.
  3. У участников конфликта есть силы и ресурсы для окончательного решения вопроса.

Для того, чтобы избежать повторного возникновения конфликтов, необходимо использовать методы их предупреждения:

  1. Вовлечение в общую деятельность. Метод заключается в вовлечении конфликтующих сторон в общее дело на основе выявления их общих интересов.
  2. Толерантность. Развитие выдержки и терпения к нежелательному поведению поможет проще относиться к неблагоприятным воздействиям со стороны окружающих. Умение приспосабливаться к среде помогает толерантнее относиться к конфликтогенам (вербальным и невербальным элементам коммуникации, которые задевают собеседника и создают напряженную атмосферу в общении).
  3. Эмпатия. Это осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения происхождения этого переживания. Умение сопереживать и сочувствовать помогает наладить контакт с окружающими и в отдельных случаях избежать конфликтной ситуации.

Также существует ряд правил, которые помогают предотвратить конфликтную ситуацию или максимально быстро разрешить спор:

Основные методы разрешения конфликтов

Психологи определяют 4 группы методов разрешения конфликтов. Предлагаем познакомиться с каждой из них.

1. Административные способы разрешения конфликтов.

Данный метод подразумевает анализ конфликтной ситуации и принятие решения по выходу из неё на собрании трудового коллектива. Решение общего собрания является обязательным для исполнения. Не менее эффективен и другой вариант – «механическое уничтожение» конфликта. В этом случае одного из участников увольняют или переводят в другое подразделение или на другую работу. Этот метод сложно назвать гуманным, поэтому к его применению прибегают в крайних случаях. Как правило, он используется в отношении одного из лидеров при решении конфликтов между группами.

Читайте нашу статью «Стратегия голубого океана: что это и как применить в своём бизнесе».

2. Педагогические методы разрешения конфликтов

Данная группа включает большее количество вариантов решения проблемы:

  • убеждение;
  • обоюдное примирение конфликтующих сторон;
  • признание вины одной стороной;
  • свободное высказывание;
  • посредничество незаинтересованного лица;
  • увеличение расстояния между конфликтующими сторонами;
  • метод норм (введение определенных социальных норм, направленных на погашение конфликта, например, правильное поведение);
  • реализация принципа «разделяй и властвуй». При групповом конфликте создаются подгруппы, каждая из которых имеет свою цель. Если есть возможность, то подгруппы отделяют друг от друга и воздействуют на каждую из них отдельно, подбирая нужные «мотивы» и формируя правильное поведение;
  • метод «поиск козла отпущения» (находится объект, на который переносится весь негатив конфликта);
  • метод «двух зол» (при невозможности решить конфликт так, чтобы удовлетворить обе стороны, выбирается меньшее зло).

3. Структурные методы разрешения конфликтов

Подразумевается разъяснение требований к работе, определение полномочий и установление иерархии, применение механизмов, координирующих и интегрирующих действия сторон конфликта, установление целей, способствующих объединению сторон, реализация системы мотивации (не допускается поощрение неконструктивного поведения группы или отдельных ее членов).

Данная группа методов используется для решения проблем в организациях и направлена на уменьшение интенсивности конфликта.

Структурными методами разрешения конфликта являются:

  • использование должностного положения (руководитель действует путем издания приказа, распоряжения, постановления и т.п.);
  • «разделение» организационных частей, задействованных в конфликте («разделение» по целям, ресурсам, средствам и т.п. или создание условий, снижающих зависимость конфликтующих сторон друг от друга);
  • внедрение для конфликтующих групп специального механизма интеграции (общий куратор, координатор или руководитель);
  • объединение подразделений, основанное на решении общей задачи (например, отдел труда и зарплаты и отдел кадров объединить в отдел развития сотрудников, цель работы которого, помимо расчетно-учетных функций, развитие и рост каждого работника).

4. Межличностные методы разрешения конфликтов

Р. Блейк и Дж. Мутон предложили достаточно эффективную модель управления конфликтами, включающую концепции, названия которых напоминают стратегические пути выхода из конфликтных ситуаций: отступление, сглаживание, навязывание, альтернатива и компромисс. Авторы считают, что наибольшая ценность для управления – это умение идти на компромисс, так как это способствует минимизации недоброжелательного настроя и быстрому разрешению конфликтных ситуаций, удовлетворяя обе противостоящие стороны.

Под сглаживанием подразумевается, что члены коллектива являются единой командой. Блейк и Мутон по этому поводу говорят, что конфликт можно погасить, повторяя следующую фразу: «Это не имеет значения. Вспомните все хорошее, что произошло сегодня».

Существуют и другие эффективные стратегии разрешения конфликта:

  • победа – поражение;
  • победа – победа;
  • поражение – поражение;
  • поражение – победа.

Иногда, вступая в конфликт, стороны рассчитывают на победу за счет поражения противостоящей стороны. Обычно проигрывают и те, и другие. Наиболее благоприятный способ выхода из межличностной конфликтной ситуации – это победа, при которой учтены интересы обеих сторон.

Конфликт ― это не всегда плохо

Управляемый конфликт в коллективе может стимулировать инновационную структуру компании, оптимизировать организационные процессы и создавать эффективных лидеров

Важно, чтобы руководители умели превратить раздор в возможности для обучения и роста

«В споре рождается истина». Так говорят не зря. Главная задача в этот момент – перевести спор в конструктивное русло и не позволять ему выходить за рамки обсуждения проблемы или идеи. Как только конфликт переходит в плоскость личных оскорблений и претензий, это становится точкой невозврата и восстановить хотя бы доверительные рабочие отношения уже невозможно. Например, братья Уолт и Рой Дисней использовали свои бесконечные конфликты для создания одной из крупнейших развлекательных компаний мира. Уолт был активным и креативным, а Рой ― прагматиком. Разные взгляды вызывали конфликты, в которых появлялись гениальные идеи.

Даже в глобальном плане конфликт может послужить в пользу компании и ее бренда. Например, нашумевший скандал с Колином Каперником, ставшим лицом Nike, увеличил онлайн-продажи на 31%. А ведь спортсмен публично осудил Президента США за его попустительство в вопросах борьбы за равноправие. Таким образом Nike еще раз напомнил миру о своем манифесте ― равенстве ―и получил управляемый конфликт, который направил на прибыль компании.

Конфликты в коллективе и способы их решения лежат в плоскости ответственности руководители. Его обязанность создать максимально благоприятную обстановку, проводить профилактику конфликтов и быстро реагировать, чтобы не допускать ухудшения ситуации. Прокачивайте своих управленцев и используйте конфликты продуктивно. Помните, что оборачивать конфликты в коллективе в пользу бизнесу можно только в компаниях с высоким уровнем доверия. В неблагополучных организациях такой «фокус» провернуть не получится.

Формы разрешения конфликта и стратегии поведения оппонентов

Сторона А Сторона Б Форма разрешения
Соперничество Соперничество перерастание в другой конфликт
Соперничество Уступка урегулирование
Соперничество Компромисс урегулирование
Соперничество Сотрудничество урегулирование
Соперничество Уход затухание
Компромисс Уступка урегулирование
Компромисс Компромисс урегулирование
Сторона А Сторона Б Форма разрешения
Компромисс Сотрудничество урегулирование
Компромисс Уход затухание
Уход Уступка затухание
Уход Сотрудничество затухание
Уход Уход затухание
Уступка Уступка урегулирование
Уступка Сотрудничество урегулирование
Сотрудничество Сотрудничество разрешение противоречия, составляющего основу конфликта

Динамика конфликта

  • Этапы развития конфликта:
  • Развитие доконфликтной ситуации
  • Развитие собственно конфликта
  • Развитие послеконфликтной ситуации

Развитие доконфликтной ситуации

  • возникновение объективной проблемной ситуации социального взаимодействия;
  • ее осознание субъектами проблемного взаимодействия;
  • попытки разрешить неконфликтными способами;
  • начало предконфликтной ситуации.

Развитие собственно конфликта

  • инцидент;
  • переход предконфликтной ситуации в открытый конфликт;
  • конфликтное взаимодействие;
  • попытки завершить конфликт;
  • завершение конфликта
  • Развитие послеконфликтной ситуации
  • частичная нормализация взаимодействия участников конфликта;
  • полная нормализация взаимодействия.

Функции конфликтов

Функции конфликтов принято условно делить на общие и личностные. Общие функции имеют место на разных уровнях социальной системы, а личностные – влияют непосредственно на саму личность. Общие функции также принято отождествлять с положительными и негативными последствиями конфликтов.

К положительным функциям относятся:

  • интеграционная – первоначальное установление единства или же восстановление его. Специфику этой функции будет определять тип конфликта и особенности группы; 
  • трансформационная – эта функция предполагает трансформацию норм в зависимости от новых условий и будет свойственна гибким структурам; 
  • обнаружение и фиксация существующих противоречий как условие для того, чтобы достигнуть равновесия; 
  • разрешение противоречий и снятие напряжения внутри организации – снятие стресса за счет конфликта;
  • превентивная и стабилизационная – испытав определенное потрясение, члены организации будут стараться подходить к разрешению возникающих противоречий куда более разумно. Более того, конфликт способен ярко продемонстрировать соотношение действующих сил в организации, что будет способствовать снижению риска необдуманных противоречий в будущем;
  • творческая – конфликт служит как источник дополнительной творческой групповой активности;
  • выявляющая управленческие организационные проблемы.

Негативные функции (последствия) конфликтов:

  • возможная дезорганизация и дестабилизация коллектива;
  • серьезные эмоциональные и материальные затраты на участие в конфликте, которые ведут к снижению темпа роста и развития предприятия;
  • ухудшение дисциплины и социально-психологического климата в рабочем коллективе;
  • увлеченность конфликтом может вылиться в ущерб работе;
  • дезинтеграция компании;
  • разрушение системы организационных и межличностных отношений, сложившихся прежде, неприязненное отношение к противостоящей стороне;
  • проблемы в восстановлении деловых взаимоотношений;
  • закрепление насильственного решения проблем в социальном опыте личности и группы. Одержав однажды победу с помощью насилия, человек будет воспроизводить данный опыт в других ситуациях взаимодействия в социуме, аналогичных этой.

Важно обозначить, что последствия конфликта зависят от его разрешения и исхода – они могут быть как положительными, так и отрицательными. К примеру, поведение руководства может как сплотить коллектив, так и дезинтегрировать его. . Принято выделять специфические функции, которые являются следствием правильной работы с конфликтом:

Принято выделять специфические функции, которые являются следствием правильной работы с конфликтом:

  • информационная. Она обладает двумя сторонами – сигнализирующей и коммуникативной. Первая указывает на существующие в рамках организации противоречия. Вторая – призвана определить, нужно ли усилить коммуникативный обмен для того, чтобы получить информацию об иной стороне конфликта;
  • диагностическая. Она дополняет понимание участников конфликта друг о друге как о личностях и профессионалах;
  • инновационная. Позволяет преодолеть разнообразные препятствия на пути развития коллектива – как экономического, так социального и духовного. Грамотно урегулированный конфликт способен улучшить психологическое состояние коллектива и усилить социальную активность благодаря трансформации межличностных отношений. 

Следовательно, осознание причин, видов и предполагаемых участников конфликта будет способствовать лучшему управлению им в организации, а также максимально быстрому разрушению конфликтов, носящих деструктивный характер.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Резюмируем

Для любого руководителя конфликт сотрудников – это проверка на прочность, своеобразный экзамен. Начальник должен занять нейтральную позицию и, с помощью переговоров, помочь сотрудникам прийти к взаимовыгодному решению. Существует 5 основных стратегий поведения в конфликтной ситуации: избегание конфликта, уступка, конкуренция, сотрудничество и компромисс. Конструктивными способами выхода из конфликта считаются компромисс и сотрудничество, к ним следует стремиться в разрешении спорных ситуаций. Но это не значит, что другие стратегии нужно отвергать. Учитывая все обстоятельства конфликта, взвешивая все «за» и «против», выбирайте оптимальное решение в конкретной ситуации.

Отдельно от рабочих конфликтов стоит явление травли в коллективе – психологическое давление, направленное на конкретного человека. Руководитель должен быть в курсе проблем коллектива и не допускать подобных явлений.

Конфликты отрицательно влияют на работу – возрастает напряжение, вместо работы сотрудники выясняют кто прав, кто виноват, теряются заказы, падает прибыль. Если коллектив конфликтный, возникает текучка кадров, много ресурсов тратится на то, чтобы обучить новых сотрудников, ввести их в курс дела.

Вместе с тем, часть споров может улучшить работу компании. Если существуют конфликты по поводу разделения обязанностей – это повод доработать бизнес-процессы и составить четкий алгоритм действий сотрудников. Если негатив вызывает несправедливая оплата труда – нужно создать систему критериев оценки, премий и штрафов. Если споры возникают из-за перегруженности работников, можно установить систему учета рабочего времени, чтобы проанализировать ситуацию.

Часто конфликты – результат роста организации, лучше преодолеть их, пока организация небольшая, чтобы при масштабировании бизнеса эти проблемы уже не мешали.

Определение конфликтной ситуации

Как понять, что делать в конфликтной ситуации? Стратегия поведения в ней зависит от контекста, важности определённого результата, вашей уверенности в себе и многих других факторов. Для начала приведём определение конфликтной ситуации

Конфликт – это столкновение несовместимых позиций, взглядов, интересов. Например, директор компании и его заместитель обладают разным видением стратегии компании, но они оба заинтересованы в ее развитии. Это является конфликтной ситуацией. А если каждая из сторон начнет навязывать свое мнение другой стороне, то это может перерасти в настоящий полноценный конфликт.

Виды конфликтов и способы их разрешения

Подбор способов разрешения конфликта зависит от его вида. Типологий существует несколько, в зависимости от критерия положенного в основу спорной ситуации.

В одном конфликте может сочетаться несколько представленных видов. Например, между супругами возникает конфликт интересов, внутриличностный и деструктивный, в организации межгрупповой и компромиссный и т. д.

Универсальные способы разрешения конфликтов могут применяться к каждому из видов, в зависимости от желания сторон достичь общих целей и готовности идти на уступки. Процесс нахождения адекватного способа разрешения возникшего конфликта зависит от всех участников процесса.

Способы разрешения педагогических конфликтов

В учебных заведениях педагоги сталкиваются с разнообразными ситуациями противостояния и конфронтации, которые могут быть поделены на несколько групп в зависимости от статуса участников: между учащимся либо группой учеников или их родителями и педагогом, между самими учащимися, конфликты в коллективе учителей и внутрисемейные конфликтные ситуации у отдельно взятого школьника, последствия которых влияют на его школьную жизнь.

По своему содержанию перечисленные выше виды конфликтов бывают деловыми или личного характера. Конфликтология подразделяет все педагогические конфликты по содержанию ситуации, спровоцировавшей их зарождение, на конфликты отношений, деятельности и поведения. Сегодня число таких конфликтов возросло в связи с добавлением еще и социального фактора, например, материальные проблемы, обуславливающие снижения интереса к учебной деятельности.

Конфликты поведения связаны с нарушениями школьниками предписаний, принятых в учебном заведении. Проще, быстрее и конструктивнее разрешаются конфликты, обусловленные связью с деятельностью, немного сложнее – конфликты поведения, наибольший процент неконструктивно законченных ситуаций конфронтации припадает на конфликт отношений.

С целью регулирования возникшей конфликтной ситуации педагогу, в первую очередь, необходимо дать правильную оценку конфликту и проанализировать его. Создание достаточного информационного фундамента для возможности принятия решения и получения наилучшего результата выхода из конфликта будет являться ключевой задачей такого анализа.

А. Добрович предложил способы разрешения конфликтов в коллективе учащихся прямого действия посредством привлечения третьей стороны, так называемого арбитра, например, другого преподавателя или представителя администрации. Арбитру необходимо поочередно провести беседы с каждым из противостоящих. При этом следует выслушать их мнения о сущности и причинах ситуации, собирать объективные данные о конфликте и об индивидах, принимающих участие в нем. После этого арбитр приглашает обоих оппонентов, предоставляет им возможность высказаться и предлагает собственное решение.

Другой путь разрешения педагогических конфликтов заключается в предоставлении возможности арбитром конфликтующим сторонам высказать накопившиеся взаимные претензии или требования при коллективе. Решение принимается коллективно, основываясь на суждениях каждого участника.

Если данные способы не способствуют успешному завершению педагогических конфликтов, то задачей руководителя или преподавателя будет применение санкций в отношении обеих противоборствующих сторон либо одной из них. В случаях, когда даже применение санкций не помогает необходимо использовать способ разведения оппонентов по разным классам или школам.

Конфликтная ситуация нередко зарождается вследствие стремления преподавателя утвердить собственную педагогическую позицию или протеста учащихся против незаслуженного наказания, заниженной оценки и др. Проявляя правильную реакцию на поведение школьников, учитель тем самым контролирует ситуацию.

Способы разрешения педагогических конфликтов включают арсенал действий следующего характера: конфликтогенный, конфликтотерпимый и конструктивный. Гнев, возмущение, негативное оценивание личности школьника или оскорбление, применение санкций к нему и др. являются типичными действиями конфликтогенного характера. Уход от проблемы, затягивание процесса разрешения конфликтов, компромисс – это все является конфликтотерпимыми средствами. Действия, направленные на изменение неконструктивного завершения ситуации, переключение внимания, «шаг навстречу» относятся к конструктивным действиям.

Поэтому в конструктивном разрешении состояний противостояния довольно многое зависит от педагога.

Обучение психологическому посредничеству в разрешении конфликтов

Посредничество при разрешению конфликтов – относительно новая
тенденция в психологической помощи. Интерес к нему сформировался
на основе понимания того, что переход от волевого подавления
конфликтов, к осознанию необходимости управления ими крайне
выгоден для компании. В России тенденция обращения к посреднику
сформировалась под влиянием западного опыта, который оказался
крайне положительным.

В основу психологического посредничества заложен известный
факт из дипломатии, что участие в переговорах третьих,
нейтральных, лиц оказывает положительное влияние на ход их
ведения. В отечественной практике этими третьими лицами часто
становятся люди, имеющие определенный авторитет или влияние.
Несомненно, они в той или иной степени справляются со своими
обязанностями. Но есть очень большое НО! Очень не большой
процент из них знают что такое конфликтология, управление
конфликтами и умеют применять эти знания на практике. Опыт
работы показывает, что такие «естественные посредники»
испытывают серьезные затруднения, причиной которых является не
только отсутствие соответствующих знаний и опыта, но и выбор
принципиальной позиции относительно своего участия в сложившейся
ситуации.

Суть работы посредника в конфликте, которым часто становится
руководитель, заключается в организации эффективного процесса
урегулирования взаимоотношений с целью разрешения возникшей
проблемы. Эта модель достаточно эффективно работает при решении
технических споров. Ту же логику руководители используют и при
решении проблем человеческих взаимоотношений, однако тут данная
тактика дает сбои. Чем в большей степени конфликтная ситуация
затрагивает взаимоотношения сторон во всей их неизбежности
«закрытости» для окружающих, тем труднее установить «истину»,
тем сомнительнее возможность правильного решения в пользу какой
либо из противоборствующих сторон. Проблема кроется также в том,
что обе стороны убеждены в своей правоте, поэтому любое решение
будет иметь негативные последствия для взаимоотношений самого
посредника, по крайней мере с одной из сторон. Сама же
формулировка, обуславливающая разрешения спора, «вы правы, а вы
нет» создает только видимость выхода из проблемной ситуации, по
сути, не являясь конструктивным решением. Если стороны
недовольны решением, то руководитель теряет авторитет, а
конфликт перерастает в скрытый. В то же время некоторые
руководители начинают тяготиться чувством вины за неверно
принятое решение.

Совсем другое дело — психологи-конфликтологи, прошедшие
специализированное обучение, и успешно сочетающие позицию
консультанта с психологической помощью. Они помогут вам
объективно разобраться в проблеме и предложить несколько
вариантов выхода из нее, указав на позитивные и негативные
стороны принимаемых решений.

Если вы не хотите привлекать к разрешению конфликтов третьих
лиц, то У нас помогут вам самим научиться
психологическому посредничеству в разрешении конфликтов.

Если вы хотите  научиться управлению конфликтами,
эффективному их разрешению, в полной мере освоить методы
профилактики конфликтов, их предупреждение и предотвращение 
—  обращайтесь к психологу. Я
постараюсь вам помочь!

Типы конфликтов

Конфликты взаимозависимости

Эти типы конфликтов случаются, когда работа одного сотрудника зависит от работы другого. Например, если продавец всегда опаздывает с вводом месячных данных о продажах, бухгалтер опаздывает с отчетами.

Конфликты взаимозависимости можно легко преодолеть, если:

  • Сотрудники хорошо разбираются в навыках делегирования
  • Умеют вести сложные переговоры и договариваться
  • Срывы дедлайнов сопровождаются последствиями

Конфликты, основанные на взаимозависимости, возникают из-за рабочих причин. Проще говоря, сотрудники ругаются не потому, что не разделяют какие-то идеи друг друга, а потому что один подводит другого.

Разные подходы

Такие конфликты часто случаются, потому что сотрудники по-разному видят способы достижения цели. Например, один сотрудник хочет выполнить работу быстро (ориентируется на задачу) и как можно быстрее перейти к следующему делу. В то время как другой больше заботится о том, чтобы подогнать продукт под клиента и учитывать его мнение в процессе (ориентируется на людей).

Разные подходы к выполнению задач могут быть полезны для работы команды, поэтому очень важно находить компромиссы и использовать разногласия для пользы, а не во вред

Разные стили управления

Лидеры по-разному руководят своими командами. Члены команды, которым приходится иметь дело с разными лидерами в течение дня, могут запутаться и раздражаться из-за разных способов руководства. Например, один лидер может быть более открытым, в то время как другой строгий и требует жесткой субординации.

Чтобы избежать такого рода конфликтов, убедитесь, что у лидеров компании одинаковые ценности и взгляды на основные вопросы управления. Лидеры должны быть последовательны в решениях, уважать подчиненных и оставаться человечными. Из-за деспотичного лидера может снизиться вовлеченность и удовлетворенность сотрудников.

Личностные конфликты

Личные столкновения – это основная причина конфликтов на рабочем месте. Эти типы конфликтов возникают из-за эмоций и представлений о чьих-либо мотивах и характере. Например, руководитель команды критикует кого-то за опоздание, потому что считает члена команды ленивым и неуважительным. Член команды видит лидера команды, как несправедливого и предвзятого человека.

Справляться с личностными конфликтами можно только взглянув на ситуацию под другим углом, со стороны другого участника конфликта. Большинство людей в таких ситуациях перекладывают ответственность на других, но не видят, что отчасти и сами виноваты. В личностных конфликтах, чаще всего, обе стороны несправедливы друг к другу.

Тест на проработку личностного конфликта

  1. Подумайте о конфликте, который у вас сейчас есть. Возьмите лист бумаги и нарисуйте линию посередине.
  2. В одной колонке запишите все, что вас не устраивает. Все чувства, мысли, суждения, ярлыки, выводы, которые приходят в голову.
  3. В другой колонке запишите все реальные факты. Факты наблюдаемые, объективные, конкретные действия и информация.
  4. Затем запишите, как ваши реакции или действия могли повлиять на ситуацию.

Чтобы различать факты и личные суждения, используйте простой пример: небо голубое – это факт, небо красивого цвета – это личное суждение.

Просматривая список, вы можете обнаружить, что ваши претензии не подтверждаются фактами. Что вы сделали много предположений и толкований о том, что может значить поведение другого человека, но не факт, что значит. Это упражнение предназначено для того, чтобы стать более объективным в сложившейся ситуации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector