8 советов, как помочь ребёнку уладить школьный конфликт

Содержание:

Претензии учителей

Ответим на вопросы:

  • У кого больше прав в школе?
  • Сайт Министерства образования – средство запугивания.
  • Почему пора вернуть советскую школу?
  • Кто компетентнее в вопросах образования: родители или учителя?

Как видите, основные проблемы заключаются в неправильно распределенных правах. Время изменило правила, теперь учитель еще больше превратился в жертву.

Родители вмешиваются в процесс сильнее, учитель потерял уважение. Так принято. Если бы вся система на законодательном уровне изменила эти новые взгляды, возможно, в школу вернулся бы некоторый порядок и исчез конфликт учитель-родитель.

У кого больше прав в школе

На этот вопрос любой ответит однозначно: все права у родителей.

Теперь неудивительно, когда ребенок угрожает учителю, что расскажет маме. Дети не будут уважать и слушаться учителей, потому что знают и слышат, как их угнетают их родители.

Родители позволяют себе при всем классе оскорблять и запугивать. Речь сейчас идет не обо всех, однако, большинство обнаглели и не стесняются бросать словечки при детях.

Сайт Министерства образования стал средством запугивания

Самое страшное в современной школе — письмена слишком самоуверенных родителей на сайт Министерства. Я возмущена такой наглостью и отношением самого Министерства к учителям. Почему они реагируют так остро на эти писульки, вместо того чтобы суметь защитить учителя и стать на его сторону.

Господа, админы сайта и уравленцы! Это ведь звено вашей системы? Вы должны защищать, а не нападать на школу. Родители писать умеют все, любой алкаш думает, что он гений и знает лучше школы, как воспитывать. Но так как это они умеют только на словах, то все же детей своих отправляют в школу.

Правила поведения во время конфликта с ребенком

Дайте ребенку высказаться. Если он агрессивен или раздражителен, то договориться с ним, чаще всего, невозможно, поэтому постарайтесь помочь ему снять напряжение. Во время такого «взрыва» лучше всего вести себя спокойно и уверенно, но постарайтесь не переусердствовать со спокойствием, которое ребенок может принять за равнодушие.
Нейтрализуйте агрессию неожиданными методами

Например, задайте вопрос о том, что не касается конфликта.
Попросите описать желаемый конечный результат, не давайте своим эмоциям управлять вами.
Не нужно отвечать агрессией на агрессию.
Используйте фразу «правильно ли я тебя понял?», что демонстрирует внимание к ребенку и уменьшает агрессию.
Ничего не нужно доказывать, ведь это в конфликте – пустая трата времени. Негативные эмоции блокируют способность понимать и соглашаться, особенно у детей.

Определение конфликта. Деструктивный и конструктивный способы решения конфликтных ситуаций

Что такое конфликт?

Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.

Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.

В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные

. Итогомдеструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивным

является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

Чем конфликт отличается от травли

Травля, или буллинг, — это глубокая и систематическая проблема, она проявляется в виде агрессии одних детей против других. В буллинге всегда неравенство сил. Однако травля не всегда выражается в физических нападениях — насилие может быть и психологическим.

<<Блок перелинковки>>

Конфликт — это противостояние, в котором нет систематического насилия, но зато присутствуют разногласия и противоречия между сторонами. Конфликты в школе случаются не только между учениками — бывают задействованы и родители, и учителя. Причины конфликтов в школе могут варьироваться от банальной детской обиды до разногласий по поводу образовательной программы. Мы рассмотрим примеры развития событий и дадим подсказки, как действовать родителю и как помочь ребёнку в случае столкновения интересов. 

Игры для снятия детской агрессии

Игра «Мешочек для криков»

Если учитель видит, что дети слишком активны на перерыве, или же конфликтуют между собой, он может предложить им покричать в специальный мешочек: школьники по очереди подходят к педагогу и кричат в мешочек (каждый в свой). После уроков они могут забрать свой «крик» назад. Такая игра помогает восстановить силы и избавиться от негативных эмоций.

Игра «Обзывалки»

Целью этой игры является снятие вербальной агрессии, а также ее проявление в приемлемой форме.

Дети садятся в круг и передают мяч, называя друг друга безобидными словами. Для этого предварительно нужно обсудить, какие «обзывалки» можно использовать – названия предметов, овощей, фруктов. Основное условие игры – нельзя обижаться. Звучит это приблизительно так: «Ты, Маша, кактус», «Ты, Миша, бульдозер» и т.д. Игру нужно проводить в быстром темпе.

Игра «Камень в обуви»

Цель игры – научиться распознавать свои эмоции и чувства других.

Учитель спрашивает детей: «Вам в обувь когда-то попадал камень?» Дальше спрашивает: «Часто ли вы не вытряхивали камень, когда приходили домой, а на утро, надев обувь, чувствовали его? Замечали ли вы, что в таком случае вчерашний маленький камень в обуви превращался в большую проблему?». Дети высказываются о пережитом. Дальше учитель продолжает: «Когда мы сердимся, это воспринимается как камень в обуви. Если мы сразу достанем его, нога не пострадает. Но если оставим камень на том же месте, возникают проблемы. Поэтому полезно говорить о своих камнях-проблемах сразу, как только их заметили». Тогда учитель предлагает сказать детям «У меня камень в обуви» и рассказать о том, что их тревожит. И каждый желающий может предложить однокласснику способ, как избавиться от «камня».

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Что делать, если виноват учитель

Если после «разбора полетов» стало ясно, что конфликт инициирован по вине преподавателя, не спешите бросаться оскорблениями и жаловаться на него директору школы. Признать собственную некомпетентность учителю непросто, ведь это означает его профессиональную несостоятельность. Попробуйте поговорить с ним еще раз. Скажите, что не хотите раздувать конфликтную ситуацию, но просите пересмотреть отношение к ребенку.

Далеко не каждый педагог публично признает свою вину, даже чувствуя, что был неправ, поэтому родители должны прийти ему на помощь. Объясните ребенку, что все люди могут ошибаться, и учитель в том числе. Скажите, что он просто перенервничал, не сдержался, что работать с современными детьми очень непросто. Главное, чтобы у школьника не появилось отвращение к учебе.

Разрешение конфликтов в школе

Любые конфликты нуждаются в разрешении. В противном случае напряжение нарастает, а проблемы только увеличиваются. Как можно минимизировать школьные разногласия? В споре каждый уверен в собственной правоте. Между тем, если попытаться понять своего оппонента, можно значительно снизить действие самого конфликта. Все, что нужно сделать – это поставить себя на место противника. Учителям следует попробовать представить, что чувствует ребенок, когда он запустил школьный материал (пусть и по своей вине), а его никто не хочет понять. Родители постоянно ругают за плохую успеваемость. Как может ребенок самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации, если он заранее лишен всяческой поддержки?

Разрешение конфликтов в школе должно начинаться с принятия ответственности за свои поступки и действия. Ученик должен осознавать, что у него существуют обязанности, которые необходимо выполнять. Учителя должны стремиться видеть в детях положительные качества характера, стараться установить контакт с каждым конкретным ребенком, доходчиво и увлекательно излагать изучаемый материал.

Таким образом, тема школьных конфликтов вовсе не нова. С ней хотя бы раз в жизни сталкивался каждый человек. От того, насколько быстро и правильно удается решить значимое разногласие между участниками противоречия, зависит благополучие ребенка, формирование его мироощущения.

Сохранить статью

Конфликт «Ученик — ученик»

Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.

Причины конфликтов между учениками

  • борьба за авторитет
  • соперничество
  • обман, сплетни
  • оскорбления
  • обиды
  • враждебность к любимым ученикам учителя
  • личная неприязнь к человеку
  • симпатия без взаимности
  • борьба за девочку (мальчика)

Способы решения конфликтов между учениками

Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого

Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой

Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи.  Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком

Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что-то вроде: «Дима, конфликт — не повод переживать

В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».

Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.

Школьные конфликты: причины возникновения

Многие родители остро переживают из-за конфликтов своих детей, не знают, что делать, если ребёнок дерётся в школе. В этих случаях он явно провокатор ссор и скандалов сам. Дети спрашивают о том, что делать, если тебя ненавидят одноклассники. Также очень тяжело родители воспринимают конфликт учителя и ученика. С одной стороны, это понятно, ведь все мы тревожимся из-за детей. С другой стороны, надо понять и принять тот факт, что школьные конфликты – явление неизбежное, и поэтому необходимо научиться находить пути их разрешения, вырабатывать стратегии поведения ребёнка в конфликте в школе. Это сделает его сильной и конструктивной личностью. Если говорить о примерах конфликтов в школе, то в основном к ним относятся ссоры между учениками или между учителем и учеником. Разберёмся пошагово в данных явлениях.

Один из самых частых видов конфликтов в школе – между учащимися. Каковы же его причины?

  1. Личная неприязнь. Это самая частая причина конфликтов, возникающая между детьми. Личная неприязнь возникает как фактор по разным причинам. Ребята могут испытывать её друг к другу просто потому, что не сошлись во мнениях или по характеру, типу темперамента, не соответствуют друг другу ещё по каким-то причинам. Другое дело, что личные эмоции должны оставаться при самом человеке и ни в коем случае не выливаться в конфликт, если нет агрессии или открытой злобы. Но зачастую неприязнь выливается именно в ссоры и свары между детьми.
  2. Желание стать лидером в классе. Бывает, что ребёнок в какой-либо микрогруппе уже является лидером и воспринимает себя только в этом качестве. А потом приходит в школьный класс и не может найти для себя лидерскую нишу или она оказывается занята. И он начинает отвоёвывать себе право быть лидером в этом коллективе по-разному. Иногда с помощью кулаков, иногда – ссор и конфликтов, иногда – привлекая на свою сторону нечестными путями, которые также ведут к неприятным ситуациям, сторонников из числа обучающихся в классном сообществе.
  3. Безответная влюблённость. Взрослый человек на безответную любовь реагирует по-разному: бывает спокойно и достойно или остро и по-дерзкому, пытаясь изо всех сил добиться внимания со стороны объекта внимания. А ребёнок может так же конфликтно проявлять свои первые чувства по отношению к избраннику или избраннице в своей влюблённости.
  4. Плохое воспитание. Почти все вышеперечисленные причины возникновения школьных конфликтов – следствие плохого воспитания в семье. Это, как правило, откровенное насилие со стороны родителей по отношению к ребёнку, их агрессивное поведение, злоба. Именно в таких семьях вырастают конфликтные дети, которые, во-первых, являются зачинщиками ссор, а во-вторых, не способны мирно решать спорные вопросы ни с кем.
  5. Зависть. К сожалению, это также частая причина конфликтов среди школьников. «У него есть – у меня нет». Вот тот девиз, который управляет эмоциями детей в данном случае. Понятно, что зависть также не должна становиться причиной конфликта, если ребёнок хорошо воспитан, но тем не менее зачастую всё происходит по скрытым мотивам (никто не признается открыто: «Я с ним конфликтую, потому что завидую!»).

Единый алгоритм решения любого школьного конфликта

  • Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.
  • Второй момент — анализ ситуации без превратности.
  • Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
  • Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.
  • Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.Фото: Екатерина Афанасьичева.

Осторожно, стеликовы!

Дети как губка — молниеносно впитывают все, что происходит вокруг. Иногда наши наследники выдают такие перлы, что трудно даже себе представить, как это уложилось в юной голове?

  • Все, в школу больше не пойду, — заявила мне однажды утром дочь.
  • Это еще почему?
  • А никто не пойдет.
  • Что?! Это еще что за новости?
  • А такие новости, что у нас бойкот!
  • И против чего протестуем?
  • Ни против чего, а против кого.
  • Ну, кто же вам так насолил?
  • А к нам в класс Стеликову перевели, из параллельного.
  • И она…?
  • Да она-то ничего, вот только ее мама, сегодня на Анну Олеговну полчаса орала. Ей потом даже плохо стало. Так вот мы и решили — в школу больше не пойдем, пусть Стеликова одна ходит!
  • Ну, вы-то тут причем, взрослые сами разберутся!
  • Ну да, они уже разобрались — в параллельном даже классную уволили из-за этой Стеликовой!

На следующий день я отправилась в школу. То, что мне рассказала наш классный руководитель, было похоже на сюжет плохого сериала. Мамаша Стеликовой уже не первый год терроризирует всю школу. Скандальная особа вдохновенно вступает в баталии со всеми, кто попадается ей на пути, включая собственных родственников. Однако учителя — самая благодатная аудитория для ее спектаклей — здесь поле деятельности скучающей домохозяйки не ограничивается ничем и никем. Жалобами, придирками и угрозами, а также систематическими депешами в вышестоящие инстанции, ушлой родительнице удалось добиться увольнения предыдущего классного руководителя своей дочери и перевести свое чадо в параллельный. Прошло совсем немного времени и дама принялась наводить свои порядки и в нашем классе. Анна Олеговна — человек не робкого десятка, к тому же учитель с большим стажем и самой кристальной репутацией. Но тут и она растерялась.

Как найти управу на того, кто разрушает учебный и воспитательный процесс, если все вышестоящие руководители и организации идут у него на поводу. Как оградить себя и учеников от этого произвола?

Круглосуточное родительское собрание

Еще одно новомодное увлечение — родительские чаты. Страшное дело! Вот уж поистине блаженство для Шариковых! И тут главная родительская забота не дети, а упражнения в остроумии и максимальном унижении достоинства учителя. Моя знакомая, журналист по профессии, как-то подключилась к такому форуму в надежде не упустить важную информацию о своем сыне третьекласснике — времени как всегда нехватка, да и в школу не каждый день можно попасть. Через неделю она сдалась. Искушенные зрители сегодняшних новостных программ довольно хорошо представляют себе работу корреспондента на телевидении, это постоянный аврал, телефонные звонки, планерки, эфиры. Однако, по ее мнению, ничто не сможет сравниться с чатом скучающих домохозяек, получивших «окно в мир» и возможность круглосуточно быть на связи с себе подобными, а главное — оценивать и критиковать учителей. Ее сотовый не замолкал ни на минуту. В надежде выловить важную информацию она не отключала его даже несмотря на то, что от ошеломляющей «грамотности» мамаш из глаз грозила пойти кровь. Но когда дамочки перешли на личности педагогов школы и без всяких околичностей стали выражать свой негатив, моя приятельница не выдержала и все-таки отключила этот круглосуточный ад.

Как избежать конфликта в классе

На месте того, над кем потешается и издевается большинство од­ноклассников, можешь оказаться и ты сам. Если тебя дразнят и оби­жают твои одноклассники, ты должен доказать им, что достоин уваже­ния и дружбы. Для этого не бросайся на своих обидчиков с кулаками, не обзывай их — в общем, не бери с них пример. В первую очередь ты должен начать уважать самого себя, поверить в то, что ты ничем не ху­же других. На глупые и обидные шутки не стоит обращать внимания: те, кто считают их забавными, не обладают ни чувством юмора, ни осо­бым умом. Если же над тобой пошутили по-доброму и не хотели тебя обидеть, посмейся вместе со всеми — умный человек всегда может уви­деть смешное не только в других, но и в первую очередь в себе. Если же над тобой насмехаются или тебя дразнят обидно, скажи об этом учителю, который наверняка поможет тебе справиться с твоими обид­чиками.

Если ты в чём-то не согласен с одноклассником, ты не должен лю­бой ценой доказывать свою правоту. Если ты уверен в своей правоте, попробуй переубедить того, кто думает по-другому, в спокойном и вы­держанном споре, где вы оба будете уважительно относиться друг к другу. Главное, как бы ты ни был уверен в том, что ты прав, не оскор­бляй своего собеседника: не обзывай его, не говори, что он ничего не понимает в том, о чём вы спорите, и уж конечно, не вступай с ним в драку. Отстаивать своё мнение нужно только в том случае, если ты в нём уверен и у тебя есть доказательства того, что ты прав.

Конфликт учителя и ученика

Пожалуй, этот конфликт один из самых сложных. Во-первых, потому, что учитель всё-таки взрослый человек. Неприятно и странно думать, что взрослый способен уподобиться ребёнку и вступить с ним в противодействие. А во-вторых, здесь можно легко начинать решать проблему вместе со своим ребёнком (даже если он не прав), потому что только вы способны противостоять зрелому человеку.

Причины такого конфликта

Каковы бы ни были причины конфликта между учителем и школьником (даже если это оскорбление учеником педагога), он ни в коем случае недопустим. Это прямое нарушение педагогической этики. Учитель не имеет права конфликтовать с учениками!

Если это всё же произошло, то причины конфликтной ситуации ученика и учителя могут быть следующими:

  1. Личная неприязнь учителя к ученику или к его родителям. К сожалению, бывают такие учителя, которые испытывают это чувство и не в состоянии с ним справиться, выплёскивая его на ребёнка. Чаще они проявляют неприязненные эмоции скрыто: нарочито не замечая ученика, занижая отметки, не давая ответственных поручений и др.
  2. Попытка самореализоваться за счёт унижения ученика также одна из причин конфликтов. Свойственна некоторым молодым учителям (но не только!), потому что они ещё стоят на пороге своей карьеры, и, если больше не видят никаких путей повысить престиж или статус, начинают повышать собственную значимость, «воспитывая детей». А те в свою очередь чувствуют неискренние намерения педагога и вступают с ним в противодействие. И эта ситуация, постепенно усугубляясь, приводит к долгому затяжному конфликту.
  3. Психические заболевания учителя. Бывает и такое. Психика человека неустойчива, у него личные проблемы и он не может с ними справиться, выплёскивая это на детей. Факторов много. Но повторим! Учитель не может вступать в конфликт с ребёнком хотя бы просто потому, что он взрослый человек, знающий основы педагогики и психологии. Он обязан понимать, что любые неприятные ситуации на его работе, происходящие в том числе по вине школьников, должны решаться совершенно другими – педагогическими – методами!

Решение такого конфликта

Вот какие стратегии вы можете выработать, пытаясь помочь своему ребёнку справиться с данной проблемой:

  1. Поговорить с учителем. Придите и просто, спокойно обсудите ситуацию, и, если педагог не понимает, объясните ему, что он не может конфликтовать со своими учениками. Выслушайте учителя. Может быть, ваш ребёнок ведёт себя совершенно неподобающе – в таком случае обязательно поговорите со своим сыном или дочерью (учитель ведь человек и может в какой-то момент сорваться, но сорваться и конфликтовать – не одно и то же!). В любом случае это ваш первый шаг, и его надо сделать обязательно. А может быть, в разговоре вы поймёте, что учитель категорически не признаёт собственную неправоту и вообще не хочет идти ребёнку навстречу? В таком случае смотрите следующий пункт.
  2. Обратиться к директору. Руководитель образовательной организации просто обязан разобраться в конфликтной ситуации учителя и ученика, если она не проходит под влиянием вашего предыдущего разговора с педагогом или вы видите, что он по-прежнему настроен негативно по отношению к ребёнку. Директор переговорит с учителем. Если потребуется, пригласит вас и школьника. И обязательно попытается разрешить эту проблему.
  3. Если же и директор поведёт себя неадекватно (бывает и такое!), вам просто необходимо обратиться в вышестоящие инстанции, например, в Департамент образования или в Министерство образования вашего региона. Но весь процесс вашей помощи ребёнку в разрешении конфликта должен проходить по схеме «учитель – директор – вышестоящие инстанции». В данных учреждениях точно понимают права и обязанности педагога и руководителя образовательной организации и сделают всё для предотвращения подобных ситуаций впредь.

Перевести ситуацию в игру

Хорошо знакомая история, когда дети организовано делают сюрприз учителю в начале урока. Например, все спрятались за парты

Здесь важно не нагнетать ситуацию, а принять правила игры, а потом, когда дети отвлекутся, поменять их

В педагогической литературе приводится решение одной учительницы французского языка. Она не смутилась и обратилась к классу (он был для нее новым). «Ну что же, поиграем, ребята, сейчас проверим, хорошо ли я вас запомнила и как вы понимаете французскую речь.

Учительница сама определила продолжение игры, и стала подходить к каждой парте и называть на французском имена тех, кто за ней спрятался. При этом она умышленно ошиблась в именах тех, кто, по ее мнению, был зачинщиком ситуации.

Ситуация была взята под контроль, урок пошел своим чередом, и вдруг учитель говорит: «Кто подскажет, только по-французски, кого я не угадала? А то им придется весь урок сидеть под партой». Игра продолжается, полностью внеся разрядку в отношения. В завершении педагог обращается к классу с просьбой в следующий раз обсуждать игру заранее, чтобы провести ее на высоком уровне.

Основные причины возникновения конфликтов

Конфликт между младшими школьниками никогда не возникает запланировано. Чаще всего споры младшеклассников даже конфликтами трудно назвать. Это, скорее, выяснение отношений друг с другом. Дети, не осознавая этого, вступают в спор с единственным желанием – победить.

Насколько безболезненно они будут проходить, во многом зависит от учителя. Здесь главное – добродушное отношение педагога к детям. Опытный учитель с легкостью может перевести любой конфликт в шутку. Неплохо в таких ситуациях действуют «мирилки» — фразы, наподобие «мир между вами, миска с пирогами»… Обычно это вызывает смех, который перекрывает детскую злобу. После того как дети подают друг другу руки, они сразу начинают действовать совсем иначе. Эффективнее всего мирить детей в игре. Можно сказать, что каждый из детей – победитель. Ведь он сумел посмотреть своему сопернику в глаза и протянуть ему руку.

Чаще всего конфликтуют мальчики, поскольку у них присутствует подсознательное желание победить. Такие споры можно решать соревнованиями: кто больше раз присядет, отожмется или больше назовет слов на заданную тему, тот и победил.

Нередко возникают конфликты между мальчиками и девочками. Их еще называют конфликтами симпатии. Явное вмешательство в противостояние мальчика и девочки (например, категоричный запрет на общение между противоборствующими сторонами) может только усугубить ситуацию, так как в процессе конфликта дети проходят очень важный этап половой идентификации. Намного эффективнее, ненавязчивые беседы, в ходе которых мальчикам объясняется ранимость и впечатлительность девочек, а девочкам – последствия фамильярного отношения с мальчиками (особенно, если самолюбие маленького мужчины было уязвлено в присутствии его сверстников).

Отметим, что особенно болезненно конфликты между детьми воспринимают молодые мамы, дети которых впервые пошли в школу. Очень часто родители впутываются в детские конфликты. Но этого в любом случае не нужно делать. Ведь дети помирятся сразу, а родители будут держать злобу еще очень долго.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector