Перераспределение земельных участков

Содержание:

Перераспределение земельного участка

Часто возникают ситуации, когда собственнику земельного участка недостаточно уже принадлежащего участка и он самовольно занимает смежные земли, устанавливает забор и самовольные постройки.

Следует учесть, что «ничейных» земель не бывает и если земельный участок не сформирован и никому не предоставлен, земли находятся в неразграниченной государственной собственности и строительство (либо иное использование) земель без предоставления запрещено. При этом возведенные постройки признаются самовольными и подлежат сносу, а за самовольно занятые земли можно получить штраф и плату за необоснованное обогащение.

Таким образом, крайне не рекомендуем использовать земельный участок до его предоставления на каком-либо праве.

Законодатель предусмотрел возможность, помимо образования самостоятельного земельного участка, формирования участка путем перераспределения земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. Данная процедура осуществляется в случаях и порядке, определенных статьями 39.28 и 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации. Это означает, что земельный участок, находящийся в частной собственности увеличивается (либо уменьшается) за счет земель (земельных участков), находящихся в государственной собственности, причем делается это за плату.

Следует учесть, что посредством утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории можно перераспределить лишь участки, находящиеся в частной собственности граждан и предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства.

В иных случаях придется готовить проект межевания территории. Это же относится и к земельным участкам, предназначенным для коллективного садоводства (на территории садоводческих товариществ).

Также необходимо учитывать, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, может увеличиться в результате этого перераспределения не более чем до установленных Правилами землепользования и застройки предельных максимальных размеров земельных участков.

Пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания, при которых уполномоченным органом может быть принято решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

Среди них можно обратить внимание на следующее основание: образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса. Это означает, что если из земель, государственная собственность на которые не разграничена, участвующих в перераспределении и земель, смежных с образуемым земельным участком возможно сформировать самостоятельный земельный участок из земель, то уполномоченный орган отдаст приоритет формированию самостоятельного земельного участка, который можно выставить на аукцион, а в перераспределении будет отказано

Это означает, что если из земель, государственная собственность на которые не разграничена, участвующих в перераспределении и земель, смежных с образуемым земельным участком возможно сформировать самостоятельный земельный участок из земель, то уполномоченный орган отдаст приоритет формированию самостоятельного земельного участка, который можно выставить на аукцион, а в перераспределении будет отказано.

Обращаем внимание, что перераспределение осуществляется за плату – 15 % от кадастровой стоимости присоединяемого земельного участка

Действия землевладельца по перераспределению земель

Чтобы начать процедуру, необходимо собрать комплект необходимых бумаг. Для того чтобы определиться с их перечнем, нужно прийти в местную администрацию. Статья 39.29 ЗК РФ говорит о том, что для перераспределения нужно соглашение, заключаемое между собственниками. С этим целями подается соответствующее заявление.

Заявление имеет типовую форму, заполняется в произвольном порядке. В качестве примера заполнения, можно  поинтересоваться в уполномоченном органе и уяснить для себя правила его заполнения. Кроме того, взять бланк заявления, тот, который действует на территории муниципального образования, где находится земельный участок. Форма заявления не имеет строго унифицированной формы. Исходя из этого, она может быть разной. Все зависит от конкретного муниципального образования. Кроме личного присутствия, заявление может подать от лица собственника его представитель. Но ему нужна доверенность. В этом документе необходимо написать перечень полномочий представителя. Кроме личного присутствия, заявление допускается подавать через интернет портал Госуслуги.ру или по почте.

В заявлении указывается:

  • фамилия, имя, отчество, адрес сторон соглашения;
  • если его подает ЮЛ – то его наименование, юридический, фактический адреса, реквизиты: ОГРН, ИНН;
  • номера участков согласно кадастру.

К заявлению, написанному гражданином или ЮЛ, прикладывается пакет бумаг. Они обязательны:

  • выписка из ЕГРН;
  • копии документов о собственности;
  • если такие документы отсутствуют, необходимы бумаги, которые устанавливают, на каком основании человек владеет землей;
  • схема расположения земельного участка или проект его межевания;
  • выписка из ЕГРП, ЮЛ, если заявление было подано от лица, осуществляющего в муниципальном образовании предпринимательскую деятельность.

Этот список нельзя назвать полным и исчерпывающим. Все зависит от конкретного случая. Таким образом, уполномоченный орган имеет право потребовать от землепользователя и иные бумаги. Если это будет необходимым.

За какое время уполномоченный орган обязан рассмотреть поступившее к нему заявление?

Закон устанавливает сроки, в которые заявление подлежит рассмотрению. В частности, срок равен 30 дням, не считая выходные. Срок может быть пролонгирован во времени до 45 суток. Это связано с тем, что для рассмотрения вопроса уполномоченный орган обязан потребовать дополнительную документацию, так как перечень общих документов не является исчерпывающим.

Если заявление подано, но в процессе были выявлены нарушения, например, не хватает документов, то оно возвращается обратно гражданину или представителю ЮЛ. Закон также отводит для этого срок. Он равен 10 дням со дня поступления документов в уполномоченный орган.

Решение от уполномоченного органа

Оно принимается по факту рассмотрения заявления, а также комплекта бумаг, которые прикладываются к нему в обязательном порядке. Уполномоченный орган принимает одно из двух решений:

  1. Дать положительный ответ о перераспределении земельных наделов заявителю. При этом уполномоченный орган основывается на проекте межевания.
  2. Отказать в заключение соглашения. Но при этом необходимо указать причины этого действия. Обязательна при этом ссылка на законы для того, чтобы заявитель четко понимал для себя, по какой причине ему отказали в услуге.

Если заявление было рассмотрено уполномоченным органом, он дал пользователю положительный ответ, то заключается соглашение о том, что земельные участки будут перераспределены. Этот документ имеет простую письменную форму, участие нотариуса не требуется. Но стороны, как и в любом договоре, обязаны соблюдать все правила, прописывать пункты, а также существенные условия. Договор отражает добровольно желание сторон, выраженное в том, что они достигли договоренностей по поводу перераспределения земельного надела. В соглашении описываются мотивы и причины этого действия. Сторонами соглашения могут выступать муниципалитеты, местная администрация, граждане, ЮЛ.

3. Перераспределение земельных участков, находящихся в частной собственности с земельными участками, принадлежащими государству

Порядок и условия перераспределения земельных участков, находящихся в частной собственности с земельными участками, принадлежащими государству, подробно регламентированы нормами
.

Подобное перераспределение допускается в следующих случаях:

  • при наличии законного договора о предстоящем развитии территории, которая была застроена жилыми или хозяйственными зданиями. Целью таких мероприятий является приведение границ земли в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
  • для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы земельных участков, находящихся в частной собственности, с целью приведения границ таких земельных участков в соответствие с проектом межевания территории. Однако в данном случае площадь земельных участков не может увеличиваться более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
  • земельные участки, которые используются гражданами для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства могут быть расширены до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
  • для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Перераспределение осуществляется в соответствии с:

  • утвержденным проектом межевания территории

либо

утвержденной схемой расположения земельного участка при отсутствии такого проекта (
).

Данный вид перераспределения также осуществляется на основании соглашения, заключенного между уполномоченными органами и собственниками земельных участков.

Для заключения данного соглашения граждане или юридические лица, собственники участков должны обратиться с заявлением о перераспределении в муниципальную администрацию по месту нахождения земельного участка.

Подробный перечень сведений, которые должны быть указаны в данном заявлении, а также документов, которые необходимо приложить к такому заявлению, содержится в
.

Такие документы могут предоставляться любым удобным для заявителя способом: лично или же с помощью интернет-ресурсов.

Результатом подачи заявления и дополнительной документации должно стать соглашение сторон о проведении перераспределения, решение о заключении которого выносит уполномоченный орган в срок не более чем 30 со дня поступления заявления

В случае заключения соглашения о перераспределении указанный документ в обязательном порядке должен содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (
).

Обязательными приложениями к соглашению о перераспределении являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения (
).

Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения осуществляется за плату, размер которой определяется Правительством РФ, субъектом РФ или органом местного самоуправления, в зависимости от того, в чьей собственности находился земельный участок (
).

Выполнение обеспечивается лицом, по заявлению которого принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка или которому направлено согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков.

Однако в определенных случаях органы власти могут принять решение об отказе в заключении соглашения. Основания для отказа в заключении соглашения установлены
.

Отсутствие сведений о местоположении границ земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого осуществляется перераспределение, не является основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

Пример перераспределения земельных участков между двумя собственниками

Две женщины, которые являются владельцами смежных территорий – Анна и Дарья, подали запрос в геодезическую фирму на проведение работ по межеванию и геосъемке на своих участках. При этом окончательная цель – перераспределение земель – нигде упомянута не была. Заплатив необходимую денежную сумму и получив на руки результаты работ, женщины подали запрос в Ростреестр, содержащий просьбу о регистрации земель.

Нарушения выражалось в том, что владение Дарьи в результате проведенной процедуры уменьшилось и перестало соответствовать размерам, которые по закону должен иметь участок, где располагается жилое строение – 0,6 гектара.

Поле получения отказа, соседки подали запрос в организацию, занимающуюся межеванием, где содержалась просьба о повторном проведении землеустроительных работ или возврате уплаченных за них денежных средств. Сотрудники пошли навстречу женщинам и провели межевание заново, уже с учетом новых требований. По прошествии двух месяцев обе соседки получили новые документы на землю.

В результате такой процедуры, вместо нескольких участков, которые имеют смежные границы, образуются новые земельные участки, с одновременным прекращением существования старых земель.

Если земельные участки находятся в частной собственности физических лиц, то путем соглашения между собственниками, у них возникает право на вновь образуемые земли.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!

Когда соглашение невозможно

В 2020 году получить отказ в перераспределении земельных участков можно при стечении таких обстоятельств:

  • заявление было подано в случае, соответствие с которым нельзя найти в законодательных нормах;
  • нет согласия других заинтересованных лиц, если они имеют права на перераспределяемый надел (если участок находится в ипотечном залоге);
  • на территории участка находятся строительные объекты, которые принадлежат государству или другим гражданам;
  • участок относят к категории земель с ограниченным использованием;
  • земельный надел является собственностью государства и зарезервирован для государственных или муниципальных нужд;
  • по участку, который нужно перераспределить, принято распоряжение о проведении аукциона и срок действия этого документа еще не истек;
  • на прирезаемый участок уже есть заявление от другого гражданина и по нему еще не было принято ни решение, ни отказ, ни схема расположения;
  • после слияния участков площадь образуемого будет превышать на 10 процентов установленный законодательством предельный размер;
  • перераспределенный участок не может быть добавленным к основному, а является самостоятельной единицей;
  • обязательно требуется составить проект межевания, если границы основного участка четко не проведены.

Утвердить переустройство территории участка можно только после создания схемы прирезки.

Перераспределение земли будет невозможным, если схема земельного участка не будет соответствовать его расположению, а именно:

  • несоответствие формы участка и его подготовки к процедуре;
  • будущий земельный надел полностью или частично совпадает с месторасположением основного надела;
  • в процессе разработки схемы были допущены ошибки;
  • схема перераспределения не отвечает проекту планировки территории;
  • граница (или несколько границ) участка не отвечает проведенному межеванию территории.

Земля может быть перераспределена или отдана в общее пользование только в том случае, если все действия соответствуют действующему законодательству. В ином случае заявитель получит отказ в проведении подобных работ. Отказ в перераспределении земли можно оспорить в судебном порядке.

Фонд перераспределения земель

У государства должны быть свободные земельные территории, чтобы оно могло при необходимости передать их юрлицам или гражданам для сельскохозяйственной деятельности. Для этого был создан Фонд перераспределения земель.

На этих угодьях можно основать:

  • сельские товарищества;
  • фермерские хозяйства;
  • сельхоз. кооперативы;
  • выпасы для скота;
  • лесопосадки;
  • научно-исследовательские общества;
  • сенокосные луга и т.п.

Вот какими путями наделы попадают в данный фонд:

  • граждане добровольно отказались от своих участков, не желают или не имеют возможности обрабатывать их;
  • собственник скончался, не оставив завещания, а законных наследников у него нет, или они отказались от доставшегося им участка;
  • принудительное изъятие надела по решению суда. В этом случае компенсация бывшему владельцу не полагается;
  • выкуп земли властями, если надел потребовался для государственных нужд.

Порядок перераспределения земельных участков

Для заключения договора о переназначении земли и территорий, которые находятся в собственности муниципии или государства, а также зоны частной собственности, юридическому и физическому лицу необходимо обратиться с заявление в уполномоченный орган.

 Список документов, необходимых при подачи заявления:

  1. заявление, написанное физическим или юридическим лицом;
  2. к заявлению прилагаются:
  • копии документов, подтверждающие права на территорию заявителя, в случае, если они не были зарегистрированы в Едином государственном реестре по недвижимости;
  • карта расположения собственности в том случае, если нет проекта межевания территории, на основании которого производится перераспределение земли;
  • документ, который подтверждает права представителя от заявителя, в том случае, если с заявление о выдаче территории обращается не сам заявитель;
  • заверенный у нотариуса перевод документов о государственной регистрации на русский язык, если это иностранное юридическое лицо.

Перераспределение земельных участков между двумя собственниками

Перераспределение земельных участков между двумя собственниками осуществляется благодаря следующим шагам:

Шаг 1. Оценить шансы на возможный положительный результат

Шаг 2. Оформление договора между собственниками

В оформлении договора участвуют несколько физических лиц, поэтому вся процедура начинается с соглашения. В случае, если документа нет, то это уже судебная процедура. В перераспределении могут участвовать неограниченное количество лиц, в законе не предусмотрено точное количество.

  • Личные данные о том, кому принадлежит территория (ФИО, данные из паспорта, действительный адрес проживания);
  • Правильные данные о земельной территории, участвующей в сделке ( площадь, адрес, номер из кадастрового регистра, вид земли, место и дата регистрации прав на собственность, данные свидетельства, в котором указаны детали о регистрации права собственности). Соответствующую информацию владелец земельного участка получает при проведении процедуры межевания (при кадастровых работах);
  • При передаче нескольких земель, предоставляются данные и о них.

Шаг 3. Предусмотрение и подсчет рисков, а также упущенной выгоды

В случае, если в процессе сделки один из собственников получает территорию меньше, то ему в обязательном порядке выплачивается компенсация. Ее сумма оговаривается в договоре. Для избежания недопониманий данный момент рекомендуется собственникам обсудить заранее.

Перераспределение земельных участков с муниципальной землей

Для переназначения земельной площади с муниципальной землей необходимо составить договор между муниципией и владельцем территории.

Собственник подает заявление в районную администрацию, к которому прикладывает:

  • копии документов, подтверждающих право собственности;
  • межевые документы;
  • схему запланированного участка на кадастровой карте.

Перераспределение земельных участков с разным разрешенным использованием

В результате раздела, образуемым земельным участкам присваивается разрешенное использование, как и земельным участкам, в результате которых они образуются (исключение является только в случаях, установленных законами федерального уровня). Перенаправление, объединение и раздел площади допускается только при наличии согласия владельца в письменном виде.

Возможно, пригодится также материал о прирезке земельного участка к основному наделу (по закону 2021 года).

Заявление о перераспределении земельных участков — образец

Образец заявления

Иск о перераспределении долей на земельный участок предъявляется в суд по месту расположения зоны. Сложность дела зависит от его стоимости. В случае, если стоимость участка 50 000 руб. или меньше, иск необходимо направить мировому судье, в остальном — районный суд (ст. ст. 23, 24, 30 ГПК РФ)

Соглашение о перераспределении земельных участков — образец

Скачать соглашение

Без соглашения сделка не может иметь место.

  • личные данные о владельцах;
  • технические характеристики на земли;
  • данные о правах собственности сторон на заявленные земли;
  • краткая суть вопроса — для чего производится перераспределение.

Целью договора является избежание недопониманий с обеих сторон.

2. Перераспределение земельных участков, находящихся в частной собственности

Перераспределение земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения (
). Указанное соглашение подтверждает желание сторон — участниц процедуры — внести изменения в размер (площадь) или территориальное расположение своих участков. Соглашение о перераспределении составляется в простой письменной форме и не требует обязательного нотариального удостоверения.

Обязательных требований к такому соглашению законодательством не установлено, однако, исходя из общих положений гражданского законодательства, в тексте указанного соглашения должны содержаться следующие сведения:

  • данные о сторонах-участниках сделки (ФИО, паспортные данные, наименование юридического лица и сведения о лице, действующего от имени юридического лица, и документе, подтверждающем его полномочия);
  • сведения о документах-основаниях использования сторонами перераспределяемых земельных участков;
  • данные об участках, которые подлежат изменению путем перераспределения (кадастровый номер, площадь, адрес).

Кроме того, данный документ может содержать любые иные условия по усмотрению сторон.

Необходимо также помнить, что к указанному документу предъявляются такие же требования, как и к любым иным гражданско-правовым сделкам (например, должны отсутствовать неоговоренные сторонами ограничения (обременения) в отношении перераспределяемых участков; если перераспределяемый земельный участок является совместной собственностью, то сделка должна быть заключена с согласия супруга и т.п.)

Соглашение о перераспределении земельных участков после его подписания всеми сторонами передается кадастровому инженеру, который будет производить на основании внесенных в него сведений подготовку межевого плана, в котором будут зафиксированы производимые изменения.

Кроме того, указанный документ будет являться документом-основанием при осуществлении государственной регистрации произошедших изменений в Росреестре.

Что такое это за процесс и как он происходит?

Основные причины деления:

  1. Неудобная, неудачная форма территории.
  2. Неудобный подъезд или вообще его полное отсутствие.
  3. Возникновение трудностей при прокладывании различных удобств.
  4. Неправильное расположение границ.

Перераспределение земельных участков –  кадастровая процедура, в процессе которой из двух смежных земель получается более двух территорий. Фактически, — это раздел земель, которые были соединены.

На участки, которые образовались в ходе деления смежных земель, у обоих владельцев получается право собственности на тех условиях, ранее прописанных в договоре об образовании новых участков земли. Соглашение также обязательно содержит в себе указание о расположение границ на вновь созданных землях.

Перераспределение земельных участков – сложный процесс, поэтому участки должны полностью соответствовать нескольким обязательным пунктам:

  • земля должна находиться на государственном кадастровом учете и соответствовать всем нормам законодательства, который действует на данный момент;
  • необходимы очерченные границы участков и документально заверенные;
  • земли должны находиться по соседству, то есть быть смежными;
  • деленые территории должны находиться на учете в одном административном округе;
  • участки обязательно имеют одну категорию, а также одно назначение;
  • соглашение в строгом порядке должно иметь пункт о нахождении новых границ участков.

Земельный Кодекс России гласит, что перераспределение земель, находящихся в собственности государства, города, между владельцами (юридическим и физическим лицами) не разрешается. Как в каждом правиле, здесь есть особенности:

  • Деление этих земель возможно только благодаря тому случаю, если в границах территории было узаконено решение, а также подписан документ о развитии данного участка, и он соответствует Градостроительному кодексу России. И если между владельцами подписано соглашение изменения расположения границ.
  • Если перераспределение земельных участков обусловлено созданием участков для постройки зданий капитального строительства, ранее предусмотрены пунктом первым 49 статьи Земельного Кодекса России.

Во всех случаях, которые были упомянуты выше, это процесс происходит благодаря соглашению между двумя собственниками определенных участков, которые собираются менять положение границ, между представителями местных властей.

Данный документ составляется, учитывая все главные пункты гражданского законодательства России и включая в себя императивное требование определенной нормы, которая прописана в статье 12 Земельного Кодекса России. В этом соглашении в строгом порядке прописаны все пункты получения прав собственности, независимо от вида собственника, на те территории, которые будут образованы от перераспределения земель, видоизменении границ.

Деление земли возможно только при наличии разрешения на этот процесс от всех собственников начальных участков земли. И обязательно соглашение должно быть в письменной форме. А вот если перераспределение земель должно быть произведено на основании решения суда, то никакие дополнительные согласия или разрешения не потребуются.

Стоимость перераспределения земельных участков

Чтобы иметь представление о полной стоимости процедуры, необходимо учитывать, что она состоит из некоторого количества составляющих:

  • Стоимость земель, которые будут присоединены. Денежная сумма, которую необходимо будет внести, зависит от непосредственного собственника участка – им может быть как государство, так и частное лицо. В последнем случае за основу будет взята рыночная цена участка, а при присоединении федеральной земли, величина взноса будет рассчитана исходя из стоимости, прописанной в кадастре;
  • Оплата работы сотрудника геодезической фирмы и стоимость межевания новообразованных земель. Придется заплатить примерно 15-50 тысяч рублей – денежная сумма напрямую зависит от субъекта РФ, где находятся перераспределяемые территории;
  • Государственная пошлина, которая взимается как за снятие земель с учета (2 тыс. р.), так и за регистрацию новых землевладений (2 тыс. рублей собственника-гражданина и 22 –с организации).

Порядок перераспределения земельных участков

В определенном законодательством порядке происходит перераспределение земельных участков. Для того, чтобы это сделать необходимо выполнить следующие этапы:

  1. Все владельцы перераспределяемых земельных участков должны заключить соглашение о перераспределении их земель (вне зависимости от того, частные участки или муниципальные)
  2. Все владельцы таких участков должны подготовить необходимые документы для подачи в МФЦ или иной орган, осуществляющий услугу
  3. Необходимо составить заявление и подать его в МФЦ
  4. Уполномоченный орган выносит постановление о перераспределении площадей (если перераспределяются участки с муниципальными землями)
  5. Кадастровый инженер выполняет все необходимые межевые работы, включая геосъемку и оформление межевого дела, согласно общей кадастровой схеме
  6. Далее, новые земли ставятся на учет в Росреестре. То есть участки получают индивидуальный номер, оформляется паспорт, и сведения о площадях вносятся в ГКН, формируется протокол образования новых земельных зон
  7. На финальном этапе, выполняется регистрация прав собственности на участки для каждого владельца

На разных этапах процедуры перераспределением занимаются владельцы земель, геодезисты и сотрудники Росреестра. Как и все остальные способы образования новых участков, процедура перераспределения может занять не менее двух месяцев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector