Статья 528. порядок заключения государственного или муниципального контракта

Содержание:

Еще по теме 4. Заключение, содержание и исполнение государственного контракта на выполнение подрядных работ:

  1. 5. Изменение и прекращение государственного контракта
    на выполнение подрядных работ
  2. 3. Стороны государственного контракта на выполнение
    подрядных работ
  3. 1. Понятие и признаки государственного контракта
    на выполнение подрядных работ
  4. Глава 5. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРАКТ НА ВЫПОЛНЕНИЕ
    ПОДРЯДНЫХ РАБОТ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД
  5. § 4. Государственный контракт на выполнение подрядных работ
    для государственных нужд
  6. 1. Понятие государственного контракта на выполнение
    подрядных работ для государственных нужд
  7. Статья 763. Государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд
  8. 2. Правовое регулирование отношений по выполнению подрядных
    работ для государственных нужд
  9. Статья 19.7.4. Непредставление сведений либо несвоевременное представление сведений о заключении контракта либо о его изменении, исполнении или расторжении в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестров контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказан
  10. Государственное учреждение проводит конкурс на право заключения государственного контракта. Может ли поставщик (участник конкурса) включить в проект контракта условие о своем праве отказаться от исполнения договора в связи с отсутствием материалов на складе?
  11. 4. Порядок заключения государственного контракта
    и его содержание
  12. Статья 1464. Топология, созданная при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту
  13. Статья 1373. Изобретение, полезная модель, промышленный образец, созданные при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту
  14. 3. Содержание и исполнение договора подряда
    на выполнение проектных и изыскательских работ
  15. Статья 7.32. Нарушение условий контракта на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд
    (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
    (введена Федеральным законом от 02.02.2006 N 19-ФЗ)
  16. Статья 1432. Селекционные достижения, созданные, выведенные или выявленные при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту

Если поставщик отказался подписывать контракт

Участник процедуры, который признан победителем, должен заключить контракт в обязательном порядке, иначе будет признан уклонившимся от этого со всеми вытекающими последствиями. Но если такое все же происходит, то заказчик должен предложить заключить контракт поставщику, занявшему второе место.

Прежде всего следует составить протокол о том, что первый участник уклонился от заключения контракта. При этом не имеет значения, по какой причине он это сделал. В протоколе следует указать информацию о закупке, данные участника и ссылку на норму закона 44-ФЗ, в соответствии с которой он признан уклонившимся. В течение одного рабочего дня этот протокол следует разместить в ЕИС. Информацию об этом участнике также следует передать в реестр недобросовестных поставщиков.

Предложение заключить контракт участнику, занявшему второе место, заказчик направляет в срок, непревышающий срок направления контракта победителю в зависимости от типа закупки. Поставщик имеет возможность выбрать, заключить контракт или отказаться от этого. Если он согласен, то в установленный для данного типа закупки срок он передает заказчику подписанный экземпляр и подтверждение обеспечения контракта. В случае отказа поставщик не признается уклонившимся от заключения контракта и, соответственно, негативных последствий для него этот факт не имеет.

Приемка результатов контракта

Кроме того, в соответствии с частью 13 статьи 34 закона 44-ФЗ, необходимо сформулировать в контракте условия приемки поставленного товара или результата выполненных работ, оказанных услуг. При этом в контракте необходимо указать форму основного и дополнительных документов о приемке, сроки их формирования и подписания. Также в контракт необходимо добавить критерии, по которым будет оцениваться, соответствуют ли товары (работы, услуги) установленным законом и контрактом требованиям.

Составляя условия о приемке результатов контракта, рекомендуем руководствоваться Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ, ГОСТами, СНиПами, инструкциями, стандартами и другими нормативными документами.

Виды закупок

В соответствии с 44-ФЗ есть несколько видов процедур, некоторые из них в свою очередь делятся на подвиды. Основные – конкурс, аукцион, запрос котировок или предложений, в некоторых случаях допускаются закупки у единственного поставщика или прямое заключение договора.

Конкурсы делятся на:

  • Открытый.
  • С ограниченным участием.
  • Двухэтапный.
  • Закрытый (и дополнительно две разновидности – с ограниченным участием и двухэтапный).

Аукционы:

  • Электронный.
  • Закрытый.

В чем отличие конкурса от аукциона? Все представляют, что такое аукционные торги: когда продается имущество, выигрывает предложивший самую высокую цену, а когда ищут исполнителя госконтракта, победитель – тот, кто указал наименьшую сумму. Т.е. в данном случае все решает цена – чем она ниже, тем вероятнее победа.

Обратите внимание! Чтобы участника допустили к закупке, необходимо следить за актуальностью данных, указанных при регистрации в ЕИС, своевременно носить изменения. При проведении конкурса принимается во внимание не только финансовый вопрос, но и другие условия, предлагаемые исполнителем (поставщиком)

К ним относятся – техническое обеспечение, последующее гарантийное обслуживание (его продолжительность), наличие необходимых специалистов, сроки поставки и т.д. Конечно, пожелания, требования и условия, а также способ оценки указываются в документации, исполнитель видит, что от него ждет заказчик

При проведении конкурса принимается во внимание не только финансовый вопрос, но и другие условия, предлагаемые исполнителем (поставщиком). К ним относятся – техническое обеспечение, последующее гарантийное обслуживание (его продолжительность), наличие необходимых специалистов, сроки поставки и т.д

Конечно, пожелания, требования и условия, а также способ оценки указываются в документации, исполнитель видит, что от него ждет заказчик.

Котировки и предложения

Запрос котировок (статья 72) чем-то напоминает аукцион: определяющий фактор – самая низкая цена. Его проводят, если НМЦК контракта не превышает 500 тысяч рублей. Зато за подачу заявки не возьмут платы (обеспечения участия).

С запросом предложений (статья 83) сталкиваются многие организации, когда получали письма с просьбами предоставить коммерческую информацию: стоимость, сроки поставки (выполнения работ).

Похожим образом происходит сбор предложений для госзакупок. Заказчик размещает на площадке запрос для всех желающих. Выиграет в отборе тот, чей отклик содержит наилучшее предложение в части требований к товару (услуге, работе), т.е. процесс похож на проведение конкурса.

Сроки подписания госконтракта

Главное правило: подрядчик всегда подписывает первым, а заказчик – после него. Поэтому предельные сроки устанавливаются для подрядчиков. Они зависят от того, каким способом выбирали партнера-поставщика для госучреждения или бюджетного органа. Для каждого конкурентного метода предусмотрены свои периоды для подписания. Они приведены в таблице 1.

Таблица 1

Когда подрядчик должен подписать государственный контракт

Способ, которым был определен поставщик Граничные сроки подписания поставщиком
Конкурс С момента размещения протокола
1 Открытый конкурс 10 дней
2 Конкурс с ограниченным участием 10 дней
3 Конкурс в два этапа 10 дней
4 Закрытый конкурс 10 дней
5 Закрытый конкурс с с ограниченным участием 10 дней
6 Закрытый конкурс в два этапа 10 дней
Аукцион С даты размещения протокола или проекта контракта
1 Электронный аукцион 5 дней
2 Открытый аукцион 10 дней
Запрос котировок Не раньше недели и не позже 20 дней (указывается в извещении на проведение запроса)
Запрос предложений Не раньше недели с даты размещения итогового протокола, не позже 20 дней с даты подписания протокола

Особенности заключения договора на торгах

Существенными особенностями отличается такой способ оформ­ления договорных отношений, как заключение договора на торгах (ст. 447-449 ГК). Путем проведения торгов может быть заключен лю­бой договор, если только это не противоречит его существу.

При продаже вещей или имущественных прав на открытых торгах договор должен быть заключен с лицом, выигравшим торги. Заклю­чение такого договора — обязанность продавца, поэтому в случае не­обоснованного уклонения от заключения договора победитель торгов вправе потребовать понуждения продавца к его заключению, а также воз­мещения убытков, вызванных уклонением от заключения договора.

В определенных случаях, предусмотренных законом, договоры о про­даже имущества, в том числе имущественных прав, могут заключаться только путем проведения торгов (в частности, при приватизации го­сударственного и муниципального имущества, при обращении взы­скания на заложенное имущество).

Собственник вещи или обладатель имущественного права, решив­ший заключить договор об их отчуждении на торгах, может сам органи­зовать торги либо обратиться к услугам специализированной организа­ции, которая выступит в качестве организатора торгов. При этом такая организация в зависимости от условий указанного договора с собствен­ником (обладателем права) выступает от его или от своего имени.

Форма торгов избирается собственником реализуемой вещи (обла­дателем права), если иное не будет установлено законом. Однако его выбор ограничен лишь двумя возможностями: торги могут быть прове­дены в форме либо конкурса, либо аукциона.

Разница между ними за­ключается в том, что на аукционе выигравшим признается лицо, пред­ложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу — лицо, которое по заключению конкурсной комиссии предложит лучшие условия.

В свою очередь и аукцион, и конкурс могут быть открытыми или за­крытыми. В первом случае участником аукциона или конкурса, а следо­вательно, и его победителем может быть любое лицо; во втором — только лица, специально приглашенные для участия в конкурсе (аукционе).

Организатор торгов обязан обеспечить доведение до предполагае­мых участников извещения об их проведении не менее чем за 30 дней до этого. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене продаваемого объекта.

Участники торгов обязаны внести задаток, определямый извеще­нием о проведении торгов. Лицам, которые приняли участие в торгах, но не стали их победителями, задаток должен быть возвращен. Зада­ток также подлежит возврату всем участникам, если торги не состоя­лись. Задаток, внесенный будущим победителем торгов, засчитывается в счет исполнения его обязательств по оплате приобретенной вещи или имущественного права.

Результаты торгов удостоверяются протоколом, который подписывается организатором торгов и их победителем и имеет силу договора. При укло­нении одной из сторон от подписания договора для нее возникают небла­гоприятные последствия: победитель торгов утрачивает внесенный им за­даток, а на организатора торгов возлагается обязанность возвратить лицу, выигравшему торги, внесенный им задаток в двойном размере, а также возместить ему убытки в части, превышающей сумму задатка. В случаях, когда предметом торгов является право на заключение договора (напри­мер, договора аренды помещения), уклонение одной из сторон от оформ­ления договорных отношений дает право другой стороне обратиться в суд с требованиями как о понуждении к заключению договора, так и о возме­щении убытков, вызванных уклонением от его заключения.

Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными, что влечет за собой недействительность договора, заключенного по их результатам. Аук­цион или конкурс, в которых принял участие только один участник, признаются несостоявшимися.

Гражданско-правовые и административные риски

Нарушения при подписании и выполнении госконтракта могут повлечь внесение в реестр недобросовестных поставщиков, которые ведет ФАС России. Последствиями внесения в такой реестр в соответствии с становится отсутствие возможности предпринимателей (вносится информация о компании, учредителях, руководителях, членах правления) участвовать в конкурсе на выполнение госконтракта в течение двух лет с момента внесения в реестр, а также негативное влияние на имидж компании. В реестр попадают те, кто уклонился от заключения контракта, несвоевременно внес обеспечение после победы, участники, с которыми контракт был расторгнут в судебном порядке. В случае если внесение в реестр произошло, а компания с этим не согласна и имеет аргументы, обжаловать такое решение можно в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало о включении в реестр.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «» (далее – Закон № 44-ФЗ) в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. В соответствии с в случае просрочки или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

В указано, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежным сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки. Поэтому исполнитель в случае такого нарушения в соответствии со несет ответственность независимо от своей вины, если не докажет, что ненадлежащее исполнение обязательств оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы. Так, например, и указывает на возможность освобождения должника от ответственности перед кредитором, то есть подрядчика перед заказчиком, за просрочку исполнения обязательств, если подрядчик докажет, что не выполнил обязательство вследствие просрочки заказчика.

В случае неисполнения выставленных требований или несогласия подрядчика с ними споры решаются в арбитражном суде. При чем доводы о ненадлежащем исполнении или просрочки исполнения в связи с нарушениями сроков контрагентами судом отклоняется, как не имеющая значения для правового спора о выплате неустойки и штрафов, указанных в контракте, при чем их снижение судом в соответствии со происходит редко. Подача встречного искового заявления тоже не решает вопрос, а за заказчиком утверждают право удерживать из выплаты неустойку и штраф по контракту, как, например, указано в постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 19 января 2018 г. № 05АП-9245/17 по делу № А59-3483/2017.

Внесение обеспечения исполнения контракта

Как правило, конкурсная документация содержит такое условие, как внесение обеспечения исполнения контракта. По общему правилу требование обеспечить контракт обязательно включается в конкурсную документацию. Но в некоторых случаях (например, при запросе котировок) заказчик выбирает, требовать ли обеспечения в конкурсной документации (ст. 96 закона о закупках).

Обеспечение может иметь денежное выражение либо представлять собой банковскую гарантию. Подробнее о порядке внесения обеспечения читайте в нашей статье «Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ».

Важно! Если условие о внесении обеспечения установлено, то ГК может быть заключен исключительно после его соблюдения

Комментарий к статье.

1. Основания заключения государственного или муниципального контракта определяются в основном ГК РФ и ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Данные основания включают в себя следующие элементы:

— основание для заключения — это заказ на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд. Размещение такого заказа осуществляется путем проведения конкурсов (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционов (аукцион в электронной форме), запросов котировок, запросов предложений;

— обязательность государственного или муниципального контракта. Для государственного или муниципального заказчика, разместившего заказ, заключение такого контракта является обязательным, а для поставщика — лишь в случаях, установленных законом, когда имеет место гарантия возмещения причиненных ему убытков, за исключением случаев, когда заказчиком является казенное предприятие. Так, согласно ст. 5 ФЗ от 13.12.1994 N 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» поставщики, занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара, не вправе отказаться от заключения государственных контрактов в случае, если размещение заказа не влечет за собой убытков от ее производства;

— победа на торгах либо в проведении запроса котировок цен на товары. Государственный или муниципальный контракт заключается, соответственно, с победителем таких торгов или запроса котировок. В случае уклонения таких победителей от заключения контрактов к ним применяется правило о предъявлении требований о возмещении убытков.

2. Судебная практика:

— Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.07.2000 N А74-34/00-К2-Ф02-1223/00-С2;

— Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2008 N 11АП-4423/2008;

— Постановление ФАС Уральского округа от 05.03.2014 N Ф09-260/14 по делу N А71-4861/2013;

— Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2013 N 17АП-12318/2013-ГК;

— Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.03.2012 N 02АП-750/12;

— Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2010 N 20АП-2313/2010;

— Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.05.2013 N Ф02-1805/13 по делу N А33-11222/2012;

— Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.06.2011 N Ф04-3083/11 по делу N А46-14714/2010;

— Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2014 N 07АП-412/14.

Поделиться с друзьями

Ссылки по теме:

Статья 448 ГК РФ. Организация и порядок проведения торгов

  1. Аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо. В закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели.

  2. Если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать во всяком случае сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене. В случае, если предметом торгов является только право на заключение договора, в извещении о предстоящих торгах должен быть указан предоставляемый для этого срок.

  3. Если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, сделавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а конкурса – не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса. В случаях, когда организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб. Организатор закрытого аукциона или закрытого конкурса обязан возместить приглашенным им участникам реальный ущерб независимо от того, в какой именно срок после направления извещения последовал отказ от торгов.

  4. Участники торгов вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их. При заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору.

  5. Лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора. Лицо, выигравшее торги, при уклонении от подписания протокола утрачивает внесенный им задаток. Организатор торгов, уклонившийся от подписания протокола, обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить лицу, выигравшему торги, убытки, причиненные участием в торгах, в части, превышающей сумму задатка. Если предметом торгов было только право на заключение договора, такой договор должен быть подписан сторонами не позднее двадцати дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола. В случае уклонения одной из них от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения.

Исключение из правил

Далеко не все контракты, подпадающие на первый взгляд под вышеуказанные требования, могут быть заключены в устной форме. Исключения содержатся в нормах ГК РФ и говорят о необходимости соблюдения простой письменной формы: договора аренды, если одна из сторон договора — юридическое лицо (ст. 609 ГК РФ), договора аренды транспортного средства (ст. 633, ст. 643 ГК РФ), договора проката (ст. 626 ГК РФ), договора транспортной экспедиции (ст. 802 ГК РФ), кредитного договора (ст. 820 ГК РФ), договора страхования (ст. 940 ГК РФ). Причем в ряде случаев ГК РФ прямо устанавливает, что договор должен быть оформлен одним документом. Такие договоры, как договор продажи недвижимости (ст. 550 ГК РФ), договор аренды здания (ст. 651 ГК РФ), должны заключаться путем составления одного документа, подписанного сторонами. Несоблюдение письменной формы контракта будет являться основанием для признания такого контракта недействительным.

Обязательная письменная форма для договоров поставки, оказания услуг, выполнения работ в ГК РФ не установлена.

Комментарий к статье 528 Гражданского Кодекса РФ

1. Комментируемая статья детально регламентирует заключение государственного контракта. Она содержит правила, определяющие порядок и сроки направления проекта контракта государственным заказчиком или поставщиком, возвращения подписанного контракта другой стороной, согласования разногласий, возникающих при заключении контракта и передачи несогласованных разногласий на рассмотрение суда.

Этот порядок применяется независимо от того, существует ли обязанность одной или обеих сторон заключить государственный контракт, в то время как правила, установленные ст. 445 ГК, определяют порядок заключения договора лишь для случаев, когда заключение договора обязательно для одной из сторон.

2. Пункт 3 статьи возлагает на сторону, получившую государственный контракт с разногласиями, обязанность принять активные меры к их согласованию, а также обязанность уведомить сторону, составившую протокол разногласий, о согласии заключить государственный контракт в ее редакции либо об отклонении представленных разногласий.

Нарушение этого требования влечет последствия, предусмотренные п. 2 ст. 507 (см. коммент. к ст. 507).

3. Установление ГК порядка и сроков заключения государственного контракта означает, что нормы законов о поставках для государственных нужд о порядке и сроках заключения государственных контрактов, в соответствии с п. 2 ст. 527, применению не подлежат.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector