Ск рф, статья 55. право ребенка на общение с родителями и другими родственниками
Содержание:
Имущественные права (ст. 6 CК)
Эти права ребенка включают в себя: право на получение содержания (алиментов) от своих родителей или при наличии установленных в законе обстоятельств от других членов семьи; право распоряжаться своими доходами (имеющимся заработком, стипендией и т. п.); право собственности на принадлежащее ему имущество и право на распоряжение этим имуществом (с ограничениями, установленными в интересах детей законом).
Несовершеннолетние дети могут иметь свое имущество, полученное по наследству, в виде подарков или на каком-либо другом законном основании (например, вещи, приобретенные на свой заработок). Это имущество является личной собственностью детей и не входит в состав имущества родителей. Однако родители как законные представители своих детей управляют этим имуществом до достижения ребенком совершеннолетия. Семейный кодекс не содержит конкретных положений о том, как должно осуществляться это управление, но исходя из общих положений об осуществлении родительских прав оно должно осуществляться в интересах ребенка с учетом характера данного имущества.
Способы распоряжения имуществом несовершеннолетних урегулированы в ГК. В соответствии со ст. 6 °CК и ст. 37 ГК действия родителей по распоряжению имуществом ребенка (продажа, обмен, сдача внаем и др.) допускаются только с предварительного согласия органов опеки и попечительства.
Родители не имеют никакого права на имущество детей, а последние – на имущество родителей, кроме права на содержание и права наследования. При этом не исключается возможность владения и пользования имуществом друг друга, которое осуществляется по взаимному согласию родителей и детей. Эти отношения в семье обычно основываются на доверии и сообразуются со сложившимся укладом семейной жизни.
Не исключены также случаи, когда в совместной собственности родителей и детей окажется то или иное имущество (например, им совместно в порядке наследования перешел жилой дом или дача). Порядок владения, пользования и распоряжения этим общим имуществом определяется нормами ГК о совместной собственности (ст. 244–255).
В заключение отметим, что Конвенция ООН о правах ребенка запрещает дискриминацию ребенка по каким-либо основаниям: в зависимости от расы, пола, языка, религии, национального, этнического происхождения, социального происхождения, политических взглядов. Обеспечение этих прав – задача конституционного, а не семейного права. Семейное право призвано не допустить дискриминацию ребенка в семейных отношениях.
Суть родительских прав (обязанностей). [↑]
Право на воспитание — это предоставление обоим родителям возможности лично воспитывать своих детей. Данное право является приоритетным перед всеми другими лицами.
Кроме того, в обязанность родителей входит обеспечение получения детьми основного общего образования (то есть 9 классов общеобразовательной школы), родители имеют право выбирать формы обучения и вид образовательного учреждения для своих детей. Решение данного вопроса предполагает согласованность действий родителей, которые обязаны руководствоваться интересами детей, учитывая, по возможности, их мнение.
Родители обязаны оказывать ребенку помощь в отношениях с третьими лицами, поэтому законодательно за ними закреплено право на представительство. «…Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношении с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий», — провозглашает закон (ст. 64 Семейного Кодекса РФ). Однако право представлять права и интересы своего ребенка имеет каждый из родителей при условии, если он не лишен родительских прав и обладает дееспособностью для совершения юридических действий.
По согласованию родителей (в каждом конкретном случае) решается, кто именно из родителей должен представлять ребенка. Орган опеки и попечительства решает возможные разногласия или иные случаи. Если органом опеки и попечительства будет установлено, что интересы родителей и ребенка не совпадают, родители лишаются права представлять интересы ребенка. В подобной ситуации права и интересы детей представляет специально назначенный органом опеки представитель ребенка.
Родители имеют право выбирать способы (средства и методы) воспитания при осуществлении родительских прав, однако при этом п. 1 ст. 63 Семейного Кодекса устанавливает некоторые ограничения. Законом четко определена цель воспитания, а именно — забота о здоровье детей, также как и о физическом, психическом, нравственном и духовном их развитии. Также, запрещено исполнение родительских обязанностей в противоречии с интересами детей. Последние подразумевают, согласно семейному праву, обеспечение детям полноценного воспитания и надлежащих условий их развития.
Согласно ст. 65 Семейного Кодекса РФ «…при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей». Данное положение вытекает из сущности родительских прав (о них говорилось выше), которые представляют собой не только меру возможного, но и меру должного поведения. Закон предусматривает ответственность родителей, осуществляющих родительские права в ущерб правам и интересам детей.
Парентификация
Термин парентификация произошел от английского слова «parents» — родители. В буквальном смысле это означает, что дети функционально становятся родителями собственным родителям. Это вариант перевернутой иерархии часто возникает в случае алкоголизма, или наркомании одного или обоих родителей.
Пример: Если отец химически зависимый и в семье есть сын, то он часто замещает созависимой матери отца. Отец и мать в такой семье зачастую, инфантильные, поэтому ребенок вынужден стать единственным взрослым и нести ответственность за семью, ее существование и гомеостаз. Он принимает решения, он отвечает за границы семьи, делая их жесткими. Жесткие границы в этом случае выглядят примерно так: никто не должен узнать, что отец зависимый, поэтому никого нельзя звать в дом, ни с кем нельзя делиться происходящим в семье. У такого ребенка, как правило, нет друзей, он ведет замкнутую «взрослую» жизнь. Это перевернутая иерархия, при которой статус ребенка в семье выше родительского.
Другой пример парентификации: в случае ранней смерти матери, дочь функционально заменяет ее и, как следствие, перестает быть дочерью. Она выполняет много домашних женских дел с раннего возраста, ухаживая за отцом и поддерживая его. Так и не познакомившись полноценно с ролью дочки, вырастая, она чаще всего становится функциональной мамой своему мужу.
И последнее, что я скажу – про отношение родителей к учителям и школе.
Частая ошибка родителей – ругать учителей и школу за какие-то недочёты в их работе:
1) «Ваша училка по биологии какая-то тупая – за две ошибки уже ставит «тройку»!»
2) «Ненавижу нашу дибильную школу, что за отвратительное место!»
3) «Я умнее вашего классного руководителя!»
И прочее и прочее.
Все эти негативные отзывы о школе в ребёнке формируют негатив к месту, где он учится. Учителей он перестаёт уважать. Какой результат? – Плохая успеваемость, нет дисциплины, ребёнок может стать «изгоем» для злопамятных учителей. К чему это ведёт? – К комплексам неполноценности, недостаточности знаний и т.д.
Если учитель хороший – скажите ребёнку: «Как тебе повезло с учителем!», а если нет, то не высказывайте свой негатив вслух при ребёнке. Учителя и школа – вторая семья для ребёнка, его работа. А нелюбимая работа сами знаете к чему приводит. А мы ведь хотим только самого лучшего своему ребёнку!
Читайте законы, устав школы. Посещайте родительские собрания и уроки. Не ругайте учителей при ребёнке. У него не будет неприязни к школе, а вы будете в курсе всех дел. Добрых вам благ, до новых встреч.
Суть родительских прав (обязанностей). [↑]
Право на воспитание — это предоставление обоим родителям возможности лично воспитывать своих детей. Данное право является приоритетным перед всеми другими лицами.
Кроме того, в обязанность родителей входит обеспечение получения детьми основного общего образования (то есть 9 классов общеобразовательной школы), родители имеют право выбирать формы обучения и вид образовательного учреждения для своих детей. Решение данного вопроса предполагает согласованность действий родителей, которые обязаны руководствоваться интересами детей, учитывая, по возможности, их мнение.
Родители обязаны оказывать ребенку помощь в отношениях с третьими лицами, поэтому законодательно за ними закреплено право на представительство. «…Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношении с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий», — провозглашает закон (ст. 64 Семейного Кодекса РФ). Однако право представлять права и интересы своего ребенка имеет каждый из родителей при условии, если он не лишен родительских прав и обладает дееспособностью для совершения юридических действий.
По согласованию родителей (в каждом конкретном случае) решается, кто именно из родителей должен представлять ребенка. Орган опеки и попечительства решает возможные разногласия или иные случаи. Если органом опеки и попечительства будет установлено, что интересы родителей и ребенка не совпадают, родители лишаются права представлять интересы ребенка. В подобной ситуации права и интересы детей представляет специально назначенный органом опеки представитель ребенка.
Родители имеют право выбирать способы (средства и методы) воспитания при осуществлении родительских прав, однако при этом п. 1 ст. 63 Семейного Кодекса устанавливает некоторые ограничения. Законом четко определена цель воспитания, а именно — забота о здоровье детей, также как и о физическом, психическом, нравственном и духовном их развитии. Также, запрещено исполнение родительских обязанностей в противоречии с интересами детей. Последние подразумевают, согласно семейному праву, обеспечение детям полноценного воспитания и надлежащих условий их развития.
Согласно ст. 65 Семейного Кодекса РФ «…при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей». Данное положение вытекает из сущности родительских прав (о них говорилось выше), которые представляют собой не только меру возможного, но и меру должного поведения. Закон предусматривает ответственность родителей, осуществляющих родительские права в ущерб правам и интересам детей.
Статья 56 СК РФ. Право ребенка на защиту
-
Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.
Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.
Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту. -
Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).
При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд. - Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.
Право жить и воспитываться в семье. [↑]
Это право, бесспорно, является одним из наиболее важных прав ребенка в силу чрезвычайной значимости фактора семейного воспитания для физического и нравственного становления человека. Воспитание полноценного члена общества с высокими нравственными принципами — задача, в первую очередь, родителей, хотя в воспитании ребенка также участвуют все взрослые члены семьи. Однако именно родители на основе собственного жизненного опыта формируют характер, способствуют всестороннему развитию ребенка, обеспечивают надлежащий уровень образования. «Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей», — гласит ст. 38 Конституции РФ.
Кто несет ответственность за ребенка?
Лица, ответственные за действия малолетних граждан, уточнены в ГК РФ:
- родители;
- опекуны;
- попечители;
- сотрудники организаций для детей, оставшихся без представителей;
- медицинский персонал поликлиник и иных учреждений здравоохранения, в которых на лечении пребывает малолетнее лицо;
- работники образовательных организаций, где проходит обучение ребенок;
- другие лица, в обязанности которых входит присмотр за несовершеннолетними гражданами – если противоправное деяние произошло в период осуществления надзора.
После наступления 16 лет и вплоть до достижения совершеннолетия ребенок несет самостоятельную ответственность за незаконные действия. Однако в случае отсутствия средств для возмещения причиненного вреда, обязанность по удовлетворению правовых требований распространяется на родителей или опекунов.
Важно: ответственность матери и отца сохраняется даже в том случае, если они были лишены родительских прав – соблюдение данной нормы актуально в течение трехлетнего периода после вынесения соответствующего судебного решения. По мнению законодательных органов власти, стремление малолетнего лица к совершению противоправных действий обусловлено в первую очередь ненадлежащим воспитанием
То есть именно позиция родителей по отношению к собственному ребенку до лишения их прав стала причиной для совершения малолетним незаконного деяния – именно в результате неправильных действий представителя была сформирована склонность к асоциальному поведению
По мнению законодательных органов власти, стремление малолетнего лица к совершению противоправных действий обусловлено в первую очередь ненадлежащим воспитанием. То есть именно позиция родителей по отношению к собственному ребенку до лишения их прав стала причиной для совершения малолетним незаконного деяния – именно в результате неправильных действий представителя была сформирована склонность к асоциальному поведению.
В период пребывания ребенка в образовательных, надзорных, медицинских или иных учреждениях схожего характера ответственность за них несут работники данных организаций. Уполномоченные лица в случае совершения малолетним неправомерных действий признаются виновными и привлекаются к выполнению определенных мер наказания за ненадлежащее выполнение возложенных обязанностей.
К примеру, если учащийся образовательного учреждения решил прогулять школу, и в это время он совершил кражу в магазине, работники сферы образования признаются ответственными. В качестве нарушения принимается несоблюдение установленного регламента. Так, если ученик отсутствует на месте, педагоги должны сообщить об этом родителям или правоохранительным органам. Это же обязательство возлагается на сотрудников детского сада, развлекательного центра и т.п.
Однако в отдельных ситуациях администрация учреждения может избежать ответственности, если докажет, что противоправное деяние было совершено в связи с плохим воспитанием ребенка. Тогда исполнение требований о возмещении ущерба возлагаются на родителей.
Какие права для родителей обещаны законом «Об образовании в РФ» (далее по ст. 44 закона «Об образовании в РФ»)?
- выбирать школу, формы обучения (в разных школах могут быть разными, например, в гимназиях и лицеях), язык обучения, факультативы и элективные курсы (дополнительные курсы по определённому предмету);
- дать ребёнку образование в семье (семейное образование) и в любое время продолжить образование в школе;
- ознакомиться с уставом школы (сделайте это обязательно, опора на пункты устава может помочь в решении многих конфликтов, потому что у вас есть законные основания (статьи устава)), программой, по которой учатся дети, лицензией и т.д.;
- узнать методы обучения и воспитания детей в школе, а также оценки;
- защищать права и интересы своего ребёнка (вы его представитель);
- знать обо всех обследованиях детей в школе (медицинских, психологических и т.д.), для этого вам за несколько дней обязаны дать листки, в них вы подписываетесь, что согласны или не согласны; вы также имеете право знать результаты этих обследований;
-
принимать участие в управлении школой (для этого нужно как минимум посещать родительские собрания, а как максимум быть в составе родительского комитета).
Для того, чтобы родители знали, что происходит в школе, организуются общешкольные родительские собрания. На них выступают обычно завуч или директор, могут и учителя. Также есть собрания председателей родительского комитета. Они решают насущные школьные вопросы (ремонты, организация праздников, решение общешкольных проблем, например, наркомании и т.д.)
Обязательства родителей по отношению к своим детям
Иногда взрослые люди воспринимают свои обязанности так: «Я его обуваю, одеваю, пашу при этом на трёх работах, пусть школа, бабушки-дедушки и пр. воспитывают, а мне некогда». Это в корне неправильная позиция, ведущая в большинстве случаев к попустительству и к тому, что понадобится уже другой документ – Уголовный кодекс. Нежелательно, чтобы о нём вообще шла речь, ни по отношению к вам, ни по отношению к вашим детям. А для этого надо понимать, что родители должны выполнять все обязательства, которые берут на себя, когда рожают детей. Как узнать, что в них входит?
Существует ст. 80 СК РФ с комментариями, в которой зафиксированы все обязанности папы и мамы не только по содержанию, но и по воспитанию собственных детей. Раскроем её основные положения:
- Согласно пункту первому статьи, родители обязаны содержать своих детей. Но как именно они станут это делать, зависит от них самих. То есть родители могут сами определять, где, какими способами будут зарабатывать деньги и распределять семейный бюджет. Но обязательно в нём должна присутствовать строка на еду, одежду и обувь для ребёнка, на принадлежности, которые ему необходимы для обучения и пр. Родители могут договариваться о том, чей именно доход будет тратиться на это. Или они вместе станут нести подобное бремя расходов. Также надо помнить о том, что предметы отдыха и развлечения (игрушки, раскраски и др.) также входят в этот перечень, потому что ребёнок – полноценный человек, который имеет право на всё из того, чем обладает взрослый. Поэтому фраза «Я тебя кормлю, пою и обуваю, да и хватит с тебя» зачастую не уместна со стороны отца или матери. А если она является ответом на плохое поведение сына или дочери, то это уже недостатки воспитания.
По взаимному заключённому соглашению, кто-то один из родителей может содержать ребёнка (другой в это время отсутствует по какой-либо причине). Но данный документ заверяется нотариально и, конечно, имеет юридическую силу.
Родителям важно знать: никто не обязан содержать их детей, кроме них самих
- В соответствии с пунктами 2 и 3, если папа и мама или кто-то один не хотят содержать своего ребёнка, то им предъявляются алименты. То есть такой родитель обязан платить определённые средства своему чаду до его совершеннолетия (а иногда и дольше). При этом в случае невыплаты или отказа от уплаты деньги у него забирают с дохода через суд.
Другое дело, что очень часто, уходя из семьи, папаша или мамаша вообще не платят алименты или переходят на «чёрную зарплату», лишь бы не содержать своего ребёнка. Или находятся в состоянии постоянного алкогольного опьянения, и им уже не до забот мирских о собственных детях. Но это вопрос морали. А алименты суд взыщет с них в любом случае.
Содержание на ребёнка может назначаться и в том случае, если родители даже живут вместе, а кто-то один из супругов (как правило, отец) не в полном объёме его содержит, то есть тратит деньги больше на собственные нужды. Обычно такое характерно для ситуаций, когда мама малыша ещё в декрете и не имеет особого дохода, а отец считает, что ребёнок обойдётся малым. Развод в этой ситуации – дело не обязательное. То есть взрослые люди могут жить вместе, быть официально не в разводе. Но жена всё равно имеет право подать на алименты супруга от его дохода.
Если ребёнок продолжает обучение после исполнения 18 лет, ему, конечно же, требуются средства для проживания, пропитания, на учёбу. Поэтому либо алименты продолжают платить по совместной договорённости, либо один из родителей подаёт на того, кто выплачивает содержание, в суд. Решение, как правило, принимается положительное, потому что чем отличается ребёнок до 18 лет от ребёнка после 18, если он продолжает учиться и не имеет возможности работать?
Обратите внимание, даже если по каким-то причинам родители проживают отдельно от ребёнка, они имеют полное право участвовать в его воспитании. Единственный ограничитель в данном вопросе – лишение родительских прав
Правда, в этом случае папа и мама всё равно обязаны содержать своих детей, но не могут оказывать на них влияния никаким другим образом.
Статья 62. Право ребенка выражать свое мнение
Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы, осуществляющие функции по опеке или попечительству, или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет и данного им в присутствии законных представителей.
Мнение ребенка оформляется решением органа, осуществляющего функции по опеке или попечительству, принятым в присутствии родителей или других законных представителей по месту нахождения ребенка.
Право, теория и понятие права
1 • Семья в социальном смысле понимается как «союз лиц, основанный на браке, родстве, принятии детей на воспитание в семью, характеризующийся общностью жизни, интересов, взаимной заботой»1. В юридическом смысле теория права определяет семью как «круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание в семью»2. Главными признаками семьи являются: совместное проживание членов семьи; наличие взаимных прав и обязанностей членов семьи, предусмотренных семейным законодательством; в большинстве случаев — наличие общих детей; взаимная моральная и материальная общность и поддержка членов семьи.
1 Советское семейное право / Под ред. В.А. Рясенцева. М., 1982. С. 42. 2 Комментарий к Семейному кодексу РФ / Отв. ред. И.М. Кузнецова. М., 1996. С. 10. Проживая вместе, члены семьи осуществляют свои права и выполняют свои обязанности. Например: • родители (усыновители) осуществляют свое право на воспитание детей, выполняют соответствующие обязанности в процессе личного контакта с ребенком; любой несовершеннолетний имеет право на совместное проживание со своими родителями; • совершеннолетние дети обязаны заботиться о нетрудоспособ ных родителях. Вместе с тем в случаях, прямо предусмотренных семейным за конодательством, носителями взаимных прав и обязанностей мо гут быть лица, которые вместе не проживают. Например: при определенных условиях раздельное проживание супругов, а также бывших супругов не влечет за собой утраты прав и обязанностей по взаимному содержанию; не составляющие одной семьи с ребенком, его родственники так
же наделяются правом на общение с несовершеннолетним и т. д. Таким образом, важнейшим критерием для определения принадлежности лиц к одной семье являются фактические семейные отношения. Указанные отношения возникают между следующими членами семьи: супругами; родителями; дедушкой (бабушкой) и внуками; родными сестрами и братьями; отчимом (мачехой) и пасынками (падчерицами); между лицами, принявшими на воспитание детей: усыновителями; . опекунами; попечителями; приемными родителями; фактическими воспитателями. Соответствующие права и обязанности возникают в указанных в СК случаях и при наличии установленных условий.
Родство представляет собой генетическую связь между людьми, основанную на происхождении от одного предка. Родство представляет собой один из юридических фактов, порождающих семейные правоотношения. Виды родства: %/ прямое (между родителями и детьми); %/ боковое (между двоюродными братьями и сестрами и более отда ленные степени родства); нисходящее (дедушки, бабушки и внуки); восходящее (родители и дети); полнородное (дети, имеющие общих отца и мать); неполнородное (дети, имеющие только одного общего родителя).
Степень родства определяется числом рождений, отделяющих родственников одного от другого. По степени родства различают: ближнее родство (близкие родственники — родственники по прямой восходящей и нисходящей линии — родители и дети, дедушка, бабушка и внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры); дальнее родство (более дальние родственники). От родства отличают свойство, которое возникает как последствие брака. Свойством называются отношения между собой родственников каждого из супругов. Свойственники не состоят
в кровном родстве между собой. Семейным правом отношения свойства не регулируются.
Право ребенка жить вместе со своими родителями. [↑]
Этого права не может лишить ни один государственный орган, если отсутствуют установленные законом основания. Передача ребенка на воспитание другим лицам или помещение в детское учреждение против воли родителей возможны, только если последние лишены родительских прав или ограничены в них решением суда, пришедшего к выводу о том, что оставление ребенка у родителей опасно для него.В соответствии со ст. 20 Гражданского Кодекса РФ местом жительства детей до 14 лет является место проживания родителей. В случае их раздельного проживания родители сами решают, с кем из них останется ребенок, если же единогласие не достигнуто, это определяет суд, исходя из интересов ребенка и учитывая его желание. Достигшие 14-летнего возраста дети имеют право выбрать место проживания с согласия родителей.
В случае разлучения с одним или с обоими родителями ребенок имеет право сохранять связь как с одним, так и с другим. Закон оставляет право родителям и детям покидать любую страну, включая собственную, и возвращаться в свою страну с целью поддержания личных отношений или воссоединения между собой.
Следуя важности семейного воспитания детей, Семейный Кодекс РФ устанавливает передачу детей, которые остались без родителей или утратили по каким-либо причинам возможность проживания в своей семье органам опеки и попечительства, которые в последующем помогают определить их дальнейшую судьбу. Согласно законодательству РФ ребенок помещается на воспитание и содержание в соответствующее детское учреждение, если его устройство в семью невозможно
Право на защиту (ст. 56 СК)
Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями. Это означает, что они несут обязанность защищать права своих детей в самых разных жизненных ситуациях, охранять их интересы в повседневной жизни, принимая для этого все необходимые законные меры. Родители в силу закона (ст. 64 СК) являются законными представителями своих детей и вправе (и обязаны) выступать в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах.
Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (или других лиц, ответственных по закону за его воспитание), в том числе в судебном порядке, если ему исполнилось 14 лет. Должностные лица любых учреждений и организаций (детских садов, школ, поликлиник, больниц и т. д.), а также граждане, которым стало известно об угрозе жизни и здоровью ребенка в семье, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этих фактах в орган опеки и попечительства по местонахождению ребенка. При получении таких сведений указанные органы в рамках своих полномочий должны принять меры по защите ребенка.
Право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК)
Порядок присвоения ребенку имени, отчества и фамилии определен в СК. В ст. 58 СК установлено, что имя дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца. Фамилия ребенка определяется по фамилии родителей, а если они носят разные фамилии – по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов РФ. Разногласия между родителями по поводу имени или фамилии ребенка (при разных фамилиях родителей) разрешаются органами опеки и попечительства.
Сведения об имени, отчестве и фамилии заносятся в актовую запись о рождении ребенка и в свидетельство о его рождении (которое выдается родителям на руки) при государственной регистрации рождения ребенка в органах ЗАГС. Если отцовство в отношении ребенка не установлено, то имя ребенку дается по указанию матери, отчество – по имени лица, записанного в актовой записи о рождении ребенка в качестве его отца, а фамилия – по фамилии матери.
Имя и фамилия ребенка (при разных фамилиях родителей) могут быть изменены до достижения ребенком 14 лет по совместной просьбе родителей органами опеки и попечительства исходя из интересов ребенка. Такая просьба может быть вызвана неудачным сочетанием имени и отчества, трудностями произношения и другими причинами. После достижения ребенком возраста 10 лет на это необходимо его согласие.
При раздельном проживании родителей (независимо от причин такого проживания) тот из них, с которым ребенок постоянно проживает, вправе просить о присвоении ребенку своей фамилии, которую заявитель носит на момент обращения (добрачную, по второму браку). Вопрос решается органом опеки и попечительства исходя из интересов ребенка и обязательно с его согласия, если он достиг возраста 10 лет. Мнение другого родителя выявляется и обязательно учитывается, но не является решающим для принятия окончательного решения о перемене фамилии ребенка. Изменение фамилии ребенка производится исключительно в его интересах.