Отдельные нарушения заказчиков при осуществлении приёмки продукции
Содержание:
Создание для аукционов и других видов закупок
Орган для отдельных заказов — это необязательное условие. Особый совет требуется только в конкретных случаях. Аукционная, конкурсная или котировочная комиссия формируется заказчиком, когда предмет закупки специфичен. Это значит, что от членов совещательного органа требуются особые знания, экспертные мнения и профильные навыки.
Правила создания аналогичны. Руководитель издает приказ, назначает членов, определяет их функционал. Все работники знакомятся с распоряжением и ставят подписи, подтверждающие их согласие. Заказчик обязан соблюдать условия о численности и квалификации. При необходимости формируется положение о работе аукционной, конкурсной и котировочной закупочной группы.
Статья 94 ФЗ-44 «Особенности исполнения контракта»
Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» регулирует порядок осуществления закупок, заключение контрактов и их реализацию. Содержание документа подразделяется на 8 глав, которые включают в себя 114 статей. В данной публикации более подробно будет рассмотрена ст 94 ФЗ-44 «Особенности исполнения контракта», содержащая 12 пунктов.
Пункт 1. Реализация контракта включает в себя целый комплекс мер, осуществляющихся после заключения контракта. Они направленны на достижение определенных задач по осуществлению закупки, реализовать которые можно путем взаимодействия заказчика с поставщиком в соответствии с гражданским законодательством соответствующем Федеральным законом, в том числе:
- прием поставленного товара, выполненной работы и ее результатов, оказанной услуги, а также отдельных этапов по вопросу поставки товара, которые предусмотрены соглашением. В данный список входит и проведение экспертизы поставленного товара;
- денежную оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы и ее результатов, оказанной услуги и отдельных условий соглашения;
- положительное взаимодействие заказчика с поставщиком.
Пункт 2. Согласно всем условиям контракта, поставщик (подрядчик или исполнитель) обязуется предоставлять достоверные сведения о ходе выполнения своих обязательств в положенный срок, возникающие при исполнении договора.
Пункт 3. Чтобы проверить достоверность предоставленных поставщиком результатов, заказчик должен провести специальную экспертизу результатов исполнения контракта по 44-ФЗ.
Пункт 4. Заказчик должен привлекать экспертов и экспертные учреждения к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, за исключением случаев:
- предустановленные параграфами 1-9, 14, 15, 17-23, 24;
- реализации закупок услуг экспертов и экспертных учреждений.
Пункт 4.1. Администрация РФ имеет право определить и другие случаи обязательного проведения экспертизы.
Пункт 5. Чтобы провести соответствующую экспертизу поставленного товара, экспертные учреждения могут запросить у заказчика или поставщика дополнительные сведения.
Пункт 6. Согласно решению заказчика, для приема поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, итогов отдельного этапа исполнения контракта может быть основана приемочная комиссия, состоящая не менее чем из 5 человек.
Пункт 7. Принятие результатов отдельных этапов исполнения договора осуществляется в определенном порядке и сроки, установленные контрактом.
Пункт 8. Заказчик наделен полномочиями не отказывать в приеме результатов отдельного этапа исполнения государственного контракта по 44-ФЗ либо поставленного товара, если данное несоответствие не мешает приемке соответствующих результатов.
Ознакомьтесь Статья 27 ФЗ 114 о порядке выезда из РФ и въезда в РФ
Пункт 9. Итог отдельного этапа исполнения контракта, сведения о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге обязательно отражается в отчете, который размещается в единой информационной системе, содержащий следующие сведения:
- об исполнении договора, о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;
- о ненадлежащем исполнении договора;
- о расторжении контракта в ходе его исполнения.
Пункт 10. К вышеуказанному отчету, заказчик должен приложить заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта.
Пункт 11. Процедура подготовки и размещения в единой информационной системе отчета, упомянутая в 9 части настоящей статьи, форма указанного отчета определяется Правительством РФ.
Пункт 12. Служба государственной власти объектов РФ и служба местного самоуправления имеет право самостоятельно устанавливать порядок размещения отчетов об итогах отдельного этапа исполнения контракта.
Последние поправки и дополнения в 94 статью Федерального закона №44 вносились 7 июля 2021 года. Изменения коснулись п. 1 части 4 ст 94. Согласно новой редакции, при осуществлении закупок для обеспечения федеральных органов была включена 50 часть 1 статьи 93 соответствующего закона.
А что вы знаете о статье 34 закона 44 и банковской гарантии по 44 ФЗ?
Акт приемки товара, работ и услуг по 44-ФЗ
Результаты выполнения контракта и их приемка регулируются 94 статьей и некоторыми пунктами 34 статьи 44-ФЗ (его действие охватывает не только приемку товаров по 44-ФЗ, а и приемку работ и услуг соответственно).
Кроме основного законодательного акта многими ведомствами были разработаны собственные рекомендации касательно оформления документов. Например, в сфере строительства, существует четкий регламент.
Акт приемки товара, работ и услуг составляется заказчиком в произвольной форме, так как никаких конкретных требований в законодательстве не предусмотрено.Чаще всего на завершительном этапе приемки товара составляется двусторонний акт. В него вносится весь перечень товаров, которые были поставлены, или работ, которые были качественно выполнены. Также туда могут быть вписаны претензии сторон, если они имеются. Согласно ч.9 ст.92 44-ФЗ заказчик берет на себя обязательство регулярно формировать отчеты по итогам выполнения условий контракта и публиковать их в ЕИС вместе с финальными заключениями проведенной экспертизы.
Как сформировать приемочную группу
Статья 94 Федерального закона № 44-ФЗ устанавливает обязательность приемки поставленных товаров, работ или услуг. Часть 6 ст. 94 дает заказчикам возможность организовывать комиссионную приемку, численность группы — не менее пяти человек. Из формулировки закона следует, что создание приемочной группы — право, а не обязанность заказчика. Он вправе принимать ТРУ и без группы — ответственным должностным лицом единолично.
Если заказчик принимает решение о формировании комиссии, ему необходимо:
- Подобрать из числа сотрудников лиц, которые в нее войдут. Требования к таким лицам не устанавливаются, допускаются любые работники организации. Целесообразно включать в состав профильных специалистов, способных профессионально оценить предоставляемый результат контракта, сотрудников контрактной или юридической службы, которые проконтролируют правильность оформления документов по приемке и комплектность документов, предоставленных контрагентом.
- Издать приказ о формировании группы.
- Ознакомить всех членов группы с приказом и организовать непосредственную приемку результатов исполнения.
Госзаказчик вправе формировать отдельные группы для каждого контракта. Несколько — для разных групп контактов по разным направлениям деятельности. Или единую, которая принимает исполнение всех контрактов заказчика.
Основание для работы группы — положение о ее деятельности, которое принимается заранее, либо, если его не было, утверждается приказом о создании самой группы.
Как проверить самостоятельно
Порядок проведения обязательной экспертизы результатов своими силами таков:
- Руководитель заказчика издает внутренний приказ о создании экспертной комиссии (в ее состав входит не менее пяти человек). В распоряжении указываются реквизиты договора и его предмет.
- Ответственный специалист осуществляет приемку в порядке, который указан в договоре.
- Стороны подписывают акт. Это документ, оформленный в ходе приема товара (работ, услуг). Акт подтверждает проведение экспертной проверки, в нем же указывают возможные претензии к качеству, объемам, иным характеристикам товаров, работ, услуг.
Когда организатор считает, что обязательства по договору другой стороной не исполнены либо исполнены ненадлежащим образом, он отправляет письменный отказ (с указанием всех причин) от подписания акта приема в порядке, установленном договором.
ВАЖНО!
Отдельное экспертное заключение по 44-ФЗ для внутренней проверки не обязательно. Но многие заказчики оформляют результаты проверки в виде заключения, указывая:
- дату и место его составления;
- номер, дату и предмет госконтракта;
- информацию о поставщике;
- дату исполнения обязательств;
- список документов при поставке с реквизитами;
- информацию о соответствии или несоответствии товаров, работ, услуг условиям госконтракта;
- подписи всех экспертов.
Пример внутреннего заключения заказчика:
Как составить акт приемки товаров, работ, услуг
Исполненные обязательства (общие или отдельных этапов) фиксируются в документе, который и называют актом приемки товара, работ, услуг. Его составляют, чтобы задокументировать факт перехода продукции, результатов услуг, работ. Принимает как один сотрудник заказчика, так и специально сформированная для этого комиссия минимум из 5 человек. В последнем случае акт выполненных работ по договору оказания услуг подписывает каждый участник.
- Список поставленной продукции.
- Стоимость товарно-материальных ценностей.
- Бумаги, которые составлены в результате внутренней экспертизы.
- Решение заказчика с учетом экспертных замечаний.
- Обоснование выявленных недочетов (при наличии).
- Подписи заказчика или членов комиссии.
Что изменится в 2021 году
07.12.2020 Минфин на сайте проектов нормативных актов опубликовал проект постановления правительства, которое утверждает особенности исполнения в 2021 году госконтрактов, предметом которых является поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг. В этом проекте указано, что получателям денег из бюджета при подписании ими контрактов о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, которые оплачиваются (частично или полностью) в текущем финансовом году, придется прописать такие положения:
- о приемке исполнения госконтракта не позже 15 декабря текущего финансового года;
- об оплате обязательств не позже, чем за 5 рабочих дней до окончания текущего финансового года.
Еще в проекте указано, что сроки приемки не затронут платежные и иные документы, которые подтверждают принятие денежных обязательств, по которым предоставляются в Казначейство не позже, чем за 1 рабочий день до окончания текущего финансового года.
В пояснительной записке к проекту постановления отмечается, что изменения подготовили для оптимизации остатков средств федерального бюджета.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: .
Обзор документа
Если контрактом предусмотрены поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг длящегося характера, а также в случае ежедневной (еженедельной, ежемесячной или иной периодичности) поставки товаров, если условиями контракта этапы его исполнения не предусмотрены, но приемка и оплата поставленных товаров производятся в определенные промежутки времени, то приемка, оплата и экспертиза части поставленного товара также являются отдельными этапами исполнения контракта.
По результатам таких частичной приемки, оплаты и экспертизы товара (работы, услуги) необходимо составлять и размещать в ЕИС отчет об исполнении отдельного этапа поставки товара (выполнения работы, оказания услуги). Это делается в течение 3 рабочих дней.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Образец приказа об утверждении правил приемки
Экспертная комиссия 44-ФЗ: приказ, образец
Порядок принятия ТРУ прописывается сторонами в контракте. Заказчик после получения товара должен осмотреть его в установленный срок, проверить качественные и количественные характеристики и в случае выявления несоответствий сообщить об этом поставщику.
Для процедуры сдачи-приемки должна проводиться экспертиза по 44-ФЗ, образец приказов будет представлен далее в статье.
В том случае, если оценка осуществляется сторонней организацией, результатом такого анализа будет оформленное заключение уполномоченного эксперта.
Для осуществления такой проверки организации надлежит составить распоряжения об экспертизе при приемке товара (внутренней или с привлечением сторонней организации), а также о создании экспертной комиссии либо о назначении лица, ответственного за такую проверку. Экспертный орган по оценке также должен включать не менее 5 человек.
Форма указов также разрабатывается организацией-заказчиком самостоятельно при соблюдении базовых требований о локальных нормативных актах и распоряжениях.
Распорядительный документ об оценке при сдаче-приемке ТРУ должен включать:
- сведения о заказчике — наименование, реквизиты;
- данные о самом распоряжении — номер, дата, название документа;
- нормативно-правовую базу, подтверждающую необходимость проверки ТРУ, а также порядок проведения оценки, — внутреннюю или при помощи сторонней организации;
- содержательную часть — утверждение состава комиссии, положения, бланка экспертного заключения или акта;
- дату вступления документа в силу и ответственное лицо.
Указ подписывается руководителем. Все члены ЭК также визируют документ в графе «Подпись/Ознакомлены».
Как составить акт о приемочной группе
Акт о назначении ответственного за оценку результатов выполнения соглашения возлагает на определенное лицо обязанность оценить, насколько поставленные заказчику ТРУ соответствуют условиям контракта и технического задания к нему. Ответственный не вправе подписывать приемочные документы, если результат поставки не соответствует желаемому.
Часть 6 ст. 94 44-ФЗ позволяет заказчикам создавать приемочные комиссии в составе не менее пяти человек. Формулировка позволяет думать, что заказчик вправе возложить ответственность за приемку и на одно должностное лицо.
Ответственный привлекается к закрытию одного, конкретного контракта, группы соглашений или всех соглашений организации.
Акт о назначении ответственного не имеет жестко установленной формы, составляется на бланке организации и содержит следующую информацию:
- наименование заказчика и его данные: адрес, ИНН, КПП, ОГРН;
- Ф.И.О. и должность лица, назначенного ответственным за приемку, либо состав приемочной комиссии с указанием должностей всех членов и того, кто из них является председателем, если издается приказ о создании комиссии по приемке товаров работ услуг по 44-ФЗ;
- наименование конкретной закупки и реквизиты контракта, если возлагается обязанность провести единичную приемку.
Документ подписывает руководитель организации или должностное лицо, уполномоченное доверенностью или учредительными документами на подписание таких бумаг. Все лица, поименованные в приказе, знакомятся с ним под подпись.
Новые изменения
С 1. 01. 2021г можно проводить приемку товара, составлять и подписывать документы онлайн в электронном формате за счет ЕИС (Единая информационная система). Цифровая подпись будет считаться юридически значимой, равно как и поставленная собственноручно на бумаге.
Для осуществления документооборота с помощью ЕИС стороны сделки составляют контракт по иному, дополняют его пунктами:
- возможность получения партии товара в электронном формате;
- обмен документами, подписанными цифровой подписью;
- принятие счетов-фактур, корректировочных и передаточных бумаг (первичных учетных документов) онлайн.
Достаточно найти в реестре действующие текущие контракты на стадии исполнения, зайти в пункт “о формировании документов о приемке товара и услуг в электронной форме” и провести приемку по всем правилам ФЗ-44.
На этапе приемки
Когда контракт исполнен, важно следить за тем, чтобы его приемка сопровождалась составлением всей необходимой документации, причем вне зависимости от ее результата
Претензий нет
Если заказчик не имеет никаких претензий по поводу исполнения контракта, то он должен подписать товарную накладную и акт приемки
Важно добиться того, чтобы заказчик подписал оба эти документа, хотя в контракте иногда может фигурировать только товарная накладная. Акт приемки — очень важный документ, свидетельствующий о том, что заказчик получил продукцию и не имеет к ней претензий
Либо, напротив, обнаружил недостатки, которые должны быть устранены. В случае возникновения спора по результатам исполнения контракта и обращения в суд понадобится именно акт приемки, а не накладная.
Для составления акта приемки какой-либо конкретной формы законом не предусмотрено. Главное, чтобы в нем были реквизиты и подписи сторон, перечень поставленных товаров, работ или услуг с ценами по каждой из позиций и общей суммой, а также сноска об отсутствии у заказчика претензий к поставщику.
Приемке товара предшествует экспертиза, которая может быть проведена либо комиссией заказчика, либо сторонними экспертами. В последнем случае оформляется экспертное заключение в виде отдельного документа.
Устранимые недостатки
Бывает, что продукция не полностью отвечает требованиям заказчика, но эти несоответствия можно устранить. В этом случае закон позволяет заказчику осуществить приемку после того, как поставщик устранит все недочеты. Например, небольшая часть партии не соответствует ТЗ, и принять такой товар заказчик не может. Однако если продукция будет заменена на соответствующую требованиям, то приемка состоится.
В таком случае заказчик должен составить акт расхождений. В нем перечисляются обнаруженные недостатки, а также предложение их устранить в конкретный срок.
Отказ в приемке
Если заказчик отказывается принимать товар, то отказ составляется в письменном виде, в течение трех дней размещается в ЕИС и направляется поставщику
Обратите внимание, что в случае получения мотивированного и подтвержденного экспертизой отказа в приемке у вас есть 10 дней на то, чтобы исправиться. Также придется оплатить расходы заказчика на экспертизу, и тогда решение об отказе в приемке товара будет отменено
Если в указанный срок заказчик не устранил выявлены недочеты, то контракт будет считаться расторгнутым.
Важный для заказчика момент заключается в том, чтобы отказ был мотивирован и оформлен, как указано выше. При отсутствии объяснений со стороны заказчика следует направить ему запрос с требованием пояснить причину отказа в приемке. Если ответа не последует, целесообразно составить претензию, а если заказчик не отреагирует и на это — придется обращаться в суд.
Экспертиза силами экспертной организации
Заказчик может провести экспертизу с привлечением экспертов или экспертных организаций (ч. 3 ст. 94 Закона 44-ФЗ).
Не все лица могут быть допущены к проведению экспертизы. Перечень таких лиц содержится в ст. 41 закона 44-ФЗ. Например, это работники заказчика и поставщика, даже уволенные менее, чем два года назад, близкие родственники, контрактные управляющие, члены комиссии по осуществлению закупок.
Если среди экспертов оказались люди, которые не могут быть допущены к экспертизе, заказчик должен заменить такого эксперта или экспертную организацию (ч. 4 ст. 41 Закона 44-ФЗ). Конечно, это, скорее всего, повлечет дополнительные затраты и временные задержки. Можно включить в документацию о закупке следующее положение: эксперт признает, что не является лицом, которое не может привлекаться к проведению экспертизы и несет ответственность за предоставление недостоверных сведений. Это позволит заказчику в случае выявления нарушений расторгнуть договор с экспертом и провести новую закупку.
Китаева С.Н., руководитель экспертной поддержки системы Госзаказ, делится опытом и рассказывает, что делать, если экспертизу провело некомпетентное лицо. Перед вами отрывок из вебинара «Приёмка и экспертиза по 44-ФЗ. Часть 1».
Так же, к экспертам можно установить следующие требования, хотя они и не прописаны в 44-ФЗ, например:
- образование,
- стаж работы по специальности,
- проведение определенного количества экспертиз,
- знание законодательства в области промышленной безопасности.
Привлечение внешних экспертов можно оформить различными видами документов:
- договор с экспертной организацией,
- во избежание недоразумений с поставщиком стоит разработать приказ или регламент, регламентирующие процесс приемки,
- приказ или распоряжение о назначении ответственного за приемку лица от Заказчика,
- уведомление о допустимости участия эксперта для того, чтобы уведомить поставщика о привлечении внешних экспертов,
- экспертное заключение, в результате чего заказчик либо принимает товар, либо отказывает в приемке.
Содержание контракта на экспертные услуги
В Законе № 44-ФЗ отсутствуют указания на особенности порядка заключения контракта с экспертом, экспертной организацией. Такой контракт должен заключаться по результатам определения исполнителя в общем порядке.
В контракте рекомендуется указать:
- обязательные условия для включения в контракт;
- функции и полномочия эксперта, экспертной организации, предмет экспертизы;
- условие о праве эксперта, экспертной организации запрашивать у заказчика, поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к предмету экспертизы (ч. 6 ст. 41 Закона № 44-ФЗ);
- вид и размер ответственности эксперта, экспертной организации, в том числе за предоставление недостоверных результатов экспертизы, недостоверного или заведомо ложного экспертного заключения, невыполнение экспертом требования об уведомлении заказчика о наличии оснований для отстранения от проведения экспертизы (ч. 7 ст. 41 Закона № 44-ФЗ);
- срок проведения экспертизы, который не должен превышать срок поставки по контракту;
- ответственность сторон;
- утвержденные формы документов: рекламации, акты приемки-передачи и т.д.;
- рекомендуемые случаи привлечения внешних экспертов. Например, когда необходимо провести экспертизу крупномасштабных проектов и специалисты заказчика не имеют возможности без задержки сроков и с надлежащим качеством выполнить приемку. Либо при необходимости привести приемку объектов интеллектуальной собственности, при отсутствии собственных компетентных специалистов.
Оплата аванса, частями и одним платежом
Порядок расчетов (поэтапно, с использованием авансирования или сразу полностью) заранее оговаривается в тексте госконтракта. В таблице покажем условия и ограничения для каждого вида расчетов.
Способ расчета | Признаки | Действующие ограничения |
---|---|---|
С использованием аванса |
Выплачивается до выполнения и сдачи работ. ФЗ-44 не устанавливает специальные сроки перечисления аванса. Доля аванса в общей сумме контракта любая (до 100%). |
Аванс и его величина предусмотрены договором. П. 18 постановления правительства № 1496 устанавливает предельные размеры авансов по контрактам на строительство, реконструкцию и капремонт, на услуги связи и НИОКР, на прочие виды услуг. Аванс запрещено выплачивать, если при заключении контракта применялись антидемпинговые меры (исполнитель сформировал ценовое предложение значительно ниже НМЦК) — ст. 37 ФЗ-44. |
Поэтапно, частями |
Условия контракта содержат этапы выполнения работ. Этапы принимаются и актируются отдельно. Срок выплаты – 30 дней или 15 рабочих после сдачи этапа. |
Сроки вознаграждения отдельно по каждому этапу предусмотрены в условиях договора. |
Одним платежом |
Договор подписан с условием подписания акта приемки-сдачи ТРУ по окончании договора. Аванс и этапы не предусмотрены. |
Действует общее правило по срокам — ст. 34 ФЗ-44. Заказчик вправе провести оплату принятых ТРУ раньше. |
Меры по исполнению контракта, предусмотренные ст. 94 Закона № 44-ФЗ при заключении контракта в устной форме
Вопрос-ответ по теме
Необходимо ли осуществлять меры по исполнению контракта, предусмотренные ст. 94 Закона № 44-ФЗ (экспертиза результатов исполнения контракта, подготовка отчета об исполнении) при заключении контракта в устной форме?
По мнению экспертов, следует осуществлять меры по исполнению контракта, предусмотренные ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, при исполнении контракта, заключенного в устной форме, так как Закон о контрактной системе не устанавливает исключений для таких контрактов по осуществлению предусмотренных действий (проведению экспертизы, подготовке отчета).
В соответствии с ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с данным законом.
Согласно ч. 4 ст. 94 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев:
предусмотренных п. 1 — 9, 14, 15, 17 — 23, п. 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), п. 25, 26, 28 — 30, 32, 33, 36, 40, 41, 42, 44, 45 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ;
осуществления закупок услуг экспертов, экспертных организаций;
если результатом предусмотренной контрактом выполненной работы являются проектная документация объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, прошедшие государственную или негосударственную экспертизу, проведение которой обязательно в соответствии с положениями законодательства РФ.
Таким образом, из буквального толкования Закона № 44-ФЗ следует, что экспертиза результатов исполнения контракта проводится во всех случаях, при этом в ч. 4 ст. 94 Закона № 44-ФЗ установлены случаи, когда обязательно привлечение к проведению экспертизы «внешних» экспертов.
Что касается отчета об исполнении контракта, то в соответствии с ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге (за исключением контракта, заключенного в соответствии с п. 4, 5, 23 или 44 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе.
То есть буквально устанавливается, что нет обязанности готовить отчет об исполнении отдельных этапов исполнения контрактов, заключенных в соответствии с п. 4, 5, 23 или 44 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, в отношении остальных случаев – исключений не устанавливается.
Согласно ч. 10 ст. 94 Закона № 44-ФЗ к вышеуказанному отчету прилагаются заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций) и документ о приемке таких результатов либо иной определенный законодательством РФ документ.
Порядок подготовки и размещения в единой информационной системе отчета, указанного в ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ, форма указанного отчета определены Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093 «О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения».
Таким образом, в случае заключения контракта в устной форме, например, по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ следует проводить экспертизу результатов исполнения контракта (может быть проведена силами заказчика), результаты которой могут быть отражены в акте сдачи-приемки, а также готовить отчет об исполнении контракта. Вышеуказанные документы заказчику рекомендуется хранить в отведенном для этого месте.
www.pro-goszakaz.ru
Исполнение контракта: приемка результатов
Приёмку осуществляют в сроки, а также в порядке, оговоренном в контракте. В ходе проведения экспертизы экспертами, заказчик должен учесть выводы, которые представлены в заключении по итогам экспертизы. Если эксперты привлечены не были, то документ, подтверждающий приемку товаров, который оформлен и подписан заказчиком, является также документом, свидетельствующим о проведении экспертной оценки непосредственно заказчиком. Это может быть приемо-сдаточный акт или какой-либо другой документ, где перечислены все поставленные товары (оказанные услуги, выполненные работы), а также зафиксированы претензии сторон (если таковые имеются).
Если выявленное по итогам приемки результатов работ несоответствие не является препятствием исполнения контракта в целом, либо исполнитель его уже устранил, то заказчик принимает работы (товары, услуги). Однако если заказчик полагает, что результаты исполнения контракта не соответствуют предъявляемым требованиям (основанием для этого может быть экспертное заключение), то он вправе отказаться подписывать документ. В этом случае в сроки, оговоренные контрактом, он обязан направить поставщику мотивированный отказ в письменной форме.
Помимо этого, обязанностью заказчика является формирование отчета, где должна содержаться вся информация об исполнении либо ненадлежащем исполнении контрактных обязательств (по каждому из этапов).
Однако предусматриваются исключения в отношении контрактов, заключенных на «малые» закупки (пункт 4 Закона № 44), закупки для учреждений культуры в сумме не более 400000 рублей (пункт 5 Закона № 44 и пункты 23, 44 статьи 93). Составленный по итогам проведенной экспертизы отчет нужно разместить в информационной системе. К нему необходимо приложить документ, подтверждающий приемку результатов экспертизы либо обоснованный отказ. Если же экспертиза проводилась экспертами, то в ЕИС должно быть размещено также заключение по её итогам.
Ситуация: Правомерно ли проводить экспертизу силами заказчика, если контракт расторгнут в одностороннем порядке?
Проводить экспертизу в такой ситуации правомерно. Такой вывод вытекает из Решения по делу № А63-6507/2014 от 17 марта 2015 года, которое было принято Арбитражным судом Северо-Кавказского округа.
Расторжение договора в одностороннем порядке инициировано заказчиком по причине ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств. Данные о нем включены в РНП (реестр недобросовестных поставщиков). С этим решением поставщик не был согласен, поэтому обжаловал его в суде. По мнению поставщика, проведение экспертной оценки товара силами заказчика – это незаконная экспертиза, не являющаяся неопровержимым доказательством, поскольку проводилась она сотрудниками заказчика, которых можно считать заинтересованными лицами. Этот вывод суд признал ошибочным, поскольку экспертиза товара собственными силами была проведена заказчиком на основании норм Закона № 44 (статья 94). Помимо этого, к делу приобщено заключение экспертизы, которую проводил заказчик, и у поставщика нет никаких доказательств ее опровержения.
Таким образом, если нужно принять решение, касающееся того, проводить ли экспертизу самостоятельно, либо с привлечением экспертных организаций (экспертов), нужно руководствоваться положениями Закона № 44, учитывая при этом условия заключенного контракта.
Теги: 44-ФЗ, экспертиза, экспертиза по ФЗ-44, исполнение контракта,
30 ноября 2015
Количество просмотров: 7696
Рейтинг: 5/5 — 2 голосов
Как организовать экспертную комиссию по 44-ФЗ
Федеральный закон № 44-ФЗ выделяет два вида экспертизы:
- внутреннюю, проводимую силами заказчиков;
- внешнюю — с помощью привлечения сторонних экспертных организаций.
По общему правилу, заказчик вправе ограничиться внутренней экспертизой, если закупка не относится к перечню закупок, приемка которых должна проводиться силами экспертных организаций. Такой перечень вправе утвердить Правительство РФ. Пока его нет.
Экспертная оценка результатов исполнения контракта предполагает, что поставленные контрагентом ТРУ будут оценены профильными специалистами. Если таковые есть в штате заказчика, для внутренней экспертизы нет препятствий. Если необходимых специалистов нет, следует задуматься о привлечении внешних экспертов.
Состав экспертной группы заказчик тоже утверждает соответствующим внутренним распоряжением организации. Распоряжение не имеет жесткой формы, составляется на бланке организации и содержит:
- наименование и данные заказчика;
- наименование закупки и реквизиты контракта;
- состав комиссии;
- при необходимости этим же документом утверждают положение о проведении экспертизы и форму документа, которым оформляется итоговое мнение, например, экспертное заключение.