Признание нуждающимися в улучшении жилищных условий через суд

Содержание:

Документы для признания военнослужащегонуждающимся в жилье

В соответствии с пп. 1 п.1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ, служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

Это важно знать: Как рефинансировать военную ипотеку

Согласно п.2 ст.99 ЖК РФ, специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

Порядок предоставления военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации служебных жилых помещений определен Приказом Министра Обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280.

Под обеспеченностью жилыми помещениями понимается наличие у военнослужащего и членов семьи жилья в собственности, либо по договору социального найма, а также права пользования жилыми помещениями в качестве члена семьи собственника (нанимателя по договору социального найма) жилого помещения по месту прохождения военной службы.

При прохождении военной службы в населенных пунктах, из которых военнослужащий поступал на военную службу, такие военнослужащие часто сталкиваются с отказами в предоставлении служебного жилья в связи с обеспеченностью жильем по прошлому месту жительства.

Очевидно, что до поступления на военную службу каждый военнослужащий где-то проживал и был зарегистрирован по месту жительства, как правило, по адресу проживания родителей.

Заключив первый контракт, или окончив военное учебное заведение, военнослужащие регистрируются по адресу воинских частей и, соответственно, снимаются с регистрации по прошлому месту жительства, такое право предусмотрено п.3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

После этого военнослужащие подают рапорт о постановке в очередь на жилищный учет и, как правило, таким военнослужащим отказывают в этом в связи с злоупотреблением правом.

Мнение эксперта

Антонов Виктор Сергеевич

Практикующий юрист с 8-летним опытом. Специализация — военное право. Признанный эксперт права.

Под злоупотреблением правом понимается намеренные действия военнослужащего по снятию с регистрационного учета по прошлому месту жительства в целях постановки в очередь на служебное жилье.

С таким выводом сложно согласиться.

Согласно п.1 ст. 27 Конституции РФ, каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Согласно ст.6 Закона, Гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета

документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Согласно п.3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащие и члены их семей, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.

Это важно знать: Стоит ли брать военную ипотеку

По мнению автора, снятие с регистрационного учета по прошлому месту жительств (с адреса проживания родителей) и регистрация по новому месту жительства являются исполнением законодательной обязанности гражданина РФ, в т.ч. в части устранения допущенного нарушения, связанного с не проживанием по прошлому адресу проживания, что исключает злоупотребление правом со стороны военнослужащего.

Напротив, злоупотреблением правом следует расценивать неснятие военнослужащего с прошлого места жительства, т.к. такие действия влекут нарушение прав собственников жилья, несущих бремя содержания жилого помещения (оплату коммунальных услуг), размер которых напрямую зависит от количество зарегистрированных в жилом помещении граждан.

Самостоятельно разобраться в сложностях жилищных правоотношений между военнослужащими и военными ведомствами чаще всего не представляется возможным. Без помощи военного юриста, чаще всего, в таких ситуациях не обойтись.

Подробную консультацию, а также непосредственную помощь вы можете получить от юристов нашей компании.

Подтверждение статуса

Согласно ЖК, для этого претендент должен быть признан:

  • Малоимущим.
  • Нуждающимся в новой жилплощади.

Для этого в местные органы подаётся заявление и необходимый перечень документов. Список может меняться в зависимости от ситуации (основания постановки в очередь и т.п.) и региона.

Но в большинстве случаев вам нужно будет подготовить:

  • Акт, подтверждающий проверку вашей квартиры уполномоченными инспекторами.
  • Если заявитель с семьёй проживает в общежитии или коммунальной квартире, понадобится санитарный паспорт жилплощади.
  • Решение местной администрации, согласно которому заявитель и его семья была признана малоимущей и нуждающейся в новом жилье.
  • Справка о составе семьи, а также другие документы, подтверждающие, что обращающийся находится в браке (справка из ЗАГСа) и имеет детей (свидетельство о рождении каждого ребёнка).
  • Копии лицевого счёта каждого члена семьи, а также справка о доходах с места работы. Это же касается иных форм дохода (стипендии, государственные льготы и выплаты и т.д.).
  • Паспорта каждого члена семьи (или свидетельства о рождении детей, младше 14 лет).
  • Выписка из Росреестра, согласно которой у претендентов на госпомощь имеется/отсутствует другое жильё в собственности. Это важный документ, поскольку при наличии иной недвижимости вам могут отказать в получении материальной помощи (либо уменьшить её). В ней также зафиксированы все сделки за прошедшие 5 лет, проведённые каждым членом семьи с недвижимостью.

Документы подаются в МФЦ или местную администрацию. На их рассмотрение отводится 30 дней. После того, как будет принято решение о присвоении или отказе, заявителя должны уведомить в письменной форме в следующие 3 дня. При отказе в получении статуса в извещении укажут причины, на основании которых было принято такое решение.

Пройдя все необходимые этапы и получив статус нуждающегося, льготнику должны предоставит соответствующую справку. Она является правоустанавливающим документом, на основе которого он сможет получить госпомощь в получении собственного жилья.

В ней будут указаны:

  • Паспортные данные нуждающегося и всех граждан, проживающих с ним.
  • Основные сведения о жилплощади, в которой он проживает в настоящее время (квадратура, технические характеристики, состояние, соответствие нормам санитарии и безопасности и пр.).

Порядок получение поддержки

Как и в случае с перечнем необходимой документации, однозначно сказать, как встать на учет и в какой последовательности будет оказываться государственная помощь по выделению жилья нуждающимся, невозможно. Можно только представить примерный план действий для получения долгожданной недвижимости.

Получить статус малоимущей семьи

Первый шаг к получению бесплатной/на льготных условиях недвижимости – приобретение статуса малоимущей. Под данный критерий подпадают граждане, чей общий доход в расчете на человека не превышает размера прожиточного минимума, установленного в регионе.

Для доказательства минимальных доходов следует обратиться в управление социальной защиты. При этом обязательно нужно предъявить пакет документации:

  • заявление;
  • документы, удостоверяющие личность обратившегося гражданина и его членов семьи;
  • свидетельство о бракосочетании;
  • справки о доходах установленного образца.

С точным списком требуемой документации можно ознакомиться в непосредственно отделении социальной защиты своего района проживания. Ведь в зависимости от некоторых факторов он может несколько варьироваться.

Подать документы на рассмотрение

Следующий этап после подтверждения низкого уровня доходов – подача нового перечня документов в местную администрацию для постановки на учет нуждающихся в жилье. Список требуемых бумаг здесь будет значительно шире, а точный перечень станет зависеть от программы, в которой предполагает участвовать заявитель.

После получения пакета документации, специалист администрации проверяет их на полноту и при удовлетворении требованиям выдает расписку о принятии от заявителя указанных бумаг.

Встать в очередь

После приема документов специалистам местной администрации выделяется определенный срок для рассмотрения заявки и принятия решения о включении заявителя в список очередников на бесплатную/льготную недвижимость – 30 дней. При положительном ответе нуждающемуся лицу присуждается номер в едином реестре. Следить за продвижением очереди гражданам допустимо при личном обращении в государственную инстанцию либо на официальных сайтах местных органов самоуправления.

Получить помощь

Точного срока ожидания заветного жилья, после того как встать на очередь, никто не предсказывает: обычно это зависит от объема финансирования программы. В некоторых случаях заявителям счастливиться получить жилищную помощь в кратчайшие сроки, другие же ждут своей очереди годами.

Однако и длительное ожидание оправдано: бесплатное или приобретенное на льготных условиях жилье значительно сэкономит бюджет семьи

А это так важно для малоимущих граждан!

Какие категории граждан являются нуждающимися в жилом помещении?

Жилищный кодекс РФ предусматривает две формы обеспечения нуждающихся граждан жилыми помещениями на особых условиях: из средств регионального и федерального бюджета.

От того, на каком уровне выделяются денежные средства, зависит и то, каким категориям населения они предназначены.

Федеральный бюджет выделяет средства на обеспечение жильём следующих категорий населения:

  1. Малоимущие, а также граждане, обладающие правом на оформление соглашения социального найма жилья;
  2. Участники ВОВ, а после их кончины — ближайшие члены семьи;
  3. Дети-сироты, не имеющие родителей/иных попечителей: после выпуска из детских домов, учебных заведений, по окончании воинской службы или прекращении прочих видов опеки;
  4. Граждане, лишённые жилья из-за стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций;
  5. Жители домов, признанных решением специальной комиссии ветхими, аварийными и опасными для проживающих в них людей.

Данные категории граждан, как правило, обладают первоочередным правом на получения жилья.

Помимо федерального бюджета, средства на обеспечение нуждающихся жилыми помещениями, выделяют бюджеты субъектов РФ.

Согласно местным нормативным актам, к вышеперечисленным категориям добавляются:

  • Ветераны и инвалиды прочих боевых действий (помимо ВОВ);
  • Граждане, принимающие участие в ликвидации последствий атомного взрыва на ЧАЭС;
  • Совершеннолетние инвалиды и члены семей, в составе которых есть дети-инвалиды;;
  • Мамы, воспитывающие детей в одиночку, родители трёх и более детей и т.д.

Алгоритм расчёта.

Например, военнослужащий проходит военную службу в городе Урюпинске.

  1. Набираем в вашей любимой поисковой системе запрос: «учётная норма урюпинск» и получаем ответ:
  2. Решением Урюпинской городской Думы от 24 апреля 2008 года № 45/54 « О внесении изменений в постановление Урюпинской городской думы Волгоградской области от 25 августа 2005 года № <…> « Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения» установлена учетная норма площади жилого помещения для признания гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении десять и менее квадратных метров общей площади жилого помещения, приходящегося на одного человека.
  3. Далее открываем документ: свидетельство о регистрации права собственности на жилое помещение или договор найма жилого помещения и смотрим общую площадь жилого помещения (которую нельзя путать с жилой площадью).
  4. Делим общую жилую площадь на количество проживающих, в результате у вас получается уровень обеспеченности на одного человека.
  5. Сопоставляем уровень обеспеченности с учётной нормой. Если уровень обеспеченности на одного члена семьи меньше, чем учетная норма, вы вправе быть признанным нуждающимся в получении жилого помещения (или жилищной субсидии, или иной формой жилищного обеспечения военнослужащих).
  6. Радуемся.

Комментарии к статье 51 ЖК РФ, судебная практика применения

Право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях после введения в действие ЖК РФ

В статье 13 закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» указано следующее.

«граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

Обзор судебной практики ВС РФ об основаниях снятия с учета нуждающихся

Об основаниях снятия граждан с учета нуждающихся см. «Обзор практики рассмотрения судами в 2013 — 2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда», утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015 года).

Проживание военнослужащего в качестве члена семьи в жилом помещении по договору социального найма — отсутствие оснований для признания его нуждающимся в жилом помещении

В п. 2 «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015)» содержится следующий вывод:

Проживание военнослужащего в качестве члена семьи в жилом помещении по договору социального найма по установленным нормам указывает на отсутствие оснований для признания его нуждающимся в жилом помещении.

В частности, судами было установлено, что Б. вселилась в качестве члена семьи в трехкомнатную квартиру общей площадью жилого помещения 55,8 кв. м. Квартира была предоставлена в октябре 1971 года отцу мужа заявителя и в настоящее время в ней проживают помимо Б. ее сын и брат умершего мужа. При этом, учетная норма площади жилого помещения в г. Химки Московской области установлена в размере 10 кв. м общей площади на одного члена семьи. Следовательно, заявитель проживает в качестве члена семьи в жилом помещении по договору социального найма по установленным нормам, что указывает на отсутствие оснований для признания ее нуждающейся в жилом помещении.

* См. подробнее обстоятельства данного дела в извлечении к обзору практики ВС РФ, приведенному во вложении ниже.

Снятие с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях при общей площади жилья членов семьи более учетной нормы

В «Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016)» содержится следующий вывод:

Наличие у членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность жилищного органа по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения.

Суд указал, что поскольку суммарная общая площадь двух жилых помещений составила 103,2 кв. м (42 кв. м + 61,2 кв. м), т.е. более учетной нормы в размере 15 кв. м, приходящейся на заявителя, ее супруга и двух сыновей, и не позволяла П. с января 2007 года находиться на жилищном учете, то вывод жилищного органа об утрате ею оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, является правильным.. Данное обстоятельство в силу п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ является основанием для снятия заявителя с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.

** См. подробнее обстоятельства данного дела в извлечении к обзору практики ВС РФ, приведенному во вложении ниже.

Публикации на logos-pravo.ru:

Комментарии с примерами из судебной практики: «Об основаниях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и утрате оснований, дающих право на получение жилого помещения»

Размер предоставляемой субсидии

Субсидия предоставляется в размере не менее:

  • 30 процентов расчетной стоимости жилья — для молодых семей, не имеющих детей;
  • 35 процентов расчетной стоимости жилья — для молодых семей, имеющих одного ребенка или более, а также для неполных молодых семей, состоящих из одного молодого родителя и одного ребенка или более.

То есть 30 процентов стоимости жилья семья без детей может бесплатно получить от государства. Речь идет о расчетной стоимости жилья. Как определяется эта стоимость?

Расчетная стоимость жилья, используемая при расчете размера субсидии, определяется по формуле:

СтЖ = Н x РЖ,

где:

Н — норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья;

Этот норматив устанавливается местными властями и не может быть выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра жилья по данному субъекту.

РЖ — размер общей площади жилого помещения.

Размер общей площади жилого помещения составляет:

  • для семьи, состоящей из 2 человек: молодые супруги или один молодой родитель и ребенок, — 42 кв. метра;
  • для семьи, состоящей из 3 или более человек, включающей помимо молодых супругов одного ребенка или более либо семьи, состоящей из одного молодого родителя и 2 или более детей, — по 18 кв. метров на одного человека.

Понятно, что расчетная стоимость жилья будет сильно отличаться по регионам, ведь стоимость 1 кв. метра жилья в Москве несопоставима со стоимостью жилья в провинции.

Как мы видим, нормативная стоимость жилья намного ниже ее реальной рыночной стоимости, что в конечном итоге, приводит к тому, что семья сама доплачивает разницу между рыночной и нормативной стоимостью квадратного метра.

Обязанности и права наймодателя

Они закреплены в 65-й статье ЖК. Согласно норме, наймодатель вправе требовать от нанимателя своевременного внесения оплаты за коммунальные услуги и жилплощадь. При этом лицо обязано:

  • предоставить нанимателю помещение, свободное от других лиц;
  • участвовать в ремонте и надлежащем содержании общего имущества МКД (многоквартирного дома), в котором располагается переданное второй стороне помещение;
  • проводить капремонт;
  • обеспечивать предоставление нанимателю коммунальных услуг, необходимых для удовлетворения его бытовых нужд, надлежащего качества.

Этот перечень является открытым. Прочие обязанности устанавливаются иными нормами ЖК, а также договором соцнайма.

Результативность программных мероприятий

С момента создания программы была подтверждена её целесообразность, в том числе:

  • Много социально незащищенных категорий граждан смогли обзавестись собственной жилой площадью:
  • Проще стало построить частный дом;
  • Ипотечное кредитование стало гораздо более доступно.

Учитывая предлагаемые условия, программа «Жилище» стала чуть ли не единственной возможностью для многих семей стать владельцами собственного жилья при помощи поддержки государства. Изменения, внесенные в проект, повлекли:

  1. Более широкое привлечение кредитования на вторичном рынке недвижимости. Ставка по займу может быть ниже 10%;
  2. Увеличения количества жилья доступной стоимости. В обоих столицах квартиру можно будет приобрести в пределах 10 миллионов рублей, в остальных же городах можно рассчитывать на сумму в 4 млн. руб.;
  3. Внедрение ипотечного продукта для малоэтажного строительства на сумму до 3 млн. руб., где ставка по займу не может превышать 10%.

Получатели услуги

Заявителем на получение муниципальной услуги выступает молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующая следующим условиям:

— возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет;

— молодая семья постоянно проживает на территории муниципального образования «город Екатеринбург»;

— члены молодой семьи являются гражданами Российской Федерации или иностранными гражданами, если последнее предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

— семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с федеральным законодательством нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, которые:

— не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

— являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, установленной Постановлением Главы города Екатеринбурга от 31.08.2005 N 824 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения, действующих на территории муниципального образования «город Екатеринбург»;

— проживают в помещении, не отвечающем требованиям для жилых помещений, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 «Об утверждении Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»;

— являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно (перечень заболеваний представлен в приложении N 1 к Административному регламенту), и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, принадлежащего на праве собственности.

В силу требований статей 31, 51 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации при определении обеспеченности заявителей общей площадью жилого помещения учитываются все жилые помещения, занимаемые по договорам социального найма и (или) принадлежащие на праве собственности членам молодой семьи и лицам, совместно проживающим с ними в качестве членов семьи.

На основании статьи 34 Семейного кодекса Российской Федерации для решения вопроса о признании заявителей нуждающимися в жилых помещениях принимаются во внимание все жилые помещения, принадлежащие на праве собственности супругам лиц, совместно проживающих с заявителями в качестве членов семьи, приобретенные ими в период брака. В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, если заявители совершили действия с намерением приобретения права быть признанными нуждающимися в жилых помещениях, то они признаются нуждающимися в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий

В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, если заявители совершили действия с намерением приобретения права быть признанными нуждающимися в жилых помещениях, то они признаются нуждающимися в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

От имени заявителя заявление вправе подавать его представитель при предъявлении документа, удостоверяющего личность, и документа, удостоверяющего представительские полномочия. В соответствии со статьями 185, 185.1 Гражданского кодекса Российской Федерации полномочия представителя могут быть подтверждены нотариально удостоверенной доверенностью, доверенностью, приравненной к нотариально удостоверенной.

Как обжаловать отказ

Если был получен отказ в признании малоимущим и соответственно отказ в постановке в очередь, то этот отказ можно обжаловать в суде. Для этого нужно обратиться в суд с исковым заявлением. Подобные дела рассматривает либо районные суды обычной юрисдикции, либо мировые судьи.

В этом исковом заявлении, как и в любом другом исковом заявлении нужно указать:

  • наименование суда, в который подается исковое заявление;
  • ф.и.о истца, его место жительства, либо такие же данные представителя;
  • наименование ответчика, его местонахождение, его реквизиты (если это учреждение);
  • суть искового заявления (в чем заключается нарушение ваших прав);
  • обстоятельства, на которых истец основывает свои требования и доказательства с его стороны;
  • цена вопроса (что хочет получить истец);
  • сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику;
  • перечень прилагаемых документов.

Исковое заявление подается в письменной форме.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector