Организация питания в образовательном учреждении

Содержание:

Организация питания в детских палаточных лагерях

В новых СанПиН 2.3/2.4.3590-20 отдельно выделены требования к организации питания в детских лагерях палаточного типа, при проведении детских туристических походов и иных массовых мероприятий в природных условиях (п. 8.7). В частности, установлено:

1) должны быть выделены зоны для хранения пищевой продукции, приготовления и приема пищи, сбора и хранения отходов, соблюдения правил личной гигиены;

2) независимо от формы питания на территории детского лагеря палаточного типа должна выделяться кухонная зона. Кухонная зона должна включать место для хранения, приготовления пищи, костровое место или полевую кухню, место для приема пищи, место для мытья рук. Места для приготовления и приема пищи должны быть оборудованы под навесом или в каркасной палатке для защиты от атмосферных осадков и пыли;

3) в детских лагерях палаточного типа суточные пробы от всех приготовленных блюд и кулинарных изделий должны оставляться на хранение на 48 часов в холодильнике/в специально отведенном в холодильнике месте при температуре от +2 °C до +6 °C;

4) пищу необходимо готовить на каждый прием и реализовать не позднее 2 часов с момента ее приготовления. Подогрев готовых блюд не допускается;

5) количество комплектов столовой и чайной посуды, столовых приборов должно обеспечивать одновременное питание всех участников массовых мероприятий (при раздельном приготовлении пищи по группам – одновременное питание всех членов группы);

6) дети могут быть допущены к дежурству по кухне, в том числе к отдельным видам работ по подготовке пищевой продукции (чистке и резке сырых овощей, нарезке хлеба), к сервировке и уборке столов, мытью посуды под присмотром взрослых. Во время дежурства на кухне дети и взрослые должны работать в фартуках и головных уборах (косынках, шапочках).

* * *

Новые санитарные правила к организации общественного питания (СанПиН 2.3/2.4.3590-20) приняты в рамках реализации поставленной Президентом РФ цели сохранения здоровья нации, определенной Указом от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и федеральным проектом «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек» национального проекта «Демография», а также поручений Президента РФ и Правительства РФ, предусматривающих установление с 1 января 2021 года актуализированных обязательных требований.

При разработке таких правил учтен принцип укрупнения и кодификации требований, что привело к их сокращению в 5 раз, по сравнению с ранее действовавшими профильными СанПиН, при неизменном сохранении обязательных для предотвращения риска для жизни и здоровья санитарно-эпидемиологических требований.

Новые СанПиН разработаны с учетом риск-ориентированного подхода, новейших технологий и современных видов упаковки и сырья, используемых предприятиями общественного питания в процессе изготовления, хранения, транспортировки и реализации продукции общественного питания, исключено дублирование требований других нормативных документов.

Особое место в новом документе занимают требования к организации детского питания. Им посвящена самая объемная гл. VIII санитарных правил.

В целях реализации новых СанПиН Роспотребнадзор утвердил методические рекомендации к организации общественного питания населения (МР 2.3.6.0233-21).

Помимо указанных документов, при организации питания детей образовательным учреждениям также следует учитывать:

  • Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (СП 2.4.3648-20) (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28);

  • Методические рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций (МР 2.4.0179-20) (утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 18.05.2020);

  • Методические рекомендации в части родительского контроля за организацией горячего питания детей в общеобразовательных организациях (МР 2.4.0180-20) (утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 18.05.2020).

Перевод на индустриальную основу

Между тем, в начале января министр просвещения России Сергей Кравцов сообщил, что ведомство планирует утвердить общие требования работы школьных столовых во всех регионах страны.

— Это будут рекомендации, разработанные на основе позитивного опыта, который уже есть в регионах, — сообщил он. — Мы готовим единые рекомендации с учетом уже накопленного опыта. Мы провели большую Всероссийскую конференцию по питанию школьников вместе с Роспотребнадзором, с Министерством здравоохранения, собрали лучшие практики. Сейчас их обобщаем.

Он отмечал, что в городе могут быть очень похожие школы, но питание там будет сильно отличаться — просто потому, что «не всегда школы знают, как правильно организовать эту работу».

Директор по развитию Национальной родительской ассоциации Марианна Шевченко отметила, что нынешнее законодательство позволяет качественно организовать питание, однако в этом должны быть заинтересованы все стороны: и родители, и администрация школы.

Точка общепита

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

— Вся информация по успешным практикам организации питания есть, — рассказала она «Известиям». — Есть лучшие практики в регионах, проводятся мастер-классы, тренинги, в том числе выездные. Это очень открытая информация. Сейчас вопрос решается благодаря консолидации родителей, потому что есть все механизмы на это влиять. У родителей есть доступ в школу, есть возможность сделать замеры, взвешивание, на вкус попробовать.

Председатель комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Михаил Щетинин отметил, что все должны работать в тесном контакте: и персонал школ, и родители, и предприятия общепита, и Роспотребнадзор.

— В каждом конкретном случае инциденты происходят по различным причинам: где-то халатность персонала, где-то поставка возможно некачественных продуктов, где-то недостаточный контроль со стороны руководства, — сказал он «Известиям». — Это непростая, сложная, всеобъемлющая система, которая должна функционировать без сбоев. И, безусловно, должен быть входной контроль качества поставляемой продукции.

По мнению Щетинина, школьное питание «надо переводить на индустриальную основу».

— Есть перечень отечественных продуктов, в том числе полуфабрикатов, которые рекомендованы для использования в школьном и детском питании, — заявил сенатор. — Контроль на промышленном предприятии, выпускающем эти полуфабрикаты, или в базовом комбинате школьного питания, безусловно выше, чем в столовой, где готовится пища. Все эти факторы нужно учитывать. Тогда многие вопросы будут сняты, по определению невозможно будет допустить ошибку, или хотя бы будет понятно, где в этой цепочке произошел сбой.

Правила для сотрудников

В обязательном порядке, все сотрудники пищеблока школы обязуются соблюдать гигиенические нормы и правила. Осуществлять трудовую деятельность здесь может только гражданин, который абсолютно здоров и имеет действительный медосмотр, не имеющий противопоказаний.

Также, в обязательном порядке должны быть соблюдены нижеперечисленные критерии:

  • Наличие чистой одежды для работы и удобной чистой обуви;
  • Для личных вещей и верхней одежды, должен быть отведен гардероб;
  • Ногти должны быть короткими и аккуратными;
  • Обязательно вымыть руки, прежде чем приступать к работе;
  • Санитарная одежда должна храниться в специальном помещении;
  • После посещения уборной, обязательно мыть руки жидким мылом (желательно с антисептиком);
  • При появлении первых признаков заболевания обращаться в медучреждения для прохождения лечения.

В процессе готовки не допускается:

  • Принимать пищу, или напитки;
  • Застегивать рабочую одежду на булавки;
  • Красить ногти лаками;
  • Курить, или пить.


При обнаружении дефектов кожи, гнойных образований, ссадин, либо других повреждений требуется отравить сотрудника на полное медобследование в клинику.

08.04.2021

       08.04.2021г.  столовую школы посетили представители родительской общественности 2д, 3а (и 7б), 6в (и 8г) класса с целью контроля организации горячего питания в нашей школе.

    Для родителей была проведена экскурсия по помещению столовой, ответственный за организацию питания Баронина А.А. рассказала родителям о порядке питания в столовой, о принимаемых санитарных мерах, о процедуре контроля за качеством питания.

  Заведующая столовой Лушпенко Г.П.и повар Жилякова Т.М. рассказали родителям о порядке приготовления пищи, о правилах поставки продуктов питания и о правилах хранения продуктов питания. Родители визуально осмотрели помещение столовой, зону приготовления пищи, моечную; познакомились с процессом сервировки столов, процессом приёма пищи обучающимися, процессом уборки столовой; высказали свои пожелания. Познакомились с ассортиментом буфетной продукции.

  Представители родительской общественности побеседовали с обучающимися 1д, 2г, 3а класса, узнали мнение детей о вкусовых характеристиках приготовляемой пищи; о вкусовых предпочтениях детей. В целом, дети высказались положительно о вкусовых характеристиках пищи; любимое блюдо у каждого своё, но, фаворитом стали — рыбные котлеты, тефтели с картофельным пюре, плов с курицей, фруктовый сок.

   В целом, встреча прошла на положительной ноте. Благодарим представителей родительских комитетов классов за участие в родительском контроле питания

Нам важно мнение каждого родителя. Администрация школы всегда открыта к общению

   Родители высказали пожелания по организации питания в школьной столовой, в частности — ввести в меню больше сезонных свежих овощей и фруктов для всех категорий питающихся. Администрация школы все пожелания родителей передаст организатору питания ООО ТПП «СИРИУС-Н».

         ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РОДИТЕЛЬСКОГО КОНТРОЛЯ  подготовлено официальное обращение к организатору питания от администрации школы.

План организации питания в школе

Учащиеся школ также должны получать образование, связанное с формированием их рациона питания. В связи с такой необходимостью в общеобразовательных учреждениях проводятся массовые мероприятия, классные часы и профилактические беседы с учащимися на тему правильного и здорового питания. Перед началом каждой учебной четверти (полугодия) разрабатывается план организации питания в школе. Основной частью его разработки является составление качественного меню и планирование поставки необходимой продукции в школу. Также составляется предварительный список мероприятий.

Например, с учениками начальной школы (1-4 класс) можно провести интересное мероприятие на тему «День правильного питания» или «Жизнь сладкоежек».

Для учеников 5-9 классов можно устроить классный час по следующим темам: «Кто такие валеологи?», «Правильное питание в школе» или «Зачем соблюдать диету?»

А для учащихся старшей школы (10-11 класс) можно устроить анкетирование «Мое питание» или круглый стол по темам: «Мы – то, что мы едим» или «Что такое быстрая еда, или почему не стоит следовать современной моде?»

Как сейчас построена система школьного питания в России?

Школьная столовая стала синонимом чего-то безвкусного и неаппетитного (а часто – и не очень здорового). Тем не менее, это рынок с ежегодным оборотом до 300 миллиардов рублей, на котором давно и успешно работают частные компании.

Питание есть практически во всех школах России: из 6,8 миллионов младших школьников сейчас получают одноразовое питание 4 миллиона. Правда, качество этого питания зачастую оставляет желать лучшего. В 2019 году совместными усилиями родителей, школ, общественных палат регионов, уполномоченных по правам детей и Роспотребнадзора был проведен Всероссийский мониторинг качества питания в образовательных организациях.

Всего проверили 40 тысяч организаций из 75 регионов России, и более чем в 3 тысячах нашли нарушения. Эти нарушения касаются разных моментов работы системы школьного питания:

  • нарушаются санитарно-эпидемиологические нормы: неправильно формируется меню, у работников нет медицинских книжек, помещения для приготовления пищи не соответствуют требованиям, и т.д.;
  • дети отказываются от питания (еда или невкусная, или холодная);
  • у детей есть беспрепятственный доступ к не очень здоровой еде прямо в буфетах школ;
  • льготники и «платники» питаются по разным рационам.

То есть, как минимум в 8% школ еда для детей не является ни безопасной, ни здоровой, ни вкусной. Число жалоб на питание постоянно растет, а иногда возникают совершенно жуткие истории. Например, в конце 2018 года в школах и детских садах Москвы произошло массовое отравление детей, приведшее к эпидемии дизентерии. Виновным признали комбинат «Конкорд», поставлявший это питание. Компания отделалась штрафом в 2 миллиона рублей, пострадало более 120 детей.

Причина этой и других подобных историй кроется в системе контрактных закупок: конкурс на поставку питания в образовательных учреждениях выигрывает тот поставщик, который предложит наименьшую цену. Естественно, закон требует соблюдения всех норм по качеству питания, но, очевидно, эти нормы выполняются лишь формально. Самостоятельно готовить питание на собственных пищеблоках крайне сложно для школ – все же проще отдать это сторонней организации.

По факту закупками занимаются в обоих вариантах: либо закупают готовую еду (то есть, полный аутсорсинг), либо закупают продукты для приготовления питания силами школы. «Странностей» здесь может быть масса: цены на тот же хлеб или сахар могут отличаться вдвое в разных регионах, а наценка поставщика доходит до 50% (из-за картельного сговора конкуренции или нет, или она номинальная).

В итоге в системе школьного питания обращаются очень большие суммы. Так, только в электронной площадке РТС-тендер нам сообщили, что за 2019 год 127 заказчиков заключили контракты на закупку готового горячего питания для школьников на сумму более 566 миллионов рублей. В целом же рынок на несколько порядков больше.

По данным за 2018 год, средняя стоимость питания одного школьника составила от 22,66 (Южный федеральный округ) до 76,33 (Дальневосточный федеральный округ) рублей. Финансирование питания идет из разных источников:

  • бюджеты регионов – 38%;
  • бюджеты муниципальных образований – 17%;
  • деньги родителей – 45%.

То есть, до настоящего момента федеральный бюджет в финансировании школьного питания даже не участвует (хоть и финансирует, например, реконструкцию школьных пищеблоков по федеральным целевым программам).

Сам же рынок эксперты оценивают более чем в 300 миллиардов рублей в год. Так, школьников кормят в школах 180 дней году, всего их 14 миллионов, а средняя стоимость завтрака или обеда – 50 рублей. Эти деньги расходуются не самым эффективным образом, считает президент Института отраслевого питания Владимир Чернигов – по его словам, до 35% от этих сумм теряется на теневом рынке.

И, действительно, возникает серьезный вопрос – как накормить школьника на 30-50 рублей (обеспечив ему нужную калорийность питания), если за эти деньги нужно купить продукты, оплатить работу персонала, коммунальные ресурсы, часто аренду школьного пищеблока, и получить хотя бы стандартные 20% прибыли?

Практически все проблемы на местах должны решать регионы. И если в Москве для младших школьников питание уже и так бесплатное, то в 4 регионах России нет бесплатного питания даже для льготников. Кое-где бюджет выделяет копейки – вроде 5 рублей в день на школьника (остальное дают родители), где-то школы самостоятельно выходят из положения и просят родителей закупать продукты.

Соответственно, с 1 сентября 2020 года запускается не просто бесплатное питание для школьников – впервые государство на федеральном уровне берется за решение этой проблемы. Получится это или нет – вопрос тоже спорный.

Принимаемые меры по улучшению школьного питания

Отсюда вытекает первоочередная цель: готовить такую пищу, которую хотели бы есть дети.

Директор Департамента по вопросам образования заявляет о том, что ведомство тщательно контролирует процесс, связанный со школьным питанием.

Руководствуясь пожеланиями учащихся и рекомендациями Роспотребнадзора, работники общепита должны предоставить обучающимся качественное и разнообразное питание. Включать в рацион детского питания различные напитки, использовать для приготовления салатов различную зелень.

Родители также должны контролировать качество приготовления пищи в школьных столовых. Для осуществления принятых мер по улучшению качества приготовления блюд и культуры обслуживания учащихся им нужно регулярно сотрудничать со столовой.

Процедура приема пищи волнует не только детей, но и учительский коллектив. Со всей серьезностью нужно подойти к этой проблеме всем вместе. Тогда обязательно будут достигнуты необходимые результаты.

Продукты из всех пищевых групп

Говоря о здоровом питании учащихся, надо заметить, что детям необходимо есть продукты всех пищевых групп – чтобы удовлетворить нужду своего организма в питательных веществах. Остановимся на этом подробнее.

Хлеб, другие злаковые и картофель.

Хорошо, чтобы питание школьников опиралось на эту группу продуктов. Готовя еду отдайте предпочтите муке грубого помола, здоровое питание предполагает, что 2/3 рациона школьников будут составлять продукты, изготовленные именно из такой муки.

Фрукты и овощи.

Для здорового, полноценного питания школьникам необходимо давать 5 порций разнообразных фруктов и овощей ежедневно.

Одной порцией может считаться:

  • 1 фрукт среднего размера – например, банан, яблоко, апельсин;
  • 2 фрукта маленького размера (таких, как слива), 10-15 виноградин, вишен, ягод;
  • 1 небольшая порция салата из свежих овощей;
  • 3 полных столовых ложки приготовленных овощей – таких, как зеленый горошек;
  • 3 полных столовых ложки приготовленных бобовых – таких, как фасоль (если ребенок съест больше, это все равно засчитывается, как одна порция);
  • 1 столовая ложка сухих фруктов – таких, как изюм или курага;
  • 1 небольшой стакан натурального сока (если ребенок выпьет больше, это все равно засчитывается, как одна порция).

Молоко и молочные продукты.

Давайте детям, по крайней мере, 3 порции молочных продуктов в день. Это может быть 1 упаковка йогурта, 1 стакан молока или 1 кусочек сыра размером со спичечную коробку

Это особенно важно для здорового питания младших школьников. Молочные продукты пониженной жирности обычно содержат в себе такое же количество кальция и тот же перечень витаминов, которые мы находим в продукции нормальной жирности

Однако полностью обезжиренные молочные продукты детям употреблять нежелательно.

Мясо, рыба и альтернативные им продукты.

Мясо (особенно красное) и рыба являются наилучшими источниками железа. Однако бобовые (чечевица, фасоль), зеленые листовые овощи и обогащенные злаки также могут дать организму школьника достаточно железа.

Жирная рыба – такая, как сардины, анчоусы, макрель, лосось – очень богаты -3 жирными кислотами. Эти кислоты необходимы для правильного функционирования нервной, иммунной и сердечно сосудистой систем ребенка. Правила здорового питания не только школьников, но и детей вообще, говорят о том, что в неделю детям необходимо съедать 2 порции жирной рыбы. Однако избегайте давать ребенку рыбу-меч, поскольку в ней содержится большое количество ртути.

Жирные или сладкие продукты.

Продукты высокой жирности или с большим содержанием сахара – такие, как торты, печенье, шоколадные вафли, хрустящий картофель – дают школьникам много энергии, однако почти не содержат в себе витаминов. В небольшом количестве детям сладости употреблять можно, однако, только как компонент сбалансированного питания, а не как замену основной, здоровой и полезной пищи.

Принципы питания

  1. Пища должна соответствовать возрастным нормам. Количество основных веществ указано в приложении 10 СанПин 2.3/2.4.3590-20.
  2. При составлении рациона учитывают социальные, климатические, территориальные и другие особенности. Новые нормативы учитывают возможность замены блюд. Дефицит веществ компенсируется применением разрешенных биологически активных веществ и витаминов.
  3. Для учащихся, нуждающихся в диетическом питании согласно указаниям лечащего врача, составляется особое меню.
  4. Нужно исключить из рациона детей продукты, запрещенные к употреблению.

Для учреждений профессионального образования

включают в рацион молоко и продукты из него, т.к

это источник кальция, необходимого для роста костей;
также обязательно наличие в подростковом меню мяса и рыбы как материалов для роста мышц;
важно увеличить на 10% калорийность блюд для занимающихся в спортивных секциях и других категорий учащихся с повышенной физической нагрузкой;
необходимо сократить количество сахара, сладкой сдобы для предотвращения угревой сыпи.

Для общеобразовательных учреждений

  1. Необходимо включать в меню белковую пищу: мясные продукты, творог, молоко, яйца.
  2. В рационе учащихся 30% жиров должны иметь растительное происхождение.
  3. В состав пищи включаются пищевые волокна. Их должно быть не менее 10-20 г в сутки. Это сухофрукты, цельнозерновой хлеб, рис, мука, бобовые, овощи.
  4. Еда должна быть многообразной, насыщенной витаминами и микроэлементами, сбалансированной по составу. Нельзя одни и те же блюда давать несколько дней подряд.
  5. Для детей, посещающих группу продленного дня, организовывают 2-4-разовое питание.
  6. В тех районах, где недостает какого-либо вещества, пищу школьников обогащают путем дополнительного введения нутриентов.
  7. Для приготовления блюд детского питания используют только йодированную соль.

Обед в школе.

Питьевой режим

В соответствии с п. 8.4 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 питьевой режим в детских организациях, а также при проведении массовых мероприятий с участием детей должен соблюдаться таким образом:

1) должно осуществляться обеспечение питьевой водой, отвечающей обязательным требованиям (Технический регламент Таможенного союза (ТР ЕАЭС 044/2017), принятый Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.06.2017 № 45);

2) питьевой режим должен быть организован посредством:

а) установки стационарных питьевых фонтанчиков. При этом чаша фонтанчика должна ежедневно обрабатываться с применением моющих и дезинфицирующих средств;

б) установки устройств для выдачи воды (например, кулеров);

в) выдачи упакованной питьевой воды. Упакованная (бутилированная) питьевая вода допускается к выдаче детям при наличии документов, подтверждающих ее происхождение, безопасность и качество, соответствие упакованной питьевой воды обязательным требованиям;

г) использования кипяченой питьевой воды. Организация питьевого режима с использованием кипяченой питьевой воды допускается при условии соблюдения следующих требований:

  • кипятить воду нужно не менее 5 минут;

  • до раздачи детям кипяченая вода должна быть охлаждена до комнатной температуры непосредственно в емкости, где она кипятилась;

  • смену воды в емкости для ее раздачи необходимо проводить не реже чем через 3 часа. Перед сменой кипяченой воды емкость должна полностью освобождаться от остатков воды, промываться в соответствии с инструкцией по правилам мытья кухонной посуды, ополаскиваться. Время смены кипяченой воды должно отмечаться в графике, ведение которого осуществляется организацией в произвольной форме.

При организации питьевого режима с использованием упакованной питьевой воды промышленного производства, установок с дозированным розливом упакованной питьевой воды (кулеров), кипяченой воды должно быть обеспечено наличие посуды из расчета количества обслуживаемых (списочного состава), изготовленной из материалов, предназначенных для контакта с пищевой продукцией, а также отдельных промаркированных подносов для чистой и использованной посуды; контейнеров – для сбора использованной посуды одноразового применения (п. 8.4.3 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).

Кулеры должны размещаться в местах, не подвергающихся попаданию прямых солнечных лучей. Кулеры должны подвергаться мойке с периодичностью, предусмотренной инструкцией по эксплуатации, но не реже одного раза в семь дней. Мойка кулера с применением дезинфекционного средства должна проводиться не реже одного раза в три месяца (п. 8.4.4 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).

При проведении массовых мероприятий длительностью более 2 часов каждый ребенок должен быть обеспечен дополнительно бутилированной питьевой (негазированной) водой промышленного производства, дневной запас которой во время мероприятия должен составлять не менее 1,5 литра на одного ребенка (п. 8.4.6 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).

Проверить баланс

Проверка количества доступных денежных средств на лицевом счете ребенка – крайне важная функция. По этой причине имеется сразу несколько способов проверить баланс. Итоговый выбор остается за родителем.

Первый способ проверки – используя терминал. Необходимые устройства находятся в нескольких учебных заведениях, которые подключены к системе. Родитель или его ребенок с помощью терминала могут проверить остаток по счету и пополнить его при необходимости. Для совершения данной процедуры требуется вставить карточку в устройство и выбрать соответствующий пункт в меню.

Для использования второго способа потребуется скачать мобильное приложение Сбербанка, доступное для абсолютно любых мобильных устройств. Скачивание, установка и использование абсолютно бесплатны. Требуется открыть приложение, используя данные для выхода и войти в основной раздел. В главном меню находится список всех доступных карт, включая школьные. В данном разделе можно узнать информацию о балансе и расходах с использованием данного счета.

Для проверки баланса третьим способом потребуется использовать чек, это самый простой способ. Воспользоваться им могут как родитель, так и его ребенок. При приобретении питания в столовой или буфете покупателю выдается кассовый чек. На ваучере располагается информация, о дате, времени и месте покупки, сумма и перечень приобретенных товаров, а также остаток денег на счете.

Последний способ – самый простой из всех вышеперечисленных, им может воспользоваться любой родитель в месте, где имеется доступ к интернету.

Каждый школьник должен знать

Классные руководители могут воспитывать у ребят в начальной школе культуру поведения за столом, формировать знания о полезных продуктах и содержащихся в них веществах, о пище, которая является вредной для здоровья, рассказывать ребятам о роли рационального питания в жизнедеятельности школьника. Можно организовать костюмированный праздник или концерт, на котором каждый из детей будет представлять какой-нибудь овощ или фрукт. Ребенок может не только петь соответствующую песенку или читать стихотворение, но и рассказывать о пользе овоща или фрукта, роль которого он исполняет. Интересные задания и игры помогают детям лучше осваивать знания, необходимые для формирования установки на здоровый образ жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector