Что такое частный и публичный сервитут на земельный участок и как его установить?

Содержание:

Кто имеет право установить сервитут

Кем могут устанавливаться такие меры обременения, как сервитут? Право установить публичный сервитут имеет только государство, это его отличие частного от публичного. Использовать обременение государство может в своих целях. Но также практика знает не один пример, когда в ответственные государственные органы обращаются обычные граждане, владельцы земельных участков, с просьбой о применении данной меры.

Их заявление рассматривается, если они находятся в проигрышном положении по отношению к той территории, на которой действует сервитут. Может быть принято решение о наложении сервитута в их интересах. Обязательно при этом дожжен использоваться нормативный акт и соблюдаться требования статьи 23 ЗК.

Если лица подали заявление на установление такой меры обременения, значит, они обязательно должны присутствовать на таких слушаниях и предоставить все основания для наложения обременения.

Ограничение традиционных способов использования земли в отношении ее владельцев – вынужденная мера, которая защищает интересы собственников соседних участков. Ее нужно воспринимать адекватно, ответственно, в таком случае сервитут положительно скажется на общинных взаимоотношениях между ФЗ.

Порядок проведения публичных слушаний

Мы подошли к организации самого мероприятия публичных слушаний. Перед его началом всех участников регистрируют. Ведущий обязан огласить присутствующим тему обсуждения. Далее общим голосованием определяется регламент мероприятия. Только после этого слово предоставляется экспертам в порядке подачи предложений в итоговый документ. По окончании каждого выступления ведущий обязан дать возможность участникам мероприятия задать очередному оратору вопросы. Кроме того, в его обязанности входит поинтересоваться, не изменил ли эксперт своего мнения. После всех выступлений проводится корректировка итогового документа с учетом результатов прений. Ведущий информирует присутствующих, что они имеют возможность внести дополнительные предложения в течение семи дней.

В строгом формате

Большое значение имеет, как именно будет организована процедура интернет–обсуждений. Доцент кафедры архитектурного проектирования СПбГАСУ Владимир Линов в комментарии «ДП» отметил, что дистанционные слушания могут «отсечь часть населения, которая не пользуется интернетом либо плохо им владеет». Это их недостаток

Кроме того, живое общение «априори важно». Но в случае Генплана ситуация все–таки особенная

«Обсуждение таких серьезных тем, как Генеральный план, должно вестись максимально формализовано», — полагает ученый. Здесь прежде всего важны мнения профессионалов и уместен строгий формат протокола с приложениями к нему. Впрочем, вопрос может отпасть сам собой

В ближайшем будущем проведение слушаний могут разрешить с соблюдением мер предосторожности, предполагает Линов

Основные положения

В жизни часто бывают ситуации, когда участок земли принадлежит нескольким людям, или есть необходимость в его использовании для государственных целей. В таком случае между ними могут возникнуть спорные моменты в использовании территории, что потребует установить публичный сервитут. Если брать действующее законодательство, то под ним понимают право, ограничивающее эксплуатацию. И оно касается прав и действий собственника участка земли или же его определенной части. Решение достигается между несколькими лицами на основании документа, подписанного от имени государственных органов.

Такое решение принимается в основном в интересах государства или местных органов власти. В определенных ситуациях устанавливается размер выплаты собственнику надела земли за пользованием сервитутом. Данный размер оговаривается в документе, на основе которого и принимается решение.

Понятие и виды сервитутов.

26.12.2018 11:32

Геленджикский отдел

Сервитут — ограниченное право пользования чужой вещью. 

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.  
           В соответствии с п.4 ст.44  Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственная регистрация сервитута, предусматривающего право ограниченного пользования частью земельного участка, осуществляется в отношении части земельного участка, учтенной в Едином государственном реестре недвижимости, или одновременно с государственным кадастровым учетом такой части. Государственный кадастровый учет части земельного участка осуществляется одновременно с государственной регистрацией сервитута, которым предусмотрено право ограниченного пользования такой частью без соответствующего заявления.  
          Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. Сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.
          В случае обращения с заявлением о государственной регистрации сервитута собственника объекта недвижимого имущества, обремененного сервитутом, в реестр прав на недвижимость вносится запись об ограничении (обременении) — государственной регистрации сервитута.  В случае установления публичного сервитута на земельный участок в реестр прав на недвижимость вносится запись об ограничении (обременении) — государственной регистрации сервитута.  
         Основанием для принятия решения об установлении публичного сервитута является подача в орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, соответствующего заявления заинтересованным лицом, с приложением документа (материалы публичных слушаний), подтверждающего согласие организации или граждан (общественности), чьи интересы ограничиваются установлением испрашиваемого сервитута. К заявлению может прилагаться кадастровый паспорт, земельного участка.
          Частный сервитут — сервитут устанавливаемый по соглашению между лицом, требующим установления сервитута и собственником соседнего земельного участка.
-Срочный сервитут — сервитут, устанавливаемый на определенный срок.
-Постоянный «бессрочный сервитут» — сервитут, срок установления которого не определен, либо связан с условием отмены нормативного акта или договора, установившего такой сервитут.
          Основанием установления частного сервитута является соглашение между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. В случае не достижения соглашения об установлении или условиях частного сервитута спорт разрешается судом по иску лица, требующего установления частного сервитута. Частные лесные сервитуты могут устанавливаться на основании договора, актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, а также судебных решений.
         Публичный сервитут — сервитут, устанавливаемый законом или иными нормативно-правовым и актами РФ, или органом местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельного участка, с учетом результатов общественных слушаний (опросов).
       

«Реальный рычаг — готовность выходить на уличные акции»

Градозащитник из Рязани Михаил Шестаков за два года борьбы против застройки квартала изучил все градостроительные законы

По его наблюдениям, власти принимают во внимание, что за люди пришли на слушания. Если они изучили проблему и задают «неудобные» вопросы, ссылаясь на законодательство, комиссия по публичным слушаниям может отправить проект на доработку

В противном случае комиссия одобряет проект от имени горожан.

По словам Шестакова, иногда на слушания выносят вопросы, по которым по закону нельзя вносить изменения, например затрагивающие права жителей на доступную инфраструктуру, на метраж зеленых насаждений на душу населения. 

Рязанский архитектор Илья Стюхин заметил другую особенность: на слушания по вопросам городского масштаба часто приходит гораздо меньше людей, чем на обсуждения застройки одного двора.

Оба рязанца заметили, что городские власти стараются не допустить публичных обсуждений с большим количеством граждан — чаще всего мероприятие назначают в небольшом кабинете административного здания на улице Введенской. Он может вместить не больше 40 человек, если приходит больше, им приходится слушать докладчиков из коридора.

Градозащитник из Пензы Максим Зотов считает, что горожане могут и должны влиять на решения властей в сфере градостроительства. Результаты слушаний носят рекомендательный характер, но сами слушания и правила подготовки к ним (размещение проекта и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в интернете и СМИ, открытие экспозиции проекта и предоставление возможности их изучения) являются обязательными. Результаты слушаний можно оспорить в случае неисполнения этих требований.

— На результаты слушаний по любому вопросу влияет и численность участвующих в них граждан, и их подготовленность к обсуждению вопроса. Все просто: открываем Градостроительный кодекс и изучаем его.

По его мнению, добиться результата можно, если жители изучат законы, объединятся и скоординируют свои действия, направленные на защиту города и своих прав.

По словам вологодского юриста Евгения Молотова, из-за рекомендательного характера публичных слушаний полномочия что-то менять остаются у чиновников: 

— Чтобы результаты публичных слушаний были обязательны для органов местного самоуправления, необходимо либо наличие правовой нормы, либо наличие правовой традиции. Сейчас ни того, ни другого нет. По закону об основах организации местного самоуправления результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер для органов, принимающих решение. А правовые традиции в нашей стране такие, что власти оторваны от мнения людей и делают то, что считают нужным. Почему законодатель включил в закон норму о публичных слушаниях именно в таком виде, я точно сказать не могу. Наверное, как часто бывает, для того, чтобы создать видимость народовластия, а на деле все полномочия остаются у властей.

Молотов считает, что массовые акции протеста пока остаются единственным эффективным способом на что-то влиять, в том числе на развитие городской среды:

Примеры, когда жители добились учета их мнения с помощью акций, были и в Вологде, например, после массовых митингов отменили строительство многоэтажных домов во Фрязиновском парке и в зеленой зоне в Лосте. 

Суть сервитута, условия установления, основания, госрегистрация

Представим, что вы – собственник земельного участка, проход или проезд к которому возможет только через соседний участок. Однако сосед возражает против вашего перемещения через его участок. Аналогично с возникшей у вас необходимостью проложить какие-либо коммуникации к вашему земельному участку – сосед против, чтобы их часть проходила по его участку. Что делать?

Суть сервитута в том, что вы, как собственник земельного участка вправе требовать установления права ограниченного пользования земельным участком соседа для целей прохода, проезда по нему к своему участку, или иных ваших нужд.

Разумеется, вы с соседом можете договориться и самостоятельно заключить соглашение о сервитуте (которое подлежит государственной регистрации в Росреестре), однако, если сосед возражает против сервитута и договориться с ним не удалось, то вы, как лицо, требующее установления сервитута вправе обратиться в суд с соответствующим иском.

В  п. 10 «Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок»; (утв.  Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017 года) содержится следующее разъяснение:

Удовлетворяя исковые требования об установлении сервитута, суд должен определить все условия, на которых он устанавливается, а именно:
— сведения о земельных участках, для обеспечения использования которого установлен сервитут и который обременен сервитутом,
— содержание сервитута,
— вид сервитута,
— сферу действия,
— срок сервитута,
— условия о плате за сервитут,
— виды работ, если сервитут устанавливается для проведения ремонтных и иных работ, и пр.

Рекомендуем: «Примеры решений судов об установлении сервитутов» (примеры того, как суды формулируют резолютивные части решений об установлении сервитутов с текстами соответствующих судебных постановлений).

Законодательством РФ не предусмотрено установление частного сервитута правовыми актами органов государственной власти или местного самоуправления. Основаниями возникновения ограниченного права пользования участком могут быть только соглашение или решение суда.

Соглашение о сервитуте оформляется письменно и подлежит обязательной государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (п. 3 ст. 274 ГК РФ; п. 9 ст. 23 ЗК РФ; ст. 52 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ). Сервитут, установленный на основании судебного решения, также должен быть зарегистрирован в ЕГРН.

Следует понимать, что вы вправе претендовать на установление сервитута только в случае, если другими способами ваши нужды обеспечить не представляется возможным, а установление сервитута не станет для соседа препятствием к использованию его земельного участка в соответствии с разрешенным использованием.

Так, в пунктах 7, 8 «Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок» (утв.  Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017 года) указано следующее:

Сервитут может быть установлен только в случае отсутствия у собственника земельного участка (объекта недвижимости) иной возможности реализовать свое право пользования принадлежащим ему участком (объектом).

Не подлежит установлению сервитут, если его условиями собственник земельного участка лишается возможности использовать свой участок в соответствии с разрешенным использованием.

Какие вопросы должны рассматриваться публично?

Важной особенностью законодательного закрепления рассматриваемого механизма является то, что он принуждает власти советоваться с гражданами по темам, напрямую затрагивающим их жизни. Принять решение без учета мнения населения становится не то что невозможно, но проблематично

Тем более что о проведении публичных слушаний необходимо оповещать народ как можно шире. Данная норма закреплена в законодательстве. Выносятся же на обсуждение следующие вопросы:

  • правила жизни в муниципальном образовании (устав) и все изменения в них;
  • бюджет (доходы и расходы);
  • проекты программ, направленных на развитие, в которые планируется вложить средства;
  • все новшества, связанные с преобразованиями в данном регионе.

Этот перечень неполный. Законодательно закреплена возможность инициирования гражданами или главой муниципального образования рассмотрения иных проблем в порядке публичных слушаний. Кстати, часто люди задаются вполне понятным вопросом: а каким образом им организовать данный процесс, в какие двери стучаться? В первую очередь следует изучить устав муниципального образования. В него, согласно законодательству, должны быть внесены все нюансы проведения этой работы. То есть, чтобы понять, с какой стороны подойти к власти в регионе, нужно прочесть устав. После этого рекомендуется внимательно ознакомиться с действующим законодательством. Тогда станет понятно, как использовать описываемую форму взаимодействия власти с обществом во благо.

Понятие «сервитут» в ранее действующих НПА

Сервитут — право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, например, для прохода, прокладки и эксплуатации необходимых коммуникаций и иных нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Сервитут как вещное право на здание, сооружение, помещение может существовать вне связи с пользованием земельным участком. Для собственника недвижимого имущества, в отношении прав которого установлен сервитут, последний выступает в качестве обременения (статья 1 закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ныне утратившая силу)

Сервитут — право лиц (лиц) на определенный срок или бессрочно пользоваться чужим земельным участком или иным объектом недвижимости в пределах, ограниченных соглашением либо нормативным правовым актом, которое устанавливается в интересах собственников земельных участков, обладателей права постоянного (бессрочного) пользования, обладателей права пожизненного наследуемого владения на земельные участки, собственников иных объектов недвижимости либо в интересах государства, местного самоуправления или местного населения («Временные Методические рекомендации по оценке соразмерной платы за сервитут», утвержденные Росземкадастром 17.03.2004 года (впоследствии признанные недействующими решением Верховного Суда РФ от 18.12.2014 N АКПИ14-1093)

Частный сервитут — право ограниченного пользования чужим земельным участком и объектом капитального строительства, устанавливаемое решением суда или соглашением между лицом, являющимся собственником земельного участка и объекта капитального строительства, и лицом, требующим установления сервитута (статья 1 решения Совета депутатов муниципального образования «Город Ногинск Московской области» от 29.08.2013 N 8/51 «Об утверждении Правил землепользования и застройки применительно к части территории муниципального образования «Город Ногинск Московской области»)

Частный сервитут — сервитут, устанавливаемый в отношении земельного участка или иного объекта недвижимости соглашением между лицом, требующим установления сервитута и в его интересах (собственником земельного участка, обладателем права постоянного (бессрочного) пользования, обладателем права пожизненного наследуемого владения на земельный участок, собственником иного объекта недвижимости), и собственником другого земельного участка или собственником иного объекта недвижимости. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута («Временные Методические рекомендации по оценке соразмерной платы за сервитут», утвержденные Росземкадастром 17.03.2004 года (впоследствии признанные недействующими решением Верховного Суда РФ от 18.12.2014 N АКПИ14-1093)

Порядок подготовки обсуждения

Всей предварительной работой занимается оргкомитет. Его формируют в течение трех дней с момента принятия инициативы (вынесения решения). Оргкомитет собирается, выбирает председателя, вырабатывает план действий. Проанализировав тему слушаний, этот орган предлагает руководителю муниципалитета назначить ответственной за мероприятие то или иное структурное подразделение исполнительной власти. Кроме того, определяется круг лиц, привлекаемых к организации подготовки повестки дня и ее вопросов.

Здесь необходимо понимать, что любая тема должна быть обеспечена экспертными оценками, при ее рассмотрении следует учесть общественное мнение. То есть слушания готовятся широким кругом специалистов, которыми руководит оргкомитет. Обнародуется информация о проведении публичных слушаний за сорок дней до даты мероприятия. Эта обязанность закреплена законодательно за оргкомитетом. Все нюансы соблюдения порядка, приглашения населения и специалистов, подбора помещения и так далее тоже ложатся на плечи его членов. В их обязанности также входит ведение документации по учету экспертов и их мнений, подготовке итогового документа.

Составление акта

Подтверждением установки сервитута на использование земельных участков является нормативный акт, составленный на уровне федеральном или региональном. Такое обременение земельной территории не может проходить хаотично, без составления акта.

Обязательно несет за нарушение ответственность лицо, отвечающее за весь ход процедуры. Составленный акт считается главным документом для проведения различных действий в рамках сервитута.

Для того, чтобы правильно составить акт, следует руководствоваться специальным Федеральным Законом о регистрации недвижимости, он представляет собой также важный закон о сервитуте. Именно в нем даются направления, по которым проводится государственная регистрация обременения.

Указывается в этом нормативном акте и порядок получения свидетельства о применении данной меры. Акт, подтверждающий наложение ограничительных мер на частные и земельные участки, может составляться на разных уровнях власти – региональной, федеральной, государственной. Что должно содержаться в документе?

  • Данные о том, для чего принимается мера.
  • Какой срок будет использоваться сервитут, когда произойдет его отмена.
  • Должны быть сведения и о том, как компенсируются убытки владельце участка, в какой денежной сумме.

Градостроительный регламент и зонирование как предмет обсуждения на публичных слушаниях

Ст. 35 Кодекса предусмотрена возможность выделения:

  • жилых, общественно-деловых, производственных зон;
  • зон инженерной и транспортной инфраструктуры, сельскохозяйственного использования;
  • зон рекреационного назначения, особо охраняемых территорий;
  • иных видов территориальных зон применительно к конкретному поселению. 

Для соответствующей зоны устанавливается градостроительный регламент, который в соответствии с п. 6 ст. 30, п. 1 ст. 36 Кодекса определяет, для каких целей можно использовать тот или иной земельный участок (виды разрешенного использования).

Градостроительным регламентом также регулируются параметры строительства в территориальной зоне, в том числе высотность, площадь и иные объемно-планировочные характеристики строящихся объектов (подп. 2–4 п. 1, пп. 1.2, 2.1 ст. 38 Кодекса). 

ВАЖНО! Согласно Градостроительному кодексу правила землепользования и застройки (далее — ПЗЗ) позволяют любому заинтересованному лицу получить информацию о том, каким образом и на каких условиях можно использовать тот или иной земельный участок. С утвержденными в целом ПЗЗ можно ознакомиться на сайте своего поселения либо путем получения выписки из правил землепользования и застройки в отношении конкретного участка в органах власти на местах. . Без проведения публичных слушаний по правилам землепользования и застройки утверждение ПЗЗ не допускается (п

3 ст. 31, п. 1 ст. 32 Кодекса). 

Без проведения публичных слушаний по правилам землепользования и застройки утверждение ПЗЗ не допускается (п. 3 ст. 31, п. 1 ст. 32 Кодекса). 

Определение

Понятие «публичные слушания» было законодательно оформлено в октябре 2003 года (в РФ). Оно относится к сфере местного самоуправления. Имелось в виду, что население муниципального образования должно принимать участие в обсуждении решений власти. В принципе, желание у граждан присутствовало, но не было механизма учета их инициатив. Его закрепили законодательно, выделив сферу политики для применения.

Таким образом, публичные слушания – это форма волеизъявления гражданского общества. Она не единственная. Существуют и иные формы образования обратной связи руководства муниципальных образований и населения. Особенность понятия «публичные слушания» в том, что при их проведении люди получают возможность влиять на принятие властных решений, участвовать в их формировании. При этом учитывается мнение основных групп населения, осуществляется поиск консенсуса, учет интересов разных слоев.

Об организации данной формы работы

Рассмотрим правовые принципы института публичных слушаний. Среди их основ законодательно закреплены таковые:

  • предмет слушаний – это, по сути, проекты муниципальных актов, темы которых закреплены законодательно и приведены выше;
  • субъекты инициирования данной формы работы – это население и представительный орган региона;
  • процедура подготовки и проведения, закрепленные уставом.

В указанном нормативно-правовом акте закрепляется открытость проведения обсуждений. Также там должна быть приведена пошаговая инструкция по их проведению. Все описывается понятно и доступно, чтобы граждане могли вникнуть в суть своих прав и обязанностей, чтобы не возникало разночтений. Взаимодействие власти с обществом должно иметь простой и строгий порядок. Публичные слушания для того и проводятся, чтобы донести до населения суть развития региона. Чтобы люди понимали, почему приоритет отдается тем или иным проектам, высказывали собственное мнение, отстаивали взгляды и позиции.

Ярославль. Изменения в Генплан: все или ничего

Горадминистрация Ярославля в 2018 году расширила площадь Осташинского кладбища, хотя многие горожане на публичных слушаниях высказались против этого. Годом ранее на обсуждениях Генплана города людям не дали возможности голосовать по отдельным изменениям, им пришлось голосовать за все изменения в Генплан в целом.

Жители Ярославля принимают активное участие в жизни города и слушаниях. Так, жители Заволжского района в 2018 году отстояли от застройки участок Тверицкого бора, а жители Фрунзенского района не позволили построить детский сад на небольшом участке с детской площадкой.

Публичные слушания в Ярославле по поводу расширения Осташинского кладбища. Фото Александра Степанова

Кто имеет право участвовать в слушаниях?

По закону, на открытое обсуждение должны допускать только тех, чьи интересы непосредственно затрагивает разработанный проект. Это горожане, имеющие недвижимость или регистрацию в обсуждаемом районе. Однако в Красноярске сложилась другая практика. «Если отталкиваться от требований законодательства, то участниками публичных слушаний по проектам планировки действительно должны являться те, кто живет на территории или владеет расположенным на ней объектом недвижимости, — рассказывает начальник отдела по правовому обеспечению подготовки документов территориального планирования управления архитектуры администрации Красноярска Ирина Бузунова. — Но в Красноярске в публичных слушаниях могут участвовать и жители прилегающих территорий. Готовится, например, проект планировки для какой-то отдельной площадки в Октябрьском районе — прийти на слушания могут все жители Октябрьского района либо владельцы объектов недвижимости, расположенных на его территории. Такая практика сложилась в связи с утверждением в рамках проекта планировки в том числе объектов транспортной инфраструктуры районного значения, объектов социальной инфраструктуры, которыми пользуются все жители района».

Подведение итогов

Протокол, заключение о результатах публичных слушаний и проект генерального плана комиссия представляет главе муниципального образования для принятия соответствующего решения. Глава муниципального образования не позднее 14 дней направляет в представительный орган муниципального образования заключение администрации по каждому вопросу результатов публичных слушаний с соответствующим обоснованием и принятым решением

Здесь важно понимать, что участники публичных слушаний не выносят каких-либо решений по существу обсуждаемого проекта и не проводят каких-либо голосований. Это прерогатива органа местного самоуправления

Комиссия обеспечивает публикацию итогового документа публичных слушаний в средствах массовой информации без приложений, а на официальном сайте муниципального образования – с приложениями.

В соответствии со статьей номер 31 Гражданского кодекса РФ без протокола публичных слушаний и заключения о результатах таких слушаний проект генерального плана является недействительным.

Далее итоговый документ выносится на рассмотрение комиссии представительного органа и включается в повестку дня очередного заседания представительного органа. Рассмотрение рекомендаций публичных слушаний проводится представительным органом по каждому вопросу слушаний, по которому есть рекомендации в итоговом документе. Представительный орган принимает решение по существу каждого из рассматриваемых вопросов.

После принятия представительным органом решений по результатам публичных слушаний комиссия прекращает свою деятельность. Решение представительного органа по итогам рассмотрения результатов публичных слушаний публикуется в средствах массовой информации не позднее 15 дней со дня проведения публичных слушаний. Все документы передаются в муниципальный архив и хранятся в течение пяти лет. Любые нарушения, связанные с проведением публичных слушаний, можно расценивать как превышение полномочий органами местного самоуправления.

Таким образом, публичные слушания – это относительно новая форма участия населения в обсуждении наиболее важных вопросов местного значения. К сожалению, полностью раскрыть свой потенциал слушания пока не могут. Отчасти это связано с низкой явкой жителей.

Причины сложившейся ситуации разные, но в основном низкая осведомленность населения связана с тем, что информация о проведении слушаний размещается не в самых популярных у населения печатных СМИ. Внесенные в Градостроительный кодекс РФ изменения обязывают органы местного самоуправления размещать информацию о публичных слушаниях также на официальном сайте муниципального образования в интернете, правда, с существенной оговоркой – при наличии такого сайта. Отсюда видно, что в случае отсутствия сайта, отсутствия в книжном киоске нужного номера газеты, будет отсутствовать и необходимая информация у жителей о проведении публичных слушаний.

Партнер юридической фирмы «Авелан» Сергей Казинец

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector