Свобода вероисповедания
Содержание:
Юридическая концепция свободы совести
История юридического термина «свобода совести»
Свобода совести уже содержалась как гуманистический идеал в § 144 Предложения 1 Конституции Паульскирхе и в статье 135 WRV . Из-за своей тесной связи с идеологическими убеждениями как характеристикой построения ценностей, свобода совести часто находится рядом со свободой веры или религии (во всех либеральных конституциях Германии с 1848 года).
В Германии свобода совести является фундаментальным правом и гарантируется статьей Основного закона (GG) . Каждый является обладателем . Объектом защиты по смыслу статьи 4 Основного закона является убежденность в том, что человек чувствует себя абсолютно этичным в отношении определенного поведения. Защищается как формирование, так и приведение в действие обвинительных приговоров. Свобода совести связана со свободой религии, которая запрещает внешнее принуждение к определенному мировоззрению .
Части свободы совести также можно найти в GG (человеческое достоинство), параграфе 1 i. В. м. Основного закона (общее право личности), а также пункт 1 Основного закона (свобода выражения мнения) и Основного закона (общая свобода действий). Сознание формируется как изнутри (так называемый forum internum ), так и становится видимым снаружи (так называемый forum externum ). Члены Бундестага Германии пользуются особой свободой совести , которые, согласно Основному закону, должны принимать решения в рамках свободного мандата только на основе своей совести, не будучи связанными инструкциями и приказами ( Основного закона). В рамках GG и сопоставимых международных и наднациональных каталогов свобода совести имеет высокий приоритет, что объясняется тем фактом, что это основное право не подлежит юридической оговорке, то есть возможное ограничение может быть признано только в защиту конфликтующих прав третьих сторон.
Посягательства на свободу совести
Вмешательства всегда должны проверяться в рамках практического соответствия другим основным правам и в рамках конституционных принципов, поскольку свобода совести в немецком законодательстве ограничивается только конституционными барьерами . Форум Internum свободы совести, внутреннее формирование представлений о ценностях и убеждениях, устойчив к помехам, поскольку оно связано непосредственно с человеческим достоинством ( абзац 1 Основного закона). Говоря языком казуизма , «промывание мозгов», гипноз, наркотики и подобные вмешательства в физиолого-психологическое функционирование запрещены. Однако область передачи ценностей проблематична. Формирование ценностей государственными учреждениями (школами) не может быть запрещено, но даже необходимо, хотя и в рамках приверженности основному свободному демократическому порядку. Тем не менее, вмешательства в форум externum особенно важны . Это случаи, когда заинтересованное лицо оправдывает свое поведение, ссылаясь на свою совесть
Свобода совести не только излучается в сфере публичного права, она также остается важной в сфере частного права и развивается через общие положения частного права. В частности, это относится к сфере индивидуального трудового права, когда сотрудники сталкиваются с деятельностью, которая в значительной степени противоречит их убеждениям ( эксперименты на животных , производство оружия)
Здесь свобода совести раскрывает свой сторонний эффект. Одна из подчиненных свободы совести — право на отказ от военной службы по соображениям совести . В целом свобода совести не предусматривает никаких ограничений. Поскольку ослабление права на отказ от военной службы по соображениям совести трудно согласовать со (2) Основного закона, право на отказ по соображениям совести также не предусматривает никаких ограничений.
Основное право на свободу совести
Не требуется никаких оправданий для «искупления» фундаментального права на свободу совести, поскольку в противном случае понятие свободы совести в некоторых случаях устарело бы.
Ответственность
За нарушение данных базовых прав человека законодательство предусматривает привлечение к уголовной и административной ответственности. Также запрещено препятствовать получению религиозного образования и воспитания, создавать религиозные организации и различные объединения, деятельность которых способна навредить людям и их здоровью.
Таким образом, свобода совести и вероисповедания являются гуманистическими ценностями общества, правами людей на выражение своих взглядов, а также способствуют нравственному совершенствованию и борьбе с догматами.
Человек и общество
- Примеры готовых эссе по теме «Человек и свобода»
- 10 сложных планов по блоку «Человек и общество»
- Основные понятия по теме «Человек»
- Базовые термины по блоку «Общество»
- Основные термины по разделу «Познание»
- Список понятий по блоку «Культура»
Эссе по обществознанию
- Топ-50 примеров эссе по темам (высказываниям)
- Структура, план, шаблон для эссе
- Аргументы для эссе по всем темам
- Клише для эссе по любому высказыванию
- Критерии оценивания эссе
- Как писать эссе по обществознанию с нуля?
ЕГЭ по обществознанию
- Открытый вариант ЕГЭ с ответами
- Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
- Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
- Демоверсия ЕГЭ с ответами
- 50 примеров сложных планов по блокам
- Список нормативных правовых актов для ЕГЭ
- Как подготовиться к ЕГЭ и не сойти с ума?
- Помесячный план подготовки к экзамену
- Как правильно решать задание с определением
ОГЭ по обществознанию
- Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
- Перевод баллов ОГЭ в оценку
- Демоверсия ОГЭ с ответами
Выбери ответ
Это важно
- Расписание ЕГЭ 2021
- Расписание ОГЭ 2021
- Расписание ВПР 2021
- Калькулятор среднего балла по оценкам
- Калькулятор среднего балла успеваемости
- Дата последнего звонка 2021
- Дата выпускного 2021
- Сколько осталось до начала каникул?
Формы свободомыслия
Свободомыслие имеет разные проявления. Они бывают явными, скрытыми, стихийными, осмысленными, безрелигиозными или, наоборот, с ярко выраженным религиозным контекстом.
Богоборчество – наиболее ранняя и непоследовательная форма свободомыслия, которая отрицательно относится к сверхъестественным силам, при этом признавая их существование. Характерно чувство протеста против Бога.
Скептицизм – сомнение в истинности религии. Основывается на антидогматизме, антиавторитаризме и рационализме. Знания о религии в скептицизме фрагментарны, церковь и религия критикуются непоследовательно.
Агностицизм – человек не имеет права претендовать на знания о любых основаниях реальности, поскольку наука не способна подтвердить на 100% их существование. Из-за этого при решении земных проблем не нужно апеллировать к Богу.
Религиозный нигилизм – отрицание религии, пренебрежительное отношение к общечеловеческим ценностям, своеобразный бунт против религии.
Антиклерикализм – идейно-социальное движение, которое направлено против церкви как общественного института, претензий церкви на главенство в политической, общественной, духовной жизни.
Религиозный индифферентизм – безразличие к религии, ее идеям, игнорирование религии и церкви, когда надо решить важные вопросы. Иногда безразличие означает бездуховность, протест против религиозной концепции мира и мировоззрения.
Натурализм – последовательная оппозиция религии, утверждающая, что все бытие охватывает природа. В ней нет ничего сверхъестественного, общество и человек являются частью такого бытия.
Светский гуманизм – защищает достоинства личности, ее права на счастливую жизнь, свободное развитие творчества, сил, способностей. Гуманизм был направлен против идеи того, что человек был греховен с самого начала.
Атеизм – признает самодостаточность природы и человеческого происхождения религии. Наиболее последовательная форма критики религии. Бывает стихийным, теоретическим, догматическим, естественнонаучным, вульгарным.
Свободное понимание религии с точки зрения философии – признает существование религии, в которую вплетаются социальная и духовная жизнь человека, их творения, общество, дающее возможность проникнуть глубоко во внутренний мир.
Свобода толкования в исламе как форма свободы совести
Религиозный закон ислама — это дифференцированная и динамичная система, которая продолжала развиваться со времен Мухаммеда (около 570–632 гг.) До наших дней. Многие мусульмане относятся к нему очень серьезно и используют его правила и ценности как ориентиры в своей жизни. Они считают закон одним из наиболее заметных аспектов своей религии. Основным источником исламского права является Коран . Согласно исламу, правила и постановления, четко сформулированные в Коране, не могут обсуждаться, их следует принимать буквально. В юридическом вопросе, который Коран четко не разъясняет, можно обратиться к примерам Пророка или его Сунне , которая — часто переводимая как «традиция» — описывает образ жизни Мухаммеда. Эта концепция предлагает возможности для интерпретации и иногда приводит к конфликтам. Исторически сложилось так, что существует определенная тенденция рассматривать правовые аспекты ислама как «сердце традиции». Тенденцию к свободе совести можно увидеть из «суждений» ученых , здесь упоминается аль-Газали (1058–1111). Газали прокомментировал религиозную жизнь и заявил, что «слепое поклонение традициям закона и философии не заполняет суть религиозной жизни, но что вера и благочестие важнее». который отдает приоритет строгому религиозному соблюдению правил.
Наиболее критический подход к вопросу о свободе совести в исламе обусловлен вопросом вероотступничества , вероотступничества, которое, согласно исламскому правовому мнению, карается . В исламском мире в настоящее время обсуждаются права человека, которые противоречат исламской правовой концепции. Среди прочего, речь идет о том, что должно быть важнее, об исламской правовой концепции, то есть о шариате или правах человека.
Факторы возникновения
Термин введен в XVII веке английским философом А. Коллинзом, когда в Европе происходила борьба с религиозной терпимостью, авторитаризмом и догматизмом церкви. Другие факторы появления и развития:
- Критическое отношение к религиозной картине мира и мировоззрению.
- Расширение знаний человека о мире, природе.
- Совершенствований орудий труда.
- Научный и технический прогресс.
- Развитие промышленности, образования и науки.
- Накопление знаний, что способствовало появлению новым методам познания мира, действительности, понимания мира и природы.
- Усложнение общественной и политической жизни.
Вследствие этих факторов происходили духовные и религиозные революции, например, разрыв между светской властью и церковью, появились понятия о правах человека, политической системе государства, сформировалось критическое мышление, разрушались многовековые стереотипы о церкви, религии, месте человека в обществе.
Океания
Все страны Океании официально гарантируют право на свободу религии в конституции или билле о правах, хотя более половины квалифицируют эту свободу как подчиненную другим интересам, таким как общественная безопасность или «нравственность». Кроме того, в некоторых странах есть общинные местные структуры руководства, которые иногда враждебно настроены по отношению к иностранным религиям, несмотря на официальные юридические требования о терпимости. Только две страны в Океании, Самоа и Тувалу, имеют государственные религии (христианство для Самоа и определенная христианская церковь для Тувалу), и еще несколько стран конкретно упоминают христианство как основной или основополагающий принцип в своих конституциях. Согласно отчетам правительства США, около четверти стран Океании не имели серьезных нарушений свободы вероисповедания; примерно такое же количество зарегистрированных случаев насилия против религиозных меньшинств в 21 веке, против индуистов (Фиджи), евреев (Австралия) и мусульман (Новая Зеландия и Папуа-Новая Гвинея, с другими странами, имеющими значительное количество антимусульманских политических рассуждений).
Свобода вероисповедания в России
Император Николай II 17 апреля 1905 года издал именной высочайший указ, данный Сенату — Указ об укреплении начал веротерпимости, где впервые в российской истории законодательно утверждались не только права на свободу вероисповедания лиц неправославного исповедания, но и устанавливалось, что отпадение от Православной веры в другое христианское исповедание или вероучение не подлежит преследованию. Кроме того, было легализовано старообрядчество и отменены существовавшие ранее запреты и ограничения для других христианских конфессий.
Религия с 20 января 1918 года считается в России личным делом каждого, что было провозглашено декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР.
На практике советская власть проводила политику государственного атеизма.
По Конституции РФ (Часть 2 Статьи 14):
Федеральный Закон «О свободе совести и религиозных объединениях» в 1997 году в преамбуле зафиксировал «особую роль православия в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры».
Европа
Практически каждая страна в Европе юридически устанавливает свободу религии для людей, живущих в стране, и в большинстве из них также есть антидискриминационные законы, в которых особо подчеркивается свобода вероисповедания. Однако обеспечение соблюдения этих законов не всегда является последовательным, и некоторые страны обычно не выполняют эти законы на местном уровне. В некоторых странах Европы по-прежнему существуют государственные религии. В большинстве стран бывшего Восточного блока есть государственные программы по реституции религиозной собственности, конфискованной предыдущими социалистическими правительствами. Многие страны Европы также предоставляют государственное финансирование или другие привилегии зарегистрированным религиозным группам. В некоторых странах действуют законы об убое животных, которые фактически запрещают мясникам делать кошерное и халяльное мясо, а меньшая часть запрещает немедицинское обрезание, как правило, на основании прав животных и прав человека соответственно. В большинстве случаев религиозные люди, которым необходимо соблюдать эти обычаи, могут импортировать мясо и отправиться в другие страны для проведения обрезания без вмешательства со стороны своего правительства.
Религиозная терпимость в обществе в целом различается по Европе. В то время как в одних странах наблюдается высокая степень религиозной терпимости, в других наблюдается значительный уровень антимусульманских и антиеврейских настроений среди населения в целом, а также дискриминация Свидетелей Иеговы , иногда приводящая к физическому насилию или вандализму на религиозной почве. В некоторых случаях такое отношение отражают и государственные чиновники. В некоторых странах, особенно в государствах бывшей Югославии , а также в Украине , существуют враждебные отношения между христианскими конфессиями, связанные со спорами между православными церквями по поводу религиозной юрисдикции и контроля над святыми местами.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Принцип свободы совести
В настоящее время в России происходит формирование
гражданского общества, поэтому чрезвычайно актуальной
является проблема взаимодействия, диалога представителей
различных религиозных конфессий ( межконфессиональный
диалог) друг с другом и с государством.
Правовой основой разрешения всех возникающих противоречий
и проблем может стать соблюдение принципа
свободы совести. Вы знаете, что совесть — важнейшая
этическая категория, отражающая способность человека
осуществлять нравственный самоконтроль, формулировать
и предъявлять к своему поведению нравственные требования,
добиваться их исполнения.
В наше время под свободой
совести понимается право человека самостоятельно
формировать свое мировоззрение и открыто его выражать
в социальных взаимодействиях, не причиняя ущерба свободе
других людей и обществу в целом. По сути, под свободой
совести сейчас понимается право человека на автономию
духовной жизни. Но столь широко этот принцип
трактовался не всегда — в обществах с преобладающим религиозным
мировоззрением свобода совести могла выражаться
лишь в свободе вероисповедания, борьба за которую
шла на протяжении многих веков.
Законодательство Российской Федерации в соответствии
с международными правовыми актами гарантирует осуществление
принципа свободы совести. Рассмотрим некоторые
его аспекты.
Принцип отделения религиозных организаций от государства
предусматривает, с одной стороны, невмешательство
государства в лице его органов и отдельных должностных
лиц во внутреннюю жизнь религиозных организаций, отсутствие
государственного финансирования и пропаганды отдельных
организаций, с другой — невмешательство религиозных
организаций в вопросы государственного управления.
Все религии на территории страны являются равноправными,
отсутствует государственная, официальная религия
— государство нейтрально в вопросах религиозной веры.
Светский характер государственного образования
предполагает: во-первых, равный доступ представителей
всех религиозных конфессий и атеистов к получению гарантированного
государством образования; во-вторых, запрещение
любых форм религиозной или атеистической
пропаганды в образовательных учреждениях, тем более на
обязательных для посещения уроках; в-третьих, воспитание
подрастающего поколения в духе толерантности к проявлениям
инакомыслия.
Государство также гарантирует всем верующим возможность
свободно отправлять свой культ (в случае если деятельность
религиозной организации не признана судом социально
опасной и не запрещена), а военнообязанным
верующим в случае, если военная служба противоречит их
религиозным убеждениям, предоставляется возможность
пройти альтернативную гражданскую службу.
Основные понятия: религия, религиозное сознание, мировые
религии, принцип свободы совести.
Термины: религиозный культ, религиозные организации,
межконфессиональный диалог.
Северная Америка
Каждая страна Северной Америки включает в свою конституцию положения о свободе религии или свободы совести. Некоторые страны также официально объявили вне закона дискриминацию по религиозному признаку, и, согласно отчетам Государственного департамента США, во многих странах региона нет нерешенных проблем, касающихся нарушений свободы вероисповедания из-за вмешательства правительства или общественного давления. В семи странах действуют законы о богохульстве, которые были частью их правовых кодексов с британской колониальной эпохи, но в настоящее время не соблюдаются. Растафарианцы сталкиваются с дискриминацией и препятствиями в религиозной практике во многих странах региона, часто отчасти из-за того, что в странах запрещен каннабис, который используется в религиозных ритуалах растафари. Римский католицизм является государственной религией в нескольких странах Северной Америки, и еще пара предоставляет льготы католической церкви, несмотря на то, что официально не провозгласила ее государственной религией.
Индивидуальные доказательства
- Марк Рекингхаузен: Конституционная защита решения совести . В: Маркус Фрейтаг, Кристоф Герш (ред.): Совесть, междисциплинарный подход . Этика государственного управления, Том 6. Verlag für Polizeiwissenschaft, Франкфурт 2015, ISBN 978-3-86676-421-7 .
- Джамель Дж. Элиас: Ислам. Гердер Верлаг, Фрайбург-им-Брайсгау, 2001, стр. 74f.
- Мелис Антес: Кюри Уровни привязанности пользователей , Франкфурт, Лейпциг 1715, стр. 251
- Роланд Бейнтон: Мартин Лютер — Бунтарь за веру. Вильгельм Хейне Верлаг, Мюнхен 1980, ISBN 3-453-55104-4 , стр. 184/185.
- см. Бунтарь за веру, стр. 195.
- См. Rebel for Faith, стр. 331.
- Дэн Кон-Шербок: Иудаизм. Издательство Гердера, Фрайбург-им-Брайсгау, 2000, стр. 87f.
Концепция свободы совести Лютера
Согласно толкованию веры Лютера , совесть связана со словом Божьим , но она должна быть правильно признана человеком, но не дана авторитетом . Перед Вормским сеймом 1521 года он ответил следующим образом:
— Мартин Лютер
После Вормского эдикта Лютер отправился в Вартбург , и его охватила печаль, «потому что, по его совести, он слишком сильно уступил советам своих друзей в Вормсе и ослабил свой дух». Лютер снова обратился к своей совести, когда отверг политический союз на Марбургской религиозной дискуссии . Скорее, он спросил об ответственности за причиненный ущерб и спросил: «Мы лучше десять раз умрем, чем осознаем, что наше Евангелие стало причиной кровопролития или ущерба из-за нас».
Лютер четко различает необходимость действия и решение совести о том, что справедливо, он использует возможность принимать решения согласно своей совести. В конкретной практике протестантизма это означает, что свобода совести зависит от суждений, отражается в истине и добре и не должна выходить из-под контроля в произвольных решениях.
Толерантность в традициях иудаизма
Самым влиятельным мыслителем еврейского Просвещения был Моисей Мендельсон (1729–1786), который выступал за терпимость , свободу вероисповедания и отмену государственного вмешательства в религиозные дела. Так он говорит:
— Моисей Мендельсон
В дополнение к терпимому сосуществованию религий иудаизм развил свободу совести в своих религиозных общинах, которая должна защищать государство и права человека. Иммануил Кант (1724–1804) был настолько впечатлен призывом Мендельсона к свободе совести, а также к гражданской и религиозной терпимости, что написал ему: «Вы знаете, как совместить свою религию с такой степенью свободы совести, что вы можете не поверил бы и никто другой не может этим похвастаться. В то же время вы так тщательно и ярко продемонстрировали необходимость неограниченной свободы совести для каждой религии, что, в конце концов, Церкви с нашей стороны придется подумать о том, как она может связать все, что может раздражать и угнетать совесть, от ее собственной отдельный. «
Еврейское Просвещение ( Хаскала ) изменило образ жизни людей вместе, но оно также привело к внутренним волнениям и спорам по вопросам веры. В иудаизме терпимость важна для защиты собственной религии . Потому что только на этой основе люди с разными взглядами на жизнь, мировоззрения и религии могут мирно сосуществовать.