Внесены изменения в торговое законодательство
Содержание:
Ограничение на дополнительные площади торговых объектов
Статьей 14 Закона N 381-ФЗ предусмотрено, что хозяйствующий субъект, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) и доля которого превышает 25% объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта РФ, муниципального района, городского округа (в том числе в границах городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга), не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения.
Примечание. Торговая сеть, доля розничной продажи продовольственных товаров которой превышает 25% объема всех реализованных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год, не вправе рассчитывать на дополнительную площадь торговых объектов.
Здесь необходимо учесть, что сделка (купли-продажи, аренды), совершенная с нарушением указанной нормы, признается ничтожной. Причем требование о применении последствий недействительности такой сделки может быть предъявлено в суд любым заинтересованным лицом, в том числе антимонопольным органом.
В границах муниципальных районов и городских округов данное ограничение применяется с 1 июля 2010 г. (п. 4 ст. 22 Закона N 381-ФЗ).
Обращаем ваше внимание на то, что положения ст. 14 Закона N 381-ФЗ не распространяются на сделки, связанные с приобретением, арендой или введением в эксплуатацию торговых объектов и совершенные до дня вступления в силу Закона, то есть до 01.02.2010
С.Н.Кудряшов
Редактор журнала
«ЕНВД: бухгалтерский учет
и налогообложение»
Определение существенных условий договора поставки
Существенные условия договора поставки — это условия о его предмете (наименовании и количестве товара, ассортименте и комплектности), сроке поставки, а также любые другие условия, которые стороны сочтут существенными. В первую очередь дополнительным условием договора, которое согласуется сторонами, является условие о цене.
Если между поставщиком и торговой сетью возникнут разногласия по отдельным условиям договора, то сторона, предложившая заключить договор и получившая от другой стороны предложение о согласовании этих условий, должна в течение 30 дней со дня получения предложения (если иной срок не установлен законом или не согласован сторонами) принять меры по согласованию соответствующих условий договора либо письменно уведомить другую сторону об отказе от его заключения (ст. 507 ГК РФ).
Обратите внимание! Если торговая сеть в качестве существенных условий договора предлагает включить в него условия, запрещенные Законом о торговле, поставщик имеет право направить соответствующее заявление в антимонопольный орган
Рассмотрение ФАС заявлений и обращений Заявления о нарушении антимонопольного законодательства
Сроки и последовательность действий ФАС, ее территориальных органов при возбуждении и рассмотрении дел о нарушениях антимонопольного законодательства определены гл. 9 Закона о защите конкуренции, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным Приказом ФАС России от 25.12.2007 N 447.
Юридические и физические лица, а также государственные органы, органы местного самоуправления вправе обратиться в антимонопольный орган с заявлением, указывающим на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства. Заявление, материалы оформляются в письменном виде в произвольной форме и должны быть подписаны заявителем или его представителем. В заявлении должны содержаться сведения о заявителе и о лице, в отношении которого подано заявление, описание нарушения антимонопольного законодательства со ссылкой на законы и (или) иные нормативные правовые акты, существо требований, с которыми заявитель обращается, а также перечень прилагаемых документов. К заявлению, материалам прилагаются документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства. В случае невозможности представления таких документов указывается причина этого, а также предполагаемое лицо или орган, у которого данные документы могут быть получены. Заявление, материалы, а также прилагаемые документы и сведения должны быть представлены на русском языке.
Антимонопольный орган рассматривает заявление или материалы в срок, не превышающий одного месяца со дня их представления. В случае недостаточности или отсутствия доказательств, позволяющих антимонопольному органу сделать вывод о наличии или об отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства, антимонопольный орган для сбора и анализа дополнительных доказательств вправе продлить срок рассмотрения заявления или материалов, но не более чем на два месяца. О продлении срока рассмотрения заявления или материалов антимонопольный орган уведомляет заявителя в письменной форме.
По результатам рассмотрения заявления или материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений:
- о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства;
- об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием признаков его нарушения.
В случае выявления антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства, в том числе антимонопольных правил и требований, установленных Законом о торговле, возбуждаются дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Запрет на навязывание поставщику условия о снижении цены
Договор поставки, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона с лицом, выигравшим торги (ч. 1, абз. 1 ч. 4 ст. 447 ГК РФ). Размещение организатором информации о проведении аукциона в Интернете в силу ст. 437 ГК РФ является публичной офертой. Подача заявки на участие в аукционе в срок и по форме, которые установлены документацией об аукционе, согласно ст. 438 ГК РФ является акцептом оферты — ответом лица о ее полном и безоговорочном принятии.
В соответствии с пп. «е» п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается навязывать контрагенту условие о снижении хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, их цены до уровня, который при условии установления торговой надбавки (наценки) к их цене не превысит минимальную цену таких товаров при их продаже хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность.
Обратите внимание! Позиция ФАС: заключение торговой сетью договора поставки товаров путем проведения аукциона с поставщиком, предложившим наименьшую цену и выигравшим аукцион, не рассматривается в качестве навязывания торговой сетью контрагенту условия, запрещенного пп. «е» п
2 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле.
Дополнительно уточним один момент касательно применения пп. «е» п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле. При прочтении этой нормы возникает неясность: субъекты, осуществляющие аналогичную деятельность, — это торговые сети или их поставщики? О чьей минимальной цене продовольственных товаров при их продаже идет речь? Разберемся. В ч. 1 ст. 13 Закона о торговле упоминаются следующие лица: субъекты, осуществляющие торговую деятельность по продаже продовольственных товаров, и субъекты, осуществляющие поставки продовольственных товаров в торговые сети. Поскольку в пп. «е» п. 2 указанной нормы говорится о минимальной цене товаров при их продаже субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность, делаем вывод: такими субъектами являются торговые сети — конкуренты, а не другие поставщики. Отметим, что появление в Законе о торговле пп. «е» п. 2 ч. 1 ст. 13 обусловлено выявлением ФАС при анализе договоров поставки условий, обязывающих поставщика снизить цену поставляемого товара до уровня, который при установлении торговой сетью торговой наценки не превысит минимальную цену реализации аналогичного товара на предприятиях розничной торговли на территории субъекта РФ.
Ответственность за нарушение правил розничной торговли
Рассматриваемые правила, как мы уже знаем, заменили сразу несколько нормативных актов — регулирующих правоотношения в разных сферах розницы. Применение штрафных санкций по КоАП в периоды, когда данные нормативные акты действовали, зависело от сути нарушения правила, предусмотренного определенным источником норм.
Поэтому, сложно выделить какую-либо универсальную статью Кодекса, или хотя бы несколько таковых, которые будут подлежать применению в случае того или иного нарушения правил по постановлению № 2463 — в силу того, что оно регулирует правоотношения в разных сферах розницы, в которых права и обязанности продавцов могут различаться. Но с наибольшей вероятностью могут быть применены в штрафных целях положения:
- Ст. 14.15 КоАП РФ (при нарушении правил продажи отдельных видов товаров) — ССЫЛКА.
Размер штрафа: до 500 рублей на граждан, до 3 000 рублей на должностных лиц (и ИП), до 30 000 рублей на юрлиц.
Как показывает судебная практика, рассматриваемая статья КоАП РФ применяется в том числе и при нарушении, представленном непредоставлением полной информации покупателю о товаре. Такое нарушение, как следует из ряда вышеперечисленных норм по постановлению № 2463 — например, предписывающих дополнять кассовый чек товарным, может регулярно фиксироваться проверяющими органами.
- Ст. 14.8 КоАП РФ (нарушение права потребителя на получение информации о товаре, изготовителе, продавце) — ССЫЛКА.
Это более «мягкая» статья — со штрафом на должностных лиц до 1000 рублей, на юрлиц — до 10 000 рублей. Применяется, как правило, при несущественных нарушениях в части информирования покупателей (например, при отсутствии единообразно оформленных ценников, данных об адресе магазина на входе в него – ССЫЛКА). Вместе с тем, в потенциале статья применима во всех случаях, когда нет четких оснований штрафовать фирму по «жесткой» ст. 14.5 Кодекса, а формальные признаки нарушений имеются.
Как и, безусловно, в тех случаях, когда информация о товаре для потребителя может быть особенно ценной. Прежде всего — при дистанционной торговле, когда решение о покупке применяется как раз в первую очередь на основании имеющейся информации, поскольку потрогать и примерить товар нельзя. Такую информацию в соответствии с постановлением № 2463 продавец обязан публиковать очень внимательно.
Какие документы нужны, чтобы продавать товары на улице с рук
Список разрешительной документации выглядит следующим образом:
-
Свидетельство о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
- Разрешение санитарно-эпидемиологической службы (для продовольственных товаров).
- Перечень продукции, допущенный к продаже СЭС.
Важно! если реализуемая продукция не подлежит обязательному лицензированию, получать дополнительное разрешение на её продажу, не требуется.
Однако гражданам, которые решили заняться этим видом деятельности, следует помнить о том, что далеко не везде можно расположиться со своими товарами. При этом, самые выгодные, с точки зрения таких коммерсантов места, находятся под запретом.
В частности, вот перечень точек, где уличная торговля запрещена в любом городе:
- Вплотную к фасадам зданий.
- Памятники архитектуры и монументы.
- Фонтаны, клумбы и другие декоративные украшения города.
- Перекрёстки (не ближе, чем за 20 метров).
- Железнодорожные переезды.
- Охраняемые объекты.
- Стоянки и остановки общественного транспорта.
На перечисленных территориях могут располагаться только стационарные точки продаж. Торговля с рук здесь категорически запрещена, и даже наличие всех разрешительных документов не спасет от штрафа.
Полномочия представителей органов власти
По мнению автора, законодателям необходимо отдать должное за то, что в Законе N 381-ФЗ они четко прописали полномочия всех представителей органов власти в области регулирования торговой деятельности.
Например, Правительство РФ вправе утверждать методику расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, а также методику расчета объема всех реализованных продовольственных товаров в границах субъекта РФ (в том числе в границах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), муниципального района и городского округа в денежном выражении за финансовый год.
Следует отметить, что последний норматив необходим для антимонопольного регулирования торговой деятельности, но об этом чуть позже.
В компетенцию федеральных органов власти входит:
- утверждение методических рекомендаций по разработке региональных программ развития торговли;
- утверждение формы торгового реестра <4>, порядка его формирования и предоставления информации, содержащейся в данном документе;
- участие совместно с уполномоченным федеральным органом в определении содержания форм статистической отчетности, применяемых в области торговой деятельности, сроков их представления хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность и поставку товаров (за исключением производителей товаров).
<4> Торговый реестр включает в себя сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность, о хозяйствующих субъектах, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей товаров), и о состоянии торговли на территории субъекта РФ (ст. 5 гл. 1 Закона N 381-ФЗ).
А на плечи органов местного самоуправления ложится реализация государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта РФ.
В частности, местные представители органов власти:
- разрабатывают и принимают законы (иные нормативные правовые акты) субъектов РФ в области государственного регулирования торговой деятельности;
- устанавливают (согласно утвержденной Правительством РФ методике расчета) нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для конкретного субъекта РФ;
- ведут информационно-аналитическое наблюдение за состоянием рынка определенного товара;
- разрабатывают и реализовывают мероприятия, которые могут каким-либо образом содействовать развитию торговой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ.
Как характеризуется уличная торговля со стороны закона
Другое дело, нелегальная уличная торговля. Под этим определением понимается торговая точка, которая может возникнуть в любом районе города. Например, тот же пенсионер поставил рядом с проезжей частью ящик, и продаёт с него яблоки. Подобная деятельность противоречит сразу двум статьям Кодекса об административных правонарушениях:
- ст. 14.1 КоАП — предпринимательская деятельность без образования ИП, карается штрафом в 500-200 рублей;
- ст. 14.4 — реализация товаров ненадлежащего качества, карается штрафом в размере 1000-2000 рублей.
Важно! Размер штрафов устанавливается региональными властями, поэтому может изменяться в различных городах страны.
Наверняка у многих возникает логичный вопрос: «Почему товар, продаваемый на улице, относится к категории ненадлежащего качества?». Дело в том, что под это определение попадает не только «просрочка» и продукция с дефектом. Те же яблоки, которые предприимчивый пенсионер продает рядом с дорогой, не проходили процедуру санитарного контроля, поэтому по умолчанию представляют угрозу здоровью граждан. Кроме того, это продовольственная продукция, которая реализуется с нарушением всех санитарно-эпидемиологических норм и требований.
Если от яблок особой опасности можно не ждать, то следует подумать вот о чём. Ведь уличные торговцы часто предлагают прохожим мясо, рыбу, полуфабрикаты, которые хранятся без холодильников. Даже прохладительные напитки, продающиеся в жару рядом с остановками общественного транспорта, могут представлять угрозу. Ведь если торговля ведётся бесконтрольно, где гарантия, что опустевшие резервуары перед заполнением промываются должным образом?
Именно по этим причинам, федеральные и муниципальные власти стараются регулировать уличную торговлю.
Особенности размещения нестационарных торговых объектов
Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с определенной схемой. Данная схема разрабатывается и утверждается органами местного самоуправления с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Основной принцип, которым руководствуются представители органов власти при разработке этого документа, заключается в поддержке представителей малого или среднего предпринимательства. На долю данной категории хозяйствующих субъектов должно приходиться не менее 60% нестационарных торговых объектов от их общего количества.
Всю информацию об утвержденной схеме, а также обо всех вносимых в нее изменениях хозяйствующие субъекты могут найти на официальных сайтах соответствующих органов власти.
Особо следует отметить тот факт, что утверждение схемы, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанного документа или внесения изменений в него.
Также важно подчеркнуть, что порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в помещениях или на земельных участках, находящихся в частной собственности, как и прежде, устанавливается собственником с учетом требований, определенных законодательством РФ
Заявления о проверке проекта соглашения
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 35 Закона о защите конкуренции хозяйствующие субъекты, имеющие намерение достичь соглашения, вправе обратиться в антимонопольный орган с заявлением о проверке соответствия проекта соглашения в письменной форме требованиям антимонопольного законодательства. Вместе с указанным заявлением в антимонопольный орган представляются документы и сведения в соответствии с Перечнем, утвержденным Приказом ФАС России от 18.06.2007 N 168 «Об утверждении Перечня документов и сведений, представляемых в антимонопольный орган при представлении заявления хозяйствующими субъектами, имеющими намерение заключить соглашение». При этом антимонопольный орган уполномочен проверять проекты соглашений только с определенными контрагентами при представлении всех документов и сведений, предусмотренных вышеназванным Приказом. Кроме того, представляемые проекты соглашений не должны содержать условий, не согласованных участниками соглашений.
Торговые объекты под общим управлением
Торговыми объектами, находящимися под общим управлением, являются торговые объекты, находящиеся у хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность (на праве пользования и (или) владения и (или) распоряжения), а также находящиеся у иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность и образующих с ним одну группу лиц. Такое объединение обусловлено тем, что, по смыслу антимонопольного законодательства в группу входит несколько хозяйствующих субъектов, между которыми существует взаимосвязь, позволяющая рассматривать это объединение как единый экономический субъект. Поэтому согласно ч. 2 ст. 9 Закона о защите конкуренции <2> требования антимонопольного законодательства распространяются на группу лиц.
<2> Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».
На заметку. Представители бизнеса посчитали, что ФАС, включив в перечень торговых объектов, находящихся под общим управлением, объекты, находящиеся у всех субъектов, входящих в одну группу лиц, расширительно истолковал Закон о торговле. Данная проблема поднималась на заседании Экспертного совета ФАС (Протокол от 04.06.2010 N 4). Владельцы бизнеса отметили: поскольку деятельность по управлению торговыми объектами осуществляет исполнительный орган хозяйственного общества, то под «общим управлением торговыми объектами» Закон о торговле понимает управление торговыми объектами:
- одним хозяйственным обществом;
- разными хозяйственными обществами, если исполнительный орган одного хозяйственного общества имеет возможность оказывать влияние на принятие решений исполнительным органом другого хозяйственного общества или же на принятие решений исполнительными органами хозяйственных обществ может оказывать влияние исполнительный орган одного и того же третьего хозяйственного общества в силу полного или частичного совпадения персонального состава исполнительных органов управления или наличия соглашения между ними.
Однако ФАС осталась на прежней позиции: общее управление должно квалифицироваться как управление субъектами, входящими в одну группу лиц.
Отметим, что на данный момент на сайте ФАС размещен проект федерального закона о внесении поправок в Закон о торговле, в котором предлагается в дефиниции торговой сети заменить слова «торговых объектов, которые находятся под общим управлением» на «торговых объектов, которые находятся на любом законном основании у хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность, а также у хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность и образующих с ним одну группу лиц». Если поправки будут приняты, термин «общее управление» попросту исчезнет из Закона о торговле.
Понятия, термины, определения
Основные понятия, используемые в Законе о торговле, содержатся в ст. 2. Комментируемым законом внесены корректировки в определение «торговая сеть».
Старая редакция закона |
Новая редакция закона |
---|---|
Торговая сеть |
|
Совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации |
Совокупность двух и более торговых объектов, которые принадлежат на законном основании хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам, входящим в одну группу лиц в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации |
Кроме прочего, введено новое понятие – «услуги по продвижению товаров». Под ними понимаются услуги, оказываемые хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, в целях продвижения продовольственных товаров, в том числе путем (п. 10 ст. 2 Закона о торговле):
- рекламирования продовольственных товаров;
- осуществления их специальной выкладки;
- исследования потребительского спроса;
- подготовки отчетности, содержащей информацию о таких товарах;
- осуществления иной деятельности, направленной на продвижение продовольственных товаров.
Основные принципы и задачи Закона
Согласно Закону N 381-ФЗ государственное регулирование торговой деятельности осуществляется посредством:
- установления требований к ее организации и ведению;
- антимонопольного регулирования и информационного обеспечения;
- государственного и муниципального контроля (надзора).
Отметим, что перед законодателями стояло как минимум две задачи: обеспечить соблюдение прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, а также сбалансировать экономические интересы указанных хозяйствующих субъектов, обеспечив при этом соблюдение прав и законных интересов населения.
Новый Закон, по мнению чиновников, должен благотворно повлиять на развитие торговли в целом, сделать товары для населения более доступными и сформировать здоровую конкуренцию в этой области.
В п. 1 ст. 3 Закона N 381-ФЗ отмечено, что правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом, настоящим Законом, Законом о защите прав потребителей <3>, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
<3> Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1.
Что запрещается органам власти?
В ст. 15 Закона N 381-ФЗ четко прописаны антимонопольные требования к органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности. В частности, представителям органов власти запрещается:
- возлагать на хозяйствующих субъектов обязанности по участию в повторной (дополнительной по отношению к проведенной в соответствии с федеральными законами) проверке качества и безопасности товаров, в региональной или муниципальной системе качества товаров;
- принуждать хозяйствующих субъектов к участию в прохождении контрольных и (или) разрешительных процедур, установленных нормативными правовыми актами субъектов РФ (муниципальными правовыми актами) в дополнение к предусмотренным федеральными законами процедурам и являющихся условиями организации и осуществления торговой деятельности на территории субъекта РФ (муниципального образования). В данном случае речь идет об аттестации торговых объектов, аккредитации хозяйствующих субъектов, сертификации товаров, соответствии торговых объектов требованиям законодательства РФ;
- принуждать к продаже товаров по ценам, определенным в порядке, установленном органами исполнительной власти субъектов РФ (за исключением случаев, если такие органы в установленном порядке наделены правом осуществлять государственное регулирование цен на товары) или органами местного самоуправления.
Также представители органов власти не могут принимать нормативно-правовые акты, решения, предусматривающие:
- установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров между субъектами РФ, между муниципальными образованиями в границах субъекта РФ;
- введение ограничений продажи отдельных видов товаров на территориях субъектов РФ, территориях муниципальных образований в границах субъектов РФ;
- понуждение хозяйствующих субъектов к заключению в приоритетном порядке договоров поставки товаров с определенными контрагентами;
- установление для хозяйствующих субъектов ограничений выбора контрагентов;
- дискриминацию хозяйствующих субъектов в предоставлении доступа к объектам транспорта, инфраструктуры.