Статья 19. сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара

Содержание:

Содержание потребительского закона

Закон 18 о «Защите прав потребителей» состоит из четырех разделов, которые включают:

  • Общие положения.
  • Защиту потребительских прав при продаже товаров потребителю.
  • Защиту потребительских прав при оказании услуг или выполнении работ.
  • Государственную и общественную защиту прав потребителей.

В общих положениях прописаны права потребителя, касающиеся приобретенного товара. На товаре изготовитель или продавец указывает срок годности товара. На упаковке в обязательном порядке присутствует информация об изготовителе и правила безопасного использования.

Если изготовителем не предусмотрен гарантийный срок товара или услуги, данную информацию может указывать продавец. Вред, причиненный некачественным товаром, возмещается потребителю согласно статье 14 Закона. Если причину вреда устранить нет возможности, такой товар снимается с производства.

Разделы закона

В разделе по защите потребительских прав при выполнении услуг прописаны права потребителя при нарушениях сроков выполняемых работ, при обнаружении недостатков в процессе выполнения и сроках исправления выявленных погрешностей.

Потребитель имеет право в любой момент отказаться от оказываемых услуг при условии, если он оплатит фактически понесенные расходы исполнителя, возникшие при выполнении работы.

Также в разделе прописана ответственность сторон при выполнении работ исполнителем из собственных материалов и материалов потребителя.

Раздел «Государственная и общественная защита прав потребителя» регламентирует контроль органами государственного надзора за соблюдением изготовителем (продавцом) всех требований в области защиты потребительских прав.

В данном разделе прописана ответственность за нарушение права потребителя, которая регламентируется законодательством о защите прав потребителей. За такие нарушения прочими законодательными документами предусмотрена административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность.

Потребители могут добровольно объединяться в ассоциации и союзы для участия в создании нормативных документов, касающихся качества и безопасности товара, а также прочих документов, регламентирующих сферу защиты прав потребителей.

Как вернуть некачественный товар в 2021 году

При выявлении неисправностей следует обратиться в магазин, где была произведена покупка. Действовать можно в соответствии с одним из следующих вариантов:

  • расторгается договор, товар возвращается продавцу, а деньги за покупку – владельцу;
  • недостатки устраняются за счет поставщика;
  • товар меняют на аналогичный либо любой другой (с перерасчетом стоимости).

В магазине необходимо будет составить претензию в свободной форме с указанием причин возврата/обмена вещи. Заявление предъявляется вместе с чеком (при его отсутствии можно использовать показания свидетелей, видео или фото, подтверждающие факт покупки).

Условия возврата

Поставщик должен произвести возврат только в том случае, если неисправности возникли по вине изготовителя. Для подтверждения этого практически всегда назначают экспертизу. Клиенту не придется ее оплачивать, кроме тех случаев, когда дефект возник по его вине.

При покупке товара ненадлежащего качества потребителю обязаны предоставить на его выбор:

  • полное устранение неисправностей;
  • уменьшение стоимости;
  • замену на аналогичный товар;
  • замену на другой товар с перерасчетом стоимости.

Также можно потребовать возвращения затраченных средств (и даже процентов, если вещь приобрели в кредит).


Как вернуть некачественный товар в продовольственный магазин.

Через какое время вернут деньги

Продавец обязан возместить средства в течение 10 суток с момента обращения недовольного клиента. В течение этого срока проводится экспертиза (за исключением сложных случаев, когда требуется 45 дней). Если покупатель возвращает качественный товар, деньги ему должны возместить сразу или в течение 3 суток.

Если покупка оплачивалась по безналичному расчету, перевод средств на банковскую карту может занять несколько дней (срок зависит от конкретного банка).

Другой комментарий к статье 19.2 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Целями опломбирования являются предотвращение проникновения посторонних лиц в опломбированные помещения, а также обеспечение сохранности имущества. Так, в соответствии с п. 25 ст. 11 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 «О милиции» сотрудники милиции вправе опечатать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей.

Обычно при опломбировании применяются личные номерные печати (ЛНП) и пломбиры, позволяющие идентифицировать соответствующее должностное лицо (см. письмо ГТК России от 26 января 1996 г. N 01-15/1451 «О введении перечня личных номерных печатей и пломбиров»).

2. Административная ответственность за повреждение пломб грузовых вагонов, автомобилей и автомобильных прицепов, контейнеров, трюмов, грузовых отсеков и других грузовых помещений плавучих средств и воздушных судов установлена ч. 2 ст. 11.15 КоАП (см. комментарий).

КП: примечание.

Приказ МПС РФ от 12.04.1999 N 22Ц «Об утверждении Правил пломбирования вагонов и контейнеров» утратил силу с 30 июня 2003 года в связи с изданием Приказа МПС РФ от 17.06.2003 N 24 «Об утверждении Правил пломбирования вагонов и контейнеров на железнодорожном транспорте».

При перевозках грузов железнодорожным транспортом порядок опломбирования подвижного состава (контейнеров) определяется Правилами оборудования транспортных средств (контейнеров) для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами, утвержденными Приказом ГТК России от 19 августа 1994 г. N 426, а также Правилами пломбирования вагонов и контейнеров, утвержденными Приказом МПС России от 12 апреля 1999 г. N 22Ц.

Об умышленном повреждении печати (пломбы) как средства идентификации см. комментарий к ст. 16.11.

3. По смыслу статьи подразумеваются противоправные действия лица, умышленно повреждающего или срывающего (уничтожающего) печать (пломбу). Вскрытие вагонов, контейнеров в процессе таможенного досмотра должностными лицами таможенных органов является правомерным действием.

4

Повреждение или уничтожение печати (пломбы), совершенное по неосторожности, не относится к рассматриваемому административному правонарушению

5. Уничтожение, повреждение печатей, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности, квалифицируются как преступление (ч. 1 ст. 325 УК).

6. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются:

— начальниками территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним ОВД, их заместителями, начальниками территориальных отделов (отделений) милиции, их заместителями, старшими участковыми инспекторами, участковыми инспекторами — в соответствии с п. 1, 9 ч. 2 ст. 23.3 КоАП;

— применительно к административным правонарушениям, совершенным на объектах, подконтрольных (поднадзорных) органам Госгортехнадзора России, — должностными лицами Госгортехнадзора России и его территориальных органов, указанных в ч. 2 ст. 23.31 КоАП;

— в части административных правонарушений, совершенных на объектах, подконтрольных (поднадзорных) органам, осуществляющим государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии, — должностными лицами данных органов, указанными в ч. 2 ст. 23.33 КоАП (см. комментарий к данной статье).

Комментарий к статье 19.2 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного принуждения посредством опечатывания уполномоченными должностными лицами определенных предметов. Правовую основу данных отношений составляет установленный порядок опечатывания данных предметов.

2. С объективной стороны данное правонарушение имеет форму действия и выражается в повреждении или срыве печати (пломбы), наложенной правомочным должностным лицом. Под данное деяние не подпадают действия, предусмотренные ст. 11.15 настоящего Кодекса, «повреждение имущества на транспортных средствах общего пользования, грузовых вагонов или иного предназначенного для перевозки и хранения грузов на транспорте оборудования» и ст. 16.11 «уничтожение, удаление, изменение либо замена средств идентификации, используемых таможенным органом, без разрешения таможенного органа, а равно повреждение либо утрата таких средств идентификации».

3. С субъективной стороны это умышленное правонарушение.

4. Субъектами правонарушения выступают индивидуальные субъекты права (граждане и должностные лица).

5. Составляют протоколы и рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, должностные лица органов внутренних дел, должностные лица органов государственного горного и промышленного надзора, должностные лица органов, осуществляющих государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии.

Статья 28 Закона о защите прав потребителей. Последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг)

  1. Если исполнитель нарушил сроки выполнения работы (оказания услуги) — сроки начала и (или) окончания выполнения работы (оказания услуги) и (или) промежуточные сроки выполнения работы (оказания услуги) или во время выполнения работы (оказания услуги) стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель по своему выбору вправе:
    назначить исполнителю новый срок;
    поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
    потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги);
    отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги).
    Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков выполнения работы (оказания услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
  2. Назначенные потребителем новые сроки выполнения работы (оказания услуги) указываются в договоре о выполнении работы (оказании услуги).
    В случае просрочки новых сроков потребитель вправе предъявить исполнителю иные требования, установленные пунктом 1 настоящей статьи.
  3. Цена выполненной работы (оказанной услуги), возвращаемая потребителю при отказе от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), а также учитываемая при уменьшении цены выполненной работы (оказанной услуги), определяется в соответствии с пунктами 3, 4 и 5 статьи 24 настоящего Закона.
  4. При отказе от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) исполнитель не вправе требовать возмещения своих затрат, произведенных в процессе выполнения работы (оказания услуги), а также платы за выполненную работу (оказанную услугу), за исключением случая, если потребитель принял выполненную работу (оказанную услугу).
    Абзац исключен.
  5. В случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена — общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).
    Неустойка (пеня) за нарушение сроков начала выполнения работы (оказания услуги), ее этапа взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до начала выполнения работы (оказания услуги), ее этапа или предъявления потребителем требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.
    Неустойка (пеня) за нарушение сроков окончания выполнения работы (оказания услуги), ее этапа взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до окончания выполнения работы (оказания услуги), ее этапа или предъявления потребителем требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.
    Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги).
    Размер неустойки (пени) определяется, исходя из цены выполнения работы (оказания услуги), а если указанная цена не определена, исходя из общей цены заказа, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено исполнителем в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование потребителя добровольно удовлетворено не было.
  6. Требования потребителя, установленные пунктом 1 настоящей статьи, не подлежат удовлетворению, если исполнитель докажет, что нарушение сроков выполнения работы (оказания услуги) произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя.

Комментарий к статье 19.2 КоАП РФ

1. Комментируемая статья предусматривает ответственность как граждан, так и должностных лиц, устанавливает административные наказания за нарушение мер по сохранности имущества, принимаемые уполномоченными должностными лицами.

Возможность применения уполномоченными должностными лицами в качестве таких мер опечатывания (опломбирования) помещений, предметов предусматривается в ряде законодательных и иных нормативных правовых актов РФ. В частности, ст. 74 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ устанавливает обязанность грузоотправителя опломбировать загруженные трюмы судов, контейнеры с грузами. В соответствии с Кодексом торгового мореплавания РФ перевозчик не несет ответственности за утрату или повреждение принятого для перевозки груза, прибывшего в порт назначения в исправных грузовых помещениях с исправными пломбами отправителя.

Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (с изм. и доп.) устанавливается, что пустые переносные и стационарные ящики для голосования опечатываются печатью участковой избирательной комиссии (пломбируются). Федеральный закон от 26 марта 1998 г. «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (с изм. и доп.) предусматривает право должностных лиц органов государственного контроля за геологическим изучением и разведкой месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычей, производством, использованием и обращением опечатывать помещения постоянного или временного хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, продукции из них, рабочих мест, транспортных средств в случаях выявления нарушений установленного порядка получения, расходования, учета и хранения этих ценностей, сбора их лома и отходов.

2. Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения, связанные с установлением порядка деятельности уполномоченных должностных лиц по сохранности материальных ценностей и их права опечатывать (опломбировывать) места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей.

3. Объективную сторону комментируемого правонарушения составляет действие, повлекшее умышленное повреждение или срыв печати (пломбы), наложенной правомочным должностным лицом с целью сохранности имущества, недопущения его дальнейшего использования, в том числе и в связи с арестом имущества и во избежание иных отрицательных последствий. Как правило, при опечатывании (опломбировании) применяются номерные печати и пломбиры, позволяющие идентифицировать соответствующее должностное лицо.

Действие данной статьи не распространяется на специальные составы административных правонарушений, предусматривающие административные наказания за нарушения пломб при транспортных перевозках (ч. 2 ст. 11.15) и при уничтожении, повреждении, утрате либо изменении средств идентификации, примененных таможенным органом (ст. 16.11).

Следует учитывать, что уничтожение, повреждение печатей, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности, квалифицируются как преступление (ч. 1 ст. 325 УК РФ).

4. Субъект данного административного правонарушения — физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, либо должностное лицо.

С субъективной стороны комментируемое правонарушение характеризуется прямым умыслом (ч. 1 ст. 2.2)

Оно не может быть совершено по неосторожности

5. Дела о правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).

Комментарий к статье 19.1. КоАП РФ:

1. Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами устанавливается порядок осуществления гражданами их прав. Самовольным является такой способ реализации права, который противоречит закону или соответствующим правилам. Таким образом, самоуправство посягает на установленный в государстве порядок управления, порядок осуществления гражданами принадлежащих им прав.

2. Действительным признается право, принадлежащее лицу на основе закона или подзаконного акта. Предполагаемым является право, по добросовестному заблуждению виновного, якобы принадлежащее ему или другому лицу, в интересах которого он действует. В том случае, если лицо действует заведомо незаконно, добиваясь своего действительного или мнимого права вопреки установленному порядку, оно может быть привлечено к ответственности по данной статье, если его действия не содержат состава иного административного правонарушения или преступления.

3. Объективная сторона самоуправства характеризуется активными действиями. Например, гражданин самовольно, вопреки установленному порядку, перепланирует свою квартиру, ослабляя тем самым противошумовую защиту и несущие конструкции в доме.

4. Состав административного правонарушения по данной статье имеется в том случае, если отсутствуют последствия в виде причинения существенного вреда гражданам либо организациям (юридическим лицам), применения насилия или угрозы его применения. Здесь является важным разграничение административно наказуемого и преступного самоуправства, предусмотренного ст. 330 УК РФ. Для объективной стороны преступного самоуправства необходимо наличие существенного вреда, причиненного физическому или юридическому лицу, иной организации, государству, либо применение насилия или угрозы его применения.

Существенность вреда может определяться его размером, характером, а также особой для потерпевшего ценностью нарушенного блага, т.е. может выразиться в материальном ущербе, моральном вреде, нарушении прав граждан (например, лишении гражданина возможности пользоваться жилой площадью) и т.п. Решающее значение для квалификации самоуправства имеет не сумма ущерба, а ощутимость его для потерпевшего. В ряде случаев вред может быть неисчислим, например при нарушении жилищных прав, нормальной работы организации, деловой репутации и т.п

При оценке вреда принимается во внимание та объективная оценка подобного рода ущерба, которая существует в обществе и в конечном счете определяется судом (судьей)

5. Самоуправство — правонарушение умышленное. Оно может быть совершено только с умыслом — прямым или косвенным.

6. Субъектом данного правонарушения могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста, либо должностные лица, совершившие самоуправные действия с использованием своего служебного положения.

7. Дела об административных правонарушениях в виде самоуправства рассматривают мировые судьи, а дела о правонарушениях, совершенных военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, — судьи гарнизонных военных судов (ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Почему не стоит обращаться в Роспотребнадзор?

Многие убеждены, что если их права нарушили, то нужно обращаться в Роспотребнадзор. Но это неправильно. Почему? На этот вопрос ответит сам Роспотребнадзор3:

«Одновременно сообщаем, что органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не уполномочены рассматривать имущественные споры и не вправе в административном порядке обязать хозяйствующий субъект совершать какие-либо действия, вытекающие из договорных отношений, поскольку указанными полномочиями наделены исключительно судебные органы.

Разрешение имущественных споров, составляющих основную массу таких обращений и жалоб, согласно законодательству, возможно исключительно в порядке гражданского судопроизводства и не требует обращения в государственные органы, что установлено положениями ст. 18–24, 29 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 “О защите прав потребителей” (далее – Закон).

При отказе продавца товара (исполнителя услуг) удовлетворить законные требования потребителя спор о надлежащем исполнении обязательств по договору купли-продажи или возмездного оказания услуг возможно урегулировать только в порядке гражданского судопроизводства в соответствии со ст. 17 Закона и ст. 11 Гражданского кодекса РФ. Вопросы выплаты компенсации морального вреда, понесенных расходов также разрешаются исключительно в судебном порядке (ст. 15 Закона)».

Часто люди обращаются за помощью в юридические фирмы. Многие попадают на недобросовестных «специалистов», которые берут деньги и обещают написать жалобу в Роспотребнадзор. Но это легальное мошенничество. Поймите, жалоба не позволит достичь необходимого результата, как предъявление претензии продавцу (исполнителю) для решения вопроса в добровольном порядке или подача иска в суд. Поэтому, если с продавцом договориться не удалось, а вы все же рассчитываете вернуть деньги и получить компенсацию, обращайтесь в суд – самостоятельно или с хорошим юристом.

(Перед профессиональными мошенниками трудно устоять. Жертвами недобросовестных продавцов и юристов становятся граждане независимо от их образования и доходов. Как отличить настоящее от поддельного – читайте в статье «Обманутые дважды: сначала покупатели платят за некачественный товар, а потом за попытку вернуть деньги»).

Начало гарантии

Срок гарантии начинает течь со дня изготовления в единственном случае: если невозможно установить дату продажи. Во всех остальных случаях срок гарантии начинается с момента фактического перехода товара покупателю либо позже. Если купленная вещь ещё не функциональна, потому что ввиду сложности продавец должен установить и настроить её для использования, срок гарантии пойдёт с того дня, когда установку и настройку произведут. Если товар отправлялся покупателю по почте или курьером, то срок гарантии течёт со дня, когда товар реально перешёл в руки покупателя. И, наконец, если товар сезонный (например, обувь) гарантийный срок начинает течь со дня наступления сезона для использования данного товара.

Таким образом, момент начала гарантийного срока может откладываться на разное время.

  1. До момента вручения вещи покупателю.
  2. До установки и настройки, для которой требуется квалификация продавца/производителя.
  3. До наступления сезона использования вещи.

Право вернуть любой качественный товар, купленный через Интернет (ст. 26.1 ЗОЗПП)

Вы имеете право на возврат любого товара, если он куплен дистанционно, т.е. через Интернет или по телефону. В данном случае не действует даже список из пункта выше. Вернуть можно всё. Срок для возврата – 7 дней.

Чтобы вас убедить, я написал запрос в Управление Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу. Вот цитата из ответа:

«В соответствии с п. 21 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 (далее – Правила), покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара – в течение 7 дней. В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, покупатель вправе отказаться от отвара в течение 3 месяцев с момента передачи товара. Данным пунктом Правил не предусмотрен конкретный перечень оснований и видов непродовольственных товаров для возврата, следовательно, в него входят все виды непродовольственных товаров, реализация которых осуществляется дистанционным способом».

Другой комментарий к статье 19.17 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. См. п. 1 комментария к ст. 19.15.

Согласно Положению о паспорте гражданина Российской Федерации запрещается изъятие у гражданина паспорта, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ.

В соответствии с п. 21 Положения паспорт лица, заключенного под стражу или осужденного к лишению свободы, временно изымается органом предварительного следствия или судом и приобщается к личному делу указанного лица. При освобождении из-под стражи или отбытии наказания в виде лишения свободы паспорт возвращается гражданину.

2. Паспорт не относится к вещам, являющимся предметом залога. Согласно п. 1 ст. 336 ГК предметом залога может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права (требования), за исключением имущества, изъятого из оборота, требований, неразрывно связанных с личностью кредитора.

3. Субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, являются должностные лица, изымающие паспорт у гражданина РФ в случаях, не предусмотренных законодательством РФ, либо использующие его как предмет залога.

Использование паспорта в качестве предмета залога представляет собой разновидность его незаконного изъятия. Административная ответственность, предусмотренная ч. 2 комментируемой статьи, наступает за незаконное изъятие паспорта гражданина РФ, заграничного, дипломатического, служебного паспорта, а также паспорта моряка.

Незаконное изъятие паспорта следует отграничивать от его похищения. Согласно ч. 2 ст. 325 УК похищение у гражданина паспорта квалифицируется как преступление.

4. О статусе документов, удостоверяющих личность гражданина, см. также п. 2 комментария к ст. 19.23.

5. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 23.3 КоАП дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются начальниками территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним ОВД, их заместителями, начальниками территориальных отделов (отделений) милиции, их заместителями.

6. О процессуальных особенностях применения административного наказания в случаях, установленных ч. 2 рассматриваемой статьи, см. п. 10 комментария к ст. 19.15.

Комментарии к ст. 19.1 КОАП РФ

1. Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами устанавливается порядок осуществления гражданами их прав. Самовольным является такой способ реализации права, который противоречит закону или соответствующим правилам. Таким образом, самоуправство посягает на установленный в государстве порядок управления, порядок осуществления гражданами принадлежащих им прав.

2. Действительным признается право, принадлежащее лицу на основе закона или подзаконного акта. Предполагаемым является право, по добросовестному заблуждению виновного, якобы принадлежащее ему или другому лицу, в интересах которого он действует. В том случае, если лицо действует заведомо незаконно, добиваясь своего действительного или мнимого права вопреки установленному порядку, оно может быть привлечено к ответственности по данной статье, если его действия не содержат состава иного административного правонарушения или преступления.

3. Объективная сторона самоуправства характеризуется активными действиями. Например, гражданин самовольно, вопреки установленному порядку, перепланирует свою квартиру, ослабляя тем самым противошумовую защиту и несущие конструкции в доме.

4. Состав административного правонарушения по данной статье имеется в том случае, если отсутствуют последствия в виде причинения существенного вреда гражданам либо организациям (юридическим лицам), применения насилия или угрозы его применения. Здесь является важным разграничение административно наказуемого и преступного самоуправства, предусмотренного ст. 330 УК РФ. Для объективной стороны преступного самоуправства необходимо наличие существенного вреда, причиненного физическому или юридическому лицу, иной организации, государству, либо применение насилия или угрозы его применения.

Существенность вреда может определяться его размером, характером, а также особой для потерпевшего ценностью нарушенного блага, т.е. может выразиться в материальном ущербе, моральном вреде, нарушении прав граждан (например, лишении гражданина возможности пользоваться жилой площадью) и т.п. Решающее значение для квалификации самоуправства имеет не сумма ущерба, а ощутимость его для потерпевшего. В ряде случаев вред может быть неисчислим, например при нарушении жилищных прав, нормальной работы организации, деловой репутации и т.п

При оценке вреда принимается во внимание та объективная оценка подобного рода ущерба, которая существует в обществе и в конечном счете определяется судом (судьей)

5. Самоуправство — правонарушение умышленное. Оно может быть совершено только с умыслом — прямым или косвенным.

6. Субъектом данного правонарушения могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста, либо должностные лица, совершившие самоуправные действия с использованием своего служебного положения.

7. Дела об административных правонарушениях в виде самоуправства рассматривают мировые судьи, а дела о правонарушениях, совершенных военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, — судьи гарнизонных военных судов (ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector