Федеральный закон «об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации» от 27.12.2018 n 498-фз ст 16 (ред. от 27.12.2019)

Содержание:

Домашнее содержание диких животных

Закон коснулся правил содержания не только домашних животных, он также направлен на регулирование правового положения диких зверей. С момента вступления ФЗ № 498 в силу на территории РФ установлен запрет на домашнее содержание некоторых видов диких животных.

Какие дикие звери не могут проживать в квартире, указано в отдельном перечне. По замыслу законодателя, к диким животным, которые не могут законно содержаться в квартире, относятся:

  • крупные хищники,
  • ядовитые животные,
  • опасные для жизни (например, скорпионы или гадюки),
  • звери, для которых крайне трудно создать подходящие комфортные условия обитания на территории жилого дома (например, моржи, тюлени, бегемоты).

Напомним, что перечень животных, запрещенных на содержание в условиях квартиры, окончательно не утвержден соответствующим Постановлением Правительства. Вполне логичным будет добавление в имеющийся в открытом доступе следующий список:

  • львы и тигры, которые часто становятся участниками модных фотосессий,
  • акулы, которых содержат в неподходящих аквариумах,
  • питоны и удавы, которые так любят навещать соседей.

Статья 18. Организация мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев

1. Мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя:

1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных;

2) содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 настоящего Федерального закона;

3) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев;

4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей части;

5) размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.

2. При отлове животных без владельцев должны соблюдаться следующие требования:

1) стерилизованные животные без владельцев, имеющие неснимаемые или несмываемые метки, отлову не подлежат, за исключением животных без владельцев, проявляющих немотивированную агрессивность в отношении других животных или человека;

2) животные, имеющие на ошейниках или иных предметах сведения об их владельцах, передаются владельцам;

3) применять вещества, лекарственные средства, способы, технические приспособления, приводящие к увечьям, травмам или гибели животных, не допускается;

4) индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие отлов животных без владельцев, несут ответственность за их жизнь и здоровье;

5) индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие отлов животных без владельцев, обязаны вести видеозапись процесса отлова животных без владельцев и бесплатно представлять по требованию уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации копии этой видеозаписи;

6) индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие отлов животных без владельцев, обязаны представлять сведения об объеме выполненных работ в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

3. Осуществлять отлов животных без владельцев в присутствии детей не допускается, за исключением случаев, если животные без владельцев представляют общественную опасность.

4. Физические лица и юридические лица обязаны сообщать о нахождении животных без владельцев, не имеющих неснимаемых и несмываемых меток, на территориях или объектах, находящихся в собственности или пользовании таких лиц, в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный осуществлять организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, и обеспечивать доступ на указанные территории или объекты представителям организации, осуществляющей отлов животных без владельцев.

5. Содержание отловленных животных без владельцев в местах и пунктах временного содержания животных, не являющихся приютами для животных, не допускается.

6. При возврате животных без владельцев на прежние места их обитания индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие возврат животных без владельцев, обязаны вести видеозапись процесса возврата животных без владельцев и бесплатно представлять по требованию уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации копии этой видеозаписи.

7. Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Правовые последствия

Запрещается
  • стравливать животных между собой и устраивать бои;
  • содержать в домашних условиях диких животных;
  • выгуливать собак на территориях, не предназначенных для этих целей;
  • выводить бойцовых собак на улицу без намордника;
  • скармливать хищникам других живых животных в общественных местах;
  • выгонять питомцев на улицу: только передача в питомник либо новому владельцу;
  • устраивать зоопарки контактного типа в торгово-развлекательных комплексах;
  • держать зверей в барах, ресторанах и других заведениях общепита.
Необходимо
  • контролировать репродуктивную функцию, чтобы избежать появления нежелательного приплода;
  • осуществлять надлежащий уход и своевременное прохождение ветеринарных обследований;
  • относится к домашним и диким питомцам как к живым существам, способным испытывать боль и страдания;
  • обнаружив на улице домашнее животное, передавать его владельцу либо в приют;
  • убирать продукты жизнедеятельности, если выгул питомца осуществляется на улице.

Как будут работать приюты для животных?

При попадании бездомного животного в приют (как государственный, так и частный) ему должны провести клинический осмотр и обеспечить 10-дневный карантин. Затем животное должны вакцинировать, поставить на учет, промаркировать неснимаемыми и несмываемыми метками, а также стерилизовать. После этого неагрессивных животных предполагается отпускать. Процесс возврата животного в среду обитания должен быть снят на видео.

Данные о беспризорных животных, которые поступили в приют (фотография, краткое описание, дата и место обнаружения), должны размещаться в интернете в течение трех дней.

Также в законе сказано, что животные должны содержаться в приюте до наступления естественной смерти, до возврата на прежние места обитания или до передачи новым владельцам. Умерщвлять питомцев приютов запрещено, за исключением тех случаев, когда животное обречено и требуется прекратить его физические страдания. В такой ситуации это делает ветеринар и только гуманными методами, гарантирующими быструю и безболезненную смерть. Помимо этого закон запрещает передавать питомцев приюта для использования в качестве лабораторных животных.

По словам волонтера движения «Супер Собака» Марии Серегиной, в законе не прописано наказание за ненадлежащее обращение с животными и ничего не сказано о создании приютов в регионах. «Если в Москве порядка 13 муниципальных приютов, то в регионах их практически нет. Без соответствующего распоряжения об их создании все бессмысленно. В законе оговаривается запрет на отстрел животных, а с другой стороны, куда их тогда девать? Их нужно помещать в приюты, а для этого приюты нужно открывать».

Еще один вопрос у зоозащитников и волонтеров вызывает регистрация животных. «Допустим, мы находим на улице собаку, — рассказывает Мария Серегина, — даже если она с ошейником или поводком, это не сыграет большой роли, потому что у нас в стране нет никакой единой базы учета животных. Хотя правительство Москвы говорит, что она есть, по факту ее нет. Найдя собаку на улице, мы не сможем найти ее хозяина. Соответственно, не сможем его оштрафовать. Все упирается в то, что собаку нужно регистрировать, как это делается во всех цивилизованных странах мира. И даже в менее развитых, чем Россия».

Владелец частного приюта «Муркоша» Григорий Добрый говорит, что хоть закон и требует доработки, все равно это большой провыв. «На законодательном уровне понятия частного приюта вообще не существовало до принятия закона, в этом документе впервые было введено такое понятие, притом что де-факто частных приютов в России сотни».

Вячеслав Прокофьев / ТАСС

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) владелец животного (далее также — владелец) — физическое лицо или юридическое лицо, которым животное принадлежит на праве собственности или ином законном основании;

2) деятельность по обращению с животными без владельцев — деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

3) дикие животные, содержащиеся или используемые в условиях неволи (далее также — дикие животные в неволе), — дикие животные, изъятые из среды их обитания (в том числе ввезенные на территорию Российской Федерации из других государств), потомство таких животных (в том числе их гибриды);

4) домашние животные — животные (за исключением животных, включенных в перечень животных, запрещенных к содержанию), которые находятся на содержании владельца — физического лица, под его временным или постоянным надзором и местом содержания которых не являются зоопарки, зоосады, цирки, зоотеатры, дельфинарии, океанариумы;

5) жестокое обращение с животным — обращение с животным, которое привело или может привести к гибели, увечью или иному повреждению здоровья животного (включая истязание животного, в том числе голодом, жаждой, побоями, иными действиями), нарушение требований к содержанию животных, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (в том числе отказ владельца от содержания животного), причинившее вред здоровью животного, либо неоказание при наличии возможности владельцем помощи животному, находящемуся в опасном для жизни или здоровья состоянии;

6) животное без владельца — животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен;

7) использование животных в культурно-зрелищных целях — использование животных при осуществлении деятельности в области культуры, отдыха и развлечений (в том числе в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах), на выставках животных, в спортивных соревнованиях, в процессе производства рекламы, при создании произведений кинематографии, для производства фото- и видеопродукции, на телевидении, в просветительской деятельности, в целях демонстрации (в том числе в местах розничной торговли, местах оказания услуг общественного питания);

8) место содержания животного — используемые владельцем животного здание, строение, сооружение, помещение или территория, где животное содержится большую часть времени в течение суток;

9) обращение с животными — содержание, использование (применение) животных, осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев и осуществление иной деятельности, предусмотренной настоящим Федеральным законом, а также совершение других действий в отношении животных, которые оказывают влияние на их жизнь и здоровье;

10) потенциально опасные собаки — собаки определенных пород, их гибриды и иные собаки, представляющие потенциальную опасность для жизни и здоровья человека и включенные в перечень потенциально опасных собак, утвержденный Правительством Российской Федерации;

11) служебные животные — животные, специально подготовленные и используемые (применяемые) в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики и иных объектов, а также в иных целях, установленных законодательством Российской Федерации;

12) условия неволи — искусственно созданные условия жизни животных, которые исключают возможность их свободного передвижения вне специально оборудованных мест и при которых полное жизнеобеспечение животных зависит от человека.

Основные положения нового законопроекта

Рассмотрим ключевые аспекты первого российского закона, регулирующего нормы обращения с животными.

Обязательная регистрация домашних собак и кошек

Этот вопрос беспокоит многих заводчиков домашних животных. В частности, разговоры про обязательное чипирование кошек и собак велись уже давно. Эта норма выносилась на рассмотрение ещё в 2011 году, однако, правозащитники предлагали ввести добровольное чипирование. Закон, который был принят 19 декабря 2018 года, не содержит пункта о добровольном либо обязательном вживлении микрочипа.


Так выглядит чип для собаки

Что нужно знать владельцам животных

В качестве дополнения можно указать, что после вступления нормативно-правового акта в законную силу торговать животными можно будет только в специально отведённых для этого местах. Кроме этого, будет запрещено проведение любых медицинских обследований и хирургических вмешательств, способных причинить боль без обезболивающих препаратов.

Важно! Количество животных, которых допускается держать дома, принятый законопроект не регулирует, но предполагается, что здесь нужно руководствоваться нормами общежития и санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Что будет с боями животных

Проведение таких боёв получило широкое распространение в республиках Северного Кавказа, но начиная с 1 января, подобные мероприятия окажутся под запретом. В частности, согласно нормам принятого закона, запрещается устраивать любые зрелищные мероприятия, в результате которых животное может получить серьёзные травмы или погибнуть.

Кроме этого, нельзя натравливать животных на человека и других представителей животного мира, за исключением случаев, когда это не противоречит нормам служебного собаководства и необходимой самообороны.

Запрет контактных зоопарков

Если говорить именно о контактных зоопарках, то здесь вводится ряд обязательных требований. В частности, контакт между человеком и животным должен быть максимально безопасным. Кроме этого, организаторы должны обустроить специальную зону, недоступную для посетителей, где животное может отдохнуть.

Отлов бродячих животных

Мероприятия по отлову бродячих животных запрещается проводить в присутствии детей, за исключением случаев, когда существует угроза здоровью и жизни окружающих. Если на животных имеются несмываемые метки или клипсы, подтверждающие, что четвероногий стерилизован и уже побывал в приюте, то отлов запрещён.

Предыстория

Нынешний закон — не первая попытка урегулировать эту сферу. Еще в 1999 году Госдума приняла закон «О защите животных от жестокого обращения», который годом позже был отклонен Путиным, на тот момент исполнявшим обязанности президента. Причина — отсутствие предмета правового регулирования и противоречие отдельных его положений Конституции и ряду федеральных законов.

Для доработки законопроекта создали спецкомиссию (против ее создания в Думе активно Владимир Жириновский, отмечая что «мы людей не можем защитить, они комбикорм едят»), но она не смогла выработать текст, который устроил бы всех. В результате документ восемь лет пролежал в Госдуме и в 2008 году депутаты решили, что продолжать работу над этой концепцией нецелесообразно.

Нынешний законопроект был внесен в парламент в 2010 году на тот момент депутатом Владимиром Мединским (сейчас министр культуры) и Евгением Туголуковым (сейчас занимается фармацевтическим бизнесом). В первом чтении его приняли в марте 2011-го, а дальнейшее продвижение опять застопорилось на несколько лет.

Александр Щербак / ТАСС

Во многом это было связано с тем, что в России обращение с животными никогда отдельно не регламентировалось и депутаты при работе над законопроектом столкнулись с «правовой дырой» — например, в законодательстве нигде не было зафиксировано, как содержать животных в цирках.

Кроме того, закону противостояло сильное охотничье лобби, а также ряд высокопоставленных политиков, в том числе сенатор Андрей Клишас, губернаторы Сведловской и Астраханской областей Евгений Куйвашев и Александр Жилкин. В 2017 году инициатива запретить контактную притравку животных (специальные тренировки, в ходе которых охотничьих собак или птиц натравливают на привязанную дичь; в большинстве стран это запрещено) поссорила Госдуму и Совет Федерации. Сенаторы , что закон ставит «на грань гибели тысячелетнее охотничье собаководство» и может обидеть охотников — «пятимиллионную часть лояльного государству общества», а депутаты обвиняли противников в «поощрении живодерства». В итоге закон был принят, и с 4 сентября 2018 года контактная притравка в России запрещена полностью.

Помимо охотников работе депутатов все эти годы производители лекарств для эвтаназии животных (новый закон для них невыгоден, так как он запрещает умерщвлять бездомных животных, а вводит практику ОСВВ: методика «отлов — стерилизация — вакцинация — возврат»), а также свои интересы пытались лоббировать производители кормов для животных.

Петр Ковалев / ТАСС

Где выгуливают собак

Закон обязывает хозяев выгуливать животных только на специально отведенных для этого площадках и убирать за ними.

По информации из мэрии, в Кирове специализированная площадка для выгула собак оборудована в Кочуровском парке. В 2021 году планируется сделать еще одну в парке им. Ю. А. Гагарина у филармонии. Еще две площадки — в микрорайоне Метроград и у Дворца пионеров — организовали сами собаководы. В остальных общественных местах, уточнили в мэрии, собак можно выгуливать на поводке или в наморднике и убирать за ними.

По мнению волонтера организации «Дари добро» Инны Романовой, для такого большого города площадок ничтожно мало:

― Просто глупо осуждать владельцев животных за то, что они гуляют в местах, не предназначенных для выгула. Ведь элементарно ― до этих площадок еще нужно добраться. А если живешь на другом конце города?

Какие требования предъявляет закон к владельцам домашних животных?

Теперь по закону владельцы обязаны обеспечивать животным уход и ветеринарную помощь, делать прививки, удовлетворять потребности питомцев в еде, воде, сне, движении и заботиться о том, чтобы у животного не было нежелательного потомства.

Закон уточняет, что выгуливать питомцев можно только в тех местах, которые для этого отвели местные власти. При этом владелец обязан утилизировать отходы своего питомца, а также его останки после смерти.

Если у человека больше нет возможности или желания содержать животное, он обязан передать его новому владельцу или в приют, чтобы обеспечить условия содержания.

За нарушение требований закона владельцы животных и иные лица будут нести «административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».

Как отмечают опрошенные Esquire эксперты, следить за соблюдением этих норм должен будет надзорный орган (например, зоополиция или подобная организация), создание которого считают необходимым. В законе также прописан пункт об организации деятельности общественных экспертов. Однако кто будет являться таковыми и когда они появятся — не ясно.

Правила содержания

Какие правила установлены законом по вопросу содержания домашних животных?

  1. запрет использования в целях получения прибыли, т.е. в предпринимательской деятельности;
  2. максимальное количество зверей, которых может содержать владелец в квартире, должно соответствовать санитарным нормативам, а также ветеринарным правилам;
  3. общие требования к их содержанию (например, уход, лечебная помощь, недопущение нежелательного потомства и т.д.);
  4. необходимо учитывать законные права и интересы соседей.

Требования к выгулу домашних животных:

  1. владелец должен обеспечить безопасность не только граждан и животных, но и имущества;
  2. запрет на свободное перемещение: на проезжей части, в помещениях общего пользования в многоквартирных домах; во дворе; на детских площадках; на спортивных площадках;
  3. уборка продуктов жизнедеятельности питомца. Как будет осуществляться проверка выполнения данного требования на практике, законодатель пока не уточнил.

Термины

Итак, проанализируем основные положения 498 ФЗ об обращении с животными по порядку. Прежде всего, закон раскрывает содержание 12 терминов, дает им правовую трактовку. Среди основных терминов, которые требуют наибольшего внимания и которые наиболее значимы и применимы с практической точки зрения, следует выделить:

Владелец

По смыслу статьи владельцем может быть и лицо, у которого нет права собственности на зверей. Например, если Вы взяли зверя в аренду, все права и обязанности владельца у Вас имеются.

Важно, что владельцем животного может быть не только физические лица, но и юридические. Например, в качестве владельцев животных зоопарка выступает именно организация, сам зоопарк как правовая единица, а не его директор или смотритель

Домашние животные

Кто такие домашние животные и какие правила содержания в квартире должны соблюдаться? Чтобы зверь считался с юридической точки зрения домашним, необходимо сочетание сразу нескольких условий:

  1. не должно быть в списке зверей, содержание которых подпадает под правовой запрет;
  2. владелец – только физического лицо;
  3. за ним осуществляется надзор со стороны владельца;
  4. если оно не может содержаться на территории зоопарка, цирка, дельфинария и т.д.

Первая конкретика: новые правила содержания животных в зоопарках, цирках и дельфинариях

Спустя почти три месяца после принятия закона Министерство культуры разработало требования по содержанию животных в зоопарках, цирках и дельфинариях. Новые правила вступят в силу с 1 января 2020 года.

Требования к зоопаркам:

  • Пространство, где содержится животное, должно быть «адекватного размера в соответствии с потребностями конкретных видов и с учетом трехмерных параметров вольера». При этом дизайн должен «удовлетворять физическим и поведенческим потребностям животных и соответствовать целям управления их поведением». Однако конкретные размеры вольеров не указаны.
  • Запрещается физический контакт посетителей зоопарков с дикими животными. А с сельскохозяйственными и домашними животными можно будет контактировать только под контролем сотрудников зоопарка.
  • Запрещается бесконтрольное кормление животных посетителями зоопарка.

Требования к циркам и зоотеатрам:

  • «Каждое животное, содержащееся в помещении или клетке, должно быть обеспечено минимальной площадью пола, превышающей по меньшей мере в три раза площадь, занимаемую им при стоянии на четырех ногах». При этом помещение должно быть отремонтировано, надежно предохранять от побега и «не быть чрезмерно заржавевшим».
  • Кормление крупных копытных и хищников, а также птиц и рептилий разрешено только «научно обоснованным рационом питания».
  • Крупных кошачьих разрешено кормить «говядиной, бараниной, курятиной в качестве основного корма. Кроме этого в небольших количествах можно скармливать свинину, рыбу».
  • Животные должны иметь здоровый внешний вид и нормальное поведение. Признаки здорового, благополучного состояния хищников: гладкая, чистая шерсть, отсутствие выделений из носа, отсутствие потертостей и язв на коже, ровное дыхание без хрипов, целые зубы без сколов. В поведении — полное использование доступного пространства с выделением различных его частей для разных целей, отсутствие страха перед новыми предметами, отсутствие навязчивой стереотипии.
  • Время контакта с дрессировщиком строго регламентировано: не более пяти часов в сутки.

Чтобы продолжить свою работу, все цирки, зоопарки, зоосады, зоотеатры, дельфинарии и океанариумы должны будут получить лицензию. Как отмечает юрист организации «Зооправо» Анастасия Федюнина, передвижным зоопаркам и дельфинариям, где животные содержатся в «отвратительных условиях», скорее всего, по крайней мере законным путем, эту лицензию получить не удастся.

Артем Геодакян / ТАСС

Как будет проходить процесс отлова безнадзорных животных

Благодаря закону в России впервые закреплена практика ОСВВ — отлов, стерилизация, вакцинация и выпуск бездомных животных обратно на улицу. Эта программа действует во многих европейских странах и позволяет снижать численность уличных животных, так как они больше не размножаются.

Но вопрос собачьих стай эта программа не решает, отмечает волонтер движения «Супер Собака» Мария Серегина. «Стерилизация не дает гарантии снижения агрессивности. Такого рода животных лучше помещать в приют, но для этого нужно эти приюты открывать».

При этом требование вести видеозапись отлова Серегина приветствует: «У нас Россия. По документам могут отловить тысячу собак, а по факту не будет отловлено ни одной. Поэтому действительно нужно снимать на камеру и все фиксировать».

Краснодарская зоозащитница Анастасия Федюнина (руководитель ассоциации юристов и специалистов по правам и защите животных «Зооправо») утверждает, что компании-подрядчики, которые обязуются отловить животных, как правило, их убивают — потому что дешевле. «Из государственного бюджета выделяются средства для регулирования деятельности безнадзорных животных. Администрация муниципалитета составляет такой контракт, на который соглашаются исключительно живодеры. Добросовестный исполнитель его не подпишет, потому что у него не хватит денег реально выполнить эту работу. То есть заранее делают контракт для живодеров — убивать всегда дешевле».

Марат Абулхатин / фотослужба Госдумы РФ / ТАСС

Как правило, животных травят курареподобными отравляющими препаратами — дитилином или его аналогом адилином. В России они запрещены и за их использование предусмотрена уголовная ответственность, но они до сих пор применяются из-за дешевизны. В больших дозах эти препараты угнетают дыхание, и через 10−20 минут после попадания в организм животное в мучениях умирает от удушья. При этом животное все это время остается в сознании, все понимает, но даже не может пошевелиться.

«Сейчас курареподобные препараты, в соответствии с законом, использовать нельзя, потому что это антигуманно. Уже заведен ряд уголовных дел на врачей, которые их используют. И я считаю, что это справедливое наказание. Врач и никакой другой человек не имеют права использовать для эвтаназии курареподобные препараты, это очень жестоко, это приводит к страданию животного и болезненной смерти. Это еще хуже, чем стрелять, ведь процесс удушения длится от нескольких до десяти минут», — комментирует ветеринарный врач, президент Российской ассоциации практикующих ветеринарных врачей, кандидат ветеринарных наук Сергей Середа.

Артем Геодакян / ТАСС

Безответственным владельцам животных готовят новые санкции

Санкции за жестокое обращение с животными предлагают внести в Кодекс об административных правонарушениях, сообщает ИА DEITA.RU.

С 2021 года в России действует федеральный закон об ответственном обращении с животными. Он устанавливает требования к содержанию животных, в том числе безнадзорных. Пока нарушения этих требований преследуются только по Уголовному кодексу, то есть если речь идёт о совсем уж изуверских действиях, об актах живодёрства. За убийство животного получить реальный срок можно, а вот если его содержать в неподходящих условиях, то хозяину ничего за это не будет. Хочет человек содержать в своей однокомнатной хрущёвке кавказскую овчарку и выгуливать её по пять минут утром и 15 минут вечером – имеет право. Пока что.

Владельцы животных обязаны обеспечить им не только просторное содержание, но и своевременное ветеринарное обслуживание, в том числе профилактические осмотры и прививки, надлежащее питание, соблюдение прочих санитарных требований.

За нарушение таких требований безответственным хозяевам придётся платить штраф в размере от 3 до 5 тысяч рублей. А от 5 до 15 тысяч рублей административного штрафа придётся заплатить за жестокое обращение с животными, которое ещё не попадает под уголовную статью. В КоАП предлагают ввести соответствующие статьи – несоблюдение требований к содержанию животных и жестокое обращение с животными.

Теперь у граждан появится возможность обратиться в полицию к хозяину воющей по ночам собаки – сейчас российское законодательство не предусматривает на федеральном уровне штрафов за нарушение тишины, однако если установят причину, по которой собака мешает другим жильцам дома спать, то хозяину, возможно, всё же придётся заплатить. Может быть, собаку не кормят или бьют?

Тем временем в уголовной практике появляется всё больше дел в отношении живодёров по ст. 245 УК РФ. Так, в Приморье полиция заинтересовалась жителем Находки, который в порыве гнева выбросил щенка с пятого этажа. Аналогичное преступление совершил петербуржец, отправив щенка в полёт с четвёртого этажа, потому что тот был «плохо воспитан». Также он избил хозяина собаки. За нарушение двух статей УК хулиган получил 3,5 года колонии.

А бывшего полицейского из Новосибирска приговорили к 3 годам и 15 дням колонии за убийство собаки. Мужчина её задушил, также следствие полагает, что живодёр использовал животное ещё и для удовлетворения своих половых потребностей.

Кто отлавливает бездомных собак

Службам отлова запрещено ловить бездомных животных на глазах у детей, если нет угрозы. Все свои действия специалисты должны записывать на видео. Если на животном есть ошейник с контактами хозяина или несмываемыми метками, его обязаны передать владельцу. Если хозяина нет, животных должны стерилизовать, сделать прививки и, если они не опасны для окружающих, выпустить обратно на улицу.

По словам зоозащитников, механизм отлова в Кирове налажен, пока сложностей с новым законом в этой сфере нет.

Конкурс по отлову и содержанию безнадзорных животных в 2021 году в Кирове выиграла волонтер «Дари Добро», предприниматель Вера Симонова.

Муниципальный контракт с Симоновой заключен на сумму 326,625 тыс. руб. По контракту, за год волонтеры должны отловить 250 собак. По словам руководителя организации Анастасии Садаковой, в месяц отлавливается в среднем 26.

После отлова собак помещают в карантин в деревне Осинцы (он рассчитан на 35–40 собак).

Статья 20. Общественный контроль в области обращения с животными

1. Общественный контроль в области обращения с животными осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством Российской Федерации. Общественный контроль в области обращения с животными не осуществляется в отношении служебных животных, используемых федеральными органами исполнительной власти.

2. Результаты общественного контроля в области обращения с животными, представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. Граждане, изъявившие желание оказывать органам государственного надзора содействие на добровольной и безвозмездной основе, могут осуществлять общественный контроль в области обращения с животными в качестве общественных инспекторов в области обращения с животными.

4. Общественным инспекторам в области обращения с животными органами государственного надзора выдаются соответствующие удостоверения.

5. Общественный инспектор в области обращения с животными имеет право:

1) фиксировать, в том числе с помощью фото- и видеосъемки, правонарушения в области обращения с животными и направлять соответствующие материалы в органы государственного надзора;

2) содействовать органам государственного надзора в предупреждении и выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в области обращения с животными;

3) участвовать в работе по просвещению населения в области обращения с животными;

4) подготавливать по результатам осуществления общественного контроля в области обращения с животными итоговый документ и направлять его на рассмотрение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.

6. Общественный инспектор в области обращения с животными при осуществлении общественного контроля в области обращения с животными обязан:

1) соблюдать установленные федеральными законами ограничения, связанные с деятельностью физических лиц и юридических лиц, органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия;

2) не создавать препятствия деятельности физических лиц и юридических лиц, органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.

7. При осуществлении общественного контроля в области обращения с животными запрещается устанавливать ограничения осуществления общественными инспекторами в области обращения с животными фото- и видеосъемки, а также применения средств звукозаписи (аудиозаписи).

8. При осуществлении общественного контроля в области обращения с животными общественным инспекторам в области обращения с животными должен быть обеспечен доступ на территорию приюта для животных и в его помещения.

9. Порядок организации деятельности общественных инспекторов в области обращения с животными, в том числе форма удостоверения, порядок его выдачи, порядок взаимодействия общественных инспекторов в области обращения с животными с органами государственного надзора, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector