Постановление правительства рф от 30.04.2020 n 617
Содержание:
Товары легкой промышленности
Постановление № 791 от 11 августа 2014 года.
При наличии производства таких товаров в РФ иностранные аналоги закупать запрещено. То есть заявки с иностранным товаром нужно отклонить. Это правило не действует только в том случае, если Минпромторг выдаст заключение об отсутствии в России производства товаров, которые входят в список из рассматриваемого постановления, а также материалов для их производства.
Заказчик может включать в один лот товары из запрещенного списка и разрешенные к закупке, если докажет, что они связаны функционально или технологически.
Подтвердить страну производства товара можно декларацией производителя, составленной в свободной форме.
Ограничения при закупке медицинских изделий
Ограничивайте поставку иностранных медицинских изделий при закупке продукции из перечней №1 и 2, утвержденных ПП РФ №102 от 05.02.2015. Правила применения подтверждающих документов зависят от типа и группы закупаемой продукции.
Ограничения не устанавливаются при заказе медицинской продукции, реализуемой для программ пограничного сотрудничества (п. 5 ПП №102). Для проведения такой госзакупки надлежит оформить заключение в Минпромторге.
Ограничения работают так:
- Приобретение товаров из перечня №1 и продукции, отсутствующей в нем, в рамках одной закупки невозможно.
- Подтверждением страны изготовления является сертификат СТ-1.
- Заявки, содержащие предложения иностранных медицинских изделий, отклоняются при соблюдении правила «третий лишний» (если есть две соответствующие требованиям заявки). Если вы не отклонили предложения с зарубежной продукцией, применяйте условия допуска (п. 2 ПП №102, п. 1 приказа 126н).
- Исполнение госконтракта проходит без замен поставляемой продукции на заграничную.
Медицинские продукты одноразового применения закупаются аналогичным образом, но с некоторыми нюансами:
- НМЦК, цена единицы товара, начальная сумма цен и максимальное значение цены госконтракта рассчитываются по методике, закрепленной в приказе Минздрава №759, Минпромторга №3450 от 04.10.2017;
- все цены обосновываются заказчиком;
- в закупку включаются только изделия из перечня №2 ПП №102;
- страна-изготовитель подтверждается сертификатом СТ-1;
- доля зарубежного сырья в стоимости продукции фиксируется в акте экспертизы ТПП РФ или другим документом от уполномоченной организации из ЕАЭС;
- иностранные предложения отклоняются при наличии минимум двух заявок, удовлетворяющих требованиям о соответствии;
- при определении соответствия учитывается процентная доля зарубежного сырья в цене (ПП РФ №967 от 14.08.2017) и наличие документов по ГОСТ ISO 13485-2017;
- условия допуска применяются к переложениям с заграничными изделиями из перечня 126н, которые не отклонил заказчик;
- контракт реализуется без замен товаров и производителя медицинских изделий.
В перечне №2 есть дополнительные требования. При заказе медицинских изделий для обеспечения потребностей некоторых федеральных и государственных бюджетных учреждений учитываются условия из пп. «а», «б» п. 1 ПП №967 и п. 2 ПП РФ №1589 от 19.12.2018. К таким доптребованиям относится обязанность выбора поставщика из числа производителей продукции из перечня №2, осуществляющих локализацию собственного производства, и изготовителей, у которых показатель локализации собственного производства соответствует ежегодному достижению значения, установленного в постановлении правительства №967.
На сайте проектов нормативных актов опубликовали проект постановления. Ждем новые ограничения для иностранных:
- стентов для коронарных артерий металлических непокрытых;
- стентов для коронарных артерий, выделяющих лекарственное средство (в том числе с нерассасывающимся полимерным покрытием и с рассасывающимся полимерным покрытием);
- катетеров баллонных стандартных для коронарной ангиопластики;
- катетеров аспирационных для эмболоэктомии (тромбоэктомии).
Планируется, что ограничения будут действовать в течение 2 лет и создадут для России технологические и экономические преимущества.
Ограничения будут применять по правилу «второй лишний»: если подана хоть одна заявка с предложением поставить отечественные изделия, то иностранные отклонят. Страну происхождения товара подтвердят либо сертификатом СТ-1, либо заключениями торгово-промышленной палаты.
Вместе с проектом постановления разработали и приложение к нему. В нем утвердили перечень универсальных технологических операций, которые проводят производители стентов для коронарных артерий и катетеров на территории Российской Федерации. А подтверждением соответствия производства стентов для коронарных артерий и катетеров требованиям, которые изложены в перечне, является акт экспертизы ТПП. Порядок выдачи определят после согласования с Минпромторгом.
Скачать проект постановления правительства об ограничениях для иностранных стентов и катетеров |
Последние изменения в запретах по постановлению №616
14 июля 2020 года на сайте проектов нормативных актов опубликовали проект постановления, которое меняет постановление №616. В этом постановлении уточнят правила подтверждения страны. Чтобы подтвердить, что товар не подпадает под запреты иностранных товаров, участники будут предоставлять в заявке одновременно:
- выписку из реестра промышленной продукции (отечественного или евразийского);
- информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории России, если такое предусмотрено постановлением №719.
Информацию о реестровых записях о товаре придется включать в контракт.
А если участник закупки в составе заявки предоставит выписку с совокупным количеством баллов, несоответствующим требованиям постановления №719 от 17.07.2015, его заявку приравняют к заявке, в которой предлагают поставить иностранные товары и соответственно отклонят.
До 01.06.2021 выписку и информацию можно не представлять в госзакупках для нужд обороны страны и безопасности государства (если товары не входят в перечень). Участникам достаточно отправить в составе заявки декларацию о стране происхождения товара.
Проектом уточняется, что в госзакупках ряда товаров легкой промышленности из перечня подтверждающие документы в отношении материалов и полуфабрикатов придется передавать на этапе исполнения контракта.
Формирование лотов
Согласно п. 2 (2) Постановления N 102 не могут быть предметом одного контракта (лота) медицинские изделия, включенные в Перечень N 1 и не включенные в него, а также медицинские изделия, включенные в Перечень N 2 и не включенные в него. При этом некоторые медицинские изделия включены как в Перечень N 1, так и в Перечень N 2. Применение ограничений допуска при закупке медицинских изделий, включенных как в Перечень N 1, так и в Перечень N 2, вызывает множество вопросов. Рассмотрим порядок формирования лотов для таких случаев в контексте правоприменительной практики.
Во-первых, следует ли выделять медицинские изделия, включенные как в Перечень N 1, так и в Перечень N 2, в отдельную закупку? Правоприменительная практика по этому вопросу крайне противоречива.
Так, ряд антимонопольных органов признают неправомерными действия заказчиков, объединяющих в один лот медицинские изделия, включенные в Перечень N 1, часть из которых включена в Перечень N 2 <6>. Противоположная позиция обосновывается тем, что все закупаемые медицинские изделия включены в Перечень N 1 (даже если какие-то из них входят и в Перечень N 2), что указывает на правомерность действий заказчика <7>.
<6> Решения Курского УФАС России от 08.11.2017 по делу N 277/2017, Ставропольского УФАС России от 31.10.2017 N РЗ-1980/2017.<7> Решения Нижегородского УФАС России от 24.10.2017 N 2229-ФАС52-КТ-64-09/10-17 (702-ЛС), Омского УФАС от 27.10.2017 N 03-10.1/289-2017.
Позиция автора заключается в том, что заказчик должен проводить закупку таких медицинских изделий отдельно от тех, которые включены только в Перечень N 1, и тех, которые включены только в Перечень N 2. В качестве обоснования обратимся к тексту п. 2 (2) Постановления N 102, обязывающего заказчиков к исполнению обоих требований, изложенных в норме (раздельная закупка медицинских изделий, включенных как в Перечень N 1, так и в Перечень N 2), без возможности альтернативного выбора. Следовательно, закупая медицинские изделия, включенные в оба перечня, вместе с медицинскими изделиями, входящими только в Перечень N 1, заказчик нарушает положения Постановления N 967, а также права организации, включенной в Реестр поставщиков, предусмотренный Постановлением N 967. А при закупке медицинских изделий, включенных в оба перечня, вместе с медицинскими изделиями из Перечня N 2, нарушаются права участников закупки, не включенных в указанный Реестр поставщиков.
Второй вопрос заключается в следующем: необходимо ли при осуществлении закупки медицинских изделий, включенных в оба перечня, требовать от участников закупки предоставления сертификата формы СТ-1 для подтверждения страны происхождения?
Ответить на данный вопрос следует положительно. При осуществлении закупок таких медицинских изделий применению подлежат положения как пункта 2, так и пункта 2 (1.1) Постановления N 102. Следовательно, заказчик обязан установить требование о предоставлении документа, подтверждающего страну происхождения товара.
Указанное требование не нарушает и права организации, включенной в Реестр поставщиков, поскольку согласно п. 4 Правил отбора организаций, утвержденных Постановлением N 967, у такой организации должны быть в наличии действующие сертификаты формы СТ-1 (не менее 7 РУ), которые она предъявляет для включения в Реестр поставщиков. Более того, в соответствии с п. 3 Правил отбора организаций условием реализации комплексного проекта является выполнение условия об определении на 01.11.2023 всех входящих в Перечень N 2 медицинских изделий происходящими из России. Иными словами, права и законные интересы организации, включенной в Реестр поставщиков, не могут быть нарушены рассматриваемым требованием.
Ограничения при закупке лекарств
Ограничивайте допуск иностранных медикаментов при закупке из перечня ЖНВЛП (п. 1 ПП РФ №1289 от 30.11.2015, п. 2 письма ФАС России №ИА/10439/16 от 19.02.2016). Это касается препаратов с одним международным непатентованным или группировочным (химическим) наименованием. Товары, поставляемые из стран ЕАЭС, не подлежат ограничению (п. 1, 5 ПП №1289).
Применяйте ограничения следующим образом:
- Требуйте у участников в качестве подтверждения сертификат СТ-1 или заключение, выданное Минпромторгом. Запросите подтверждающие регистры в документации и извещении.
- Отклоняйте предложения с иностранными товарами при наличии минимум двух заявок, соответствующих требованиям закупочной документации, включающих лекарства из стран ЕАЭС и не содержащих продукцию от одного производителя или одной группы производителей. Если после отклонения запросов с иностранными товарами как минимум одна соответствует положениям п. 1 ПП №1289, примените условия допуска. Правила допуска используются и тогда, когда предложения иностранной продукции не отклонили из-за наличия медикаментов в перечне из приказа №126н от 04.06.2018.
- Не допускайте замену лекарственных препаратов на зарубежные предложения при исполнении контракта.
Продукция машиностроения
Постановление № 656 от 14 июля 2014 года.
В постановление вошли товары машиностроения, которые запрещено закупать, если они произведены за пределами России. Запрет не действует на разного рода представительства российских организаций за границей. Также заказчикам можно купить отдельные позиции, если они произведены странах ЕАЭС, а именно:
- отдельные виды автомобилей;
- автобусы;
- кареты скорой помощи;
- определенная строительная техника.
В лот можно одновременно включить товары машиностроения, запрещенные и разрешенные к закупке, при условии, что они взаимосвязаны.
Подтвердить происхождение товара поставщик может:
- копией специнвестконтракта;
- разовым сертификатом СТ-1 или Актом экспертизы, выданными Торгово-промышленной палатой (приказ от 25 августа 2014 года № 64).
Ограничения на допуск иностранных товаров
В большинстве случаев ограничения применяются вместе с условиями допуска. Это значит, что перед проведением закупки надлежит проверить товары на наличие не только ограничений, но и условий допуска. Вот какая продукция попадает под ограничительные нормы:
- лекарственные средства;
- медицинские изделия;
- радиоэлектроника;
- продукты питания;
- промтовары.
Есть случаи, когда заказчикам нет необходимости ограничивать заказы иностранной продукции:
- Торги проводятся до момента вступления ограничений в силу.
- Заказчик из иностранного государства приобретает товары на территории этого же государства для обеспечения собственных нужд.
Что еще планируют изменить
В таблице — проекты нормативных актов, которые изменят ПП №878. Эти инициативы с прошлого года находятся в подвешенном состоянии. Они разработаны, но не приняты. Вероятно, их утвердят в 2020 году.
Когда внесен | Что меняется | Как долго действует применения | Скачать проект Постановления |
---|---|---|---|
29.10.2019 |
Заказчику при описании объекта закупки придется использовать характеристики радиоэлектроники, которая сделана в России. Сейчас, когда составляют технические задания, используют характеристики иностранной радиоэлектроники. Это уже на этапе проектирования различных высокотехнологичных изделий предопределяет необходимость использования иностранной радиоэлектроники. Такая ситуация ущемляет экономические интересы российских поставщиков, в т. ч. организаций оборонно-промышленного комплекса. Изменения призваны поддержать российских товаропроизводителей, в т. ч. решить вопросы диверсификации организаций оборонно-промышленного комплекса в части стимулирования выпуска высокотехнологичной гражданской радиоэлектроники. Простимулировать производство такими организациями высокотехнологичных продуктов гражданского назначения. |
До 01.01.2022 | Скачать проект Постановления №96513 |
14.10.2019 |
Ограничения по ПП №878 от 10.07.2019 для иностранной радиоэлектронной продукции будут применяться в том числе при закупках работ, услуг, в рамках которых поставляется радиоэлектроника. После вступления в силу изменений заказчики не обойдут ограничения, которые предусмотрены постановлением №878, путем закупок услуг и работ, в составе которых закупается иностранная радиоэлектронная продукция. |
Без ограничения | Скачать проект Постановления №95903 |
14.10.2019 |
Заказчику придется передавать в Минпромторг информацию о закупках радиоэлектроники. Это ведомство утвердит порядок мониторинга закупок товаров, работ, услуг, которые включены в перечень радиоэлектронной продукции. Такие изменения позволят Минпромторгу получать обратную связь о практике закупок, более своевременно и квалифицированно с учетом имеющихся компетенций проводить мероприятия по импортозамещению в сфере радиоэлектронной промышленности. |
Без ограничения | Скачать проект Постановления №95901 |
Правила включения компании в реестр по Постановлению №878
Правила попадания в него по постановлению №878 от 10.07.2019 для радиоэлектроники и телекоммуникационного оборудования различные. Действия, которые придется сделать, чтобы попасть в этот перечень:
Как попасть в перечень радиоэлектронной продукции | Как попасть в перечень телекоммуникационного оборудования |
---|---|
Производитель получает в Минпромторге заключение о подтверждении российского происхождения. В течение трех рабочих дней со дня его выдачи продукция попадает в перечень. Если заключение получали до 27.07.2019, министерство само включит продукцию в перечень в течение двух месяцев. Это закреплено в п. 6 раздела II правил формирования и ведения реестра. Если изменяете данные, которые включены в реестр, сообщите об этом министерству в течение 30 дней с даты изменений. |
Такое оборудование, независимо от даты выдачи заключения, попадет в реестр только после заявления производителя. Статус оборудования российского производства присвоит Минпромторг. Министерству предоставляют документы, которые подтверждают, что производитель и оборудование соответствуют требованиям. Если заявитель не предоставит необходимые сведения или у ведомства возникнут сомнения, экспертный совет проверит на месте производителя. Подтверждать, что оборудование сделано в России, придется ежегодно. Если оборудование не включат в список, то производитель сможет снова подать заявление только через год со дня отказа. |
Программное обеспечение под запретом
Правительством установлен запрет на закупку иностранного программного обеспечения. Министерство связи и массовых коммуникаций ведет единый реестр российских программ и евразийского программного обеспечения для электронных вычислительных машин и баз данных. Если заказчик планирует закупить программное обеспечение и в этом реестре содержится информация о российских и евразийских программах, которые по функциональным характеристикам полностью соответствуют требованиям заказчика, запрещено закупать аналоги иностранного производства.
Подтверждающим документом является декларация поставщика. Актуальный единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных размещен на официальном сайте Минсвязи.
Нормативный акт | ПП РФ №1236 от 16.11.2015. |
---|---|
Когда применять |
В любых конкурентных процедурах и в закупках у единственного поставщика. Исключение: заказчик подготовил и включил в документацию обоснование невозможности соблюсти запрет. |
Как применять | Запрещено приобретать иностранную продукцию. |
Что прикладывают к заявке на участие |
Ничего. Подтверждается происхождение ПО сведениями из реестра российского программного обеспечения или реестра ПО ЕАЭС. |
Можно ли включить в закупку товары как не из НПА, так и из НПА |
Не запрещено, но не рекомендуется. При совмещении будьте готовы подтвердить технологическую и функциональную взаимосвязь. |
Как применять ограничения: правила для 44-ФЗ
Новые правила ограничения допуска иностранной радиоэлектроники по 44-ФЗ заработали с 01.09.2019 и будут работать до 2021 года. До сентября 2019 года применяли Постановление Правительства №968 от 26.09.2016.
По смыслу ПП 878 радиоэлектронная продукция — это та, которая утверждена в перечне. Именно по отношению к ней устанавливаю ограничения.
ВАЖНО!
Нельзя собрать в одну закупку радиоэлектронику, которая попала в перечень по постановлению №878, и которой нет в нем.
Пошаговая инструкция, как применять постановление правительства 878 от 10.07.2019 в 2020 году:
Шаг 1. Поставщик в заявке декларирует, что он поставит отечественный товар из реестра, сославшись на номер реестровой записи. Его заявку не отклоняют.
Шаг 2. Участник заявляет, что поставит иностранный товар или не ссылается на номер реестровой записи. Рассмотрят радиоэлектронику как иностранную и отклонят, если поступили как минимум две заявки, которые одновременно:
- соответствуют извещению и документации;
- предлагают поставить товары из перечня;
- не предлагают поставить товары от одного производителя или производителей, которые входят в одну конкурентную группу.
Шаг 3. Когда госконтракт исполняется, не меняется продукция из реестра на ту, которой в нем нет.
В ч. п 4 постановления 878 указано, что ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливают, если в реестре нет продукции, которая соответствует тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, или радиоэлектронная продукция из реестра по своим функциональным, техническим или эксплуатационным параметрам не соответствует требованиям, которые установил заказчик в закупке. В письме №ПГ-11-7984 от 24.09.19 Минпромторг разъяснил, как определить класс радиоэлектронной продукции и что это такое. Ведомство разъяснило, что класс радиоэлектронной продукции указывается в столбце 4 реестра. То есть классом радиоэлектронной продукции являются:
- собственно радиоэлектронная продукция;
- телекоммуникационное оборудование.
Продукты питания
Постановление № 832 от 22 августа 2016.
Национальный режим в отношении регулируемых продуктов начинает работать, когда помимо иностранной заявки есть 2 только с отечественным товаром либо товаром из стран ЕАЭС. При этом обе они должны соответствовать всем требованиям документации закупки и закона 44-ФЗ, а также предлагать товар разных производителей.
На публикацию смешанного лота (в который входят запрещенные и разрешенные товары) запрета нет. Но прибегать к этому все же рискованно, поскольку ФАС может посчитать это ограничением конкуренции для тех товаров, в отношении которых национальный режим не работает.
Подтвердить происхождение товара участники могут, подав декларацию о стране происхождения товара и декларацию производителя в свободной форме.
Последние изменения
06.08.2020 вступили в силу поправки в постановление правительства от 10.07.2019 №878. Определили радиоэлектронику, в закупки которой допустят заявки с предложениями поставить товары из ЕАЭС с такими кодам ОКПД2:
- 27.31 — кабели волоконно-оптические;
- 27.32 — провода и кабели электронные и электрические прочие.
Вот пояснения для заказчиков и поставщиков по применению ограничений для товаров, которые подпадают под эти коды.
- Госзаказчикам приходится отклонять заявки с предложениями иностранных товаров, если есть как минимум 2 заявки, которые одновременно:
- соответствуют извещению и документации;
- предлагают поставить радиоэлектронику из реестра или произведенной на территории государства — члена ЕАЭС (Армения, Беларусь, Киргизия, Казахстан);
- не предлагают один и тот же вид, радиоэлектронику одного производителя или производителей, которые входят в одну конкурентную группу.
- Поставщики, предлагающие российские товары, декларируют, что его радиоэлектроника включена в реестр радиоэлектронной продукции Минпромторга по постановлению №878, и указывают номер реестровой записи.
- Поставщикам, предлагающим товары из ЕАЭС, придется предоставить акт экспертизы по определению страны происхождения товара. Его получают в уполномоченном органе государства — члена ЕАЭС. В нем прописывается информация о том, что сведения об оптическом волокне, которое используется при производстве радиоэлектронных продуктов, есть в российском реестре промпродукции.
Официальные комментарии
Внесённые в Правила дорожного движения изменения направлены на повышение безопасности пешеходов, велосипедистов, маршрутных транспортных средств. Эти изменения позволят органам государственной власти и местного самоуправления регулировать режим проезда по территории населённых пунктов транспортных средств с высоким уровнем выбросов вредных веществ, в том числе предоставляя преференции для экологически чистых транспортных средств.
В целях защиты окружающей среды от воздействия выбросов автомобилями вредных (загрязняющих) веществ введены новые дорожные знаки особых предписаний «Зона с ограничением экологического класса механических транспортных средств», «Зона с ограничением экологического класса грузовых автомобилей», знак дополнительной информации (табличка) «Экологический класс транспортного средства», новые термины.
В связи с ускоренным развитием экологически чистого вида транспорта с целью обозначения мест зарядки электромобилей и обеспечения возможности их парковки в таких местах введены новые термины «электромобиль», «гибридный автомобиль», соответствующие дорожные знаки и разметки.
Термины «разделительная полоса» и «островок безопасности» в настоящее время предусматривают их использование при разделении проезжей части. В связи с этим возникают затруднения при устройстве пешеходного перехода через проезжую часть и трамвайные пути с использованием островков безопасности, включающих часть разделительной полосы на границе проезжей части и трамвайных путей. Внесёнными изменениями в определение этих терминов включено словосочетание «трамвайные пути».
В целях обеспечения безопасности дорожного движения действие дорожного знака «Остановка запрещена» распространено на маршрутные транспортные средства вне зоны остановок маршрутного транспорта.
В действующей редакции Правил велосипедистам младше 14 лет нельзя двигаться по дороге, а сопровождающим их взрослым велосипедистам нельзя двигаться по тротуару. Это приводит к разделению детей и сопровождающих их взрослых. Внесёнными в Правила изменениями разрешается движение велосипедистов по тротуару или пешеходной дорожке в случае сопровождения взрослым велосипедиста в возрасте до 14 лет.
Принятые решения направлены на повышение безопасности пешеходов, велосипедистов, маршрутных транспортных средств. Эти изменения позволят органам государственной власти и местного самоуправления регулировать режим проезда по территории населённых пунктов транспортных средств с высоким уровнем выбросов вредных веществ, в том числе предоставляя преференции для экологически чистых транспортных средств.
Запреты закупок турецких продуктов питания
Отдельно стоит поговорить о запретах, которые связаны с закупкой товаров и работ, которые выполняют организации, находящиеся под юрисдикцией или контролируемые гражданами Турецкой Республики.
Необходимо отметить, что утратило силу постановление №1457 от 29.12.2015. Ранее с 2016 года работы и услуги для госнужд нельзя было заказывать у турецких компаний. 31.05.2017 г. президент отменил эти специальные экономические меры указом №244 от 31.05.2017.
ВАЖНО!
Продолжает действовать запрет на турецкие продукты 44-ФЗ. По постановлению правительства №1296 от 30.11.2015 запрещена к ввозу в РФ некоторая сельскохозяйственная продукция, страной происхождения которой является Турецкая Республика. На сегодняшний день в списке значатся только томаты, свежие или охлажденные.