Семейный юрист

Содержание:

Проблема «равенства полов»5

В наше время, когда девочкам с детства говорят, что они должны быть сильными и рассчитывать только на себя, а мальчикам – что они должны быть терпимыми и мягкими, постепенно вытесняются отношения типа «муж – голова, женщина – шея». Считается чуть ли не постыдным зависеть от мужа в какой-либо сфере – материальной или моральной. На этой почве женщины постепенно сравниваются с мужчинами – осваивают «мужские» профессии, занимают руководящие посты и становятся во главе семьи.

Мужчине трудно принять тот факт, что женщина не нуждается в нем как в добытчике и защитнике. Традиционная модель семьи, где женщина занимается хозяйством и детьми, а мужчина добывает ресурсы, уже не устраивает женщину, которая хочет быть независимой и самодостаточной. И, на самом деле, ее сложно в этом упрекнуть.

На протяжении многих столетий женщины считались второсортными людьми, не участвовали в выборах, не получали образование и полностью зависели от своих мужчин. В общем, прекрасной половине человечества порой приходилось несладко, так как право голоса женщина не имела и должна была подчиняться мужу. Конечно, далеко не в каждой семье так было. Мудрой женщине удавалось добиваться своих целей незаметно для ее мужа, делать все таким образом, будто он сам принял решение.

В современном мире женщинам не хватает такой мудрости. Ведь понятие «равенство полов» не означает, что мужчины и женщины должны быть одинаковыми по всем параметрам. Равенство полов – это равноценность мужчины и женщины, быть одинаковыми все равно не получится. Хотя бы потому, что функцией деторождения от природы обладает только женщина.

Причины, при которых церковь разрешает разорвать брак

Прежде всего, вам стоит знать о том, что церковь не приветствует разводы и старается всячески препятствовать этому. Расторжение брачного союза считается большим грехом. И в первую очередь – это преступление против Бога. Существование института семьи – это воля Божья.

Расторжение брачного союза считается большим грехом

Умение принять и понять другого человека таким каким он есть – это труд, который легким не назовешь. Но именно через несения скорбей человек очищается и достигает совершенства. Семья – это самое удобное и естественное место, созданное Богом, для спасения. Если человек ценит семью у него есть все шансы достигнуть совершенства и приблизиться к Богу.

Семья – это самое удобное и естественное место, созданное Богом

Но все-таки существуют причины, по которым есть все основания расторгнуть церковный брак и церковь их принимает. Самая главная и основная причина для развенчания церковного брака – это измена одного из супругов – прелюбодеяние. О ней сказал сам Господь.

Самая главная причина для развенчания церковного брака – это измена

Кроме этой основной причины для развенчания церковного брака существуют и другие, которые также могут быть приняты церковью.

  1. Злоупотребление спиртными напитками и принятие наркотиков.
  2. Наличие венерической болезни, в том числе и СПИД.
  3. Болезни психики.
  4. Переход одного из супругов в другую веру.
  5. Заключение нового брака.
  6. Совершенное преступление, повлекшее за собой уголовную ответственность.
  7. Причинение телесного ущерба одному супругу другим. Речь идет об избиении и вообще какого-либо посягательства на жизнь и здоровье человека. Это также касается и детей.
  8. Без вести пропавший человек (более 5 лет).
  9. Аборт, который был сделан без согласия мужа. Этот факт Не учитывается, если для этого были медицинские показания.
  10. Если брак был заключен насильственно, без воли одного из супругов.
  11. Бесплодие.
  12. Интимные отношения между родственниками.

https://youtube.com/watch?v=c-ynm0tlfwA

Существуют дни, когда Таинство венчания не совершается

В Православной церкви существуют дни, когда Таинство Венчания не совершается. Соответственно, православная свадьба не может состояться.

  • в течение всех четырех многодневных постов;
  • во время Сырной седмицы (масленицы);
  • на Светлой (Пасхальной) Седмице;
  • в период Святок: от Рождества Христова (7 января по н.ст.) до Крещения Господня (19 января по н.ст.);
  • накануне двунадесятых и великих праздников;
  • накануне постных дней — среды и пятницы, а также по субботам в течение всего года;
  • накануне и в день праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи (10 и 11 сентября по н.ст.);
  • накануне и в день праздника Воздвижения Креста Господня (26 и 27 сентября по н.ст.);
  • накануне престольных праздников того храма, в котором планируют совершить Таинство.


Фотосессия таинства венчания в Благовещенском кафедральном соборе в Воронеже Венчаться православный может только в православном храме, а само Таинство может совершать только законно поставленный «белый» священник.

Исключение из этих правил может быть сделано только по благословению правящего архиерея, и то при наличии чрезвычайных обстоятельств. При этом необходимо также помнить, что Таинство Венчания может совершать только законно поставленный «белый» священник.

Местом совершения Таинства — любой православный храм.

Во многих храмах существует предварительная запись, и проблему с ней надо решить заранее. Если есть желание, чтобы венчал конкретный священник, необходимо обговорить этот вопрос с ним, иначе Таинство будет совершать тот священник, «череда» которого выпадет в этот день

Что надо знать свидетелям?

В дореволюционной России, когда церковный брак обладал законной гражданской и юридической силой, браковенчание православных обязательно совершалось при поручителях — в народе их называли дружка, подружие или шаферы, а в богослужебных книгах (требниках) — восприемники. Поручители подтверждали своими подписями акт браковенчания в метрической книге; они, как правило, хорошо знали жениха и невесту, поручались за них. Поручители принимали участие в обручении и венчании, то есть во время обхождения жениха и невесты вокруг аналоя придерживали венцы над их головами.

Теперь поручители (свидетели) могут быть или же не быть — по желанию брачующихся. Поручители обязательно должны быть православными, желательно церковными людьми, должны относиться к Таинству венчания с благоговением. Обязанности поручителей при бракосочетании в своей духовной основе такие же, как восприемников в Крещении: как восприемники, опытные в духовной жизни, обязаны руководить крестниками в христианской жизни, так и поручители должны духовно руководить новой семьей. Поэтому раньше в поручители не приглашались люди молодые, не женатые, не знакомые с семейной и супружеской жизнью.

Общехристианское понимание брака, согласно Новому Завету.

Церковь через послание апостола Павла называет брак великим «таинством» или «тайной», сравнивая соединение супругов в христианском браке с соединением Христа с Церковью:

Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна (τὸ μυστήριον) сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.

(Еф. 5:31-32)

Брак в христианстве
Внешняя сторона священнодействия
Ветхий Завет
Церковный брак в первые века христианства
Подготовка к таинству брака
Православное чинопоследование брака
Условия совершения
Свидетели венчания
Время браковенчания
Расторжение и повторный брак
Повторный брак
Браки с иноверцами в России до 1918 года
Брак в евангельских церквях
Заключение брака
Расторжение брака

Согласно христианскому вероучению, супруга должна повиноваться мужу, а муж должен любить жену как Христос возлюбил Церковь, то есть отдал свою жизнь за Церковь, пролил свою кровь на Кресте за Неё:

Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Хрис­тос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за Нее,

(Еф. 5:22-25)

Муж и жена в христианском браке становятся одной плотью, а также несут обоюдную ответственность за сохранение брачного союза, потому как по словам Иисуса Христа:

…и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

(Мф. 19:6)

В Евангелии Христос повторяет слова седьмой заповеди, данной Моисею: «Не прелюбодействуй» о том, что супружеская измена является грехом и тяжелейшим преступлением против Бога и ближнего своего, и о том, что христиане должны хранить супружескую верность:

Я говорю вам: кто раз­ведет­ся с женою своею не за пре­любо­деяние и же­нит­ся на другой, тот пре­любо­дей­с­т­ву­ет; и же­нив­шийся на раз­веден­ной пре­любо­дей­с­т­ву­ет.

(Мф. 19:6)

Важной частью брака является самопожертвование, суть которого изложена в послании апостола Петра, в Новом Завете:

Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобо­язненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кротко­го и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом… Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследни­цам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах.

(1Петр. 3:1-4,7)

Гражданский

Самый популярный вид, который юридически получил свое название «Гражданский», также его еще называют официальным, светским или законным. Этот брачный союз жених и невеста регистрируют в органах ЗАГСа, он единственный признан российским законодательством, регулируется с помощью Семейного кодекса РФ, а потому и защищен с точки зрения юриспруденции.

Каждый из законных супругов имеет равные права и определенные обязанности в семье, которые закреплены на законодательном уровне. Также закон регулирует и имущественные отношения мужа и жены.

После заключения официального бракосочетания молодожены становятся друг другу первоочередными наследниками.

Многие называют гражданским союзом влюбленных, которые живут вместе, но без штампов в паспортах. Если рассматривать данный вопрос со стороны юриспруденции, то это заблуждение и таким браком называется другой вид – фактический, о котором мы поговорим ниже.

Кстати, в 19 веке регистрировали исключительно в церкви – совершая духовный обряд перед Богом, а вот супружество тех кто этого не делал называли гражданским.

Если брак развалился – там нечего разводить

Церковного развода быть не может. Есть четкая фраза в Писании: «Кого Бог сочетал, человек да не разлучает». Если мы вводим понятие «развод», то мы разлучаем то, что соединил Бог. Если люди разводятся, мы должны вспомнить очень важную историю: как Христос разговаривал с самарянкой у колодца. Помните, Он просил ее привести мужа, а она сказала: ой, а мужа у меня нету. А Он ей в ответ: верно ты сказала, пять мужей у тебя было, и шестой, с которым ты сейчас живешь, тоже тебе не муж. Получается, что у нее было пять мужей, но брака не было ни разу.

То есть христианский ответ еще глубже: ты можешь жить в браке, и это все равно будет не брак. Оттого, что тебя повенчали – это не значит, что твой брак состоялся. Оттого, что тебя расписали – это тоже не значит, что твой брак состоялся. Если случился развод – значит, и брака не было. И разводить-то уже нечего. Если брак развалился – там нечего разводить.

Поэтому налагается епитимья, потому что люди не удержали в руках то, что им дал Бог. Не потому, что они характерами не сошлись, а потому, что сочетал-то нас Бог, но мы не смогли это сочетание развернуть в брак. И поэтому Церковь благословляет повторный брак. А развода в Церкви быть не может, если мы вводим развод, то мы впадаем в какие-то сложные противоречия с Писанием. Термин «бракорасторжение» – это канцелярщина. Когда мы этот канцелярский язык вводим, мы будем спотыкаться в словах, и они нам будут часто давить на сердце. Дело должно быть не только в документах, должны быть серьезные церковные совещания, разговоры. Пока что мы не живы настолько, чтобы все эти вещи обсуждать. Но вот есть такой документ – надо его ковырять, и критиковать, и бомбить, для того чтобы разговор был.

Брак в языческой Руси

Российский историк Василий Осипович Ключевский в своих работах выделял несколько типов брака, существовавших в языческой Руси. Это «умычка», или кража понравившейся женщины с последующим сожительством. При этом мнение женщины часто не учитывалось, а воровской способ приобретения невесты был отрицанием института брака в любом его виде. Бывало и так, что кража совершалась по взаимной договоренности, если родители жениха и невесты были против: «и ту умыкаху жены собе, съ нею же кто съвещашеся», – писалось в «Повести временных лет».

Этот обычай существовал вплоть до XII века. Невест крали, когда девушки ходили за водой или во время блудных игрищ на праздники Ивана Купалы или богини Лады.

Был еще один способ умыкания: кража девушки с последующей дачей вена за жену ее родителям

Этот способ осуществлялся в том случае, если жениху было важно наладить отношения с родней невесты. Еще один вариант — продажа невесты по соглашению с её родственниками, который профессор Ключевский считал более «прогрессивным» по отношению к краже, ведь в этом случае насилие заменялось сделкой

Браки с иноверцами в России до 1918 года

Общеобязательные, общецерковные и никем не отменяемые каноны Православной Церкви, принятые на Вселенских соборах: 10-е Правило Лаодикийского собора и 72-е Правило 6 Вселенского собора, категорически запрещают православному (православной) вступать в сожительство (брак) с любым неправославным, то есть с еретиком, более того, 72-е правило повелевает такие беззаконные сожительства разрушать; единственное исключение 72-е правило, ссылаясь на послание апостола Павла: 1Кор. 7:14, делает для брака, заключённого вне церкви, то есть когда оба супруга были неправославными, а затем уже находясь в супружестве один из супругов принял святое крещение и стал православным, а другой ещё не пришёл к истиной вере, но при этом не препятствует другому супругу в его выборе нового образа веры в жизни. До синодального периода в Русской церкви согласно святым канонам Вселенских соборов строго воспрещались браки православных с любыми неправославными.

С 1721 года царем Петром было уничтожено не только патриаршество, но и соборное управление в Русской поместной церкви, во главе её согласно «Присяге для членов Святейшего Синода» стал не поместный собор, во главе с патриархом и собранием из всех архиереев, который никогда не может выйти за рамки канонов Вселенских соборов, их отменить или изменить; а лицо, не являющееся ни только епископом, но и священником и даже диаконом, то есть мирянин, государственный правитель: царь или женщина(царица). Царь управлял Русской поместной церковью через своего чиновника-мирянина (обер-прокурора), также лицо не имеющее священного рукоположения, стоящего во главе Священной коллегии или Священного синода — органа управления Русской поместной церковью. Все члены Синода давали клятву пред Богом, в которой исповедовали «крайнего судию» в поместной церкви монарха.

«Я, нижеименованный, обещаюся и клянуся Всемогущимъ Богомъ, предъ святымъ Его Евангелием… Исповедую же с клятвою крайняго Судию Духовного сего Синода, быть Самаго Всероссийскаго Монарха, Государя нашего Всемилостивейшаго, клянуся и еще Всевидящимъ Богом.» (Присяга для членов Святейшего Синода)

С этого времени царь начал издавать свои законы от имени синода и распространять их на церковное управление, не обращая внимания на догматы и каноны Православной церкви. Одним из таких новых законов стало разрешение: «Послание» 1721 года вступать в брак лютеран с православными. Поводом к изданию «Послания Святейшего Синода к православным о беспрепятственном им вступлении в брак с иноверцами» было поступившее в Синод доношение из Берг-Коллегии, основанное, в свою очередь, на письме Василия Татищева, посланного в Сибирскую губернию «для прииска рудных мест и строения, и размножения тамо заводов». В письме Татищев ходатайствовал о желании поселившихся в России шведских специалистов (взятых перед тем в плен русской армией во время Северной войны) «жениться на русских девках без переменения веры».

Затем последовали другие законы и были дозволены браки с католиками, и другими протестантами и армянами, но не «раскольниками» (то есть старообрядцами); такие браки обычно не требовали специального разрешения архиерея. Высочайший указ от 17 (30) апреля 1905 года дозволял брак православных с старообрядцами, совершение которого, однако, требовало разрешения епархиального архиерея. Кроме того, лица других христианских исповеданий, вступающие в брак с лицами православными (за исключением коренных жителей Финляндии на её территории), давали священнику пред совершением брака подписку в том, что они не будут ни поносить своих супругов за православие, ни склонять их чрез прельщение, угрозы или иным образом к принятию своей веры и что имеющие родиться от сего брака дети будут крещены и воспитаны в православии. Взятая таким образом по установленной форме подписка подлежала представлению епархиальному архиерею или в консисторию в начале января следующего года.

По состоянию на начало XX века в Российской империи действовали следующие нормы:

  • браки православных с лицами неправославных христианских исповеданий разрешались лишь при условии венчания, крещения и воспитания детей по правилам православной веры;
  • русским подданным православного и католического вероисповедания запрещались браки с нехристианами, а протестантам — с язычниками.

Основные сведения

Брак — одно из христианских таинств, которое ведет своё начало от ветхозаветных времён. Согласно Быт. 2:18 целью брака является не столько деторождение, сколько духовно-телесное единство, взаимодополнение, взаимопомощь. Заповедь «плодитесь и размножайтесь» относится и к человеку, и к другим живым существам (Быт. 1:22,28), но только человеку заповедано составить в любви «одну плоть» (Быт. 2:24).

Брак есть таинство, в котором при свободном, пред священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.

В Ветхом завете вопросу брака посвящена вторая глава Книги Бытия. Смысл и цель брака, согласно ей, состоит в вечном и нераздельном единстве по образу Лиц Святой Троицы. Именно так описывает Библия райский брак:

И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.

Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.

И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.

И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.

И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел её к человеку.

И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.

И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.

(Быт. 2:18)

Из Священного Писания следует, что установление института брака (о единении двух полов — мужского и женского — в одну плоть) происходит ещё до грехопадения в Раю, поэтому мнение о том, что брак был установлен после грехопадения является ошибочным.

В Новом завете божественный замысел о браке раскрывает Иисус Христос:

И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?

Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?

И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?

Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует…

(Мф. 19:3)

Русская православная церковь выразила своё отношение к браку в «Основах социальной концепции»:

Различие между полами есть особый дар Творца созданным Им людям. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1. 27). Будучи в равной степени носителями образа Божия и человеческого достоинства, мужчина и женщина созданы для целостного единения друг с другом в любви: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2. 24). Воплощая изначальную волю Господа о творении, благословенный Им супружеский союз становится средством продолжения и умножения человеческого рода: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1. 28). Особенности полов не сводятся к различиям телесного устроения. Мужчина и женщина являют собой два различных образа существования в едином человечестве. Они нуждаются в общении и взаимном восполнении. Однако в падшем мире отношения полов могут извращаться, переставая быть выражением богоданной любви и вырождаясь в проявление греховного пристрастия падшего человека к своему «я».

Для христиан брак стал, по слову святителя Иоанна Златоуста, «таинством любви», вечным единением супругов друг с другом во Христе.

— Основы социальной концепции Русской Православной Церкви

Популярное за 7 дней

5 фраз апостола Иоанна Богослова, открывающие глаза слепым, уши неслышащим, исцеляющие больных
21.05.21 09:00

В чем опасность длинной исповеди?
24.05.21 10:27

Митр. Антоний (Паканич): Если мысленно желаешь страшной смерти ближнему, ты уже убил его в своем сердце
22.05.21 16:47

22 мая — перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар
22.05.21 08:05

Митр. Антоний (Паканич): Полезно ли хвалить?
25.05.21 23:26

Нежная красота сирени
25.05.21 11:45

Патриарх Сербский Порфирий обратился к православным Украины
21.05.21 09:38

Нужно ли сорок дней говорить всем подряд «Христос воскресе»?
20.05.21 22:04

За уклонение в раскол запрещен в служении клирик Бориспольской епархии УПЦ
20.05.21 17:49

Верховный суд Украины не удовлетворил иски ПЦУ о выселении двух священников УПЦ из церковных домов
25.05.21 10:36

Кому отказывают в венчании?

Если Он или Она не расторгли предыдущий брак или венчались более 3 раз. Так что второй церковный брак вполне возможен. Церковь различает три степени родственных отношений, которые неприемлемы для бракосочетания.

Кровное родство определяется общим предком, например, дедом или бабушкой. Брачный союз между родными братом и сестрой считает святотатством. В Англии и некоторых штатах США разрешается обвенчаться двоюродным братьям и сестрам.

Свойственное родство (свояк, свояченица) считается по родственникам жены-мужа и тоже в категории запретных браков. Духовная близость для венчания также недопустима. Например, когда крестная (восприемница), крестный (восприемник) являются духовными родителями тех, кого крестят.

Сексуальные отклонения не соответствуют христианскому пониманию союза мужчины и женщины. Гомосексуалистов, лесбиянок и транссексуалов не венчают. Хотя сегодня такие однополые отношения признаются на законодательном уровне во многих странах мира, например, в Нидерландах.

Не достигшие законного брачного возраста, удочеривший на удочеренной, усыновительница на усыновленном, монахи, состоящие в духовном сане (начиная с иподиакона), по церковным канонам не могут повенчаться.

Если кто-то из супругов атеист, иноверец или кто-либо из молодых не был крещен и не хочет креститься перед венчанием, церковный брак с ними не допускается.

Важно знать! Венчание в церкви подразумевает осознанное соединение влюбленных в единую семью, устроенную по божественным правилам. Этим церковный брак отличается от заключенного в ЗАГСе, когда сиюминутный наплыв страстей зачастую толкает жениха и невесту на поспешный, необдуманный шаг, о котором они впоследствии могут жалеть.

Венчание… в осуждение?

— Невенчанный брак считается неправильным, греховным? 

— Нет. Глубоко неверно и опасно считать, что невенчанный брак является синонимом блуда. Законный брак — то есть не тайный, объявленный перед обществом и определенным образом юридически зарегистрированный — полностью признается Церковью. И это четко прописано в Социальной концепции Русской Православной Церкви. 

— Если обычный брак не может считаться неправым перед Богом, зачем нужен еще и чин венчания?

— Дело в том, что, не имея церковного благословения, христианам будет непросто выстраивать свои супружеские отношения так, чтобы они явились для них лестницей в Царство Небесное. Точнее — чтобы в браке уже сейчас созидать Царство Небесное. А для этого Таинство и существует.

— В чем таинство? Что таинственного происходит?

— Таинство заключается в том, что призывается Божественная благодать на претворение естественных отношений между мужчиной и женщиной в духовные отношения. Это стремление преображает естественную тягу полов друг ко другу в ступеньку ко Христу — вот что происходит. Образно это прекрасно показано в евангельском рассказе о чуде, которое совершает Христос в Кане Галилейской: претворение воды в вино на свадьбе. К такому претворению предназначен любой брак: «вода» естественных человеческих отношений силой и действием благодати Святого Духа должна стать «вином», приобрести совершенно иное качество! 

— А благословение — в чем оно заключается?

— Венчание — это еще и благословение на супружескую жизнь внутри самой христианской общины. Половое сожительство для супругов-христиан мыслимо только в рамках церковного благословения предстоятелем общины — епископом или же священником. 

— Можно сказать, что это попытка заручиться помощью Божией на этом сложном пути?

— Отчасти да. В законном браке обе половины вступают в новую, ранее неизвестную, неизведанную для них реальность. И здесь требуется особая помощь Божия. 

Но к этому нельзя подходить, как к сделке: мы Тебе — венчание, а Ты нам — гарантию «дома — полной чаши». Венчание — это укрепление и благословение существующих отношений, но не построение их с нуля и тем более — не легализация формальных отношений друг друга «не переваривающих» людей. 

Я выскажу свое мнение, которое, может быть, не будет согласным с мнением достаточно большого количества священнослужителей. Но я решительно против того, чтобы к Таинству Венчания приступали люди, не являющиеся достаточно воцерковленными. 

Сегодня зачастую венчают всех подряд. Подобное отношение к браку нивелирует Таинство, превращает его в «магический костыль» для тех людей, которые, в общем-то, ходить еще не умеют. Но опыт показывает, что «магических костылей» не бывает. Если люди не любят друг друга, если относятся друг к другу потребительски, если они, повенчавшись, не собираются ничего менять в своей жизни, становиться настоящими христианами — то это Таинство им будет не во спасение, а в еще большее осуждение. И их брак, скорее всего, развалится, а не укрепится. 

— Почему?

— Потому что любое приближение Бога — это кризис: он обостряет, доводит до некоего предельного напряжения существующую ситуацию. Божественными предметами не шутят: они требуют к себе должного отношения. И если человек готов поступиться собой, своими интересами, вырваться ко Христу — кризис для него оказывается спасительным и полезным. Если он не готов, не хочет меняться, то это обнажение, обострение его истинного состояния только лишь ускоряет возможный распад семьи. 

К Богу нельзя относиться пренебрежительно. А Церковь — это Его территория, место Его особого, исключительного присутствия. Поэтому венчаться «на всякий случай», «а вдруг сработает» — не стоит. И то огромное количество прошений о так называемом «церковном разводе», который имеется во всех епархиях, тому самое лучшее свидетельство…

Поэтому если речь о людях, заглядывающих в Церковь, не являющихся, по сути, христианами, для них форма законного брака — это вполне достаточно. 

КАК ПОЯВИЛОСЬ ВЕНЧАНИЕ?

— Отец Павел, логично начать с главного вопроса: что такое Таинство Венчания, в чем его суть?

— Вопрос не такой простой, как может показаться. Потому что исторически это Таинство появилось достаточно поздно — в том оформленном виде, в каком мы его знаем. Никакого особого чина для благословения брака у ранних христиан не было: Церковь признавала законным тот брак, который совершался в рамках существовавшей в ту эпоху традиции. В первых христианских общинах благословение новобрачных совершалось самим фактом присутствия священника или епископа, главы церковной общины, на брачном пире.

— Разве не было благословения с возложением рук, как, к примеру, сейчас в протестантских общинах?

— Действительно, есть свидетельства о том, что возложением рук епископа освящался брак — это апокрифический памятник «Деяния Фомы», который был написан в Малой Азии в начале III в. Однако до IV века никакого специального чинопоследования не было. Только после Миланского эдикта Константина Великого (Документ 313 года, провозгласивший религиозную терпимость на территории Римской империи и положивший конец гонениям на христиан. — Ред.), когда начался процесс активного вхождения в Церковь людей, далеких от христианского образа жизни и не очень стремящихся становиться настоящими христианами, возникла необходимость осмыслить с точки зрения христианства брак как союз мужчины и женщины, благословленный Богом. Стало жизненно важным  провести четкое различие между христианским пониманием семьи и теми представлениями, которые существовали в языческом мире.

— А какие представления существовали у язычников? В чем различие?

— Отличие заключается в том, что христианский брак не ограничивается перспективой земного бытия. Это не только благословленное общение между мужчиной и женщиной и продолжение человеческого рода, но прежде всего определенное духовное делание. Cупруги, пройдя через обычные для любого брака этапы, выходят на особую высоту единства духовного и душевного. И единство это сохраняется после их смерти. Мы знаем большое количество святых супругов — это святые Петр и Феврония Муромские(8 июля празднуется их память. — Ред.), Кирилл и Мария (родители преподобного Сергия Радонежского. — Ред.), Иоаким и Анна, Адриан и Наталия…

В язычестве такого понимания, разумеется, не было. Оно могло возникнуть только на почве христианского представления о ближнем как главном камертоне отношения к Богу, из понимания необходимости жертвенного подвига как фундамента и первоосновы всего бытия вообще, а не только отношений между супругами.

Вот так, на фоне осмысления супружества, постепенно складывается чин церковного благословения брака. Только к XVII веку он был формализован в том виде, какой сейчас мы имеем в наших православных храмах. Вообще, венчание — единственное Таинство, в котором мы находим огромнейшее разнообразие форм! Некая сердцевина — молитва «Боже Святый» — присутствует уже в IV веке, а остальное могло варьироваться.

Фото Александра Болмасова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector