Комиссия по осуществлению закупок по статье 39 44-фз
Содержание:
Требования к членам комиссии
Есть обязательные требования к членам закупочного органа.
Во-первых, это число членов котировочной комиссии — не менее пяти человек (ч. 3 ст. 39 44-ФЗ). Для котировочного совета минимальное число специалистов — три.
Во-вторых, уровень квалификации сотрудников. Половина членов (минимум два человека) — это сотрудники, прошедшие профессиональную переподготовку и повышение квалификации в области государственного заказа (ч. 5 ст. 39 44-ФЗ, письмо Минэкономразвития № ОГ-Д28-10399 от 29.08.2016). Допускаются лица, обладающие профильными знаниями и специализацией по закупаемому объекту.
Зачем создают
ВАЖНО!
Не путайте ее с контрактной службой. Комиссия не организовывает всю процедуру, а занимается только рассмотрением поступивших предложений, ее члены не обязательно работают в контрактной службе. Главное — наличие компетенций и знаний, которые помогут корректно выбрать победителя.
Выделяют такие виды:
- конкурсная (при проведении различных конкурсов, в т. ч. и электронных);
- аукционная (для осуществления аукционов);
- котировочная комиссия формируется заказчиком для проведения запроса котировок, в т. ч. и электронных;
- по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений, в т. ч. и электронных;
- единая комиссия по осуществлению закупок создается заказчиком при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в закупочных процедурах, в т. ч. и электронных.
Если заказчик проводит торги, не отличающиеся какой-либо спецификацией, то целесообразно создать единый коллегиальный орган. А если закупаете специфический товар, который требует специальных познаний, создавайте ее для проведения конкретной процедуры, а в состав включите специалистов или экспертов в нужной области.
Создание единой комиссии
Для всех конкурентных заказов необходим совещательный закупочный орган, принимающий итоговые решения. Единая комиссия по закупкам создается в тех процедурах, которые не требуют особых знаний и специфических навыков по предмету закупки.
Правила создания единого закупочного органа просты и не зависят от вида государственного заказа:
- в составе — минимум пять человек (три — для запроса котировок);
- все действия и функционал сотрудников регламентируются распорядительными документами (приказы);
- структура и уровень подготовки членов соответствуют законодательным нормам;
- замена члена комиссии допускается только по решению заказчика;
- дополнительные указания по работе отражаются в приказах или положениях.
Зачем создают
Комиссия необходима каждому заказчику, независимо от его уровня и степени подчиненности. Любая закупочная, в том числе и единая комиссия по осуществлению закупок, создается заказчиком при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в конкурентных заказах. Специалисты, входящие в коллегиальный орган, рассматривают заявки участников, допускают или отклоняют их, оценивают предложения, ранжируют участников и выявляют победителя. Рассказываем об основных правилах создания совета по государственным и муниципальным закупкам.
ВАЖНО!
Не путайте закупочный орган с приемочной комиссией заказчика по 44 ФЗ. Подробнее о ней — в статье «Инструкция по оформлению акта приемочной комиссии по 44-ФЗ».
Что делать, если член комиссии не желает получать дополнительное профессиональное образование в сфере закупок?
При проверках (в особенности прокурорских) от заказчиков нередко требуют, чтобы в комиссии было более половины именно лиц, получивших дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Выше уже приводились аргументы в пользу того, что больше половины численного состава комиссии должны составлять «обученные + специалисты по объекту закупки», а не только обученные. Однако иногда проще выполнить требования контролеров, чем оспаривать их законность.
Но и тут заказчик может натолкнуться на препятствие, например на нежелание члена комиссии пройти дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Можно ли в этом случае как-то заставить его обучиться? Да, такие рычаги у работодателя есть.
Пример.
Государственный орган объявил госслужащему (начальнику управления) выговор за неисполнение должностных обязанностей, а именно за срыв обучения на курсах повышения квалификации по программе «Управление государственными и муниципальными закупками». Оспаривая выговор, работник доказывал суду, что не является сотрудником контрактной службы и что деятельность в сфере закупок не входит в круг его должностных обязанностей. Следовательно, наниматель не мог направлять его на курсы повышения квалификации, поскольку тематика учебы не относилась к выполнению им своих непосредственных служебных обязанностей. К тому же он не давал согласия быть контрактным управляющим или участвовать в закупочных комиссиях.
Однако суды отвергли эти доводы, встав на сторону нанимателя: ст. 39 Закона N 44-ФЗ не устанавливает перечень конкретных лиц, которые могут быть включены в состав комиссии по осуществлению закупок и которые должны пройти повышение квалификации <5>.
<5> Апелляционное определение Курского областного суда от 10.07.2014 по делу N 33-1823/2014.
Изменение состава
Разрешается и изменение утвержденного состава закупочной группы. Внеплановая замена члена комиссии осуществляется по решению заказчика. Вот основные причины для корректировки состава:
- Сотрудники (половина участников) физически отсутствуют на заседании и не участвуют в принятии решений (ч. 8 ст. 39 44-ФЗ).
- Наличие обстоятельств, не допускающих участие работника в совете (ч. 6 ст. 39 44-ФЗ, решение Курского УФАС России № 180/2015 от 17.08.2015). Это и родственные связи, и заинтересованность, и возможное влияние.
Если есть причины для замены, но заказчик не внес коррективы в состав, решение членов и факт заключения контракта по такому решению признают недействительными (ч. 22 ст. 34, ч. 9 ст. 39 44-ФЗ). Замена оформляется документально (приказ, распоряжение).
Письмо Федерального казначейства от 17 марта 2014 г. N 42-7.4-05/9.1-164 «О включении юристов в контрактную службу»
4 июня 2014
Федеральное казначейство в связи с необходимостью создания контрактной службы в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и поступившими в адрес Федерального казначейства от территориальных органов Федерального казначейства многочисленными вопросами о целесообразности включения сотрудников юридического отдела территориальных органов Федерального казначейства (далее — юристы) в состав контрактной службы, создаваемой без образования специального структурного подразделения, а также необходимости внесения изменений в должностные регламенты юристов в части возложения на них дополнительных обязанностей по исполнению функций члена контрактной службы, сообщает следующее.
1. По вопросу «о целесообразности включения сотрудников юридического отдела в состав контрактной службы, создаваемой без образования специального структурного подразделения».
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 38 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон N 44-ФЗ) заказчики, совокупный годовой объем закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее — закупок) которых в соответствии с планом-графиком превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным).
Контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Так, Типовым положением (регламентом) о контрактной службе, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 631 (далее — Положение), установлено, что контрактная служба создается в целях обеспечения планирования и осуществления государственным заказчиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.
Вместе с тем юридический отдел территориального органа Федерального казначейства создан в целях организации правового обеспечения деятельности территориальных органов Федерального казначейства, руководствуясь Типовым положением о юридическом отделе территориального органа Федерального казначейства, утвержденным приказом Федерального казначейства от 22 января 2013 г. N 5 (далее — Типовое положение о Юридическом отделе), в соответствии с которым осуществляет исключительно правовую экспертизу документов, связанных с закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.
Федеральным законом N 44-ФЗ и Положением не установлена обязанность заказчика включать в состав контрактной службы сотрудника юридического отдела.
Таким образом, юристы осуществляют правовое сопровождение деятельности контрактной службы посредством правовой экспертизы документов, связанных с закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, в рамках полномочий, установленных Типовым положением о Юридическом отделе, а также Порядком проведения правовой экспертизы документов, поступающих в юридический отдел территориального органа Федерального казначейства, утвержденным приказом Федерального казначейства от 17.12.2013 N 297.
2. По вопросу «о необходимости внесения изменений в должностной регламент специалистов юридического отдела в части возложения на них дополнительных обязанностей по исполнению функций члена контрактной службы».
Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание, что на основании пункта 4.2. Типового положения о Юридическом отделе возложение на юридический отдел и его сотрудников функций и задач, не относящихся к правовой работе, не допускается, соответственно, вносить изменения в должностной регламент сотрудников юридического отдела в части возложения на них дополнительных обязанностей по исполнению функций контрактной службы, считаем неправомерным
Обращаем внимание, что по иным вопросам, связанным с созданием и работой контрактной службы, а также осуществлением ее функций и полномочий, разъяснения будут доведены дополнительно
|
Р.Е. Артюхин |
Кто входит в состав
В любом закупочном совете есть председатель и его члены. Необходимо определить заместителя председателя (выполняет управленческую функцию в случае отсутствия председателя) и секретаря (ведет всю документацию).
По правилам, в состав комиссии по осуществлению закупок должны включаться:
- Сотрудники организации-заказчика независимо от должности. Директор, бухгалтеры, юристы, представители контрактной службы, административно-хозяйственные работники — включайте в совещательный орган любого сотрудника, никаких должностных ограничений не предусмотрено. Единственное уточнение — если в локальных документах о работе контрактной службы установлен запрет на членство ее сотрудников в закупочном органе, включить таких сотрудников в совет не получится (п. 8 Типового положения № 631).
- Работники любых учреждений. Это служащие, которые не имеют трудовых связей с организацией-заказчиком (письмо Минэкономразвития № Д28и-634 от 17.03.2016).
Требования
В ее составе должно быть минимум 5 человек. Кстати, столько же человек должно быть в конкурсной и аукционной. А вот для остальных видов это число меньше — 3 человека. Преимущественно она должна состоять из специалистов в сфере закупок. У людей должно быть специальное образование и/или профессиональные знания о предмете контракта.
Для отдельных закупок требования к членам комиссии повышаются. К примеру, если заказчик закупает услуги по созданию произведения литературы, искусства и т.д., не менее половины участников должны быть представителями творческих профессий и разбираться в той сфере, к которой относится закупка.
Нельзя включать в состав привлеченных экспертов, лиц, которые заинтересованы в том или ином исходе закупки, участников закупки, их родственников, должностных лиц контролирующих органов.
Как создать единую комиссию по осуществлению закупок по Закону N 44-ФЗ
Единая комиссия создается для проведения всех конкурентных закупок в учреждении независимо от вида и предмета закупки. Ее имеет смысл сформировать, если вы планируете проводить закупки, которые не требуют от членов комиссии специфических знаний относительно предмета закупки.
В состав единой комиссии нужно включить не менее пяти человек (ч. 2, 3 ст. 39 Закона N 44-ФЗ).
При ее формировании учитывайте требования к ее структуре, составу и подготовке членов комиссии.
Состав комиссии, порядок ее работы, обязанности членов комиссии и их ответственность нужно документально оформить. На это указано в .
Состав комиссии утвердите приказом. Остальную информацию вы можете включить в положение о комиссии либо в приказ.
Всех членов комиссии ознакомьте с приказом и положением под подпись.
Порядок назначения комиссии по закупкам
Часть 1 статьи 2 Федерального закона №223-ФЗ говорит о том, что при проведении всех имеющихся мероприятий по закупкам заказчик обязан использовать не только указанный Федеральный закон, но также и те нормативные акты, которые также существуют на территории Российской Федерации. Все Положения о проводимых закупках составляются на основании указанного выше федерального нормативного акта, а также на основании Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса и специально принятых во исполнение их положений подзаконных нормативных актов, в частности, Постановлений Правительства Российской Федерации.
Как уже говорилось выше, в указанном федеральном нормативном акте не содержится прямого указания заказчикам о необходимости создания такой комиссии, однако если обратиться к положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, то в соответствии с частью 4 статьи 447 данного нормативного акта для определения победителя по закупкам, проводимым в форме торгов, обязательно собирать специальную оценочную комиссию. Таким образом, создавать хотя бы конкурсную закупочную комиссию заказчик обязан, чтобы соблюсти требования гражданского законодательства в части порядка определения победителя по конкурсу, как способу определения исполнителя по контракту или договору.
Правила созыва комиссии по закупкам в каждом конкретном случае заказчик устанавливает самостоятельно в рамках Положения о закупочной деятельности либо в рамках специально издаваемого самостоятельного документа, регламентирующего целиком всю деятельность такой комиссии.
В рамках осуществления своей закупочной деятельности заказчик имеет право созвать единую комиссию из числа сотрудников, которые имеют достаточный уровень квалификации для работы в такой комиссии (в том числе прошли специальное обучение для осуществления такого участия), либо для каждого конкретного используемого типа закупок создать свою комиссию с ее регламентирующими документами.
Такое же правило действует и в отношении срока функционирования создаваемой комиссии – по своему усмотрению заказчик имеет право создать постоянно действующую комиссию либо созывать ее под каждую проводимую закупку, но с соблюдением требований имеющихся норм права в сфере осуществления государственных и муниципальных закупок. Все особенности такого функционирования должны быть отражены в Положении о закупках, а также в регламентирующих документах самих комиссий по осуществлению закупок.
Порядок и правила создания комиссии согласно ФЗ 44
Итак, комиссия требуется для того, чтобы возможно было осуществить закупки у нескольких поставщиков одновременно. Прежде чем закупить товары или услуги, заказчик должен создать комитет по госзакупкам. Сразу же после создания определяются члены совета и способ работы.
О контрактной службе в РФ читайте здесь:
Заказчик имеет право создавать:
- Конкурсные комиссии;
- Аукционные;
- Котировочные комитеты;
- По рассмотрению заявок на участие в предложениях.
Заказчик выбирает в состав совета лица, которые прошли предварительную подготовку в области госзакупок. Иногда могут быть выбраны лица, которые обладают специальными знаниями по конкретному объекту закупки.
Физические лица, которые являлись экспертами в области подготовки государственной закупки, не могут быть включены в состав совета. Менять участника имеет право только заказчик, которым был создан комитет.
Комиссия может работать в стандартном режиме, если на заседании комитета присутствуют меньше 50 процентов от общего числа членов. Участники совета должны быть уведомлены заранее о дате проведения и месте государственной закупки. Члены группы не имеют право принимать участие в заочном голосовании.
Если комиссия приняла решение с нарушениями мер по настоящему Федеральному закону, оно может быть обжаловано согласно законному порядку.
Создание единой комиссии по осуществлению закупок
Для проведения закупок в первую очередь потребуется создать комиссию согласно приказу о ее создании по осуществлению закупок по 44 ФЗ.
Могут быть созданы как отдельные группы, так и единая комиссия на все процедуры. Это зависит от выбора предмета покупки. Если предстоит закупить сложные товары, потребуется создать специальную команду, участники которой обладают специализированными знаниями в конкретной области. Независимо от вида покупки, обязанности комиссии по закупкам по 44 ФЗ должны быть выполнены.
Функции уполномоченных по проверке лиц:
- Анализировать заявки, которые были приняты заказчиком или комиссией;
- Отклонять заявки, которые не соответствуют условиям;
- Определять победителя;
- Оформлять протоколы на конкретном этапе госзакупки.
Помимо базовых функций, каждая конкретная группа проверяющих в зависимости от способов закупок (аукцион, конкурс, запрос предложений или котировок), выполняет индивидуальные функции.
Что такое аукционная комиссия?
Аукционная комиссия создается в том случае, если товар или услуга покупается на аукционе. Закон № 44 не содержит конкретных требований к председателю аукционной группы. Это значит, что председателем может стать не только руководитель, но, например, и бухгалтер. Минимальное количество человек, которое должно присутствовать в группе проверяющих, не менее 5-ти.
Котировочная комиссия по 44 ФЗ
Котировочная комиссия по ФЗ 44 — это специальная группа лиц, которая создается в случае, если первоначальный состав не справляется с задачами. В подобной группе должно быть не менее 3 человек.
Чтобы создать котировочный комитет, предоставляется следующая информация:
- ФИО участников котировочного совета;
- Способ избрания председателя;
- Порядок ее деятельности.
Участники котировочной группы проверяющих должны быть специально подготовлены в следующих областях:
- Специальная подготовка в области государственных закупок;
- Повышение квалификации в области госзакупок;
- Профессиональные знания относительно объекта закупки.
Состав конкурсной комиссии
В состав конкурсной группы проверяющих по 44 ФЗ входят:
- Председатель;
- Заместитель председателя;
- Секретарь;
- Остальные члены команды, в том числе, независимые эксперты.
Статья 39 44-ФЗ «Комиссия по осуществлению закупок»
1. Для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик создает комиссию по осуществлению закупок.
2. Решение о создании комиссии принимается заказчиком до начала проведения закупки. При этом определяются состав комиссии и порядок ее работы, назначается председатель комиссии.
3. Заказчиком могут создаваться конкурсные, аукционные, котировочные комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений и единые комиссии, осуществляющие функции по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений. Число членов конкурсной, аукционной или единой комиссии должно быть не менее чем пять человек, число членов котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений должно быть не менее чем три человека.
4. При проведении конкурсов для заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности), на финансирование проката или показа национальных фильмов в состав конкурсных комиссий должны включаться лица творческих профессий в соответствующей области литературы или искусства. Число таких лиц должно составлять не менее чем пятьдесят процентов общего числа членов конкурсной комиссии.
5. Заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.
6. Членами комиссии не могут быть физические лица, которые были привлечены в качестве экспертов к проведению экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсе, осуществляемой в ходе проведения предквалификационного отбора, оценки соответствия участников конкурса дополнительным требованиям, либо физические лица, лично заинтересованные в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе физические лица, подавшие заявки на участие в таком определении или состоящие в штате организаций, подавших данные заявки, либо физические лица, на которых способны оказать влияние участники закупки (в том числе физические лица, являющиеся участниками (акционерами) этих организаций, членами их органов управления, кредиторами указанных участников закупки), либо физические лица, состоящие в браке с руководителем участника закупки, либо являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями руководителя или усыновленными руководителем участника закупки, а также непосредственно осуществляющие контроль в сфере закупок должностные лица контрольного органа в сфере закупок. В случае выявления в составе комиссии указанных лиц заказчик, принявший решение о создании комиссии, обязан незамедлительно заменить их другими физическими лицами, которые лично не заинтересованы в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и на которых не способны оказывать влияние участники закупок, а также физическими лицами, которые не являются непосредственно осуществляющими контроль в сфере закупок должностными лицами контрольных органов в сфере закупок.
7. Замена члена комиссии допускается только по решению заказчика, принявшего решение о создании комиссии.
8. Комиссия правомочна осуществлять свои функции, если на заседании присутствуют не менее чем пятьдесят процентов общего числа ее членов. Члены комиссии должны быть своевременно уведомлены председателем комиссии о месте, дате и времени проведения заседания комиссии. Принятие решения членами комиссии путем проведения заочного голосования, а также делегирование ими своих полномочий иным лицам не допускается.
9. Решение комиссии, принятое в нарушение требований настоящего Федерального закона, может быть обжаловано любым участником закупки в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и признано недействительным по решению контрольного органа в сфере закупок.
Как создать
Покупатель должен принять решение о создании такого органа. Здесь же должен быть определен его состав, председатель и порядок работы. Срок — до размещения извещения о торгах в ЕИС.
В законе № 44 названо несколько видов комиссий:
- Конкурсная.
- Аукционная.
- Котировочная.
- По рассмотрению заявок на участие в запросе предложений (в т. ч. окончательных).
- Единая комиссия по осуществлению закупок 44-ФЗ.
Последняя может работать со всеми закупочными процедурами. Выбор здесь стоит делать, исходя из особенностей предмета контракта. Например, для технически сложных или дорогостоящих товаров целесообразно создать отдельную коллегию с привлечением лиц, обладающих необходимыми знаниями. При отсутствии какой-либо специфики закупок удобнее создать единый орган.
От выбранного вида будет зависеть и минимальная численность. Так, число членов единой комиссии заказчика, а также аукционной и конкурсной — 5 человек. Для остальных видов — 3 человека.
Образец 2021 года
Как такового типового образца положения о единой комиссии по закупкам по 44-ФЗ нет. Каждый заказчики на местах издают приказы о создании, приложениями к которым служат положения об их работе.
Часто документ состоит из следующих частей:
- общие положения (для каких процедур создается, какими законами руководствуется);
- цели и задачи органа;
- функции;
- порядок создания;
- порядок работы;
- правила проведения заседаний;
- ответственность.
В качестве образца разберем приложение к приказу Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 23.07.2018 года № 586. Оно содержит следующие разделы:
- общие положения (даются основные понятия и термины);
- правовое регулирование (ссылки на кодексы и законы, которыми должны руководствоваться члены комиссии);
- цели создания и принципы работы;
- функции применительно к каждой процедуре выбора поставщика (порядок и сроки оценки заявок, критерии недопуска участников, порядок создания протокола и т.д.);
- порядок создания и работы (ссылка на документ о создании, количество членов органа, ограничения, права участников созданного органа, порядок их ротации).
Все формулировки взяты из Закона 44-ФЗ. Но группировать их в положениях можно по-разному.
С введением новых электронных процедур пересмотрите комиссии по закупкам. Убедитесь, что положение о комиссии не устарело, с помощью обновленных шаблонов. Определиться с составом комиссии и числом участников поможет мастер, а ответы на спорные вопросы найдете в таблице.Комиссию по закупкам создайте до начала процедуры. Сформируйте отдельный состав комиссии для каждой закупки, например для конкурсов или аукционов, либо одну комиссию для всех процедур. Чтобы организовать работу и не допустить ошибок, следуйте шагам из рекомендации.
Как создать аукционную и другие комиссии для отдельных видов закупки
Комиссию для отдельных видов закупки есть смысл создавать, например, в следующих случаях:
- вы планируете закупку, для которой необходимы люди со специальными знаниями или образованием. Например, вы проводите конкурс на создание проектной документации и для его проведения вам нужно включить в состав комиссии архитектора;
- в учреждении проводится большое количество закупок разного вида, и целесообразно создать несколько комиссий по видам закупок для распределения нагрузки.
В аукционную и конкурсную комиссии включите не менее пяти человек, а в котировочную комиссию или комиссию по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений — не менее трех.
При формировании комиссии учитывайте требования к ее структуре, составу и подготовке членов комиссии.
Состав комиссии, порядок ее работы, обязанности членов комиссии и их ответственность нужно документально оформить.
Состав комиссии утвердите приказом. Остальную информацию включите в положение о комиссии либо в приказ.
Всех членов комиссии ознакомьте с приказом или положением под подпись.
Что такое комиссия по закупкам
Закон о контрактной системе требует от заказчика создавать специальный орган по осуществлению закупок — комиссию по осуществлению закупок. Это группа работников организации-заказчика, которые проводят работу по рассмотрению заявок, поступивших от участников во время проведения той или иной закупочной процедуры. Организовывать ее требуется для всех процедур, кроме закупки у единственного поставщика
Следует обратить внимание, что такая группа людей является коллегиальным органом
Выделяются следующие виды комиссий (с ним нужно определиться при создании):
- конкурсная (при проведении различных конкурсов, в т. ч. и электронных);
- аукционная (для осуществления аукционов);
- котировочная (в целях проведения запроса котировок, в т. ч. и электронных);
- по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений, в т. ч. и электронных;
- единая комиссия по осуществлению закупок 44-ФЗ (при проведении всех закупочных процедур, в т. ч. и электронных).
Важно учесть, что если заказчик проводит торги, не отличающиеся какой-либо спецификацией, то целесообразно создать единую комиссию. А в случае закупки специфического товара, что требует специальных познаний, можно создать ее лишь для проведения конкретной процедуры, а в состав включить специалистов или экспертов в нужной области
Ответственность, возлагаемая на членов комиссии
Все члены закупочной комиссии несут персональную ответственность за нарушения в сфере контрактной системы (ст.ст. 39, 107 Закона № 44-ФЗ). При ненадлежащем исполнении членами комиссии обязательств, на них может быть наложено административное, дисциплинарное или уголовное взыскание.
Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе
Подробнее о курсах
Участникам комиссии запрещено общаться с потенциальными поставщиками, повреждать конверты с заявками до даты их распаковки, предъявлять к поставщикам требования, не прописанные в законодательстве. Все решения, принятые членами комиссии, являются обязательными для участников. В случае несогласия потенциальных поставщиков с решениями комиссии, они могут подать жалобу в УФАС.
Какие требования установлены к составу комиссии по закупкам и ее численности
Структура комиссии и кто может быть ее членом
Комиссия должна состоять из председателя и членов комиссии. На практике часто из числа членов комиссии также назначают заместителя председателя комиссии и секретаря.
В комиссию могут входить:
работники учреждения независимо от должности.
Это могут быть директор учреждения, сотрудники бухгалтерии, контрактный управляющий, сотрудники контрактной службы, юристы и т.д.
Прежде чем включить в состав комиссии сотрудников контрактной службы, убедитесь, что это не запрещено вашим положением (регламентом) о контрактной службе (п. 8 Типового положения N 631).
Дополнительные требования к составу комиссии могут быть установлены актами субъекта РФ или муниципального образования, к которому относится ваше учреждение. Например, заказчики города Москвы обязаны включать в состав комиссий сотрудников контрактных служб или контрактных управляющих (п. 4.9 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 24.02.2012 N 67-ПП);
работники других организаций, не состоящие в трудовых отношениях с вашей организацией (Письмо Минэкономразвития России от 17.03.2016 N Д28и-634).
Кого нельзя включать в комиссию
В комиссию не могут входить ():
- супруг (супруга), близкие родственники руководителя организации — участника закупки, его усыновители или им усыновленные;
- заинтересованные лица, состоящие, например, в штате участника закупки или подавшие заявку на участие в этой закупке;
- лица, на которых могут повлиять участники закупки. Например, член комиссии не должен состоять в органах управления организации — участника закупки и не должен быть ее участником, акционером, кредитором;
- должностные лица контрольного органа в сфере закупок, которые осуществляют контроль закупок;
- эксперты, которые оценивали конкурсную документацию, заявки участников в ходе предквалификационного отбора, соответствие участников конкурса дополнительным требованиям.
Требования к членам комиссии
Не менее половины комиссии должны составлять лица, которые прошли профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок или обладают специальными знаниями относительно объекта закупки. Это установлено в и указано в Письме Минэкономразвития России от 29.08.2016 N ОГ-Д28-10399.
Численность членов комиссии
Общее количество человек в комиссии зависит от ее вида (ч. 2, 3 ст. 39 Закона N 44-ФЗ):
- не менее пяти человек должно входить в единую, конкурсную и аукционную комиссию;
- не менее трех — в котировочную комиссию и комиссию по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений.
Как изменить состав комиссии
Состав потребуется изменить, если:
- на заседании комиссии не может лично присутствовать минимум половина ее членов из-за отпуска, болезни, увольнения и т.п. ();
- обнаружены обстоятельства, из-за которых лицо не может состоять в комиссии (). Например, контрольный орган признал правомерным то, что заказчик в процессе закупки исключил из состава комиссии родственника участника закупки (Решение Курского УФАС России от 17.08.2015 по делу N 180/2015).
Замену члена комиссии нужно оформить документально, например приказом ().