Энергосервисные контракты. становление, финансовые аспекты, преимущества и недостатки
Содержание:
Основные этапы реализации энергосервисного договора
- Выполнение инвестиционного аудита у заказчика. Целью данного мероприятия является получение независимой оценки финансового состояния клиента. В результате чего принимается решение о заключении или отказе в подписании контракта.
- Обследование энергоресурсов. Целью является анализ имеющейся базы энергоресурсов и путей их модернизации.
- Поиск потенциальных инвесторов. Целью является формирование эффективной схемы финансирования и его непосредственное открытие.
- Выполнение проектных работ. Задача этапа заключается в согласовании условий проекта с контролирующими органами и согласование всей документации.
- Выполнение установки и монтажа оборудования. Цель этапа – поиск надежных поставщиков необходимого оборудования, установка, монтаж, пусковые работы. После этого оборудование готово к запуску.
- Финишные работы – разработка инструкций для обслуживающего и технического персонала. После чего оборудование запускается в работу.
Архив номеров
Выпуски за 2009 год: №1 (1), №2 (2), №3 (3), №4 (4), №5 (5),
Выпуски за 2010 год: №1 (6), №2 (7), №3 (8), №4 (9), №5 (10), №6 (11), №7 (12), №8 (13),
Выпуски за 2011 год: №1 (14), №2 (15), №3 (16), №4 (17), №5 (18), №6 (19),
Выпуски за 2012 год: №1 (20) , №2 (21), №3 (22), №4 (23), №5 (24), №6 (25),
Выпуски за 2013 год: №1 (26), №2 (27), №3 (28), №4 (29), №5 (30), №6 (31),
Выпуски за 2014 год: №1 (32), №2 (33), №3 (34), №4 (35), №5 (36), №6 (37),
Выпуски за 2015 год: №1 (38), №2 (39), №3 (40), №4 (41), №5 (42),
Выпуски за 2016 год: №1 (43), №2 (44), №3 (45), №4 (46),
Выпуски за 2017 год: №1 (47), №2 (48), №3 (49), №4 (50),
Выпуски за 2018 год: №1 (51), №2 (52), №3 (53), №4 (54).
Начальная (максимальная) цена ЭСКД
Начальная (максимальная) цена ЭСКД (определяется на основе положений ч. 3 ст. 108 Закона о контрактной системе и методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567).
В соответствии с нормами, установленными вышеперечисленными нормативными правовыми актами, начальная (максимальная) цена ЭСКД определяется с учетом фактических расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов за прошлый год и не может превышать указанные расходы с учетом особенностей, установленных постановлением Правительства РФ от 18.08.2010 № 636 «О требованиях к условиям энергосервисного контракта и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного контракта (цены лота)».
С учетом того, что в рамках данной статьи в качестве основного способа определения поставщика по ЭСКД постулируется двухэтапный конкурс, то последующее изложение адаптировано именно к его специфике с сохранением императивной составляющей ст. 108 Закона о контрактной системе.
В частности, в документации указывается начальная (максимальная) цена ЭСКД, в т. ч. расходы на поставки энергетических ресурсов, в отношении каждого вида ТРУ с указанием количества таких ТРУ и стоимости единицы каждого товара, каждой работы, каждой услуги, а также одно из следующих трех условий:
- фиксированный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов,максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с ЭСКД (например, при экономии в размере 5 млн руб. (что составляет 10% от обязательной суммы, при расходовании которой необходимо проводить обязательное энергетическое обследование в размере 50 млн руб. уплачивается 50%, т. е. 2,5 млн руб.);
- подлежащий уплате исполнителю в соответствии с ЭСКД фиксированный процент экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, минимальный размер указанной экономии в денежном выражении (предположительно это положение можно трактовать так – исполнителю начинают уплачиваться проценты, начиная с определенной суммы экономии. В частности, если исходить из расходов в 50 млн руб., то, начиная с экономии 500 тыс. руб., исполнителю уплачивается 50%);
- минимальный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с ЭСКД. Данная норма может, например, пониматься так – начиная с экономии 500 тыс. руб., исполнителю уплачивается максимум 50%.
Что касается цифр, то их конкретные значения могут быть предметов обсуждения с участниками закупки в ходе первого этапа двухэтапного конкурса.
Особенности определения начальной (максимальной) цены ЭСКД, которые также необходимо учитывать в соответствии с нормами, установленными постановлением Правительства РФ от 18.08.2010 № 636 обусловлены двумя факторами, первым из которых является срок исполнения контракта (равен или меньше одного года и срок более одного года).
В соответствии с этим НПА для ЭСКД, срок исполнения которых равен или меньше одного календарного года, начальная (максимальная) цена ЭСКД (НМЦЭСКД) менее года (мг) определяется как произведение фактического объема потребления энергетического ресурса за прошлый год (ОПЭРпг) и стоимости единицы энергетического ресурса (СтЭР), в частности:
НМЦЭСКДмг = ОПЭРпг × СтЭР. |
При этом СтЭР = Тэр, где Тэр – тариф (цена), по которому заказчик осуществляет расчеты за поставку (куплю-продажу, передачу) энергетического ресурса и которая действует на дату объявления о проведении отбора.
Для энергосервисных контрактов, срок исполнения которых составляет более одного календарного года (бг), НМЦЭСКДбг определяется следующим образом:
НМЦЭСКДбг = ФОПЭРпрг × СтЭР × N, |
т. е. как произведение фактического объема потребления энергетического ресурса за прошлый год (ФОПЭРпрг), стоимости единицы энергетического ресурса на дату объявления о проведении отбора (СтЭР = Тэр) и минимального целого количества лет (N), составляющих срок исполнения контракта.
Что такое погодное регулирование?
В многоквартирном доме 2004 года постройки рядом со станцией метро «Люблино» в прошлом году энергосервисная компания — ООО «Энергосбережение» — установила автоматический узел управления погодного регулирования. Оборудование находится в подвале и выглядит как сплетение серебристых труб, врезанных в систему существующих коммуникаций. Устройство помогает регулировать температуру батарей в квартирах — в зависимости от погодных условий.
Система работает следующим образом. Датчик, измеряющий температуру, размещается снаружи дома. Обычно его устанавливают на северной стороне здания, в тени. Как только он фиксирует, что воздух на улице прогрелся до определенной отметки, он передает сигнал оборудованию в подвале. После этого запорно-регулирующий клапан приостанавливает подачу теплоносителя в дом. То есть вода будет циркулировать по трубам внутри здания по кругу, пока ее температура не упадет до определенной отметки. Этот показатель зафиксирует уже другой датчик, и тогда насос включится вновь и в здание будет подаваться теплоноситель из сети. Все это помогает избежать знакомой многим проблемы: когда во время оттепели или бабьего лета приходится открывать нараспашку окна, потому что в квартире душно из-за горячих батарей. Это не только неудобно, но и крайне неэкономично.
Система работает в автоматическом режиме, но под контролем диспетчера. Специалисты настраивают оборудование в начале отопительного сезона и приходят по заявке, если есть жалобы от управляющей компании или жильцов. В случае какой-то неисправности система автоматически передаст сигнал диспетчеру и он направит на место ремонтную бригаду.
Установка энергосберегающего оборудования занимает всего несколько часов и не доставляет жителям никаких неудобств. Поломка тоже ничем не грозит: здание продолжит отапливаться по старой схеме, а ремонтная бригада в кратчайшие сроки восстановит работоспособность оборудования.
Экономить можно не только на отоплении. Еще одно востребованное направление — модернизация освещения в подъездах. Во многих домах установлены светильники с лампами накаливания или люминесцентными лампами мощностью от 12 до 100 Вт. Энергосервисная компания (инвестор) заключает договор с управляющей организацией и за свой счет устанавливает светодиодные лампы, потребляющие 5–10 Вт, но качество освещения при этом гораздо выше. Такая замена светильников позволяет снизить плату, а сэкономленные деньги управляющая организация может направить на ремонт и содержание дома.
Что дает энергосервис регулируемым организациям как заказчикам?
Нам более интересны два пункта в ст.25 закона 261-ФЗ:
1) П. 7: «Расходы на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, обеспечивающих достижение утвержденных целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также на проведение мероприятий, обязательных для включения в программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, подлежат учету при установлении цен (тарифов) на товары, услуги таких организаций (в том числе при определении инвестированного капитала, учитываемого при установлении долгосрочных тарифов) с учетом данных прогноза социально-экономического развития Российской Федерации». Что же, всё пропало? Тариф? Да, если не читать дальше и не думать об эффективности предприятия.
2) П.8: «При осуществлении государственного регулирования цен (тарифов) на товары, услуги организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, должно предусматриваться сохранение за такими организациями экономии, полученной ими при осуществлении регулируемых видов деятельности в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов (в том числе потерь энергетических ресурсов при их передаче), при условии, что затраты на проведение этих мероприятий не учтены и не будут учтены при установлении регулируемых цен (тарифов) на товары, услуги таких организаций (за исключением услуг по передаче электрической энергии и (или) сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков), не финансировались и не будут финансироваться за счет бюджетных средств. При этом указанная экономия должна быть сохранена за организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и не может быть исключена из необходимой валовой выручки таких организаций на период не менее чем пять лет, а для организаций, которые оказывают услуги по передаче электрической энергии, и гарантирующих поставщиков, – на десять лет с начала периода регулирования, следующего за периодом, в котором указанная экономия была достигнута, в том числе путем установления объема потерь энергетических ресурсов при их передаче, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов) на услуги по передаче энергетических ресурсов, на уровне, соответствующем уровню, имеющемуся до проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, с учетом заданной при установлении долгосрочных тарифов динамики снижения».
Много букв, но суть проста. Если реализуются мероприятия программы энергосбережения за счет внебюджетных источников (энергосервис в нашем случае), то полученная экономия остается в НВВ на срок до 5-ти лет, а у электросетевого комплекса – до 10-ти лет. То есть, организация получает защищенную статью расходов под НВВ на срок в 5-10 лет.
2. ПРЕДМЕТ КОНТРАКТА
2.1. В рамках настоящего контракта Энергосервисная компания осуществляет действия, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования Учреждением энергетических ресурсов, в том числе осуществляет энергоэффективные мероприятия на объектах Учреждения, Учреждение оплачивает услуги (работы) Энергосервисной компании за счет средств, полученных от экономии в результате реализации энергоэффективных мероприятий.
Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности определяется энергетическим паспортом, составленным по результатам энергетического обследования и предоставленным Учреждением Энергетической компании до заключения настоящего контракта.
2.2. Размер экономии расходов Учреждения* на поставку энергетических ресурсов должен составлять (по ценам (тарифам) на энергетические ресурсы, существующим на день заключения контракта) _________ рублей, в том числе по расходам на поставку:
— воды — ________ рублей;
— тепловой энергии — _________ рублей;
— электрической энергии – ___________ рублей;
…
* — вероятно речь должна идти об экономии расходов, которую получит Учреждение за период действия настоящего контракта и которая позволит обеспечить покрытие всех расходов и необходимой рентабельности Энергосервисной компании.
2.3. Цена (тариф) за единицу энергетического ресурса на момент заключения настоящего контракта составляет:
— воды — _______ рублей за ____единицу;
— тепловой энергии — _______ рублей за ____единицу;
— электрической энергии — _______ рублей за ____единицу;
— …
2.4. Исходя из размера экономии расходов Учреждения на поставку энергетических ресурсов, определенной в соответствии с пунктом 2.2 настоящего контракта, и цены (тарифа) за единицу энергетического ресурса, указанной в пункте 2.3 настоящего контракта, Энергосервисная компания обязана обеспечить следующую экономию энергетических ресурсов* в (натуральном выражении):
— воды — __________;
— тепловой энергии — __________;
— электрической энергии — __________;
— …
* — целесообразно определять экономию энергетических ресурсов в натуральном выражении в рамках одного календарного года.
2.5. Энергосервисная компания при исполнении настоящего контракта обязана обеспечить следующие режимы (условия) использования энергетических ресурсов (далее — необходимый уровень комфортности):
— температурный режим;
— уровень освещенности;
…
2.6. К объектам Учреждения, на которых предполагается реализация настоящего контракта, относятся: (указать адресное описание и характеристики зданий, строений и сооружений).
2.7. Работы и услуги в рамках настоящего контракта выполняются силами и средствами Энергосервисной компании.
Энергосервисная компания вправе для выполнения определенного объема работ привлекать субподрядные организации. В случае привлечения к выполнению работ субподрядных организаций Энергосервисная компания несет перед Учреждением ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядными организациями.
2.8. Все работы в рамках настоящего контракта должны выполняться в соответствии с требованиями действующего законодательства, нормативными требованиями Строительных норм и правил Российской Федерации (СНиП), Государственными стандартами Российской Федерации в области строительства и капитального ремонта (ГОСТ), руководящими документами системы (РДС), техническими условиями (ТУ).
Проблемы с производительностью
FEMP обнаружила ряд способов определения поставщика энергосервисных контрактов и мониторинга эффективности ESPC в течение срока действия документов. Однако подавляющее большинство обязательств основано на оговоренной, а не фактической измеренной экономии. Это означает, что стороны договариваются о технических расчетах в начале контракта и никогда не должны измерять фактические результаты после этого.
Внутреннее исследование показало, что по многим документам было невозможно определить, были ли достигнуты цели производительности и экономия. После нескольких лет работы, когда текучесть кадров достигла высоких показателей, многие из этих проектов больше не контролировались. Но по сей день подавляющее большинство контрактов ESPC основаны на заданных, а не на фактических измеренных показателях.
Особенности энергосервисного контракта в сфере ЖКХ
Энергосервисный договор на общедомовые нужды должен четко определять критерии, по которым будут сэкономлены энергоносители, а также срок реализации проекта. Потребители энергоресурсов многоквартирного дома не должны предварительно нести никакие затраты. Энергосервисные контракты заключаются на длительное время. Именно поэтому заблаговременно нужно достигать договоренность по дополнительным расходам, на случай, что они возникнут в процессе реализации контракта.
Этапы заключения энергосервисного контракта
Перед тем, как подготовить соглашение и провести закупку, у заказчика есть возможность провести диагностику в соответствии со ст. 15 ФЗ № 261. Именно по результатам энергообследования можно будет понять реальные потребности . Анализ также поможет выставить стартовую стоимость тендера. Все это необходимо для заключения договора, который осуществляется по результатам закупки.
Федеральный закон 44-ФЗ регламентирует проведение закупки. После того, как все подготовительные этапы проведены, заказчик инициирует проведение конкурса по подбору подрядчика для заключения энергосервисного контракта. Последовательность действий прописана в 44-ФЗ.
Пошаговая инструкция рекомендует на первом этапе произвести подбор типа тендера. Может использоваться любая конкурентная процедура, а именно конкурс или аукцион. Самое главное, чтобы тендер проводился в электронном виде. Для этого код аукциона ОКПД2 должен входить в перечень федерального и регионального уровня. Чтобы победить, участник должен предложить самую оптимальную цену на указанные в документации действия.
Если код ОКПД2 не указан в обоих реестрах или в одном из них, то обязательно проведение конкурса. В электронном конкурсе оценивается не только цена работ, но и качественные, а также квалификационные критерии. Выигрывает тот участник, который по всем этим признакам лучше других.
После того, как победитель определен, рассчитывается первоначальная стоимость и выбирается метод оплаты. Для этого используется формула НМЦК – начальная максимальная цена контракта. Она учитывает ресурсы (V), фактически потребленные за прошедший год, их цену (C) и ожидаемую длительность работ по контракту (CK).
Размер обеспечения исполнения ЭСК определяет заказчик. Он может исчисляться в размере 5%-30%, как указано в ч.18 ст.108 ФЗ № 44. После этого определяется система оплаты услуг. Расчет может производиться в соответствии:
- с размером экономии, которая нужна заказчику, а также максимальным процентом от этой суммы, который будет выплачен исполнителю
- минимальной требуемой экономии для заказчика и проценту, выплачиваемому подрядчику
- минимальной требуемой экономии для заказчика и максимальному проценту, положенному подрядной компании
Размер экономии будет указываться в натуральном выражении затрат заказчика, которые он будет нести при поставке каждого вида энергоресурса. Показатель считается согласно п. 1-3 ч. 3 ст. 108 ФЗ №44.
После этого готовится пакет документов и извещений. И только после этого запускается процедура и заключается энергосервисное соглашение.
Риски и возможные проблемы реализации энергосервисного договора
Суть данного метода внедрения энергоэффективных технологий является выгодной и доступной. Но есть определенные препятствия и риски, которые необходимо учитывать при подписании документа. К основным рискам относят:
- Неплатежеспособность заказчика.
- Возможные ошибки в прогнозируемом росте тарифов.
- При выполнении энергетического обследования были взяты неверные сведения.
- Изменение законодательства.
- Выход из строя оборудования при неправильной эксплуатации.
Такие факторы снижают темпы применения данного механизма в модернизации инфраструктуры. При недостаточном регулировании со стороны нормативно-правовой базы стороны не могут быть уверенны в надежности и безопасности мероприятий. В государстве должен действовать четко определенный и налаженный механизм контроля, обозначены основные обязанности надзорных органов. Рынок страховых услуг также должен страховаться возможные риски при заключении обязательств.
Но даже при таких условиях перспектива развития энергосервисного обслуживания все же есть. Это экономически обоснованный инструмент, который может дать отличные результаты в экономии энергоресурсов при проведении энергосбережения.
Энергосервисный контракт: плюсы и минусы
По своей сути это соглашения по уменьшению заказчиком расходов в рамках энергосбережения или увеличение эффективности потребления такого рода ресурсов.
Зачастую рассматриваемые договоры заключаются на достаточно долгий период. При его заключении заказчик должен иметь в виду, что необходимо четко сформулировать и указать результат проделанной работы, а также обеспечить со своей стороны исполнение принятых на себя обязательств. В таких условиях достаточно сложно четко обозначить расходы и эффективность работы исполнителя. Это касается и объема ресурсов, речь о которых идет непосредственно в договоре
Важно правильно установить возможный объем потребления
В качестве преимуществ можно выделить возможность реализации мероприятий без лишних затрат, а также улучшение потребительских характеристик.
Ситуация 1: заказчик оплачивает услуги исполнителя, которыми он недоволен
Если достижение запланированной экономии энергоресурса является условием оплаты по энергосервисному договору и если исполнитель сумеет доказать, что экономия достигнута именно благодаря его усилиям, заказчик обязан оплатить полученные услуги. При этом исполнитель может реализовать только часть оговоренных мероприятий.
Рассмотрим Постановление АС ВСО от 10.10.2016 N Ф02-4801/2016 по делу N А33-12515/2015. Организация подписала энергосервисный договор, по которому энергосервисная компания (ЭСК) осуществляет действия, направленные на снижение потерь в электросетях, а заказчик оплачивает услуги (работы) за счет экономии электроэнергии в результате реализации указанных действий. Было оговорено, что оплачиваются фактически оказанные услуги при условии достижения запланированной экономии электроэнергии.
В период действия договора представителями обеих сторон были составлены и подписаны без каких-либо замечаний акты ввода оборудования (приборов учета) в эксплуатацию, а также акт сдачи-приемки работ по снижению потерь в электрических сетях, проведенных на ряде объектов.
Оговоренный размер экономии был достигнут, однако заказчик отказался выплачивать вознаграждение ЭСК, поскольку была выполнена модернизация 3 601 точки, что составляет 70% от общего количества объектов заказчика (общее количество точек — 5 178).
ЭСК обратилась в суд и выиграла дело. Было отмечено, что в договоре перечислены мероприятия, связанные с реализацией договора, но не определен количественный объем конкретных действий. В энергосервисном договоре отсутствовало требование к ЭСК по установке приборов учета на всех 5 178 объектах заказчика.
Предусматривалось, что платежи после достижения конкретного размера экономии до конца срока действия договора станут вознаграждением ЭСК за услуги по выполнению действий, направленных на снижение потерь в электрических сетях заказчика.
Факт оказания исполнителем услуг был зафиксирован. Факт достижения запланированной величины экономии электроэнергии — тоже. ЭСК понесла затраты в рамках исполнения энергосервисного договора. Затраты включили в себя закупки оборудования, его монтаж и наладку, обслуживание.
Суд указал, что исходя из буквального толкования условий договора в обязанности ЭСК входила установка приборов учета и иного оборудования таким образом и в таком количестве, чтобы заказчик смог получать экономию ресурсов в размерах, предусмотренных договором. Достижение результата подтверждалось материалами дела.
Суд обратил внимание, что обязанность выплатить исполнителю вознаграждение не может быть поставлена в зависимость от того, какое количество приборов учета установлено, поскольку имеется документально подтвержденная достигнутая величина экономии
Особенности заключения энергосервисных договоров (контрактов) в рамках Закона N 44-ФЗ
Энергосервисный договор (контракт) по Закону N 44-ФЗ – всегда отдельный документ: госзаказчику нельзя объединять энергосервис с договорами поставки ресурсов (ч. 2 ст. 108 Закона N 44-ФЗ).
Вы вправе заключить энергосервисный контракт только при закупке определенных ресурсов и услуг. К ним относятся (ч. 1 ст. 108 Закона N 44-ФЗ):
услуги по водоснабжению, водоотведению, тепло- и газоснабжению (кроме сжиженного газа, не используемого в качестве моторного топлива);
услуги по подключению к сетям инженерно-технического обеспечения;
поставка электроэнергии, мазута, угля, поставка топлива для выработки энергии.
Источником финансирования энергосервисного контракта являются средства, запланированные на поставку энергоресурсов, но заключить вы его можете, только если в предыдущем году несли расходы на энергоресурсы. Дело в том, что для расчета НМЦК вам понадобятся сведения о фактических расходах, и, если таковых не было, вы не можете заключить энергосервисный договор (п. 3 ст. 72 БК РФ, Письмо Минэкономразвития России от 05.09.2016 N Д28и-2379).
Заказчикам по Закону N 44-ФЗ при подготовке энергосервисного контракта кроме общих требований к государственному контракту нужно учитывать ряд обязательных положений, установленных ст. 108 Закона N 44-ФЗ, и утвержденных правительством Требований к энергосервисному контракту.
Включите в проект энергосервисного контракта следующие условия:
перечень мероприятий, которые предстоит провести исполнителю контракта. Включайте подробные технические описания и сроки выполнения (п. 1 Требований к энергосервисному контракту);
условия о том, что участнику не компенсируются затраты на участие в процедуре определения поставщика (п. 2 Требований к энергосервисному контракту);
размер экономии энергетического ресурса в целом и доли размера экономии за определенные периоды (п. п. 3, 4 Требований к энергосервисному контракту);
механизм распределения дополнительной экономии между заказчиком и исполнителем (п. 10 Требований к энергосервисному контракту);
начальный и конечный сроки достижения предусмотренного контрактом размера экономии, а также периоды достижения ее долей (от одного месяца до года) (п. 11 Требований к энергосервисному контракту);
сроки оплаты заказчиком долей размера экономии (п. 13 Требований к энергосервисному контракту);
неустойку (штраф, пени) за недостижение исполнителем размера экономии или ее доли (абз. 1 п. 17 Требований к энергосервисному контракту);
неустойку (штраф, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательства по оплате контракта (абз. 2 п. 17 Требований к энергосервисному контракту);
условие о порядке перехода к заказчику права собственности на оборудование, которое будет установлено в ходе исполнения контракта. Используйте Рекомендации Минфина России по этому вопросу (п. 19 Требований к энергосервисному контракту);
условие о допустимости полной или частичной уступки права требования оплаты исполнителем (п. 20 Требований к энергосервисному контракту);
условие о том, что процент экономии, который подлежит оплате исполнителю, не может изменяться. Данное условие устанавливайте только в контрактах, заключаемых по результатам конкурентных процедур определения поставщика (ч. 15 ст. 108 Закона N 44-ФЗ).
Дополнительно при подготовке энергосервисного контракта используйте Методические рекомендации, утвержденные Минэкономразвития России.