Федеральный закон «об особых экономических зонах в российской федерации» от 22.07.2005 n 116-фз ст 10 (ред. от 30.12.2020)
Обзор документа
Решение о создании особой экономической зоны (ОЭЗ) принимает Правительство РФ. Утверждены критерии, которые при этом учитываются.
Критерии создания ОЭЗ включают, в частности, следующее. Есть естественные экономико-географические конкурентные преимущества для реализации инвестпроектов, соответствующих специализации предполагаемой к созданию ОЭЗ. Наличие инвестпроектов и потенциальных инвесторов, письменно подтвердивших готовность их реализовать на данной территории, с объемом запланированных инвестиций не менее планируемого размера необходимых для создания ее инфраструктуры бюджетных средств.
Речь идет также о прогнозной положительной динамике (включая обоснование) роста объемов допдоходов, поступающих в федеральный бюджет, бюджет субъекта Федерации, где предполагается создать ОЭЗ, а также в местный бюджет в связи с созданием и функционированием таковой.
Требуется хотя бы 1 хозяйственное общество, намеревающееся осуществлять функции управляющей компании. При этом оно письменно подтвердило готовность заключить с уполномоченным Правительством РФ органом исполнительной власти соглашение об управлении ОЭЗ и принять на себя обязательство привлечь не менее 50% планируемого объема внебюджетных инвестиций в ее создание и функционирование.
В субъекте Федерации или муниципальном образовании, где предполагается создать ОЭЗ, есть успешный опыт реализации крупных инвестпроектов с участием российских и иностранных инвесторов.
Там, где планируется создать ОЭЗ, а также на прилегающей территории имеются объекты внутренней и внешней инженерной, транспортной, инновационной, социальной и иной инфраструктуры, которые можно использовать для функционирования и развития ОЭЗ.
Кроме того, установлено, что решение о создании ОЭЗ принимается исходя из совокупности утвержденных критериев.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Общие положения 116 ФЗ
Закон об особых экономических зонах депутаты Госдумы приняли 8.07.2005. Члены Совфеда одобрили его пятью днями позже. Последний раз текст закона был изменен 18 июля 2017 года. Базовым предметом закона ОЭЗ является принятие комплекса мер для создания надежной инвестиционной среды в российском государстве, а также благоприятных факторов для ведения предпринимательской деятельности. Описанные в ФЗ положения и правила должны способствовать экономическому росту страны.
Тезисная структура ФЗ 116 (10 глав, 41 статья):
- Общее описание главных задач и целей создания ОЭЗ;
- Организация и расформирование особых экономических зон;
- Порядок управления;
- Законодательный статус ИП и коммерческих организаций в ОЭЗ;
- Порядок деятельности, осуществляемой в ОЭЗ разного типа, включая туристические, зоны промышленности и портовые зоны;
- Регламент землепользования и наделения участками в ОЭЗ.
Также ознаомьтесь с последними изменениями Федерального закона 178 тут:
Таможенные процедуры на территориях АЭЗ, описание мер и поэтапных шагов применения (гл. 8):
- Туристические зоны и зоны рекреации освобождаются от процедуры свободной таможенной зоны;
- В портовых ОЭЗ допускается размещение и эксплуатация товаров, помещенных под вышеупомянутую процедуру;
- Правила по контролю и порядку проведения таможенных операций определяется федеральным органом исполнительной власти.
Перечень документации, необходимой для подтверждения данных о резиденте ОЭЗ (ст. 37 гл. 8):
- Документы, утверждающие правовой статус юрлица;
- Заверение о внесении информации о резиденте (запись) в ЕГРН;
- Бумага, доказывающая, что резидент состоит на учете в налоговых органах;
- Запись, свидетельствующая о нахождении в реестре резидентов ОЭЗ.
Также в главе восьмой указан порядок уничтожения товаров и упаковочных материалов, попавших под таможенную процедуру, если они не соответствуют требованиям качества или пришли в негодность. Ход выполнения данной процедуры устанавливается федеральными властями. Отчет по итогу завершения операции оформляется и представляется на рассмотрение таможенным органам.
Одобрение и признание товаров происходит после подачи в таможенный орган заявления, содержащего такие данные, как:
- Сведения о резиденте;
- Доказательство факта выполненных им условий о функционировании на территории ОЭЗ;
- Подтверждение помещения товаров под таможенную процедуру;
- Если товары применяются для возведения недвижимости, в ЕГРН должна быть внесена пометка о том, что у резидента есть право собственности на данную недвижимость в пределах ОЭЗ.
Ст. 37.1 упоминает, что при соответствующем разрешении сотрудников таможни разрешено проводить отбор проб и образцов товара для анализа и подтверждения соответствия стандартам. Регламент таможенного контроля на местах, относящихся к ОЭЗ, подробно представлен в статье 37.2 актуального ФЗ. Ст. 37.3 оформляет правила для хранения ввезенных в ОЭЗ товаров на определенный временной срок. Согласно тексту этой части документа, резидент обязуется:
- Гарантировать, что товары сохранят свойства и первоначальный вид;
- Исключить возможность проведения других операций с объектами, находящимися на хранении, если отсутствует разрешение органа таможни;
- Обеспечить учет товаров.
ФЗ об экономических зонах в ст. 37.4 постановляет, что порядок по учету товаров должен фиксировать факт любых произошедших с ними изменений. Сам отчет предоставляется в уполномоченные органы не позднее срока, определенного властями. В ст. 37.5 регулируется процесс ввоза на территорию портовой ОЭЗ товаров, к которым была применена соответствующая для вывозимых товаров таможенная процедура. Если в течение шести месяцев после даты ввоза товары не будут вывезены, резидент должен выплатить налог с процентом по размеру в соответствии с годовым начислением Центробанка РФ. Для разрешения на вывоз резидент или его представители подают заявление в таможенный орган. По закону его обязаны рассмотреть за 3 рабочих дня.
В ст. 38 приводится описание гарантий, положенных резидентам ОЭЗ. Они защищают зарегистрированных физлиц и юрлиц от изменений в законодательстве, которое может негативно сказаться на их положении в качестве налогоплательщиков. Статья под номером 39 регламентирует разрешение споров, возникающих в ходе неправомерных действий резидентов, организацией или ликвидацией ОЭЗ. Все перечисленные разногласия подлежат разрешению в судебном порядке.