Что такое государственный долг страны4.8 (5)

Содержание:

Что такое внешний долг и что он в себя включает

Экономика семьи, предприятия, банка и страны базируется на бюджете. Он дает возможность планировать расходы, опираясь на доход. И если в случае семьи план держится в голове, то для страны – это документ, имеющий форму Закона.

Пополняется бюджет за счет:

  • налоговых поступлений;
  • ренты на природные ресурсы, такие, как нефть, газ, полезные ископаемые;
  • прибыли с экспорта товаров и услуг госпредприятий;
  • процентов от покупки Правительством ценных бумаг других стран и т.д.

Расходная часть включает затраты на медицину и образование с наукой, оборону, социальное обеспечение, развитие инфраструктуры и многое, многое другое.

Практически всегда расходы государственного бюджета превышают доходы. Возникает дефицит денежных средств. Если он находится в пределах от 0,1 до 3%, ничего страшного не происходит – за счет роста внутренней инфляции дефицит бюджета перекрывается. Другое дело, когда нехватка средств большая, например, резко упали цены на нефть и газ, а платить пенсии, заработную плату учителям, врачам военным надо.

Дороги и больницы так же строить необходимо. В этом случае государство прибегает к займу. Деньги можно занять внутри страны у населения, банков, той части сектора экономики, которая занимается производством товаров и оказанием услуг (его называют корпоративным сектором). Если дефицит погасить не получается – выходят на международный рынок ценных бумаг, где предлагают облигации под определенный процент. И чем он выше, тем быстрее пакет раскупается.

Это классическая модель долга государства. Но жизнь разнообразнее. Поэтому во внешней задолженности присутствуют и другие денежные обязательства. Их полный перечень можно увидеть из определения внешнего долга в учебниках по экономике.

Внешний госдолг – это финансовые обязательства государства перед субъектами международного права: странами, фондами, банками, корпоративным сектором. В задолженность входят: уплата процентов по ценным бумагам и зарубежным кредитам, погашение (выкуп) ценных бумаг по истечении срока действия и возврат займа, гарантии под ссуды, выданные зарубежными банками национальным корпорациям и компаниям, обязательства по оплате импорта.

Из приведенного определения можно сделать важный вывод: в мире нет страны без внешнего долга. Даже Китай, с его мощными финансовыми ресурсами его имеет – образуется просто: компания купила товар с отсрочкой платежа. Пока деньги не ушли продавцу, государство, в лице покупателя, имеет долг.

Госдолг Российской Федерации

После распада Советского Союза в 1991 году все долговые обязательства СССР перешли на руки к России. Взамен другие союзные республики перестали претендовать на долю в международных ценных бумагах Советского союза. В последнее десятилетие XX века огромную долю внешнего долга страны составляли бывшие долги распавшегося государства. Так, в 1994 году внешний долг России составил $118 млрд. из которых $104 млрд. приходилось на долги СССР (почти 90% от общего долга).

В начале 90-х годов Россия начала совершать новые займы из-за постоянного дефицита бюджета. Размер долга неуклонно увеличивался, выплат практически не было и в 1998 году, в год кризиса, внешний долг добрался до максимальной отметки в $187,8 млрд. Когда кризис прекратился, после 1998 года последовало сокращение государственного долга РФ. Летом 2006 года в результате долгих переговоров Россия выплатила «Парижскому клубу» $22,5 млрд. сократив долг СССР до $50 млрд. С учетом займов уже Россией долг составлял почти $235 млрд.

Почти $3,7 млрд. Россия выплатила в 2013 году бывшим кредиторам Советского Союза Чехии и Финляндии. Летом 2017 года Босния и Герцеговина, как кредитор бывшего союзного государства, получила последний крупный транш по советскому долгу в размере $124,5 млн. На сегодняшний день долги СССР практически погашены.

В этом же году начался мировой финансовый кризис, который сильно ощутили страны бывшего союзного государства, в том числе и Российская Федерация. Сократился объем внешний займов и инвестиций. Но в 2009 году рост кредитования увеличился и с $445 млрд. в середине 2009 долг увеличивался до $716 млрд. вплоть до конца 2013 года.

Летом 2014 года государственный долг России достиг очередного пика в связи с санкциями западных стран в отношение России в связи с событиями на Украине. Максимальное значение составило $735 млрд. к июлю 2014 года. Санкции запретили многим иностранным резидентам предоставлять кредитные деньги для России, что послужило снижению долга в последующие годы.

Зимой 2014-2015 годов на бюджет России пришлись рекордные выплаты по долгам. За короткий период в несколько месяцев были произведены выплаты по госдолгу на сумму более $100 млрд., что послужило валютному кризису в стране и обвалу рубля на фоне падения мировых цен на нефть.

К началу 2019 года внешний долг страны сократился почти на $300 млрд. и составляет около $450 млрд. Долг СССР на 1 января 2019 года составил всего $800 млн.

Динамика государственного долга России и его составных частей

Счетчик госдолга США онлайн (в реальном времени)

Изначально электронное табло с величиной обязательств США (в расчете на 1 американскую семью) было вывешено в Манхэттене в конце 1980-х годов предпринимателем С. Дюрстом.

Первый счетчик госдолга возле Таймс-сквер, Нью-Йорк (фото 2002 г.)

Идея стала популярной, а в век Интернета переместилась в том числе на просторы сайтов. Посмотреть на реальный объем американских задолженностей может теперь каждый: https://usdebtclock.org/.

Сервис позволяет не только наблюдать за увеличивающимися цифрами госдолга, но и включает ряд дополнительных показателей для анализа.

Счетчик госдолга США в реальном времени (https://usdebtclock.org/)

Основные статистические сведения, представляемые ресурсом:

  1. Величина госдолга США и других стран мира;
  2. Уровень ВВП страны;
  3. Структура госдолга;
  4. Общие активы Америки и домохозяйств;
  5. Основные экономические показатели и др.

Обеспокоенным американцам (и не только) будет полезно узнать детальную информацию об экономическом положении государства. Хотелось бы видеть такой ресурс и в России, чтобы понимать, куда мы движемся не только с экранов телевизоров.

Чем грозят санкции против российского госдолга

США уже несколько раз грозились ввести санкции против российского госдолга (и иногда-таки вводили). Что это значит на практике? США запрещают своим внутренним инвесторам приобретать и хранить российские государственные бумаги – то есть ОФЗ.

Чем это грозит России?

Владельцами значительной части ОФЗ (в разные времена – от 30% до 44%) является нерезиденты России – иностранные инвесторы. Чтобы купить ОФЗ, они меняют свои франк, иены и доллары на рубли. Если они будут выходить из ОФЗ, это грозит:

  • обвалом стоимости ОФЗ (и одновременно ростом их доходности – это мы видели в 2018 году после первого пакета санкций);
  • обвалом курса рубля, так как его все будут продавать.

С другой стороны, падение стоимости ОФЗ повлечет повышение их доходности – и внутренние инвесторы будут охотнее скупать российские госбумаги с высоким уровнем надежности. Но вот девальвация рубля – это будет очень неприятно.

2019: Страны с крупнейшими долгами перед Россией

В марте 2021 года Всемирный банк (ВБ) опубликовал доклад, посвященный двусторонней задолженности развивающихся стран перед другими государствами, в том числе перед Россией.

По данным ВБ, к концу 2019 года по двусторонним займам около 30 развивающихся стран были должны России почти $22,9 млрд. Речь идет как о долгах государств, так и о долгах юрлиц, гарантированных государствами.

Самым крупным должником РФ на конец 2019 года оказалась Белоруссия ($8,1 млрд). Затем идут Бангладеш, Венесуэла, Вьетнам, Йемен и Индия. Каждая из этих стран должна России более $1 млрд. Часть из этих долгов остается еще с начала 1990-х годов.

Задолженность африканских стран (не считая Египта) перед Россией составила $973 млн на конец 2019 года. Это Сомали ($418 млн), а также Мозамбик, Эфиопия, Мадагаскар, Замбия, Судан и Танзания. В основном эти страны брали кредиты еще у СССР, но есть и новые российские кредиты — у Замбии и Мозамбика, сказано в статистике Всемирного банка.

В целом Россия занимает пятое место среди крупнейших стран — кредиторов развивающихся стран. Лидером здесь является Китай, предоставивший средства в размере $149 млрд. За ним следуют Япония, Германия и Франция.

Министерство финансов РФ, отвечающее за кредиты другим странам, не публикует информацию о должниках России: каждый год программу государственных кредитов описывают в секретных приложениях к федеральному бюджету, отмечает РБК.

Россия с 1990-х годов реструктурировала часть советских долгов таким странам, как Вьетнам, Йемен, Куба, Индия. После распада СССР Российская Федерация заключила соглашения с 11 бывшими советскими республиками о принятии на себя ответственности за погашение внешнего долга Советского Союза в обмен на все бывшие активы СССР за рубежом, в том числе права требования по внешним долгам.

Кому и какие долги простила Россия на август 2019 г.

Среди стран членов «большой восьмерки» к 2019 году Россия стала лидером по количеству списанных долгов.

Самые большие должники:

Куба ($31,7 млрд.). В 2014 года российское правительство списало 90% из суммы долга в 35,2 млрд. долларов.

Ирак ($21,5 млрд.) Россия списывала долги этой стране дважды – в 2004 году $9,5 млрд. из $10,5 млрд. и в 2008 $12 млрд. из $12,9 млрд. Второе списание произведено уже по новому долгу современной России, в надежде, что будут учтены интересы российских компаний в Ираке.

Почему растет госдолг?

Как и во всех остальных странах, государственный долг России начал расти на фоне кризиса, вызванного пандемией коронавируса. На систему здравоохранения, поддержку населения и бизнеса государство потратило большие деньги, а доходы бюджета резко сократились из-за того, что бизнес ушел на вынужденный простой. Соответственно, в бюджете быстро образовался дефицит. К тому же на бюджете сильно отразилась дешевая нефть и низкий спрос на газ в прошлом году.

Вообще же госдолг, как говорит доцент Финансового университета Оксана Васильева – это сумма бюджетных дефицитов прошлых лет за вычетом профицитов. При этом профицит по итогам года за последние 15 лет образовывался 6 раз, а дефицит – 9 раз. Так, бюджет «в плюс» сводили в 2006-2008 годы, затем в 2011-м, а потом в 2018-2019 годы. Так, только за 2018-2019 годы профицит в сумме составил 4,7 триллиона рублей, а на следующие годы снова планировался профицит (который постепенно сводили бы в ноль). Но этого не произошло – мало того, что в 2020-м были использованы излишки прошлых лет, так еще и сформировался новый дефицит в 4,1 триллиона рублей.

Минфин специально сводил бюджет на 2021 год так, чтобы в итоге получился минус – иначе было нельзя. Ведь сокращать меры поддержки населения и бизнеса государство не может, а повышать налоги в период кризиса – не лучшая идея.

А еще есть другая проблем – даже если бюджет получит запланированную сумму налогов, это произойдет в конце месяца, квартала или года, но платить зарплаты и пенсии нужно каждый месяц, причем в начале. Соответственно, в бюджете возникает кассовый разрыв – бюджет получит деньги через месяц, но выплатить их нужно уже сейчас. Чтобы можно было профинансировать все расходы, государство занимает деньги.

В результате было решено, что государство займет в 2021 году займет внутри страны 3,7 триллиона рублей, а с учетом возврата долгов прошлых лет выйдет на триллион меньше. Более того, занимать деньги государство продолжит и дальше:

  • в 2021 году госдолг вырастет до 20,4% ВВП;
  • в 2022-м – до 20,8% от ВВП;
  • в 2023-м – до 21,4% от ВВП.

Минфин периодически устраивает аукционы по размещению ОФЗ – чем выше спрос на них, тем более низкую доходность предлагает эмитент. Например, 10 февраля 2021 года Минфин разместил на аукционе 10-летние облигации на сумму 28,9 миллиардов рублей. Учитывая, что спрос был почти вдвое больше, Минфин продал бумаги почти по полной цене (96,53% от номинала), а инвесторы получат по этим бумагам постоянный доход в размере 6,47% годовых.

Покупают ОФЗ преимущественно банки, но через брокеров это может делать кто угодно – даже иностранцы (на них приходится треть купленных ОФЗ). Пока спрос на ОФЗ держится высокий, и у Минфина нет поводов для беспокойства – практически на каждом аукционе спрос оказывается выше предложения. В результате у государства оказывается достаточно денег, чтобы профинансировать все расходы из бюджета. Но даже если спрос снизится, продать облигации все равно будет возможно – пусть и с более высокой скидкой к номиналу бумаг.

Что госдолг несет жителям страны?

Госдолг напрямую не влияет на жизнь в стране. Пенсионерам и получателям пособий безразлично, за чей счет они получают выплаты – из налогов или заемных денег. Конечно, слишком большой рост долга в итоге ведет страну к дефолту, обрушению экономики и национальной валюты, но России это пока не грозит. Госдолг косвенно влияет на курс рубля, но это разница в 1-2 рубля на курсе доллара.

При этом госдолг несет гражданам страны и весьма интересные бонусы – а именно, возможность подзаработать. Например, Владимир Красильников из консалтинговой компании Rights Business Standard говорит, что американские казначейские обязательства долгие годы считались хорошим вариантом вложения средств. Но сейчас в США госдолг доходит до предельной границы и по правительственным бумагам появляются риски дефолта. Правда, дефолт США – понятие все же гипотетическое.

А в России облигации федерального займа – один из самых интересных вариантов инвестирования. По ним можно получить доходность выше ставки по банковским вкладам, но и это не главное. Главное – то, что ОФЗ можно покупать на индивидуальные инвестиционные счета и потом получать вычет в размере 13% от стоимости купленных бумаг

Важно лишь, чтобы средства провели на ИИС как минимум 3 года

Купить обычные ОФЗ с постоянным доходом напрямую россияне не могут – это делают банки или инвестиционные компании. Но можно купить такие облигации на ИИС или на брокерский счет. Что с ними делать дальше – каждый решает сам. Например, ОФЗ можно продать через 3 года, или продержать их до погашения, получая купонный доход.

Средние ставки по ОФЗ-ПД сейчас примерно такие:

  • со сроком обращения 3 года – 5,3% годовых;
  • со сроком обращения 5 лет – 4,5% годовых;
  • со сроком обращения 8 лет – 5,7% годовых;
  • со сроком обращения 10 лет – 7,65% годовых;
  • со сроком обращения 15 лет – 5,68% годовых;
  • со сроком обращения 20 лет – 7,7% годовых.

Фактическая доходность по облигации будет чуть меньше: купить ее можно только с премией к номиналу (например, за 1075 рублей при номинале в 1000 рублей), а купонный доход рассчитывается от номинала. Но если с течением времени средние ставки по рынку снизятся, ОФЗ с более высокой доходностью вырастет в цене – тогда совсем необязательно ждать даты погашения облигации, ее можно продать через брокера по рыночной цене.

А не так давно Минфин запустил еще более простой инструмент – так называемые «народные» облигации, их так и назвали: ОФЗ-н. Такие облигации продаются только физлицам напрямую через банки. Номинал тот же (1000 рублей), срок – 3 года, выплата купонного дохода – раз в полгода. Ставка по ОФЗ-н в среднем выше, чем по ОФЗ-ПД. Например, если продержать такую облигацию все 3 года, среднегодовая доходность составит 6,41% – по трехлетней ОФЗ-ПД ставка на процентный пункт ниже.

Но главный минус в том, что «народные» облигации нельзя покупать на ИИС (нельзя получить вычет в 13%), а продавать их можно только обратно в банк, который их продал. Однако этот вид облигаций защищен государством, а выплаты гарантированы.

Так что «домашние» инвесторы могут выбирать между более сложным механизмом ОФЗ+ИИС (что даст более 10% годовых) и более простыми ОФЗ-н с более низким доходом.

Внешний долг России

2020: ЦБ: Внешний долг России сократился на 4,3% до $470,1 млрд

Внешний долг России в 2020 году сократился на 4,3% (или на $21,3 млрд), составив $470,1 млрд. Об этом свидетельствуют данные Центробанка РФ.

Регулятор отметил, что снижение долговых обязательств перед нерезидентами было зафиксировано по всем секторам экономики. Наиболее заметным стало уменьшение иностранной задолженности прочих секторов по привлечённым кредитам.

Внешние обязательства органов госуправления снизились в 2020 году на $3,9 млрд, или на 5,5%, составив $66,1 млрд.

Задолженность перед нерезидентами по федеральным рублевым государственным бумагам снизилась за год в долларовом эквиваленте на $2,5 млрд, или на 5,5%, до $43,8 млрд.

ЦБ: В 2020 году внешний долг России сократился на 4,3%

Задолженность по суверенным валютным еврооблигациям за год снизилась на $1,1 млрд, или на 4,9%, до $21,2 млрд.

Банки в 2020 году снизили внешний долг на $4,5 млрд, или на 5,8% — до $72,5 млрд. Задолженность прочих секторов экономики уменьшилась на $12,2 млрд, или на 3,7%, до $318,5 млрд.

В том числе за год долговые обязательства компаний перед прямыми инвесторами и предприятиями прямого инвестирования уменьшились на $7,8 млрд, или на 5,4%, до $137,5 млрд, задолженность по кредитам уменьшилась на $9,8 млрд, или на 6,5%, до $141,3 млрд, торговые кредиты увеличились на $2,9 млрд, или на 30%, до $12,6 млрд, задолженность по финансовому лизингу — на $4 млрд, или 40,5%, до $14,0 млрд.

Внешний долг Банка России за год уменьшился на $0,8 млрд — до $13,1 млрд, в четвертом квартале — на $0,3 млрд..

2019: Внешний долг около $850 млрд

На апрель 2019 года почти весь внешний долг России – долг корпоративный. А государство предпочитает занимать деньги внутри страны. Внутренний долг по ОФЗ – около 200 млрд.долл., в 4 раза больше внешнего. Но и сложив все долги государства, получим скромные 10-15% от ВВП.

Совокупный долг корпоративного сектора больше – около 600 млрд.долл., 30-40% от ВВП. Итого всех долгов насчитаем около $850 млрд, или около в 50% от ВВП. Основная часть долга покрыта накоплениями, в частности, международными резервами, размер которых достиг $491 млрд. Таким образом Россия остается незакредитованной и финансово устойчивой экономикой.

Россия погасила последний внешний долг СССР

Российская Федерация 8 августа 2017 г погасила внешний долг перед Боснией и Герцеговиной, ставший последним урегулированным обязательством СССР перед иностранным государством-кредитором, сообщает Минфин РФ.

В сообщении отмечается, что задолженность перед Боснией и Герцеговиной в сумме 125,2 миллиона долларов США урегулирована соглашением между правительством РФ и Советом министров Боснии и Герцеговины об урегулировании обязательств бывшего СССР по расчетам, связанным с товарооборотом между бывшим СССР и бывшей СФРЮ, подписанным в Москве 21 марта 2017 года и вступившим в силу 20 июля 2017 года.

В сообщении отмечается, что в части государственного внешнего долга РФ перед официальными двусторонними кредиторами в настоящее время остается непогашенной только задолженность перед Республикой Корея в сумме 594,3 миллиона долларов.

$513,478 млрд

По данным ЦБ РФ, внешний долг России составил к 1 января 2017 года $513,478 млрд против $519,101 млрд к 1 января 2016 г. Таким образом, долг сократился в 2016 году на $5,623 млрд (-1,1%).

Непосредственно государственный долг России ниже, чем других крупных экономик — и в абсолютных значениях, и в отношении к ВВП. Однако особенность России в том, что у нее есть большое количество госкомпаний, чьи долги весьма велики не только по сравнению с их выручкой, но и по отношению ко всему ВВП.

На начало 2015 года по данным ЦБ, внешний госдолг России в расширенном определении (так называется долг государства вместе с задолженностью госкомпаний) составляет более $377 млрд. Отдавать эти деньги государству и госкомпаниям в 2014 году стало сложнее из-за девальвации рубля, а перекредитоваться — из-за санкций со стороны США и ЕС. Таким образом, риски дефолта государства или госкомпаний в это время повысились. Дополнительную угрозу в себе несло снижение ВВП в долларовом выражении, из-за чего уровень госдолга в отношении к размерам экономики повышается.

Тем не менее, и преувеличивать эту угрозу не стоит — крупнейшие госкомпании, «Газпром» и «Роснефть», даже в условиях падения цен на нефть, имеют постоянную валютную выручку, а у России положительный торговый баланс и существенные резервы.

Почему у США такой большой внешний долг?

Америка должна много и разным структурам. К концу 2021 г сумма, скорее всего, превысит 30 трлн $. Национальный долг растет стабильно с 1930-х годов, но особо никого это не волнует (кроме пропаганды).

Сравним сумму долга США и других стран в абсолютных величинах (см. таблицу 1) .

Страна Сумма долга, млрд. $
США 28040
Китай 7996
Россия 307
Япония 14655
Германия 3207
Великобритания 3592
Франция 3179
Италия 3185

Таблица 1. Государственный долг по странам мира, 2021 г

Статистика показывает, что США и Япония лидируют в мировом масштабе по сумме долга. Россия — для примера — практически ничего не должна, если сравнивать с ведущими должниками.

Что такое государственный долг

Госдолг, если говорить простыми словами – это макроэкономический показатель, характеризующий общий размер задолженности государства перед своими кредиторами. Кредиторами государства могут быть:

  • другие государства и иностранные организации;
  • частные инвесторы;
  • фонды и банки;
  • собственные граждане и иностранцы.

Основу госдолга составляют государственные облигации. В России, например, это ОФЗ (облигации федерального займа), ОФЗ-н и муниципальные облигации, в США – казначейские облигации (трежерис).

Купить госдолг любой страны можно на бирже в свободном доступе. Те же ОФЗ могут купить кто угодно. На Мосбирже также обращаются государственные облигации Белоруссии и Казахстана – можно вложиться в госдолг братских государств.

Трежеря купить на Мосбирже не получится: за ними нужно идти на Нью-Йоркскую биржу. Но инвестировать в американский госдолг можно опосредованно – путем покупки ETF FXMM или FXTB.

Например, ключевая ставка ЦБ РФ на текущий момент составляет 4,25%. Ставка бескупонной доходности гособлигации составляет 4,05-7,11% годовых. Именно в таком диапазоне находится среднее значение ставки по российском госдолгу.

Лучше всех себя на рынке внешних заимствований чувствуют себя американцы – базовая ставка ФРС США равна 0-0,25%. В итоге доходность трежерис находится в районе 1-2%. Представьте, что вы бы платили кредит по ставке 1% годовых, а еще бы имели возможность нарисовать (напечатать) денежки, чтобы отдать долги?

Структура внешнего долга

Внешний долг РФ отличается сложной структурой, различные части которой погашаются неравномерно. Наиболее значимую долю среди внешних финансовых обязательств РФ составляют следующие пункты:

  • задолженность перед внешними кредиторами;
  • долги перед многосторонними кредиторами;
  • внешние облигации;
  • ОВГВЗ;
  • гарантии РФ в иностранной валюте;
  • прочие долги.

Разобравшись со структурой подобной задолженности, целесообразно отметить, что несмотря на существенное снижение объемов внешних долгов в абсолютном выражении, наблюдается ухудшение показателей в процентном. Это вызвано сразу несколькими факторами, оказывающими существенное влияние на экономические показатели государства.

Прежде всего целесообразно упомянуть обесценивание национальной валюты, а также снижение стоимости энергоносителей. Также наблюдается снижение объемов ВВП. Это привело к ухудшению устойчивости экономических показателей РФ к бремени внешних займов, согласно сообщению ЦБРФ от 2016 года. Всё это вместе с увеличением внутреннего долга привело к снижению объемов золотовалютных запасов России.

Как относятся сами американцы к этой проблеме?

По многочисленным социальных опросам граждане Соединенных Штатов Америки очень недовольны положением таких дел (счетчик госдолга США увеличивается с огромной скоростью), так как каждый из них является должником по обязательствам, которые взяло на себя их правительство. Многие из них имеют кредиты на учебу, машину, дом и их не радует тот факт, что на них в экстренной ситуации этот долг тоже могут переложить в одним прекрасный момент путем увеличения налогов, пошлин, повышением тарифов, сокращением заработной платы и так далее. Кроме этого, необходимость государства отдавать этот займ уже приводит к уменьшению выделения средств на разного рода социальные гарантии (сокращение финансирования образования, медицины и других социально значимых сфер жизни граждан).

Некоторые американцы считают, что отдавать долги не придется, так как их государство является гегемоном на планете Земля с  самой большой армией и самым передовым вооружением. Если какие-то страны (особенно стратегические партнеры, страны-вассалитеты) попробую пригрозить немедленно вернуть средства, то может быть спровоцировано военное противостояние.

Всего ничего

Государственные облигации являются немаловажным финансовым инструментом для правительства США: средства от их реализации идут на покрытие бюджетного дефицита и прочие расходы. Однако теперь у Вашингтона появился повод для беспокойства. По данным министерства финансов США, в марте Москва сократила вложения в американские гособлигации на $1,78 млрд. Если в феврале ЦБ владел этими бумагами на сумму $5,756 млрд, то месяц спустя — уже на 3,976 млрд. При этом доля долгосрочных ценных бумаг выросла почти в три с половиной раза: с $306 млн до $1,08 млрд, а объем краткосрочных облигаций снизился с $5,4 млрд до $2,88 млрд.

Еще в 2010–2013 годах Россия входила в число крупнейших держателей казначейских облигаций США: вложения в американский долг превышали $170 млрд. Но после того, как в апреле 2014-го Вашингтон ввел санкции, от этих бумаг начали избавляться. В 2018 году Центробанк предпринял масштабную распродажу, сократив портфель казначейских обязательств США сразу вдвое. В итоге доля американских бумаг в международных резервах свелась к минимуму. Освободившиеся средства ЦБ переложил в золото, а также евро и юани.

Чужого не надо_4

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Если доля гособлигаций США в российских международных резервах уже стала чисто символической, имеет ли смысл распродать их все? Эксперты указывают, что это нецелесообразно.

«При выборе активов для вложений предпочтение отдается тем, которые могут быть быстро и в большом объеме сконвертированы в основные мировые валюты. Иначе говоря, для активов международных резервов нужна очень высокая мгновенная ликвидность в долларах и евро — в этом плане государственные облигации США являются активом выбора, чемпионом по мгновенной ликвидности: их можно продать буквально за день», — поясняет Михаил Королюк, начальник отдела доверительного управления ИФК «Солид».

Вдобавок «трежерис» — удобный инструмент обеспечения обязательств, например по сделкам с другими активами. По этим же причинам, несмотря на курс на дедолларизацию, и от активов в долларах регулятор полностью не отказывается.

Чужого не надо_1

Фото: Getty Images/Bloomberg

«Активы ЦБ, в том числе номинированные в долларах США, также включают объемы открытых сделок прямого РЕПО Банка России с иностранными контрагентами на отчетную дату, сделки по покупке иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, объем средств, размещенных в депозиты и на корреспондентских счетах ностро в иностранных банках, объемы негосударственных ценных бумаг иностранных эмитентов и ценных бумаг международных организаций», — напоминает Евгений Миронюк, аналитик «Фридом Финанс».

Для чего нужно смотреть на размер госдолга

Само по себе значение госдолга мало о чем говорит – это всего лишь показатель. Гораздо интереснее (и полезнее) сравнивать госдолг с другими макроэкономическими показателями, например, резервами и ВВП.

В сравнении с резервами госдолг показывает платежеспособность страны. Его у страны нет возможности заплатить по долгам, то ее облигации начнут падать в цене. При прекращении выплат появляется вероятность дефолта. А это вообще неприятная вещь, уж поверьте.

В сравнении с ВВП госдолг показывает долговую нагрузку компании. Это некий аналог мультипликатора NetDebt / EBITDA для предприятия, который позволяет оценить «запас прочности» государства.

У России на протяжении последних 10 лет соотношение госдолга и ВВП было меньше 17%. А вот у США он составляет 107%. Рекордсмен здесь Япония – соотношение госдолга и ВВП у нее 237%.

Власти обычно стремятся установить ограничение на размер госдолга, но помогает это мало. В тех же США потолок госдолга регулярно поднимают.

В целом для таких развитых экономик, как Япония, США или Италия, высокий уровень госдолга по отношению к ВВП не является проблемой, если он (госдолг) обслуживается. Но в той же Японии такая нагрузка – проблема. Уже больше трех десятилетий в стране пытаются разогнать инфляцию и простимулировать производство. Получается плохо.

Для развивающихся стран высокий показатель госдолг / ВВП критичен. Страна просто не сможет брать в долг по хорошим процентам и развиваться.

Куда уходит больше всего?

Прежде всего, необходимо отметить, что связан долг в основном с огромными военными расходами. Рост начался в 1971 году, когда тогдашний президент Никсон отвязал доллар от золотого стандарта (по сути появилась ничем необеспечнная бумага). Каждый из президентов во время своего правления так или иначе участвовал в увеличении долга. Среди них наибольших вклад в увеличение внесли:

  1. Р. Рейган, в период которого была развязана «Холодная война» с СССР и всячески сокращались налоговые поступления в бюджет;
  2. Буш младший, под руководством которого была начата война с терроризмом и также увеличен оборонные и военные ассигнования;
  3. Барак Обама, пр котором военные затраты, налоговые послабления, медицинское страхование малоимущих обходились казне в 800 млрд. долларов за каждый год его руководства. При нем был самый большой рост госдолга (примерно 19,5 трлн).

Весомую долю также съедают преференции для разного рода частных компаний, который просят поддержки государства в сложные времена. К примеру, во время банковского кризиса 2008 года, в результате которого многие банковские компании оказались на пороге дефолта, многие банки попросили материальной поддержки правительства. Оно выделило им на санацию и «латание своих дыр» весьма ощутимые деньги.

Актуальные показатели

Все же специалисты предлагают рассматривать, хороша или плоха экономическая ситуация в стране с учетом также величины ВВП, величины на душу населения расходов, которые нужны для обслуживания долга, а также отталкиваясь от объема экспорта.

Пока не выработана единая позиция на то, как государственный долг влияет на темпы экономического роста страны. Все же существует одна выделенная закономерность – чем больше он у страны, тем активнее растет ВВП. Это можно обосновать тем, что в разные сферы экономики привлекаются большие по объему средства. На этом фоне можно привести пример США, где госдолг на сегодняшний день более 22 трлн $. Но это не мешает стране активно развиваться.

Рассмотрим актуальные показатели внутреннего и внешнего долга страны за период с 1993 по 2020 год.

Внутренний долг

Под внутренним долгом понимаются финансовые обязательства, которые берет на себя государство по отношению к организациям или населению страны по причине того, что привлекает средства, которые необходимы, чтобы выполнять различные государственные заказы или программы. Внутренний долг России включает в себя:

  • Долговые обязательства РФ перед физическими лицами.
  • Обязательства перед юридическими лицами. Причем выражается в национальной валюте.

Выражаются обязательства в форме:

  • Государственных займов.
  • Кредитов.
  • Выпуска облигаций.
  • Долговых обязательств под гарантии правительства.

Если говорить непосредственно о статистике по внутреннему государственному долгу России, то показатели за последние 20 лет выглядят следующим образом:

  • 1993 г. – 3,5 млрд руб.
  • 1998 г. – 490 млрд руб.
  • 2003 г. – 679 млрдруб.
  • 2010 г. – 2 трлн.
  • 2015 г. – 7,2 трлн руб.
  • 2017 г. – 8 трлн.
  • 2019 г. – 9,1 трлн руб.
  • В 2020 г. ситуация будет выглядеть следующим образом – планируется на уровне 10 трлн.

Внешний долг

Что касается непосредственно внешнего долга России за период начиная с 1994 года по сегодняшний день, вот какие цифры можно привести в качестве статистических показателей:

  • 1994 год – 118 млрд $.
  • 1998 год – 182 млрд $.
  • 2000 год – 178 млрд $.
  • 2003 календарный период – 151 млрд $.
  • 2006 г. – 257 млрд $. Причемначиная годом ранее, он был как в иностранной валюте, так и в национальной.
  • 2009 г. – 479 млрд $.
  • 2012 г. – 538 млрд $.
  • 2014 г. – 728 млрд $.
  • 2017 г. – 511 млрд $.
  • 2019 г. – 481 млрд $.

Как видно, вплоть до 2014 года сумма существенно увеличивалась, но затем стала постепенно снижаться.

Как видно из представленных статистических данных, внутренний и внешний долг России постоянно растут с небольшой оговоркой. Внешний – за последние 4 года снизился приблизительно на 25%. Но, когда говорится о внешнем долге, анализировать исключительно по нему ситуацию в стране – это не совсем верное решение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector