Генеральному секретарю оон антонину гутерреш — 4 писем
Содержание:
«Я упала в сугроб, он ударил сверху»
В декабре 2010 года омоновец сломал Майе – студентке 4-го курса истфака БГУ – ногу, по которой бил дубинкой. На восстановление ушло два года, а проблемы со здоровьем из-за того перелома есть до сих пор: «Мне нельзя бегать, я не могу заниматься спортом. После такой травмы я не могу полностью восстановить активность, все равно нога болит».
Майя Абромчик пришла на акцию протеста после выборов президента Беларуси. Тогда в Минске силовики жестко разогнали демонстрантов, протестующих против очередного – четвертого по счету – президентского срока Александра Лукашенко. По официальным данным, за него проголосовали 79,65% белорусов, хотя, по опросам и данным экзит-поллов, он не набирал более 40%.
Участников акции государственная пресса потом обвиняла в попытке взять штурмом Дом правительства, активисты говорили о провокациях силовиков. Майя говорит, что увидеть ничего не успела: они пришли на площадь очень поздно, когда милиционеры уже начали разгонять людей.
- Митинг в центре Минска после президентских выборов 19 декабря 2010 года. Фото: AFP/ Виктор Драчев
Когда омоновцы загнали ее в микроавтобус, девушка поняла, что с ногой что-то не так: «Кости нет, что-то не сходится, я не могу стоять». Соседи по микроавтобусу кричали и требовали показать девушку врачу, милиционеры не реагировали. Потом из СИЗО, куда привезли в автобусе задержанных, пришла фельдшер и вызвала «скорую».
В больнице Майя с диагнозом «осколочный перелом большой берцовой кости со смещением осколков» провела десять дней, перенесла операцию. Без костылей смогла ходить через три месяца. Затем – еще две операции, опять костыли. Четвертый и пятый курсы университета пришлось оканчивать заочно.
Майя рассказывает, что боялась административного дела, которые часто заводят на задержанных на акциях протеста. Но только однажды к ней в больницу приехали двое из КГБ. «Они не угрожали, они хотели знать, что я собираюсь делать, с кем была, почему меня били. Спросили, не разговаривала ли я на белорусском языке – я удивилась такому вопросу».
жалоба в еспч: суть и критерии
Прежде чем рассматривать порядок обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ), необходимо отметить, что ЕСПЧ принимает индивидуальные жалобы от заявителей и рассматривает дела с рядом определенных особенностей, в частности, рассматривает жалобы на нарушение требований Конвенции и своим решением лишь устанавливается, было ли допущено такое нарушение. Европейский Суд не является высшей инстанцией судебной системы государства-участника Конвенции, в связи с чем не может отменять решение, вынесенное государственным органом или судом Российской Федерации как участника Конвенции, или направлять его на новое рассмотрение. В то же время Суд может присудить выплату материальной компенсации и возмещение всех расходов и издержек со стороны государства в пользу заявителя.
Таким образом, предметом жалобы в ЕСПЧ могут быть только те права и свободы, которые гарантированы Европейской Конвенцией по правам человека и Протоколами к ней. По сравнению с Конституцией РФ перечень таких прав и свобод весьма ограничен. Кроме того, жалоба может быть подана только на те нарушения, которые имели место после даты ратификации Европейской Конвенции конкретной страной (5 мая 1998 г. для РФ).
Индивидуальные жалобы Европейским Судом по правам человека в соответствии со ст. 34 Конвенции принимаются от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения одной из Высоких Договаривающихся Сторон их прав, признанных в настоящей Конвенции или в Протоколах к ней. Жалобы против частных лиц Европейским Судом к рассмотрению не принимаются.
Индивидуальная жалоба подается только по поводу действий (бездействия), решений органов государственной власти и должностных лиц
Заявителю не обязательно являться гражданином государства-участника Конвенции, важно, чтобы именно таким государством были нарушены гарантируемые Конвенцией права заявителя. Также по отношению к физическим лицам не требуется достижения определенного возраста или дееспособности для обращения c жалобой в ЕСПЧ
Что касается юридических лиц, они должны быть независимы от государства. В том же случае, если юридическое лицо в то или иной мере зависит от государства, в целях принятия на рассмотрение жалобы Европейским Судом необходимо учитывать, насколько это существенно.
Кроме того, чтобы жалоба была принята к рассмотрению Европейским судом по правам человека, заявитель должен обладать статусом жертвы. При подаче заявления группой лиц каждый заявитель должен обладать статусом жертвы.
В практике Европейского суда встречаются три типа жертвы. Как правило, заявителем является непосредственная жертва, т.е. лицо, группа частных лиц, собственно чьи права и были нарушены со стороны государства-участника Конвенции. В определенных случаях Европейским Судом рассматриваются также дела, по которым жертва может быть косвенной и потенциальной. Косвенной жертвой является заявитель, чье право нарушено вследствие нарушения прав другого. Как правило, это родственники пострадавших, когда сами пострадавшие не могут подать жалобу лично или когда во время разбирательства умирает заявитель.
Потенциальной жертвой является лицо, у которого есть реальные основания полагать, что со стороны государства были допущены нарушения его прав, предоставляемых Европейской Конвенцией. При этом заявителем должны быть приведены косвенные доказательства, указывающие на допущение такого нарушения со стороны государственных органов, должностных лиц. Кроме того, в определенных случаях с жалобой в Суд может обратиться лицо, у которого есть все основания полагать, что его права в будущем будут нарушены, и это повлечет за собой непоправимый для заявителя ущерб.
Еще одним условием принятия жалобы Европейским Судом к рассмотрению является исчерпание всех внутренних средств правовой защиты, как это предусмотрено общепризнанными нормами международного права, и в течение шести месяцев с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу (п.1 ст. 35 Конвенции). В своих решениях ЕСПЧ уточнил, что такие средства защиты должны быть эффективны, доступны и целесообразны. Для Российской Федерации шестимесячный срок начинает течь с момента вступления в силу решения по делу суда апелляционной инстанции. Срок подачи жалобы восстановлению не подлежит. Повторная подача жалобы возможна лишь в том случае, если при первоначальной подаче жалобы не были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты. В тех же случаях, когда дело не доходит до суда, шестимесячный срок начинает течь, когда исчерпаны все эффективные средства защиты.
Зачем нужен и как работает ЕСПЧ
Дополнительный и более эффективный способ защиты прав, нарушенных в государстве, – обращение в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). При его помощи защищать свои права могут граждане таких постсоветских стран, как Россия, Украина, Молдова и Азербайджан. Конвенция и протоколы ЕСПЧ обладают большей юридической силой, чем национальные законы стран-участниц, хотя сам Европейский суд не выше судебной системы этих стран. Неисполнение решений ЕСПЧ может повлечь за собой исключение государства из состава Совета Европы.
В последние годы лидирующую позицию по числу обращений в ЕСПЧ занимает Россия. В 2018 году в отношении этой страны Европейский суд вынес 2365 решений, 238 жалоб против России были удовлетворены. В 2019 году 25,2% всех находящихся на рассмотрении в Европейском суде дел были поданы против Российской Федерации – это 15 051 заявление.
Ирина Хрунова, адвокат и правовой аналитик Международной правозащитной группы «Агора», рассказывает, как ЕСПЧ защищает права человека в России:
Ирина приводит в пример дело 31-летнего москвича Александра Борисова. Его задержали в феврале 2016 года и обвинили в хранении наркотиков в крупном размере. Сам Борисов утверждал, что наркотики ему подкинули полицейские. На пакете с веществом, изъятом из его куртки, не было его отпечатков пальцев, а смывы с рук показали отрицательный результат. Несмотря на это, суд вынес Борисову обвинительный приговор и назначил наказание в виде четырех с половиной лет лишения свободы.
Обвиняемый пожаловался в ЕСПЧ. Летом 2019 года Европейский суд вынес решение, где признал нарушение прав Александра Борисова, после чего Верховный суд России на основании решения ЕСПЧ отменил приговор, Борисова отпустил из тюрьмы на свободу и дело передал на новое рассмотрение в суд первой инстанции. 13 марта 2020 года районный суд, который четыре года назад осудил Борисова к лишению свободы, прекратил уголовное дело в его отношении и разъяснил ему право на реабилитацию.
Несмотря на ущерб репутации, Россия принимает во внимание и исполняет решения ЕСПЧ – и в части выплат компенсаций, и в части пересмотра дел. Статус государства, входящего в юрисдикцию Совета Европы, важен для любой страны, которая считает себя и хочет называться цивилизованной и демократической, объясняет Ирина Хрунова
Кто может подать жалобу?
Любое лицо может подать жалобу в Комитет против государства, которое удовлетворяет этим двум условиям (будучи участником договора и приняв компетенцию Комитета рассматривать индивидуальные жалобы), утверждая, что его права по соответствующему договору были нарушены. Не обязательно, чтобы жалобу готовил юрист, хотя юридическая консультация может улучшить качество представленных материалов. Однако имейте в виду, что правовая помощь не предоставляется в соответствии с процедурами. Можно также подать иск от имени другого лица при условии получения его письменного согласия (без требования в отношении его конкретной формы). В некоторых случаях можно возбудить дело без такого согласия, например, когда человек находится в тюрьме без доступа к внешнему миру или является жертвой насильственного исчезновения. В этих случаях заявитель должен четко объяснить, почему такое согласие не может быть предоставлено.
Скачать образцы жалоб
Формуляр жалобы в ЕСПЧ и как его заполнять
Заполнять формуляр следует при помощи компьютера. Можно заполнить на русском языке. Внимательно просматривайте каждый лист. Все галочки должны быть проставлены. Если на первом листе не заполнить, например, графу «пол», при том, что пол заявителя явно следует из имени и фамилии, то жалоба будет признана неприемлемой.
Страница 1 — о заявителе, его гражданстве, адресе и телефоне
Если жалоба подаётся от имени человека, то есть физического лица, то следует заполнять раздел А.1. Если заявитель — организация, то А.2.
Здесь не должно возникнуть сложностей. В строке адрес необходимо указать адрес регистрации.
1-ый лист формуляра
Страница 2 — против какого государства подаётся жалоба
Здесь всё ещё проще. Просто нужно поставить «галочку» в чекбоксе нужной страны. В нашем случае это «RUS — Российская Федерация».
2-ой лист формуляра
Страница 3 — представитель заявителя, когда заявителем является физическое лицо
3-ий лист посвящён представителю физического лица. Если представителя нет, то есть заявитель пишет и отсылает жалобу сам, то нужно пропустить этот лист.
Если заявителя представляет человек, не являющийся адвокатом, например, супруг или супруга, то надо заполнять блок С.1. Если представляет адвокат, то С.2.
В блоке С.3. заявитель и его представитель должны поставить подписи и даты. Этот блок предназначен для того, чтобы заявитель согласился уполномочить представителя действовать от его, заявителя, имени.
3-ий лист формуляра
4-ий лист — о представителях компании-заявителя. Физические лица не заполняют этот лист.
4-ый лист формуляра
Страницы 5, 6, 7 — суть жалобы (изложение фактов)
На 5-ой, 6-ой и 7-ой страницах нужно изложить обстоятельства дела в хронологическом порядке. Необходимо стремиться к лаконичности и относимости фактов именно к описываемому нарушению. Нет большого смысла описывать ситуацию с самого начала, т.к. вы потратите место и не опишите по настоящему важные факты описывающие причины обращения в ЕСПЧ: какие действия государства и как ущемили права заявителя.
Итак, еще раз: нужно излагать факты. Эмоций и описаний моральных переживаний в этом разделе быть не должно.
Страницы 5, 6, 7
Страницы 8 и 9 – какие статью Конвенции были нарушены
На страницах 8 и 9 надо дать юридическую оценку фактам, изложенным на страницах 5, 6 и 7.
Нужно изложить, каким образом, и какие нормы Конвенции нарушила Россия своими действиями.
Страница 10 — о соответствии жалобы условиям приемлемости
На 10-ой странице формуляра жалобы в ЕСПЧ нужно указать, какими средствами восстановления прав пользовался заявитель: обращался в суды, но те не смогли признать (прекратить) нарушение прав заявителя.
Требуется указать, когда заявитель получил окончательное решение суда: от этой даты отсчитывается 6-месячный срок, когда можно подавать жалобу в ЕСПЧ.
Страница 11 – три вопроса об исчерпанности средств защиты
11-ая страница сводится к трём вопросам:
- Есть ли какие-то средства защиты, которыми заявитель не воспользовался.
- Пользовался ли заявитель другими международными средствами обжалования.
- Подавал ли заявитель ранее другие жалобы в ЕСПЧ.
Страница 12 — список приложенных документов
К формуляру нужно приложить копии документов, подтверждающих факты, изложенные заявителем.
Нужно прилагать копии, т.к. ЕСПЧ не возвращает материалы заявителю.
Для каждого дела будет свой набор документов, подтверждающих факты заявителя
Обращаем ваше внимание: документы нужно указывать в хронологическом порядке
Страница 13 — комментарий, подпись и контактное лицо
На 13-ой странице можно добавить комментарий. Необходимо подписаться и указать адрес для ведения переписки.
После того, как формуляр будет заполнен, его нужно распечатать и отправить в ЕСПЧ почтой. По электронной почте жалобы не отправляются.
Отправлять нужно со следующими реквизитами:
Кому The Registrar
Куда European Court of Human Rights, Council of Europe
Город Strasbourg — CEDEX
Страна France
Индекс F-67075
Предмет жалобы
Жалоба может касаться только индивидуального решения, вынесенного государственным органом, которое — по мнению данного лица — нарушает его права человека, гарантированные в Пакте. Это может быть, например, решение административного органа, прокурора, судебное решение и т.п.
Жалоба не может касаться содержания закона или другого правового акта, даже если данный правовой акт явно противоречит Пакту. Комитет по правам человека не имеет права проверять соответствие внутреннего законодательства положениям Пакта.
Жалоба не может вноситься в интересах общественности, т.е. нельзя, например, формулировать обобщенные обвинения в плохом обращении с заключенными, о погрешностях в судопроизводстве, о нарушениях тайны переписки. Жалоба может касаться исключительно нарушения определенных прав человека в отношении конкретного лица.
Комитет по правам человека не рассматривает жалоб на физические лица, предпринимателей, общества, кооперативы, ассоциации и т.п. В этом КПЧ ООН схож с Европейским судом по правам человека (ЕСПЧ).
Жалоба может касаться только решений государственных органов, которые были приняты после 1991 года, т.е. после вступления в силу Факультативного протокола. Т.е. пострадавшие от нарушений их прав во второй «чеченской кампании», исчерпав внутренние средства правовой защиты в РФ, могут обращаться в КПЧ ООН. В совершенно исключительных случаях Комитет может принять жалобу на решение, вынесенное до этой даты (1991 г.), если нарушение прав человека продолжается.
В качестве примера можно привести случаи нарушений прав граждан, помещенных с карательной целью в психиатрические больницы в РСФСР до 1991 г., но продолжавших находиться в ПБ после 1991 г. Так, Санкт-Петербургской Гражданской комиссией по правам человека в прошлом был задокументирован случай г-на Б-нова, пожилого гражданина РФ, который помещался с карательной целью в РФ многократно, провел начало 90-ых годов в психбольницах. После последней выписки из ПБ более туда (уже в РФ) он не попадал.
Права человека, которые могут быть предметом жалобы
Предметом жалобы могут быть только права человека, провозглашенные в Пакте .
Это нижеследующие права:
- Право на жизнь (ст. 6).
- Запрещение пыток или жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания (ст. 7).
На практике на эту статью чаще всего ссылаются лица, лишенные свободы (на нее могут ссылаться и лица, госпитализированные в психиатрические стационары).
- Право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 9).
- Право лиц, лишенных свободы на гуманное обращение (ст. 10).
- Право на свободное передвижение по территории государства и выбора местожительства, а также право покидать любую страну (ст. 12).
- Права иностранца в связи с решением о высылке (ст. 13).
- Право на независимый и беспристрастный суд (ст. 14). Это наиболее обширная статья, в которой установлен ряд прав обвиняемого и принципы уголовной процедуры.
- Принцип презумпции невиновности и запрещение обратной силы уголовного законодательства (ст. 15).
- Защита личной и семейной жизни, неприкосновенности жилища, а также тайны корреспонденции (ст. 17).
- Свобода мысли, совести и религии (ст. 18).
- Свобода слова (ст. 19).
- Запрещение пропаганды расовой, национальной или религиозной ненависти (ст. 20).
- Право на мирные собрания (ст. 21).
- Право на свободу ассоциации с другими людьми (ст. 22).
- Права супругов и семьи (ст. 23).
- Права ребенка (ст. 24).
- Право принимать участие в общественной жизни (ст. 25).
- Права лиц, принадлежащих к национальным меньшинством (ст. 27).
- Равенство перед законом и запрещение дискриминации (ст. 2, п. 1; ст. 26)
Прежде чем написать жалобу, следует внимательно ознакомиться с соответствующей статьей, обращая особое внимание на степень подробности положений и допускаемые ограничения. Комитет не принимает жалоб, касающихся нарушения прав человека, не провозглашенных в Пакте. Нельзя, например, ссылаться на право па труд или право на образование.
Заявитель
С жалобой в Комитет по правам человека могут обращаться только индивидуальные лица. Таким правом не обладают ни группы лиц, ни организации. Иначе говоря — с жалобами не могут обращаться союзы, профсоюзы, фонды, общества, группы студентов или трудящихся и т.п.
С жалобой может обратиться гражданин данной страны или иностранец, проживающий (пребывающий) на территории данного государства.
Право обратиться с жалобой имеет только лицо, которое чувствует себя жертвой нарушения государственным органом одного из прав, провозглашенных в Пакте. Это означает, что с жалобой может обратиться непосредственно потерпевшее лицо, которому в результате нарушения прав человека был причинен какой-либо ущерб. В особых случаях, например, если жертва нарушения прав человека отбывает наказание в виде лишения свободы или находится в психиатрической больнице, Комитет принимает жалобы, поданные членами семьи.
С жалобой можно также обратиться через уполномоченного (например, адвоката), который должен представить Комитету по правам человека соответствующую доверенность.
Комитет ООН по правам человека
Комитет по правам человека является органом контроля за соблюдением Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого 16 декабря 1966 г. резолюцией Генеральной ассамблеи ООН. Комитет основывает свою деятельность на ст. 28 Пакта.
Комитет состоит из 18 экспертов, избираемых в персональном качестве на четырёхлетний срок в соответствии с принципом справедливого географического представительства. Ежегодно он проводит три сессии (две в Женеве и одну в Нью- Йорке). Неправительственные организации и прочие наблюдатели не имеют права участвовать в работе Комитета в ходе сессии.
Комитет по правам человека представляет собой механизм контроля за тем, как государства соблюдают вытекающие из Пакта обязательства. Он также является органом, куда поступают от государств и отдельных лиц жалобы на нарушения зафиксированных в Пакте прав. Ст. 40 Пакта обязывает участвующие в нём государства представлять доклады о принимаемых ими мерах по соблюдению своих обязательств. Изучение этих докладов и принятие замечаний по ним образует собой первый уровень контрольной деятельности Комитета. Второй уровень этой деятельности обеспечивается ст. 41 Пакта, в соответствии с которой участвующее в Пакте государство может в любое время заявить, что оно признаёт компетенцию Комитета получать и рассматривать сообщения о том, что какое либо государство участник утверждает, что другое государство участник не выполняет своих обязательств по данному Пакту. Сообщения, предусматриваемые настоящей статьёй, могут приниматься и рассматриваться только в том случае, если они представлены государством участником, сделавшим заявление о признании для себя компетенции этого Комитета. Комитет не принимает никаких сообщений, если они касаются государства участника, не сделавшего такого заявления. Третий уровень состоит в принятии и рассмотрении жалоб от отдельных лиц, как это предусмотрено Факультативным протоколом к Международному пакту о гражданских и политических правах. Этот пакт имеет два протокола. Когда говорят о защите прав человека по процедуре Факультативного (дополнительного) протокола, то имеется ввиду факультативный протокол № 1. Второй факультативный протокол предлагает государствам, ратифицировавшим его, отказаться от применения смертной казни. Протокол № 1 был принят одновременно с Пактом и даёт возможность отдельным лицам представлять Комитету сообщения о нарушениях предоставленных им Пактом прав.
Итак, согласно ст. 1 Первого Факультативного протокола к Пакту, Комитет может принимать и рассматривать письменные сообщения «от подлежащих его юрисдикции лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения… государством участником какого-либо из прав, изложенных в Пакте».
Однако по итогам рассмотрения Комитетом таких сообщений он принимает «соображения», сообщаемые за тем соответствующему государству участнику и лицу. То есть решения Комитета по правам человека не имеют силы судебных решений, обязательных для исполнения государствами участниками. Максимум, на что может рассчитывать жертва нарушения прав человека — это политическое воздействие на то или иное государство. Наконец, в том случае, если Европейский суд принимает решение в пользу жертвы нарушения прав человека, государство ответчик по делу обязано выплатить солидную денежную компенсацию такой жертве. К Комитету по правам человека данное положение не применимо. Из трёх названных процедур та, что закреплена в Факультативном протоколе, обеспечивает самый чёткий и непосредственный механизм защиты прав человека, причём этим механизмом могут пользоваться отдельные лица. В Факультативном протоколе оговорены условия представления жалоб, которые с тех пор неоднократно разъяснялись Комитетом. Обращаться в Комитет с жалобами могут лица которые утверждают, что какое-либо из прав, перечисленных в Пакте, было нарушено, и которые исчерпали все имеющиеся внутренние средства правовой защиты. Комитет рассматривает жалобы на закрытых заседаниях и с соблюдением требований конфиденциальности.
Защита прав на международном уровне
Этим летом в Москве было более трех тысяч задержаний. Чаще всего у всех задержанных был схожий сценарий: автозак, отделение полиции, суд, апелляция. Подача жалоб в российский суд называется национальным этапом, но это не единственный вариант защиты своих прав.
На международном уровне существует Европейский суд по правам человека — как часть Совета Европы. Россия подписала и приняла Европейскую конвенцию по правам человека, поэтому на действия российских властей можно подавать жалобы в ЕСПЧ.
Также в рамках Совета Европы работает Комиссар по правам человека, которому можно описывать какие-то ситуации и подавать заявления. В этом случае нет формализованной процедуры — стоит обращаться при каких-то громких делах и системных нарушениях. Здесь будет реакция по горячим следам и дипломатическое давление на государство.
Помимо него, можно обратиться в Организацию Объединенных Наций — в Комитет по правам человека в ООН. Туда можно подать жалобу, как и в ЕСПЧ. Комитет следит за исполнением договора Международного пакта о гражданских и политических правах (список статей похож на Европейскую конвенцию по правам человека). В частности, там есть статья о свободе собраний.
«Важно: нельзя подавать жалобу одновременно в ЕСПЧ и ООН, чтобы не загружать систему международного правосудия одновременным разбором одного случая, — отмечает юрист Правозащитного центра „Мемориал“ Татьяна Черникова. — Если ЕСПЧ откажет вам в рассмотрении жалобы, вы можете отправить жалобу в ООН
Различия в том, что ЕСПЧ — это региональный, европейский уровень, но имеет более высокий статус, чем хоть и международное, но рекомендательное решение ООН».
Кроме Комитета, в ООН есть спецдокладчики, которые работают по какой-то одной теме, проблеме или стране. В частности, есть спецдокладчик по свободе собраний. Он обобщает всю полученную информацию и принимает какие-то решения по тому, как право применяется в конкретной стране. Ему тоже можно посылать индивидуальные жалобы, но он сам решает, какой информацией воспользоваться.
Система ООН по свободе собраний:
- договорные органы, в который входит Комитет по правам человека (КПЧ);
- органы в рамках Совета по правам человека;
- спецдокладчик по свободе собраний (отчитывается перед Советом по правам человека, но не подчиняется ему).
Неизвестные омоновцы и жалоба в Комитет ООН
Выйдя из больницы, Майя подала жалобу на действия милиции в прокуратуру Московского района Минска. Ее долго не хотели рассматривать – помогло подключить адвоката. Майя дала показания и сняла побои. Судебно-медицинская экспертиза, сделанная по требованию прокуратуры, заключила, что зафиксированные травмы могут быть нанесены предметом, похожим на милицейскую дубинку. Девушка нашла свидетелей: молодую пару – их рядом с Майей тоже избивали омоновцы, и пожилую женщину, которая была с Майей в одной клетке в автозаке. Свидетелей допросили. В апреле 2011 года завели уголовное дело на неустановленных лиц – сотрудники ОМОНа в нем не фигурировали.
Майя объясняет это так: протокол ее задержания подписывали не те, кто ее избивал. «Это такая система белорусская: одни забирают, другие подписывают протокол. В Следственный комитет пригласили тех омоновцев, которые подписывали, и меня тоже – на опознание. Но это были другие люди. На этом, в общем, все и закончилось». Установить личность того, кто ее бил, следователи не пытались. Дело приостановили.
В 2015 году Майя Абромчик подала жалобу в Комитет ООН по правам человека (КПЧ ООН). Решение он вынес в 2018-м: посчитал избиение девушки нарушением прав человека и обязал белорусские власти провести полное расследование инцидента, виновных привлечь к ответственности, а пострадавшей предоставить компенсацию, включая возмещение юридических и медицинских услуг, и официальные извинения. В документе говорилось, что в течение 180 дней комитет хотел бы получить от белорусского государства информацию о мерах, принятых для претворения в жизнь его решения.
Но белорусские власти на решение Комитета ООН по правам человека не отреагировали никак. «Майе сломал ногу сотрудник милиции. Расследование данного преступления ни к чему ни привело. Мы посчитали важным зафиксировать в международном органе факт нарушения государством прав потерпевшей
Это было важно с моральной точки зрения, – говорит адвокат девушки Альвина Мингазова. – Как адвокат я считаю, что для наших граждан важно – иметь дополнительный ресурс для защиты своих прав на международном уровне»
Контрольная процедура
Контрольная процедура состоит из двух основных этапов: — первый завершается решением о приемлемости жалобы; — во втором выносится решение по существу — были ли нарушены (или нет) права человека.
Вся процедура осуществляется в письменном виде. Процедура носит конфиденциальный характер. Однако, лицо, обращающееся с жалобой, вправе проинформировать средства массовой информации о подаче жалобы, но не может предавать гласности содержание корреспонденции с Комитетом. Комитет по правам человека отклоняет жалобу — даже без уведомления о ней соответствующего государства, — если жалоба самым очевидным образом не соответствует формальным требованиям: например, она анонимная или относится к вопросам, не урегулированным в Пакте. Если жалоба является приемлемой, Комитет передает жалобу заинтересованному государству. В назначенный Комитетом срок государство представляет ему объяснения, а также информацию и документы, связанные с вопросом о допустимости жалобы. Объяснения государства передаются подавшему жалобу, который может представить свои замечания и комментарии. На любом этапе разбирательства Комитет может обратиться к подавшему жалобу за предоставлением дополнительной информации или разъяснений. Комитет принимает решение о неприемлемости жалобы, если она не отвечает формальным требованиям (см. выше), и уведомляет об этом заявителя и соответствующее государство.
Решение о признании жалобы приемлемой доводится до сведения соответствующего государства и заявителя. Это решение является окончательным. В течение 6 месяцев государство обязано представить разъяснения, информацию, а также указать, какие меры оно предприняло или собирается предпринять в пользу подавшего жалобу. Копии этих документов получает подавший жалобу, который вправе представить свои замечания и комментарии. Если государство не соблюдает назначенные сроки и упорно не реагирует на напоминания, Комитет принимает решение на основании документации, полученной от подавшего жалобу. В течение срока, предоставленного данному государству на разъяснения, оно может восстановить нарушенные права человека или устранить последствия таких нарушений. В таком случае Комитет принимает решение о прекращении дела.
Отправка жалобы
Направляйте вашу корреспонденцию и запросы в отношении жалоб в Комитет по правам человека, Комитет против пыток и Комитет по ликвидации расовой дискриминации по следующему адресу:
Почтовый адрес: Petitions TeamOffice of the High Commissioner for Human RightsUnited Nations Office at Geneva1211 Geneva 10, SwitzerlandФакс: +41 22 917 9022 (особенно по срочным вопросам)Электронная почта: tb-petitions.hchr@unog.ch
Корреспонденцию и запросы в связи с жалобами в Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин направляйте по следующему адресу:
Почтовый адрес: Committee on the Elimination of Discrimination against Womenc/o Division for the Advancement of Women, Department of Economic and Social AffairsUnited Nations Secretariat2 United Nations PlazaDC-2/12th FloorNew York, NY 10017United States of AmericaФакс: +1 212 963 3463
Особые обстоятельства срочности или деликатности
Некоторые комитеты могут на любом этапе до рассмотрения дела направить государству-участнику просьбу о принятии “временных мер”, с тем чтобы предотвратить нанесение какого-либо непоправимого ущерба автору жалобы или предполагаемой жертве нарушения в конкретном случае. Как правило, такие просьбы направляются с целью предотвращения действий, которые впоследствии не могут быть отменены, например, приведения в исполнение смертного приговора или депортации лица, которому угрожает применение пыток. Решение о принятии просьбы о принятии обеспечительных мер не подразумевает решения вопросов о приемлемости или по существу сообщения, однако оно должно иметь разумную вероятность успеха по существу, с тем чтобы можно было сделать вывод о том, что предполагаемой жертве будет нанесен непоправимый ущерб. Если заявитель желает, чтобы комитет рассмотрел просьбу о принятии временных мер, он/она должен прямо заявить об этом и подробно объяснить причины, по которым такие меры необходимы.
Рассмотрение Комитетом просьбы о принятии временных мер занимает несколько рабочих дней. Любая такая просьба должна поступить в секретариат как можно раньше, прежде чем совершится действие, которое нужно предотвратить.
Комитет может отозвать просьбу о принятии временных мер на основе информации, полученной от государства-участника и автора/авторов жалобы, согласно которой такие меры более не требуются.
Рассмотрение жалобы
Комитеты рассматривают каждое дело на закрытом заседании. Практика заключается в рассмотрении жалоб только на основе письменной информации, представленной заявителем и государством-участником. Соответственно, не существует практики получения устных представлений сторон или аудио-или аудиовизуальных доказательств (таких, как аудио-и видеофайлы). Комитеты также не выходят за рамки информации, представленной сторонами, и не стремятся к независимой проверке фактов.
В качестве общего правила и в целях ускорения процедуры комитеты рассматривают приемлемость жалобы совместно с существом дела. В этом случае применяется общая процедура, изложенная выше, то есть после получения и регистрации сообщения оно препровождается соответствующему государству-участнику, с тем чтобы оно имело возможность представить свои замечания в установленные сроки. Затем заявителю предоставляется возможность прокомментировать замечания государства-участника, после чего дело обычно готово для рассмотрения по существу Комитетом. Однако, бывают ситуации, когда Комитет принимает решение сначала рассмотреть приемлемость. В этом случае государству-участнику предлагается представить материалы по существу, если комитет признает жалобу приемлемой. В любом случае заявитель будет иметь возможность прокомментировать представления государства-участника по существу.
Как только Комитет принимает решение по данному делу, оно препровождается заявителю и государству-участнику одновременно. Один или несколько членов Комитета могут приложить к решению отдельное мнение, если они придут к выводу, отличному от заключения большинства, или, возможно, придут к такому же выводу, но по другим причинам. Текст любого окончательного решения по существу дела или решения о неприемлемости будет размещен на веб-сайте УВКПЧ в рамках решения Комитета.