Приоритет международного права над российским признается или нет?

Содержание:

Источники международного права в России

Среди источников можно выделить следующие:

  • международный договор
  • международно-правовой обычай
  • акты м. конференций
  • решения и иные акты м. судов
  • внутреннее законодательство (для м. частного п.)

Договор

Если вести речь о м. договорах, то их применение становится возможным после ратификации российским парламентом. К ним относятся и соглашения, подписанные СССР. Среди таковых, к примеру, Гаагская конвенция 1961 г. об отмене легализации оф. документов, Венская конвенция о праве м. договоров и другие. К договорам относят также уставы м. организаций, пакты и др.

Обычай

Характерен отсутствием документального закрепления. Такой источник права является неформальным согласием государств поступать определённым образом. Обычай может иметь восполнительную функцию и применяться в случае отсутствия м. норм. Применяется преимущественно в м. деловом обороте. Пример такого обычая донёс до нас Президиум ВАС РФ в постановлении от 11.04.2011 г. Там речь идёт об иммунитете м. организаций от юрисдикции государств.

Акты конференций

Конференцией до определённого времени была ОБСЕ. Организацией этот международный институт стал впоследствии. Среди актов — Хельсинские соглашения, закрепившие, в т.ч., политические и территориальные итоги Второй мировой войны.

Решения международных судов

Решения международных судов, например, м. суда ООН или Европейского суда по правам человека порождают обязанности у РФ. Однако, позиции международных судов в 2020 году претерпели в России серьёзные изменения. С принятием ФКЗ от 09.11.2020 г. № 5-ФКЗ судебные акты м. судов сначала проходят «проверку» в Конституционном суде. Происходит это по запросу Президента, Правительства РФ и Верховного суда.

Если же м. суд создан или функционирует на основании м. договора, подписанного РФ, КС решает, а основано ли решение м. суда на м. договоре, подписанном Россией. В случае выявленного несоответствия какие-либо действия или акты, направленные на исполнение этого решения в РФ не принимаются. Указанное применительно в рамках м. публичного права.

Что касается м. частного права, то тут изменений нет. Решения, к примеру, международных коммерческих арбитражей «легализуются» арбитражами местными. Под легализацией следует понимать процедуру выдачи российским арбитражным судом исполнительного листа на принудительного исполнения.

Внутреннее законодательство

Помимо Конституции, международному частному праву посвящен целый раздел VI Гражданского кодекса. ГК РФ указывает на способы определения права, подлежащего применению. Конечно же, речь ведётся про правоотношения с участием иностранного элемента или иностранцев. Определяет ГК и другие многие другие нюансы. К примеру, раскрывает понятие «личного закона» физлица. Отрегулированы такие вопросы как:

  • наследование
  • неосновательное обогащение
  • ответственность за вред и другие

Здесь приведён наиболее общий список источников м.п., действующего на территории РФ.

Ещё по теме «Источники и формы международного права, реализующегося в России»:

  • Источники и формы российского права
  • Правовое государство: общая характеристика, основные элементы
  • Верховенство права и правовое государство
  • Правовой нигилизм — как влияет на общество и что с этим делать?
  • Право на аккаунт

Виды и характеристика источников международного права

Свое правовое отображение международное право находит в специально закрепленных формах, в которых выражены единые правила взаимодействия между субъектами-участниками.

К основным источникам относят:

  1. Международный договор – письменный (в редких случаях – устный) документ, закрепляющий соглашение государств относительно выполнения определенных действий или их прекращения.
  2. Международный обычай – правила, утвержденные путем длительной правовой практики после всеобщего признания их юридического значения.

Нередко к основным источникам относят и общие принципы права – правовые нормы, имеющие обобщенный характер и являющиеся частью правовых систем государств.

Под вспомогательными источниками принято рассматривать судебные решения или документацию организаций, научные труды правоведов.

В основном решение международных и арбитражных судов – это правовое подтверждение международного обычая. Основной юридической силой обладают решения Международного суда. Что касается межправительственных организаций, то решения будут считаться легитимными лишь в том случае, когда будут иметь законную силу. Теоретические выводы, выдвинутые ведущими мировыми юристами для уточнения правовых вопросов, играют немалую роль в развитии международного права. Ведь их доктрины – современный взгляд на устаревшую систему юриспруденции.

Обобщая, можно отметить, международное право – сложная правовая система, на которой базируются все межгосударственные отношения. Субъекты этих отношений не только создают нормы и источники МП, но и в дальнейшем обеспечивают полное соблюдение международно-правовой базы.

Право

  • Примеры готовых эссе по теме «Право»
  • 15 сложных планов по блоку «Право»
  • Базовые термины по праву, которые проверяют на экзамене
  • Система и отрасли российского права
  • Права, свободы и обязанности человека

Эссе по обществознанию

  • Топ-50 примеров эссе по темам (высказываниям)
  • Структура, план, шаблон для эссе
  • Аргументы для эссе по всем темам
  • Клише для эссе по любому высказыванию
  • Критерии оценивания эссе
  • Как писать эссе по обществознанию с нуля?

ЕГЭ по обществознанию

  • Открытый вариант ЕГЭ с ответами
  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами
  • 50 примеров сложных планов по блокам
  • Список нормативных правовых актов для ЕГЭ
  • Как подготовиться к ЕГЭ и не сойти с ума?
  • Помесячный план подготовки к экзамену
  • Как правильно решать задание с определением

ОГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами

Выбери ответ

Это важно

  • Расписание ЕГЭ 2021
  • Расписание ОГЭ 2021
  • Расписание ВПР 2021
  • Калькулятор среднего балла по оценкам
  • Калькулятор среднего балла успеваемости
  • Дата последнего звонка 2021
  • Дата выпускного 2021
  • Сколько осталось до начала каникул?

Приоритет национального права над международным – Мировой опыт

В первую очередь нужно понимать, что Российская Федерация не первая страна, которая закрепляет силу внутреннего законодательства, приоритет Конституции над международным правом. Действие международных договоров ограничивают во многих основных законах мира, например в Германии, Франции и других странах ЕС.

Приоритет национального права над международным в США

Наиболее выражен приоритет Конституции в Соединенных Штатах. Несмотря на то, что в законодательстве США нет чёткого закрепления приоритета внутреннего права над международным правом, судебная практика в Америке основана именно на федеральном законодательстве, а также законодательстве штата. Верховный суд США также ставит национальное право выше международного.

Вероятнее всего, именно на пример западных коллег и ориентировалось российское правительство при подготовке данного законопроекта.

Принципы российского права

За базовые принципы права в России можно принять положения Конституции РФ. Об этом высказался в своё время судья Конституционного суда А.Л. Кононов в особом мнении к Постановлению 1П от 27.01.2004 г. (к слову, первое из опубликованных на оф. сайте суда). Судья отметил, что общие принципы права, в т.ч., воплощённые в Конституции, обладают высшим авторитетом. Эти принципы являются мерой оценки правомерности всех НПА в России.

Ссылается на принципы права и Верховный суд. Так, в определении от 24.06.2009 г. по делу № 85-В09-5 ВС РФ упомянул принципы права о действии закона во времени. Один из нижестоящих судов этот принцип нарушил, распространив действие закона на прошлое время. Другой п.п., отмеченный ВС в Определении № 5-КГ14-121 от 02.12.2014 г. – принцип добросовестности. Он обязывает участников гражданского оборота вести себя добросовестно. К этому выводу приходит и один из исследователей – Вердиян Г.В. в своей монографии. Из приведённого видно, что принцип, несмотря на отсутствие чёткой формулировки в нормах может обязывать.

Что говорят о принципах права законотворцы? Депутаты, непосредственно участвующие в создании и развитии правовой системы РФ, также упоминают п.п. В частности, обсуждая новые гарантии Президента РФ, прекратившего свои полномочия, член КПРФ Обухов отметил следующее. Говоря о власти президента депутат назвал торжество п.п. противовесом всевластию. Ну а поскольку торжество чего-либо может обозначать, что это что-то взяло верх и находится на подъёме, то торжество п.п. может означать их главенствование.

Нужно, наверное, снова обратить внимание на действующие в РФ нормы. Так,. Часть их «разбросана» по Конституции, часть по НПА

Но без конкретных указаний вроде «вот то-то – это и есть принцип права». Существуют общие отсылки к соблюдению п.п., опять же, без конкретики. В законе г. Москвы от 13.02.2002 г., например, указано, что толкование Устава Москвы не должно противоречить общим п.п

Часть их «разбросана» по Конституции, часть по НПА. Но без конкретных указаний вроде «вот то-то – это и есть принцип права». Существуют общие отсылки к соблюдению п.п., опять же, без конкретики. В законе г. Москвы от 13.02.2002 г., например, указано, что толкование Устава Москвы не должно противоречить общим п.п.

В чем будет приоритет Конституции?

В этой связи корректнее говорить о том, что конституционные поправки лишь усилили акцент на необходимости соблюдения требований Конституции РФ, даже несмотря на то, что сохраняется приоритет международного права (но не всего международного права, а только той части его нормативно-правового содержания, подписанного и ратифицированного Россией, которое не противоречит российской Конституции).

В этой связи, представляются вполне обоснованными предложения Председателя Государственной Думы В.В. Володина проверить все подписанные со стороны Российской Федерации международные соглашения и договоры на предмет соответствия Конституции и проинформировать зарубежных подписантов о том, что в процессе их исполнения Россия будет строго придерживаться своей Конституции, при этом Конституционный Суд РФ может вынести решение об их неисполнении в случае несоответствия Конституции России.

При этом возникает вполне очевидный вопрос, имеющий для нашей страны важное международно-политическое значение: в каких случаях будет необходимо добиваться переподписания международных договоров в соответствии с требованиями российской Конституции, насколько это выгодно нашей стране, являющейся универсальным правопреемником СССР, а в каких случаях России будет необходимо выходить из или денонсировать противоречащие Конституции РФ международные договоры с ее участием. Для рядового гражданина вопросы соотношения российского и международного права в большинстве случаев не имеют принципиального значения, причем столкнувшись с какой-либо правовой коллизией, гражданин РФ будет рад тому, что требования Конституции РФ не могут быть нарушены в отношении него ни при каких международно-правовых обстоятельствах, а российское государство будет защищать его права всеми доступными способами

Для рядового гражданина вопросы соотношения российского и международного права в большинстве случаев не имеют принципиального значения, причем столкнувшись с какой-либо правовой коллизией, гражданин РФ будет рад тому, что требования Конституции РФ не могут быть нарушены в отношении него ни при каких международно-правовых обстоятельствах, а российское государство будет защищать его права всеми доступными способами.

Что это значит?

Этот закон означает, что наша страна буквально дистанцировалось от Страсбурга. Теперь ЕСПЧ (Европейский суд по правам человека) не может прямо влиять на нашу юриспруденцию.

Мнения по этому поводу разделились: одни радуются, считая, что закончилась «правовая оккупация» нашей страны, другие, наоборот, от этого закона в недоумении. И дело тут не в патриотизме. Фактически Госдума приняла абсолютно антиконституционный закон. В ней сказано, что если нормы международного права будут противоречить внутренним, российским, то именно международные считаются главными. Другими словами, приоритет международного права над российскими признается Конституцией РФ.

Функции принципов права

Когда заходит разговор о функциях чего-либо, чаще всего подразумевается что это что-то функционирует. Т.е., выполняет полезную работу, дающую некий конечный результат.

Исследователи выделяют ряд функций. Первая, выделяемая многими авторами – регулятивная функция. Суть её сводится к установлению пределов правового регулирования. Устанавливаются рамки либо непосредственно принципом (как это происходит в международном праве), либо совместно с нормами права (как в отечественном зак-ве). В.Н. Карташов в своём труде выделяет её подфункции:

  • информационная (информационная ёмкость, ясность и понятность для всех)
  • ориентационная (необходимость учитывать действующие нормы при принятии новых, их изменении, прекращении)

— мотивировочная (полное и всестороннее изложение обстоятельств, исследование доказательств, доводы и наличие ссылок на требования, которые содержат принципы права при принятии юридического решения)

правовосполнительная (восполнение пробелов в праве за счёт аналогии, восстановление нарушенного права)

Следующая функция носит наименование правоохранительная. Должна обеспечивать законность, правопорядок, охранять право от. Также содержит ряд подфункций, например:

  • превентивная (недопущение нарушения прав, свобод, законных интересов)
  • контрольная (выявление пробелов, противоречий, ошибки, дефекты в праве)

Коммуникативная функция призвана обеспечению одинаково верного понимания п.п. различными субъектами юридической практики. Это должно обеспечивать их эффективное взаимодействие и, соответственно, принятие справедливых решений.

Список этот можно продолжать довольно долго, он не является закрытым. По мере выявления той или иной полезной работы, совершаемой п.п. могут добавляться и названия функций. Этот процесс можно назвать постоянным, в связи с не прекращающимся изменением общественных правоотношений и появлением новых. Итак, на наш взгляд, функции принципов права — это те конечные (выходные) результаты их существования (работы), такого их воздействия на формирование, существование и изменение правовой системы, которые приводят к преобразованиям в различных аспектах общественных отношений. Кои являются всеобъемлющими, но дробимыми по тем или иным признакам.

Лаврусь С.Ю. Реализация принципов права в юридической практике: Диссертация, Самара, 2005.

Чернобель Г.Т. Техника формирования и закрепления правовых принципов, Москва, Юстицинформ, 2011

Воронов А.Ф. Принципы гражданского процесса: прошлое, настоящее, будущее, Москва, Городец, 2009

Вердиян Г.В. Добросовестность как общий принцип права: монография. — «ЮРКОМПАНИ», 2013 г.

Стенограмма обсуждения законопроекта № 296209-6: http://api.duma.gov.ru/api/transcript/296209-6

Жеребцов А.Н. Международное право: Учебное пособие. — 3-е изд., перераб. и доп.

Декларация принципов международного права: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles.shtml

Карташов В.Н. Принципы права: понятие, структуры, функции

Ещё по теме «Сущность и функции принципов национального и международного права»:

  • Правовое государство: общая характеристика, основные элементы
  • Верховенство права и правовое государство
  • Правовой нигилизм — как влияет на общество и что с этим делать?
  • Взаимосвязь международного и национального права
  • Согласие на обработку персональных данных — кода обязательно?

Сущность принципов права

Говоря о сущности, мы подразумеваем то, для чего то же право существует, его назначение, природа. Существует право для охраны и защиты интересов как человека, так и общества, а также его различных надстроек. Для функционирования общества, его устойчивого развития, невозможным без регулирования. Назначением права можно считать его способность создавать и/или изменять те или иные отношения, возникающие в том или ином обществе при различных обстоятельствах. Отношения между личностью и обществом можно взять при этом в любом их сочетании

А это довольно важно в современном обществе, имеющем разделение по множеству признаков

Сущность принципов права заключается в их, принципов, предназначении. В том, для чего эти принципы формируются и существуют. Исходя из приведённых понятий и примеров, предназначением п.п. можно считать

Коридор этот формируется из набора базы и определённых ограничений для прав и свобод человека и общества. Принципы формируют систему сдержек и противовесов в вопросах создания/изменения норм, закрепляющих права и устанавливающих обязанности. Система сдержек же, в свою очередь, направлена на создание максимально эффективного общества и его устойчивое развитие. Эффективность может выражаться в обеспечении, соблюдении и защите интересов превалирующей части общества.

Сущность п.п. также можно попробовать измыслить, объединив уже сформированные базовые принципы. Работа над обобщением принципов права и созданием единой системы в России ведётся, каждый автор пытается внести свой вклад в эту работу. Попробуем и мы. Поскольку п.п. являются наиболее общими векторами развития, то, по нашему мнению, сущностью п.п. является:

Изменение порядка подачи в ЕСПЧ жалобы против России

Однако стоит заметить, что наша страна не вышла из международной правовой системы. Официально Конституционный суд РФ поясняет, что все-таки приоритет международного права над российским признается, хоть и формально. Скорее всего, это относится к неполитическим делам, по которым все-таки будут отменять решения, если ЕСПЧ не согласится с нашим правосудием. Однако в любом случае теперь это оставляется на усмотрение Конституционного суда РФ.

Изменились и правила подачи жалобы в Страсбург. Ранее по гражданскому делу, например, достаточно было проиграть его во второй инстанции, и уже можно было подавать жалобу в международный суд. ЕСПЧ не считал кассационные и надзорные жалобы эффективной судебной защитой, так как они не имели права выносить новое решение. Теперь — могут, по новой реформе, что изменило порядок обращения в Страсбург. Сегодня нужно дойти до Верхового Суда РФ перед тем, как подать жалобу в Международный суд по правам человека.

Субъекты и объекты МП

Субъектами международного права считаются правосоздающие и правореализующие субъекты, которые наделены особыми возможностями и несут юридическую ответственность.

К первичным субъектам относят суверенные государства и национальные образования, борющиеся за самоопределение. К производным – международные организации, созданные правительствами государств.

Источником правосубъектности (возможности участвовать в правоотношениях) для производных субъектов является учредительная документация, принятая первичными субъектами. Они же являются изначально носителями международных прав и обязанностей.

Объектом международного права может стать все то, что выходит за рамки внутреннего воздействия государства и вмещается в определение «международное сотрудничество». Это интересы всей мировой общественности или одного суверенного участника МП.

Почему Европейский Суд важен для граждан РФ?

ЕСПЧ – механизм защиты прав человека, органично включенный в российскую систему права с 1998 г. Этот международный суд находится в Страсбурге и уполномочен рассматривать жалобы граждан и организаций на нарушение их прав. Решения Европейского Суда являются основанием для пересмотра приговоров и решений по гражданским делам национальных судов, если установлено, что при вынесении такого приговора или решения была нарушена Европейская конвенция. Порядок исполнения решений ЕСПЧ, подразумевающий отмену или изменение обжалованного в Европейский Суд судебного акта, не отличается от порядка исполнения постановлений Конституционного Суда РФ, которые также являются основанием для пересмотра судебных решений, и прямо предусмотрен в каждом процессуальном кодексе (п. 4 ч. 4 ст. 392 ГПК РФ, п. 4 ч. 3 ст. 311 АПК РФ, п. 4 ч. 1 ст. 350 КАС РФ, п. 2 ч. 4 ст. 413 УПК РФ).

Пострадавшим ЕСПЧ присуждает компенсации, которые выплачивает из своего бюджета государство, допустившее нарушение, – обычно от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч евро.

Но что наиболее важно – Европейский Суд влияет на совершенствование российского законодательства. Государственная Дума РФ ежегодно принимает несколько законов, основанных на его решениях, чтобы исключить нарушение прав человека, защищаемых Европейской конвенцией

Каждый год Министерство юстиции РФ представляет президенту доклад по мониторингу исполнения решений ЕСПЧ, в котором указывается, какие изменения в законодательство РФ были внесены на основании этих решений. С учетом собранных данных даются поручения, например:

  • проработать вопрос об обеспечении гарантий беспристрастности судов, рассматривающих дела об административных правонарушениях, путем включения стороны обвинения (представителя прокуратуры или других госорганов) в процессы с устными слушаниями в целях реализации Постановления ЕСПЧ от 20 сентября 2016 г. по делу «Карелин против России»;
  • проработать вопрос о закреплении в УПК РФ дополнительных гарантий для лиц, которые не достигли возраста уголовной ответственности и которых проверяют, задерживают и доставляют в правоохранительные органы в связи с сообщениями о совершении ими преступлений, в целях реализации Постановления ЕСПЧ от 23 марта 2016 г. по делу «Блохин против Российской Федерации»;
  • проработать вопрос о включении в УПК РФ норм о незамедлительном доставлении в суд задержанного лица, в отношении которого ранее было вынесено судебное постановление о заочном заключении под стражу, в целях реализации Постановления ЕСПЧ от 31 января 2017 г. по делу «Вахитов и другие против Российской Федерации».

Система международного права

Новейшая система МП представлена сложной взаимосвязью всех правовых компонентов, которые не противоречат сущности друг друга. Каждая составная часть упорядочивает особую область международных отношений:

  • общеустановленные принципы международного регулирования – ядро международно-правового механизма;
  • институты МП – совокупность правовых норм, имеющих отношение к одному объекту или утверждающих конкретный статус;
  • отрасли МП – единая мини-система юридических норм и институтов, которые объективно взаимосвязаны и специфичны для одной широкой области международного взаимодействия. Для отраслей характерно наличие устойчивых принципов регламентации и развитая кодификация.

Принципы МП

Результатом общественного взаимодействия стало появление единых основ международного права. В МП принципы несут общеобязательный характер и являются мерой законности в международно-правовой системе.

В соответствии с международными правовыми документами выделяют такие принципы:

  • суверенное равенство – каждое государство пользуется суверенными правами, тем самым подтверждая свое равенство на мировой арене. При этом участники правовых отношений обязуются не посягать на правосубъектность других государств;
  • территориальная целостность и нерушимость границ – юридически закрепленные границы государства не должны стать объектом территориальных притязаний других участников международных отношений;
  • мирное урегулирование международных конфликтов и споров – противоречия государств должны решаться путем мирных переговоров, привлечения международного посредничества или судебного разбирательства. Международные разногласия не должны являться угрозой для равновесия в мире;
  • неприменение силы и угрозы – воздержание участников от применения силы, направленной против независимости и целостности любого государства. Решение об использовании вооруженной агрессии возможно лишь в случаях, установленных уставом ООН (индивидуальная или коллективная самооборона);
  • невмешательство во внутренние дела суверенного государства – внутриполитическое устройство государства не должно подвергаться любому виду вмешательства (интервенция, политическое давление и др.);
  • мировое сотрудничество – для укрепления мирового равновесия и урегулирования проблем современности государства обязаны осуществлять международное сотрудничество. Основа данных обязательств – неукоснительное соблюдение нормативной базы международного права;
  • самоопределение и равноправие народов – самостоятельно принятые решения народа относительно своего направления развития должны найти поддержку среди других государств. Исключением будут действия, которые нанесут ущерб целостности территории суверенного государства;
  • уважение прав и свобод человека – является неотъемлемой частью государственной политики и не должно становиться объектом дискриминации;
  • сознательное выполнение международных обязательств.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector