С чего начать семейное обучение: 10 шагов к счастливой жизни без школы

Содержание:

Домашнее обучение

Надомные занятия организуются для детей, которые не могут посещать школу по состоянию здоровья. Педагоги занимаются с ними дома по общей или специальной адаптированной программе. Она составляется исходя из психофизического состояния ребенка и в соответствии с его интеллектуальными возможностями.

В процессе обучения ребенок должен освоить образовательные программы начального, основного и (по желанию) среднего образования. В учебный план включаются дисциплины:

  • Русский язык;
  • Литература;
  • Математика;
  • Биология;
  • Химия;
  • Физика;
  • География;
  • История;
  • Иностранный язык;
  • Совмещенный курс окружающего мира и ОБЖ.

Продолжительность уроков регулируется в зависимости от состояния здоровья и составляет от 25 минут до 1.5-2 часов в день. В соответствии с санитарными нормами недельная нагрузка составляет:

  • Не более 8 часов в начальной школе;
  • 10 часов для учеников 5-8 классов;
  • 11 часов в 9 классе;
  • 12 часов для старшеклассников.

Дети получают учебники, пособия, пользуются школьной библиотекой. Как и другие ученики, пишут контрольные работы, проходят тестирования, сдают экзамены. Надомное обучение может проводиться дистанционно в заочной форме. Но такой способ больше подходит старшеклассникам, способным самостоятельно организовать свое рабочее время.

Дистанционно могут обучаться дети с сохранным интеллектом, не имеющие медицинских противопоказаний к использованию монитора. За получение образования и аттестата отвечает образовательное учреждение.

Кто имеет право на домашнее обучение

На надомное образование в России имеют право дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалиды. Существует перечень болезней, при которых их переводят на индивидуальное обучение на дому. Он утвержден приказом Минздрава № 436н от 20.06.2016 г.

В него входят соматические (телесные) заболевания, психоневрологические (шизофрения, острые психозы, тяжелые неврозы), продолжительное восстановление после хирургических вмешательств или травм, нарушения поведения. Решение о необходимости надомного образования принимает психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). В своих рекомендациях она указывает степень ограничения способности ребенка к обучению.

Как перейти на надомное обучение

Узнать, как перевести ребенка на домашнее обучение можно в школе или департаменте образования. Что нужно сделать родителям:

  1. Обратиться к участковому педиатру за справкой, что ребенок нуждается в индивидуальном обучении на дому. Врач даст направление на ПМПК. На время реабилитации врач должен указать в справке период, в течение которого ребенок не сможет ходить в школу. Минимальный срок составляет один месяц, максимальный — один учебный год.
  2. Подать заявление о переходе на домашнее обучение директору школы и одновременно направить письменное уведомление об этом в районный или городской отдел образования.
  3. Обсудить с завучем индивидуальный план учебы, в который будут внесены обязательные предметы, установить количество учебных часов в неделю.

Родители первоклассника с ОВЗ должны обратиться в департамент (отдел) образования. Им дадут список школ, куда можно прикрепить ребенка. После получения необходимых справок директор школы издает соответствующий приказ. В нем указывается учебная программа и преподаватели, которые будут вести занятия. Родителям выдается журнал учета часов, освоенного материала и успеваемости ученика. В конце года по этому журналу выставляются итоговые оценки. В случае успешного освоения программы он переводится в следующий класс.

Особенности индивидуального обучения в России

Согласно положениям российского законодательства, дети, достигшие школьного возраста, получают право на получение среднего образования. Это может быть как традиционный подход, так и индивидуальное обучение в школе или дома. Чаще всего к такому варианту прибегают в ситуации, осложненной психическими или физическими заболеваниями у ребенка. Мало кто знает, что и совершенно здоровые дети без каких-либо особенностей имеют право претендовать на такую форму обучения.

На обучение по индивидуальному учебному плану школьники могут перейти по усмотрению родителей в разрешенных случаях.

Цели и задачи направления

Индивидуальное обучение – это отдельный вариант способа работы с ребенком школьного возраста. Его основной целью является предоставление шанса на получение образования детям, нуждающимся в особом подходе. Специфические приемы направления позволяют создавать подходящую схему учебы для каждого конкретного школьника. В результате он может освоить тот материал, который предусмотрен Федеральным государственным образовательным стандартом. Вопреки распространенному мнению, обучение по частному плану предусмотрено российской системой образования, поэтому при наличии оснований для его применения услуги предоставляются бесплатно.

Виды индивидуального обучения

Специфика индивидуального подхода к обучению такова, что вариантов работы с ребенком могут быть десятки – в этом и заключается смысл направления. Педагоги выделяют две схемы организации учебного процесса, на базе которых и строится подходящий частный вариант.

Основные виды индивидуального обучения:

  • без посещения школы (на дому) – ученик находится дома, где его посещают педагоги. Ему не нужно никуда ходить, он работает по собственному графику. Чаще всего схему применяют по отношению к детям с ограниченными возможностями;
  • с посещением школы – если ребенок может находиться в коллективе, а его физическая активность не ограничена в значительной степени, он может посещать учебное заведение. Такой вариант более удобен для педагогов, которым не приходится менять рабочий график.

Влияние научно-технического прогресса на способ получения образования

Благодаря развитию интернета и информационных технологий индивидуальная форма обучения в школе получила новые возможности. Во-первых, теперь дети могут получать и передавать нужную информацию с помощью компактных носителей. Во-вторых, у них появилась масса способов заняться самообразованием. Наконец, все активнее развиваются технологии, на основе которых разработано дистанционное обучение. Теперь учителям не обязательно посещать своих учеников, уроки можно вести удаленно. При необходимости даже промежуточное тестирование и другие формы проверки знаний можно осуществлять в электронном виде.

Законодательные нормативы

Индивидуальная программа обучения в школе может применяться на основании Закона об образовании. Это подкреплено еще рядом документов, в частности, письмами Министерства образования. Стоит учесть, что не все школы предоставляют услугу, в обязанности некоторых заведений это не входит. Наличие в учреждении такого сервиса должны быть прописано в Уставе организации. Там же перечисляются все правила и особенности оказания услуги, упоминаются группы детей, на которых рассчитано направление.

Специфика учебного процесса

Если ребенок посещает индивидуальные занятия в школе, расписание строится в зависимости от его возможностей. Дети, которые находятся на домашнем обучении, работают по определенному графику. Для ученика начальной школы количество часов, отводимых на работу с учителем, не должно превышать восьми в неделю. Для детей средних и старших классов показатель равняется десяти и двенадцати часам соответственно.

Получается, что находясь на индивидуальном обучении, школьники большую часть времени занимаются самостоятельно. Некоторые скептики воспринимают это как недостаток подхода, но на практике все иначе. Настроенные на результат дети привыкают к необходимости заниматься самообразованием. Многие из них быстро учатся пользоваться дополнительными источниками информации и базовыми пособиями. В результате они нередко осваивают программу быстрее и качественнее, чем их сверстники при традиционном подходе.

Как сдавать ЕГЭ и ОГЭ

Здоровые дети, получавшие образование по семейной форме или дистанционно, успешно освоившие учебную программу, допускаются к экзаменам и сдают их как все школьники:

  • Для допуска к выпускным экзаменом ученик должен успешно пройти все промежуточные аттестации;
  • В выпускных классах проводятся ОГЭ и ЕГЭ по двум обязательным предметам -русскому языку и математике, остальные — по выбору выпускника;
  • Для всех учащихся независимо от того, где и в какой форме они обучались, устанавливаются единые дни сдачи экзаменов.

Детям с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) предоставляются специальные условия сдачи ОГЭ и ЕГЭ. В зависимости от мобильности ребенка, он может сдавать выпускные экзамены в школе, дома или в медицинском учреждении. Испытание проводится в присутствии одного из родителей, а также медицинского работника. Время выполнения заданий для детей-инвалидов увеличивается на 1,5 часа. Если экзамен занимает более 4 часов, детей обеспечивают питанием.

ОГЭ и ЕГЭ вне школы проводится с выполнением минимальных требований:

  • Назначается руководитель пункта проведения экзаменов;
  • Присутствует один организатор и представитель ГЭК (Государственной экзаменационной комиссии);
  • Организуется видеонаблюдение. ГИА (государственная итоговая аттестация) для детей с ОВЗ проводится по единому графику для всех выпускников.

Дети-инвалиды на надомном обучении имеют право заменить ОГЭ и ЕГЭ на государственный выпускной экзамен (ГВЭ). Для этого родители заблаговременно подают заявление в школу. В нем указываются предметы, по которым ребенок будет сдавать экзамен.

ГВЭ сдается по двум обязательным предметам – русскому языку и математике. Дополнительных предметов может быть не более двух. Выпускник, сдавший госэкзамен, получает аттестат и вправе подать документы в ВУЗ. Однако его не зачислят по баллам, как ребят, сдавших ЕГЭ. Для таких абитуриентов ВУЗ организует вступительные испытания.

Домашнее обучение: достоинства и недостатки

Плюсы:

  • Родители сами составляют расписание занятий и подбирают методику обучения, исходя только из особенностей восприятия и даже предпочтений своих детей. Можно попрощаться с надоедливым будильником, принудительными выходами из дома в непогоду, вечным переутомлением и зависимостью от плана и настроения учителей.
  • У ребенка появляется время на хобби и на изучение редких предметов, на путешествия с семьей.

  • Вопреки заблуждениям, качество домашнего образования часто оказывается выше школьного: многие родители готовы объяснять материал столько раз и столькими способами, сколько нужно, и заинтересованы в результатах.

  • Если малышу некомфортно в коллективе, семейное обучение станет достойной альтернативой.

  • Семьи избавлены от лишних трат: можно не покупать школьную форму, не сдавать деньги на ремонт школы, организацию различных мероприятий.

Минусы

  • Обучение ребенка на дому – огромная ответственность, которую объективно «потянут» не все. В идеале один из родителей должен быть свободен от работы, чтобы уделять процессу достаточно внимания. Можно нанять репетиторов, но это недешево и бессмысленно: легче отдать ребенка в школу вместе со сверстниками.
  • Если ребенок не посещает кружки и секции, куда ходят его ровесники, у него могут не развиться коммуникативные навыки. Есть риск, что дети обидятся на родителей за то, что те лишили их насыщенной школьной жизни: смеха с друзьями на переменах, экскурсий с классом.

  • Существует вероятность, что тепличные условия сделают из ребенка избалованного эгоиста, не приспособленного к жизни.

  • Пробелы в домашнем образовании, если они допущены, вскроются во время учебы в вузе или среднем специальном учебном заведении.

Домашнее обучение. Законные основания

В современной России впервые образование было узаконено в 1992 году. Однако за прошедшие годы закон постоянно совершенствовался. Изменения вносились иногда дважды в год. Изменялась и сама система обучения. Более того, получив поколение школьников с “механическими знаниями” (ЕГЭ), государство обеспокоилось будущим общества и стало делать шаги по возврату лучшего из советской системы обучения, которой по праву гордились в СССР.

На момент написания данного материала в стране действует закон “Об образовании в Российской Федерации” № 273, принятый 29 декабря 2012 года. Изменения, произошедшие в сфере образования в последние полгода, предполагают изменения и в федеральном законе в ближайшем будущем.

Однако та часть, которая касается обучения ребенка на дому, вряд ли изменится, поскольку уже внесенные изменения поменяли суть этой формы обучения.

Важно. В текущей версии закона в главе V в статье 52 (пункт 4) дается расширение толкования обучения на дому

В настоящее время возможность обучаться на дому предоставляется не только детям инвалидам (как это было раньше), но в качестве аргумента принимается желание родителей.

Такая поправка прямо отвечает пожеланиям общества, о сомнениях которого в предыдущем абзаце.

В законе домашнее обучение получило обобщенное название семейное образование и указано, что обучать ребенка могут сами родители, можно приглашать преподавателей из школы или пользоваться услугами платных репетиторов.

Внимание. В том же 4-м пункте дается возможность ребенку, который был на домашнем обучении, при желании и при положительной аттестации, вернуться к стандартной (очной) форме обучения в общеобразовательной школе.

Это важное уточнение, поскольку переход на домашнее обучение не всегда может сопровождаться успехом

В ряде случаев и родители, и сами дети могут быть разочарованы таким переходом, а закон дает возможность вернуться к очному обучению. Такой возврат логичен, когда ребенок перешел на домашнее обучение в школе по состоянию здоровья, а после лечения имеет желание вернуться в школу

Это важное уточнение, поскольку переход на домашнее обучение не всегда может сопровождаться успехом. В ряде случаев и родители, и сами дети могут быть разочарованы таким переходом, а закон дает возможность вернуться к очному обучению

Такой возврат логичен, когда ребенок перешел на домашнее обучение в школе по состоянию здоровья, а после лечения имеет желание вернуться в школу.

Уровень знаний

В том или ином случае необходимо проверить уровень знаний через какие-либо контрольные мероприятия (экзамены, зачеты и так далее). Согласно ФГОС, надомное обучение выбивается из традиционной структуры, что существенно осложняет подгонку ребенка под определенный стандарт.

Каким образом проходят контрольные мероприятия в школе? Если ребенок не может справиться с поставленной задачей, то есть не аттестуется, то, несомненно, это накладывает отпечаток на его судьбу и судьбу учебного заведения в дальнейшем. Таким образом, школы никогда не будут заинтересованы в большом количестве неуспевающих учеников. Поэтому любая аттестация в первую очередь проводится для школы, а не для учеников. Разумеется, даже при наличии огромного количества неуспевающих учеников аттестация будет пройдена. В случае же надомного образования такой заинтересованности нет. Что, безусловно, повышает спрос с ребенка, отказавшегося от обучения в системе. На экзамене такому ребенку могут устроить допрос с пристрастием

Ведь то, что выделяется, то и привлекает внимание окружающих. Стоит только вспомнить эксперимент с обезьяной: перед ней ставят несколько кубиков и шар, и она выбирает, конечно же, шар, но, когда перед ней ставят только кубики, причем все, кроме одного (красного), желтые, она выбирает красный

В свете этих факторов аттестация надомников становится более жестким испытанием для детей. Однако благодаря этому знания обучающегося дома будут в разы превосходить знания обычного школьника. Кто-то может выступить против выборочного изучения предметов на дому, но разве в школе дети не выбирают любимые предметы, к которым у них больше способностей? Поэтому ничуть не уступает школьной программе домашнее обучение. Русский язык или математика будет в приоритете – это уже покажет время.

Семейное обучение

Количество детей, получающих семейное образование, с каждым годом становится больше. Многие родители считают, что такое домашнее обучение позволит раскрыть способности и творческий потенциал лучше, чем школа. Принимая решение о переходе на домашнее обучения без участия школы, они берут на себя ответственность за качество образования.

Что заставляет родителей выбирать домашнее обучение:

  • Ребенок сильно опережает своих сверстников в развитии, дома он сможет осваивать предметы по индивидуальному плану.
  • Родителям по роду деятельности приходится часто переезжать, а ребенку – менять школы.
  • Ребенок занимается профессиональным спортом, музыкой, живописью, другими видами искусства, что отнимает у него много времени. К тому же занятия могут не совпадать со школьным расписанием.
  • Религиозные или идеологические убеждения, не позволяющие родителям отдавать детей в школу;
  • Неразрешимые конфликты с одноклассниками и учителями.
  • Школьник может сам изъявить желание перевестись на домашнее обучение.

Семейное образование могут давать сами родители или нанимать для этого репетиторов. Форму выбирают с учетом мнения ребенка. Он может учиться очно-заочно или заочно. В Москве, например, работают центры домашнего обучения, работающие в удаленном режиме.

Программа составляется с соблюдением государственных образовательных стандартов. Количество часов по предметам и недельная нагрузка устанавливается родителями самостоятельно или по договоренности с преподавателями.

Достоинство семейного образования заключается в возможности уделить больше времени тем предметам, которые интересуют ребенка. Школа, где ученик числится экстерном, контролирует выполнение учебного плана.

Как перейти на семейное обучение

Если ребенок идет в первый класс, можно выбирать любую школу независимо от места жительства

Важно, чтобы в ее уставе было прописано положение о домашнем образовании и экстернате. Как перейти на семейное обучение:

  1. Подать заявление директору школы.
  2. Известить о переводе местный отдел образования.
  3. После издания директором школы приказа заключить договор.

В отличие от надомной формы, семейная не предусматривает бесплатных визитов педагогов на дом и согласования с методистами учебной программы. Она оставляется на усмотрение родителей.

Оформление документов

Перевод на семейное обучение оформляется следующими документами:

  • Заявлением на имя директора об отчислении ребенка из школы. Родители получают на руки личное дело со школьной медицинской картой, справками о результатах ежегодных итоговых контрольных работ и освоении учебных программ.
  • Заявлением в любую школу о прохождении промежуточных аттестаций и зачисления ребенка в качестве экстерна. В заявлении также можно просить о предоставлении возможности пользоваться школьной библиотекой и посещать лабораторные занятия по некоторым предметам.

В договоре о допуске к аттестациям и экзаменам устанавливается порядок посещения необходимых практических и лабораторных занятий, график консультаций, сдачи контрольных работ и экзаменов. По согласованию с педагогами вы можете заменить форму аттестации. Например, заменить контрольную работу рефератом. В договоре также прописываются права и обязанности школы, родителей и ученика.

К каким трудностям готовиться

По закону за образование детей в любом случает отвечают родители, а не школа. Но на практике традиционный способ обучения позволяет снять с себя часть ответственности. Ребенок может находиться в школе с утра до вечера: сначала на уроках, потом на продленке или факультативах; а родители только проверяют дневник и ходят на собрания. 

Переход на домашнее обучение потребует максимального включения – особенно в первый год, когда происходит адаптация к новым порядкам. Сами порядки тоже нужно будет вырабатывать самостоятельно. Готовых схем здесь нет, самый успешный чужой опыт придется адаптировать к своей ситуации. 

Сколько часов в неделю нужно заниматься математикой? А как учить английский, с репетитором или в языковой школе? Во сколько вставать, во сколько ложиться? Какие пособия купить, на какие каналы на YouTube подписаться? Добавьте к этому, что с маленьким ребенком кому-то из взрослых придется постоянно оставаться дома: папе-фрилансеру, маме в декретном отпуске с младшими, бабушке или няне. 

Одно из частых родительских опасений связано с тем, что без жесткого графика и строгих учителей ребенок расслабится и совсем не захочет учиться. Да, поначалу такое расслабление почти неизбежно (здесь мы не говорим о детях, которые учатся дома с самого начала). Родителям надо постараться не паниковать, а дать ребенку время отдохнуть и перестроиться. Родители и работающие с детьми на домашнем обучении специалисты называют этот процесс «расшколивание». Он может растянуться на месяцы, и это нормально.

Нежелание учиться может оказаться стойким. Тогда надо задуматься о причинах. Одна из них – страх неудачи, особенно если раньше ребенку уже внушили, что у него ничего не получится. Отбивают интерес и неправильно подобранные программы и методики: слишком простые или слишком сложные, не соответствующие возрастным или индивидуальным особенностям. А иногда родители, профессиональные педагоги, обнаруживают, что легче научить десять чужих детей, чем одного своего. Дело в том, что другим ты можешь объяснить одну и ту же тему десять раз подряд и сохранить спокойствие, а со своим теряешь терпение моментально.  

В запущенных случаях, когда предмет не дается с самого начала и к старшим классам мотивация у подростка на нуле, стоит проконсультироваться у психолога. Обратиться за помощью придется и в том случае, если причиной перехода на домашнее обучение стал серьезный конфликт с учителями или одноклассниками. Для ребенка, особенно маленького, это травмирующий опыт. С ним надо работать, иначе он напомнит о себе в будущем. 

До сих пор речь шла о практической стороне вопроса

Но едва ли не самое важное – смириться с тем, что ребенок может не оправдать ваших надежд. У него свой путь, и задача семьи – помочь его найти

Редкий родитель не запаникует, если ребенок откажется поступать в престижный вуз и пойдет учиться на повара или работать аниматором. Но иногда именно такое решение оказывается правильным. 

Наконец, не исключено, что в какой-то момент вы захотите вернуться в школу. В этом тоже нет ничего страшного – форму обучения можно поменять не один раз.  

Домашнее обучение в России до сих пор воспринимается как что-то исключительное и даже экстремальное. Большинство родителей о такой возможности ничего не знают, а те, кто хочет узнать, встречают сопротивление школьной администрации и чиновников. Семей, которые преодолели эти барьеры, чрезвычайно мало. Но они, как правило, готовы помочь другим и охотно делятся своим опытом – в соцсетях, на форумах и даже фестивалях. И этот опыт показывает, что домашнее обучение может быть хорошим выбором в самых разных жизненных ситуациях.  

Как перейти на домашнее обучение

Для того, чтобы перейти на домашнее обучение в России, требуется предоставить в департамент образования и в администрацию школы ряд документов. Их набор будет зависеть от того, по какой причине и на какой способ получения знаний переходит ребенок.

По состоянию здоровья

Школа домашнего обучения будет доступна для ребенка после предоставления документов, подтверждающих его статус.

В случае, если ученик не имеет возможности обучения по традиционной программе, родителями совместно с учителями подготавливается программа вспомогательного характера, где подробно описывается количество изучаемых предметов и часов, которые ребенок должен осилить в течение недели.

После предоставления справок и заявления общеобразовательное учреждение издает приказ по проведению аттестации ученика в течение года и предоставлению ему учителей.

Родители получают на руки журнал индивидуального обучения на дому, в котором преподавателями отмечаются пройденные темы и оценки ребенка. В конце года журнал необходимо сдать в администрацию школы.

Ученик, находящийся на домашнем обучении, получает льготы от государства; в среднем размер пособия составляет 500 руб.

На семейную форму обучения

Для того, чтобы оформить перевод на домашнюю форму обучения по собственному желанию, родители должны предоставить в департамент образования нормативные документы, позволяющие осуществлять обучение на дому.

Для рассмотрения просьбы о переводе ребенка формируется специальная комиссия, в которую входят представители общеобразовательного учреждения, департамента, родители либо законные представители и тренеры либо педагоги учащегося.

После принятия решения комиссии о необходимости перевода ребенка на обучение на дому издается приказ, где учащийся прикрепляется к отдельному учебному заведению, в котором будет проходить аттестация.

Можно сразу написать заявление с просьбой о переводе напрямую директору, но в этом случае ответ, скорое всего, будет отрицательным, т.к. администрация школ в редких случаях берет на себя подобную ответственность.

В школе, к которой прикрепляется ребенок, издается приказ, в котором прописываются обязательные для изучения программы, а так же сроки промежуточных и итоговых аттестаций.

Между родителями и образовательным учреждением составляется договор, в котором оговариваются обязанности сторон: роль в обучении ребенка школы и семьи, обязательное присутствие учащегося на отдельных практических и лабораторных работах.

В случае оформления семейного обучения, преподаватели из школы не обязаны посещать его дома, вся ответственность за успеваемость ребенка ложится на родителей.

Ребенок обязан посещать учебное заведение только в дни проведения итоговых и промежуточных аттестаций. В большинстве случаев для детей, проходящих надомное обучение, устанавливается отдельный график для сдачи экзаменов.

Дистанционное образование

Если по каким-либо причинам семья принимает решение о переводе ребенка на дистанционную форму обучения, нужно проинформировать об этом администрацию школы, в которой учится ребенок.

Лучше это сделать в частном порядке, лично посетив образовательное учреждение, но достаточным считается и написание заявления на имя директора с объяснением причин. После этого необходимо забрать личное дело учащегося. Следующим шагом законных родителей ученика станет звонок в Комитет по образованию и сообщение о желании перевода ребенка на дистанционную форму обучения.

После этого предстоит найти школу, обучающую детей через Интернет.

Пройдя дистанционное обучение за 10 и 11 класс, ребенок после сдачи экзаменов получает аттестат общего образца в учреждении, к которому он был прикреплен.

Принцип получения домашнего образования

Надомное обучение предназначено для детей, чье состояние здоровья делает затруднительным посещение школы.

Образование на дому для детей с ограниченными возможностями – единственный шанс приобрести аттестат и благополучно устроить свое будущее.

Надомное обучение должно соответствовать нормам ФГОС.

Выделяются две программы домашнего образования:

  • вспомогательная;
  • общая.

При прохождении программы общего образца, учащиеся получают те же знания, что и их сверстники, пишут такие же контрольные работы и получают такие же задания. Единственное отличие – продолжительность уроков: они могут быть как сокращенными (по 20 – 30 минут), так и продленными (до 1,5 часа), все будет зависеть от состояния обучающегося.

Надомное обучение детей с ОВЗ подразумевает строго установленное количество часов в неделю:

  • с 1 по 4 класс – 8 занятий в неделю;
  • с 5 по 8 классов – 10 занятий в неделю;
  • 9 класс – по 11 занятий в неделю;
  • с 10 по 11 класс – 12 занятий в неделю.

Стандарты ФГОС распространяются и на надомное обучение.

После окончания школы по общей программе учащемуся будет выдан аттестат общего образца без особых указаний.

Какова продолжительность уроков во вспомогательной школе, точно сказать нельзя, т.к. программа для каждого обучающегося разрабатывается индивидуально с учетом состояния здоровья. После обучения по вспомогательной программе ученик получает аттестат особого образца, где указывается программа, по которой он обучался.

Все требования для перевода обучающегося на домашнее образование прописаны в Постановлении Правительства РФ. Основные нюансы:

  1. Заключение комиссии медицинского учреждения служит основанием для перевода ребенка с инвалидностью на получение знаний на дому; учащемуся выдается справка для домашнего обучения. Перечень заболеваний, дающих право на данную привилегию, утверждается Министерством здравоохранения РФ.
  2. Обучением ребенка на дому занимается образовательное учреждение, находящееся в непосредственной близости к месту проживания ребенка.
  3. Ученикам с инвалидностью школа обязана предоставить все необходимые учебники, программы и методическую литературу, обеспечить промежуточные и итоговые аттестации, а по окончании обучения выдать аттестат зрелости.
  4. Родители обучающегося могут дополнительно приглашать преподавателей из иных учебных заведений, которые в последствии могут принимать участие в итоговой аттестации ребенка.
  5. В отдельных случаях разрешается проводить экзамен на дому.

Обучение на дому предполагает заявление родителей, образец которого находится на сайте образования РФ.

Плюсы надомного обучения

Образование на дому имеет следующие плюсы:

Изучение программы происходит в комфортной для ребенка обстановке

Это особенно важно для обучающихся, имеющих проблемы со здоровьем, т.к. в домашней атмосфере ничто не будет доставлять ребенку неудобств.
Исключается давление со стороны одноклассников и преподавателей

Также является важным психологическим аспектом, обучающемуся не придется испытывать смущение у доски и на переменах.
Снижается риск получения школьных травм.
Благодаря индивидуальному подходу программа лучше усваивается. За счет проведения урока в формате «с глазу на глаз» у ученика есть возможность задать все интересующие его вопросы.

Минусы надомного обучения

К минусам можно отнести:

  1. Отсутствие социализации. Возможно, что после прохождения обучения на дому в дальнейшем ребенок будет ощущать себя некомфортно в присутствии большого количества людей.
  2. Отсутствие жесткой дисциплины. Общественные модели поведения, прививаемые ученикам в школе, помогают развитию у обучающихся чувства ответственности и самоконтроля, которые играют важную роль в формировании личности.
  3. В будущем у учащегося возможны проблемы со взаимодействием в коллективе.
  4. Возможно развитие комплекса «белой вороны».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector