Переход на семейное образование по шагам — как оформить

Содержание:

К каким трудностям готовиться

По закону за образование детей в любом случает отвечают родители, а не школа. Но на практике традиционный способ обучения позволяет снять с себя часть ответственности. Ребенок может находиться в школе с утра до вечера: сначала на уроках, потом на продленке или факультативах; а родители только проверяют дневник и ходят на собрания. 

Переход на домашнее обучение потребует максимального включения – особенно в первый год, когда происходит адаптация к новым порядкам. Сами порядки тоже нужно будет вырабатывать самостоятельно. Готовых схем здесь нет, самый успешный чужой опыт придется адаптировать к своей ситуации. 

Сколько часов в неделю нужно заниматься математикой? А как учить английский, с репетитором или в языковой школе? Во сколько вставать, во сколько ложиться? Какие пособия купить, на какие каналы на YouTube подписаться? Добавьте к этому, что с маленьким ребенком кому-то из взрослых придется постоянно оставаться дома: папе-фрилансеру, маме в декретном отпуске с младшими, бабушке или няне. 

Одно из частых родительских опасений связано с тем, что без жесткого графика и строгих учителей ребенок расслабится и совсем не захочет учиться. Да, поначалу такое расслабление почти неизбежно (здесь мы не говорим о детях, которые учатся дома с самого начала). Родителям надо постараться не паниковать, а дать ребенку время отдохнуть и перестроиться. Родители и работающие с детьми на домашнем обучении специалисты называют этот процесс «расшколивание». Он может растянуться на месяцы, и это нормально.

Нежелание учиться может оказаться стойким. Тогда надо задуматься о причинах. Одна из них – страх неудачи, особенно если раньше ребенку уже внушили, что у него ничего не получится. Отбивают интерес и неправильно подобранные программы и методики: слишком простые или слишком сложные, не соответствующие возрастным или индивидуальным особенностям. А иногда родители, профессиональные педагоги, обнаруживают, что легче научить десять чужих детей, чем одного своего. Дело в том, что другим ты можешь объяснить одну и ту же тему десять раз подряд и сохранить спокойствие, а со своим теряешь терпение моментально.  

В запущенных случаях, когда предмет не дается с самого начала и к старшим классам мотивация у подростка на нуле, стоит проконсультироваться у психолога. Обратиться за помощью придется и в том случае, если причиной перехода на домашнее обучение стал серьезный конфликт с учителями или одноклассниками. Для ребенка, особенно маленького, это травмирующий опыт. С ним надо работать, иначе он напомнит о себе в будущем. 

До сих пор речь шла о практической стороне вопроса

Но едва ли не самое важное – смириться с тем, что ребенок может не оправдать ваших надежд. У него свой путь, и задача семьи – помочь его найти

Редкий родитель не запаникует, если ребенок откажется поступать в престижный вуз и пойдет учиться на повара или работать аниматором. Но иногда именно такое решение оказывается правильным. 

Наконец, не исключено, что в какой-то момент вы захотите вернуться в школу. В этом тоже нет ничего страшного – форму обучения можно поменять не один раз.  

Домашнее обучение в России до сих пор воспринимается как что-то исключительное и даже экстремальное. Большинство родителей о такой возможности ничего не знают, а те, кто хочет узнать, встречают сопротивление школьной администрации и чиновников. Семей, которые преодолели эти барьеры, чрезвычайно мало. Но они, как правило, готовы помочь другим и охотно делятся своим опытом – в соцсетях, на форумах и даже фестивалях. И этот опыт показывает, что домашнее обучение может быть хорошим выбором в самых разных жизненных ситуациях.  

Кому подходит

По данным исследования холдинга «Ромир» за 2020 год, 68% процентов россиян считают, что современное школьное образование хуже, чем то, которое получили их родители. Это одна из причин, по которой люди хотят, чтобы их дети учились дома. 

Вот кому подходит домашнее образование:

Одаренным детям. Если ребенок усваивает информацию быстрее, чем одноклассники, и ему скучно повторять всё несколько раз; 

Спортсменам и артистам. Детям, которые профессионально занимаются спортом или вокалом, приходится совмещать уроки с выездами на соревнования и гастроли. На семейном обучении подстраиваться нужно только под аттестации, но не чаще раза в четверть. В онлайн-школах уроки можно смотреть в записи. 

Интровертам. Такой ребенок может потеряться в классе из тридцати человек. На домашнем обучении можно обеспечить такой подход, который поможет ему освоить школьную программу в удобном темпе. 

Детям с инвалидностью. Если ребенок не может посещать школу, есть два варианта: либо к нему домой приходят учителя из той школы, к которой он прикреплен, либо, если родителям не нравится, как учат их ребенка, они могут обучать его сами, отдать в онлайн-школу или привлечь репетиторов. 

Путешественникам. Если семья живет за границей или часто переезжает, но хочет, чтобы дети учились по российской программе и получили местный аттестат, она выбирает семейное образование или онлайн-школы. 

Наконец, бывает, что ребенку некомфортно в школе из-за одноклассников или учителей.

По статистике, каждый третий ребенок в России сталкивается с травлей в школе. При этом дети не всегда рассказывают о булинге родителям.

Как бороться с травлей в школе — статья в Своих

Вне школы ребенку проще формировать круг общения и ему не придется подстраиваться под коллектив или дресс-код. Никто не заставит ребенка смывать макияж в раковине в школьном коридоре, доставать пирсинг, перекрашиваться из зеленого в «нормальный» цвет и не вызовет родителей к соцпедагогу из-за того, что ребенок смотрит аниме. 

В российской практике такое иногда происходит. Так, в 2019 году десятилетнего мальчика Прохора травили за прическу директор, завуч и учителя. Мальчик выбрил виски, а оставшуюся часть волос собрал в хвост — как у его любимого футболиста Златана Ибрагимовича. Школа предложила либо сменить прическу, либо забрать Прохора на семейное обучение. Родители мальчика выбрали обратиться в Следственный комитет. 

На домашнем обучении такие случаи исключены. А если ребенку не понравится заниматься дома, он в любой момент может вернуться в школу. 

Дети не хотят ходить в школу. Причины

История говорит о то, что во времена СССР вопрос об учебе в школе практически не ставился – всеобщее среднее образование предполагало, что каждый ребенок идет в школу, а родители не задумываются – “надо или не надо”. Конечно же, кое-где случались отступления от этого правила, но это были единичные случаи.

Современное общество породило некую возможность демократии в образовании, что, несомненно, сказалось на качестве обучения и на результатах выпускников. Причин, по которым дети не хотят ходить в школу, как минимум две группы. Первая группа исходит, как ни странно от самих родителей, а вторая – от детей.

Почему родители не хотят отдавать ребенка в школу

Конечно, часть родителей не то чтобы не хотят отдавать ребенка в школу, но сомневаются в этой необходимости. Назовем лишь те сомнения родителей, которые были выявлены в ходе исследований.

Вот что говорили родители:

  • есть сомнения в качестве и углубленности образования – школа это потеря времени; 
  • учебная программа дает большую нагрузку на учеников, что ухудшает физическое и психологическое состояние детей; 
  • сверстники не всегда положительно влияют на одноклассников, приобщая к курению, наркотикам, алкоголю, а также угнетая более слабых; 
  • часть родителей выступали за изменения учебного плана, вплоть до введения собственного плана; 
  • переполнение классов не позволяет учителю уделить больше внимания каждому ученику; 
  • проживание на большом расстоянии от школы вносит проблему доставки детей на занятия; 
  • часть родителей имели не очень положительный собственный опыт учебы в школе.

В каждой семье собственный взгляд на обучение в школе, поэтому к приведенным высказываниям кто-то может добавить свое видение.

Почему дети не хотят ходить в школу

Дети. Это отдельная история, но это наши дети и к их мнению стоит прислушаться. Не всегда их мнение будет верным – в этом случае им просто следует объяснить правильную точку зрения. Но бывает так, что детское тонкое, чувственное восприятие ситуации с трудом будет восприниматься взрослым человеком – в этом случае родителям стоит поставить себя на место ребенка и попытаться почувствовать то, о чем говорит ребенок.

Вот что думают и говорят дети:

  • Пришел ребенок в школу и столкнулся с тем, что в одном классе собрались разные дети и по уровню физического развития, и по интеллектуальному уровню, и по уровню этического развития. Естественно никакого индивидуального подхода нет. И весь расчет на среднестатистического ученика. Ребята с хорошими способностями (как говорят с высоким IQ) не развиваются, ленятся и постепенно опускаются до уровня середнячка. А слабенький ученик ощущает дискомфорт при вызове к доске – насмешки унизительны. 
  • Отношение к школе часто определяет первая учительница. В более старших классах учительница тоже может играть негативную роль, но именно первая закладывает базу в отношениях между учеником и школой. 
  • Сложность школьной программы иногда приводит в ужас, как родителей, так и учителей. Отсидев 5 — 7 уроков, школьник дома пытается выполнить домашние задания большого объема. Не все дети в состоянии справиться с таким объемом эмоциональной и физической нагрузки. Ослабленный организм дает сбои в виде всевозможных болезней. 
  • Дети инвалиды традиционно имеют право не посещать школу. Но есть дети с медицинскими отклонениями, которые не подпадают под определение инвалид. К сожалению, эти дети становятся школьниками на общих основаниях и вносят свой “вклад” в создание определенной атмосферы в классе.   К примеру, дети аутисты или дети с отставанием в умственном развитии, которые могут впасть в истерику по любому поводу на глазах у всех остальных школьников. Да, известно, что таких детей руководство школы старается разместить в самом слабом классе, но для остальных детей из таких классов такое соседство становится испытанием.

Осмысление всех этих причин нежелания посещения школы как раз и приводит к вопросу — домашнее обучение в школе, что это такое, насколько оно законно и как его организовать.

Внимание. Оказывается домашнее или семейное образование не является такой уж неизвестной формой обучения

Исследования, проведенные Национальным центром статистики в сфере образования, показали, что домашнее обучение в школе охватывает в разных странах от 5 до 10 процентов детей школьного возраста. И даже в России ежегодно фиксируется до 100 тысяч детей школьного возраста, которые получают образование в домашних условиях.

Домашнее обучение: достоинства и недостатки

Плюсы:

  • Родители сами составляют расписание занятий и подбирают методику обучения, исходя только из особенностей восприятия и даже предпочтений своих детей. Можно попрощаться с надоедливым будильником, принудительными выходами из дома в непогоду, вечным переутомлением и зависимостью от плана и настроения учителей.
  • У ребенка появляется время на хобби и на изучение редких предметов, на путешествия с семьей.

  • Вопреки заблуждениям, качество домашнего образования часто оказывается выше школьного: многие родители готовы объяснять материал столько раз и столькими способами, сколько нужно, и заинтересованы в результатах.

  • Если малышу некомфортно в коллективе, семейное обучение станет достойной альтернативой.

  • Семьи избавлены от лишних трат: можно не покупать школьную форму, не сдавать деньги на ремонт школы, организацию различных мероприятий.

Минусы

  • Обучение ребенка на дому – огромная ответственность, которую объективно «потянут» не все. В идеале один из родителей должен быть свободен от работы, чтобы уделять процессу достаточно внимания. Можно нанять репетиторов, но это недешево и бессмысленно: легче отдать ребенка в школу вместе со сверстниками.
  • Если ребенок не посещает кружки и секции, куда ходят его ровесники, у него могут не развиться коммуникативные навыки. Есть риск, что дети обидятся на родителей за то, что те лишили их насыщенной школьной жизни: смеха с друзьями на переменах, экскурсий с классом.

  • Существует вероятность, что тепличные условия сделают из ребенка избалованного эгоиста, не приспособленного к жизни.

  • Пробелы в домашнем образовании, если они допущены, вскроются во время учебы в вузе или среднем специальном учебном заведении.

Как перейти на домашнее обучение со всеми выгодами

Теперь рассмотрим, как перевести ребенка на домашнее обучение. Алгоритм действий практически всегда одинаковый, за исключением случаев, когда ребенок с ограниченными возможностями здоровья.

Для начала нужно определиться с конкретным видом надомного обучения, который подходит именно вашему ребенку. Если причина перевода заключается в его инвалидности, то нужно подготовить пакет документации, которая это подтвердит (ознакомиться с полным списком справок и показаний можно только в городском департаменте).

Если комиссия выносит положительный ответ, то родителям необходимо составить заявление на имя директора того учреждения, которое выбрано или адресовать его департаменту образования, ссылаясь на закон №274-ФЗ от 21 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» и приложить к нему подготовленные бумаги.

Подать заявление можно как лично, так и по почте. В первом случае предоставляется два экземпляра документа и на одном из них обязательно должна быть поставлена дата, месяц приема и печать учреждения.

Отдельно отметим, что это заявление не нуждается в одобрении, оно несет только ознакомительный характер. Подавать его нужно обязательно, чтобы школа или контролирующий ее орган не решил, что ребенок просто прогуливает учебу.

После этого придется поискать школьное учреждение, которое предусматривает надомное образование. А затем вместе с педагогами составить программу домашнего обучения (план, по которому будет обучаться ребенок вне стен школы). Директор отберет учителей, которые будут посещать ученика, а родители будут обязаны вести учет успеваемости.

Если у ребенка нет ограничений в медицинской области, которые бы мы мешали ему учиться в школе, как все остальные, то родителям достаточно самостоятельно прийти к решению перевода на домашнее обучение, а затем просто написать заявление на имя директора школы. В этом случае тоже будет собрана комиссия, на которую вызовут не только родителей, но и ученика для того, чтобы выяснить, как он сам относится к этой идее. Если по итогам заседания будет вынесено положительное решение, то ребенка прикрепят к этой школе и дальше он будет в нее приходить для выполнения аттестационных работ.

Обратите внимание! В случае с заключением договора с администрацией школы о семейном обучении, ребенок имеет право в любой момент начать ходить в школу ежедневно (обучаться очно). Если результаты аттестации не удовлетворят педагогов, то школа имеет право расторгнуть договор

Кому подходит обучение дома

На самом деле, это хороший вариант для самых разных категорий учащихся, а в некоторых случаях и единственно возможный. Вот несколько причин, которым руководствуются родители, забирая ребенка из учебного заведения на надомное обучение:

У семьи нет постоянного места жительства. Если мама с папой часто ездят в длительные командировки, живут за границей или по долгу службы переезжают с места на место, имеет смысл задуматься о заочном обучении. Частые перемены школ не очень хорошо сказываются на успеваемости и психологическом состоянии ребенка, да и уровень преподавания не везде одинаков.

Ученик регулярно в разъездах. Юные спортсмены, музыканты и актеры часто разрываются между поездками на сборы, соревнованиями, репетициями, гастролями и школой — и тогда что-то одно неизбежно страдает. Для таких детей дистанционное обучение может считаться лучшим выходом: оно позволяет разумно распределять время и не жертвовать ни образованием, ни будущей карьерой ребенка.

Ребенку нужен свой темп. Некоторым учащимся трудно поспевать за школьным темпом работы: им нужно больше времени на освоение знаний или в принципе иной подход к организации дня. В классе оценки таких детей могут страдать, а при индивидуальном обучении успеваемость выравнивается.

Это же касается и одаренных детей, которые способны за год освоить программу трех классов. Вундеркиндам очень скучно на школьных занятиях, а из-за скуки, как ни парадоксально, может страдать успеваемость и поведение.

Ребенку трудно влиться в коллектив. Школьные годы чудесны не для всех. Всегда есть ученики, которым сложно вписаться в детский коллектив: они сталкиваются с непониманием, одиночеством, насмешками, а иногда с бойкотом и травлей. Если ситуация не поддается контролю — дистанционные занятия будут более безопасным выходом.

Религия или идеологические убеждения семьи не дружат со школьными. Школьные порядки могут идти вразрез с убеждениями семьи. В случае совсем непримиримых противоречий имеет смысл учить детей на дому.

У ребенка есть особые показания по здоровью. Если слабое здоровье не позволяет ребенку регулярно ходить в школу — заочное или хотя бы очно-заочное обучение даст ему возможность получить качественное образование.

Как перейти на домашнее обучение

Для того, чтобы перейти на домашнее обучение в России, требуется предоставить в департамент образования и в администрацию школы ряд документов. Их набор будет зависеть от того, по какой причине и на какой способ получения знаний переходит ребенок.

По состоянию здоровья

Школа домашнего обучения будет доступна для ребенка после предоставления документов, подтверждающих его статус.

В случае, если ученик не имеет возможности обучения по традиционной программе, родителями совместно с учителями подготавливается программа вспомогательного характера, где подробно описывается количество изучаемых предметов и часов, которые ребенок должен осилить в течение недели.

После предоставления справок и заявления общеобразовательное учреждение издает приказ по проведению аттестации ученика в течение года и предоставлению ему учителей.

Родители получают на руки журнал индивидуального обучения на дому, в котором преподавателями отмечаются пройденные темы и оценки ребенка. В конце года журнал необходимо сдать в администрацию школы.

Ученик, находящийся на домашнем обучении, получает льготы от государства; в среднем размер пособия составляет 500 руб.

На семейную форму обучения

Для того, чтобы оформить перевод на домашнюю форму обучения по собственному желанию, родители должны предоставить в департамент образования нормативные документы, позволяющие осуществлять обучение на дому.

Для рассмотрения просьбы о переводе ребенка формируется специальная комиссия, в которую входят представители общеобразовательного учреждения, департамента, родители либо законные представители и тренеры либо педагоги учащегося.

После принятия решения комиссии о необходимости перевода ребенка на обучение на дому издается приказ, где учащийся прикрепляется к отдельному учебному заведению, в котором будет проходить аттестация.

Можно сразу написать заявление с просьбой о переводе напрямую директору, но в этом случае ответ, скорое всего, будет отрицательным, т.к. администрация школ в редких случаях берет на себя подобную ответственность.

В школе, к которой прикрепляется ребенок, издается приказ, в котором прописываются обязательные для изучения программы, а так же сроки промежуточных и итоговых аттестаций.

Между родителями и образовательным учреждением составляется договор, в котором оговариваются обязанности сторон: роль в обучении ребенка школы и семьи, обязательное присутствие учащегося на отдельных практических и лабораторных работах.

В случае оформления семейного обучения, преподаватели из школы не обязаны посещать его дома, вся ответственность за успеваемость ребенка ложится на родителей.

Ребенок обязан посещать учебное заведение только в дни проведения итоговых и промежуточных аттестаций. В большинстве случаев для детей, проходящих надомное обучение, устанавливается отдельный график для сдачи экзаменов.

Дистанционное образование

Если по каким-либо причинам семья принимает решение о переводе ребенка на дистанционную форму обучения, нужно проинформировать об этом администрацию школы, в которой учится ребенок.

Лучше это сделать в частном порядке, лично посетив образовательное учреждение, но достаточным считается и написание заявления на имя директора с объяснением причин. После этого необходимо забрать личное дело учащегося. Следующим шагом законных родителей ученика станет звонок в Комитет по образованию и сообщение о желании перевода ребенка на дистанционную форму обучения.

После этого предстоит найти школу, обучающую детей через Интернет.

Пройдя дистанционное обучение за 10 и 11 класс, ребенок после сдачи экзаменов получает аттестат общего образца в учреждении, к которому он был прикреплен.

Электронная гимназия АНПОО «МАНО»

Сайт: http://eschool.mano.pro/Телефон: 8 800 100 84 42, 8 (3812) 95-10-37Стоимость: от 500 рублей

Электронная гимназия АНПОО «МАНО» обучает школьников с 1 по 11 класс.

Создана с применением дистанционных образовательных технологий, порядок применения которых регламентирован Министерством просвещения РФ.

В гимназии представлены все предметы школьной программы, которые разработаны в соответствии с ФГОС. Учебные материалы (видеоуроки, конспекты, тесты, тренажёры) доступны в любое время. К каждому ученику гимназии обеспечивается индивидуальный подход.

Преимущества гимназии:

  • удобная организация процесса обучения,
  • отсутствие пространственного и временного ограничения в учебе,
  • доступность материала в любое время с любых электронных носителей,
  • возможность повторения урока неограниченное количество раз,
  • видео с объяснением учителя для каждого урока,
  • интерактивные тесты к каждому уроку,
  • возможность обучения в каникулы и во время карантина.

Обучаясь в гимназии, Вы сможете:

  • получить аттестат государственного образца;
  • подготовится к сдаче ВПР, ОГЭ, ЕГЭ;
  • подтянуть отдельные предметы, которые Вам необходимы.

Гимназия может заменить репетитора при повторении материала и поможет усвоить новые темы, если учеба дается нелегко или требует дополнительного объяснения.

В гимназию можно зачисляться для прохождения промежуточной аттестации как по всем предметам образовательной программы определенного класса, так и по отдельным предметам.

Вы можете самостоятельно выбрать удобное время и определить темп просмотра заданий, время выполнения которых не ограничено.

В создании уроков принимали участие лучшие преподаватели: кандидаты и доктора педагогических наук, высококвалифицированные специалисты, имеющие большой опыт профессиональной работы в области педагогики, психологии, менеджмента, инновационной деятельности.

В процессе обучения в гимназии учителя проверят выполненные задания, выставят оценку в электронный журнал и помогут разобрать ошибки.

Как перейти на домашнее обучение в школе. Рекомендации

   Итак, вы уже знаете домашнее обучение в школе, что это такое, какие есть варианты, как эти варианты соотносятся с законом, и вы после анализа ситуации приняли решение перевести ребенка на домашнее обучение. Рассмотрим один вариант – семейное образование. Однако основные принципы за исключением сбора медицинских документов при переходе именно на домашнее обучение, работают при переходе на любой из действующих вариантов.

Прежде всего, нужно найти школу, в которой принято положение об образовании в семье. Образец такого документа можно скачать для ознакомления здесь. Не факт, что ближайшая к вам школа поддерживает семейное образование. Лучшим вариантом будет обратиться в департамент образования вашего района, в котором доподлинно известны школы района, с которыми возможно заключить договор о семейном образовании.
 Затем вам следует:

  • собрать необходимые документы (список взять в департаменте образования);
  • написать заявление на имя директора школы о переводе на семейное обучение в свободной форме, но сошлитесь на закон № 273, принятый 29 декабря 2012 года “Об образовании в Российской Федерации”.

Заявление можно написать и в департамент образования, поскольку и комиссия по решению вопроса создается на базе департамента, да и директора школ не очень любят брать на себя ответственность.

Ваше заявление будет рассмотрено комиссией, которую соберет департамент образования. Родителей с ребенком могут пригласить на заседание комиссии. По итогам рассмотрения будет вынесено решение.

Внимание Если ваш ребенок уже учился в школе, и вы решили перевести его на семейное обучение, но в другую школу, вас могут попытаться заставить написать заявление об исключении из школы, которую вы оставляете. Нет юридических оснований для написания такого заявления

А вдруг вы передумаете и решите вернуть ребенка на очное обучение и оставляемая школа самая удобная для вашего ребенка.

Если решение комиссии положительное, необходимо составить договор о семейном образовании с администрацией школы (образец скачайте здесь). Все действия желательно выполнить в летнее время до начала нового учебного года.

Важно Следует иметь в виду, что администрация школы имеет право расторгнуть подписанный договор в случае плохих результатов аттестации.

Возможность расторжения договора должна стимулировать родителей выполнять взятые на себя обязательства по образованию ребенка.

К сведениюПри переходе на семейное образование “Положением о получении образования в семье” предполагается финансовая помощь (чаще всего это 500 рублей в месяц – стоит узнать в департаменте образования, поскольку сумма в регионах разная) и бесплатное обеспечение учебниками из школьной библиотеки.

Материальный вопрос

Государство гарантирует всем школьникам бесплатное образование. В реальности же школьное образование нельзя назвать полностью бесплатным, поскольку родителям приходится платить за пользование учебниками и питание в столовой, сдавать деньги в фонды школы/класса и на подарки учителям по праздникам. Однако по сравнению с затратами, которые понадобятся при домашнем обучении, школьное образование действительно можно называть бесплатным. При домашнем обучении родителям придется покупать все учебники (именно покупать, а не оплачивать пользование) и оплачивать услуги репетиторов и гувернеров, стоимость которых очень сложно назвать дешевыми.

Ребенок на домашнем обучении. Что это значит?

Школьные учителя к «семейникам» домой не приходят, то есть весь образовательный процесс берут на себя родители. В идеале занятия должны проходить каждый день или хотя бы раз в пару дней по графику, иначе ребенок просто не успеет освоить школьную программу к выпускным экзаменам. А выдержать их придется: ГИА и ЕГЭ едины для всех.

Чтобы ребенок сдал экзамены и получил аттестат, его в любом случае нужно будет прикрепить к школе. Теоретически это можно сделать в девятом классе – директор по просьбе родителей зачислит ученика на период прохождения аттестации. Для получения допуска к ГИА придется сдать еще и предварительную промежуточную аттестацию. Но чаще родители договариваются о более регулярном проведении экзаменов: например, после каждого года учебы.

Необязательно прикреплять ребенка к ближайшей школе – можно договориться даже с иногородним образовательным учреждением, которое примет экзамены в режиме онлайн. Выбранный родителями центр аттестации может назначить и график обязательных контрольных работ.

Успешно сдав экзамены, подросток получит аттестат учреждения, к которому прикреплен.

«Хоумскулер растёт исключительно в доброжелательной среде. И это минус»

Надежда Самсоненко 40 лет проработала учителем начальных классов. Опытный педагог согласна с родителями, которые недовольны нынешней программой образования.

«Если семья достаточно обеспеченная, самодостаточная, родители грамотные, то домашнее образование – это хорошо. Среда и семья сильно влияют на образованность детей», – считает Надежда Васильевна.

Сказать однозначно, хорош хоумскулинг или нет, психологи не берутся. Говорят, на навыках общения, социализации ребёнка домашнее образование негативно не скажется.

Тренер международного уровня из Краснодара Марина Тольцман работает с родителями и детьми, отказавшимися от классической школы. По её словам, как в любом нововведении у хоумскулинга есть свои плюсы и минусы.

«Плюс в том, что дети находятся в более комфортных условиях при обучении. Если они чего-то не понимают, есть возможность задержаться на этой теме, нет резкого переключения с одного предмета на другой. Информация, которую предоставляли учителя 10-15 лет назад, уже не такая важная и ценная. Понятно, что некоторые ученики чувствуют скуку в школе. Они ведь могут получать информацию, не только сидя за партой», – говорит Марина Тольцман.

К минусам она относит то, что в школе ребёнок учится скорости переключения, взаимодействия с разными людьми, которые относятся к нему как доброжелательно, так и не очень. Другими словами, он видит мир со всех сторон. Школьник наблюдает за собой, за реакцией других, за взаимодействием взрослых между собой.

Хоусмкулеры же занимаются в той среде, которую подбирают индивидуально. Там все доброжелательны. Но нельзя забывать, что во взрослой жизни не всегда будут комфортные условия, к чему ребёнок может оказаться не готовым.

Эксперты считают, что к развитию хоумскулинга нельзя относиться негативно. Новое явление может дать толчок к пересмотру классической системы преподавания и к методикам, чтобы получение знаний сделать интересным и более эффективным для детей.

Дистанционное обучение

Приобретение знаний таким образом широко распространено во многих странах, т.к. получить среднее и высшее образование можно посредством компьютера и Интернета даже не выходя и дома.

Основа дистанционного обучения – самостоятельная и интенсивная работа обучающегося. Для каждого ученика составляется расписание индивидуального получения знаний на дому.

Процесс получения знаний строго контролируется, ребенку предоставляются все необходимые материалы, при возникновении вопросов всегда можно связаться с преподавателем.

В РФ дистанционное обучение в школе детей-инвалидов носит экспериментальный характер. Это связано с несколькими причинами:

  1. Учебным заведением должна быть пройдена государственная аккредитация, подтверждающая право на предоставление услуг дистанционного образования.
  2. Сегодня не разработаны единые программы, реализующие процесс обучения на расстоянии, не подготовлена необходимая литература.
  3. В большинстве школ отсутствуют необходимые технические ресурсы для реализации данного проекта.

Получить высшее и среднее-специальное образование дистанционным путем гораздо проще, т.к. практически все крупнейшие учебные заведения поддерживают данную форму обучения.

Плюсы дистанционного обучения

  1. Возможность приобретения знаний в удобное для себя время. Студенты самостоятельно строят свой график обучения.
  2. Возможность получать новые знания в собственном темпе. Каждый учащийся самостоятельно планирует, сколько времени изучать тот или иной предмет в зависимости от собственных возможностей.
  3. Возможность обучения в любом месте. Получать новые знания можно из любой точки мира, имея лишь выход в Интернет.
  4. Возможность обучаться без отрыва от работы. Можно повышать свою трудовую квалификацию или получать дополнительное образование совместно с основной деятельностью, не уходя в отпуск на сессию.
  5. Высокие результативные показатели. Т.к. абитуриент напрямую заинтересован в получении качественного образования, отношение к процессу обучения становится более ответственным.
  6. Наличие учебных пособий. После регистрации студента на сайте учебного заведения ему автоматически открывается доступ ко всей необходимой литературе.
  7. Спокойная обстановка. Преподаватели проводят промежуточную аттестацию учащихся в форме тестов, соответственно никаких волнительных встреч на экзаменах не происходит.
  8. Оперативность. Получить консультацию от преподавателя можно в течение короткого промежутка времени, просто написав ему на электронную почту, – назначать время для личной встречи совсем не обязательно.
  9. Выгодные цены. Дистанционная форма образования обходится студентам дешевле, т.к. не приходится тратить деньги на проезд и проживание.
  10. Индивидуальный подход. Обучая одновременно большую группу студентов, преподавателям сложно подстроиться под темп каждого, в случае с дистанционной формой обучения учащийся сам задает темп.

Минусы дистанционного обучения

  1. Строгий самоконтроль. Самостоятельное обучение требует большой дисциплины и для того, чтобы получить положительные результаты и не бросить учебу, необходимо держать себя в руках и развивать силу воли.
  2. Отсутствие живого общения. Данный факт может отрицательно сказаться на развитии коммуникабельности обучающегося.
  3. Недостаток получения практических знаний. Дистанционно обеспечить получение практических навыков, например, учителям или медикам, затруднительно, в связи с чем в дальнейшей деятельности могут возникнуть проблемы.
  4. Идентификация пользователя. При выполнении контрольных работ проследить за тем, что сделал студент, невозможно.

Поэтому на итоговую аттестацию студентам приходится лично приезжать в ВУЗ или его филиалы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector