Федеральный закон о защите конкуренции

Содержание:

16.3. Понятие и формы недобросовестной конкуренции на товарных рынках

Под недобросовестной
конкуренцией
понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы
лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении
предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям
делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и
причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам —
конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации
(ст. 4
Федерального закона «О защите конкуренции»).

Признаки недобросовестной
конкуренции:

—  недобросовестная
конкуренция, в отличие от монополистической деятельности, может осуществляться
только активными действиями, возможность пассивного поведения в виде
бездействия не предусмотрена;

—  данные
действия будут рассматриваться как правонарушения, если они противоречат не
только положениям действующего законодательства, но и обычаям делового оборота,
требованиям добропорядочности, разумности, справедливости;

—  субъектами
недобросовестной конкуренции могут быть лишь хозяйствующие субъекты, то есть
российские и иностранные организации, занимающиеся предпринимательской
деятельностью, а также индивидуальные предприниматели;

—  целью
активных действий субъектов недобросовестной конкуренции является приобретение
преимуществ в предпринимательской деятельности;

—  в
результате действий конкурентам могут быть причинены убытки или нанесен ущерб
их деловой репутации. Достаточно лишь потенциальной угрозы причинения убытков
или нанесения ущерба деловой репутации для квалификации данного правонарушения
как недобросовестной конкуренции.

Запрет на недобросовестную
конкуренцию и ее формы закреплены в ст. 14 Федерального закона «О защите
конкуренции». К числу таких форм, в частности, относятся:

—  распространение
ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки
хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

—  введение
в заблуждение в отношении характера, способа и места производства,
потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его
производителей;

—  некорректное
сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с
товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

—  продажа,
обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались
результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства
индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ,
услуг;

—  незаконное
получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую,
служебную или иную охраняемую законом тайну.

Не допускается также
недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного
права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации
продукции, работ или услуг.

Предыдущая

Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).

Похожие материалы:Понятие и факторы экономического ростаПонятие и участники исполнительного производства (Батычко В.Т., 2008)Понятие и типы безработицыПонятие и формы финансового контроляПонятие и характеристика нематериальных активов — Юркова Т.И. и др., 2006Понятие и характеристика общих условий предварительного расследования

Как подать жалобу в ФАС на недобросовестную конкуренцию

В тех случаях, когда против вашей организации явно ведется незаконная конкурентная борьба, следует отправить жалобу в Федеральную антимонопольную службу.

Заявление в ФАС должно быть составлено корректно. В нём указывается:

  • причина, по которой подается жалоба;
  • все данные об организации, преступившей (с вашей точки зрения) закон;
  • перечень нормативных актов и их пунктов, которые были нарушены;
  • данные заявителя.

Жалоба пишется на имя руководителя подразделения ФАС, к ней прилагаются подтверждающие нарушение документы. Все явные признаки недобросовестной деятельности фиксируются в заявлении, чтобы была представлена достоверная и максимально полная картина. Жалоба заверяется подписью начальника и печатью организации.

В срок до 30 дней с момента подачи заявления должен поступить ответ, но бывает, что время рассмотрения жалобы продляется антимонопольной службой в большую сторону, до 60 дней.

Документ нужно составлять внимательно. Случается, что в заявлении может не хватать фактов, доказательств нечестной борьбы или оно неправильно составлено. Тогда сотрудники Федеральной антимонопольной службы помогут исправить недочеты, и вы повторите попытку. Но в ряде случаев есть шанс получить отказ в удовлетворении жалобы.

  • В тексте заявления имеются ругательства, а также ошибки грамматики, пунктуации.
  • Не указан заявитель, то есть жалоба анонимна.
  • Человек уже направлял в ФАС жалобу по этому же делу.
  • Решение проблемы повлечет за собой нарушение государственной тайны.

Чтобы заявление рассмотрели и запустили в дело, в жалобе должны быть раскрыты все требуемые детали.

ФЗ о защите конкуренции: структура и основные положения

Несмотря на свой, казалось бы, небольшой объем (10 глав с 54 статьями), закон № 135-ФЗ затрагивает практически все сферы, в которых в той или иной степени участвуют экономические субъекты.

Условно ФЗ о конкуренции можно разделить на 2 части: в первой содержатся основные понятия, правила и запреты, во второй описывается деятельность антимонопольного органа.

В законе о защите конкуренции даются определения основным терминам, таким как «товар», «финансовый рынок», «конкуренция», «монопольно высокая/низкая цена» и т. п.

Так, под товаром понимается объект гражданских прав, предназначенный для введения в оборот путем продажи или иным способом. Товаром могут быть не только вещи, но и интеллектуальная собственность, имущественные права.

Конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, когда самостоятельные их действия не позволяют ни одному из них занять доминирующее положение на рынке.

Термины «разумность», «добропорядочность» и др. в законе № 135-ФЗ не определены. Отсюда может возникнуть сложность в их правоприменении. Ответы на вопросы, что это такое и как отличать их от других понятий, следует искать в судебной практике.

Обратите внимание! В законе № 135-ФЗ содержится несколько десятков императивных норм, запрещающих хозяйствующим субъектам совершать определенные действия. Например, ст

11 запрещает участникам рынка заключать между собой соглашения, которые могут привести к ограничению конкуренции. В статье подробно перечисляются действия, которые будут считаться таким соглашением

Например, ст. 11 запрещает участникам рынка заключать между собой соглашения, которые могут привести к ограничению конкуренции. В статье подробно перечисляются действия, которые будут считаться таким соглашением.

Закон № 135-ФЗ регламентирует порядок предоставления государственной преференции и выдвигает ряд требований к проведению торгов, запросу котировок и предложений.

Вторая условная часть закона № 135-ФЗ касается деятельности антимонопольной службы. Перечисляются ее функции, полномочия, сделки, подлежащие контролю. Указывается порядок рассмотрения дел о нарушении ФАС антимонопольного законодательства.

Таким образом, закон № 135-ФЗ о защите конкуренции содержит материальные и процессуальные нормы права.

Структура закона о защите конкуренции и сфера его применения

Если говорить кратко, то закон имеет структуру, состоящую из 10 глав.

Статья 11

В Российской Федерации не допускается заключение соглашений, между лицами, осуществляющими экономическую деятельность на одном рынке продажи, приобретения товаров, целями которых является:

Хотелось бы обратить отдельное внимание, что в соответствии с комментариями, данными к этой статье, для раскрытия понятия соглашения, не допускается использовать нормы гражданского законодательства. В данном контексте, соглашением признается определенная договоренность между несколькими субъектами, занимающимися экономической деятельностью

В данном контексте, соглашением признается определенная договоренность между несколькими субъектами, занимающимися экономической деятельностью.

Статья 14 ФЗ о защите конкуренции

В настоящий момент ст. 14 юридической силой не обладает.

До 2015 года, статья закрепляла перечень видов недобросовестной конкуренции. Посредством этой статьи, устанавливался строгий запрет на осуществление такого вида конкуренции.

В октябре 2015 года, статья утратила свое действие.

Статья 15 ФЗ 135

Действующая редакция закона, запрещает органам власти, в том числе организациям, которые осуществляют деятельность, связанную с предоставлением муниципальных или государственных услуг, в том числе Центральному Банку РФ, утверждать акты или осуществлять действия, направленные на недопущение, ограничение, устранение конкуренции, за исключением случаев, которые обозначены в законе.

Не допускаются действия, связанные с:

Статья 16

Не допускается заключение соглашений органами федерального значения, органами местного самоуправления и иными организациями, которые связаны с:

Статья 17.1 закона о защите конкуренции

Ст. 17.1 устанавливает правила передачи имущества, принадлежащего государству или муниципалитетам. Имущество передается на основании:

Статья 18.1 закона о защите конкуренции

Закрепляет правила рассмотрения антимонопольным органом, жалобы, поводом для написания которых, является нарушение антимонопольного законодательства.

Статьей определен перечень информации, который обязательно указывается при составлении жалобы:

Подать заинтересованное лицо жалобу вправе лично, посредством факса или почтовым отправлением.

Статья 28 ФЗ о защите конкуренции

Закрепляет необходимость получения согласия антимонопольного органа на сделки, в случае, когда одним из участников такой сделки является субъект экономической деятельности:

Статья 44

Статья под номером 44 регулирует процедуру рассмотрения заявлений или материалов в связи с нарушением антимонопольного законодательства.

Подача заявления осуществляется в уполномоченный орган.

Для рассмотрения, в заявлении указывается:

В процессе рассмотрения, государственный орган, устанавливает следующие факты:

Все о защите конкуренции

Федеральный закон №135-ФЗ «О защите конкуренции», как ясно из его названия, защищает конкуренцию. Он призван исключать или ограничивать возможность воздействия каждого субъекта хозяйствования на рыночное обращение товаров или услуг. Следовательно, существует потенциальная угроза со стороны неких сил, стремящихся злонамеренными действиями установить для себя привилегии, обеспечивающие доминирование в хозяйственно-экономическом пространстве РФ.

Совокупность нормативных актов, направленных на поддержку условий здорового соревнования участников внутреннего рынка составляет антимонопольное законодательство, частью которого является ФЗ 135. Кроме него защитную по отношению к конкуренции функцию несут:

  • Конституция Российской Федерации, являющаяся основой всех остальных актов. Согласно статье 8, в РФ провозглашена свободная рыночная экономика, в ст. 34 (п. 2) содержится запрет на деятельность, ведущуюся в целях монополизации. Статьей 73 утверждено единое пространство для экономической деятельности во всём государстве, названное необходимым условием здоровой конкуренции;
  • Международные акты, ратифицированные РФ: Антимонопольное соглашение стран СНГ от 12.03.1993, Соглашение от 25.01.2000 и Договор о согласовании антимонопольной политики;
  • Гражданский кодекс РФ. В статьях 1033 и 10 содержится запрет использования гражданских прав в цели подрыва конкуренции и злоупотребления рыночным доминированием;
  • Деятельность естественных монополий регулируется на основе ФЗ от № 147-ФЗ от 17.08.1995;
  • Закон «О недрах» – статья 17;
  • Закон «О банках» – статья 32;
  • Закон № 60-ФЗ от 13.12.1993 «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» – статья 5;
  • Закон «О связи» – статьи 15, 17 и 20.
  • Другие нормативные акты Российской Федерации и постановления Правительства РФ, нормативные распоряжения местных и федеральных антимонопольных органов.

Основные методы антимонопольного госрегулирования:

  • Контроль со стороны государства создания, реорганизации, ликвидации коммерческих структур, а также соблюдения законодательства во время приобретения пакетов акций;
  • В случае надобности государство может прибегнуть к принудительному разделению (выделению) предпринимательских структур;
  • Административное влияние на цены (установление предельных величин или коэффициентов, норм рентабельности).

Федеральная антимонопольная служба

Как было сказано выше, за ведение недобросовестной конкуренции предусмотрена ответственность – уголовная либо административная.

Следит за этим процессом Федеральная антимонопольная служба, которая имеет свои подразделения на каждой территории. Федеральная антимонопольная служба рассматривает все жалобы, связанные с действиями недобросовестных конкурентов. Именно ФАС занимается рассмотрением и принятием решения о мере пресечения по каждому отдельному случаю, самостоятельно выносит постановления, выдает предписания и так далее.

Если отдельный случай не подходит под нормы уголовного законодательства, то применяются нормы Административного кодекса.

В соответствии с законодательством, за недобросовестную конкуренцию может быть наложен только штраф. Существует срок давности по такой конкуренции 1 год. Стоить помнить о том, что действия по недобросовестной конкуренции повторяются, в основном, циклично, поэтому срок давности необходимо исчислять исходя из последнего случая. По истечению этого невозможно будет привлечь конкурента к какой-либо ответственности.

В ФАС утвержден порядок рассмотрения поступивших жалоб о каких-либо фактах нарушения закона.

  1. Изначально все материалы проверок направляются специальной комиссии.
  2. Данная комиссия выслушивает доводы каждой стороны данного дела, анализирует все документы и принимает решение.

Такое решение возможно обжаловать в судебном порядке. В особенности, правом обратиться в суд прибегают недобросовестные конкуренты, которым выдается предписание на устранение всех нарушений законодательства, так как при подаче заявления в судебные органы, выполнение данного предписания приостанавливается на все время рассмотрения дела судом.

Так же и само предписание можно обжаловать в судебном порядке. Но и здесь существуют определенные сроки. Недобросовестный конкурент может обратиться в судебные органы не позднее трех месяцев со дня вынесения ему предписания.

Если имеется необходимость, федеральная антимонопольная служба проводит дополнительные проверки по данному факту, выписывает протокол и постановление о выявленных нарушениях и назначает штрафные санкции. В период десяти дней такое постановление подлежит обжалованию в судебных органах.

Если же причиненный вред конкуренту составляет более 5 миллионов рублей, тогда недобросовестному конкуренту грозит уголовное наказание. Тогда к Федеральной антимонопольной службе подключаются специализированные структуры полиции.

Правовая защита

Основным государственным органом, который призван в России бороться с незаконной конкуренцией, является ФАС (Антимонопольная служба). Ее отделения находятся по всей территории страны. При обнаружении признаков, указывающих на недобросовестную конкуренцию необходимо обратиться в службу с заявлением. Сделать это можно и при непосредственном визите, и через интернет на ее официальном сайте или с помощью портала Госуслуг.

Кроме того в ряде случаев следует обращаться в отделения МВД РФ, особенно если дело касается насильственных действий.

Законодательная база

Читайте: Нарушение закона о конкуренции Основным законом, в котором закреплено право на осуществление предпринимательской деятельности и недопустимость монополизации и недобросовестной конкуренции в стране, является Конституция РФ (ст. 34).

Главные положения, которые дают определение недобросовестной конкуренции, ее основные характеристики и способы проявления, зафиксированы в ФЗ № 135.

Меры ответственности и способы наказания за претворение в жизнь каких-либо методов недобросовестной конкуренции описаны в Административном и Уголовном Кодексе.

Также ряд вопросов, связанных с упомянутой темой, находят свое отражение в Законе о защите прав потребителей.

КоАП РФ

Правонарушения, связанные с незаконной конкуренцией разбираются в ст. 14.33 КоАП РФ. Согласно документу административная ответственность предусматривается для физических лиц и для организаций только при условии, что в их деяниях не будет обнаружен состав уголовного преступления.

Так, за недобросовестную конкуренцию должностному лицу придется ответить выплатой штрафа в размере от 12 до 20 тыс. руб. Для юридических лиц штрафные санкции будут равны сумме от 100 до 500 тыс. руб.

Если в ходе расследования будет установлено, что правонарушители использовали незаконно результаты интеллектуальной деятельности, чтобы ввести товар на рынок, то для них предусмотрены следующие меры наказания:

  • Должностные лица будут обязаны внести штраф в размере 20 тыс. руб. или подвергнуты дисквалификации на срок, не превышающий 3 года.
  • Организациям же придется заплатить штраф в размере от 1/100 до 1/15 той выручки, что была получена за незаконную реализацию товара (но не менее 100 тыс. руб.).

УК РФ

Необходимо учитывать, что уголовное преследование в РФ возможно только в отношении физического лица, но не всей организации.

Если следствие сумеет установить, что незаконная конкуренция осуществлялась с помощью заключения между конкурентами соглашения, которое позволяло диктовать свои цены на рынке и повлекло за собой получение дохода в крупном размере, то это приведет к следующим мерам наказания (ст. 178):

  • Виновное лицо будет оштрафовано на сумму от 300 до 500 тыс. руб. – это минимум.
  • Максимальным же наказанием станет лишение свободы на срок до 3 лет.

Если для совершения данного противоправного действия лицо воспользовалось своими служебными полномочиями или же в ходе такого деяния было повреждено имущество или нанесен урон в особо крупном размере, то судебным решением будут вынесены следующие меры наказания:

  • Виновное лицо будет привлечено к принудительным работам на срок до 5 лет или оно будет лишено законного права заниматься определенным видом деятельности на срок до 3 лет.
  • Максимум виновного могут лишить свободы на срок до 6 лет и при этом взыскать с него штраф в размере 1 млн. руб.

Если правонарушение сопровождалось физическим насилием или угрозами по его применению, то минимум виновное лицо будет привлечено к принудительным работам на срок до 5 лет, а максимум лишено свободы на срок до 7 лет.

Крупный ущерб в данном случае – это сумма, превышающая 10 млн. руб., а особо крупный – превышающая 30 млн. руб. Крупным же доходом признается сумма, превышающая 50 млн. руб., а особо крупным – 250 млн. руб.

Лицо будет освобождено от уголовной ответственности по данной статье, если оно явится с повинной в следственные органы и окажет содействие в раскрытии преступления.

Делая вывод, можно сказать, что ограничение и пресечение недобросовестной конкуренции в России отлажены не на должном уровне. Необходимы как законодательные нововведения, так и изменения в исполнительном производстве. Чтобы раскрыть преступления, связанные с недобросовестной конкуренцией среди сотрудников МВД попросту не хватает специалистов такого уровня.

Продвигать свой товар с использованием известного бренда — ст. 14.5 Закона о конкуренции

Легально работать под брендом можно только по франшизе. Без франшизы нельзя вешать вывески с известным названием, настраивать контекстную рекламу по конкурентам и продавать контрафакт.

За паразитирование на товарном знаке конкурент взыщет компенсацию от 10 000 до 5 000 000 ₽. Это плюсом к проблемам с ФАС.

Компания разработала мобильное приложение для поиска автосервисов и зарегистрировала товарный знак «Ремонтиста». Конкурент настроил в поисковиках рекламу своего агрегатора автосервисов с ключевым словом «Ремонтиста». Люди искали «Ремонтисту», а попадали на другой сайт. ФАС установила недобросовестную конкуренцию. А владельцы товарного знака отсудили у конкурента миллион рублей — дело № А40-145511/2018.

Статья: как не получить штраф за контекстную рекламу по конкурентам

Оформить товарный знак, чтобы насолить конкурентам — ст. 14.4 Закона о конкуренции

Товарный знак оформляют, чтобы продвигать свой продукт под брендом и формировать у клиентов ассоциацию качественного продукта вот с этой вот маркой. А оформить товарный знак, чтобы убрать конкурентов и стрясти с них компенсацию за контрафакт — нечестно.

Если ФАС установит, что бренд оформили, чтобы навредить, конкуренты отменят силу товарного знака в Роспатенте.

Компания оформила в Роспатенте бренд «Европейское печенье». И сразу разослала претензии другим кондитерам, которые тоже делали печенье с названием «Европейское». Кондитеры пожаловались в ФАС. Они 10 лет продавали печенье «Европейское», и благодаря им бренд стал узнаваем. А компания просто захватила известное название, чтобы нажиться. Компании выдали предписание — дело № СИП-975/2020.

Федеральная антимонопольная служба

Как было сказано выше, за ведение недобросовестной конкуренции предусмотрена ответственность – уголовная либо административная.

Следит за этим процессом Федеральная антимонопольная служба, которая имеет свои подразделения на каждой территории. Федеральная антимонопольная служба рассматривает все жалобы, связанные с действиями недобросовестных конкурентов. Именно ФАС занимается рассмотрением и принятием решения о мере пресечения по каждому отдельному случаю, самостоятельно выносит постановления, выдает предписания и так далее.

Если отдельный случай не подходит под нормы уголовного законодательства, то применяются нормы Административного кодекса.

В соответствии с законодательством, за недобросовестную конкуренцию может быть наложен только штраф. Существует срок давности по такой конкуренции 1 год. Стоить помнить о том, что действия по недобросовестной конкуренции повторяются, в основном, циклично, поэтому срок давности необходимо исчислять исходя из последнего случая. По истечению этого невозможно будет привлечь конкурента к какой-либо ответственности.

В ФАС утвержден порядок рассмотрения поступивших жалоб о каких-либо фактах нарушения закона.

  1. Изначально все материалы проверок направляются специальной комиссии.
  2. Данная комиссия выслушивает доводы каждой стороны данного дела, анализирует все документы и принимает решение.

Такое решение возможно обжаловать в судебном порядке. В особенности, правом обратиться в суд прибегают недобросовестные конкуренты, которым выдается предписание на устранение всех нарушений законодательства, так как при подаче заявления в судебные органы, выполнение данного предписания приостанавливается на все время рассмотрения дела судом.

Так же и само предписание можно обжаловать в судебном порядке. Но и здесь существуют определенные сроки. Недобросовестный конкурент может обратиться в судебные органы не позднее трех месяцев со дня вынесения ему предписания.

Если имеется необходимость, федеральная антимонопольная служба проводит дополнительные проверки по данному факту, выписывает протокол и постановление о выявленных нарушениях и назначает штрафные санкции. В период десяти дней такое постановление подлежит обжалованию в судебных органах.

Если же причиненный вред конкуренту составляет более 5 миллионов рублей, тогда недобросовестному конкуренту грозит уголовное наказание. Тогда к Федеральной антимонопольной службе подключаются специализированные структуры полиции.

Признаки

Добросовестное поведение выражается в принятии всех законодательно установленных правил и требований, однако само законодательство не может дать четких признаков отличия добросовестной и недобросовестной конкуренции.

Выделяю следующие признаки недобросовестной конкуренции:

  • не предусматривается пассивное отношение к ведению конкуренции;
  • все движения недобросовестного конкурента будут рассматриваться как административное правонарушение;
  • все недобросовестные конкуренты идут лишь к одной цели – быть лидером на рынке;
  • в результате действий недобросовестных конкурентов подвергаются риску деловые отношения других участников рынка.

Что такое ограничение конкуренции?

Такие действия, как правило, направлены на извлечение дополнительной прибыли, захват новых сегментов рынка, попытки обойти естественные экономические законы.

Нарушение рыночного равновесия могут быть осуществлены следующими категориями участников рынка:

  • ИП;
  • Руководители коммерческих или некоммерческих организаций и объединений;
  • Должностные лица федеральных, региональных и местных органов исполнительной власти.

Понятие и признаки ограничения конкуренции закреплены в Федеральном законе № 135 «О защите конкуренции».

Согласно ФЗ, ограничение конкуренции имеет следующие признаки:

  • Резкое и не обоснованное изменениями товарооборота на рынке уменьшение или увеличение цен;
  • Сокращение числа экономических субъектов, не являющихся представителями одной группы лиц;
  • Отказ различных участников рынка от самостоятельных действий;
  • Согласование своих действий предприятиями;
  • Поступление указаний одного лица, определяющих изменение товарооборота;
  • Заключение соглашений между участниками рынка.

При этом каждый из этих признаков может осуществляться в самых изощренных способах.

Нормативная база

Ограничение конкуренции – это экономически сложное преступление. Именно поэтому вопросам регулирования антимонопольной политики и привлечения к ответственности нарушителей отводится большое число нормативно-правовых актов.

Итак, ограничение конкуренции регулируется:

  • ФЗ № 135 «О защите конкуренции»;
  • КоАП РФ – ст. 14.9, касается только ограничений рынка со стороны органов власти;
  • УК РФ – ст. 178, предусматривает ответственность за создание картеля;
  • ФЗ № 44 «О контрактной системе в сфере закупок», предусматривает антимонопольные правила организации торгов;
  • Постановление Правительства РФ № 331 «Об утверждении положения о ФАС»;
  • Постановление Правительства РФ № 896, регулирующее правила ведения реестра доминирующих на рынке хозяйствующих субъектов.

Около 70% незаконной монополизации осуществляется в сфере государственных закупок.

Называть себя «лучшими», «первыми», «единственными» — ст. 14.3 Закона о конкуренции

В рекламе и названиях нельзя говорить о своём превосходстве без доказательств. Получается, что остальные товары и предприниматели из этой сферы хуже, не лучшие и не первые. Это отпугивает от них клиентов. А слово «единственный» означает, что купить товар или услугу можно только у этого предпринимателя.

МГУ получил предупреждение от антимонопольщиков за плакат на здании «МГУ — лучший вуз страны. Физфак — лучший факультет МГУ». В университете есть платные отделения. Значит, там заинтересованы в притоке абитуриентов. Доказательств, что МГУ лучше других вузов, не нашлось — дело № А40-223476/17.

«Почте России» выдали предписание за рекламу по телевизору со словами «Меняемся, чтобы быть ближе. Одна страна, одна почта». Одна из курьерских компаний пожаловалась в ФАС. От ролика создаётся впечатление, что только почта может возить посылки по России. Но в Реестре лицензий в области связи значатся 31 234 курьерские службы с лицензией. У людей есть выбор, через кого отправлять письма, а ролик их обманывает — дело № А40-178709/20.

Методы самостоятельного пресечения недобросовестной конкуренции

Борьба с недобросовестной конкуренцией может вестись компаниями самостоятельно. Для этого используются вполне законные способы.

  1. Защита коммерческой тайны. Конкуренты могут внедрять разведчиков, чтобы узнать секретные сведения об интересующей организации. Для этого создается защита баз данных, прописывается регламент права доступа к конфиденциальным сведениям. С сотрудниками заключается договор о коммерческой тайне. За утечкой секретных данных, помимо повышения лояльности персонала, должен быть установлен строгий контроль.
  2. Деятельность против административного рычага. Чтобы препятствовать развитию бизнеса конкурентов, некоторые компании подключают государственный ресурс. Например, возбуждают уголовное дело, что парализует фирму на некоторое время. Такие действия необходимо обжаловать путем обращения должностного лица с заявлением к начальнику. Затем имеет смысл подать в суд. Проверка, которая делается по заказу конкурента, осуществляется только с юристом компании.
  3. Осведомленность в действующем законодательстве, квалифицированный юрист.

Для начала борьба с недобросовестной конкуренцией ведется самостоятельно. Однако рекомендуем подключать антимонопольную службу, если:

  • компании тяжело бороться в одиночку;
  • она потерпела поражение.

Что значит добросовестная и недобросовестная конкуренция

Понятие недобросовестной конкуренции обозначает организованную в обход действующего законодательства борьбу между компаниями. Считается, что она ведется запрещенными методами, когда нарушаются права человека, интересы других организаций, сложившиеся деловые отношения. Закон о недобросовестной конкуренции отражен в актах «О защите прав потребителей» и «О защите конкуренции». Он регулирует отношения между противоборствующими компаниями.

Выделяют следующие черты недобросовестной конкуренции:

  • одна фирма захватывает себе все привилегии в сфере деятельности;
  • преступаются законы Российской Федерации, правила этики и деловых отношений;
  • организациям наносится ущерб, происходит негативное влияние на бизнес.

Если компания использует справедливые и законные методы борьбы, то урон другому предприятию не наносится.

Отличить добросовестную конкуренцию от нечестного противостояния можно по ряду признаков. К справедливой борьбе относятся:

  • небольшие наценки на продукт;
  • предложение наиболее качественного, чем у других, товара;
  • использование стимулирующих программ и рекламных акций;
  • повышение стандартов работы с покупателями;
  • гарантийный и постгарантийный сервис;
  • презенты для потребителей;
  • бесплатное сопутствующее обслуживание (доставка, настройка, подключение и т. д.).

То есть справедливая борьба между компаниями – та, что ведется в соответствии с законом.

Все действия, которые производятся с несоблюдением законодательства, ─ это недобросовестная конкуренция на рынке. К ней относятся:

  • применение незаконных способов для раскрытия коммерческой тайны;
  • копирование товаров другой компании, но с заведомо низким качеством исполнения, что в конечном итоге вредит репутации оригинала;
  • наименование организации содержит запрещенные слова; оно похоже визуально и по звучанию на название известной компании, из-за чего покупатели путают фирму с последней;
  • способы, которые вводят клиента в заблуждение относительно происхождения товара;
  • специально нанесенный ущерб продукции оппонентов;
  • незаконные методы получения сведений о бизнесе конкурента и их недобросовестное применение;
  • вымогательство и клевета относительно компании-противника;
  • преувеличение или ложь по поводу характеристик и качества продукта с целью получить преимущество на рынке;
  • реклама товара, порочащая имя оппонента, или неверные сведения в ней.

В современной России на территории бывших стран СНГ проявление недобросовестной конкуренции чаще всего осуществляется в виде подкупа. Нечестные на руку бизнесмены путем взяточничества направляют проверки в фирмы противников.

Статья 34 Конституции РФ является главным законодательным актом закрепления недопустимости монополизации и права на предпринимательскую деятельность.

Федеральный закон № 135-ФЗ содержит положения, которые определяют понятие недобросовестной конкуренции, её характеристики и методы проявления.

Рекомендуемые статьи по данной теме:

  • Конкурентные преимущества компании: как сформировать и развить
  • Как сделать бизнес успешным и не стать «пожарником» своей компании
  • Маркетинговая стратегия компании: от разработки до анализа

Уголовный кодекс РФ и Кодекс об административных правонарушениях описывают ответственность и виды наказаний за приемы нечестной борьбы оппонентов.

Закон РФ «О защите прав потребителей» тоже затрагивает некоторые моменты, связанные с недобросовестной конкуренцией.

Что такое недобросовестная конкуренция

Когда предприниматели работают в одной сфере, между ними возникает конкуренция.

ИП Иванов делает шоколад ручной работы. ИП Петров тоже делает шоколад ручной работы. Каждый хочет, чтобы люди покупали конфеты только у него. Друг для друга предприниматели конкуренты.

Конкуренция — это честная борьба предпринимателей за клиентов. Когда Иванов делает шоколад вкуснее и дешевле, чем у Петрова — это нормальная конкуренция. Так можно — ч. 7 ст. 4 Закона о конкуренции.

Недобросовестная конкуренция — это когда предприниматель обманывает клиентов, распускает слухи про конкурентов, паразитирует на чужой известности или как-то ещё нарушает закон, чтобы заработать больше денег. Одним словом, когда Иванов привлекает покупателей не за счёт улучшения своего шоколада. И тем самым вредит Петрову и всем конкурентам из кондитерской отрасли в целом. Так бороться за клиентов нельзя — ч. 7 ст. 4 Закона о конкуренции, п. 30 Постановления Пленума ВС № 2.

В законе описаны семь нечестных способов конкуренции — о каждом будет ниже. Их пресечёт антимонопольная служба, если конкурент напишет жалобу. Но под недобросовестную конкуренцию попадёт и любое другое несправедливое действие предпринимателя, если оно ущемляет конкурента.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector