Статья 178. ограничение конкуренции

Содержание:

Общая характеристика


Термином «конкуренция» принято обозначать соперничество на каком-либо направлении коммерческого рынка. При этом закон запрещает хозяйствующим субъектам создавать условия, которые препятствуют участию в торгах других компаний. Это называется ограничением конкуренции.

В целом такие действия создают дисбаланс общей экономической ситуации, поэтому становятся уголовно наказуемым деянием.

На этом основании, объектом таких злодеяний становится экономическое равновесие рынка, а объективная сторона образуется при целенаправленном нарушении баланса.

Субъектами преступления становятся:

  • индивидуальные предприниматели;
  • руководители коммерческих структур и некоммерческих организаций;
  • законные представители, действующие от имени юрлица.

Субъективной стороной злодеяния становятся предумышленные действия или косвенный умысел. Во втором случае подразумевается, что помыслы обвиняемого распространяются на строго определенный круг лиц, при этом масштаб причиненного ущерба может быть несоизмеримо больше, и убытки несут те организации, о существовании которых виновный даже не догадывается.

Важно! Косвенный умысел не освобождает от ответственности, поэтому отвечать за причиненный неправомерными действиями ущерб придётся в полном объёме

Ограничение конкуренции по 135-ФЗ

Ограничение конкуренции может быть достигнуто посредством заключения между функционирующими на одном и том же рынке компаниями соглашения, которое в соответствии с положениями п. 1 ст. 11 ФЗ № 135 носит название «картельный сговор». Группа компаний, вовлеченных в такое соглашение, называется картель.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Создание картелей приводит к следующим последствиям:

  • ограничению конкуренции;
  • сосредоточению всех возможностей по производству и сбыту товара в руках производителей, входящих в картель;
  • установлению единой цены на товар и, как следствие, увеличению прибыли производителя за счет потребителя;
  • подавлению деятельности фирм, не являющихся участниками соглашения.

Имеющаяся между компаниями договоренность признается картелем, если она влечет за собой:

  1. Установление и поддержание цен на определенном уровне.
  2. Заранее спланированное изменение цен в ходе проведения торгов.
  3. Раздел рынка на сегменты по определенным признакам.
  4. Сокращение объема производства определенных товаров или полное прекращение их выпуска.
  5. Отказ от заключения договоров с определенными контрагентами.

Отсутствие соглашения о создании картеля не является основанием для освобождения от ответственности предприятий, совместно совершающих действия, влекущие за собой возникновения перечисленных выше последствий. Согласно положениям ст. 11.1 ФЗ № 135, такие действия признаются согласованными, а их выполнение запрещается.

Аффилированное лицо: определение по закону

Понятие аффилированного лица, установлено статьей 4 ФЗ № 948 – 1.

В юридических организациях, аффилированными считаются:

  1. Участник Совета директоров, а также иного коллегиального органа управления организацией;
  2. Лицо, принадлежащее к той группе лиц, к которой принадлежит само юридическое лицо;
  3. Лицо, обладающее правом распоряжения более 20% общего количества голосов;
  4. Когда организация входит в состав финансово – промышленной группы, аффилированными признаются члены совета директоров.

Физические лица, получают статус аффилированных когда:

  1. Лицо принадлежит к той же группе, что и физическое лицо;
  2. Лицо обладает правом распоряжения более 20% общего количества голосов.

Что такое группа лиц в антимонопольном законодательстве

Само понятие группы лиц, антимонопольный закон не раскрывает. Однако в ст. 9 закона, указаны признаки, при наличии которых, совокупность лиц, определяется как группа.

Перечень признаков, которые свидетельствуют о группе лиц, были указаны в статье ранее. Указанные в положении признаки, свидетельствуют о том, что эти лица между собой взаимосвязаны.

Способы недопущения, ограничения или устранения конкуренции

Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности – достаточно тяжелое преступление. Ответственность за него оговорена в статье 178 УК РФ.

В нем говорится о том, что ограничение конкуренции непременно жестоко наказано для того, чтобы точно не случился рецидив, и монополистический строй не будет возвращен.

Как происходит?

Как происходит недопущение монополистической деятельности и ограничение конкуренции?

Во – первых, существует большая необходимость контролировать появление на рынке новых организаций и оказывать им государственную поддержку для дальнейшего успешного развития.

Вторым важным способом является контроль со стороны правоохранительных органов. Именно таким образом создается равновесие в монополистической сфере.

Методы конкурентной борьбы

К методам конкурентной борьбы относят:

  • Ценовой метод. Характеризуется стоимостной дискриминацией выпущенного товара, если соблюдены такие условия: поставщик является монополистом, разделяет потребителей на группы, основываясь на их покупательной способности, первоначальный потребитель не вправе продать продукцию. Зачастую, наблюдается в следующих сферах деятельности: юридические услуги, гостиничный бизнес, частное медицинское обслуживание и т.д. В ходе ценовой конкуренции возникают «ценовые войны». Данное явление вынуждает производителей постепенно снижать цену. Как следствие, повышается предложение, существенно снижая спрос. Однако, практика показывает, что компании стараются избегать подобных войн, так как результат может привести к поражению обеих сторон. Ценовая война может осуществляться в открытой форме, но только в том случае, если у компании имеется определенный резерв понижения затрат на производство.
  • Неценовой метод. Характеризуется повышением качества выпускаемого товара и обеспечением более удобных условий для его реализации. Усовершенствуется техническая часть производства, повышается способность товара адаптироваться к нуждам покупателей.
  • Недобросовестная конкуренция. Когда на рынке существует напряженная ситуация борьбы компаний за наиболее выгодные условия производства, некоторые фирмы используют нечестные методы. Это выражается в продаже товара по более низкой цене, часто ниже себестоимости (демпинговые цены), контроль производства благ другой компанией, злоупотребление ведущими позициями на рынке, определение дискриминационных стоимостей, сговорах, краже коммерческой тайны и т.д.

Отношения, регулируемые законом о защите конкуренции

Нормативный документ устанавливает запреты на деяние, принятие актов, не допускающих, устраняющих или ограничивающих конкуренцию.

Законодатель обращает внимание на порядок предоставления государственных и муниципальных преференций. Недавние изменения, внесенные в главу 5 Закона, преследую цель организации прозрачной системы предоставления послаблений и преференций, общественного контроля за деятельностью служебных лиц и борьбы с коррупционной составляющей

Недавние изменения, внесенные в главу 5 Закона, преследую цель организации прозрачной системы предоставления послаблений и преференций, общественного контроля за деятельностью служебных лиц и борьбы с коррупционной составляющей.

В главе указываются допустимые и запрещенные типы преференций, а также требующих предварительного согласования с антимонопольными органами.

Закон регламентирует, ограничивает, исключает те или иные деяния, которые могут поспособствовать образованию недобросовестной конкуренции, в результате чего причиняется ущерб, либо ущемляются права субъектов хозяйствования.

Под недобросовестной конкуренцией понимаются любые деяния, противоречащие нормам антимонопольного законодательства, целью которых является получение преимуществ в хозяйственной деятельности.

Зачастую такие методы идут вразрез не только с действующим законодательством, но и противоречат нормам морали, этики, корпоративного и делового этикета. Кроме этого, нарушаются принципы гуманности и добропорядочности.

Применяя подобные методы ведения хозяйственной деятельности, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель ущемляет права и интересы других участников рынка.

Законодательное регулирование

Закон контролирует исключение дискриминации пользования ресурсам, Приказ ФАС РФ No108 регулирует порядок оценки и анализа конкурентной среды. Для правовой защиты участников рынка создано антимонопольное законодательство.

В России деятельность субъектов рынка регулируется перечнем нормативно-правовых актов:

Конституцией (ст.8) гарантирует свободу и защиту предпринимательства
ГК РФ (ст.1222) обозначает право, подлежащее применению к обязательствам, возникающим вследствие недобросовестной конкуренции
УК РФ (статья 178) предусматривает уголовную ответственность за действия нарушающие рыночное равновесие
КоАП РФ (ст.14.9) координирует правомерность властей
ФЗ №135 описывает основополагающие моменты взаимодействия участников рынка
ФЗ № 44 направлен на урегулирование госзакупок
ФЗ №147 регулирует экономические отношения при существовании естественных монополий
Закон №2395-1 Контролирует исключение дискриминации пользования ресурсами
Приказ ФАС РФ №108 регулирует порядок оценки и анализа конкурентной среды

За нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена ответственность, как участников рыночных отношений, так и органов власти.

Ответственность за нарушения

ФЗ №135 предусматривает ответственность субъектов за противоправные манипуляции на рынке:

  • органов власти (всех уровней);
  • государственных и внебюджетных фондов;
  • коммерческих и некоммерческих организаций;
  • ИП.


Классификация конкуренции. В результате выявления факта несоответствия может быть назначена соответствующая мера ответственности:

Гражданско-правовая возмещение вреда здоровья или имуществя
Административная · штраф (от 50 тыс.); · дисквалификация на 3 года;
Уголовная · штраф (от 300 тыс. до 500 тыс. руб.); · принудительные работы с невозможностью назначаться ряд должностей и заниматься обозначенными видами деятельности)

· лишение свободы до 7 лет

Дисциплинарная · замечание; · выговор;

· строгий выговор;

· увольнение

Лица, права и интересы которых нарушены, могут урегулировать вопрос в судебном порядке.

Судебная практика по статье 14.9 КоАП РФ:

Решение Верховного суда: Определение N ВАС-17906/13 от 27.02.2014 Коллегия по административным правоотношениям, надзор

Решение Верховного суда: Определение N ВАС-17358/12 от 28.12.2012 Коллегия по административным правоотношениям, надзор

Решение Верховного суда: Постановление N 31-АД17-6 от 21.06.2017 Судебная коллегия по административным делам, надзор

Решение Верховного суда: Определение N 308-ЭС15-18411 от 24.02.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

Решение Верховного суда: Постановление N 302-АД15-12590 от 08.10.2015 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

Решение Верховного суда: Постановление N 307-АД16-8315 от 27.10.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

Решение Верховного суда: Постановление N 309-АД14-280 от 22.09.2014 Судебная коллегия по административным делам, кассация

Решение Верховного суда: Постановление N 303-АД14-8900 от 15.06.2015 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

Решение Верховного суда: Определение N 308-КГ15-11985 от 19.05.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

Решение Верховного суда: Постановление N 31-АД17-3 от 21.06.2017 Судебная коллегия по административным делам, надзор

  • Первая
  • Последняя

Исключение ответственности за нарушение законодательства о рекламе

Невменяемость

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения правонарушения находилось в состоянии невменяемости | ст. 2.8 КОАП РФ:

то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими;

вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Крайняя необходимость

Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам | ст. 2.8 КОАП РФ:

для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Малозначительность

Также, лицо может быть освобождено от административной ответственности и ограничиться устным замечанием при малозначительности деяния | ст. 2.9 КОАП РФ. Освободить имеют право:

  • судья;
  • орган;
  • должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении.

что такое Малозначительность

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям | ст. 2.9 КОАП РФ. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. К ним, в частности, относятся следующие административные правонарушения:

  • управление тс в состоянии опьянения | ст. 12.8 КОАП РФ;
  • отказ от прохождения медицинского освидетельствования | ст. 12.26 КОАП РФ.

Не имеют значения следующие обстоятельства:

  • личность;
  • имущественное положение;
  • добровольное устранение последствий;
  • возмещение причиненного ущерба.

Выдвижение жестких требований к товару или компаниям как способ ограничения конкуренции

Под жестким требованиями к товару или компаниям могут пониматься указание излишне подробных характеристик товара, сводящих выбор в пользу единственного поставщика, укрупнение предмета контракта даже при закупке типового товара, включение технологически и функционально не взаимосвязанных между собой товаров, работ или услуг, установление в качестве обязательного критерия отбора наличие успешного опыта оказания услуг государственным или муниципальным компаниям или непосредственно заказчику. При этом логичным представляется, что чем более жесткие требования устанавливает заказчик, тем меньше компаний участвуют в государственных закупках.

Так, например, (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 мая 2018 г.) устанавливает, что включение в документацию о закупке требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики такого товара, его использования является ограничением конкуренции. При этом в обзоре указано следующее: «Указание конкретного товарного знака или требований к закупаемому товару, свидетельствующие о его конкретном производителе приводят к созданию необоснованных препятствий для участников закупки, влекут сокращение их количества, что является признаком ограничения конкуренции».

В (утв. Президиумом ВС РФ 28 июня 2017 г.) рассматривается также ситуация, когда заказчик объединил технологически и функционально не взаимосвязанные между собой работы. В рассмотренном в указанном обзоре деле арбитражный суд указал на неправомерность действий заказчика по объединению в одном лоте работ по подготовке проектно-сметной документации и выполнению строительно-монтажных работ. Как указал суд, результатом такого объединения является необоснованное ограничение количества участников конкурса ввиду того, что проектные и строительные работы представлены на разных товарных рынках, на каждом из которых имеется круг потенциальных участников торгов, готовых выполнить эти работы.

Известны также и случаи ограничения заказчиками круга потенциальных участников закупки путем включения требования о допуске к дальнейшему участию в закупке организаций, имеющих опыт оказания услуг организации –заказчику, разместившей извещение о закупке.

Например, из решения Управления ФАС России по Оренбургской области от 25 мая 2016 г. по делу № 07-16-61/2016 следует, что «комиссия установила, что к дальнейшему участию в закупке допускаются организации, имеющие опыт оказания охранных услуг на объектах дочерних обществ и организаций ПАО «Г.» (не менее пяти организаций) в строгом соответствии с «Концепцией охраны объектов ПАО «Г.» и его дочерних обществ и организаций и имеющие положительные отзывы дочерних обществ и организаций ПАО «Г.». Участники, имеющие опыт работы и положительные отзывы от иных организаций, к дальнейшему участию в закупке не допускается». По данному делу УФАС России вынесло решение о выдаче предписания об отмене требования о допуске к участию в закупке только организаций, имеющих опыт оказания услуг заказчику.

В Определении ВС РФ от 14 августа 2018 г. № 308-КГ18-11230 по делу № А32-42845/2017 указано буквально следующее: «Отменяя судебные акты, суд округа исходил из того, что установленный в конкурсной документации в качестве критерия оценки заявок показатель о наличии у участника закупки опыта по выполнению строительных работ (по строительству, реконструкции, капитальному ремонту) автомобильных дорог общего пользования по государственным (муниципальным) контрактам не может быть признан объективным и правомерным, поскольку наличие в документации такого критерия влечет нарушение принципа обеспечения конкуренции, предусмотренного статьей 8 Закона № 44-ФЗ, приводит к ограничению свободного доступа участников, создает неравные стартовые условия, ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт выполнения указанных работ для государственных нужд, перед хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют».

Таким образом, устанавливая жесткие требования к поставляемому товару или компаниям, заказчики осознанно идут на ограничение круга участников закупки, в нарушение основополагающих принципов добросовестности и равноправия, используемых при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд.

Конечно, у заказчика могут быть различные мотивы – от желания обеспечить поставку качественного товара в нужное время до желания извлечь дополнительную выгоду, однако необходимо в первую очередь руководствоваться положениями законодательства о закупках, не допускающих ограничение конкуренции.

Сложности

Таким образом, основным условием допущения ограничения конкуренции выступает обоснованность. Ни один правовой акт, действующий в стране, не раскрывает этого понятия. Между тем этот вопрос очень важен. Его актуальность обуславливается тем, что любое требование, установленное заказчиком, всегда будет ограничивать конкуренцию, исключая предложения, которые ему не соответствуют. Без особых сложностей будет решаться вопрос, если специфика рынка такова, что существуют требования, вытекающие из положений законодательства. Например, они могут быть связаны с обязательностью лицензирования, наличием техрегламента на продукцию и так далее. Проблемы возникают в случаях, когда предписаний в нормативных актах нет.

Если рассматривать вопрос в теоретическом плане, то ответ на него можно найти в ст. 2. В соответствии с ней, при закупке услуг, продукции, работ заказчики руководствуются конституционными принципами, ГК, прочими нормативными актами. В число последних, в частности, входит Положение, регламентирующее порядок совершения сделок. Оно выступает в качестве документа, регулирующего требования к закупке, правила организации и проведения процедур, оформления и исполнения договоров и прочие условия.

Понятие

Что такое монополия. В первую очередь это привилегированное положение одного товара или же услуги. То есть, организация, предоставляющая гражданам подобную услугу создает все условия для того, чтобы образование конкуренции свелось к нулю.

Сегодня в России очень много монополизированных мероприятии, которые господствуют на рынке и всячески стремиться вытеснять новичков и пока это у них неплохо получается.

Монополистические действия

Действия не являются монополистическими, если они противоречат канонам, которые признают действия монополистическими.

Однако, по заявлению главы правительства, совсем скоро подобное поведение будет пресечено самым, что не есть коварным способом.

Теперь поговорим о конкуренции.

Конкуренция

Под конкуренцией понимается многообразие товаров и услуг, а значит, широкий выбор для пользователя.

Конкурентоспособный рынок – залог хорошей экономики.

Проявляется это в том, что граждане распространяют свою покупательскую способность в разные сферы, разным организациям, а это, несомненно, обеспечивает весомый приток налогов.

Недопущение

Недопущение конкуренции понятие достаточно неправильное, но к сожалению, часто встречающееся.

Предприятия монополисты всячески вставляют палки в колеса новичкам и не дают развиваться.

Тем самым они лишают покупателей право выбирать среди разнообразия товаров и собственно, в какой то степени приносят убытки нашему государству.

Устранение

Как устранить конкуренцию? Вопрос достаточно несложный, особенно если вы глава крупного предприятия, страшно нежелающего иметь соперника. Наверняка можно придумать разные способы.

Это может быть запрет сотрудничества с другими поставщиками или же информационная война и другие способы давления.

К сожалению, многие монополисты лучше всего усвоили тот факт, что давить начавший развивающийся бизнес нужно еще в самом зачатке.

Именно поэтому необходимо сделать все для того, чтобы ваш бизнес продержался на плаву хоть какое-то время.

Ограничение

Ограничения конкуренции делаются самим государством. Такие виды производимых вещей как военная техника и многие другие виды оружия или же оборудования не должны стать всеобщим достоянием.

Их должны производить в строго ограниченных количествах и строго ограниченные предприятия. Только в этом случае внутри государства не будет хаоса.

Со стороны спроса

Как называется конкуренция со стороны спроса?

Она возникает при установлении слишком низкой цены на товар и появляется дефицит, который в свою очередь провоцирует продавцов диктовать свои условия, а покупателей – подстраиваться под них. Это конкуренция покупателей.

Такая конкуренция, если вы являетесь жителем Советского союза была практически все время его существования – покупательская способность у граждан была, а вот тратить ее было некуда.

Таким образом, подобная конкуренция ведет к застаиванию экономики.

Существуют еще редко встречающиеся рынки с крупными покупателями.

Олигопсония — рынок, на котором большая часть продаж уходит ограниченному числу крупных потребителей с большим числом продавцов.

Монопсония — крупный и единственный покупатель с большим числом продавцов.

Со стороны предложения

Конкуренцией со стороны предложения, называется конкуренция продавцов.

Ограниченность характеризуется контролем государства за ценообразованием.

И действительно, государство стремится контролировать все государственные процессы с этим связанные для того, чтобы обеспечить стабильный рост налогов.

Формы и виды конкуренции

Существуют такие основные формы конкуренции:

  • Внутриотраслевое соперничество. Выражается в борьбе компаний одной и той же сферы деятельности. В данных условиях та компания, у которой производительность труда выше, получает более высокую прибыль. В то же время, компания с более низкой производительной способностью и слабой организацией производства теряет часть себестоимости выпущенного товара и, как правило, становится банкротом.
  • Межотраслевое соперничество. Выражается в борьбе компаний различных сфер деятельности. При такой конкуренции происходит перераспределение капиталов отраслей, в которых норма прибыли низкая, в те сферы производства, у которых прибыльность больше.

К видам конкуренции относятся:

Выделяют два типа конкуренции: свободная или совершенная и несовершенная конкуренция. Свободную конкуренцию характеризуют такие признаки:

  • Большое количество участников процесса, свободный выход на рынки, отсутствие препятствий для ухода с рынков. Это подразумевает, что любой предприниматель (даже мелкий) может как начать осуществлять деятельность, конкурируя с уже существующими компаниями, так и прекратить бизнес, закрыть дело и уйти с рынка.
  • Принять участие в соперничестве, если на ситуацию влияет свободная конкуренция, предприниматель может с помощью оформления бизнеса на свое имя, найма работников, покупки акций или инвестирования средств в конкурентоспособную отрасль.
  • Полная мобильность ресурсов, то есть, предприниматель вкладывает свои средства с целью получения большей прибыли.
  • Доступность информации участникам соперничества о положении рынка, уровне спроса, норме прибыли и т.д. Это позволит выбрать предпринимателю более выгодную позицию.
  • Отсутствие давления на субъект со стороны других субъектов. Другие компании не могут оказывать влияния на принимаемые решения конкретным участником. Это происходит в силу того, что компаний на рынке – большое количество. Поэтому вклад каждого отдельного субъекта в общий результат не является решающим. Так, если определенная часть товара уйдет с рынка или будет реализовываться по высокой цене, это практически никак не отразится на состоянии средней рыночной стоимости. Реальную цену на продукцию устанавливают не компании, а категория рыночного механизма.

К несовершенной конкуренции относятся такие направления:

  • Абсолютная монополия. Подразумевает наличие одного крупного производителя, продукция которого не имеет аналога на рынке сбыта. Поставщик является единственным субъектом с подобным продуктом, при этом отрасль производства этой продукции замещается названием компании, так как производитель – один. Монопольная продукция неповторима и уникальна, ее аналогов или похожих заменителей другие фирмы не производят. Производитель влияет на состояние рыночного механизма, то есть способен контролировать цены и порядок поставок своего товара на рынки. Монополист препятствует восхождению на рынок любых других компаний, обеспечивая естественные препятствия и создавая искусственные помехи. Обычно абсолютные монополисты представляют собой компании общественного назначения. Например, у метрополитена с незначительной вероятностью появится соперник, претендующий на место на рынке. Однако, подобные фирмы находятся под контролем государства или полностью принадлежат ему.
  • Монополистическая конкуренция. Состояние рынка, когда довольно большое количество поставщиков обеспечивают рынок похожим, но не одинаковым товаром. Зачастую, число фирм не превышает нескольких десятков. При монополистической конкуренции компании производят дифференцированный по качеству товар. Это приводит к тому, что покупатель, при дальнейших приобретениях, основывается на неценовых факторах.
  • Олигополия. Число участников ограничено (обычно, не более 5-8). При этом, господство на рынке ни одной из действующих компаний не выражено ярко. Каждая фирма занимает свою нишу, не испытывая заметных трудностей при обычной работе своих конкурентов. Практика показывает, что олигополия нередко перерастает в монополию.

Виды ограничения конкуренции

Воздействие на нарушение равновесия может осуществляться в различных видах:

  • неправомерное использование преимущественной позиции;
  • сговор в отношении других субъектов;
  • противоправные манипуляции органов власти.

Злоупотребление доминирующей позицией

Доминирование – исключительное преимущество компании, сопровождающееся возможностью единолично влиять на состояние товарооборота, устранять конкурентов, затруднять выход на рынок.

Злоупотребление преимущественным правом может проявляться в различных вариантах:

  1. Установление завышенной (заниженной) цены.
  2. Изъятие продукта для искусственного роста цен.
  3. Необоснованное сокращение производства продукта с высоким спросом.
  4. Работа с контрагентом на условиях, ущемляющих его выгоду и возможности.
  5. Разброс цен на один продукт.
  6. Формирование дискриминационных условий для конкурентов.
  7. Создание барьеров для входа на рынок новых покупателей.
  8. Нарушение ценообразования, соответствующего законодательству.

Доминирующее положение может занимать одна фирма или группа компаний.

Сговор участников рынка

Согласованность действий подразумевает не заключение договора, а устный (письменный) сговор для соблюдения своих интересов и выгоды.

Соглашение может касаться различных аспектов:

  • цен на продукцию;
  • объемов закупок и продаж;
  • сфер влияния;
  • условий продаж и сбыта товара;
  • проведения торгов (государственный заказ).

Фирмы, участвующие в сговоре, образуют картель. Данная структура является самой опасной формой нарушения антимонопольного регулирования.

Акты и действия органов власти

Законодательство запрещает органам власти осуществлять действия или принимать нормативно-правовые акты, ограничивающие конкуренцию:

  • вводить ограничения создания новых хозяйствующих субъектов;
  • устанавливать запреты на ввоз и производство определенных товаров;
  • препятствовать деятельности участников рынка;
  • устанавливать ограничения обращения товаров в РФ;
  • расставлять приоритеты в поставке товаров или заключении договоров;
  • ограничивать количество поставщиков для отдельных продуктов.

Проявление ограничения свободной конкуренции ведет к образованию монополий.


Совершенная конкуренция и ее суть.

Примеры ограничений

При рассмотрении примеров, препятствующих развитию конкуренции, со стороны властей и отдельных участников рыночных отношений, можно выделить основные:

  • необоснованный отказ принятия заявления для участия в тендере;
  • отказ в заключении контракта с победителем торгов;
  • нарушение правил и периода публикации информации о проведении тендера;
  • принятие решения о занижении цен на определенный товар, с целью устранения конкурента;
  • демпинг, с целью расширения своей доли на рынке.

Ограничение конкуренции

1. Ограничение конкуренции путем заключения между хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до одного года либо без такового.

2. Те же деяния:

  • а) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;
  • б) сопряженные с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства;
  • в) причинившие особо крупный ущерб либо повлекшие извлечение дохода в особо крупном размере, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет.

Примечания.

1. Доходом в крупном размере в настоящей статье признается доход, сумма которого превышает пятьдесят миллионов рублей, а доходом в особо крупном размере — двести пятьдесят миллионов рублей.

2. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает десять миллионов рублей, а особо крупным ущербом — тридцать миллионов рублей.

3. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно первым из числа соучастников преступления добровольно сообщило об этом преступлении, активно способствовало его раскрытию и (или) расследованию, возместило причиненный этим преступлением ущерб или иным образом загладило причиненный вред и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

(примечания в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 45-ФЗ)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector