Статья 78. использование земель сельскохозяйственного назначения

Содержание:

Об использовании земельных участков сельскохозяйственного назначения без предоставления и установлен

27.09.2019 14:43

Кропоткинский отдел

Статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) определены случаи использования земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, включающие случаи размещения объектов, виды которых закреплены в постановлении Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 1300 (далее — Постановление N 1300).

При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ в Российской Федерации земли должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии со статьями 77 и 78 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Земли сельскохозяйственного назначения в связи с использованием их для целей, сельскохозяйственного производства могут быть заняты зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

В то же время пункт 2 статьи 78 ЗК РФ допускает использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий в случаях осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов.

Таким образом, федеральное законодательство не препятствует размещению на землях сельскохозяйственного назначения объектов, отдельные виды которых аналогичны объектам, включенным в Постановление N 1300, в частности речь идет о линейных объектах.

Кроме того, в силу пункта 2 статьи 7 ЗК РФ определение видов разрешенного использования земельных участков, а также описание деятельности, допускаемой на земельных участках в соответствии с такими видами разрешенного использования, осуществляется на основании Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540 (далее — Классификатор, Приказ).

Примечанием N 2 к Приказу установлено, что содержание видов разрешенного использования, перечисленных в Классификаторе, допускает без отдельного указания в Классификаторе размещение и эксплуатацию линейного объекта (кроме железных дорог общего пользования и автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения), размещение защитных сооружений (насаждений), объектов мелиорации, антенно-мачтовых сооружений, информационных и геодезических знаков, если федеральным законом не установлено иное.

При этом положения примечания N 2 к Приказу следует понимать как дополнение к любому из видов разрешенного использования, указанного в Классификаторе, если иное прямо не запрещено федеральным законом.

Таким образом, Приказом установлено, что размещение отдельных объектов, виды которых аналогичны объектам, включенным в Постановление N 1300, допускается на земельных участках с любым видом разрешенного использования без дополнительного кадастрового учета изменений в части разрешенного использования земельного участка. При этом данное положение применимо ко всем категориям земель, за исключением случаев, когда размещение некоторых видов линейных объектов запрещено правовым режимом определенной категории земель (например, режимом особо охраняемых природных территорий (пункт 7 статьи 95 ЗК РФ).

Учитывая изложенное, действующее законодательство не препятствует использованию земель или земельных участков сельскохозяйственного назначения в порядке, установленном главой V.6 ЗК РФ, в целях размещения отдельных видов объектов, указанных в Постановлении N 1300. В частности, речь идет о линейных объектах, антенно-мачтовых сооружениях, информационных и геодезических знаках, а также защитных сооружениях, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

Использование земли для ведения фермерского хозяйства

Учитывая тот факт, что фермеры практически круглые сутки вынуждены находиться на обрабатываемом участке, государство в лице органов власти обычно идет навстречу фермерам, разрешая возведение домов и коттеджей на собственных участках.

В некоторых случаях ситуация требует изменения категории участка, когда его часть вместе с расположенными на ней жилыми постройками меняет статус. Относительно данного вопроса рекомендуется обратиться заранее в органы муниципальной власти или к юристу за получением соответствующих разъяснений и консультаций, касающихся статуса определенного участка.

Встречаются случаи, когда фермеры решают этот вопрос собственными силами, прибегая к постройкам, формально считающимися нежилыми. Это помещения для отдыха сотрудников, душевые. С точки зрения закона возведение подобных построек не запрещается, а потому пользуется спросом среди фермеров

Здесь важно учитывать, что поскольку данный тип построек не относят к жилищному строительству, получить регистрацию в таком жилье невозможно

В случае, если земли сельхозназначения выделены для дачного или подсобного хозяйства, строительство все-таки допускается, но в определенных пределах. Зачастую такие участки в последующем включают в черту населенных пунктов, что ведет к потере статуса сельхозземель. Решение вопроса с возведением жилой постройки требует предварительного уточнения статуса участка.

Правила покупки и продажи участков

При использовании с/х территорий обязательно должны учитываться положения ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Это обусловлено тем, что покупка или продажа любого такого участка представлена оборотом земель.

Поэтому процедура смены владельца учитывает некоторые значимые факторы:

  • форма собственности;
  • особенности участников сделки;
  • вид разрешенного использования территории.

Процесс продажи земли должен выполняться при учете правил:

владелец участка должен предварительно уведомить государственные власти о планируемой продаже; в уведомлении прописывается, по какой цене продается имущество, а также перечисляются существенные условия договора купли-продажи; важно получить разрешение на этот процесс у государственных служащих, а если будет получено отрицательное решение, то невозможно будет продать объект физлицам или компаниям. Поэтому не всегда владельцы такой территории могут свободно распоряжаться собственным имуществом

Это обусловлено тем, что земли сельскохозяйственного назначения находятся под жестким контролем государства

Поэтому не всегда владельцы такой территории могут свободно распоряжаться собственным имуществом. Это обусловлено тем, что земли сельскохозяйственного назначения находятся под жестким контролем государства.

Виды земель поселений и строительство

  1. Земли предназначены для строительства различного вида зданий, что обозначено назначением и зонированием;
  2. Земли являются собственностью государства, муниципалитета или физического лица;
  3. В собственности поселения остаются дороги, парки, пруды и бульвары, поскольку передача их физическому лицу в частную собственность запрещена законом.

Разделенные участки используются исключительно по назначению, если строение и земля, на которой оно расположено, не угрожают людям. На собственном владении можно заниматься хозяйством и другими видами деятельности. Промышленные предприятия разрешается строить на зонах промышленной категории, нарушать пределы которых запрещено.

Правовое регулирование

Использование земель поселения регулируется несколькими кодексами Российской Федерации:

  1. Земельный кодекс;
  2. Региональное земельное и градостроительное законодательство;
  3. Правила землеиспользования и застройки;
  4. Строительные нормы, которые относятся к правилам землеиспользования.

Существуют акты, которые регулируют раздел полномочий между различными эшелонами власти. Регламент земле использования может распространятся только на одно поселение или отдельный регион.

То есть каждому населенному пункту федерального значения устанавливаются определенные правила землеиспользования. В данном регламенте указана схема зонирования, градостроительные нормы и процедура осуществления полномочий органами власти.

Что такое земли поселений? Фото:cf.ppt-online.org

Градостроительный регламент содержит:

  • описание зональных категорий и их предназначение;
  • виды назначения;
  • допустимые размеры участка;
  • ограничение на эксплуатацию земель;
  • рамки строительства и реконструкции.

Виды разрешенного использования

Разрешенное использование земель — это ограниченный список допустимых видов использования земельного участка. Для того, чтобы изменить целевое предназначение земли, нужно пройти длительный и трудоемкий процесс согласований.

На землях, которые находятся на территории населенного пункта, разрешается строительство муниципальных объектов с последующим развитием. Если владельцем участка земли является физическое лицо, то частные владения остаются в собственности владельца.

Предназначением таких земель является создание всех условий для проживания и развития жителей, поскольку особенность данной территории — это высокая концентрация населения на небольшом участке.       В зависимости от предназначения земель осуществляется присвоение им категорий. Для этой процедуры важны такие параметры:

  • численность населения;
  • научно-производственный уровень деятельности в данном населенном пункте;
  • взаимосвязанность характерных свойств населенного пункта и административно-территориального разделения.

Определенному участку на территории населенного пункта могут быть присвоены следующие категории:

  • общественные места, такие как парковые зоны, городские площади, пляжные территории, и прочее;
  • земли сельхоз назначения, на которых фермеры ведут свою сельскохозяйственную деятельность;
  • земли природоохранного и оздоровительного предназначения — это заповедные зоны, лечебно-профилактические учреждения и их территории, санатории;
  • земли для охоты, отдыха на природе, походов гражданского населения;
  • территории производственного характера, на которых расположены промышленные предприятия различной производственной мощностью.

Особенности, правила разрешенного использования

Существует целая система правил, которые должны соблюдаться в процессе определения вида разрешенного использования:

  • многоэтажные строения на территории жилого сектора. Особенность этого вида — разрешение хаотично строить многоквартирные дома, образовывать улицы, блоки и микрорайоны;
  • на всех участках разрешается строить только индивидуальные жилые строения;
  • размещение рекреационной зоны допускается в пределах и вне пределов населенного пункта;
  • на участках для строительства промышленных объектов, а также административных зданий разрешено возводить коммунальные объекты, продовольственные и непродовольственные объекты, складские помещения;
  • на транспортных участках можно строить автовокзалы, морские и речные порты, аэропорты и объекты транспортного обслуживания;
  • земли для электроснабжения;
  • в пределах населенного пункта могут быть расположены особые участки, которые относятся к охраняемым территориям. Это такие участки как парковые зоны, зоологические сады, заказники, объекты культурно-исторического наследия.

Категории земель и виды их использования смотрите в этом видео:

https://youtube.com/watch?v=lC8tOufJhFY

Земельный налог

Кто платит налог?

  • Собственник земли;
  • Лицо, имеющее право бессрочного пользования;
  • Лицо, имеющее право пожизненного наследуемого владения земельным участком;
  • Управляющие паевыми фондами компании, если среди активов есть земельный участок.

Арендаторы или пользующиеся участком безвозмездно на временной основе, а также сособственники участка под многоквартирным домом плательщиками не считаются.

Сколько придется платить, решает налоговая служба, исходя из кадастровой стоимости участка.

Ставка налога:

  • 0,3% – земли с/х, земли жилой зоны, ЖКХ, земли обороны, земли занятые под таможенные нужды;
  • 1, 5% – иные участки.

Организации рассчитывают налог самостоятельно, физическим лицам квитанции присылает налоговая служба.

Конкретные сроки уплаты налога устанавливаются региональными властями (не позже 1 декабря следующего за отчетным годом). Налог уплачивается каждый год.

Налоговый кодекс содержит перечень льготников или обстоятельств, дающих право на уменьшение размера налога. Местные власти вправе расширять эти перечни.

Экономическая эффективность использования

Качество сельскохозяйственные угодья, таким образом, могут иметь разное. Сравнить ценность конкретных участков относительно друг друга позволяет экономическая оценка. Она может быть общей, производимой на основе сравнения затрат и результатов по всей совокупности выращиваемых культур, или частной. В последнем случае определяется степень эффективности возделывания конкретных разновидностей сельскохозяйственных растений. Производиться такая оценка может при планировании и распределении производства или выявлении конкретных результатов деятельности предприятий.

То, насколько эффективно используются сельхозугодья в том или ином случае, определяется системой стоимостных и натуральных показателей. Основными при этом являются:

  • стоимость валовой продукции и чистый доход;
  • урожайность ц/га;
  • окупаемость затрат, вложенных в угодья;
  • рентабельность сельхозпредприятия.

Иногда в качестве дополнительных показателей используются также сравнение удельного веса общих сельхозугодий, пашни и посевов.

Чаще всего эффективность использования земель проверяется методом бонитировки. Рассчитывается она по комплексу показателей урожайности за последние 3-5 лет. Также учитываются:

  • удельный вес дифференцированного дохода;
  • производственные затраты;
  • выход валовой продукции;
  • качество угодий и т. д.

Роль сельского хозяйства в экономике

Рисовые террасы в Ифугао, Филиппины

Обработка пашни трактором. Швеция

Обработка пашни с помощью скота. Индонезия

Большинство развитых стран считает поддержку сельхозпроизводителей приоритетом в аграрной политике. В странах Евросоюза в последние годы уровень финансирования сельского хозяйства составил 300 долларов США на 1 гектар сельхозугодий, в Японии — 473 долл./га, в США — 324 долл./га, в Канаде — 188 долл./га, в России — 10 долл./га. Совокупная бюджетная поддержка производителей от стоимости валовой сельскохозяйственной продукции в экономически развитых странах составляет 32-35 %, однако в России и развивающихся странах — не более 7 %.

Роль сельского хозяйства в экономике страны или региона показывает её структуру и уровень развития. В качестве показателей роли сельского хозяйства применяют долю занятых в сельском хозяйстве среди экономически активного населения, а также удельный вес сельского хозяйства в структуре валового внутреннего продукта. Эти показатели достаточно высоки в большинстве развивающихся стран, где в сельском хозяйстве занято более половины экономически активного населения. Сельское хозяйство там идёт по экстенсивному пути развития, то есть увеличение продукции достигается расширением посевных площадей, увеличением поголовья скота, увеличение числа занятых в сельском хозяйстве. В таких странах, экономики которых относятся к типу аграрных, низки показатели механизации, химизации, мелиорации и др.

Наиболее высокого уровня достигло сельское хозяйство развитых стран Европы и Северной Америки, вступивших в постиндустриальную стадию. В сельском хозяйстве там занято 2-6 % экономически активного населения. В этих странах «зелёная революция» произошла ещё в середине XX века, сельское хозяйство характеризуется научно-обоснованной организацией, повышением производительности, применением новых технологий, систем сельскохозяйственных машин, пестицидов и минеральных удобрений, использованием генной инженерии и биотехнологии, робототехники и электроники, то есть развивается по интенсивному пути.

Подобные прогрессивные изменения происходят и в странах, относящихся к типу индустриальных, однако уровень интенсификации в них ещё значительно ниже, а доля занятых в сельском хозяйстве выше, чем в постиндустриальных.

При этом в развитых странах наблюдается кризис перепроизводства продовольствия, а в аграрных наоборот, одной из острейших проблем является продовольственная проблема (проблема недоедания и голода).

Развитое сельское хозяйство является одним из факторов безопасности страны, так как делает её менее зависимой от других стран. По этой причине сельское хозяйство поддерживается и субсидируется в развитых, индустриальных странах, хотя с экономической точки зрения более выгодно было бы завозить продукты из менее развитых государств.

Классы и группы земли сельскохозяйственного назначения весьма разнообразны.

Земли сельскохозяйственного использования отличаются от земель сельскохозяйственного производства, хотя они находятся в одной и той же категории земель – сельскохозяйственной, на основании Земельного Кодекса РФ.

К землям сельскохозяйственного использования относятся земельные угодья, которые могут относиться и к другим земельным категориям, например, населенных пунктов или промышленности, лесного фонда.

В документах это обычно выглядит так: «Категория земли — населенные пункты, разрешенное использование-для крестьянско-фермерского хозяйства». Считается, что такое разрешенное использование носит временный характер, земля передана для конкретных сельскохозяйственных целей гражданам или юридическим лицам для организации сельхозпредприятия. Это могут быть склады, административные здания, дороги и другими объектами инфраструктуры, обеспечивающими процесс сельхозпроизводства.

В статье 77 Земельного Кодекса РФ говорится о том, что землями сельскохозяйственного назначения считаются земли, находящиеся за пределами населенного пункта. Но мы встречаем не единичные случаи, когда земля сельскохозяйственного назначения находится в границах населенного пункта. Таким землям присваивают название — для сельскохозяйственного использования.

Земли сельскохозяйственной категории  для сельскохозяйственного использования, находящиеся в границах населенного пункта  подлежат изменению  их правового статуса на «дачное строительство» или «для индивидуальной жилищной застройки» так как на такие земли и строения на этих землях распространяются статьи  Градостроительного кодекса РФ.( ч. 10 ст. 35 и ч. 3 ст. 36 ГСК РФ)

Поэтому сейчас изменить разрешенное использование с сельхозпроизводства, личного подсобного хозяйства, крестьянско-фермерского хозяйства на дачное строительство и ли жилое строительство можно только путем включения земли в границы населенного пункта или присоединения к уже существующему ДНП( дачное некоммерческое партнерство) или СНТ (садоводческое некоммерческое товарищество). Если участки действительно фактически соприкасаются.

Если такая земля находится за пределами населенного пункта и даже не соприкасается с ним, то ее можно использовать как по прямому целевому назначению, так и по вспомогательному.

По функциональному назначению земли сельскохозяйственного назначения подразделяются на две группы:

-сельскохозяйственные угодья (пастбища, сенокосы, пашня, многолетние насаждения)

— несельскохозяйственные угодья (лесопосадки, лесопокрытые, водопокрытые территории, дороги, постройки, сооружения и т.п.).

Сельскохозяйственные угодья – это высокоплодородная земля, на которой можно сажать овощи, зерновые, бахчевые и другие культуры, выращивать сады и плодовые кустарники. Такие земли не подлежат переводу в другие категории вообще, так как находятся под особой охраной государства. Самым ценным видом сельхозугодий является пашня.

Как правило, земля с разрешенным использованием — для сельскохозяйственного использования( несельскохозяйственные угодья) имеет низкую кадастровую стоимость, значит низкого качества, поэтому выращивать овощи, злаковые и другие полезные культуры просто не получится, но можно использовать для других целей- для дорог вдоль полей, для линий электричества, для постройки гаражей и ремонтных мастерских обслуживающих сельхозтехнику, для водных объектов, складов, малых предприятий по переработке сельхозпродукции и других целей.

Очень жаль, что современные кадастровые паспорта не отражают эти данные для владельцев участков сельскохозяйственного назначения и приходится разыскивать эту ценную информацию в различных других источниках. Эта информация используется при определении кадастровой стоимости каждого участка. Чем выше стоимость, тем плодороднее земля.

Документы и материалы для перевода

Перевод сельскохозяйственных земель в иную категорию осуществляется на базе ходатайства. Поскольку сельхозугодия включены в их состав, то процедура распространяется и на них.

Составить запрос может как собственник, так и законно заинтересованное лицо, получившее от владельца согласие на перевод. Документ составляется в свободной форме.

Сведения, которые должны в нем содержаться:

  1. Номер надела по кадастру.
  2. Текущая категория земель и та категория, в которую требуется перевести участок.
  3. Причина, по которой производится перевод.
  4. Отсутствие препятствий для осуществления изменения категории надела.
  5. Реквизиты документов, подтверждающие право собственности на землю.
  6. Перечень прилагаемых документов.

Если надел имеет обременения или наложены ограничения на его использование, данная информация также должна быть отражена в ходатайстве.

Одной из важнейших является причина, определяющая необходимость перевода. Владелец обязан обосновать, зачем требуется изменить категорию надела, и доказать отсутствие правовых препятствий для осуществления данной процедуры.

К ходатайству необходимо приложить:

  • копию документов, удостоверяющих личность заявителя или его представителя (паспорт, для представителя – ещё и доверенность);
  • копии уставных документов фирмы, заверенные в нотариате и выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП (для юридических лиц и ИП);
  • выписку на надел из ЕГРН;
  • кадастровый паспорт надела;
  • согласие на перевод, оформленное правообладателем земель;
  • заключения экспертиз о состоянии и стоимости земель (отчеты экологов, разрешения от комитета по архитектуре, оценка геологических служб, кадастровых инженеров и т.д.).

Задача владельца, доказать, что участок, после перевода в новую категорию земель не нанесет вреда окружающим, впишется в утвержденные муниципалитетом градостроительные планы, не нарушит инфраструктуру.

Заранее собранные сведения о реальной ценности земель позволят избежать отказа, обоснованного особым статусом надела или его принадлежности к охраняемым зонам.

Если планируется оформить надел в категорию сельскохозяйственных земель, то необходимо представить проект рекультивации – улучшения качества почв, доведения их до состояния, при котором возможно использование участка по новому назначению.

Составленное ходатайство и собранные документы передаются в муниципалитет, либо в отдел по имущественным отношениям субъекта РФ. Сделать это можно лично, почтовым отправлением или через МФЦ. Кроме того, реализовать запрос можно через электронные каналы связи, например на портале Госуслуг.

Положительное решение будет сопровождаться актом, с указанием:

  • новой категории надела;
  • причин перевода;
  • кадастровых сведений о земле;
  • фиксированных границ и площади.

Законодательство отводит на принятие решения до двух месяцев. Порядка двух недель допускается для его оглашения заявителю.

Пытаясь предотвратить варварское и потребительское отношение к земельным ресурсам, законодатели пытаются действовать. Реализована программа учета имеющихся в стране земель, введения неиспользуемых территорий в оборот, много внимания уделяется проектам их рекультивации.

С одной стороны это защищает угодья от использования, которое способно нанести вред почвам. С другой – введенные ограничения и излишняя бюрократия мешают развитию проектов, которые могли бы найти применение землям, которые большой ценности с точки зрения сельского хозяйства в реальности не представляют.

О процедуре перевода земли:

Watch this video on YouTube

17 мая 2018      Юлия Юрьевна    
    1019      

Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (ст. 77 ЗК РФ). Они в основном используются сельскохозяйственными предприятиями, организациями и гражданами, занимающимися производством товарной сельскохозяйственной продукции.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Сельскохозяйственные угодья — пашни, сенокосы, залежи, земли,занятыемноголетниминасаждениями(сады, виноградники и др.), имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья. К их числу относятся прежде всего сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний районный уровень.

Для строительства промышленных объектов и иных несельскохозяйственных нужд предоставляются земли, не пригодные для ведения сельскохозяйственного производства, или сельскохозяйственные угодья из земель худшего качества по кадастровой стоимости.

Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.

В целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель. Этот фонд формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд при добровольном отказе от земельного участка либо при принудительном изъятии земельного участка в случаях, предусмотренных федеральными законами. В него также включаются земельные участки, когда нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял земельный участок в наследство, либо наследник отказался от наследства в пользу государства или отказался от наследства без указания, в пользу кого он отказывается от наследства на земельный участок.

В ЗК РФ предусматривается целевое использование земель сельскохозяйственного назначения. Они могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных целей, связанных с сельскохозяйственным производством.

Субъектами использования сельскохозяйственных земель признаются:

  • граждане, в том числе ведущие крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;
  • хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, иные коммерческие организации;
  • некоммерческие организации, в том числе потребительские кооперативы, религиозные организации;
  • казачьи общества;
  • опытно-производственные, учебные, учебно-опытные и учебно-производственные подразделения научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательные учреждения;
  • общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector