Права и обязанности школьника в россии

03 Реализация права на образование

Департамент ежегодно определяет дату начала и окончания приема документов. Для проживающих и зарегистрированных в районе, обслуживаемом школой, время подачи обычно с 1 февраля по 30 июня. Остальные, не имеющие прописки в микрорайоне учебного заведения, подают заявления с 1 июля. Их принимают, пока не закончатся места, и прекращают 5 сентября.

Не следует тянуть с подачей документов: прием останавливают, как только наберется по 25 учеников во все запланированные классы. Так что есть риск в случае промедления остаться без школы, которая находится под боком. Это не значит, что ребенок не будет учиться. Если ему на 1 сентября исполнилось 6 с половиной лет, законодательство обязано устроить его в учебное заведение.

Чтобы родителям не бегать в поисках, обращаются в отдел образования. Там должны подобрать заведение, куда примут малыша, а, возможно, найдут способ устроить в школу по прописке. Самостоятельно искать не стоит: чужой район и, скорее всего, ситуация такая же, как и в своей. Разве что поискать где-то на окраине, но как туда чаду добираться?

Если семья принадлежит к льготникам, то отпрыска наверняка примут в школу по месту прописки. Категории таких лиц довольно обширны в российском масштабе, а региональные власти дополняют по собственному усмотрению. Можно выделить такие группы граждан, чьи дети имеют преимущества при зачислении:

  • Действующих полицейских, военнослужащих, судей, прокуроров, работников исполнительной, пожарной, таможенной службы, наркоконтроля. Если родители уволены по состоянию здоровья, погибли при исполнении обязанностей, льготы сохраняются.
  • Младшие братья и сестры, если старшие уже учатся в этом заведении. Первоочередным правом на зачисление обладают дети сотрудников школы.
  • В отдельных регионах льготы распространяются на многодетные, малообеспеченные и неполные семьи, на сирот.

Многие подают электронные заявления в несколько школ, чтобы обезопасить себя от возможных проблем с зачислением в первый класс. Оно проводится вплоть до 5 сентября, и высока вероятность, что одно из учебных заведений сообщит о приеме и, возможно, именно то, о котором мечтали родители. Первоклассниками становятся, независимо от времени регистрации на портале и внесения сведений. Существует общий порядок: сначала дети с пропиской. Среди них преимущество у льготников, затем идут остальные.

О решении сообщают в личном кабинете, в случае положительного результата, извещают, когда принести бумаги. Не следует переживать о том, что предложат не одну школу, а несколько. Чтобы подтвердить свое согласие с выбором, понадобится предоставить оригиналы. Обязательно предъявляется документ, подтверждающий временную или постоянную регистрацию ребенка.

Родитель показывает паспорт и свидетельство о рождении будущего ученика. С оригиналами сверяются копии, которые остаются в учреждении. При отсутствии регистрации подтвердить проживание могут справки: договор аренды, безвозмездного пользования квартирой, купли-продажи. Без регистрации с такими документами зачислят в последнюю очередь.

Чтобы значительно повысить шансы поступить в учебное заведение, которое нравится, прибегают к временной прописке. Зарегистрироваться в микрорайоне желанной школы должен один из родителей и ребенок. Оформление будет фиктивным, но доказать это очень трудно.

Рекомендации по правильному поведению учащихся на перемене:

  1. На перемене в классе остаются только дежурные. Остальные выходят в коридор;
  2. Дежурные готовят класс к следующему уроку: вытирают доску, проветривают помещение, выполняют различные поручения учителя;
  3. Во время перемен, до и после уроков учащиеся не должны находиться в учебных кабинетах, спортивных залах, актовом зале или в мастерских без педагога;
  4. Во время перемены ведите себя спокойно. Соблюдайте порядок, не кричите и не толкайте друг друга;
  5. Во время перемены можно поиграть в различные игры, но выбирайте не очень подвижные;
  6. Спускаясь и поднимаясь по лестнице, придерживайтесь правой стороны;
  7. Будьте осторожны, когда открываете и закрываете двери; не суйте руки в дверные проёмы, не балуйтесь и не хлопайте дверьми;
  8. При встрече с учителями, работниками школы, родителями и другими взрослыми приостановитесь и поздоровайтесь;
  9. Не обгоняйте учителей или взрослых, идущих по лестнице или по коридору, а если это необходимо сделать, то попросите разрешения пройти;
  10. Любые возникшие конфликты между учениками решать мирным путем или с помощью учителя;
  11. В случае любых происшествий или травм нужно немедленно сообщить об этом ближайшему учителю, классному руководителю, завучу, директору школы.

Перемена начинается после слов учителя «Урок окончен». Выходить на перемену можно не тогда, когда прозвенит звонок, а когда разрешит учитель. Перемена — это не только время для отдыха, но и возможность подготовиться к следующему уроку.

Учащимся на перемене запрещается:

толкать друг друга;
употреблять непристойные выражения и жесты;
драться и применять физическую силу;
играть в опасные игры, совершать действия, которые могут привести к травмам и порче школьного имущества;
бросаться и использовать в играх твердые предметы, которые могут нанести травму: камни, палки, льдинки и т.д.;
бегать по коридорам и лестницам, кабинетам и любым другим школьным помещениям не предназначенным для этого;
лазить по деревьям, крышам, заборам, теплицам и любым другим высотным конструкциям;
перегибаться через перила, съезжать по перилам, толпиться на лестницах;
подходить к местам, представляющим повышенную опасность: ямы, траншеи, котлованы, близлежащие автомобильные дороги и т.д;
обгонять учителей или взрослых, идущих по лестнице или по коридору;
не следует играть в электронные игрушки – ты утомишь глаза и совершенно не успеешь полноценно отдохнуть;
запрещено садиться на подоконник, особенно тогда, когда окно открыто

Любое неосторожное движение может привести к печальным последствиям;
запрещается приносить в школу опасные предметы или вещества, которые могут нанести вред окружающим: пиротехнические или взрывные устройства, острые, режущие предметы, любой вид стрелкового оружия (в том числе и пневматического);
в зимнее время запрещено подходить близко к стенам школы, чтобы исключить риск получения травмы упавшим снегом или сосулькой;
запрещается покидать территорию школы без соответствующего разрешения учителя
нельзя вести себя агрессивно, провоцировать конфликты и принимать в них участие.

Имущественные права несовершеннолетнего ребенка

Право на получение содержания от родителей:

  • одно из неотъемлемых прав несовершеннолетнего ребенка,
  • сопутствующее праву ребенка на воспитание в семье.

Родители обязаны:

  • осуществлять содержание несовершеннолетнего ребенка и
  • самостоятельно определяют, в каком порядке и в какой форме они будут предоставлять содержание своим несовершеннолетним детям.

Родители имеют право:

  • заключить между собой соглашение и
  • предусмотреть в нем распределение между собой обязанностей по содержанию несовершеннолетнего ребенка.

В тех случаях, когда родители не обеспечивают содержание несовершеннолетнего ребенка:

средства на содержание ребенка взыскиваются с них в судебном порядке.

Если содержание ребенка за счет средств родителей по каким-либо причинам невозможно, то ребенок имеет право на получение в судебном порядке алиментов на свое содержание от других членов семьи:

  • трудоспособных совершеннолетних братьев и сестер, обладающих необходимыми средствами, или
  • от дедушки и бабушки, обладающих необходимыми средствами.

Алименты, пенсии, пособия и другие суммы, причитающиеся несовершеннолетнему  ребенку на его содержание, поступают в распоряжение родителей:

  • такие средства являются собственностью ребенка и расходуются родителями на его содержание;
  • в тех случаях, когда один из родителей, выплачивающий алименты, полагает, что эти суммы расходуются не по назначению, он вправе обратиться в суд с требованием о зачислении части алиментов (не более 50%) на счета, открытые на имя ребенка в банке.
  • принадлежащее ему имущество, полученное в дар или по наследству,
  • доходы, которые он получает от использования данного имущества и распоряжения им.

Имущество несовершеннолетнего ребенка могут составлять:

  • движимое и недвижимое имущество любой стоимости,
  • ценные бумаги, паи, доли в капитале,
  • вклады, внесенные в кредитные учреждения или иные коммерческие организации,
  • дивиденды по вкладам и др.

Несовершеннолетний ребенок, в частности, может стать собственником приватизированного дома или квартиры:

  • это имущество может быть приобретено на средства ребенка либо
  • получено им в дар или
  • по наследству.

Принадлежит несовершеннолетнему ребенку также:

  • получаемая им стипендия,
  • его заработок (доход) от результатов интеллектуальной и предпринимательской деятельности.

Ребенок в возрасте от 14 до 18 лет вправе:

  • например, самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей, попечителя, распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами;
  • осуществлять право автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;
  • в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
  • совершать мелкие бытовые сделки.

Иные гражданско-правовые сделки несовершеннолетний ребенок совершает:

с письменного согласия своих законных представителей — родителей, усыновителя, попечителя.

Малолетний ребенок, т.е. ребенок в возрасте от 6 до 14 лет, может:

  • совершать мелкие бытовые сделки,
  • сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды,
  • а также сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями (усыновителями, опекунами) или третьими лицами, с согласия последних.

Сделки в интересах детей до 6 лет совершают:

только родители и лица, их заменяющие.

Распоряжение принадлежащим ребенку на праве собственности имуществом регулируется ст. 26 и 28 Гражданского кодекса РФ.

Родители не имеют права на собственность ребенка, так же как и ребенок не имеет права собственности на имущество родителей.

При осуществлении родителями полномочий по распоряжению и управлению имуществом ребенка они обладают правами и исполняют обязанности, установленные статьей 37 Гражданского кодекса РФ для опекунов и попечителей.

Родительские права и их ущемление

В соответствии со ст. 68 СК РФ, нарушением и ущемлением родительских прав считается такая ситуация, при которой, например, иные лица отнимают у родителей их детей и незаконно удерживают их у себя. В случае возникновения такой ситуации родители могут подать исковое заявление в суд.

При рассмотрении заявленных исковых требований суд учитывает мнение ребенка. Если судом установлено, что ни мать и отец, ни лицо, которое удерживает ребенка, не могут обеспечить его полноценное развитие, суд отдает несовершеннолетнего ребенка на попечение органа опеки.

Нарушение и ответственность

Внимание! В соответствии со ст. 66 СК РФ, нарушить родительские права может мать или отец, с которым проживает ребенок (например, при чинении препятствий в общении второго родителя со своим ребенком)

Если родители или один из них не исполняют решение органа опеки, Управление соцзащиты населения или близкие различные родственники ребенка (например, дедушка) подают исковое заявление в суд.

При создании препятствий для общения с ребенком суд привлекает одного из родителей-ответчика к административной ответственности, установленной ч. 2 ст. 5.35 КоАП РФ. В подобной ситуации на виновное лицо накладывается административный штраф в размере 2 000–3 000 руб.

Права и обязанности школьника (правила поведения учащихся в школе)

Во время обучения дисциплина и порядок имеют большое значение для наиболее эффективного усвоения новых знаний. Когда этим фактом пренебрегают, занятия превращаются в балаган, и учитель тратит драгоценное время не на объяснение нового материала, а на попытки успокоить учеников

Поэтому так важно, чтобы правила поведения в школе соблюдались всеми без исключения

Некоторые родители считают, что воспитание детей полностью должно лежать на плечах учителей. Однако это неверная точка зрения, так как воспитание в первую очередь начинается дома.

Еще будучи дошкольниками и готовясь пойти в первый класс, дети должны быть знакомы по крайней мере с элементарными правилами этикета, например, что нужно здороваться со взрослыми (конкретно в школе – с учителями).

Начиная с первого дня в школе, дети будут ежедневно сталкиваться с определенными требованиями, и, по мере привыкания к учебному процессу, правила поведения учащихся в школе будут лишь ужесточаться. Чтобы школьникам было легче запомнить, как вести себя в школе, и придерживаться правил, им нужно рассказывать не только об их обязанностях, но и об их правах.

Права школьника

Когда человеку известны его права, он охотнее выполняет свои обязанности. То же самое касается и детей. Поэтому прежде чем обязывать ребенка соблюдать правила школы, ему следует рассказать, какими правами он обладает.

В первую очередь, все дети имеют право на бесплатное образование

Чтобы донести до детей важность этого права, можно рассказать им об эпохе Средневековья, когда образование было уделом знати. Теперь же у каждого есть возможность получить качественное образование и развить свой потенциал.
Из предыдущего права ученика вытекает следующее: школьники вправе посещать занятия даже в том случае, если они не подготовлены к уроку или явились с опозданием

Учитель может лишь сделать школьнику замечание, но выгонять его с урока запрещено, ведь так учитель отнимает у ребенка право получать знания. Если же такое произошло, ученик может пожаловаться директору школы.
Кроме того, каждый школьник имеет право на дополнительную помощь учителя. Бывает, что новый материал оказался для ученика слишком сложным, или же ученик пропустил несколько уроков по болезни. В таких случаях любой школьник может обратиться к учителю за помощью.
Также ученики имеют право получать оценки исключительно за свои знания и умения. Если учитель нарушает это право, ученик со своими родителями может пожаловаться директору школы.
Школьники могут не ходить на факультативные занятия. Они не входят в обязательную программу министерства образования, а вводятся внутри школы, поэтому учащиеся могут посещать их по своему желанию.
Также школьникам не обязательно сдавать деньги на различные нужды школы, если они учатся в государственном учреждении. Классный руководитель вправе посоветовать родителям сдать деньги, но заставлять их он не может.
Наконец, ученики могут не принимать участие во всякого рода субботниках, так как принудительный труд несовершеннолетних запрещен законом. Поэтому учеников могут попросить поучаствовать в подобных школьных мероприятиях, но не превращать это в вынужденный труд.

Основные права ребенка в школе

Право на образование

Согласно закону «Об образовании» основное право ребенка — это право на образование. Любой учащийся любого образовательного учреждения имеет право на получение образования в полном соответствии с государственными требованиями и стандартами. В том числе, право на образование включает в себя:

  • право на обучение по индивидуальному плану;
  • право на ускоренный курс обучения;
  • право на получение дополнительных образовательных услуг;
  • право на бесплатное пользование библиотекой.

В случае если ребенок обучался в неаккредитованном частном образовательном учреждении или обучался в домашних условиях, он имеет право на прохождение аттестации в аккредитованном учебном учреждении и получить по ее результатам документ об образовании государственного образца.

Право на уважение человеческого достоинства, свободное выражение собственного мнения и убеждений, свободу совести и информации

К большому сожалению, права ребенка на уважение человеческого достоинства, свободное выражение собственных мнений и убеждений, свободу совести и информации иногда нарушаются. Наиболее частым нарушением такого права являются различные формы психического насилия, которые могут проявляться в виде:

  • открытого проявления негативного отношения к школьнику;
  • предъявления к ребенку завышенных требований;
  • негативное отношение со стороны одноклассников («буллинг»);
  • оскорбления, унижения, угрозы словом или делом со стороны преподавательского состава;
  • дискриминации и ксенофобии по любым признакам.

Право на приятные и безопасные условия обучения

Любые действия или обстоятельства, способные нанести вред здоровью ребенка или вызвать негативные эмоции или дискомфорт в процессе обучения являются нарушением права ребенка на приятные и безопасные условия обучения. Примерами таких нарушений, позволяющих высказать претензии, могут быть:

  • низкая температура в помещении образовательного учреждения в холодное время года;
  • несоблюдение правил техники безопасности на уроках труда, физкультуры, физики и химии;
  • запах краски, оставшийся после незаконченного вовремя ремонта помещений образовательного учреждения.

Как защитить права ребенка, если они нарушаются школой

В чем преимущества использования данного каталога произведений? Впервые Вы имеете возможность искать и подбирать произведения, ориентируясь не только на традиционные параметры (фамилию автора, название работы, жанр), но и на собственно профессиональные параметры: область коррекционной педагогики/специальной психологии; направление исследований; вид нарушения развития; степень нарушения; возраст ребенка; время создания и публикации работы; адресат.

В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

И потому любому родителю предстоит запастись немалой долей терпения и ясными представлениями о том, что от него и лишь от него зависит, каким вырастет дочка или сын и как будет вступать во взрослую жизнь. Права ребёнка в подробностях Защита детей — прямая обязанность каждого родителя. В нашей стране данной теме посвящено несколько законодательных документов, относящихся к разным уровням.

Основные из них — Конституция РФ и Конвенция ООН о правах ребенка. Кроме того, существует ряд федеральных законов и государственных кодексов. Касательно рамок семейных и общественных отношений права детей наиболее подробно прописаны на страницах Семейного кодекса, а также в ФЗ номер 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Законодательством зафиксировано, что понятие «ребёнок» подразумевает гражданина, не достигшего 18-летнего возраста.

Права школьника

Правовой статус школьника и проблемы, связанные с его реализацией

Общая теория права под правовым статусом личности подразумевает комплекс его прав, обязанностей, ответственности, а также условий и гарантий, сопутствующих реализации данного права (например, наличие российского гражданства как предпосылка осуществления права на образование, или институт судебной защиты прав человека как гарантия реализация данного права).

Применительно к правовому статусу школьника, обучающегося в государственном или муниципальном общеобразовательном учреждении (средней школе), можно выделить следующие элементы.

Права обучающихся

Права и обязанности школьника определяются Законом РФ «Об образовании» (ст. 33-45), Типовым положением об общеобразовательном учреждении, иными нормативно-правовыми актами, а также Уставом общеобразовательного учреждения и иными локальными актами данного учреждения. Так например обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право:

  • на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами,
  • на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам,
  • на ускоренный курс обучения,
  • на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек,
  • на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг,
  • на участие в управлении образовательным учреждением,
  • на уважение своего человеческого достоинства,
  • на свободу совести, информации,
  • на свободное выражение собственных мнений и убеждений и другие.

Обязанности обучающихся

В соответствии Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся обязаны:

  • соблюдать устав общеобразовательного учреждения,
  • добросовестно учиться
  • бережно относиться к имуществу учреждения
  • уважать честь и достоинство других обучающихся и работников учреждения,
  • выполнять требования работников учреждения по соблюдению правил внутреннего распорядка.

Гарантии права граждан на образование определены в ст. 3 Закона РФ «Об образовании». Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования, а также гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего  общего образования. Государство гарантирует защиту от дискриминации в области образования, социальную поддержку граждан, нуждающихся в таковой, создание специальных условий для граждан с ограниченными способностями и поддержка наиболее одаренных.

Защита права на образование

В силу возраста школьники, не достигшие совершеннолетия, не могут самостоятельно воспользоваться доступными средствами защиты своих прав. Их права и законные интересы представляют и защищают их родители (законные представители). Так, например, родители школьника при поступлении ребенка на обучение в общеобразовательное учреждение, знакомятся с документами, регламентирующими образовательный процесс в данном учреждении, дают согласие на привлечение детей к труду, не предусмотренному учебным процессом, на перевод ребенка в группу компенсирующего обучения в случае неуспеваемости, оставлении на второй год, решают иные вопросы, связанные с обучением ребенка в школе. Родители обладают правом защищать законные права и интересы своих детей. В случае нарушения прав и законных интересов ребенка, родители (законные представители) вправе воспользоваться всеми имеющимися средствами защиты: обращение в органы управления образованием и надзорные органы, в органы опеки и попечительства, в прокуратуру, с иском в суд.

Проблемы, связанные с правовым статусом обучающегося, касаются, как правило, нарушения его прав, допускаемых администрацией образовательного учреждения (например, неправомерное отчисление обучающегося, невыдача документа об образовании, нарушение порядка взимания платы за дополнительные образовательные услуги и др.) а также возложения на него обязанностей, не предусмотренных законодательством или Уставом образовательного учреждения, или несоблюдение порядка наложения дополнительных обязанностей (например, привлечение к труду, не предусмотренному образовательной программой без его согласия и без согласия его родителей). 

Что и кто защищает права ребенка в школе

Существует ряд ситуаций, при которых у родителей и самих детей возникает вопрос — как поступать и как защищать свои права. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Добровольная сдача денег. Образование в России предоставляется на бесплатной основе, следователь, собирать какие-либо средства на ремонт класса, обучающие материалы и прочее нельзя. Если родители отказываются, то на детей это сказываться не может.
  2. Охрана здоровья. Школа отвечает за жизнь и здоровье ребенка, как только тот переступит порог утром и до тех пор, пока не покинет здание вечером. Любое принуждение к активности, которое может навредить ребенку, а также безответственное отношение может привести к серьезным последствиям.
  3. Все факультативные занятия посещаются на добровольной основе. Нельзя занижать оценки тем, кто ходил только на основные уроки.
  4. Привлечение к уборке в школе может реализовываться только с согласия ученика и его родителей.
  5. Недопустима дискриминация детей по половому признаку, то есть, разделение обязанностей между учениками в зависимости от того, мальчики они или девочки.

Так как Россия — светское государство в школе могут учиться дети разных конфессий. И задача педагогов уважительно относится ко всем ученикам, не проводить мероприятия, популяризирующие ту или иную религию.

Полезно! Дежурство по школе приравнивается к труду, следовательно, чтобы привлечь к этой активности учеников необходимо заручиться согласием их родителей.

Школа — это место, в котором дети проводят очень много времени. В связи с этим на законодательном уровне закреплены права и обязанности несовершеннолетних в процессе нахождения в учебном заведении. Существует множество нюансов и тонкостей, которые приводят к периодическим нарушениям прав детей. Контроль над тем, чтобы действия педагогов и работников школы были законны, должен осуществлять родительский комитет, а также вышестоящие инстанции.

https://youtube.com/watch?v=rpQS5tINZrk%3F

Куда обращаться?

Если вы стали свидетелем или узнали о нарушении прав ребенка, необходимо немедленно принять меры. Как и сам несовершеннолетний, права которого нарушены, любой гражданин имеет право обратиться в следующие органы:

  1. правоохранительные органы – сюда относят прокуратуру, органы внутренних дел и комиссия по делам несовершеннолетних;
  2. органы опеки и попечительства – основной государственный орган, уполномоченный защищать права и интересы детей, как проживающих в семье, так и оставшихся без попечительства.

В зависимости от выбранного пути, каждый орган проводит определенные мероприятия.

Органы опеки и попечительства

Данные организации являются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Задачи, которые ставятся перед органами опеки и попечительства направлены на защиту прав как тех лиц, над которыми установлена опека, так и тех, кто выступает опекуном несовершеннолетних или недееспособных лиц. Основные функции Органов опеки и попечительства сводятся к следующим положениям:

  • Выявление и учет лиц, которые нуждаются в установлении над ними опеки.
  • Подбор граждан и семей, которые готовы принять на себя обязанности опекунов и попечителей для детей, оставшихся без опеки родителей и проживающих в неблагополучной семье или детском учреждении.
  • Осуществление надзора за исполнением опекунами и попечителями обязанностей, возложенных на них по закону. В частности, в это положение входит проверка условий жизни и содержания несовершеннолетних.
  • При выявлении явных нарушений, отстранение опекунов от их обязанностей в отношении опекаемого.
  • Соблюдение имущественных прав несовершеннолетних и недееспособных граждан, вплоть до выдачи разрешений на проведение имущественных сделок.
  • Представление прав и интересов опекаемых в суде и других государственных органах.
  • Оказание всесторонней помощи опекунам в исполнении их законных обязанностей перед опекаемыми детьми и недееспособными гражданами.

Прокуратура

В полномочия прокурора с точки зрения защиты прав несовершеннолетних входит в первую очередь инициация судебного разбирательства по поводу лишения или ограничения родительских прав, а также по вопросам уголовной ответственности за уклонение от своих прямых родительских обязанностей. Прокурор также принимает активное участие в делах касающихся усыновления и отмены усыновления. Кроме того, на сотрудников прокуратуры возлагается ответственность в отношении защиты детей от информации и пропаганды, которая может оказать негативное влияние на их нравственное и психическое развитие.

Обращаясь в прокуратуру, каждый гражданин может быть уверен, что заявление будет рассмотрено соответствующими органами и при подтверждении фактов нарушения прав несовершеннолетних, последует возбуждение судебного разбирательства.

Комиссия по делам несовершеннолетних

Комиссии по делам несовершеннолетних могут создаваться как высшими государственными органами власти, так и органами местного самоуправления. Являясь коллегиальным органом, основные задачи комиссии по делам несовершеннолетних заключаются в защите прав и интересов детей, надзоре за развитием, воспитанием и условиями проживания несовершеннолетних, а также в профилактике детской преступности и беспризорности.

Обращаясь в комиссию по делам несовершеннолетних, следует понимать, что данный орган имеет следующие полномочия:

  • разработка программ по защите прав и интересов несовершеннолетних;
  • осуществление мер профилактики беспризорности и правонарушений среди детей;
  • производит выявления и надзор за несовершеннолетними гражданами, которые вынуждены проживать в социально опасных условиях;
  • принимает непосредственное участие в судебных заседаниях, связанных с нарушениями прав детей и т.д.

Кроме перечисленных структур, которые играют ключевую роль в реализации законов о защите прав несовершеннолетних, эти функции выполняются также рядом других органов и общественных организаций. Так, став свидетелем нарушения прав ребенка, целесообразно также обратиться в Центр социальной помощи семье и детям, Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей и т.д.

Причины противоправного поведения подростков[править]

«Трудный ребенок, — писал В.А.Сухомлинский, — это дитя пороков родителей, зла семейной жизни, это цветок, расцветающий в атмосфере бессердечия, неправды, обмана, праздности, презрения к людям, пренебрежения своим общественным долгом … Это дитя нравственной неподготовленности родителей к рождению и воспитанию детей».

В последние годы наблюдается тревожная тенденция к снижению родительского авторитета, обусловленная неправильным поведениям как по отношению к своим детям, так и к окружающим, неумением родителей (по мнению подростков) жить и т.д.

Ученые-педагоги, психологи и социологи утверждают: главным образом из материнских и отцовских уст, их поведения и поступков ребенок получает до 80% всего того, что требуется для формирования человека как личности, и в первую очередь – для развития нравственно-психологических качеств будущего гражданина. При этом нередко деформируется важнейшая функция семьи – психологическая защита ребенка. Отсюда отчуждение от родителей, неприятие их жизненных стандартов, и как результат – переход на преступный путь. Риск правонарушений несовершеннолетних, воспитывающихся в обстановке постоянных и острых конфликтов в 4-5 раз, а в семьях, где царят агрессивность и жестокость, в 9-10 раз выше, чем у тех, кто растет в педагогически сильных и устойчивых семьях.

Дело не только в безнадзорности, с которой связано 80% преступлений, но и в том, что дети воспринимают поведение старших членов семьи как нормальное, обычное, эмоционально отождествляются с родителями и воспроизводятся стереотипы их поведения, не задумываясь над тем, насколько они правильны с точки зрения общества. Следует также учитывать следующее:

  • большинство преступников были нежелательными детьми в своей семье;
  • в подобных семьях отсутствует главное – эмоциональный контакт ребенка с одним, но чаще всего с обоими родителями;
  • особенно острое состояние неопределенности своего положения и ближайшего будущего в неполных семьях;
  • группы, в которые уходит подросток или ребенок, в основном играют роль эквивалента семьи, а старший в группе (лидер, вожак) как бы заменяет отца или старшего брата.

Современные политические, экономические и культурные условия в обществе, как показывают многочисленные исследования, в существенной мере влияют на кривую роста правонарушений, особенно среди порастающего поколения. Дети, подростки, молодежь оказались наименее защищенной частью общества. Этому способствовали следующие факты:

  • разводы. За последние 20-30 лет их было в среднем до 900 тысяч ежегодно. Это значит, что каждый год добавлялось почти 1 миллион детей-полусирот.
  • рост социально-психологической напряженности в обществе, порождаемый экономической и политической нестабильностью и, как следствие, межнациональные и этнические конфликты, вооруженные столкновения и локальные войны. В наш быт прочно вошли такие понятия, как беженцы, мигранты и эмигранты (в том числе и дети).
  • неправильное, нестабильное питание и обострение экологической ситуации в стране, приведшие к тому, что у 90% детей авитаминоз, здоровые призывники составляют только 10-15%.
  • ухудшение демографической ситуации.

К условиям способствующим преступности несовершеннолетних можно отнести следующие факторы:

  1. безнадзорность – отсутствие должного контроля за подростками со стороны родителей. Нередко причиной тому является занятость родителей.
  2. безнаказанность. Практика свидетельствует, что во многих случаях путь к преступлению как бы ступенчат: отсутствие должного реагирования на правонарушение нередко формирует убеждение во вседозволенности, вследствие чего совершаются более серьезные правонарушения (по данным исследований, до 65% несовершеннолетних, совершающих преступления, надеялись на безнаказанность).
  3. проблемы в правовом воспитании подростков.
  4. рост токсикомании и наркомании, пьянства и половой распущенности среди подростков и их родителей.
  5. вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность со стороны взрослых преступников.
  6. длительная незанятость подростков, особенно в городах, как часть более общей проблемы беззащитности, бесправия детей и подростков.
  7. резкий рост стрессовых и конфликтных ситуаций.

Ответственность за нарушение прав школьников

  1. Действия учителей и персонала школы, нарушающие основные права и свободы, если они не являются уголовными и административными правонарушениями, наказываются посредством дисциплинарных норм. Например, может быть использован выговор или даже увольнение.
  2. Административные нарушения, а также уголовные преступления передаются для рассмотрения в государственные органы, включая полицию. Наказание выносится на основании КоАП РФ И УК РФ. При необходимости, к рассмотрению дела привлекаются органы Опеки и Прокуратура РФ.

Если речь идёт о повреждении имущества, то дело может быть передано в суд, для вынесения решения о компенсации ущерба.

Например, учитель своими действиями повредил собственность ученика. Помимо дисциплинарного взыскания, он должен возместить понесённый ущерб. При несогласии сделать это добровольно, законные представители вправе обратиться в суд с исковым заявлением.

На практике, чаще всего речь идёт о дисциплинарной ответственности. Учителей увольняют за проступки, связанные с нарушением различных прав и свобод. К административной ответственности чаще привлекается руководство школы, например, за отказ в выполнении определённых законных требований, таких как перевод в другую школу, изменение формы обучения и так далее.

Прочтите: Как получить компенсацию за школьную форму в 2021 году?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector